собор воскресения христова в тутаеве
ТУТАЕВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР
Тутаевский Воскресенский собор |
Собор в честь Воскресения Христова в г. Тутаев Рыбинской епархии
По преданию, ранее здесь стояла деревянная церковь во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.
Храм никогда не закрывался.
С иконой Спасителя из собора дважды в год совершается крестный ход: первый – по Романовской стороне, в десятое воскресение после Пасхи, второй – по Борисоглебской стороне, в последний воскресный день перед праздником пророка Илии.
Архитектура
В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда (середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год).
Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем.
В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.
На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник.
В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.
Статистика
Святыни
В синодальный период особенно почитались также:
В соборе находятся мощи исп. Георгия Седова [3].
Настоятели
Приписные храмы, часовни
Использованные материалы
[1] По другим данным верхний храм был возведен в 1672 году и освящен в воспоминание Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Воскресенский собор
Воскресенский собор запись закреплена
Воскресенский собор запись закреплена
Храм Петра и Павла на Быковых горах (Казанская)
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
В ХРАМЕ ПЕТРА И ПАВЛА, В КОТОРОМ ОДИН ИЗ ПРЕСТОЛОВ НОСИТ ИМЯ ИМЕННО КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ, В ЭТОТ ДЕНЬ СОСТОЯЛСЯ ПРАЗДНИЧНЫЙ МОЛЕБЕН С АКАФИСТОМ.
Показать полностью.
ВСЕ СОБРАВШИЕСЯ С ОСОБЫМ ТРЕПЕТОМ И НАДЕЖДОЙ СОВМЕСТНО МОЛИЛИСЬ ПРИПАДАЯ К ЕЕ ПРЕЧИСТОМУ ОБРАЗУ.
КОМУ, КАК НИ БОГОРОДИЦУ, НАМ ПРОСИТЬ О ЗАСТУПНИЧЕСТВЕ, ВЕДЬ ОНА В РАЗНОЕ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ СТРАНЫ НЕ РАЗ СПАСАЛА И ОБЕРЕГАЛА НАРОДЫ РУСИ ОТ БЕД И НАПАСТЕЙ, ГРОЗИВШИХ ИМ. ПОЭТОМУ, НЕ ЗРЯ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА СОВПАДАЕТ С ЭТИМ СВЕТЛЫМ ПРАВОСЛАВНЫМ ПРАЗДНИКОМ.
ВСЕХ ВСЕХ ВСЕХ, ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЕМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ!
РАДУЙСЯ, ЗАСТУПНИЦЕ УСЕРДНАЯ РОДА ХРИСТИАНСКОГО!
Воскресенский собор запись закреплена
Воскресенский собор запись закреплена
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ВОСКРЕСЕНСКОМ СОБОРЕ С 1 ПО 7 НОЯБРЯ
ПОНЕДЕЛЬНИК 1 ноября (по юлианскому календарю 19 октября)
Седмица 20-я по Пятидесятнице
Показать полностью.
Пророка Иоиля
Мученика Уара и с ним семи учителей христианских
Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского
День рождения и День Небесного покровителя праведного Иоанна Кронштадтского
7:40 Часы
8:00 Божественная литургия
17:00 Вечерня. Утреня
ВТОРНИК 2 ноября (по юл. календарю 20 октября)
Великомученика Артемия
Праведного отрока Артемия Веркольского
7:40 Часы
8:00 Божественная литургия
17:00 Вечерня. Утреня
СРЕДА 3 ноября по юл. календарю 21 октября)
Преподобного Илариона Великого
7:40 Часы
8:00 Божественная литургия
17:00 Праздничное вечернее богослужение
ЧЕТВЕРГ 4 ноября (по юл. календарю 22 октября)
ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Семи отроков во Ефесе
Схимученика Серафима, архиепископа Угличского
Андрониковской и Якобштадтской икон Божией Матери
6:00 Часы
6:20 Ранняя Божественная литургия
8:40 Часы
9:00 Поздняя Божественная литургия
17:00 Вечерня. Утреня
ПЯТНИЦА 5 ноября (по юл. календарю 23 октября)
Апостола Иакова, брата Господня по плоти
7:40 Часы
8:00 Божественная литургия
17:00 Вечерня. Утреня. Заупокойная служба
СУББОТА 6 ноября (по юл. календарю 24 октября)
Димитриевская родительская суббота
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Святителя Афанасия, патриарха Цареградского
7:40 Часы
8:00 Божественная литургия
Панихида. Поминовение воинов
17:00 Воскресное вечернее богослужение
ВОСКРЕСЕНЬЕ 7 ноября (по юл. календарю 25 октября)
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Праведной Тавифы
Мученика Анастасия
6:00 Часы
6:20 Ранняя Божественная литургия
8:40 Часы
9:00 Поздняя Божественная литургия
17:00 Вечерня. Утреня полиелейная
Воскресенский собор запись закреплена
1 ноября 2021 г. в Воскресенском соборе отметили день памяти преподобного Иоанна Рыльского, небесного покровителя праведного Иоанна Кронштадтского. Божественную литургию в праздничный день совершил епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин в сослужении настоятеля Воскресенского собора протоиерея Василия Мозякова и священнослужителей Романово-Борисоглебского благочиния.
Сегодняшний день – особый в жизни Православной школы г. Тутаева, ведь в этом году Православной школе, носящей имя святого Кронштадтского пастыря, исполняется 30 лет. В торжественном богослужении приняли участие учащиеся, родители, директор и педагоги Православной школы.
После Литургии владыка Вениамин напомнил детям о том, что отца Иоанна Кронштадтского называли в народе русским Николаем Чудотворцем за многие чудеса, происходившие по его молитве к Богу. В своей проповеди владыка отметил, что пример праведного Иоанна Кронштадтского учит нас вере, любви и постоянному молитвенному предстоянию перед Богом. Владыка поздравил всех с торжественным днем, поблагодарил за совместную молитву, пожелал Православной школе дальнейших успехов.
Воскресенский собор запись закреплена
30 октября в России отмечается день памяти жертв политических репрессий. Священный Синод Русской Православной Церкви благословил ежегодно 30 октября совершать на территории России заупокойные богослужения обо всех православных христианах, безвинно погибших в годы советских репрессий или находившихся в заключении без вины.
В Воскресенском соборе сегодня состоялось архиерейское заупокойное богослужение. Божественную литургию совершил епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин.
После Литургии владыка отслужил панихиду о всех православных христианах, невинно пострадавших в годину репрессий.
Воскресенский собор запись закреплена
Храм Рождества Христова с. Малахово
Воскресенский собор запись закреплена
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ВОСКРЕСЕНСКОМ СОБОРЕ С 25 ПО 31 ОКТЯБРЯ
ПОНЕДЕЛЬНИК 25 октября (по юлианскому календарю 12 октября)
Седмица 19-я по Пятидесятнице
Показать полностью.
Преподобного Косьмы, епископа Маиумского, творца канонов
Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Живоносного Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя
Иерусалимской, Ярославской-Смоленской, Рудненской, Ерманской
и Калужской икон Божией Матери
6:30 Утреня. Часы
8:00 Божественная литургия
17:00 Вечерня. Утреня полиелейная
ВТОРНИК 26 октября (по юл. календарю 13 октября)
Иверской иконы Божией Матери, а также Седмиезерной
Великомученицы Златы (Хрисы)
7:40 Часы
8:00 Божественная литургия
17:00 Вечерня. Утреня
СРЕДА 27 октября (по юл. календарю 14 октября)
Мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия
Преподобной Параскевы-Петки
Яхромской иконы Божией Матери
7:40 Часы
8:00 Божественная литургия
17:00 Вечерня. Утреня полиелейная
ЧЕТВЕРГ 28 октября (по юл. календарю 15 октября)
Святителя Афанасия исповедника, епископа Ковровского
Преподобного Евфимия Нового, Солунского
Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
7:40 Часы
8:00 Божественная литургия
17:00 Вечерня. Утреня
ПЯТНИЦА 29 октября (по юл. календарю 16 октября)
Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни
7:40 Часы
8:00 Божественная литургия
17:00 Вечерня. Утреня Акафист Пресвятой Богородице
СУББОТА 30 октября (по юл. календарю 17 октября)
Пророка Осии
Мучеников бессребреников Косьмы и Дамиана Аравийских и братий их
Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, епископа Китийского
Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и «Избавительница»
7:40 Часы
8:00 Божественная литургия
17:00 Воскресное вечернее богослужение
ВОСКРЕСЕНЬЕ 31 октября (по юл. календарю 18 октября)
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Апостола и Евангелиста Луки
Преставление великомученицы Златы (Хрисы)
6:00 Часы
6:20 Ранняя Божественная литургия
8:40 Часы
9:00 Поздняя Божественная литургия
17:00 Праздничное вечернее богослужение
Воскресенский собор запись закреплена
26 октября Церковь отмечает память Иверской иконы Божией Матери. В Воскресенском соборе в этот день Литургию совершил епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин.
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами, и удивительна история, связанная с ней.
Показать полностью.
Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море.
Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 25 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители.
Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, где находится и по сей день. Поэтому святая икона называется Портаитиссой, Вратарницей.
Слух о чудотворной иконе распространился в России, и 13 октября (по старому стилю) 1648 года список с Иверской иконы, написанный афонским иноком Иамвлихом по просьбе Святейшего Патриарха Никона, был торжественно встречен жителями Москвы.
Иверская икона Божией Матери, или «Вратарница» (копия), есть и в Воскресенском соборе. Она расположена в галерее зимнего храма, над самим входом в него.
Воскресенский собор в Тутаеве
Воскресенский собор в Тутаеве — место особенное. Формально собор был построен в 1678 году. Однако первый храм на этом месте, называемом в народе Борисоглебской слободой, появился еще в 1238 году в честь святых князей Бориса и Глеба. По преданию вплоть до строительства нынешнего собора здесь всегда была монашеская обитель, что создает особую атмосферу.
Долгое время левый и правый берег Волги были самостоятельными поселениями, пока в 1822 году их не объединили в один город — Романов-Борисоглебск, а еще сто лет спустя не переименовали в современный Тутаев.
Благодаря месторасположению на возвышении и своим мощным габаритам Воскресенский собор является своего рода доминантой этой части города. Высота собора до вершины креста составляется почти 50 метров. Храм создан и расписан ярославскими мастерами, которые умели сохранять гармонию своих архитектурных творений даже в таких величественных масштабах.
Алтарная часть храма обращена к реке и мощь собора особенно заметна, если смотреть на него с воды или с левого берега Волги. Эти виды в свое время невероятно вдохновляли художника Бориса Кустодиева. Например, на его картине «Гуляние на Волге» Воскресенский собор выступает очень важной смысловой точкой.
Собор неординарен со многих позиций. Его необычное внешнее оформление, богатейшие внутренние интерьеры, старейшие иконы не оставляют никого равнодушным. Еще более удивительно, что храм никогда не закрывался.
Кроме того, храму удалось сохранить и все свое внутреннее убранство, что тоже практически уникально — таких православных храмов в России буквально единицы.
На территории Воскресенского собора два храма: верхний (его еще называют «летним», доступ туда действительно возможен только летом) и нижний («зимний»).
В ансамбль «зимнего» храма входит шатровая колокольня, Святые ворота, ограда, надпрестольный столп, сторожка. Все они построены между серединой XVII и началом XX веков. «Летний» храм славится своей стенописью. Оба храма содержат уникальную фресковую роспись, великолепные порталы украшенные резьбой, многовековые иконы и другие реликвии.
Колокольный звон Воскресенского собора в Тутаеве (видео)
Иконы Воскресенского собора в Тутаеве
Самая почитаемая икона собора «Спас Всемилостивый» («Оплечный»). По преданию икона создана преподобным Дионисием Глушицким в начале XV века. Это огромный, почти 3-метровый иконописный образ давно причислен к чудотворным. Люди приезжают сюда чтобы избавиться от тяжелых болезней, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом. Для этого существует определенный ритуал: в левом нижнем углу иконы есть лаз, через который трижды должен пролезть просящий, читая определенные молитвы. Минимум дважды в год на великие праздники икону несут крестным ходом, для чего нужно как минимум 20 очень крепких мужчин.
Из знаковых икон собора можно еще отметить Икону Божией Матери «Одигитрия» в «зимнем» храме и резной образ святителя Николая Чудотворца.
Расписание служб
Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.
Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.
Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.
Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка.
Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города. Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.
Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве
Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.
Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.40/21.55. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа. Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае.
Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.
Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.
От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.
Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.
Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.
Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps
СОБОР ВОСКРЕСЕНСКИЙ
в Тутаеве
Собор Воскресения Христова в городе Романове-Борисоглебске ( с 1918 — Тутаев) построен в 1652 — 1675 годах на крутом правом берегу Волги в традициях ярославского храмового зодчества.
Город Романов-Борисоглебск ( с 1918 года — Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, расположенные на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу — Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода ( 1238), на левом — городок Романов ( 1283).
На Борисоглебской стороне древнего города возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века — Воскресенский собор, впечатляющий гармонией монументальных объемов с обильным узорочьем стен и благолепием внутреннего убранства.
В нижнем храме, где служба совершается в зимнее время года, — находятся три престола. Центральный престол освящен в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, которую также именуют « Одигитрия» ( «Путеводительница»). Северный придел посвящен Предтече и Крестителю Господню Иоанну. В диаконнике в конце XVII — начале XVIII века освятили престол во имя священномученика Харалампия.
В летней церкви четыре престола. Главный престол освящен в честь Воскресения Христова; два придела, расположенные на галереях, посвящены святым апостолам Петру и Павлу ( северный) и святителю Николаю Мирликийскому ( южный). В диаконнике главного алтаря находится придел во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, перенесенный из нижнего храма в конце XVII века.
Достопримечательностями летнего храма собора является стенопись конца 70-х годов XVII века, выполненная ярославскими изографами, и многоярусный иконостас конца XVII — начала XVIII веков.
В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня ( 2-я половина XVII века), Святые врата ( последняя четверть XVII века), ограда ( середина XIX века), надпрестольный столп-памятник ( XIX века), сторожка ( 1910 год).
Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма — они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников — звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи — висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы.
Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем.
В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.
На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник. В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.
Первый храм Борисоглебской слободы был построен монахами в 1238 году в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Во времена Иоанна Грозного здесь возвышалась двухэтажная церковь « брусчатая с пятью куполами». По преданию, вплоть до XVII века в слободе имелась монашеская обитель.
В 1652 году на месте будущего собора борисоглебцы поставили каменный одноэтажный шатровый храм в честь иконы Божией Матери « Одигитрия». В 1670 году по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича шатры разобрали и возвели на сводах Богородичного храма холодную церковь в честь Воскресения Христова.
Радетелями грандиозного строительства были « земский староста Микита Малодушкин с товарищи, да мирские люди Захар Кузьмин сын Котлованов, Корнил да Матфей Федоровы дети Седуновы и все Борисоглебской слободы крестьяне».
Главный престол холодного ( верхнего) храма — Воскресенский — освятили в 1675 году. Храм с трех сторон окружают двухъярусные галереи. В летнюю церковь ведут два крыльца — южное и западное.
Интерьер летнего храма Воскресенского собора
Летний храм Воскресения Христова четырехстопный, в диаконнике устроен придел святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, на галереях приделы святителя Николая Чудотворца и первоверховных апостолов Петра и Павла.
Иконостас летнего храма конца XVII — начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века. Он имеет восемь рядов ( сверху вниз): страстной, праотеческий, пророческий, пядничный, деисусный, праздничный, местный, пророческий ( дополнительный). Венчает иконостас Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Пристолпные иконостасы завершают деревянные скульптурные изображения ангелов с рипидами. Главная деталь в резьбе иконостаса — виноградная лоза, как символ учения Христова.
Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. В центральном объеме храма на южной и северной стенах в четырех живописных ярусах подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским соборам. Всю западную стену занимает композиция « Страшный Суд».
Русские святые князья и воины-мученики изображены на столпах. На сводах — двунадесятые праздники и композиция « Премудрость созда Себе Храм». В центральном куполе — Господь Вседержитель, в малых — Еммануил и Богородица « Знамение». Стенопись алтаря посвящена литургическим сюжетам: «Се Агнец Божий» ( жертвенник), «Великий Вход» ( главный алтарь), в дьяконнике — Воскресение Христово и чудеса воскрешений, а также патриархи Вселенской Церкви и избранные святые.
В северо-восточной части летнего храма сосредоточены особо почитаемые образы: чудотворная икона Спаса Всемилостивого, Распятие, Силуамская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая Чудотворца ( Можайского). Ежедневно после Божественной литургии на этом месте в окружении святынь перед иконой Спасителя служатся молебны.
Стенопись галереи посвящена в основном Ветхозаветным событиям. На ее сводах последовательно представлены сюжеты Первой книги Моисея — Бытие, начиная с Дней творения до Истории Иосифа Прекрасного. На стенах, в проемах и люнетах окон изображены избранные библейские сюжеты о духовных подвигах святых, композиции на тексты псалмов и молитв. Кроме того, в росписи включены живописные циклы к историко-литературным произведениям: Крещение Руси, Повесть о новгородском белом клобуке, Повесть о явлении Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.
Интерьер зимнего храма Воскресенского собора
Зимний храм в честь иконы Пресвятой Богородицы « Одигитрия» был освящен в 1652 году. Об этом событии известно из настенной летописи, сохранившейся справа от входа в церковь. Северный придел храма посвящен святому Пророку Иоанну Предтече, южный — священномученику Харалампию.
Существующий иконостас храма — XIX века, одноярусный, с образами разных веков. Над ним на стене написан деисусный чин.
Переход на службу из летнего храма в зимний совершается в воскресенье перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день после поздней Литургии при большом стечении прихожан и паломников чудотворная икона Спаса Всемилостивого торжественно переносится в нижний храм с совершением крестного хода вокруг собора.
Святыни собора
Икона Спас Всемилостивый
Чудотворный образ Спаса Всемилостивого, по преданию написанный святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся « небом» деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.
В 1749 году по указу святителя Арсения ( Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. Только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть святыню в собор. С великой радостью они несли ее из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, существующий и поныне. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцелений от физических и духовных болезней.
На пожертвования благодарных прихожан и паломников образ был украшен серебряно-золочеными венцом и ризой ( конфискованы коммунистами в 1923 году).
По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз ( обычно трижды). С иконой Спаса Всемилостивого совершаются ежегодно два крестных хода по городу. Крестные ходы проходят по Борисоглебской стороне в десятое воскресенье по Пасхе ( престольный праздник Воскресенского собора), по Романовской стороне — в воскресенье перед празднованием памяти Пророка Илии.
Крест с Распятием в иконе « Страсти Христовы»
Распятие Господа нашего Иисуса Христа одно из древнейших образов собора, ученые датируют его еками. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе.
На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина ( слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник ( справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы. Икона написана в конце XVII — начале XVIII века.
Икона Божией Матери « Одигитрия» ( Смоленская)
Название иконы « Одигитрия» переводится с греческого как « Путеводительница». По древнему сказанию, греческий император Константин в 1046 году благословил этой иконой свою дочь царевну Анну на замужество с черниговским князем Всеволодом Ярославовичем. Их сын Владимир Мономах перенес святыню из Чернигова в Смоленск, с тех пор икона Богородицы Одигитрии стала называться Смоленской.
Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат. На полях изображены предстоящие святые — преподобные Галактион и Варлаам и благоверные князья Борис и Глеб. Образ украшен окладом, золоченым венцом и шитой ризой.
Перед иконой Богородицы Одигитрии Смоленской молятся от нашествия иноплеменных, о помощи и сохранении в пути.
Святой Николай Чудотворец ( Можайский)
Резной образ святителя Николая происходит из теплой деревянной церкви, престол которой в XVII веке унаследовал собор. В память о чудесной помощи святителя Николая в освобождении города Можайска от врага появилось его новое изображение — с мечом в правой руке и городом-крепостью в левой — называемое Можайским. Модель города на ладони левой руки святого была утрачена в XVIII веке и тогда же заменена на Евангелие.
Изначально образ находился в резной сени, переданной клиром в 1898 году как ветхий и неиспользуемый Императорской археологической комиссии.
До нашего времени сохранилась традиция менять святителю Николаю в зависимости от праздника разного цвета ризы и шитые бисером тапочки. В старину их жертвовали по обещанию скорому в помощи « Николе угоднику». На главе святителя надета шитая золотными нитями митра конца XIX — начала XX века.
Икона Святые апостолы Петр и Павел
В 1672 году борисоглебцы получили благословение Ростовского митрополита Ионы на устройство придела святых апостолов Петра и Павла на северной паперти летнего храма Воскресенского собора. В связи с посвящением престола был написан их образ с клеймами деяний и установлен на северном столпе храма.
Святые изображены в среднике иконы предстоящими пред Тихвинской иконой Богородицы.
Икона Священномученик Харалампий
Епископ Харалампий жил в Греции во II веке. Он прославился бесстрашным исповеданием христианской веры среди язычников, за что принял мученическую кончину. В последний час своей земной жизни он просил явившегося ему Господа: «Пусть там, где будут почивать мои мощи и где будет почитаться память о мне, — пусть там не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарится в этом месте мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина, и спаси, Господи, души людей тех». Сященномученику Харалампию молятся о плодородии земли и о сохранении от внезапной смерти. Память святому совершается 10/23 февраля.
В Романове-Борисоглебске в XVIII — XIX веках было немало искусных изографов, продолжавших традиции ярославской и строгановской иконописи второй половины XVII века. Иконы их работы стали называть « романовскими письмами». Для них характерны любовь к многосюжетным житийным композициям, утонченность пропорций, изысканная орнаментальность и обилие золота. Вероятно, образ священномученика Харалампия, предназначенный для соименного придела зимнего храма, написан местным иконописцем.
Стенописи собора
Стенопись Воскресенского собора исполнена в 1679 году ярославскими мастерами, предположительно во главе с Дмитрием Григорьевым, а паперти расписаны в 1680 году Федором и Иваном Карповыми « со товарищами».
В центральном куполе изображен « Вседержитель», в трибуне барабана 16 праотцов, на парусах евангелисты. В западных куполах « Знамение» и «Спас Эммануил», в трибунах по 12 фигур пророков, на парусах апостолы из числа 70. На северо-восточном своде « Благовещение» и «Рождество Христово», на юго-восточном « Воскресение» и «Вознесение», на западном « София созда себе дом», на северо-западном « Богоявление», на юго-западном « Преображение». На подпружных арках по два апостола, между ними красные херувимы.
Столбы разбиты на 4 яруса, в двух верхних русские князья: Глеб, Всеволод, Владимир, Федор, Давид и Константин Ярославские, Довмонт Псковский, царевич Дмитрий Угличский, Борис ( южный столб); Михаил Черниговский, боярин Федор, Даниил Московский, Георгий, Василий и Константин Ярославские, Михаил Тверской, Александр Невский ( северный столб).
В третьем ярусе на восточной стороне « Вседержитель» и «Богоматерь Владимирская» в киотах. Северная и южная стороны разбиты на 5 широких ярусов ( 1,5 — 1,8 м). В них подробно иллюстрирована евангельская история и особенно события со страстями и воскресением Иисуса Христа.
В четвертом ярусе южной стены написаны 7 вселенских соборов, на северной стене симметрично им изображены 7 евангельских « притч». Нижний пятый ярус орнаментальный, завешан иконами. На западной стене грандиозная картина « Страшного суда». В окнах собора святители и преподобные в рост, в оконных арках херувимы.
В конхе центрального алтаря « Великий вход», в апсиде святители, преимущественно греческие патриархи и римские папы. На западной стене центрального алтаря « Евхаристия». В конхе жертвенника « Се Агнец Божий», в апсиде святители и дьяконы, на западной стене преподобные.
На паперти повествование развертывается четырьмя циклами: по внешней стороне четверика собора, по своду, в окнах и в люнетах над ними. Над входом в южный Николаевский придел Петра и Павла « Сошествие святого Духа на апостолов». На южном своде паперти расположены сцены из «Чудес Богоматери Тихвинской и иллюстрации к «Ветхому Завету», начиная от «Дней творения» и кончая сценами из жизни праведного Ноя. На западном своде « Построение Вавилонской башни», «История Авраама, Мельхиседека и Лота». На северном своде « История Иакова и Иосифа». На южной паперти с внешней стороне четверика: «Отче наш», «София Премудрость Божия» и «Живоносный источник». В люнетах над окнами и между ними « Сказание о белом клобуке».
На западной паперти с внешней стороны четверика: «Ангел хранитель», «Видение Иеремии» и «Яко твое есть царство», в люнетах над окнами и между ними: «Крещение Руси» и «Заповеди блаженств». На северной паперти с внешней стороны четверика « Повесть о Евлогии камнесечце», «Песнь Песней» ( с виршами) и «История Ионы», в люнетах над окнами « История Юдифи, Сусанны и Эсфири».
На откосах окон по всему периметру паперти 52 фигуры пророков, царей, мучеников, святителей и преподобных. Среди них примечательны московские князья: Иван Данилович Калита, Дмитрий Красный и Даниил Александрович. В южном крыльце сцены из «Апокалипсиса», в западном крыльце иллюстрации из книги « Исход».
Паперти храма до сих пор покоряют зрителя свежестью и интенсивностью тонов: бирюзовых, золотисто-охристых, малиновых, розовых, белых, фисташковых, оливковых. Резко очерченные по контуру фигуры стройных пропорций, динамичные и гибкие, разнообразные по выражению лики написаны золотистою охрою с редкими вспышками беловатых бликов.
В 1930-е, самые трагические годы, община собора насчитывала около 1500 человек. Всё служившее до Великой Отечественной войны духовенство и активные члены Приходского совета пострадали во времена сталинских репрессий, многие погибли в лагерях или ссылках. В лике святых прославлены священномученик епископ Романовский Вениамин ( Воскресенский), настоятель собора священномученик Николай Розов, староста собора исповедник Георгий Седов. Святые мощи исповедника Георгия почивают в храме.
Божественная Литургия в Воскресенском соборе совершается ежедневно. В воскресные дни, двунадесятые и великие праздники совершается ранняя и поздняя Божественная литургия.
В Воскресенском соборе поются акафисты: каждую среду — святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу; по пятницам — Божией Матери; в воскресенье вечером — Иисусу Сладчайшему.
Дважды в год с образом Всемилостивого Спаса совершаются крестные ходы: в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской, стороне города и в воскресенье перед Ильиным днем — по левой, Романовской. Два раза в год образ Спасителя торжественно переносят из летнего храма в зимний и наоборот. Весной святыню переносят в верхний храм в воскресенье перед праздником перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Осенью перенесение в нижний храм совершается в воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери.
Статья подготовлена при содействии Рыбинской епархии
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.