собор василия блаженного в москве фото внутри
Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль
Визитная карточка столицы – Собор Василия Блаженного, или Покровский собор – в июне празднует 456-летие. Он был построен по приказу Ивана Грозного в честь покорения Казанского ханства. Сегодня «пряничный домик» с цветными куполами на Красной площади мелькает в фильмах, красуется на магнитах и открытках. Для российских туристов это бренд Москвы, а для иностранцев – чуть ли не главный символ России. Несмотря на популярность собора, внутреннее убранство мало кто видел. Многие москвичи думают, что собор функционирует как музей, а службы там не проводятся. Обозреватель РИАМО сходила в Собор Василия Блаженного и узнала, что обязательно нужно увидеть внутри.
Храм и музей
Попасть в собор сегодня можно двумя способами – по билету на экскурсию и на богослужение бесплатно. Правда, службы проводятся только по воскресеньям и большим церковным праздникам, и как правило, в нижней церкви, это не позволит увидеть знаменитые купола изнутри.
Внутри собора – десять церквей, при этом девять из них – на втором ярусе, они воздвигнуты на едином основании и накрыты теми самыми разноцветными куполами. Ради того, чтобы увидеть их своды и росписи на потолках, и стоит купить билет.
Экскурсии по собору водят уже почти 100 лет, с 1923 года, а богослужения возобновили только в 1991 году, когда собор перешел в совместное пользование Государственного исторического музея и РПЦ. Примерно в это же время, в 1990 году собор включили в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
За долгую историю собора его предназначение не раз менялось. Например, с 17 века это было надежное убежище от пожаров, которые в то время в Москве случались каждые 2-3 года. Хозяйственные помещения храма – подклеты сдавали в наем купцам, которые могли хранить здесь свои товары. Прочные кирпичные стены подклетов толщиной 3 метра привлекали и зажиточных москвичей, которые снимали их для хранения своего имущества. До конца 16 века во вместительной нише собора хранилась и царская казна – основное сокровище русского государства.
Кроме подклетов, которые можно увидеть и сегодня, среди знаковых экспонатов первого этажа – древние иконы, ровесницы храма, а также Церковь Василия Блаженного, где хранятся мощи Святого Василия и проходят воскресные службы.
Подкупольные храмы
Чтобы увидеть главные экспонаты – подкупольные храмы – нужно подняться наверх по узкой винтовой лестнице, которая ведет из подклета. Когда-то это лестница была тайной, а сегодня по ней поднимаются все туристы.
Поднявшись наверх, оказываешься в Церкви Покрова Богородицы. Это самая большая по площади и самая высокая в соборе церковь высотой почти 50 метров, которая и дала имя собору.
Венчает церковь восьмигранный шатер, что зрительно устремляет ввысь конструкцию. Конечно, его нельзя не сфотографировать. Экскурсовод рассказывает, что в нем скрыта главная тайна собора: под древней фресковой росписью шатра виден текст, который и является закладной летописью, где указана дата окончания строительства собора.
При желании под шатром можно увидеть и горлышки голосников – кувшинов, которые встроены в стены для хорошей акустики в церкви.
Здесь же можно увидеть рамочный иконостас с роскошной резьбой по дереву и позолотой, нехарактерной для 16 века. В 18 веке он был перенесен сюда из собора Черниговских чудотворцев Московского Кремля, который до нашего времени не сохранился.
Среди церквей, в которые также стоит зайти – Церковь Троицы с белым потолком. Хотя Троицкая церковь проще по конструкции, чем Покровская, вместо шатра здесь– восьмигранный барабан и свод, зато красная спиралевидная восьмиконечная звезда на фоне древней побелки привлекает внимание фотографов, любителей современного искусства и конспирологов.
Если смотреть на потолок долго, то возникает эффект калейдоскопа – иллюзорности движения изображения, так что начинает кружиться голова. Но экскурсовод отмечает, что скрытых смыслов в этой звезде нет, она нужна лишь для того, чтобы мы ощутили 20 метровую высоту, стоя внизу.
Еще один экспонат, который нельзя пропустить, – соборная икона Троицы, написанная в 17 веке. Эта копия «Троицы» Андрея Рублева находится в иконостасе церкви.
Один из самых маленьких храмов собора – Церковь Александра Свирского, площадью всего 8 квадратных метров. Как и в главной церкви собора – Покровской – конструкция представляет собой «четверик на восьмерик», а роспись имитирует кирпичную кладку и белый камень. Под сводами храма – все та же «калейдоскопная» восьмиконечная звезда.
Рассмотреть стоит и древний иконостас, в котором есть иконы старше собора.
Единственный минус маленького храма – теснота, из-за чего рассмотреть экспонаты в толпе посетителей довольно сложно. Что касается служб, то, по одной из версий, это были частные панихиды для родственников воинов, погибших под стенами Казани.
Видовые галереи
Всего в экспозиции музея более 400 икон и около 800 экспонатов. Но самое интересное – то, что здесь можно перемещаться во времени – увидеть интерьеры 16 и 17 века с кирпичным полом и кладкой того времени, а также более поздние – 18 и 19 века, имитацию кладки и белокаменные полы.
Особого внимания заслуживает главный парадный вход в собор, потолок которого плоский. Это одно из самых светлых мест, поэтому многие туристы здесь делают фото-паузу. Сейчас древняя кладка закрыта росписью под кирпич, а сама конструкция потолка для 16 века уникальна. В те время кирпичный плоский потолок был редкостью, что дает возможность предполагать, что Покровский собор все-таки построили итальянские зодчие. В те времена именно итальянцы были лучшими мастерами по работе с кирпичом.
Для посетителей на экскурсии интерес представляют не только церкви и древние иконы, но и обходные галереи и так называемые гульбища, из которых можно запечатлеть главные достопримечательности Москвы: Спасскую башню, Красную площадь и ГУМ. Эти проходы очень узкие, но это не мешает посетителям толпиться в них ради удачного кадра.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Собор Василия Блаженного. Взгляд изнутри.
– А давай зайдём? – сказал сын.
– А давай! – ответил я.
Почему то, многие, находясь на Красной площади, смотрят на этот символ России (а именно таковым и является собор в глазах мировой обществености), и виядят в нём некий цельный объект, имеющий только красивую оболочку. Так же смотрят на мрамрную статую. Да и я так смотрел на него. Но после вопроса сына я понял, что надо исправлять ситуацию. Подробную историю Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, а именно так он официально называется, вы можете узнать в вики, не буду тут цитатничать. Скажу только, что я ожидал увидеть некую классическую компоновку православного храма, к тому же я бывал в кремлёвских храмах и там всё именно так и было. Но тут всё по другому.
1. Вот этот красивый вход с шатром на самом деле выход из собора. А вход слева от меня. Билет можнго купить тут же в кассе (на предыдущем фото видно слева домик коричневый в кустах). Стоит он 350 руб. Детям бесплатный вход, но билет нужно взять всё равно. Надо сказать, что тут действуют разные льготы, из-за которых только при мне возникло несколько скадалов между кассиром и посетителями. Снимать можно, но без вспышки. На входе осматривают сумки.
2. Зайдя внутрь, ты попадаешь в какую то бесконечную вреницу сводчатых помещений. Тут нет привычной средней части храма, в которой обычно стоят верующие. Дело всё в том, что собор состоит из 10 храмов. Каждый из них назван в честь праздников, совпадающих с решающими боями за Казань. В честь той победы и был постороен собор.
3. Внутри весь собор расписан вот таким орнаментом. Тоже не привычно. Из архитектурных особенностей мне запомнились эти скосы лесенкой. Они встерчаются по всему собору.
4. Между помещениями устроены такие окошечки, тоже с лесенками, только сверху.
6. На каждом шагу расположены экспозиции посвещённые как стротельству собора, так и эпохам, через которые он прошёл.
9. Экскурсия проходит по двум ярусам. Но вот вопрос как найти второй. Ты ходишь по коридорам и понимашь, что не знаешь как подняться на верх. Навигация тут очень слабо развита. Тебя кругами водит надпись «Продолжение осмотра».
10. Пока искали лестницу, забрели в Церковь святого Василия Блаженного. На самом деле именно она и дала название всему собору, так как в ней находится могила Василия Блаженного.
12. А это сень над могилой.
13. Но вот, добрая девушка, сотрудница, указала нам куда идти дальше. Проход оказался скрыт в одном из залов, справа от главного входа (того, через который мы заходили). Лестница ведущая на верх очень узкая. Такое ощущение, что ты поднимаешся на вершину какой-то башни.
15. Всюду чувствуется древность. Как это часто бывает, при посещении не действующих храмов, мне не хватило (или я не зметил) их запахов. Свечи, ладан и тд.. Кстати, в Стамбуле, во дворце Топкапы, в одном из залов пел мулла (тут могу ошибиться в сане). Причём, его можно было увидеть только на выходе. Но, атмосферу это создавало необычайную.
16. Сквозь узкие окна видны купола. Каждый их них венчает одну из церквей собора.
17. Светильники мне понравились.
19.Это иконостас церкви Николы Великорецкого.
21. Высота прядка 28-ми метров. Помните тот самый высокий купол у собора? Мы сейчас под ним.
22. Створка двери. Кстати, я немного протормозил и не снял пол. Он под стеклом, так как это единственный сохранившийся деревянный пол собора.
23. Один из декоротивных элементов.
24. Верхний ярус опоясывает внешняя галерея. Сейчас она остеклена, но это не мешает делать фотографии с необычных ракурсов.
25. Вид на Москва-реку. Слева, на месте бывшей гостиницы «Россия» идёт грандиозное строительство. Прямо перед нами Большой Москворецкий мост и Васильевский спуск.
26. Памятник Минину и Пожарскому на фоне ГУМа. Справа – Лобное место.
28. Красная площадь и Государственный исторический музей. Надо отметить, что весь ансамбль Красной площади необычайно гармоничен.
30. Я рад что побывал внутри. И всем рекомендую заглянуть в Собор, так как он прекрасен не только внешним, но и внутренним убранством.
Храм Василия Блаженного в Москве, а точнее Покровский собор из 11 церквей | Что интересного внутри?
Покровский собор или как ошибочно многие говорят Храм Василия Блаженного – расположен в самом сердце Москвы на Красной Площади. Думаю, что особо его не нужно представлять, так как все знают Покровский собор с самого детства не только в России, но и во всем мире. Многие Россию ассоциируют именно с этой красивой церковью с разноцветными куполами, а точнее комплексу из 11 церквей.
Я много раз был в Москве и к своему стыду никогда не был внутри Покровского собора. Настало время зайти и посмотреть на все своими глазами.
Немного истории
Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее со времен Ивана III начали возводить церкви вокруг в честь побед русского войска над Золотой Ордой. Когда столица Казанского ханства окончательно пала, Иван Грозный перестроил архитектурный ансамбль в камень. Он окружил центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы.
Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана.
Храм продолжал разрастаться и к 1722 году уже насчитывалось 18 церквей. К сожалению, во время Троицкого пожара в 1737 году #покровский собор практически полностью сгорел. Комплекс восстановили по указу Екатерины II к 1786 году. С тех пор облик незначительно менялся во время реставрационных работ, но сама концепция «несколько церквей в одной», заданная еще Иваном Грозным, продолжает существовать и в наши дни.
Перед входом в храм установлена миниатюрная модель в масштабе 1:100. Я бы предложил установить рядом модель образца 1722 года, чтобы наглядно можно было сравнить было / стало.
Режим работы
Покровский собор закрывается вечером. Это очень неудобно, если вы планируете посещение после рабочего дня. Режим работы меняется 4 раза в год:
Первая среда месяца – выходной
1 мая – 31 августа: с 10:00 до 18:00
Остальные месяцы лучше уточнить на сайте
Стоимость билета
Вход в #собор к разочарованию многих платный. Изначально я планировал купить билет онлайн, но сайт настолько сложный, что это сделать просто не смог. Пришлось ехать к кассам и брать билет офлайн.
Билет для иностранцев – 1000 рублей, для взрослых граждан РФ – 500 (от 17 лет) рублей. Дети от 7 до 17 лет – 250 рублей. Также есть массу льготных билетов, с которыми лучше ознакомиться на сайте музея.
Церковь Василия Блаженного
Первая небольшая церковь, в которой мы оказываемся – Храм Василия Блаженного. Ее пристроили к основному собору только в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного. Поэтому весь комплекс церквей называть именем Василия Блаженного некорректно. Хотя народное название уходит корнями в 1588 год, когда церковь Василия Блаженного отапливалась в зимнее время и народ предпочитал приходить сюда на службу, говоря: «Пойдем к Василию Блаженному».
В наше время сохраняется такая традиция народного названия. По статистике Яндекса люди в 10 раз чаще в поисковике вбивают «Храм Василия Блаженного», чем «Покровский собор».
Масляная роспись появилась в 1905 году к 350-летию начала строительства собора. Все очень красиво сделано.
Интерьеры нижнего яруса
Переходы между церквями расписаны в другой рисунок – это помогает понять, где заканчивается одна церковь и начинается вторая.
Переходы между церквами богаты на интересные экспонаты. Например, как выглядел собор в XVI веке
Храм Василия Блаженного. Взгляд изнутри.
Скажите мне, пожалуйста, дорогие мои читатели, что для вас является символом нашей столицы? Что вы посоветуете увидеть в Москве туристу в первую очередь? Уверена, что девять из десяти назовут храм Василия Блаженного на Красной площади. Мне пока не встречался ни один путеводитель по Москве, изданный на разных языках, без фотографии на обложке этого изумительного, воздушного храма с леденцовыми луковками.
Иконостас в главной церкви собора. Именно здесь вы услышите ансамбль Doros.
Как много вам расскажут интересного про эти прекрасные росписи на стенах! Вы научитесь отличать росписи 16 века от более поздних.
Вы думаете это кирпичная кладка? Нет, это роспись под кирпич. Я узнала это впервые.
За секретной дверью, после подъема по узкой лестнице можно попасть на смотровую площадку. С нее обычно снимают парады на Красной площади. Вид оттуда удивительно прекрасный! Снимали против солнца, простите за качество фото.
А этот купол с загадкой. Найдете что не так?
Какие купола! Увидеть их вблизи просто счастье.
Про эти надписи под куполом вам тоже расскажут много интересного. Они были обнаружены в процессе реставрационных работ, а эти работы не прекращались в соборе с 19 века. Именно эти надписи и пролили свет на точную дату завершения строительства храма.
Вот такой вид на памятник Минину и Пожарскому и Красную площадь.
Детали росписи, здесь ещё работают реставраторы. Чтобы пройти и сфотографировать мы дружно сняли с себя рюкзаки и сумки, чтобы ненароком не задеть изображения на стенах.
Вход в одну из загадочных частей храма. Мы там побывали, покажем что это в одном из следующих постов.
Какая же это красота!
Мы расскажем вам еще много интересного.
Продолжение следует.
Что скрывает Храм Василия Блаженного внутри
Обратите внимание на дерево «в кадке». Это маркер реального уровня земли у храма до реставрационных работ.
Икона на стене за деревом крупным планом.
Экскурсию для нас проводила директор музея Храма Василия Блаженного Татьяна Сарачева. Спасибо ей за это огромное!
Нам повезло подняться на верх!
Колокольню собора показывал нам главный звонарь Игорь Васильевич Коновалов. Конечно, мы услышали и мелодию колоколов, которые оживают здесь, в основном, только по праздникам.
Вот такие мощные балки для крепления.
Колокола сегодня здесь разные, привезенные из других церквей и даже стран. Ведь в советское время церковный металл шёл на нужды государства.
Гигант. Брат колокола со Спасской башни, голос которого все мы слышим в Новогоднюю ночь. Отлит в 18 веке.
Далее нас провели на открытую круговую галерею, расположенную на уровне куполов. Сюда вход для посетителей закрыт. В основном по условиями безопасности. Виды здесь потрясающие. Ооочень красиво и непривычно смотреть в таком ракурсе на Красную площадь.
Хотела сначала вставить сюда много видовых фото, но лучше сделаю отдельным постом.
Сейчас покажу только одно фото. С этого мостика раньше снимали все парады. С развитием техники появились разные «летающие» камеры и площадка для этих целей стала неактуальной.
Экскурсовод обратила наше внимание, что называть главы Храма куполами неверно.
Отреставрированная роспись на стенах.
Прорисовка кирпича. Собор сегодня весь кирпичный, но после реставрации был нанесён такой узор.
А это оригинальный фрагмент росписи 17 века, расположен он на нижней галереи, куда нас тоже пустили. Туристам вход закрыт. Там узко и сохранилась подлинная краска, которая может быть утеряна. Сейчас эти фрагменты помогают реставраторам подобрать цвета при восстановительных работах.
Заходим внутрь Храма.
Сразу поражают сказочные галереи-переходы между церквями.
Металлические скобы держат потолок. Наверху в «техническом» помещении огромные металлические крепления.
Мастерство архитекторов и строителей, конечно, восхищает. Кирпичный свод потолка.
Переходы первого яруса-подклета.
А этот портал специально открыли от штукатурки, что было видно сколько форм кирпича использовалось при строительстве.
Выносные фонари, которые раньше несли во время Крестных ходов.
А это уже алтарь Церкви Киприана и Иустины. Обратите внимание на хоругви, которые также раньше участвовали в Крестных ходах.
Алтари почти во всех церквях набраны при рестоврации из собранных из других храмов икон. Из оригинальных икон, сохранилось лишь 2, которые находятся в витринах музея.
Из-за того, один харугв весил очень много нёс его не 1 человек, а трое.
Церковь Великого образа Николая Чудотворца.
Церковь Входа Господня в Иерусалим.
В Церкви Александра Свирского ансамбль духовной музыки «Дорос» исполнил для нас а капелла несколько композиций. Певцы выступают ежедневно во время работы музея. Послушать может любой желающий.
Чистые голоса наполняли всё помещение и уносились далеко в высь. Во многих церквях Собора (кроме 2х) при строительстве были заложены голосники, которые дают отличное акустическое звучание.
Чтоб попасть в придел Василия Блаженного, надо спуститься со второго яруса по узенькой лестницы или зайти с улицы.
Здесь мы видим раку. Но сама могила находится где-то под полом церкви.
Невероятной красоты алтарь.
С 2011 года площадь первого яруса увеличилась в три раза. Открыты 6 новых помещений. Сегодня здесь можно увидеть постоянную экспозицию по истории Покровского собора, в которой находятся только подлинные предметы. Впервые представлены разделы: археологические исследования, история реставрации, Московские юродивые в истории Покровского собора.
Фрагмент покрытия с Церкви Варлаама Хутынского. Железо, ковка. Снято при реставрации в середине 20в.
Сегодня покрытие из меди толщиной в 1 мм.