собор в шартре франция северный портал
Шартрский собор
Шартрский собор (Cathédrale Notre-Dame de Chartres)
Шартрский собор – сохранившийся в первозданном виде готический католический храм, построенный в начале XIII века в 96 км к юго-западу от Парижа. Возведенное на холме в западной части Шартра величественное здание возвышается над старинным городком.
Сегодня это действующий храм, в который стекаются паломники со всего мира поклониться тунике Девы Марии. По преданию, именно в этом одеянии Богоматерь родила Иисуса. В честь Марии храму дано официальное название собор Шартрской Богоматери, или Норт-Дам-де-Шартр. В 1979 году он был по достоинству оценен мировым сообществом, когда его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Шартрский собор
История достопримечательности
По мнению археологов, Шартрский собор, как минимум пятый храм на холме, который облюбовали христиане еще с IV века, изгнав оттуда друидов. В 876 году очередному храму досталась туника Девы Марии, главная святыня Шартра до наших дней. Последнему собору, освященному в 1260 году, поразительно везло. Для начала его статус в глазах общественности повысил Генрих IV Бурбон, первый король после ухода с исторической сцены династии Валуа.В 1594 году он предпочел Шартр традиционному Реймсу, лежащему несколько дальше от Парижа, и короновался здесь.
Фотография Шартского собора в 1910 году
За годы существования готического здания Шартр пережил множество военных конфликтов, в числе последних – массированные бомбардировки союзников, вытеснявших немцев из Франции во время Второй мировой. Город сильно пострадал, но собор не только не был разрушен, но даже не нуждался в реставрации.
Архитектурные особенности
Шартрский собор представляет собой классический образец готической церкви. Единое архитектурное решение воплощали бригады из 300 рабочих примерно в течение 40 лет – срок для XIII века весьма скромный. Массивный при ближайшем рассмотрении, на расстоянии собор кажется парящим в воздухе благодаря устремленным ввысь симметричным башням с ажурными окнами. Максимальная высота здания составляет 113 м, в длину оно вытянуто на 130 м. Гигантский фасад и боковые стены из ценного известняка украшены 200 резными фигурами большой художественной ценности, иллюстрирующими события библейской истории.
Вход в Шартрский собор Окно-роза северного трансепта Аркбутаны Шартрского собора
Интерьер собора
На трехъярусных стенах расположены 176 витражей в насыщенных ярко-красных и синих тонах. Секрет производства стекла для них утрачен, поэтому в случае разрушения витражей восстановить их в первоначальном виде не удастся. Сюжеты для окон выбирали самые разнообразные: наряду с классическими библейскими сценами на них запечатлены эпизоды из жизни знати, простых горожан и крестьян. Внутри почти нет резных фигур: для облицовки использован местный камень, который сложно обрабатывать. Несмотря на обилие окон, внутри собора царит таинственный полумрак: солнечный свет приглушают цветные витражные стекла. Стекло постоянно реставрируют и очищают, так что оно по-прежнему сияет насыщенными оттенками красного, зеленого и знаменитым оттенком шартрского синего цвета.
Скульптуры на резной стене, отделяющей алтарную часть Фрагмент лабиринта символизирующего путь паломников в Святую землю Внутри собора
Шартр для паломников
Пик паломничества приходился на начало строительства Шартрского собора; после Французской революции до середины XVIII века практика религиозных поклонений была прекращена. В наше время Шартр снова стал центром притяжения католиков со всего мира. В год на поклонение приезжает около 18000 гостей. Верующие мирно соседствуют с обычными туристами, но последних просят соблюдать несложные правила поведения. Дресс-кода не существует, можно заходить в любой опрятной одежде. Туристов просят не шуметь во время мессы, когда осмотр алтарной части может быть затруднен. Вечерняя служба в будни проходит в 19:00, по праздникам и выходным она начинается на час-полтора раньше, утренние мессы проводятся до открытия храма для туристов.
Хор Шартрского собора
Информация для туристов
Шартрский собор – главная достопримечательность города, вокруг которого сосредоточены все заведения, обслуживающие туристов. В 100 м от юго-восточного придела здания в доме с пятисотлетней историей на Рю де ла Пуассонри 8-10 расположен туристический офис. Здесь гостям города подскажут, где остановиться, перекусить, что еще стоит осмотреть в Шартре и его окрестностях, предложат сувениры, печатные, электронные путеводители, экскурсии с гидом. Офис открыт ежедневно до 5-6 часов вечера.
В шаговой доступности от собора действуют 4 небольших отеля, еще несколько открыто в 10 минутах ходьбы от него. Рядом с храмом, в бывшем дворце шартрского епископа, работает Музей изящных искусств с неплохим собранием живописи XVIII века и старинных клавесинов. Перекусить можно в любом из десятков ближайших кафе и ресторанов, самый бюджетный вариант – построенный в 300 м к юго-западу от достопримечательности «Мак-Доналдс».
Время работы и услуги
Доступ в Шартрский собор туристам открыт ежедневно с 8:30 до 19:30. Вход оборудован пандусом для маломобильных граждан, им доступны все уголки базового уровня собора. У входа работает сувенирная лавка, магазин «Склеп» расположен вне здания, в южном портале. Кроме традиционных магнитов и открыток в ассортименте представлены макеты собора, сувениры в виде витражей и лабиринтов. Кстати, традиция торговли в храме продолжается с момента его постройки: когда-то прямо в здании был продуктовый рынок, ничуть не мешавший проведению службы.
Астрономические часы Фасад Шартского собора
Как добраться до Шартрского собора
Автомобилем из Парижа до Шартра можно добраться по шоссе А6 в направлении Бордо, затем по шоссе А10 и А11 в направлении Нанта. Время в пути составит чуть более часа, есть платные отрезки дороги. Бесплатная альтернатива проходит через Дрё по N12, по протяженности дорога в полтора раза длиннее. Возле собора есть вместительные парковки.
С парижского вокзала Монпарнас поезда в Шартр отправляются в среднем один раз в час. Туристические автобусы из столицы останавливаются примерно в 300 м от Нотр-Дам-де-Шартр, на Рю Жорж Фессар. Из парижского Орли в Шартр летают самолеты, но экономия времени на дорогу составит всего около 20 минут. Бесплатный местный автобус характерного желтого цвета курсирует по городу с раннего утра до семи вечера между основными достопримечательностями каждые 20 минут.
Шартрский собор
Кафедральный Шартрский собор (Cathédrale Notre-Dame de Chartres) или Нотр-Дам-де-Шартр — один из трех самых красивых готических храмов Франции. Одно время среди зодчих даже ходила поговорка, что если взять величественные башни Шартра, скульптурное разнообразие Реймса и огромные, но гармоничные формы Амьенской базилики — можно получить идеальный храм. Да, все три шедевра средневековой готики во многом похожи, но именно в Шартре некоторые особенности архитектуры были использованы впервые. Наибольшую же известность ему принесла ценнейшая реликвия — плащаница Девы Марии. Согласно легенде, в нее была одета Богородица в момент рождения Иисуса Христа.
Статуя ангела с солнечными часами на углу западного и южного фасадов
История
История Шартрского собора тесно связана с его главной ценностью. В 876 году французский король Карл II пожертвовал городу Шартру легендарную плащаницу Богоматери, и для ее хранения был построен большой храм. На сегодняшний день сведений о нем практически не сохранилось — известно лишь, что в 1020 году он сгорел и был заменен столь же величественной романской базиликой. Спустя полтора века город снова настиг разрушительный пожар, но плащанице вновь удалось чудом спастись из огня. И тогда в честь нее началось возведение еще одного, на этот раз уже готического храма. Удивительно, но он дошел до наших дней без значительных переделок и реконструкций.
Плащаница Девы Марии — главная реликвия Шартрского собора
Для возведения Нотр-Дам-де-Шартр в 1194 году по всей Франции был объявлен сбор пожертвований, а жители самого Шартра помогали строительству, привозя материалы из ближайших каменоломен. В истории не сохранилось имя первого архитектора, который смог гармонично вписать уцелевший западный фасад в облик нового здания. Но мастер явно знал свое дело, ведь, несмотря на всю сложность архитектуры, Нотр-Дам-де-Шартр был построен очень быстро (для тех времен). В 1220 году он уже был практически готов, а в 1260 году — освящен в присутствии королевских особ.
Как добраться до Шартрского собора
Один из легендарных готических храмов Франции находится в старинном городе Шартре. Он расположен на территории департамента Эр и Луар всего в 90 километрах от Парижа, поэтому сюда легко доехать как на автомобиле, так и другим транспортом.
Точный адрес: 16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция.
Как добраться от ж/д вокзала Шартра:
Пешком:расстояние от вокзала Gare de Chartres до Нотр-Дам-де-Шартр около 650 метров.
Как добраться из Парижа — от аэропорта Шарль-де-Голль:
Электричка:от 2-го терминала городской электричкой RER по ветке B ехать до площади Denfert-Rochereau, в пути 46 минут.
Метро:от станции Denfert-Rochereau по ветке 6 ехать до станции Montparnasse, в пути 5 минут.
Поезд:от ж/д вокзала Montparnasse поездом TER добраться до Шартра, в пути 1 час и 15 минут (поезд отправляется каждый час).
Пешком:от ж/д вокзала Gare de Chartres пройти 650 метров.
Автомобиль:по трассе А10 расстояние около 117 километров, по трассе N10 — около 124 километров.
Шартрский собор на карте
Что посмотреть
Шартрский собор, как и его собратья в Амьене и Реймсе, построен в форме латинского креста. Однако есть одна существенная разница — в отличие от двух других знаменитых базилик, он несимметричен. Башни по обе стороны центрального нефа имеют не только разную высоту (113 и 105 метров), но также разные очертания, поскольку одна из них выполнена в стиле пламенеющей готики, другая же близка к романскому стилю. Готическая северная башня отличается затейливым каменным кружевом, над которым в начале 16 века работал архитектор Жан Тексие. Южная же романская башня смотрится более скромно и строго.
Как и положено готическому храму, Нотр-Дам-де-Шартр имеет несколько богато украшенных порталов, всего их насчитывается девять. Из них три портала остались еще со времен старого собора:
В оформлении северного и западного фасадов сохранились оригинальные статуи 13 века — эпохи, когда новая базилика только-только явилась миру. Особенно много их со стороны главного западного фасада, где находится Королевский портал. Но и северная часть тоже стоит внимания — там находится ажурное окно-роза, традиционный элемент французских готических храмов. Промежутки между изящными переплетениями каменного «цветка» заполнены витражами, которые представляют собой еще одну гордость Нотр-Дам-де-Шартр.
С южной же стороны нет роскошных порталов и обилия статуй, однако здесь расположены астрономические часы 16 века. Сложное устройство циферблата с обилием обозначений позволяло с их помощью узнать не только текущее время и дату, но также фазу Луны. И так было до 1793 года, когда часовой механизм, к сожалению, вышел из строя. С тех пор часы являются лишь красивым элементом фасада.
Интерьер Шартрского собора
Начать описание внутреннего убранства храма можно с простого, но важного факта — он обладает самым большим нефом во Франции. Величественный, огромный, полный причудливых бликов света от цветных витражей, он производит неизгладимое впечатление. Недаром это здание называют «Стеклянной Библией», ведь площадь остекления здесь действительно велика — более 2 000 квадратных метров. При этом некоторые витражи сохранились еще с 12-13 столетия. Самым известным из них является витражное окно с изображением Богородицы начала 12 века, а также цветная композиция «Древо Иесеево».
Интересно: насыщенный синий оттенок, который можно увидеть на всех древних витражах собора, имеет собственное название — «Шартрская синь». Его секрет так и остался неизвестным, получить стекло того же цвета современным мастерам не удалось.
Фрагмент витража о жизни святого Евстафия
Рассмотрев же верхнее убранство, стоит обратить свое внимание и вниз. Примерно треть пола на территории нефа занимает круглый черно-белый лабиринт, который является древним эзотерическим символом. Прохождение по нему для средневековых христиан было своего рода заменой паломничеству. Считалось, что паломник должен проделать путь к его центру на коленях, и это будет символизировать путь к городу Иерусалиму. К сожалению, пространство внутри собора часто занято скамейками для прихожан, и потому лабиринт не всегда удается полностью рассмотреть.
Лабиринт, выложенный в 1200 году, является самым большим символическим элементом Шартрского собора
Часы работы и стоимость билетов
Нотр-Дам-де-Шартр открыт ежедневно с 08:30 до 19:30.
В июле и августе здесь проводятся регулярные мероприятия:
Собор можно посетить самостоятельно с аудиогидом на русском языке. Для желающих также есть экскурсии длительностью 1,5 часа на французском языке.
График экскурсий:
Стоимость экскурсии:
Подъем на смотровую площадку на башне:
Стоимость подъема на башню:
Стоимость аудиогида:
Все экскурсии Шартрского собора можно посмотреть в расписании на сайте Нотр-Дам-де-Шартр.
Подсветка Шартрского собора ночью
Правила посещения
Праздничная подсветка собора
Интересные факты
Деревянная скульптура Мадонны с младенцем в образе Царя и Царицы небесных
Панорама Шартрского собора
Грандиозный Шартрский собор послужил образцом при строительстве многих других храмов. Он не только был настоящим шедевром для своей эпохи, но и является таковым даже в наши дни. Это произведение искусства веками притягивает людей из разных стран в небольшой городок Шартр — кто-то едет для поклонения знаменитой плащанице Девы Марии, а кто-то для того, чтобы полюбоваться затейливыми кружевами готической архитектуры. Впрочем, в самом городе тоже не придется скучать, ведь кроме храма здесь есть еще Международный центр витражей, художественный музей Museum of Fine Arts и уникальный Дом Пикассетт, целиком выложенный из цветной мозаики. Эти достопримечательности пусть и не отличаются такой уж древностью, однако не менее интересны.
Визитная карточка
Адрес
16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция
Собор в шартре франция северный портал
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Собор Нотр-Дам-де-Шартр (Cathedrale Notre-Dame de Chartres)
Где находится: Шартр
Как добраться:
из Парижа на поезде – с вокзала Монпарнас до Chartres, поезда ходят каждые два часа, время в пути – 1 час;
на автомобиле – 80 км на юго-восток от Парижа, сначала по А10, затем по А11/Е50 до Chartres.
Как работает: 7.30-19.15, вс. 8.30-19.30, закрыт во время месс, венчаний и отпеваний.
Можно заказать экскурсию: 1 ч 30 мин на английском, французском, немецком и испанском языках (заказ по телефону 02 37 21 75 02 или на сайте).
История собора
С доисторических времен на шартрском холме люди строили святилища и высаживали священные рощи. У язычников считалось, что жертва, принесенная в этом месте, охотно будет принята богами. Во времена Римской империи вершину холма занимали форум и храм. В IV в. христианство стало официальной религией. Сразу же на месте языческого храма возникла первая христианская базилика. Возможно, именно с тех пор главная ось церкви идет не строго с запада на восток, а с северо-запада на юго-восток.
За 400 последующих лет Шартр неоднократно подвергался набегам завоевателей, приходивших со всех сторон света. Например, в 743 году город и храм разграбил и сжег герцог Аквитанский, а в 858 году то же самое проделали викинги. Однако свято место пусто не бывает. В течение 20 лет собор заново отстраивал епископ Жильбер. Ему-то в 876 году Карл II Лысый, внук Карла Великого, подарил одну из самых ценных христианских святынь – сорочку Девы Марии, в которую она была одета во время рождения Христа (Sainte Chemise, Sancta Camisia, кусок шелковой ткани длиной 5 м). Этот дар открыл дорогу бесконечному потоку паломников, хлынувшему к собору со всех концов средневековой Европы.
В 911 году под стенами Шартра появились норманны Грольф-Ходока. Спасти город военными способами было невозможно. Тогда епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вышел на крепостные стены, держа в руках покрывало. Норманны, как свидетельствует старинная хроника, растерялись, а горожане предприняли смелую вылазку и обратили их в бегство. После этого Грольф-Ходок уверовал, крестился под именем Роллон, женила на дочери короля франков Карла Простоватого и, получив во владение Нормандию, признал свою вассальную зависимость. К шартрской святыне устремились многочисленные паломники.
Однако уже в 962 году очередной пожар уничтожил третье сооружение собора. Строительством новой церкви, выдержанной в романском стиле, руководил Беранже. Пожар 1030 года приостановил работы. Однако возведение башен продолжилось. Сначала построили северную, затем – южную, а потом объединили их фасадом, причем башни и фасад строились отдельно от главного здания собора. Между ними возник своего рода тамбур. Это спасло башни и западный фасад при очередном пожаре летом 1194 года, в котором Господь явил чудо. Огонь бушевал 3 дня, уничтожив не только собор, но и весь город. Никто не верил, что в пламени уцелели служители, находившиеся в церкви, а также покрывало. Когда пламя угасло, священники, нашедшие убежище в крипте, вышли невредимыми и вынесли уцелевший реликварий со святыней. Их чудесное спасение стало знаком от самой Девы Марии, повелевающей немедленно взяться за строительство нового храма, который станет очередным хранилищем бесценной и священной реликвии города Шартра.
Сразу после этого в Шартре началось строительство нового собора, затмившего все предыдущие постройки. Первый в истории Франции храм, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам-де-Шартр, был возведен в кратчайшие строки – всего за 31 год (1194-1225), не без помощи щедрых пожертвований из казны Ордена тамплиеров, и именно это здание гордо возвышается над окружающим его городом и поныне. Это уже шестое церковное сооружение Шартра, в данном воплощении представляющее собой один из самых ранних и полностью готических храмов, знаменуя триумф нового архитектурного стиля, царившего в Европе. Собор возводили мастера, приглашенные в Шартр из Сен-Дени. Строители вынесли вес свода на двойные аркбутаны, массивные романские колонны уступили место готически, переходящим в нервюры сводов. Таким образом появилась возможность увеличить оконные проемы здания. Теперь стены можно было не украшать фресками, а заменить цветными витражами, занимающими площадь более 2500 кв. м.
По собору
Шартрский собор – одно из величайших творений готической архитектуры и христианской культуры Средневековья, один из немногих французских соборов, который почти полностью сохранил свое убранство. Собор представляет собой трехнефную базилику. Высота центрального нефа 37,5 м, длина 130,2 м, ширина главного нефа 16,4 м, длина поперечного нефа 65 м, высота боковых нефов 14 м.
К западному фасаду с двух сторон примыкают башни, шатровое завершение которых выполнено в разное время, а потому они сильно различаются между собой.
Северная башня (1134-1150) имеет типичное древне-готическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий), а венчает ее ажурный шатер в стиле «пламенеющей готики» (1513). Сейчас на эту башню можно подняться.
Как работает: с ноября по февраль – 10.00-11.30 и 14.00-16.00, в вс. 13.00-14.00; с мая по август – 9.00-18.00, в вс. 13.00-18.30.
Южная башня построена в 1145-1165 годах имеет основание уже готического стиля, увенчана более простым шпилем и выдержана в едином стиле с самим собором.
Осмотр собора.
Войдя в собор, обратите внимание на то, что все три портала западного фасада ведут в главный неф базилики, что не типично для подобного рода сооружений. Такая структура сложилась потому, что неф и фор пристраивались к фасаду позже, поэтому боковые нефы начинаются от башен.
Всего в соборе около 200 витражей. Всего на них изображении около 5000 сцен. Витражи можно сравнить с иллюстрированной книгой разнообразной тематики. Наряду со сценами из Ветхого и Нового завета, пророками и святыми здесь изображены французские короли и рыцари, ремесленники и крестьяне. Как читать витражи? Обычно витражи читают слева направо снизу вверх. «Текст» их максимально символичен и аллегоричен. Донаторы и другие исторические персонажи, как правило, изображены в начале композиций, отражающих жизнь Иисуса, Девы Марии и святых.
Портал северной стены собора (XIII)
Левый портал (тема «Пришествие Иисуса»). В тимпане – «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов»; в арках – «Девы разумные и неразумные», «Добродетели», «Пороки»; в основании арок – фигуры Исайи и Даниила, «Встреча Елизаветы и Марии».
Центральный портал (тема «Торжество Богоматери»). В тимпане – «Иисус и Дева Мария в окружении ангелов»; на колонне между дверями – «Введение Марии в храм»; в основании арок – фигуры ветхозаветных пророков, апостолы Иоанн и Петр.
Правый портал (тема «Ветхий Завет»). В тимпане «Испытание Иова», «Суд Соломона»; в основании арок – ветхозаветные пророки.
Западный фасад: окно-роза («Страшный суд», 1215), три романских окна («Древо Иесеево», «Жизнь Иисуса», «Страсти Господни и Воскресение», XII в.). \
Западный фасад украшает трехчастный Королевский портал (1170), уцелевший во время пожара 1194 года. Над порталом три романских окна, а над ними – западное окно-роза. Еще выше галерея царей.
Левый портал (тема «Вознесение»). В тимпане – «Вознесение Иисуса»; в арках – «Знаки Зодиака» и «Сезонные работы»; в основании арок – фигуры пророков.
Центральный портал (тема «Иисус во славе»). В тимпане – Христос, символы евангелистов; в арках – ангелы, праотцы, апостолы; в основании арок – фигуры библейских персонажей.
Правый портал (тема «Рождество Иисуса»). В тимпане – «Дева Мария с Иисусом»; в арках – ангелы, аллегории семи искусств; в основании арок – фигуры библейских персонажей.
Портал южной стены собора (XIII)
Левый портал (тема «Мученики»). В тимпане – «Христос с ангелами»; в арках – фигуры мучеников; в основании арок – мученики с орудиями их пыток.
Центральный портал (тема «Страшный суд»). В тимпане – «Христос, вершащий суд», «Архангел Михаил низвергает грешников в ад»; в арках – ангелы; в основании арок – фигуры апостолов.
Правый портал (тема «Сцены из жизни святых»). В тимпане – «Святой Мартин Турский», «Святой Николай»; в арках – фигуры проповедников.
Хор окружен каменной резной стеной, выполненной в XVI в. мастером Тескье в готическом стиле. На ней около 1000 скульптурных изображений. Скульпторы Сула, Маршан, Буден, Легро, Тюби, Мазьер, сменяя друг друга, оформляли стену с 1514 года до начала XVIII в.
За алтарем есть переход в отдельно стоящую капеллу Сен-Пья (1340), где теперь расположена сокровищница собора. Священная реликвия христиан – покрывало (гематий) Богоматери (фрагмент бежевой шелковой ткани) выставляется в капелле Святого сердца Марии, находящееся в северной части обхода хора. Реликварий, в котором хранится покрывало, изготовлен в 1876 году в честь празднования 1000-летия его обретения. В 1927 году ткань подвергли экспертизе, которая показала, что ткань потеряла цвет от времени. Предполагаемое время изготовления покрывала – I в. н.э.
Под нефом и хором сохранилась крипта романского собора XI века. Это самая большая крипта (220 м) во Франции. В самой древней ее части за алтарем есть колодец мучеников и еще более древняя крипта Св. Лубина (IX в.). Туда можно спуститься с экскурсией. В северной галерее крипты, в «подземной капелле Богоматери», до XVIII в. хранилась древняя статуя Черной Мадонны с Младенцем (грушевое дерево, потемневшее от времени). В годы Французской революции подлинник сгорел, и его заменили копией. В южной галерее крипты в капелле Сен-Клемент можно осмотреть романские фрески.
В центре главного нефа на полу выложен кольцевой лабиринт. Это символ крестного пути. Перед паломничеством в Сантьяго-де-Компостела (путь туда начинался от Шартрского собора, о чем свидетельствует табличка, установленная на площади) паломник должен был пройти лабиринт на коленях, читая молитвы. Длина правильного маршрута лабиринта (258 м) равна длине пути Иисуса Христа на Голгофу. За сотни лет колени молящихся протерли в камне глубокие борозды. К тому же в те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме — проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы.
Также существовал и лабиринт, состоящий из четырех квадратов с семью резкими поворотами в каждом, в центре которого находилась роза – символ мудрости и жизни, а также священного женского начала. Вообще весь собор представляет собой целую коллекцию женских персонажей – это и множественные женские скульптуры, и женские живописные изображения. Здесь представлены и царица Савская, по загадочной причине изображенная с бородой, и Мария Магдалина, витражное изображение которой является старейшим из всех существующих.
Мистические тайны собора
В архитектуре собора было воплощено множество эффектных и неожиданных готических новшеств, вызвавших массу подражаний. Но самое интересное заключается в том, что весь собор построен с использованием мистического смысла тайной символики. И дела даже не в гигантском кресте, который образуют крыши над нефом и апсидой. И не в арочном входе, якобы символизирующем женское лоно, приглашающее войти в него. И даже не в многочисленных намеках на Ковчег Завета, раскиданных по укромным уголкам храма. Оказывается, весь план собора составлен с использованием знакомого всем золотого сечения – загадочного и мистического числа 1,618. Во всяком случает, все расстояния, пропорции и размеры снаружи и внутри собора кратны именно ему.
Божественная пропорция 1:1,618, называемая также золотым сечением, или золотой серединой, в эпоху Возрождения и более позднего времени считалась великими творцами и мастерами, художниками и музыкантами, скульпторами и архитекторами абсолютно идеальной для наиболее полного эстетического восприятия произведений искусства и архитектуры. Золотое сечение использовалось и задолго до возникновения христианства – в Древнем Египте и Греции. Да и многие современные строения, как оказалось, также воплощают в себе божественную пропорцию. Примеры – египетские пирамиды, греческие Парфенон, Нотр-Дам-де-Пари, здание ООН и многие другие. И естественно, она была соблюдена во многих средневековых церквях, особенно тех, что были построены тамплиерами.
Возвращение храмовников совпало с возникновение в Европе первых образцов готической архитектуры, а шесть лет спустя было начато строительство собора в Шартре. Много-много тамплиерского золота и всего лишь тридцать лет понадобилось каменщикам, стекольщиками, скульпторам, геометрам, астрономам и другим мастерам, чтобы возвести огромный храм на священном и временно пустующем холме. Считается, что именно тамплиеры привезли с собой и секрет краеугольного камня – основного каменного блока, закладываемого в конструкцию, на котором держалось все сооружение. Этот секрет тщательно оберегался представителями независимой гильдии строителей-каменщиков, которые затем превратились в знаменитых франкомасонов, что и означает дословно «вольные каменщики».
«Святое сердце» – центр золотой середины собора, находится в пролете между второй и третье колоннами хоров. Именно там изначально располагался алтарь. В 37 метрах ниже плещутся воды древнего «колодца друидов». Точно на таком же расстоянии над святым сердцем находится верхняя точка готического свода. Никто не знает, была ли задумана эта симметрия или она случайна, но созерцание этого чуда оставляет глубокое впечатление. Говорят, что собор обладает властью преображать людей, возвышая их дух, делая добрее, отзывчивее и мудрее. Оказавшись внутри собора, человек физически ощущает происходящие в нем изменения, и причиной тому не только необычное великолепие интерьера – вы чувствуете, что как будто распрямляетесь, становитесь мостом между первобытной энергией, идущей из таинственных глубин земли, и божественной благодатью, нисходящей на вас из-под огромного купола.
Для того, чтобы разобраться в этом, нам придется поглубже копнуть в чрево Шартрского холма, на котором высится знаменитый собор. Вглубь дремучих веков, во времена, когда на этом холме еще не были ни одной церкви. Однако он, ем не менее, уже играл роль колодца, утоляющего духовную жажду древних людей.
Одержимые страстным желанием подчинить себе мистическую энергию Земли, ключом бьющую на этом самом месте, доисторические зодчие, видимо особо тонко ощущающие энергетические вибрации Шартра, установили на холме дольмен (daol – «стол», men – «камень») – мегалитическое сооружение из двух-трех гигантских неотесанных каменных глыб с уложенной поверх них «крышей» из огромного плоского валуна. Они верили, и, видимо, не без оснований, что каждый входящий внутрь этого дольмена, этакого прообраза храма, обретает новую жизнь благодаря священным природным силам Земли. Со временем это чудодейственный комплекс, куда входил также колодец и возведенный неподалеку могильник (а дольмен, помимо всего прочего, является погребальным сооружением), приобрел статус священного.
Обнаружив эту почерневшую от времени статую, Подземную Богоматерь, христиане, поселившиеся в этой местности в III веке, стали поклоняться ей, называя ее также «Черной Девой». Ее связали с образом Девы Марии, и именно в честь нее на этой священной земле была выстроена первая из церквей Шартра. Однако многие специалисты объясняют эту, а также и другие подобные статуи, обнаруженные в различных местах Франции, с культом поклонения богине Исиды, пришедшим из самых древних времен. Этот культ и стал предшественником христианского культа Девы Марии. По легенде, Исида знала тайное имя Верховного Бога Ра, которое она передала своему сыну Гору и фараонам, сделав их обладателями самой ценной и могущественной информации на Земле. Гор был зачат и рожден ею от мертвого мужа Исиды, Осириса, убитого собственным братом Сетом.
Часто Исиду изображали как деву с младенцем на руках. Очевидно, что эту символику и позаимствовало более позднее христианство, пришедшее на смену языческим культам древности. Исида до зачатия в виде скульптурных изображений дохристианского периода, в астрономической теогонии носила имя Virgo paritura, т.е. «безживотная земля», которую лучи солнца скоро оживят. Она также являлась и матерью всех богов. По-видимому, в этом и кроется глубокий эзотерический смысл Черных Дев, дошедших до нас в их христианской интерпретации. Они фигурируют в символике как первичная земля, которую алхимик использует как основание в своей великой работе. Это сырье, в своем первоначальном минеральном состоянии, в котором оно получено из металлических жил, скрытых в массе скальных пород. Это, как говорится в древних текстах, «плотная субстанция черного цвета, имеющая вид камня; может дробиться на мелкие куски, как камень».
Не много Черных Дев дошло до наших дней. В Шартрском соборе находились две из них: одна, носящая название Богоматерь-Защитница (Notre-Dame-du-Pilier) – в нише собора; вторая, известная под именем Подземная Богоматерь (Notre-Dame-sous-Terre), находящаяся в крипте, где она до сих пор сидит на троне, на основании которого написано «Virgini pariturae». К ней приходит огромное количество паломников, а каменное основание, на котором она стоит, все покрыто следами от губ и зубов поклонников. Чтобы уберечь священную скульптуру от излишне пылких и фанатичных почитателей, ее обнесли оградой в 1831 году.
Подземная Дева Шартра считается самым древним объектом паломничества. На это ссылаются местные хроники, подтверждающие, что античная скульптура Исиды «сделана до принятия христианства». Современное же изображение Подземной Богоматери датируется концом XVIII века. Дело в том, что древняя скульптура, обнаруженная в недрах холма, была уничтожена в пламени одного из очередных пожаров и заменена на деревянную скульптуру с младенцем на коленях в 1793 году. Спустившись в сырое и холодное помещение крипты, обитель Черной Девы, вы невольно испытываете необычное ощущение, усиливаемое тишиной: ощущение могущества тьмы.
Совет: обязательно задержитесь в Шартре на ночь, чтобы своими глазами увидеть волшебную подсветку собора!