технология содержание обучения в информационных блоках это технология
Технология блочно-модульного обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие блочно–модульного обучения
Технология модульного обучения базируется на парадигме, сущность которой состоит в том, что учащийся обязан учиться самостоятельно, а учитель должен выполнять руководство его обучением: подкреплять доводами, организовывать, направлять, советовать, проверять. Данная технология интегрирует в себе почти все современные мысли, накопленные в преподавательской теории и деятельности.
Задача модульного обучения состоит из содействия формированию самостоятельности учащихся, их умению заниматься с учетом личных методов проработки учебного материала.
Программа обучения в условиях использования данной технологии показано в законченных независимых комплексах (информационных блоках). Их воспринятые осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая заключает в себе указание не только на объем исследуемой темы, но и на степень изучения. Помимо этого, каждый учащийся получает от педагога рекомендации в письменной форме, как разумнее поступать, где найти необходимый учебный материал и т. д.
Специфики блочно-модульной технологии:
Распознают несколько видов модулей:
Организация учебной работы
При модульном обучении каждый учащийся вливается в активную и эффективную учебно-познавательную работу, работает в системе дифференцированного подхода к учебе. Происходит индивидуализация контроля, самодисциплины, корректировка, экспертиза.
Модуль выступает технологическим средством модульного обучения, так как в него входят целевой план действий, банк сведений, методические инструкции по достижению дидактических целей.
В первоосновных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от иных систем обучения.
Превосходства блочно-модульной технологии:
Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся
Разделы: Биология
Вопреки давно сложившимся традиционным взглядам, содержание образования не должно сводится только к знаниям и умениям, поскольку даже их успешное усвоение не может обеспечить достижения всех целей обучения.
Хорошо известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, далеко не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Кроме того, даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности.
Современные исследования показывают, что обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, невольно тормозит развитие творческих способностей учащихся. Тогда, вероятно, получение знаний не должно стать самоцелью. Наличие знаний – это основа для дальнейшего развития личности. Знания необходимы для осуществления интеллектуальной и практической деятельности, что ставит перед учителем проблему развития умений и навыков.
Одним из важных условий развития умений является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. Это возможно достигнуть путем упражнения и постепенного уменьшения непосредственного руководства со стороны учителя деятельностью учащихся, заменой подробных инструкций вопросами и заданиями разного уровня сложности.
Развитие умений у школьников важно вести таким образом, чтобы отрабатываемые способы деятельности не ограничивали мышлением учащихся, а, наоборот, подводили учеников непосредственно к творческому решению разнообразных учебных задач. Тогда сам процесс развития умений у учащихся можно рассматривать как способ достижения конечной цели – формирование творческой личности. При этом высокий уровень развития умений должен быть основой для развития творческих способностей личности.
Проблема исследования: какая система обучения может способствовать формированию самостоятельного, творческого мышления учащихся?
Следует предположить, что такой системой является модульно-блочное обучение.
Сущность модульно-блочного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.
Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъективную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы обучения учителя и ученика. Программа состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.
Учебное занятие – это способ организации учебного процесса, в основе которого, прежде всего, предусматривается наиболее благоприятный режим для организации собственной познавательной деятельности школьников.
Особенности учебного занятия:
1). Продолжительность занятия определяется учителем (спаренные занятия).
2). Существенное сокращение монолога учителя и увеличение времени на самостоятельную познавательную деятельность школьников. На занятии должно быть реализовано дидактическое правило “учить школьников на уроке”.
3). Сокращение времени на объяснение нового материала должно происходить за счет его систематизации, отбора базовых знаний и четкости в изложении.
4). Самостоятельная познавательная деятельность школьников может быть организована только при условии создания благоприятного эмоционального фона, что возможно благодаря изменениям в оценочной деятельности учителя, введению самоконтроля и самооценки учащегося, согласуемой с учителем.
5). Должен быть обеспечен постепенный и последовательный переход на субъективные отношения, реальные отношения сотрудничества между учителем и учащимися, которые можно создать в совместной деятельности, основанной на внутренней мотивации, диалоговом общении.
6). Изменение поведенческого стиля учителя, выполнение им роли координатора учебных действий школьников.
Типовая схема учебного занятия
I этап – проверка итогов предыдущей работы.
Главная задача – установить связь между обучением учителя и учением школьников; обеспечить готовность учащихся к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность.
В основе повторения – живой диалог детей, в ходе которого они свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят. Они не боятся подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение.
II этап – презентация нового материала.
В монологе учителя с целью сообщения новых знаний материал излагается укрупненными блоками, монолог включает в себя базовые знания и используется для передачи самого значимого, самого главного из пройденного за предыдущий, причем небольшой, период времени.
Новый материал преподносится в форме лекции.
III этап – практика под руководством учителя.
Роль учителя – “спикер”, организатор обмена мнениями.
Смысл независимой практики – основное содержание изученной части темы
ученики должны раскрыть самостоятельно.
Групповая дискуссия – это ценнейший инструмент познания.
Как бы она не пошла, учитель увидит степень освоения изучаемого материала, возникшее недопонимание. Именно эти наблюдения и позволят в дальнейшем точнее сориентироваться в содержании последующих занятий.
Вывод: Если после объяснения нового материала не предусмотрены различные виды проявления активности учеников по его осмыслению, такое построение учебного процесса надо считать малоэффективным.
V этап – самоконтроль и самооценка результатов работы.
В оценочной деятельности учителя главным становится ориентация на применение индивидуальных эталонов в оценке труда школьников, а оценочная деятельность школьников связывается с обеспеченной учителем самооценкой полученных результатов и дальнейшей процедурой ее согласования с педагогом.
VI этап – подведение итогов учебного занятия.
Сравнение целей, поставленных учителем до начала его работы, с полученным результатом и позволяет объективно подвести итог проделанной работы.
VII этап – информация о домашнем задании.
Активная позиция учащихся на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных усилий ученика переносится на время школьного обучения. Объем домашнего задания в этом случае сокращается, работа дома часто носит вариативный характер, включает задания на выбор.
Специальное повторение – главная задача – обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, курсу, выделение основных идей.
Контроль усвоения знаний учащихся – выполняют различного вида тесты.
Структурные элементы учебного занятия.
Этапы | Дидактические задачи | Показатели результата решения задачи |
1. Проверка итогов предыдущей работы. | Воспроизводство знаний, полученных на уроках, создание настроя на освоение нового материала. | Активное организованное общение учащихся по реконструкции ранее изученного материала. |
2. Презентация нового материала. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | Осмысление изложенного материала или активные действия учащихся с объектом изучения. |
3. Практика под руководством учителя. | Установление быстрой обратной связи с целью своевременного устранения ошибок. | Получение оперативной информации о точности понимания нового материала, его основных положений. |
4. Самостоятельная практика учащихся. | Обеспечение процедуры усвоения нового материала на уроке, применения в измененной ситуации. | Активный обмен мнениями, выводами в дискуссии по изученному материалу. |
5. Самоконтроль и самооценка результатов. | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
6. Подведение итогов занятия. | Анализ и оценка успешности достижения целы и определение перспективы последующей работы. | Адекватность самооценки учащихся оценке учителя, получение учащимися информации о реальных результатах обучения. |
7. Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения всеми домашнего задания. |
8. Специальное повторение. | Обобщение и систематизация ведущих знаний по теме, курсу, по окончании недели, месяца. | Активная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей. |
9. Контроль усвоения знаний учащимися. | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и их коррекция. | Усвоение базовых знаний и способов действий по их добыванию, ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся. |
Статья «Блочно- модульная технология как средство повышения качества обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Блочно-модульная технология как средство повышения качества обучения.
Учитель физики МБОУ «СОШ №3» Долгушина И.А.
Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Передо мной, как перед учителем, стоит проблема: как добиться наивысшего качества в работе?
Именно поэтому, сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий. Одной из технологий является технология блочно-модульного обучения – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая представляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т.д. Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию, ее обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся. При организации блочно-модульного обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельной деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей.
Блок – это большой тематический раздел. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей. Понятие «блок» и «модуль», практически, равнозначны и представляют любую автономную, укрупненную часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:
учебная цель (целевая программа);
банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ) ;
1-й модуль (1–2 урока) – устное изложение основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на 1) теоретический материал; 2) опережающие задания; 3) изготовление карточек.
Цель – формирование знаний, организация работы по освоению учащимися понятий, научных фактов предусмотренных учебной программой.
познакомить учащихся с понятиями;
дать представление о явлениях;
активизировать познавательную деятельность.
формировать умение работы с литературой.
приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи.
2-й модуль (2–4 урока) – использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют.
3-й модуль (1–2 урока) – предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и т.д.).
Цель – выработать у учащихся умения и навыки отвечать на поставленные вопросы, решать задачи по данной теме, составлять электрические цепи, проводить экспериментальные опыты, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
вырабатывать умения решать задачи, научить составлять электрические схемы и читать их.
научить работать с дополнительной литературой, справочниками и другими источниками информации;
развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
4-й модуль (1–2 урока) – контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы.
Цель – осуществление контроля обучения, продолжение систематизации знаний, выявление уровня усвоения материала, сформированности умений и навыков.
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями;
проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности;
закрепить умения работать с тестовыми заданиями.
развивать логическое мышление, память, способность анализировать.
При планировании модуля используются технологические карты. Технологическая карта – особая форма планирования учебного материала. В ней указывается тема, количество часов на ее обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения, и навыки, формируемые при изучении темы. На промежуточных этапах работы над модулем я не столько контролирую работу обучающихся, сколько устанавливаю степень усвоения изучаемого материала и помогаю им скорректировать свою учебную деятельность.
Рассмотрим блок «Законы постоянного тока» (11 часов) в 10 классе.
Формирование новых знаний
Электрический ток. Закон Ома для участка и полной цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников.
Работа и мощность постоянного тока.
Закон Ома для полной цепи
Отработка умений и навыков
Решение задач на тему:
«Сила тока. Закон Ома для участков цепи»
Решение задач на тему:
«Параллельное и последовательное соединение проводников»
Решение задач на тему:
«Закон Ома для полной цепи. ЭДС»
Лабораторная работа по теме:
«Параллельное и последовательное соединение проводников»
Лабораторная работа по теме:
«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
Лабораторная работа по теме:
«Параллельное и последовательное соединение проводников»
Лабораторная работа по теме:
«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
Контрольная работа в новой форме, в виде ЕГЭ
На первом уроке диалогической части (на которую я отвожу 2 урока) мы изучаем только теорию.
На втором уроке строим опорный конспект, опираясь на знания теоретической части и включая уже формулы расчета силы тока. Разбираем отдельные, самые сложные, части до полного понимания.
На третьем уроке опрос учащихся по опорному конспекту лавиной. Этот метод заключается в следующем: сначала я спрашиваю у доски перед классом (все в это время слушают) первых двух пожелавших отвечать или сильных учащихся. Закончив ответ, они получают отметки (критерии отметок я поясняю при первых двух ответах). Каждый получивший положительную отметку становится консультантом. Он проверяет и оценивает знания других. Я в это время веду опрос параллельно или контролирую ответы остальных. Этот метод дает возможность мне за малое время проверять знания всех учащихся, а учащимся – развивать речь и лучше усвоить учебный материал в результате его многократного проговаривания и прослушивания. Затем учащиеся самостоятельно решают задачи. Решаем задачу в таком порядке: решаю задачу, на доске, учащиеся наблюдают и задают вопросы; разбираем решение, и его учащиеся проговаривают решение, учащиеся записывают в тетрадь самостоятельно.
Задачи подбираются с постепенно повышающейся сложностью, что позволяет детям делать как бы интеллектуальный разбег и создает условия для ситуации успеха.
Работу диалогической части строю соблюдая следующие основные принципы:
принцип целостности подхода к изучаемому и познаваемому учебному материалу;
принцип изучения по «нарастающей»;
принцип «возвращения». Причем главным является не повторение материала, а именно возврат к нему, использования его в качестве средства, инструмента для разрешения поставленных перед человеком проблем.
Именно поэтому учебный материал и его усвоение является не главным в данной части модуля. Они лишь необходимое средство, без которого невозможно достичь основных целей.
В зависимости от формы организации уроков диалогической части задания могут быть расписаны на технологических карточках, где дается четкое указание, что сделать, как сделать. Если урок проходит в форме индивидуально-групповой работы, то каждый из учеников получает три варианта заданий. Если же форма урока – игра в любой ее разновидности, то задания могут быть записаны на доске, либо даны в письменном виде. При коллективных и групповых формах работы задания могут быть одного уровня сложности. Обучение и учение в этой части являются: развивающими; подготовительными, для выхода на итоговую часть модуля. Поэтому все оценки и отметки, выставленные на каждом уроке каждому ученику, носят стимулирующий характер.
Обучение репродуктивного характера сочетаются с проблемным, поисковым, исследовательским обучением. Преимущественно используются активные формы обучения. Завершающим циклом этой темы является итоговой модуль (на него отводится 2 урока). Он предназначен для контроля, проверки и оценки знаний, умений и навыков, сформированных в процессе познавательной деятельности учащихся в диалогической части.
На первом уроке итоговой части я провожу тестирование (6 вариантов). По степени трудности они одинаковые. На этом же уроке учащиеся взаимно проверяют друг друга по ответам, написанным на доске и выставляют отметки. Оставшееся время мы заполняем пробелы в знаниях, выявленных тестированием. На последнем уроке итоговой части ребята пишут контрольную работу. Именно в этой части ученики получают отметки, которые, в конечном счете, и определяют общий результат деятельности каждого ученика. К каким же результатам я пришла? Повысилось качество знаний, уровень мотивации, учащиеся с желанием посещают уроки физики. Они не бояться идти на урок, размышляют и думают, не боясь ошибиться. Главная победа в том, что уменьшается нагрузка учащихся, а это особенно важно, так как 71, 6% учащихся имеют валеологические отклонения в здоровье.
Ежегодно, при изучении темы «Законы постоянного тока» по традиционной форме у значительной части обучающихся отмечалась неуверенность в себе, страх неудачи, апатия. Это говорит о дискомфорте обучающихся на занятии. А модульный урок дает возможность получить много оценок – баллов за все виды устных и письменных работ. При этом, что даже двойка перестает быть «приговором». Получив неудовлетворительную оценку, обучающийся может самостоятельно исправить ее, доработав материал. Обычно за урок обучающийся получает две оценки – за устную работу: знание теории, дополнения и за практическую часть. В старших классах (9-10-х классы) рейтинговая шкала оценивания. Учащимся предлагается после изучения теории (самостоятельно или под руководством учителя) вариант проверочной работы, которая содержит разные «по стоимости» задания, от очень простых (1 балла) до очень сложных (2-4 баллов). Здесь самое главное для ученика – выбрать «шапку по себе», выполнить то задание, которое он может сделать сам. Как правило, ученики выбирают задания чуть сложнее, чем могли бы сделать, но это и есть мотивация к более
Как видим, данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системности, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений. Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.
Реализация данной цели позволит:
повысить мотивацию изучения предмета;
повысить качество знаний;
повысить уровень образовательного процесса в целом.
При блочно-модульной технологии рекомендуется использовать несколько правил:
1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести соответствующую коррекцию.
3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.
4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.
5. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, необходимо проводить его доработку.
6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.
Таким образом, использование блочно-модульных технологий, позволяет:
повысить мотивацию учащихся в освоении не только знаний, но и ключевых компетенций;
строить обучение в индивидуальном темпе обучения;
выбирать уровень обучения;
гарантировать достижение результатов обучения;
формировать способность самооценки, самокоррекции, самоконтроля, самообразования учащихся;
повысить качество обучения;
помогает лучше подготовить учащихся к сдаче единого государственного экзамена в 9-х и 11-х классах.
Данная технология имеет следующие преимущества:
возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока);
создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход;
создание условий осознанного мотивированного изучения личностно-значимых учебных предметов;
уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.