собор в шатре во франции
К сожалению, первый Шартрский собор, в котором хранилась Святая плащаница Девы Марии, пострадал в пожаре, однако на его месте немедленно было построено новое здание, причем деньги на его строительство собирались по всей Франции. Новый собор, возведенный в 1260 г., сохранился до наших дней без каких-либо изменений: его никогда не реставрировали, не перестраивали и не разрушали.
Шартрский собор имеет обширный стрельчатый неф, портики, украшенные скульптурами середины XII в., и великолепно сохранившиеся витражи с изображениями Страшного суда, сцен из земной жизни Богоматери и гербов Франции и Кастилии. Именно они в лучах солнца придают зданию неповторимую красоту и поражают взгляд мерцанием цветов.
Потрясающая коллекция реликвий, в частности плащаница Девы Марии, в Средневековье привлекала сюда паломников, которые жертвовали немалые средства для расширения и украшения храма.
Сегодня собор считается одним из величайших достижений западной цивилизации в храмовой архитектуре и по праву именуется Акрополем Франции.
«Путь в Иерусалим»
Рождение готической традиции часто связывают с влиянием архитектуры Востока, открывшейся крестоносцам в их походах. Некоторые специалисты выводят корни готики из тайных геометрических изысканий, которыми занимались тамплиеры в Иерусалиме. Несомненно одно: именно готика привнесла в искусство символизм и таинственность, именно она поселила мистику в католических храмах и заставила ученых и оккультистов спустя века отгадывать зашифрованные в их композиции и декоре тайные коды. В Шартрском соборе немало таких знаков — например, напольный мозаичный лабиринт, в церковных записях именуемый «путем в Иерусалим». Прихожане должны были пересекать его на коленях, что символизировало путь души к Иерусалиму Небесному, с которым, как верили в Средние века, Шартрский собор связан незримыми нитями.
Французский Акрополь
Нотр-Дам де Шартр называют Французским Акрополем, вероятно, из-за обилия скульптур, которых здесь более 10 тыс. — как во внутреннем убранстве, так и на внешних стенах. Часть фигур — так называемый Королевский портал на западном фасаде — сохранилась еще с XII в. и отражает переход от романского стиля к готике. Правый портал посвящен евангельским сюжетам рождения и начала земного пути Христа. Скульптуры левого портала рассказывают о завершении жизни Иисуса. Тема центрального портала — Второе Пришествие Христа и Страшный суд, описанный в Апокалипсисе. В центре Королевского портала расположена знаменитая композиция «Христос во Славе», где фигура Христа окружена фантастическими крылатыми животными.
«Огненные колеса»
Круглые окна-розы с переплетом радиального рисунка также впервые появились в Шартрском соборе. Считается, что они были сделаны по заказу Людовика Святого и его супруги Бланки Кастильской. Диаметр некоторых окон собора достигает 13 м. Их витражи изображают гербы Франции и Кастилии, сюжеты из Евангелия и сцены Страшного суда. Эти окна называли «огненными колесами», которые «мечут молнии».
Факты
Как добраться
Шартрский собор расположен в одноименном городе. От парижского вокзала Монпарнас поезда туда ходят каждый час.
Когда лучше поехать
Осмотреть собор и окрестности можно в любое время года, но приятнее всего это делать весной и летом.
Шартрский собор
Шартрский собор (Cathédrale Notre-Dame de Chartres)
Шартрский собор – сохранившийся в первозданном виде готический католический храм, построенный в начале XIII века в 96 км к юго-западу от Парижа. Возведенное на холме в западной части Шартра величественное здание возвышается над старинным городком.
Сегодня это действующий храм, в который стекаются паломники со всего мира поклониться тунике Девы Марии. По преданию, именно в этом одеянии Богоматерь родила Иисуса. В честь Марии храму дано официальное название собор Шартрской Богоматери, или Норт-Дам-де-Шартр. В 1979 году он был по достоинству оценен мировым сообществом, когда его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Шартрский собор
История достопримечательности
По мнению археологов, Шартрский собор, как минимум пятый храм на холме, который облюбовали христиане еще с IV века, изгнав оттуда друидов. В 876 году очередному храму досталась туника Девы Марии, главная святыня Шартра до наших дней. Последнему собору, освященному в 1260 году, поразительно везло. Для начала его статус в глазах общественности повысил Генрих IV Бурбон, первый король после ухода с исторической сцены династии Валуа.В 1594 году он предпочел Шартр традиционному Реймсу, лежащему несколько дальше от Парижа, и короновался здесь.
Фотография Шартского собора в 1910 году
За годы существования готического здания Шартр пережил множество военных конфликтов, в числе последних – массированные бомбардировки союзников, вытеснявших немцев из Франции во время Второй мировой. Город сильно пострадал, но собор не только не был разрушен, но даже не нуждался в реставрации.
Архитектурные особенности
Шартрский собор представляет собой классический образец готической церкви. Единое архитектурное решение воплощали бригады из 300 рабочих примерно в течение 40 лет – срок для XIII века весьма скромный. Массивный при ближайшем рассмотрении, на расстоянии собор кажется парящим в воздухе благодаря устремленным ввысь симметричным башням с ажурными окнами. Максимальная высота здания составляет 113 м, в длину оно вытянуто на 130 м. Гигантский фасад и боковые стены из ценного известняка украшены 200 резными фигурами большой художественной ценности, иллюстрирующими события библейской истории.
Вход в Шартрский собор Окно-роза северного трансепта Аркбутаны Шартрского собора
Интерьер собора
На трехъярусных стенах расположены 176 витражей в насыщенных ярко-красных и синих тонах. Секрет производства стекла для них утрачен, поэтому в случае разрушения витражей восстановить их в первоначальном виде не удастся. Сюжеты для окон выбирали самые разнообразные: наряду с классическими библейскими сценами на них запечатлены эпизоды из жизни знати, простых горожан и крестьян. Внутри почти нет резных фигур: для облицовки использован местный камень, который сложно обрабатывать. Несмотря на обилие окон, внутри собора царит таинственный полумрак: солнечный свет приглушают цветные витражные стекла. Стекло постоянно реставрируют и очищают, так что оно по-прежнему сияет насыщенными оттенками красного, зеленого и знаменитым оттенком шартрского синего цвета.
Скульптуры на резной стене, отделяющей алтарную часть Фрагмент лабиринта символизирующего путь паломников в Святую землю Внутри собора
Шартр для паломников
Пик паломничества приходился на начало строительства Шартрского собора; после Французской революции до середины XVIII века практика религиозных поклонений была прекращена. В наше время Шартр снова стал центром притяжения католиков со всего мира. В год на поклонение приезжает около 18000 гостей. Верующие мирно соседствуют с обычными туристами, но последних просят соблюдать несложные правила поведения. Дресс-кода не существует, можно заходить в любой опрятной одежде. Туристов просят не шуметь во время мессы, когда осмотр алтарной части может быть затруднен. Вечерняя служба в будни проходит в 19:00, по праздникам и выходным она начинается на час-полтора раньше, утренние мессы проводятся до открытия храма для туристов.
Хор Шартрского собора
Информация для туристов
Шартрский собор – главная достопримечательность города, вокруг которого сосредоточены все заведения, обслуживающие туристов. В 100 м от юго-восточного придела здания в доме с пятисотлетней историей на Рю де ла Пуассонри 8-10 расположен туристический офис. Здесь гостям города подскажут, где остановиться, перекусить, что еще стоит осмотреть в Шартре и его окрестностях, предложат сувениры, печатные, электронные путеводители, экскурсии с гидом. Офис открыт ежедневно до 5-6 часов вечера.
В шаговой доступности от собора действуют 4 небольших отеля, еще несколько открыто в 10 минутах ходьбы от него. Рядом с храмом, в бывшем дворце шартрского епископа, работает Музей изящных искусств с неплохим собранием живописи XVIII века и старинных клавесинов. Перекусить можно в любом из десятков ближайших кафе и ресторанов, самый бюджетный вариант – построенный в 300 м к юго-западу от достопримечательности «Мак-Доналдс».
Время работы и услуги
Доступ в Шартрский собор туристам открыт ежедневно с 8:30 до 19:30. Вход оборудован пандусом для маломобильных граждан, им доступны все уголки базового уровня собора. У входа работает сувенирная лавка, магазин «Склеп» расположен вне здания, в южном портале. Кроме традиционных магнитов и открыток в ассортименте представлены макеты собора, сувениры в виде витражей и лабиринтов. Кстати, традиция торговли в храме продолжается с момента его постройки: когда-то прямо в здании был продуктовый рынок, ничуть не мешавший проведению службы.
Астрономические часы Фасад Шартского собора
Как добраться до Шартрского собора
Автомобилем из Парижа до Шартра можно добраться по шоссе А6 в направлении Бордо, затем по шоссе А10 и А11 в направлении Нанта. Время в пути составит чуть более часа, есть платные отрезки дороги. Бесплатная альтернатива проходит через Дрё по N12, по протяженности дорога в полтора раза длиннее. Возле собора есть вместительные парковки.
С парижского вокзала Монпарнас поезда в Шартр отправляются в среднем один раз в час. Туристические автобусы из столицы останавливаются примерно в 300 м от Нотр-Дам-де-Шартр, на Рю Жорж Фессар. Из парижского Орли в Шартр летают самолеты, но экономия времени на дорогу составит всего около 20 минут. Бесплатный местный автобус характерного желтого цвета курсирует по городу с раннего утра до семи вечера между основными достопримечательностями каждые 20 минут.
Шартрский собор
Кафедральный Шартрский собор (Cathédrale Notre-Dame de Chartres) или Нотр-Дам-де-Шартр — один из трех самых красивых готических храмов Франции. Одно время среди зодчих даже ходила поговорка, что если взять величественные башни Шартра, скульптурное разнообразие Реймса и огромные, но гармоничные формы Амьенской базилики — можно получить идеальный храм. Да, все три шедевра средневековой готики во многом похожи, но именно в Шартре некоторые особенности архитектуры были использованы впервые. Наибольшую же известность ему принесла ценнейшая реликвия — плащаница Девы Марии. Согласно легенде, в нее была одета Богородица в момент рождения Иисуса Христа.
Статуя ангела с солнечными часами на углу западного и южного фасадов
История
История Шартрского собора тесно связана с его главной ценностью. В 876 году французский король Карл II пожертвовал городу Шартру легендарную плащаницу Богоматери, и для ее хранения был построен большой храм. На сегодняшний день сведений о нем практически не сохранилось — известно лишь, что в 1020 году он сгорел и был заменен столь же величественной романской базиликой. Спустя полтора века город снова настиг разрушительный пожар, но плащанице вновь удалось чудом спастись из огня. И тогда в честь нее началось возведение еще одного, на этот раз уже готического храма. Удивительно, но он дошел до наших дней без значительных переделок и реконструкций.
Плащаница Девы Марии — главная реликвия Шартрского собора
Для возведения Нотр-Дам-де-Шартр в 1194 году по всей Франции был объявлен сбор пожертвований, а жители самого Шартра помогали строительству, привозя материалы из ближайших каменоломен. В истории не сохранилось имя первого архитектора, который смог гармонично вписать уцелевший западный фасад в облик нового здания. Но мастер явно знал свое дело, ведь, несмотря на всю сложность архитектуры, Нотр-Дам-де-Шартр был построен очень быстро (для тех времен). В 1220 году он уже был практически готов, а в 1260 году — освящен в присутствии королевских особ.
Как добраться до Шартрского собора
Один из легендарных готических храмов Франции находится в старинном городе Шартре. Он расположен на территории департамента Эр и Луар всего в 90 километрах от Парижа, поэтому сюда легко доехать как на автомобиле, так и другим транспортом.
Точный адрес: 16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция.
Как добраться от ж/д вокзала Шартра:
Пешком:расстояние от вокзала Gare de Chartres до Нотр-Дам-де-Шартр около 650 метров.
Как добраться из Парижа — от аэропорта Шарль-де-Голль:
Электричка:от 2-го терминала городской электричкой RER по ветке B ехать до площади Denfert-Rochereau, в пути 46 минут.
Метро:от станции Denfert-Rochereau по ветке 6 ехать до станции Montparnasse, в пути 5 минут.
Поезд:от ж/д вокзала Montparnasse поездом TER добраться до Шартра, в пути 1 час и 15 минут (поезд отправляется каждый час).
Пешком:от ж/д вокзала Gare de Chartres пройти 650 метров.
Автомобиль:по трассе А10 расстояние около 117 километров, по трассе N10 — около 124 километров.
Шартрский собор на карте
Что посмотреть
Шартрский собор, как и его собратья в Амьене и Реймсе, построен в форме латинского креста. Однако есть одна существенная разница — в отличие от двух других знаменитых базилик, он несимметричен. Башни по обе стороны центрального нефа имеют не только разную высоту (113 и 105 метров), но также разные очертания, поскольку одна из них выполнена в стиле пламенеющей готики, другая же близка к романскому стилю. Готическая северная башня отличается затейливым каменным кружевом, над которым в начале 16 века работал архитектор Жан Тексие. Южная же романская башня смотрится более скромно и строго.
Как и положено готическому храму, Нотр-Дам-де-Шартр имеет несколько богато украшенных порталов, всего их насчитывается девять. Из них три портала остались еще со времен старого собора:
В оформлении северного и западного фасадов сохранились оригинальные статуи 13 века — эпохи, когда новая базилика только-только явилась миру. Особенно много их со стороны главного западного фасада, где находится Королевский портал. Но и северная часть тоже стоит внимания — там находится ажурное окно-роза, традиционный элемент французских готических храмов. Промежутки между изящными переплетениями каменного «цветка» заполнены витражами, которые представляют собой еще одну гордость Нотр-Дам-де-Шартр.
С южной же стороны нет роскошных порталов и обилия статуй, однако здесь расположены астрономические часы 16 века. Сложное устройство циферблата с обилием обозначений позволяло с их помощью узнать не только текущее время и дату, но также фазу Луны. И так было до 1793 года, когда часовой механизм, к сожалению, вышел из строя. С тех пор часы являются лишь красивым элементом фасада.
Интерьер Шартрского собора
Начать описание внутреннего убранства храма можно с простого, но важного факта — он обладает самым большим нефом во Франции. Величественный, огромный, полный причудливых бликов света от цветных витражей, он производит неизгладимое впечатление. Недаром это здание называют «Стеклянной Библией», ведь площадь остекления здесь действительно велика — более 2 000 квадратных метров. При этом некоторые витражи сохранились еще с 12-13 столетия. Самым известным из них является витражное окно с изображением Богородицы начала 12 века, а также цветная композиция «Древо Иесеево».
Интересно: насыщенный синий оттенок, который можно увидеть на всех древних витражах собора, имеет собственное название — «Шартрская синь». Его секрет так и остался неизвестным, получить стекло того же цвета современным мастерам не удалось.
Фрагмент витража о жизни святого Евстафия
Рассмотрев же верхнее убранство, стоит обратить свое внимание и вниз. Примерно треть пола на территории нефа занимает круглый черно-белый лабиринт, который является древним эзотерическим символом. Прохождение по нему для средневековых христиан было своего рода заменой паломничеству. Считалось, что паломник должен проделать путь к его центру на коленях, и это будет символизировать путь к городу Иерусалиму. К сожалению, пространство внутри собора часто занято скамейками для прихожан, и потому лабиринт не всегда удается полностью рассмотреть.
Лабиринт, выложенный в 1200 году, является самым большим символическим элементом Шартрского собора
Часы работы и стоимость билетов
Нотр-Дам-де-Шартр открыт ежедневно с 08:30 до 19:30.
В июле и августе здесь проводятся регулярные мероприятия:
Собор можно посетить самостоятельно с аудиогидом на русском языке. Для желающих также есть экскурсии длительностью 1,5 часа на французском языке.
График экскурсий:
Стоимость экскурсии:
Подъем на смотровую площадку на башне:
Стоимость подъема на башню:
Стоимость аудиогида:
Все экскурсии Шартрского собора можно посмотреть в расписании на сайте Нотр-Дам-де-Шартр.
Подсветка Шартрского собора ночью
Правила посещения
Праздничная подсветка собора
Интересные факты
Деревянная скульптура Мадонны с младенцем в образе Царя и Царицы небесных
Панорама Шартрского собора
Грандиозный Шартрский собор послужил образцом при строительстве многих других храмов. Он не только был настоящим шедевром для своей эпохи, но и является таковым даже в наши дни. Это произведение искусства веками притягивает людей из разных стран в небольшой городок Шартр — кто-то едет для поклонения знаменитой плащанице Девы Марии, а кто-то для того, чтобы полюбоваться затейливыми кружевами готической архитектуры. Впрочем, в самом городе тоже не придется скучать, ведь кроме храма здесь есть еще Международный центр витражей, художественный музей Museum of Fine Arts и уникальный Дом Пикассетт, целиком выложенный из цветной мозаики. Эти достопримечательности пусть и не отличаются такой уж древностью, однако не менее интересны.
Визитная карточка
Адрес
16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция
Собор в шатре во франции
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Кафедральный собор Нотр-Дам в Шартре (Chartres), Центр (Centre)
Фотографии сделаны летом 2012 и 2013 годов.
В конце поста фотографии с шоу-подсветки собора.
Первый храм здесь возвели в середине IV века. Он назывался Авентинским собором по имени первого епископа города. Храм был возведен, по всей видимости, у подножья стены галло-римского периода, окружавшей город. Он был разрушен огнем в 743 году, или 753 году вестготскими войсками. После очередной реконструкции, начатой в 859 году, епископ Жильбер превратил церковь в городской кафедральный собор. В это же время король Карл II подарил собору одну из самых значительных реликвий христианства – покров Девы Марии. Во время революции духовенство разделило покров на несколько частей в надежде, что хоть какая-нибудь из них уцелеет. Действительно, когда Франция успокоилась, самый большой кусок вернулся в собор, и до сих пор здесь хранится.
Первый кафедральный собор сгорел в 1020 году и на его месте был возведен романский собор. Работами руководил епископ Фулберт, который организовал знаменитую Шартрскую школу, научный центр Средневековья.
Этот собор простоял до сильного пожара 1194 года. От огня уцелели лишь крипта, часть западного фасада и нижний ярус башен. Чудесным образом не пострадал и ларец с покровом Богородицы.
В этом же году были начаты работы по возведению нового собора. За основу взяли чертежи старого, а его уцелевшие фрагменты были встроены в новое здание. Строительство храма в основном было закончено в 1225 году, и его облик сохранился до наших дней. Только северная башня в начале XVI века была дополнена шатром, украшенным замысловатым каменным кружевом.
Новый собор был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX Святого, и в честь Девы Марии получил название Нотр-Дам де Шартр.
Главный фасад собора — западный, обрамленный двумя колокольнями. Здесь было расположено множество статуй: 24 крупные (19 сохранилось) и 300 более мелких фигуративных элементов, создававших декоративное украшение фасада. Стена за спинами статуй покрыта узорами, несущими отпечаток еще не закатившегося романского стиля — плетёнки, колонны, листья аканфа. Портал на этом фасаде носит почетное имя Королевского.
Из-за сложной истории строительства собора две его колокольни выполнены в разном стиле: северная башня носит отпечаток типичной ранней готики (с толстыми нервюрами и конусообразным силуэтом), и увенчивается шпилем в стиле пылающей готики, поставленном в 16 веке. А южная башня имеет более классический готический облик, будучи возведенной в зрелый период стиля. Ее шпиль более прост. Эта разница между двумя колокольнями является уникальной чертой здания. В этой башне находятся 7 колоколов, каждый из которых имеет свое собственное имя и голос.
Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей.
На северном фасаде расположен портал, носящий название «Ворот Завета». Здесь изображены сцены из Ветхого Завета и жития Девы Марии. На центральной арке высечены эпизоды из Книги Бытия. Правая часть посвящена теме «трудов и дней».
Предположительно, статуи Блаженной Изабеллы и ее отца Людовика VIII на одном из порталов собора.
На северной стороне собора расположены также часы XVI века.
Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, симметричен северному, рассказывает о Церкви, которая опирается на апостолов (центральная часть), святых (справа) и мучеников (слева).
Собор знаменит, прежде всего, благодаря своему удивительно богатому декору. В интерьере и фасаде насчитывается почти 3 500 статуй, многие из которых являются совершенными образцами готического стиля. Здесь насчитывается 9 резных порталов, самый большой хор во Франции и самая большая крипта в романском стиле. Общая площадь 176 окон-витражей собора составляет 2 600 кв. м.
Ограда хора отделяет его от деамбулатория. Она полностью скульптурная – 40 групп, насчитывающих 200 статуй, многие из которых сделаны мастером по имени Жан де Бос, который начал работу в начале 16 века. Ренессансная иконография посвящена эпизодам из жизни Иисуса и Девы Марии. В соборе хранится деревянная статуя Девы, датируемая 1540 годом, которая была частью загородки, разрушенной в 18 веке.
Весьма прославлены витражи Шартрского собора — как своей красотой, так и тем, что это самый значительный единый ансамбль окон, сохранившийся с 13 века. В основном их создали в 1205-1240 годах. Большинство окон было сделано в то время, когда собор перестраивался после пожара 1194 года. Древней лишь витражи аббатства Сен-Дени, заказанные аббатом Сугерием в 1144-1151 годах. Три окна на западном фасаде сохранились от предшествующего столетия – вероятно, 1145-1155 годов. Также осталось раннее окно 1180 года – в южной стороне деамбулатория, изображающее Деву Марию. Оно имеет имя собственное – Богородица Красивого Стекла (Notre-Dame-de-la-Belle-Verrière). Это один из главных, самых знаменитых, витражей собора.
Знаменитый витраж Notre-Dame de la Belle Verrière XII века. Именно на нем сохранился изумительный голубой цвет.
Основной цвет шартрских витражей — интенсивно синий, созданный с использованием синего кобальта, секрет воспроизводства которого ныне утерян. Почти две сотни окон являются важными произведениями декоративно-прикладного искусства. Несколько окон были повреждены и восстановлены в последующие века. В 1972 году витражи начали чистить от загрязнений, и работы все еще продолжаются. Сюжеты традиционные — из Ветхого и Нового Заветов, хотя использованы мотивы из «Золотой легенды» Якова Ворагинского. Среди мотивов можно найти знаки зодиака, а также упоминания о цехах, которые, возможно, оплатили создание этих витражей. Повествование в витражах, как правило, читается снизу вверх и слева направо (за исключением цикла Страстей, который читается сверху вниз). Помимо витражей с традиционными евангельскими сюжетами любопытно разглядывать цикл окон с историей Карла Великого, причем этот правитель даже не является канонизированным святым. В Сен-Дени есть окна на аналогичные сюжеты, например, о легендарном путешествии императора на восток, во время которого были обретены реликвии Страстей. Витражи в Шартре придуманы на основе тех же древних манускриптов, но с добавлениями. Истории очень странные и непривычные: например, одно из окон посвящено покаянию Карла Великого за грех кровосмешения со своей сестрой, от которого родился Роланд.
Окно-роза на фасаде северного трансепта изображает Богоматерь с младенцем на троне, в окружении лучей с голубями, ангелами, царями и пророками. Окно-роза южного трансепта посвящено сюжетам Апокалипсиса, а также теологическим толкованиям. В центре находится Христос во славе.
Нетрадиционны также витражи в капелле Вандом, которые были оплачены Луи де Бурбоном, графом Вандомским, после паломничества в Шартр и после битвы при Азенкуре, где он был взят в плен. Часовня была построена в 1417 году. Здесь изображены члены его семьи (в том числе королева Жанна Неаполитанская и Жан де Лузиньян, король Кипра) и их святые покровители. К сожалению, к 1700 году они были уже повреждены, а во время Французской Революции уничтожили изображения членов семьи Вандома. Изображения были переделаны в 1920 году художником Альбером-Луи Бонно по рисункам из частной коллекции. Одна из характерных черт этого витражного цикла – большое количество донаторов, которые вложили средства в создание этих окон. Это не только короли (Людовик VIII, Фердинанд III Кастильский, Людовик IX и Бланка Кастильская), герцоги и графи (Тибо VI, граф Блуа, Симон де Монфор), а также 30 гильдий (плотники, каменщики, пекари, скорняки), которые изображены в бытовых сценках, дающих яркую картину средневекового цехового общества.
Интересно, что деревянная кровля собора сгорела в 1836 году, на следующий год ее заменили медными листами по металлическому каркасу. Современный облик является результатом реконструкции, осуществленной в 1997 году.
Украшения и скульптура собора при подъему на одну из башен:
Крипты храма являются результатом строительных работ разных периодов и носят черты различных архитектурных стилей. Здесь можно посмотреть фрески 12 века, 19 века, а также современные росписи. Внутренняя крипта, вероятно, является частью сооружения, построенного в каролингскую эпоху, в 9 веке. Она носит имя святого Любена и находится под хором нынешнего собора, чуть ниже алтаря. Наружная крипта святого Фульберта (она же нижняя церковь) идет полукругом от одной башни к другой. Датированная 11 веком, она имеет 230 метров в длину и 5-6 метров в ширину, и является самой крупной криптой во Франции. Здесь находится часовня Богоматери Подземной (Notre-Dame Sous-Terre) – пожалуй, одно из древнейших святилищ, посвященных Деве Марии, в Западной Европе. Здесь стоит статуя, датированная 1975 годом, которая воспроизводит древнюю статую, вероятно, сожженную революционерами в 1793 году. Она могла изначально быть статуей Богини-Матери галло-римских времен. Другие капеллы в подземной крипте – три романские и четыре готические (13 век). Здесь также расположен колодец Сен-Фор (Saints-Forts), вода которого, по средневековому поверью, обладала чудотворной силой исцеления. В южной галерее находятся фрески 12 века, изображающие популярных святых – Климента, Эгидия, Мартина, Николая. В конце южной галереи стоит каменная купель романского периода.
Холм, на котором построен Шартрский собор, задолго до появления христианства был культовым местом.
Этот холм был священным задолго до прихода друидов и тысячелетиями служил центром паломничества. Что же притягивало сюда язычников? Что указало друидам и тем, кто был здесь до них, на то, что земля здесь «святая»?
Дух земли проявлялся иногда в виде подземных вод с магнитными свойствами или в том, как, согласно верованиям древних, боги давали о себе знать.
Среди таких мест можно отметить Дельфы, Храмовый холм в Иерусалиме и холм в Шартре. В этих местах можно обнаружить наиболее мощные теллурические силы (энергетические потоки, земные токи).
Это Spiritus Mundi, или дух земли. Spiritus Mundi настолько силен, что может разбудить в человеке некие скрытые силы. Так считалось со времен друидов, когда холм в Шартре называли Холмом сильных или Холмом посвященных.
Этот дух места настолько священен, что никакое физическое воздействие не может его уничтожить. Поэтому ни в коем случае нельзя осквернять холм, который стоит на этом месте. Собор в Шартре единственный собор во Франции, где не был погребен ни один монарх, кардинал или епископ. Холм до сих пор остается неоскверненным, как и Храмовая гора в Иерусалиме.
О наличии в Шартре Spiritus Mundi было известно с доисторических времен. О нем знал и люди, построивший собор на пересечении водных течений, которые усиливают действие «духа места».
Согласно некоторым исследователям, мощь этого мистического энергетического места в Шартре усиливают большая петля подземной реки и сходящиеся в одной точке веерообразно расположенные подземные каналы. В самом соборе есть еще несколько мест, где энергетические силы проявляются так заметно, что это чувствуется физически.
Фотографии с шоу-подсветки собора летом 2013-го года: