собор георгия победоносца в калуге
Свято-Георгиевский собор г. Калуги
С вято-Георгиевский собор — один из красивейших храмов, находящихся в старой части города Калуги. В настоящем своем виде храм был построен на месте сгоревшего деревянного во второй половине 17 века и впервые упомянут в исторических документах как каменный в 1701 году. С 1926 по 1999 год храм имел статус кафедрального собора. Храм двухэтажный. На первом этаже главный престол освящен в честь Великомученика и Победоносца Георгия (престольный праздник 6 мая). Левый придел — во имя св. пророка Иоанна Предтечи (престольный праздник 7 июля), правый придел — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (престольный праздник 7 февраля). На втором этаже престол освящен в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня (престольный праздник 27 сентября).
Б огослужения совершаются в нашем соборе ежедневно.
Утреннее богослужение с понедельника по субботу начинается с 8-00, в воскресные и праздничные дни совершаются две Божественных литургии — ранняя в 7-00 и поздняя в 10-00.
Вечернее богослужение ежедневно начинается в 17-00.
Таинство покаяния (исповедь) совершается за утренним богослужением ежедневно.
Т аинство святого Крещения совершается ежедневно по предварительному согласованию со священником. Перед совершением Таинства готовящиеся ко Крещению (или родители младенцев) проходят подготовительные беседы.
Т аинство Венчания совершается в любой из установленных для этого Церковным уставом дней.
П огребение усопших и панихиды совершаются ежедневно.
Х рам открыт для посещения ежедневно с 7.30 до 18.30 (в воскресенье — с 6.30 до 18.30)
Поделиться:
Икона дня
Православный календарь
Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).
Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11.Лк., 55 зач., XI, 1–10.Мч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
КАЛУЖСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР
Калужский Свято-Георгиевский собор |
Калужский соборный храм в честь великомученика Георгия «за верхом»
История
С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф., Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином.
С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов.
В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М. Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К. Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.
В октябре 1941 г. из Смоленской области вернулся в Калугу о. А.М. Анохин и, когда находящийся в преклонных летах о. Иосиф окончательно слег, был зачислен в штат Георгиевского собора. Отец Иосиф скончался 2 ноября 1942 г. На тот момент штатными священниками собора числились протоиерей Г.К. Лысяк и протоиерей А.М. Анохин.
С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения [1].
20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.
До революции храм Георгия «за верхом» собором не являлся. Статус кафедрального собора он получил в 20-е гг. XX в. после закрытия Свято-Троицкого собора. В 1999 г., когда Свято-Троицкий собор был восстановлен и стал кафедральным, храм Георгия «за верхом» сохранил статус собора.
Описание храма
Наружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля у храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Следует заметить, что здесь отчетливо сказались новые веяния, неизвестные в конце 1680-х гг. Просторный алтарь сохраняет традиционное трехчастное деление, хотя здесь это уже единое помещение. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.
Святыни
В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. В алтаре хранились: напрестольный крест с частицами мощей девяти Печерских святых.
Использованные материалы
[1] постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327
Свято-Георгиевский собор г. Калуги
П ервое упоминание о нынешнем каменном храме относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».
Д вухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен царя Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.
Н аружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля у храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Следует заметить, что здесь отчетливо сказались новые веяния, неизвестные в конце 1680-х гг. Просторный алтарь сохраняет традиционное трехчастное деление, хотя здесь это уже единое помещение. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.
В ерхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.
П ятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI-началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.
К олокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырех-угольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.
С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф., Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином.
С 1937 по 1942 гг. — время, когда Калужская кафедра оставалась праздной, — в соборе сменилось около десятка священников. После ареста владыки и священнослужителей службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники Николо-Козинского храма — протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоаникий (Дмитриев). Вскоре о. Иоаникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован.
С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов.
В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М. Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К. Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.
В октябре 1941 г. из Смоленской области вернулся в Калугу о. А.М. Анохин и, когда находящийся в преклонных летах о. Иосиф окончательно слег, был зачислен в штат Георгиевского собора. Отец Иосиф скончался 2 ноября 1942 г. На тот момент штатными священниками собора числились протоиерей Г.К. Лысяк и протоиерей А.М. Анохин.
В 1950 г., при епископе Онисифоре (Пономареве) в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.
В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.
В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327).
20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.
В конце XIX в. во время своего визита в г. Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в память об этом событии в алтаре собора находится бронзовая табличка с надписью: «Отец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 15 мая 1895 г. Божественную литургию». В соборе также служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (неоднократно), Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (1992), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III (1994).
29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.
Свято-Георгиевский собор – православное сердце города
В Калуге находится сразу два кафедральных храма – Троицкий и Свято-Георгиевский соборы. Туристы, которые путешествуют по «Золотому кольцу» России, любят заезжать в древний город и любоваться великолепной церковью в честь великомученика Георгия. Красивый пятиглавый храм с высокой колокольней были построены в самом начале XVIII века и украшают исторический центр Калуги по сей день.
Содержание:
История храма
Когда-то на месте собора стоял деревянный Георгиевский храм. Пожары в средневековых городах были обычным делом. После того, как церковь сгорела, калужане решили поставить вместо нее каменное здание.
Свято-Георгиевский собор с высоты птичьего полёта
Новый храм возвели с 1700 по 1701 год на средства купцов Коробовых. Поначалу к приходу относились 75 домов, в которых жили богатые калужские торговцы Коробовы, Билибины, Гончаровы, Вяземские, Золотаревы и Носовы. Притч был небольшим. Богослужения проводили священник, дьякон и два дьячка.
Церковь много раз перестраивалась. В 1776 году была сделана кровля над вторым этажом, а начале XX века расписан нижний храм. Из семи колоколов, которые украшали колокольню, один был отлит в 1739 году на Невьянских заводах Демидова, а другой в 1785 году – на московском заводе Ассона Петровича Струговщикова.
Общий вид Свято-Георгиевского собора
В 1926 году, когда власти Калуги закрыли Троицкий собор, кафедральным храмом стала Георгиевская церковь. Перемены не принесли благополучия священникам. После того, как в сентябре 1937 года был арестован калужский архимандрит Августин, служить в соборе стали священники Николо-Козинской церкви, в частности, архимандрит Иоанникий. Однако, он тоже был осужден и приговорен к расстрелу.
В феврале 1940 года храм осиротел, и его на короткое время закрыли для верующих. В 1950 году строители заделали купол и подновили стенную роспись. Капитальные ремонтные работы были проведены в 1988 году, к тысячелетию Руси.
В 1999 году, когда Троицкий собор снова стал кафедральным храмом, Свято-Георгиевский собор не утратил своего значения. В данный момент оба храма считаются главными соборами Калуги, и это уникальный случай в истории Русской Православной Церкви.
Вид Свято-Георгиевского собора с улицы Баумана
Архитектурные особенности и интерьеры
Пятиглавый храм «полукораблем» построен в лучших традициях русского барокко. Двухсветный четверик с примыкающей к нему трапезной стоит на высоком подклете, который с трех сторон окружает живописная галерея. С юга и севера на нее ведут две широких лестницы.
Окна оформлены витыми колонками и резными крестами, а углы здания – группами полуколонок. Вверху на вытянутых граненых барабанах возвышаются небольшие купола, которые характерны для церквей XVIII века. Стройная колокольня поднимается на высоту 43 м.
Вид Свято-Георгиевского собора с улицы Пушкина
В красивом и добротном здании хранятся многие святыни – почитаемая верующими икона Калужской Божьей Матери, образ Божией Матери «Утоли Моя Печали», иконы Спасителя, святителя Николая, великомучеников Георгия и Параскевы Пятницы.
На первом этаже находится главный престол в честь Великомученика Георгия, а на втором – в честь Воздвижения Креста Господня. Левый придел посвящен пророку Иоанну Предтече, правый – иконе Божией Матери «Утоли Моя Печали».
Вид на колокольню Свято-Георгиевского собора
Полезная информация для туристов и паломников
Двери собора открыты в любой день с 7:30 до 18:30, вход в церковь бесплатный. Храм действующий, в нем ежедневно проходят церковные службы. С 1990 года в соборе работает воскресная школа для детей.
О калужском храме часто говорят «за верхом». Такое название связано с топографическими особенностями местности. В старину калужане называли «верхом» овраг, поэтому «за верхом» означает «расположенный за оврагом».
Как добраться
Собор находится в историческом центре города – на улице Баумана, 14. С автовокзала и с железнодорожного вокзала Калуги нужно ехать на автобусах или троллейбусах, которые идут в центр города. Выходите на остановке «Улица Баумана» или «Школа №6» и идите до церкви пешком.
Собор георгия победоносца в калуге
Описание: Привет, друзья!
Когда-то в 2008-2009 г. мы были молодежной группой миссионеров-добровольцев. Мы изучали основы православия, проповедовали, устраивали диспуты, проводили благотворительные акции.
С 2012 г. по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента мы стали общиной при старинном калужском храме.
В нашей общине мы всегда рады видеть новых людей:
— кто хочет понять и глубоко разобраться в православной вере и готов потратить на это время;
— кто готов серьёзно на постоянной основе изучать Библию каждый день;
— кому недостаточно просто стоять в храме и слушать, как другие поют и читают, кто сам готов послужить Богу пением и чтением в храме;
— кому мало читать о милосердии Божием, но нужно самому участвовать в делах милосердия, делиться с окружающими теплом своего сердца.
Мы ждём максималистов, которые не довольствуются обрядоверием и «верой в душе», кто ищет глубину веры и не боится трудностей. Мы хотим вместе трудиться для Бога и отдыхать, делить скорби и радости, преодолевать трудности и радоваться победам!
Звоните, приходите, вступайте в наши группы, пишите и общайтесь!
Мы ждём вас!
+79005763018
+79105902157
+79158911515
———Еженедельное расписание богослужений ————
На буднях утреннее богослужение совершается ежедневно с 7:00 (с практическим обучением прихожан богослужебному чтению).
Каждую среду в 19:00 проводятся огласительные беседы для готовящихся к таинствам Крещения, Исповеди, Причащения и Венчания.
Постоянно ведётся бесплатная раздача православной литературы.
Занятия по изучению Священного Писания проводятся в четверг в 19:00..
Регулярно организуются лектории и дискуссии по актуальной тематике. Сайт: hram-kaluga.ru Место: ул. Воскресенская, д. 25/2, Калуга
Другое
Действия
Друзья!
Завтра в 19:00 СОСТОИТСЯ встреча с протоиереем Алексеем Уминским.
Ждём вас.
Наш адрес:
г. Калуга, ул. Воскресенская, д.25/2.
Чтение дня: Тов. 1, 2; Сир. 12-14.
Отчего иссыхает душа
Варианты ответа давать в комментариях.
#храмкалуга #залавками #вопросдня
#УтроСоСвятыми
«. не буду я платить советской власти ни одной копейки»
Сегодня память прпмч.Сергия (Чернухина), ✞1942г.
1 декабря 1937 года в селе Никольское-Головинское Московской области был арестован священник игумен Сергий (Чернухин). Показать полностью. Отец Сергий был заключен в волоколамскую тюрьму и на следующий день допрошен. Следователь заявил, будто следствию известно, что священник вел среди населения контрреволюционную агитацию.
Показания против батюшки дали бывший и занявший эту должность вслед за ним председатели сельсовета. Они утверждали, что игумен Сергий отказался подписываться на заем и при этом говорил: «Отвяжитесь вы от меня, ироды, не буду я платить советской власти ни одной копейки. Советская власть у нас последние доходы отбирает, не разрешает нам ходить по приходу, обдирает разными налогами, и помогать мне советской власти совершенно не за что, так как кроме надругательства над духовенством я от нее ничего хорошего не видел»…
«Отказался подписываться на заем»… Каким бы странным не казалось в наши дни обвинение, но для советской России 1937 года оно было типичным.
В 1937 году советским правительством был выпущен «Заем укрепления обороны СССР» — облигации на сумму 4 миллиарда рублей. Советская Россия готовилась к войне, но на модернизацию военной промышленности средств у власти было явно недостаточно. Тогда советские руководители в очередной раз принимают решение добыть деньги непосредственно у граждан…
В отличие от прежних «грубых» методов отъема средств у населения, — таких как продразверстка первых постреволюционных лет, — заем был более изощренным способом давления на людей. Облигации распространялись по подписке, заем пропагандировался через партийные ячейки на производствах и сельсоветы. Газеты пестрили оптимистичными заголовками — «Мы с радостью отдаем свои сбережения!», «Заем встречен с воодушевлением», «Подпишемся все как один!»…
Успех идеи для советской власти был безусловным. За короткий срок сумма подписки на заем намного перекрыла указанную цифру в 4 миллиарда, что сыграло важную роль в финансировании военных расходов советского государства. Если в 1927 году в СССР было 6 миллионов подписчиков на займы, то в начале 1941 года — уже 60 миллионов, то есть практически все взрослое население страны.
Официально провозглашалось, что участие в заеме — дело сугубо добровольное. В то же время, в реальности давление на потенциальных подписчиков было колоссальным. Парторги, комсорги, председатели сельсоветов на деле угрожали неподписавшимся и увольнением с работы, и конфискацией имущества, и жалобой в вышестоящие инстанции. Особенно опасной была неподписка для так называемых «чуждых элементов» — «нацменов», «ЧСВНов», «церковников»… А для священнослужителей нежелание заплатить за облигацию повсеместно становилось основанием для «расстрельного» дела.
В 1937 году, на момент ареста, игумену Сергию (Чернухину) было 58 лет. 3 декабря1937 года, тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. От тяжелых условий лагерного труда игумен Сергий (Чернухин) скончался 9 ноября 1942 года в Свободненском исправительно-трудовом лагере Амурской области и был погребен в безвестной могиле.
В 1994 году Генеральной Прокуратурой РФ было выпущено постановление о посмертной реабилитации отца Сергия (Чернухина)