смешанное обучение в россии
Смешанное обучение в России
Смешанное обучение — образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.
25-27 сентября — Конференция Смешанное обучение 2021
С 14 августа по 15 сентября Центр Смешанного Обучения проводит бесплатный практический марафон изменений Учитель в смешанном обучении 2021.
Еженедельно Центр смешанного обучения проводит бесплатные встречи для участников группы Смешанное обучение и всех желающих:
Понедельник 16:00 Zoom-кафе Смешанное обучение (Регистрация) (Видео-архив встреч 2020 и 2021)
Среда 16:00 Онлайн-встречи «По секрету всему свету» (Регистрация) (Видео-архив встреч 2020 и 2021)
Ежемесячные встречи:
Локальные нормативные акты (30.09.2021)
Научно-практический семинар по дистанционному и смешанному обучению (20.09.2021)
Смешанное онлайн-обучение — образовательный подход, совмещающий синхронное и асинхронное обучение
— обучение с участием учителя (лицом к лицу) (синхронно онлайн)
— самостоятельное обучение в онлайн-средах или в оффлайн-пространстве, когда ученик хотя бы частично сам контролирует свой путь, время, место и темп обучения (асинхронно)
— интеграцию опыта самостоятельного обучения и обучения с учителем – в групповых форматах
Центр Смешанного обучения с 2013 года:
— развивает смешанное обучение в России
— проводит курсы повышения квалификации по смешанному обучению.
— помогает внедрять смешанное обучение в школах.
— ведет поиск результативных моделей смешанного обучения.
Ассоциация смешанного обучения: объединяет и поддерживает учителей.
Наша миссия:
Сохранить человека в цифровую эпоху
Смешанное обучение в России
Модели смешанного обучения
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий:
Перевернутый класс и перевернутое обучение
Ротация станций
Ротация станций (station rotation model) — модель, в которой ученики на уроке делятся обычно на три группы: группа онлайн-работы, работы с учителем и проектной деятельности, и в ходе урока перемещаются по всем трем. Другое название ротации станций — смена рабочих зон.
Подробнее о ротации станций.
Как применять ротацию станций на практике
Дополнительные материалы:
Видео с уроков в ротации станций (более 15 видео)
Смена рабочих зон — выступление Любомирской Н.В. (2013 г.)
Опыт применения ротации станций для повышения результатов ОГЭ
Примеры сценариев уроков
Ротация лабораторий
Ротация лабораторий (lab rotation model) — модель, в которой несколько занятий проходят в обычных классах (фронтальная работа), а после занятий в традиционном классе школьники переходят в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают на компьютерах или планшетах, углубляя или закрепляя знания.
Подробнее о ротации лабораторий
Как реализовать ротацию лабораторий в одном классе или по одному предмету
Видео:
Ротация лабораторий — Смешанное обучение (США)
Гибкая модель
Гибкая модель (flexy model) предполагает вовлечение всей школы и всего педагогического коллектива, наличие у каждого учащегося индивидуального учебного плана, высокий уровень контроля своего обучения со стороны ученика.
Подробнее о гибкой модели
Дополнительные материалы:
Гибкая модель — Смешанное обучение (США)
Гибкая модель — гимназия 1505 (Москва) (Видео)
Модель индивидуальной ротации
Модель индивидуальная ротация предполагает, что учащиеся могут перемещаться по станциям по индивидуальному расписанию, установленному учителем или программой (алгоритмом или искусственным интеллектом).
Главное отличие от других ротационных моделей в том, что учащиемся не обязательно надо физически переходить со станции на станцию, чаще всего они выполняют действия, запланированные в их маршрутных листах. Зачастую визуально сложно отличить индивидуальную ротацию от ротации станций. Разница в персональном опыте ученика. Программа обучения каждого учащегося каждый день адаптируется к его индивидуальным потребностям на основе учебных результатов в предыдущие дни (на основе данных из онлайн-среды).
Подробнее о модели индивидуальной ротации
Модель а-ля-карт
Модель A La Carte (по запросу) позволяет учащимся пройти асинхронные онлайн-курсы с онлайн-преподавателем в дополнение к другим очным курсам, что часто позволяет сделать расписание учащихся более гибким. Курсы A La Carte — хороший вариант в ситуации отсутствия у школы очного преподавателя, физического пространства для данного предмета, а также для изучения факультативных курсов.
Подробнее о модели А-ля-карт (или «На выбор»)
Расширенная виртуальная модель
Обогащенная виртуальная модель
Обогащенная (расширенная) виртуальная модель является альтернативой онлайн-школе и позволяет учащимся выполнять большую часть учебной работы онлайн дома или за пределами школы, но посещать школу для обязательных очных занятий с учителем. В отличие от перевернутого класса, программы с обогащенной виртуальной моделью обычно не предполагают ежедневного посещения школы; некоторые программы могут предполагать посещение только один-два дня в неделю.
Подробнее об обогащенной виртуальной модели
Дополнительные материалы
Является ли обогащенная виртуальная модель будущим старшей школы?
Как заставить обогащенную виртуальную модель работать
Смешанное онлайн-обучение
Смешанное онлайн-обучение — образовательный подход, совмещающий синхронное и асинхронное обучение
— обучение с участием учителя (лицом к лицу) (синхронно онлайн)
— самостоятельное обучение в онлайн-средах или в оффлайн-пространстве, когда ученик хотя бы частично сам контролирует свой путь, время, место и темп обучения (асинхронно)
— интеграцию опыта самостоятельного обучения и обучения с учителем – в групповых форматах
Подробнее о смешанном онлайн-обучении
Еще больше про модели смешанного обучения читайте в нашей группе!
Смешанное обучение в России
Смешанное обучение — образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн
Центр смешанного обучения опирается на определение высокоэффективного смешанного обучения, предложенное Институтом Клейтона Кристинсена. Это определение содержит важный педагогический компонент, влияющий на качество образовательных результатов. Главная особенность высокоэффективного смешанного обучения — развитие учебной самостоятельности в онлайн-среде, в пространстве свободы и выбора.
Смешаное обучение — способ организации образовательной программы, в котором учащиеся учатся:
— онлайн с элементами самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения
— с участием учителя в школе (лицом к лицу)
— и способы обучения каждого ученика в рамках курса или предмета связаны, чтобы обеспечить интегрированный опыт обучения. (Определение Института Клейтона Кристенсена)
Клейтон Кристенсен, основатель института, автор теории подрывных инноваций (Disruptive Innovation) — выделил тренды, которые изменят мир. И один из них — смешанное обучение, часть моделей которого являются подрывными, а часть гибридными. Поэтому Институт Клейтона Кристенсена много сил бросил на изучение моделей смешанного обучения.
В начале 2000-х годов существовало много определений смешанного обучения. От определения Грэхэма (2006), самого популярного до сих пор «Система смешанного обучения сочетает обучение лицом к лицу с компьютерным обучением». До определения Дрисколл (2002), которая считала, что в смешанном обучении используется несколько средств, таких как сочетание способов использования сетевых технологий, педагогических подходов, технологий обучения и актуальных рабочих задач. Однако она утверждала, что смысл смешанного обучения в том, что оно означает разные вещи для разных людей, что «иллюстрирует неиспользованный потенциал смешанного обучения». Однако к 2010 году ученые и практики пришли к использованию определения Грэхэма.
Если рассматривать смешанное обучение в широком смысле (по Грэхэму), есть много неэффективных моделей, которые приводят к снижению предметных результатов. Поэтому Институт Клэйтона Кристенсена искал факторы, повышающие эффективность смешанного обучения и позитивно влияющие на образовательные результаты. В 2011 году это определение было опубликовано впервые, а окончательная формулировка появилась в 2012 году.
Хотелось бы избежать ошибок, которые были допущены в США и Европе при внедрении и применении технологий в образовании. Поэтому мы транслируем идеи высокоэффективного смешанного обучения, ориентированного на формирование учебной самостоятельности, и фокусируемся на аспектах, делающих смешанное обучение эффективным.
Смешанное обучение в России
Постановка целей — первый и главный этап проектирования. Именно на этом этапе мы принимаем решение о том, чему научится ученик в результате изучения темы. Поэтому планирование происходит в деятельностном залоге.
Основной принцип, используемый при планировании, — это планирование «от конца». Прежде всего учитель должен определить, какие результаты он ждет по завершении изучения определенного фрагмента курса. Планируемые результаты связаны с ответом на ключевой вопрос «Чему научатся (узнают и научатся делать) учащиеся по окончании изучения данного фрагмента курса?». Учебные цели и есть ожидаемые результаты учения. Учебные цели должны быть ориентированы на деятельность учащегося и формулироваться, начинаясь со слова «Учащийся сможет….».
Рекомендуем видео Н.В.Любомирской о постановке целей и планировании в смешанном обучении.
В 2021 году Алексей Наумов провел два семинара для участников группы Смешанное обучение. С материалами семинаров и методическими рекомендациями на основе его семинаров предлагаем ознакомиться ниже.
31.05.2021 — Методический понедельник: 1. Как проектировать курс в смешанном обучении
Для тех, кто планирует в следующем учебном году работать в гибридном или смешанном обучении, мастерская уроков в смешанном обучении подготовила первую методическую встречу. На первом мастер-классе Алексей Наумов вместе с учителями планировал учебные результаты в смешанном обученнии. Для подготовки
1. выберите в курсе следующего года (желательно в начале) одну тему-модуль, которая изучается 1-2 недели и на преподавание которой вы планируете 3-5 уроков по 45 минут
2. сформулируйте учебные цели модуля, а именно подготовьте список измеримых результатов изучения этой темы. Результаты должны быть измеримыми, конкретными, достижимыми, сформулированы с использованием глаголов-действий
3. заполните форму по ссылке (примерное время выполнения домашнего задания 1,5 часа)
Рекомендации от А.Наумова
1. Понимать значение образовательных результатов для направления движения учителя в обучающем процессе, единообразия подходов среди учителей одного предмета одной параллели в конкретной школе, для осмысленного обучения учащихся, для разрешения конфликта с родителями по поводу обучения (повышение аргументированности со стороны учителя).
2. Создавать атмосферу взаимопонимания с учениками, чтобы они были мотивированы к учебе и достижению образовательных результатов.
3. Формулировать образовательные результаты понятным ученикам языком.
4. Формулировать образовательные результаты следует через глаголы действия: начертить, посчитать, сравнить, отметить, применить, выделить, выбрать, сгруппировать и так далее. Т.е. они должны быть проверяемыми и достижимыми.
5. Ранжировать образовательные результаты в соотнесении с мыслительными операциями (таксономия Блума). На примере темы “Супы”:
6. Предъявлять образовательные результаты учащимся в начале модуля с тем, чтобы они знали куда им двигаться на уроке (-ках).
7. Планировать формирующее и констатитирующее оценивании во взаимосвязи с сформулированными образовательными результатами.
07.06.2021 — Методический понедельник: 2. Планирование образовательных результатов (А.Наумов)
Методический понедельник: 2. Планирование образовательных результатов
Второй мастер-класс Алексея Наумова по проектированию уроков в смешанном обучении. Если Вы начинаете или продолжаете работать в смешанном или гибридном обучении, уже попробовали разные образовательные решения, обычно возникает вопрос: «С чего начать?»
— Начинайте с планирования образовательных результатов! — отвечает Алексей Наумов: — Чему научатся дети в результате изучения конкретного модуля/темы?
На этом мастер-классе мы учились составлять план оценивания модуля/темы с учетом разнообразных планируемых образовательных результатов. Для участия в мастер-классе необходимо было выполнить подготовительное задание (доступно по ссылке)
Краткое содержание и рекомендации от А.Наумова
1, Понять, следует ли инициировать изменения в оценивании, если в се работает и в существующем сейчас виде.
2. Определить какой(-им) ценности(-ям) отдается приоритет: ЗУН, личные качества учеников (трудолюбие, упорство в достижении учебной цели и т.д.), их психологическое состояние (социализация, доброжелательная атмосфера и т.д.)
3. Понимать различие между отметкой и оценкой: оценка это индикатор ценности заданных вами предметных/метапредметных/личностных целей; отметка- это маркер того, что движение идет в нужном, заданном направлении ( в баллах или иных показателях)
4. Понимать роль и значение оценки для ученика, его родителей, самого учителя, администрации школы.
5. Прописать критерии формирующего и констатирующего оценивания в виде маркеров, индикаторов, показателей достижения образовательных результатов
6. Довести информацию об оценивании до родителей, чтобы они понимали, что означает любая отметка в вашей системе оценивания и сколько и что должен знать ученик по теме, получая ту или иную отметку.
7. Использовать по возможности родителей, одноклассников, весь школьный коллектив для организации оценивания, например, проектов, творческих работ и т.д.
8. Использовать ИКТ для организации контроля и оценивания базовых знаний по предмету.
9. Организовывать дифференцированную диагностику на уроке для разных по уровню групп.
10. Выстроить систему деятельности на уроке для демонстрации заложенных ранее образовательных результатов ( задания).
Например, для урока ОБЖ ( 1 час в неделю) по теме “Путешествие в городе” с разбивкой по подтемам на 1 месяц:
Возможные варианты планирования системы заданий от участников МК:
вариант 1 — дать теорию на на первом уроке, на втором тестировать знания, на третьем создавать видео истории по теме, на четвертом их просматривать и обсуждать
Комментарий Алексея Наумова:
История была такая, что дети готовят задания, высылают родители, и за задания ставят зачет, если родитель готов отпустить ребёнка по этому маршруту без сопровождающего. Вне зависимости от того, насколько это качественное или некачественное задание, интересна попытка привлечь кого-то со стороны, необязательно правильная, но занятная. Во-первых, это вопрос взаимодействия ребенка и родителя, что всегда хорошо, а во-вторых, родитель вовлекается в образовательный процесс и начинает задумываться о том, что школа преподает.
Мне кажется, что в этой логике видеофиксации есть некий перегруз видео. Может быть, в других школах это не так. Я несколько побаиваюсь давать видеосюжет, потому что на них тратится очень много времени, очень ёмкое задание, особенно потом просмотры. Но если вы знаете как, то здорово. У нас по крайней мере из моего опыта съемка видео — это не часовой курс, это должно быть какая внятнвя история на 2-3 часа, потому что всё-таки домашка по съемке видео — это часа два-три. Может быть, я ошибаюсь.
вариант 2 — настольная игра по теме 1, групповая работа создания заданного маршрута по теме 3 и его сверка с картами гугл или яндекс
темы 2 и 4 — самостоятельное создание учениками настольной игры и заготовки для маршрута
Комментарий Алексея Наумова:
Мне кажется, что здорово, что много игровых форм, в том числе коллективных. Хотел бы две фиксации сделать безоценочных. Первое: сложные формы сами по себе. Мы понимаем, что игровая форма, для того чтобы её провести в классе, потребуется масса ресурсов учителя, как мне кажется. Вторая фиксация: когда мы уходим в игровые формы, есть опасение, риск, что вам будет сложно потом сказать, кто чему научился, а кто не научился, потому что целом команда выиграла, но значит ли это, что каждый в этой команде может это сделать? Поэтому я сам любитель игровых форм как проектных, но здесь есть некий риск, мне показалось, что модель, которая вами предложена, она творческая, направлена на верх пирамиды Блума, но она имеет тот риск, что есть опасения, что многие дети увлекшись этой историей о гибели в метро или, наоборот, не гибели, они пройдут мимо собственно содержательной части, которую они должны выучить. Я не знаю мы это моделируем, но тем не менее есть такое ощущение. Третье: я тоже по своей команде это заметил, что мы всё-таки стремимся сделать так, чтобы в урок никто больше не влезал. То есть в лучшем случае там есть еще дети, но родители или внешние силы, или коллектив школы, другие учителя, как правило, мы хотим локализовать наш предмет. Видимо, это понижает риски того, что случится что-то не так, поэтому вроде бы тема такая для всех интересная, нам регулярно из МЧС бумаги присылают о том, что мы должны проводить какие-то открытые уроки, но по крайней мере в этой модели мы не задействуем внешние ресурсы. Не знаю, хорошо это или плохо, это фиксация. Просто интересно, что, видимо, опасаясь, что что-то может не случиться, мы стараемся надеяться только на себя, в самом худшем случае еще на детей. Им тоже доверия мало, но хоть что-то. Хорошо. Здорово. Повторяюсь, здесь основная фиксация — это риски, система творчества, мне кажется, сильно зашкаливает, риск того, что где-то что-то сломается. Хотя если ОБЖшник очень творческий, тогда почему нет.
Смешанное обучение в России
Руководитель Центра смешанного обучения
Методист Центра смешанного обучения
Жукова Татьяна, Методист Центра смешанного обучения
Годунова Елена, Методист Центра смешанного обучения
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Эксперт по смешанному обучению. Учитель «Новая школа»
Эксперт по смешанному обучению
Эксперт по смешанному обучению. Замдиретора и учитель ГБОУ 1505
Эксперт по смешанному обучению. Учитель ГБОУ 1505
Эксперт по смешанному обучению. Руководитель Pelican Soft
Эксперт по смешанному обучению. Учитель ГБОУ 1576