смешанное обучение представляет собой образовательный процесс в котором по очной форме обучения
Смешанное обучение — инновация XXI века
Смешанное обучение – один из трендов современного образования и по оценкам прогнозистов останется таковым и в ближайшее десятилетие. Автор рассматривает технологию смешанного обучения как технологию синергетическую, которая позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения, и нивелировать или взаимно компенсировать недостатки каждого из них.
Долгова Татьяна Валерьевна, канд. экономических наук, руководитель отдела апробации и методического сопровождения ООО «Мобильное Электронное Образование»
Понятие смешанного обучения и немного истории
Русскоязычный термин «смешанное обучение» представляет собой дословный перевод английских слов blended learning. Обратим внимание, что в английской версии употребляется именно слово learning — учение, т.е. процесс получения знаний и умений, в котором ученик является активно действующим субъектом.
Впервые основные принципы смешанного обучения применялись ещё в шестидесятых годах XX века в корпоративном и высшем образовании, но сам термин был впервые использован в 1999 г., когда американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, предназначенного для преподавания через Интернет.
В отличие от многих других педагогических технологий, смешанное обучение не имеет конкретного авторства и складывалось во многом спонтанно, в результате многочисленных попыток изменить существующие методы и принципы обучения. Такая спонтанность и многофакторность развития смешанного обучения вызывает сложности при анализе данной технологии, которые начинаются с попыток сформулировать чёткое определение.
Процитируем несколько возможных определений смешанного обучения:
«Смешанное обучение — это сочетание учебных методов» (Bersin&Associates, 2003)
«Смешанное обучение — совмещение онлайн- и очного обучения» (Reay, 2001)
В 2006 г. в статье «Справочник смешанного обучения» (Bonk, 2006) появилось первое достаточно чёткое определение смешанного обучения, отражающее его основные особенности:
«Смешанное обучение — это система обучения, основанная на сочетании очного обучения (обучения лицом-к-лицу) и обучения компьютерными средствами».
Институт Клейтона Кристенсена (Christensen) даёт ещё более узкое и конкретное определение:
«Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом-к-лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн».
В докладе «Определение смешанного обучения» оно определяется, как «диапазон возможностей, представленных путём объединения интернета и электронных средств массовой информации, с формами, требующими физического соприсутствия в классе преподавателя и учащихся» (Friesen, 2012).
Следует, однако отметить, что с расширением разнообразия компьютерных технологий, появлением понятий «электронное обучение» (2015) (как понятия более широкого, чем онлайн-обучение) и «мобильное обучение», а также с использованием в моделях смешанного обучения цифровых ресурсов в режиме оффлайн, следует сформулировать определение несколько иначе:
«Смешанное обучение – это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения».
Таким образом, технологию смешанного обучения можно рассматривать как технологию синергетическую, которая позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения, и нивелировать или взаимно компенсировать недостатки каждого из них.
Таблица 1.
Преимущества и недостатки очного и электронного обучения.
Очное обучение | Электронное обучение |
(-) определённое ограниченное время для получения обратной связи с учителем, невозможность интерактивного взаимодействия с учебными материалами на полиграфических носителях | (+) возможность постоянного интерактивного взаимодействия, возможность получения обратной связи в любом месте в любое время |
Высокая степень вовлечённости ученика в учебный процесс
Какие цифровые ресурсы нужны для смешанного обучения?
Использование цифровых образовательных ресурсов — неотъемлемая и очень важная составляющая смешанного обучения. Они обладают рядом особенностей, проистекающих из общих свойств электронных носителей информации, которые отличают их от полиграфических изданий и дают им ряд существенных преимуществ (Долгова Т.В., 2016).
Таблица 2.
Особенности цифровых образовательных ресурсов и их технологические преимущества.
№ п/п | Особенности цифровых образовательных ресурсов | Технологические преимущества цифровых образовательных ресурсов |
1. | Большой объём информации, размещаемый на электронном носителе | • включение в цифровые образовательные ресурсы избыточной учебной информации без увеличения физического веса носителя. |
• размещение на одном носителе нескольких разных ресурсов (сборники заданий, задачники, атласы, методические рекомендации и др.).
• установление материально выраженных логических взаимосвязей между информационными единицами (система перекрёстных ссылок)
• удобство навигации по содержанию (например, интерактивное оглавление).
• Возможность добавления контекстных подсказок.
• быстрый поиск по содержанию.
• интерактивное моделирование процессов и явлений.
• оперативное автоматическое оценивания выполнения заданий.
• создание инструментов и сервисов для организации образовательного процесса (электронный журнал, фиксация прогресса прохождения, хранение результатов оценивания и т.д.).
• создание сервисов для коммуникации между участниками образовательного процесса.
Благодаря перечисленным преимуществам, цифровые ресурсы приобретают совершенно новые дидактические свойства:
Одновременно в цифровых образовательных ресурсах могут быть сохранены такие традиционные свойства как научность, наглядность, структурированность и системное изложение учебного материала.
Благодаря новым свойствам содержания цифровые образовательные ресурсы приобретают и новые дидактические функции (Долгова Т.В., 2014).
Таблица 3.
Новые свойства и новые дидактические функции цифровых образовательных ресурсов
№ п/п | Новые свойства содержания цифровых образовательных ресурсов | Примеры новых дидактических функций |
1. | Разнообразие форм представления учебной информации и мультимедийность | • учёт особенностей восприятия ученика; |
• развитие навыка перевода информации из одной формы в другую;
• повышение степени наглядности;
• представление объектов и явлений в реалистичном виде;
• возможность манипулирования объектами, изменения их параметров и моделирование
• использование различных сочетаний взаимосвязанных фрагментов содержания представленных в разных формах (текстовой, графической, звуковой, мультимедийной) с целью всестороннего охвата изучаемого материала;
• реализация уровневой дифференциации обучения;
• реализация принципа вариативности;
Следует обратить внимание, что такие свойства цифровых образовательных ресурсов, как избыточность, разнообразие заданий и форм предъявления учебной информации, разноуровневость содержания позволяют реализовать с его помощью принцип вариативности содержания, обеспечить гибкость и адаптивность образовательного процесса, что, в свою очередь, создаёт условия для персонализации обучения. Данный принцип предполагает разнообразие учебных материалов, заданий, форм организации учебного процесса, что обеспечивает самореализацию каждого ученика через возможность выбора типа, вида и формы деятельности в соответствии с его личными предпочтениями. В результате становится возможным нелинейное освоение учебного материала и учёт в процессе обучения личностных особенностей учащихся, что в свою очередь делает цифровые образовательные ресурсы неотъемлемой частью смешанного обучения.
При реализации моделей смешанного обучения возможно использование разнообразных типов цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов:
— системы управления обучением (LMS, Learning Management System, например, Moodle, Edmodo и др.);
— цифровые коллекции учебных объектов (например, Единая Коллекция Образовательных Ресурсов);
— учебные онлайн-курсы (например, онлайн-курсы «Мобильной Электронной Школы);
— инструменты для создания и публикации контента и учебных объектов (например, конструктор тестов 1С);
— инструменты для коммуникации и обратной связи (Mirapolis, Vebinar.ru, Скайп, Google-чат и др.);
— инструменты для сотрудничества (например, Google Docs, Word Online и др.);
— инструменты для создания сообществ (социальные сети);
— инструменты планирования учебной деятельности (электронные журналы, органайзеры).
В смешанном обучении могут быть использованы как готовые цифровые ресурсы, так и созданные самими учителями. При этом предпочтение лучше отдавать комплексным электронным ресурсам, совмещающим в себе учебный контент, отвечающий требованиям избыточности, и инструментарий для организации учебной деятельности.
Общие особенности, преимущества и сложности в реализации смешанного обучения
Смешанное обучение несомненно представляет собой прогрессивную образовательную технологию, имеющую широкие перспективы для использования и дальнейшего развития.
В первую очередь это связано с тем, что при правильном и полноценном применении смешанное обучение работает на формирование ценных качеств личности, которые также известны как навыки XXI века. Это:
— способность к комплексному решению проблем, учёту всех аспектов решаемой задачи;
— критическое мышление, способность выбора достоверных источников данных и отбора информации, которая действительно необходима для решения проблемы;
— креативность, способность творчески переосмыслить имеющуюся информацию, синтезировать новые идеи и решения;
— командная работа, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми, искать единомышленников и создавать команды;
— умение и стремление учиться на протяжении всей жизни;
— умение принимать решения и нести за них ответственность;
Смешанное обучение, как и любая другая инновационная технология требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. В отличие от классно-урочной системы, где основное время затрачивается на формирование учебных навыков и установление дисциплины, при использовании смешанного обучения основной упор делается на формирование навыков самостоятельной работы, групповой работы, взаимопомощи и коммуникативных компетенций.
Смешанное обучение уже более 10 лет (с 2006 года) широко практикуется в учебных заведениях США, Европы и Юго-Восточной Азии. В России в 2012/13 учебном году впервые был начат инновационный проект по апробации моделей смешанного обучения на основе ресурса НП «Телешкола» (Кондакова М.Л., 2013).
Целью инновационного проекта «Апробация новых моделей организации образовательного процесса на базе школ, работающих с ресурсом НП «Телешкола» является качественное системное изменение подходов к организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РФ с применением электронного обучения в условиях введения ФГОС общего образования.
В качестве основных моделей в исследовании НП «Телешкола» предлагаются модели, которые подразумевают сочетание и чередование очного и электронного обучения и взаимодействия (группа «Ротация», модели «Перевёрнутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа»), и организационных моделей, реализующих персонализированный подход (группа «Личный выбор», модели «Новый профиль», «Индивидуальный учебный план», «Межшкольная группа»).
Внедрением смешанного обучения в российские школы активно занимается Центр смешанного обучения МГППУ под руководством Н.В. Андреевой. На базе центра регулярно проводятся разнообразные конференции, посвящённые внедрению смешанного обучения в школах. В рамках проводимых Центром мероприятий педагоги, практикующие смешанное обучение, активно делятся опытом и занимаются совместными поисками решения возникающих проблем.
Среди школ, в которых наиболее активно используются технологии смешанного обучения, можно назвать следующие: ГБОУ «Гимназия №1576 г. Москвы» (Лазуткина М.М.); Гимназия №23 г. Челябинска (Сонина М.Н.); ГКОУ РО «Ростовская Санаторная школа-интернат №28» г. Ростов-на-Дону (Коломийцев М.А.); МБОУ «Гимназия №9» г. Воронежа (Пономарёва Е.А.); Школа №342 Невского района г. Санкт-Петербурга (Воронина Е.В.); МБОУ «Тямшанская гимназия» Псковской области (Яникова Н.В.); МБОУ «Гуманитарно-юридический лицей г. Ижевска (Кравченко Л.В.); ГБОУ «Гимназия №1505» г. Москвы (Наумов А.Л.).
На основании анализа наиболее распространённых моделей смешанного обучения можно выделить некоторые особенности использования данной технологии.
Главной организационной особенностью смешанного обучения является постепенный уход от фронтальных форм работы, хорошо освоенных и используемых учителями, а также ученического индивидуализма, как основной учебной стратегии. В традиционном классе все организационные формы зависят от местоположения учительского стола, доски и расстановки парт. Они приспособлены для лекций и других занятий, проводимых в жанре монолога. Временные рамки урока также ограничивают объём учебной задачи, которую можно поставить перед учениками. Как правило, 45 минут едва хватает на воспроизведение знаний и отработку навыков. В этих условиях для продуктивной деятельности учеников времени не остаётся, не говоря уже об организации анализа и рефлексии.
Поэтому второй важной организационной особенностью является реструктурирование учебного пространства: выделение рабочих зон, а в некоторых случаях даже полный отказ от жёсткой классно-урочной организации учебного времени и пространства. В итоге переход к смешанному обучению может привести к кардинальной трансформации общей организационной модели школы.
С технической точки обязательным условием реализации смешанного обучения является использование компьютеров. Это могут быть компьютерные ил мобильные классы, компьютеры в школьной библиотеке, личные мобильные устройства учащихся. Следует обратить внимание, что смешанное обучение не требует обязательного наличия устройства у каждого ученика в один и тот же момент времени, хотя в смешанном обучении широко применяются модель «1:1» (один ученик – одно устройство), а также модель BYOD («принеси своё устройство).
Использование современных веб-сервисов позволяет организовать распределённую работу в совместном документе или коллективной карте даже для удалённых участников.
Информационные ресурсы (в том числе цифровые), используемые при реализации смешанного обучения должны иметь высокий уровень избыточности, которая позволит подобрать учебный контент в соответствии с особенностями каждого ученика. Кроме того, используемые задания должны обеспечивать разнообразные деятельностные формы работы с учебным содержанием (анализ предлагаемых данных, мини-исследования, проекты, игры, дебаты и дискуссии).
Изменение в методах обучения — один из главных признаков изменений при внедрении смешанного обучения. В работу учителей включаются методические приёмы, направленные на эффективное использования технологий и расширение информационно-образовательной среды. Поддерживаются методы обучения, направленные на развитие навыков мышления высокого уровня, жизненных навыков, навыков для карьеры и работы, навыков решения проблем. Распространяются и поддерживаются учебные методы с опорой на коллективное взаимодействие, сотрудничество, само- и взаимообучение. В смешанном обучении важна практика разработки и обмена цифровыми образовательными ресурсами.
Не вызывает сомнения, что применение технологии смешанного обучения предъявляет высокие требования к педагогам, а именно:
— высокая ИКТ-компетентность, владение разнообразным электронным инструментарием, в том числе сервисами коммуникации, совместной онлайн-работы, социальными инструментами, системами управления обучения и т.д.
— умение создавать собственное учебное содержание, т.к. существующие информационные ресурсы не всегда обладают тем уровнем избыточность учебной информации, который необходим для организации смешанного обучения;
— умение дифференцировать образовательный процесс с учётом особенностей каждого ученика.
Внедрение смешанного обучения требует от педагога гораздо больших затрат сил и времени, чем привычная, веками отработанная фронтальная форма работы. Оно также однозначно затрудняется отсутствием психологической готовности учителя изменить свою роль в процессе обучения, превративших из ментора, в помощника. Внедрение смешанного обучения как инновации приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора к роли тьютора, и ключевым инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой.
В результате анализа смешанного обучения можно с уверенностью выделить следующие преимущества, связанные с особенностями использования цифровых образовательных ресурсов:
1) неограниченный доступ к учебной и иным видам информации, размещённой на электронных носителях и в онлайн-пространстве (в том числе в форме онлайн-курсов); при смешанном обучении учитель перестаёт быть единственным источником информации, а избыточность информации, получаемой учеником, позволяет формировать у него разнообразные навыки работы с ней;
2) возможность «тонкой настройки» содержания, способов и методов обучения, позволяющая удовлетворить запросы на обучение практически каждого ученика;
3) прозрачность и понятность системы оценивания, особенно в той её части, где выставление отметки происходит на основе электронных заданий с автоматической проверкой, а субъективное мнение учителя не влияет на отметку;
4) возможность отслеживать процесс обучения через LMS[1] с разнообразным функционалом.
Сложности и риски при внедрении смешанного обучения
Одна из главных проблем при разработке моделей смешанного обучения — жёсткость урочных форм, доминирование узкой предметной специализации в разработке учебных планов, преобладание принципов планирования деятельности «сверху вниз» и, конечно, форматы и содержание существующей отчётности. Учителю не разорваться: осознавая необходимость перемен, он, в то же время, вынужден выполнять план, и в этом смысле он остаётся «заложником» существующей системы обучения.
Ещё одна проблема — недостаточная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов. Зачастую препятствием для внедрения этого подхода становится низкий уровень владения технологиями, поэтому для преподавателей и учеников необходим технологический ликбез, а также обучение работе со LMS-платформой.
Существенный «тормозящий» фактор – смешанное обучение требует технической поддержки и определённых затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей. В условиях российской школы дополнительные затраты требуются также и на модернизацию пространства классных комнат (например, зонирование пространства при использовании модели «смена рабочих зон», оснащение кабинетов компьютерами, покупка мобильных устройств для учащегося).
В будущем смешанное обучения будет развиваться благодаря внедрению новых форм электронного обучения и развитию моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса, что позволит существенно расширить возможности образовательной среды школы и даже выйти за ее пределы…
[1] LMS (Learning Management System) – система управления обучением, которая в онлайн обучении или электронном образовании используется как ИТ-платформа / программное приложение с разнообразным функционалом.
Литература
2. Андреева Н.В., Рождественнская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. – М.: Буки Веди, 2016.
3. Андреева Н.В. Смешанное обучение для «чайников»: основные принципы и подходы [Электронный ресурс] // Мобильное Электронное Образование. URL: https://mob-edu.ru/blog/videos/smeshannoe-obuchenie-dlya-chajnikov/ (Дата обращения 20.11.2017 года).
4. Долгова Т.В., Кондакова М.Л., Подгорная Е.Я. Методические рекомендации для тьюторов (педагогов-кураторов), осуществляющих образовательную деятельность с использованием дистанционных образовательных технологий (для основной школы). URL: metod.mob-edu.ru (Дата обращения 19.11.2017 года).
5. Долгова Т.В. От нового учебника к новой педагогике (презентация) [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar.ru/upload/images/files/4_%20Долгова%20презентация%20для%20Казани%20final.pptx (Дата обращения 19.11.2017 года)
6. Кондакова М.Л. Латыпова Е.В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности // Вестник образования. 29 мая 2013.
7. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2015.
8. Bersin&Associates Blended learning: What works?: An industry study of the [Отчет] — 2003.
9. Bonk C. J., Graham, C. R. Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs [Книга] — San Francisco, CA : Pfeiffer Publishing, 2006.
11. Friesen Norm Report: Defining Blended Learning [Отчет] — 2012.
12. Reay J. Blended learning — a fusion for the future [Журнал] // Knowledge Management Review, 2001.
Смешанное обучение — новый формат образования
Смешанное обучение представляет собой форму получения знаний, при которой используются стандартные методы преподавания и компьютерные технологии. Одни предметы изучают в аудитории с помощью лекций и практик, другие дистанционно с помощью компьютерных программ и приложений, видео- и аудиоматериалов.
Модели смешанного образования
Создано свыше 40 смешанных моделей обучения. Их применяют для учебных целей, но не все из них одинаково эффективны.
Наиболее распространены 4 модели смешанного обучения:
перевернутое образование или перевернутый класс;
Часть форм смешанного образования применяется в России.
Перевернутое образование или перевернутый класс
Первая модель эффективного смешанного обучения считается наиболее продвинутой. Развитию помогла доступность высокоскоростного интернета.
Преподаватель выдает задания студентам с помощью электронных устройств. Вся информация зафиксирована в специальном обучающем приложении, которое преподаватель контролирует удаленно.
Такая технология смешанного обучения — уход от стандартного учебного режима, где основная часть занятий приходится на лекции и разбор домашних заданий.
Практические дисциплины, интерактивные способы подготовки и взаимодействие со студентами проводятся в классе (аудитории). Вместе с преподавателем ученики выполняют эксперименты, расчеты и решают задачи на практике.
Преимущество перевернутого образования в том, что преподаватель способен создавать сценарий будущего практического занятия, основываясь на результатах изучения домашнего задания с помощью обучающей платформы. Это экономит время на проверку заданий и создание практических занятия с учетом потребностей каждого студента.
Точная система отчета об изученном материале позволяет создавать группы, каждая из которых будет изучать понятный и доступный для них материал. Преподаватель может в отдельном порядке помогать учащимся усвоить и понять задание.
Перевернутый класс — простая модель смешанного обучения, но для ее реализации требуется высокий уровень компьютерной грамотности преподавателя. Система чаще предлагается для молодых преподавателей. Учебные организации проводят дополнительное обучение для преподавательского состава, чтобы они смогли изучить систему.
Несмотря на эффективность модели, обучение всегда представляет собой сложную схему, где компетентность преподавателя должна подкрепляться его практическими знаниями. Также для эффективного взаимодействия преподавателя со студентами, требуется высокий уровень компьютерной грамотности всех учащихся. В обратном случае студент должен изучить компьютеры, планшеты и другие системы для продуктивной работы. Такой вариант смешанного обучения внедряется в России.
Ротация станций
Модель применяется для всестороннего воздействия на каналы восприятия учеников. В результате студент способен зафиксировать и использовать большее количество информации. Процесс обучения с помощью предложенной модели позволяет работать даже с людьми, имеющими синдром дефицита внимания.
Часто для ротации станций требуется три группы, каждая из которых будет заниматься разной деятельностью. Но через указанное время группы меняются местами и продолжают выполнение урока с помощью других инструментов, знаний и возможностей. Источник: https://nastobr.com/articles/smeshannoe-obuchenie-novyy-format-obrazovaniya/
Часто для успешного ведения образовательного процесса студентов отделяют друг от друга по следующим станциям:
В течение занятия каждый должен побывать в трех станциях, чтобы полностью изучить предложенный материал. Также преподаватель вправе менять группы по составу, если этого требует педагогическая задача.
С помощью предложенной модели можно сэкономить на компьютерах и других электронных устройствах. Если для такой системы смешанного обучения набралось 3 группы по 5 человек, нужно приобрести всего 5 компьютеров, планшетов и других электронных устройств. Для стандартного метода потребовалось бы предоставить технику для каждого студента, что менее выгодно для образовательного учреждения.
Группы составляются по разным объединяющим факторам:
готовность к занятиям;
успешность выполнения задания;
наличие интереса к предложенной теме и так далее.
Каждая из станций создана для достижения определенных целей образовательного процесса:
Образование в режиме онлайн. Станция создана для развития навыков самостоятельной работы каждого студента. Для этого в программах и приложениях должно быть достаточно информации, чтобы студент мог самостоятельно отсеивать и находить нужную информацию. Также он может изучать дополнительные темы, чтобы быстрее продвигаться по теме занятия или знакомиться с новыми данными. Станция онлайн-обучения предлагает различные технологии взаимодействия, где есть видеоматериалы, аудиофайлы и другие виды контента. Студент самостоятельно может выбирать сложность учебы. Например, он вправе выполнить одно задание высокой сложности, или два задания средней сложности. В рамках станции не запрещается взаимодействие с другими учащимися для поиска ответа на вопросы.
Станция коллективного образования. Образовательный процесс строится на взаимодействии между студентами. Они могут сообща решать задачи, находить ответы на вопросы теста или проявлять инициативу в проведении эксперимента. Повышенная частота взаимодействий между студентами позволяет глубже изучать тему занятия. Также используются несколько путей для изучения темы. Например, для такой модели смешанного обучения характерно использование настольных игр по изучаемой теме, проведение экспериментов, наблюдений и так далее. Могут проводиться дебаты на поставленную тему. Нередко студенты делятся на группы для защиты одной из предложенных позиций. Главная цель этой станции в предложенной модели обучения — наладить коммуникацию между студентами.
Станция с преподавателем. В процессе обучения важна обратная связь от преподавателя. Деление на группы позволяет лучше ознакомиться с результатами каждого студента и предложить подходящий способ решения задачи. Также отзыв преподавателя — это способ мотивации на дальнейшее выполнение задания.
Ротация лабораторий
Эта модель имеет сходство с предыдущей. Но основное отличие заключается в том, что группа не занимается перемещением между станциями в пределах аудитории.
В ротации лабораторий все студенты сначала занимаются в обычном кабинете или аудитории по стандартной системе. После завершения занятия они отправляются, например, в онлайн-кабинет всей группой, и закрепляют полученные знания самостоятельно.
Таким образом, смешанное обучение представленной модели позволяет развивать самостоятельность, лидерство и коммуникативные навыки.
Подобный метод можно использовать для студентов любых курсов. Предполагается, что дополнительные занятия в компьютерном классе — достаточная мера для полного усвоения материала. Поэтому использование компьютеров и другой техники дома не предполагается.
Преимущество метода в том, что преподаватель может отслеживать успехи в онлайн-системе. В результате каждый студент может получать отдельные задания от преподавателя.
Также метод могут использовать сразу двое и более преподавателей. Студенты смогут регулярно повторять знания из разных предметов, запоминая их лучше и на более долгий срок.
Гибкая модель
Для смешанного обучения может использоваться гибкая модель. В центре помещения размещается «офис», где у каждого есть планшет или компьютер, с помощью которого он ищет требуемую для занятия информацию. После того, как материал найден, узнать дополнительную информацию о нем можно у преподавателя. Также не запрещено обмениваться данными с другими студентами.
Для реализации такой модели смешанного обучения потребуется пространство. Поэтому занятия проводятся в просторных кабинетах или аудиториях. В небольших кабинетах использование предложенной модели затруднительно. По завершении поиска материала рекомендуется проведение экспериментов, тестов и других коллективных мероприятий для полноценного изучения темы.
Также для работы гибкой модели обучения в аудитории или классе должен быть доступ к зоне отдыха и отделение для проведения опытов, мозгового штурма или выполнения общих экспериментов.
Компоненты смешанного обучения
Чтобы предложенные модели принесли результат, требуется последовательность в образовании. Большую роль играет повторение сценария изучения материала.
Студент должен постоянно иметь доступ к LMS (Learning Management System — система дистанционного образования). С ее помощью он приступает к изучению материала в удобное для него время.
Материалы должны быть наглядны — только в этом случае модель выбранного смешанного обучения принесет пользу. В качестве учебных материалов используют видеоролики, аудиозаписи и онлайн-тренажеры.
Полученные знания должны быть применимы на практике, поэтому методы получения знаний должны регулярно обновляться и соответствовать современным требованиям.
Важная особенность такого обучения — обратная связь. Студент вправе задать вопрос преподавателю и получить ответ даже вне учебного заведения.
Образование, где используется стандартный подход и современные технологии, позволяет быстро получить знания из любой точки мира. Многие организации перевели мощности на развитие дистанционного образования.
ООО «НАСТ» предлагает пройти курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в дистанционной форме. По окончании учебы выдается удостоверение или диплом установленного образца. Получить итоговый документ можно по почте, даже если вы живете в другой стране. Электронная копия документа будет отправлена на электронный адрес сразу после проверки знаний.
- смешанное обучение представляет собой образовательный процесс в котором до 30 времени
- смешанное обучение сколько процентов времени