Что такое концепция фестиваля

Художественная концепция фестивалей

1.2.2. Художественная концепция фестивалей

Художественную концепцию имеет каждый фестиваль. Она представляет собой не сумму неких абстрактных эстетических, социальных, экономических установок, а модель устойчивой, систематически направленной практической репертуарной политики и ориентации на определенные категории зрителей и слушателей, которые определяют статус данного фестиваля в ряду других. Художественная концепция формируется с учетом всех многообразных пространственно-временных характеристик фестиваля, традиций и уже существующих форм и направлений художественной жизни [49, c.16].

Художественная концепция реализуется в видовой, жанровой и тематической направленности каждого фестиваля. По видовой направленности в области исполнительских искусств различают музыкальные, театральные и многопрофильные фестивали. Первые две группы включают все историческое многообразие музыкальных и театральных жанров и форм, хотя внутри группы возможна более узкая специализация.

По видовой принадлежности уже упоминавшийся Зальцбургский международный фестиваль должен быть отнесен к категории музыкальных, но его программа включает произведения оперного искусства, кантатно-ораториальные жанры, концерты инструменталистов, симфонические произведения и т.п. Аналогичная ситуация характеризует фестиваль в Монтре, который ежегодно представляет своим участникам все многообразие жанров и направлений классического и современного джаза [88]. К этой же категории фестивалей можно отнести юбилейную серию концертов в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, в которой были исполнены произведения Д.Д.Шостаковича различных жанров от квартетной и инструментальной музыки до эпических симфонических полотен.

В качестве примеров моножанровых фестивалей можно привести ежегодную серию квартетных концертов в немецком городе Эрлангене и многочисленные оперные фестивали, среди которых есть такие всемирно известные, как Байретский, Венский и Афинский[88].

Существует большое число моножанровых театральных фестивалей. Так, Международная ассоциация детских театров ежегодно в разных странах проводит свой фестиваль драматического искусства. Аналогичный фестиваль один раз в четыре года проводит Международная ассоциация театров марионеток. В апреле 1997 года в Санкт-Петербурге был проведен международный фестиваль моноспектаклей «Монокль» с участием исполнителей из России, стран Балтии, Германии и Скандинавских стран[88].

1.2.3. Тематическая направленность как инструмент репертуарной политики

Тематическая направленность является гибким инструментом репертуарной политики каждого фестиваля. Она может сохраняться как стратегическая ориентация его деятельности. Так, небольшое число известных детских фестивалей сохраняет свою жанровую направленность на протяжении многих лет. Исполнение произведений современных композиторов остается неизменной программной установкой для двенадцати фестивалей современной музыки, объединенных с 1991 года в Европейскую ассоциацию.

К категории тематических можно отнести и Шекспировский театральный фестиваль, в рамках которого ведущие драматические театры мира представляют на родине великого драматурга свою интерпретацию его произведений. Подлинной сенсацией Шекспировского фестиваля 1985 года стала постановка «Ричарда III» в исполнении Тбилисского театра драмы имени Руставели. Шекспировский фестиваль еще в 1947 году открыл такого выдающегося режиссера, как Питер Брук, который в последствие в течение двенадцати лет был его художественным руководителем.

Вместе с тем, тематическая направленность может устанавливаться на одну серию фестивальных концертов. В 1992 году Эдинбургский международный фестиваль был посвящен испано-язычной культуре. Для участия в нем были приглашены национальные балеты Испании и Мексики, исполнители музыки фламенко, Испанский королевский симфонический оркестр, хор города Толедо, драматический театр «Ел Гардо» из Барселоны[88]. Художественная концепция фестиваля может быть реализована в выборе репертуара. В 1990 году на фестивале в Байрете были исполнены все четыре части «Кольца Нибелунгов», в 1993 году в Амстердаме было представлено оперное искусство М.П.Мусоргского. В том же году в Бирмингеме силами заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии в рамках фестиваля, посвященного столетию со дня смерти П.И.Чайковского, были исполнены все его симфонические произведения и инструментальные концерты. Тематическая направленность фестиваля позволяет дополнять каждый из фестивалей различными выставочными мероприятиями, семинарами, конференциями, творческими лабораториями и т. п., что способствует расширению и укреплению культурных связей между странами, регионами, городами. В этот процесс вовлечены не только люди творческих профессий, но и национальные, местные политики и представители широкой общественности.

Известно, что в 1993 году спектакли и концерты Международного фестиваля в Эдинбурге посетили 492 тыс. зрителей и слушателей, при том, что в городе в тот момент проживали около 500 тыс. человек. Совершенно очевидно, что обеспечить такую высокую посещаемость только за счет местного населения практически невозможно.

Такое статистическое распределение является следствием систематической маркетинговой политики самого фестиваля и принципиальной позиции органов местного самоуправления на создание максимально привлекательных условий для развития туристического бизнеса в Шотландии. Престижный Эдинбургский музыкальный фестиваль, привлекающий ценителей искусств не только из Англии, стран континентальной Европы, но и туристов из стран Азии, США, Австралии, Латинской Америки, в этой модели играет важную роль.

Смысл концепции культурного туризма в отношении крупных международных фестивалей сводится к следующим принципиальным положениям, формирующим национальную и региональную культурную политику:

· Финансирование учреждений культуры и искусства, работ по сохранению и реставрации многочисленных архитектурных и исторических памятников, крупных фестивальных проектов способствует созданию благоприятного образа страны, региона, города как объекта интереса туристов.

· Развитие национальной и местной индустрии туризма является важным стимулом повышения деловой активности в таких смежных секторах экономики, как гостиничный бизнес, общественное питание, сфера услуг, общественный транспорт. Чем более высокими будут темпы их экономического роста, тем более значительные суммы будут поступать в виде налогов в государственный и местные бюджеты.

На период проведения фестиваля население Эдинбурга удваивается. Рестораны, кафе, закусочные продлевают время своей работы, стоимость проживания в гостиницах и пансионах также существенно возрастает. Нехватка автобусов компенсируется за счет разрешения работать на местном рынке транспортным фирмам из других городов. Многократно увеличивается оборот магазинов, торгующих сувенирами и изделиями местных художественных промыслов [88].

· Развитие культурного туризма помогает местным властям эффективно решать такую болезненную проблему, как занятость населения. Ежегодно Эдинбургский фестиваль на период своей работы предоставляет дополнительно более 400 рабочих мест. Еще большее количество рабочих мест создается в отраслях, обслуживающих многочисленных туристов[68, c. 62-63].

Источник

Концепция мероприятия

Что такое концепция фестиваля. Смотреть фото Что такое концепция фестиваля. Смотреть картинку Что такое концепция фестиваля. Картинка про Что такое концепция фестиваля. Фото Что такое концепция фестиваля

Написание концепции мероприятия

Если ваше мероприятие хотя бы немногим сложнее внутрифирменной планерки, вам стоит написать его концепцию. Это должен быть документ, который описывает ваше видение мероприятия. Каким оно будет, когда состоится. Возможно, реальное мероприятие будет отличаться от вашего предварительного ожидания. Отнеситесь к этому спокойно. Это своеобразное предложение рынку. Даже если в итоге все пройдет не так, как вы запланировали, — все равно вам нужно составить предварительный план.

Концепция поможет понять, куда вы хотите попасть. Включите в проект концепции то, что вы могли бы рассказать за чашкой чая потенциальному участнику мероприятия. Это не обязательно должна быть вся информация о мероприятии, включая бюджет и задействованные ресурсы. Это все-таки внутренняя информация. Включите в концепцию то, что вы могли бы (и хотели бы) рассказать участникам.

В концепции могут быть описаны цели и задачи мероприятия, аудитория участников, то, на кого рассчитано мероприятие. Приведите аргументы, почему необходимо участвовать в этом мероприятии. Включите туда техническую информацию: дату и место проведения, сведения об организаторах и поддерживающих организациях, партнерах и спонсорах; укажите стоимость продукции, контактные данные и т.п.
Концепция в дальнейшем может использоваться в качестве основы для создания сайта мероприятия, информационных брошюр и т.д.

Теперь давайте подробнее.

Что такое концепция

Довольно часто мероприятия проводятся с использованием различных концепций. Что такое концепция мероприятия? Слово «концепция» употребляется настолько часто, что его первоначальный смысл практически утрачен.

Концепция мероприятия

Поэтому прежде всего задайте себе вопрос: нужна ли вам оригинальная концепция? Далее, несколько функций концепции на вашем мероприятии, объяснение того, как она работает.

Как она работает?

Например, одинокая пальма в углу вашей площадки не создаст ощущения «необитаемого острова». Рыцарские доспехи из картона вызовут только ухмылку. Будьте реалистичными в ключевых деталях.

Создание концепции

Вы все же решили придумать концепцию для вашего мероприятия? Хорошо. Ее разработку лучше всего начинать с создания основного сообщения. Сообщение должно быть лаконичным. Вы не сможете рассказать все. Но при этом участники должны с первого раза понять, что вы хотите им сказать.

Сообщение должно быть сквозным, то есть соответствовать всем частям мероприятия. Сообщение обязательно должно быть связано с общей маркетинговой стратегией компании и поддерживаться другими маркетинговыми инструментами.

Теперь о самой концепции. Вот требования, которым она должна соответствовать.

«Я узнаю ее!» Концепция должна быть известна аудитории на 100%. Всем гостям до единого. Есть множество прекрасных, тонких, умных, смешных концепций, которые никогда не превратятся в успешные мероприятия. Только потому, что символы, образы или факты, к которым они апеллируют, не являются широко известными.

Наверняка все читатели видели фильм «Д´Артаньян и три мушкетера», а вот про компьютерную игру Doom знают не все. Книга «Автостопом по Галактике» не является массовой, и, хотя у ее автора Дугласа Адамса есть сообщество фанатов, вам трудно будет организовать мероприятие в стилистике данного произведения.

Однако, если вы проводите мероприятие для ваших постоянных Клиентов, его концепция может быть более сложной. Вы можете выдумать новый мир для ваших 50-60 постоянных Клиентов, ведь у вас есть время и возможность рассказать им «историю создания» этого мира и «законы мироустройства».

Гармонии концепции и центрального сообщения. Концепция должна гармонично сочетаться с культурой группы участников и целями мероприятия. Это очевидный принцип, однако о нем часто забывают организаторы. Им так нравится хорошая концепция, что зачастую они забывают соотнести ее с корпоративной культурой компании-Клиента, ее нынешним положением, аудиторией и пр. Мероприятие, как и любой другой инструмент маркетинга, оценивается в жестких категориях эффективности. Эстетическое наслаждение организаторов результатом своих трудов важно, но не является приоритетом.

А теперь рассмотрим, какие концепции каким мероприятиям могут соответствовать

Диктат концепции

Тестирование концепции

Мероприятие и бренд

Как имя компании, бренд встраиваются в мероприятие?

Бренд используется в оформлении мероприятия, в подарках гостям, в выступлениях ведущих и артистов и в материалах с упоминанием бренда. Продукт или элемент с фирменной символикой применяют гости в рамках мероприятия. Причем это применение должно быть прочно связано с некими позитивными изменениями. Например, можно провести голосование с помощью табличек с логотипом. Сам сценарий мероприятия должен коммуницировать ценности бренда

Помните: все ваши идеи должны быть доступными и легко считываться, но учитывайте при этом, что люди любят до всего доходить самостоятельно, понимать и чувствовать ценности бренда. Такие «догадки» запоминаются лучше. Это одна из профессиональных дилемм event-менеджера.

Источник

Как организовать городской фестиваль своими силами

Инструкция как создать мероприятие для жителей города, сделать его интересным и не сойти с ума. Опытом и лайфхаками поделится с нами Антон Салинка, организатор двух масштабных фестивалей “Пикник Фест” в Кременчуге и многочисленных закрытых вечеринок.

Когда я побывала на фестивале уличной еды Пикник Фест, рассказывала друзьям как было круто. Но не задумывалась сколько сил, времени и энергии вложили туда организаторы, чтобы от события остались хорошие впечатления. Я решила узнать все боли и радости организации мероприятия “Picnic Fest” (Кременчуг) у основателя Антона Салинка.

Посмотрим, как все начиналось.

Интервью получилось довольно объемным, но информативным, и тех, кто дочитают в конце ждет небольшой сюрприз

Как обычно интересные идеи приходят в легкой и непринужденной обстановке. Вот мысль об организации “Пикник Феста” в Кременчуге возникла в кругу друзей во время посиделок на даче. Антон побывал на Арт-заводе “Платформа”, вдохновился атмосферой места, деталями мероприятия и делился впечатлениями с друзьями. Такие события потом долго еще не отпускают 😄

Многие люди побывали на его крутых закрытых вечеринках, open-air’ах в разных тематиках: “Ретро”, “Новый год в Майами”, “Гавайская вечеринка” и т.д. У друзей не было сомнений, что городское мероприятие Антону по плечу. В таком деле любому человеку важна поддержка близких. А тут друзья сказали, что еще и помогут, и Антон решил попробовать, хотя еще не знал, что его ждет…

Но все-таки были некоторые нюансы:

Эти моменты организаторы обязательно учтут и продумают перед следующим фестом, чтобы быть готовым к форс-мажорам.

Для организации закрытого события на 200-300 человек Антон уже знал, что делать. А вот городской фестиваль надо было планировать и продумывать. Он понимал, что самому очень сложно все сделать, по этому обратился к помощи друзей. Александр Сироштан разделил все организаторские задачи до и во время феста.

Друзья помогали с решением юридических вопросов, разрабатывали графические материалы для рекламы и помогали в любых других вопросах. Вместе удалось максимально все продумать и успеть.

Важно понимать, что любой фестиваль мало просто запланировать и продвигать. Его нужно наполнить интересными деталями. А их внесут участники и крутые развлечения.

Для нашего фуд феста мы привлекали кафе и рестораны с оригинальными блюдами и напитками. Придумывали разнообразное меню и, конечно же, искали чем удивить посетителей. Вместе мы создали фудкорт, который 100% запомнился.

Во время второго “Picnic Fest” в Кременчуге участвовали 12 кафе и ресторанов, а также 3 магазина. Всего было 22 торговые точки с экзотическими уличными блюдами разных стран мира и всевозможными алкогольными и безалкогольными напитками, аппетитными десертами и даже натуральное, только приготовленное мороженое (кстати, очень необычно видеть, как делается мороженое).

Но оказалось не все так просто, как представлялось. Не все участники прониклись идеей превратить уличную торговлю в крутую атмосферу. 20% участников всегда остаются чем-то недовольны. И к этому нужно быть готовым!

Спасибо тем, кто потрудился и создал душевную атмосферу. Они стали топом фестиваля. Например, кофейня “Kofan” создала образ передвижного мексиканского кафе и угощала всех блюдами с перчинкой ;). Их энергетика заряжала всех позитивом, а веселая игра “Лимбо” собрала много желающих. У таких заведений от посетителей не было отбоя.

Спонсорами фестиваля выступили компания “Черниговское”, мясокомбинат “Глобино” и сеть секондов “Smart Store”. Расстроило, что другие местные компании не приняли активное участие.

Основной целью Антона было не просто создать фестиваль уличной еды, а наполнить его заботой и теплом как для участников, так и для посетителей. Важным вопросом стала разработка развлекательной программы. Хотелось совместить отдых, вкусную еду и приятную музыку.

Фестиваль предусмотрительно был разделен на несколько локаций по настроению:

Харизматичный ведущий Сергей Гориславец заряжал энергетикой, создавал дружескую атмосферу на празднике и разыгрывал подарки от спонсоров.

Первый фестиваль “Пикник Фест” в Кременчуге был бесплатным. Но на втором фестивале решили подумать про безопасность и ввести вход по билетам. На все 3 дня фестиваля специально выделенную территорию огородили забором и наняли охрану. Антон убедился, что такие меры на порядок сокращают появление неадекватных людей на мероприятии. Ведь посетители приходит отдыхать и ожидают спокойствия.

Кроме того, платный вход позволил помочь деткам из Кременчугского дома ребенка. 10 грн. с каждого входного билета организаторы потратили на одежду, игрушки и бытовые принадлежности для малышей без родителей от 0 до 4 лет.

Это лишь капля в море, как мы можем помочь деткам не разочаровываться в этом мире.

Ошибкой организаторов был маленький акцент на социальные сети. В целом откликнулось пользователей:

Потенциал соцсетей позволял пригласить еще пользователей. А вот раздача листовок, реклама на бордах и остановках в городе, как показала практика, совсем не работает. Еще хорошо сработала реклама на радио в супермаркетах. По словам Антона, расходы на раскрутку второго Пикник Феста составили 10% от всех расходов на фестиваль и эту сумму в следующий раз нужно увеличивать.

Закладывайте бюджет на организацию городского мероприятия в 1,5-2 раза больше, чем ожидаете

Организация любого мероприятия требует железных нервов и выдержки. Но замечательно, что есть люди готовые заниматься организацией досуга и создавать крутые фестивали, преодолевать трудности и наслаждаться результатом. Антон Салинка не останавливается и уже готовится к новому осеннему фестивалю пива. Он обещает, что это мероприятие будет еще интересней и оригинальней, чем предыдущие ивенты в нашем городе.

Так что приглашаем 8-9-10 ноября 2019 г. жителей и гостей Кременчуга на яркий и оригинальный пивной фестиваль “Picnic Beer Fest”

Ищите подробности в профиле @picnic_fest_kremenchuk и в афише событий Ивеншн.

А вот небольшой сюрприз для тех, кто дочитал до конца. Посмотрите видео, как это было, на ютуб канале Антона Салинка

Источник

Х МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ РЕМЕСЕЛ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА «ЮГРА – 2018»

Традиционная народная культура – это особая ценностная система, основу которой составляет космоцентричное сознание, побуждающее к выстраиванию гармоничного сосуществования человека и природы. При этом в культурном наследии народа воплощены базовые жизненные ценности – те, которые мы сегодня называем общечеловеческими. И как раз этот ценностный аспект является интегрирующим и консолидирующим началом, составляя духовное единство многочисленных этносов нашего государства и при этом оставляя полный простор для каждой этнической культуры в уникальном художественном выражении.

Наше время динамично трансформирует и образ народа, и связанные с ним ценности, символы, формы социального поведения, эстетические и этнические ориентиры. Потребность в ощущении себя частью уникального народа с его неповторимой великой культурой важна для каждого современного человека. Именно в обеспечении возможности идентифицировать себя с высокой духовностью видится сегодня одно из фундаментальных значений традиционной художественной культуры. Но для этого необходимо, как минимум, чтобы народное наследие, искусство сохранялось в современной культуре в живых реальных формах бытования, находило свое место в структуре актуальной культуры, становилось одним из базовых компонентов современной жизни.

Присутствие полноценного слоя народных художественных промыслов, фольклора в структуре разветвленной, многоуровневой культуры современного социально дифференцированного общества становится фактором, позволяющим судить об экологии культурной среды, в которой пребывает наше общество. На фоне ускоряющегося научно-технического развития, повсеместной стандартизации условий труда и быта, включения людей во все более дифференцированные виды трудовой деятельности развивается тенденция усреднения, выравнивания, а очень часто – и унификации культур, проявляется феномен культурного однообразия. Именно поэтому мы должны беречь наши регионально-этнические культурные традиции.

Традиционная художественная культура противостоит процессам культурной глобальной мутации, изменившей жизненный ритуал человека постиндустриального общества и повлиявшей на психотип восприятия мира. Поэтому актуально обращение к тому, где народная культура, народное искусство, народные производства могут внести принципиальные изменения в научную и образовательную инфраструктуру, программы управления.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре ведется комплексная работа не только по возрождению, сохранению, но и развитию наследия традиционной художественной культуры в современных условиях. Особое внимание в регионе уделяется сохранению и развитию уникальной самобытной традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. Осуществляется перевод базовых категорий и понятий традиционной художественной культуры в систему правовых и нормативных комплексов как способа моделирования принципов сохранения регионального и отечественного наследия. Исследуются вопросы типологии, структуры, условия реконструкции ремесленных технологий и промысловых форм народного искусства Югры. Реализуются программы по адаптации, снижению социальной и экономической напряженности населения средствами народного искусства, вопросы развития предпринимательских инициатив, способы функционирования народных промыслов, учреждений культуры, Домов ремесел, иных организационных форм, реализующих творческий потенциал народного искусства.

Основы ремесла и промысловых задач ручного технологического опыта способствовали некогда возникновению и развитию архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, некоторых направлений изобразительного искусства. Ручной предметный мир является идеальным средством воспитания, соединяющим сенсорные, сензитивные резервы памяти с эмоциональным переживанием и формированием абстрактного мышления, необходимого для опыта общественного созидания. В значительной степени именно народное искусство является условием сохранения духовности российского потенциала и по сути оно является индикатором и запускает остальные процессы духовного опыта. Современный народный мастер является не только носителем родового опыта и памяти своей семьи и своего народа. Его отличает владение общими знаниями из областей археологии, этнографии, искусствоведения, педагогики, и поэтому новый общественный статус ремесла, основанный на исторических выводах о закономерностях культуры, являются результатом соединения конкретного опыта и законов научной реконструкции. На фестивалях важным является представление опыта реконструкции в области археологической керамики, археологического и этнографического текстиля, раскрытие сохранившихся народных традиций в росписях, войлочных технологий, резьбе по дереву и других направлений народного искусства. В обществе происходит прозрение своих лучших качеств – народное искусство осознается психологическим ментальным явлением, особой формой культуры, крайне необходимой для педагогики, социологии, экономики.

Фестивальный опыт демонстрирует обмен мастерством, знаниями, технологиями ремесленных практик, что позволяет консолидировать и усиливать сопротивляемость человеческого организма к деструктивным, разрушающим тенденциям в культуре, выводит творчество на новый высокий уровень.

Фестиваль выявляет ряд важнейших особенностей. Если явления глобализма естественны в медицине, современных производственных задачах и военных технологиях, то в отношении духовной традиции, первое место принадлежит культуре и искусству и первейшее – народной культуре и народному искусству как основания Отечества. Поэтому те процессы, которые свидетельствуют о социальных аспектах кризиса в России – как результатах глобальной культурной мутации, изменившей жизненный ритуал человека постиндустриального общества, могут быть преодолены средствами народного искусства, и его встраиванием в структуру формирования психофизиологических качеств в процессе воспитания.

Ручной предметный и музыкальный фольклорный мир, являясь идеальным средством образования и воспитания, соединяет сенсорные, сенситивные резервы памяти с эмоциональным переживанием и формированием абстрактного мышления, необходимого для опыта общественной жизни. В значительной степени именно народное искусство является условием сохранения духовности российской жизни и по сути оно является индикатором остальных процессов духовного опыта. Существуют проблемы использования в образовании средств традиционной культуры, поэтому должны определить принципы использования народного искусства в целях образования. Образование выступает одним из важнейших каналов трансляции культурных традиций.

Задача изучения традиционной культуры связана с определением роли искусства как носителя нравственных ценностей и развития творческого опыта в современной жизни. Эта задача обусловлена спектром проблем типов и форм функционирования традиционной культуры в обществе. Центры сохранения культуры, творческие коллективы, производственные мастерские, ведущие мастера народного искусства являются носителем родового и семейного опыта, признаков самобытности этносов, как части и основы российской отечественной культуры. Их состояние связано с расширением качества общего знания: владением общими знаниями из областей археологии, этнографии, искусствоведения, педагогики, социологии, психологии и поэтому новый общественный статус ремесла, основанный на исторических выводах о закономерностях культуры, являются результатом соединения конкретного опыта, законов научной реконструкции и требует методологического основания.

Особенной ценностью является то, что национальные стилевые мотивы искусства лежат в основе классического и академического музыкального, хореографического, промышленного творчества и должны быть продолжены в экспериментах современного декоративно-прикладного искусства и дизайна, фольклорного и музыкального наследия, представляющего самобытные черты культуры народов России. Увеличение числа художественно осмысленных объектов расширяет пространство образности российской культуры в поле ее международной презентации. Данное направление тесно связано с огромным значением опыта научно-технологической и искусствоведческой реконструкции в области археологической керамики, археологического и этнографического текстиля, систематизации принципов традиций Центра и Севера России, Урала, Западной и Восточной Сибири, Юга России и т.д. В обществе происходит прозрение народом своих лучших качеств – народное искусство осознается особой формой живой культуры, крайне необходимой для педагогики, социологии, экономики.

Промыслы – категория, относящаяся к области экономики и видам организации производственного труда для изготовления изделий от форм кустарного производства для внутрисемейного употребления до сложных коллективных форм организации производства, в советское время существовавших в структуре художественной промышленности и подчинявшихся Министерствам местной промышленности. Промысел, как экономическая категория обусловлен самой материальной потребностью в изделиях их изготовления и реализации, создания маркетинговых условий, рекламы, программ инвестирования и получения прибыли.

Ремесла (художественные ремесла)это условия и сфера технологического освоения традиционных приемов в видах творчества и народного искусства для решения задач сохранения национальных традиций культуры народов России, основанных на сложившихся в течение многих столетий образных представлений о мире, культурной памяти народов, питающей современные культурные и образовательные инициативы, направленные на сохранение ценностей отечественной культуры и являющиеся средством воспитания, передачи идей патриотизма, сохранения и развития этнокультурной идентичности, и выполняющих в обществе широкие социокультурные функции.

Идея фестиваля исходит из представления о том, что культурным достоянием любого региона, нуждающимся в заботе и поддержке современного общества, в равной степени являются как памятники и музейные коллекции, так и создавшие их мастера, объединения, учреждения, обеспечивающие воспроизведение и трансляцию культурных традиций.

Цели и задачи фестиваля:

— с одействие развитию и трансляции лучших традиций народного искусства коренных народов мира;

— укрепление сотрудничества между странами, регионами, городами, организациями различных форм собственности и мастерами в сфере народных художественных промыслов и ремесел мирового сообщества;

— гармонизация межнациональных отношений, расширение международных и межрегиональных связей;

— определение общих стратегий и форм взаимодействия на различных уровнях управления в новой социально-культурной ситуации;

— проведение анализа проблемной ситуации и оценки культурных ресурсов территорий участников фестиваля;

— разработка общерегиональных приоритетов, направлений и стратегий сохранения и развития забытых традиционных промыслов и ремесел;

— налаживание связей между музеями, Центрами ремесел, Центрами национальных культур, художественными учебными заведениями округа, России и зарубежных стран;

— формирование и обновление корпоративного банка профессиональной информации, ориентированного на потребности учреждений культуры и мастеров народного искусства;

— сохранение и развитие семейных традиций художественного ремесла;

— содействие муниципальным образованиям автономного округа, организациям в выработке и практической реализации выбранной ими стратегии в области возрождения, сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел.

— организация обмена опытом, обобщение и представление информации о состоянии развития народных промыслов и ремесел коренных народов мира, а также подготовка предложений по совершенствованию сотрудничества, мероприятий в области сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел.

Международный фестиваль ремесел в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре проводится с 2000 г. один раз в два года.

Выпущены сборники докладов конференций, мастер-классов. Восстановлены забытые и утраченные традиционные промыслы финно-угорских народов: вышивка южных ханты и восточных манси, обработка и ткачество из крапивы, ткачество традиционных изделий из шерстяных нитей (поясов, дорожек и др.), традиционное вязание одной спицей, жаккардовое вязание традиционных изделий северных народов, обработка, пошив изделий из рыбьей кожи и многое другое. Расширены образовательные программы учреждений дополнительного образования, успешно реализуется проект «Школа социальных творческих инициатив «Полет стерха» по социальной адаптации средствами народного искусства, образовательные программы курсов повышения квалификации «Народные художественные промыслы Югры».

Фестивальное движение позволило расширить возможности развития сферы народных художественных промыслов в автономном округе:

— в муниципальных образований автономного округа открылись и активно работают Центры ремесел: в Нижневартовском, Сургутском районах, г. Лянторе, г. Мегионе;

— на территории Югры проведено два конкурса профессионального мастерства «Славим человека труда!» в отрасли «Народные художественные промыслы»;

— возросло число людей, занятых в сфере народных художественных промыслов;

— повысилась квалификация и статус мастеров, получивших признание на Российских и зарубежных конкурсах и выставках;

— проведено тринадцать Межрегиональных детско-юношеских конференций и три Международных конгресса традиционной художественной культуры: проблемы фундаментальных исследований.

С 8 по 10 июня 2018 года на территории города Ханты-Мансийска пройдет X Международный фестиваль ремесел коренных народов мира «Югра – 2018» под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Международной Ассоциации Северных регионов «Северный форум».

Организатором Фестиваля является Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ответственным за проведение Фестиваля со стороны Правительства автономного округа является Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Соорганизатором Фестиваля выступает Администрация города Ханты-Мансийска, Администрация Ханты-Мансийского района.

Ответственным исполнителем по организации и проведению Фестиваля является бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» (далее – Центр ремесел).

Фестиваль проводится при поддержке общественных организаций: Ассоциация народного искусства и дизайна, Некоммерческий фонд поддержки и развития народных художественных промыслов Югры, Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры», региональная общественная организация «Федерация этноспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (г. Ханты-Мансийск), Общественная организация помощи инвалидам «Нескучающие ручки» (г. Сургут), а так же при участии государственных учреждений Департамента культуры автономного округа.

Фестиваль проходит в два этапа в течение года:

«По ремеслу и промысел» /май/, Центр культуры и спорта, гт. Талинка, Октябрьский район; /июнь/, КДЦ «Октябрь», г. Ханты-Мансийск и Нижневартовский район; /октябрь-ноябрь/ ИКЦ «Старый Сургут», г. Сургут.

Городской фестиваль мастеров «Промыслы и ремесла» /март/, МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр», г. Мегион;

Круглый стол «Сакральные образы традиционной культуры в современном народном и декоративно-прикладном творчестве народов»/апрель/, галерея «Нагорная», г. Москва;

На круглом столе по вопросам актуальности заявленной проблемы, также будут предложены к обсуждению некоторые вопросы, поставленные на III Международном конгрессе традиционной художественной культуры, проведенного в октябре 2017 г. в Ханты-Мансийске.

Экспозиционный проект «Традиционное искусство славянского мира» /май/, КТЦ «Югра-Классик», посвященная Дню славянской письменности.

Участниками выставок, фестивалей, круглых столов, конференций могут стать этнографы, искусствоведы, сотрудники музеев, домов народного творчества и центров ремесел, представители государственных учреждений, региональной администрации, общественных организаций, мастера народного искусства, представители творческих союзов и ассоциаций городов-участников регионов Российской Федерации и стран дальнего зарубежья, чья деятельность связана с народными художественными промыслами и ремеслами. Материалы круглого стола планируется опубликовать в научном сборнике.

В работе Фестиваля используются научно-методические, образовательные, трансляционные, коммуникативные направления и формы работы. В программе Фестиваля планируется провести:

— научно-практическая конференция «Живые традиции ремесла в искусстве»;

— научно-практический семинар «Исследования деревянного зодчества России. Обмерно-графические работы»;

— международные конкурсы мастерства;

— окружной конкурс-выставка «Юные подмастерья»;

— мастер-классы по добровольчеству (волонтерству);

— выставки и визуальные проекты;

праздничные уличные, традиционные игры коренных малочисленных народов Севера, ярмарочные программы фестиваля с представлением изделий народного искусства регионов Российской Федерации, страны на площадках г. Ханты-Мансийска.

Фестиваль ориентирован на формирование новых организационных форм поддержки жизнеспособности народных художественных промыслов и ремесел, мастеров и объединений, подверженных в настоящее время разрушающему воздействию миграционных, урбанистических и других процессов.

Научно-практическая конференция «Живые традиции ремесла в искусстве» проводится в заочной форме.

На конференции планируется обсудить следующие вопросы:

— основные направления современного развития народных художественных промыслов и ремесел коренных народов в России и зарубежных странах;

— основные направления работы организаций, чья деятельность, в той или иной мере связана с художественными промыслами;

— основные формы передачи опыта традиционных промыслов в современный период;

— современное состояние и развитие традиционных промыслов коренных народов мира;

— научный подход к изучению традиционных промыслов и ремесел;

— формы работы центров ремесел с социально незащищенными слоями населения, безработными.

Направления работы секций конференции:

1. Современное народное искусство коренных народов мира;

2. Народное искусство – детям;

3. Ремесленные технологии: прошлое и настоящее;

4. Народные художественные промыслы (аспект социализации);

Участниками конференции могут стать этнографы, искусствоведы, сотрудники музеев, домов народного творчества и центров ремесел, представители государственных учреждений, региональной администрации, общественных организаций, мастера народного искусства, представители творческих союзов и ассоциаций городов-участников регионов Российской Федерации и стран дальнего зарубежья, чья деятельность связана с народными художественными промыслами и ремеслами. Материалы конференции планируется опубликовать в научном сборнике на собранные организационные взносы.

Научно-практический семинар «Исследования деревянного зодчества России» проводится в период работы Фестиваля.

Участниками научно-практического семинара могут стать этнографы, искусствоведы, сотрудники музеев, домов народного творчества и центров ремесел, представители государственных учреждений, региональной администрации, общественных организаций, творческих союзов и ассоциаций, мастера народного искусства регионов Российской Федерации и стран дальнего зарубежья.

Номинации международных конкурсов:

3. «Текстильная кукла, игрушка»;

7. «Традиционный костюм в миниатюре»;

Участниками международного конкурса являются мастера народного искусства из числа участников Фестиваля. Конкурсные работы передаются в фонды Музея ремесел Фестиваля.

Окружной конкурс-выставка «Юные подмастерья».

Конкурс проводится для детей и юношества по возрастным группам: 7-9 лет; 10-13 лет; 14-17 лет.

— «Волшебный клубочек»- ткачество (коврик, пояс);

— «Лоскутная пластика»- лоскутное шитье (панно 50х50 см., прихватка);

— «Куклы, игрушки из бабушкиного сундучка»- традиционные куклы и игрушки;

— «Волшебный резец»- резьба по дереву (ложка, черпак, доска);

К участию в Конкурсе приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования, колледжей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Выставки, визуальные, экспозиционно-выставочные проекты:

«Небесная богиня», «Отражение древности в искусстве» /БУ Центр ремесел/, «UGRATRENDS. Новое в народном искусстве» /Дом-музей им. В.А. Игошева/, «По ремеслу и промысел» /КДЦ «Октябрь»/;

— Выставка-ярмарка «Северный мир. Фольк. Арт», «Город мастеров» /парк им. Б. Лосева/.

Участники выставок, экспозиционно-выставочных проектов – музеи, Центры ремесел, общественные организации, творческие союзы и ассоциации, мастера народного искусства, художники народных художественных промыслов регионов Российской Федерации и стран дальнего зарубежья.

Участниками выставки-ярмарки могут стать мастера народного искусства, представители общественных организаций, творческих союзов и ассоциаций регионов Российской Федерации и стран дальнего зарубежья.

Лаборатории искусства, ландшафтные лаборатории, арт-пленер, мастер-классы, летняя сессия «Окружная школа по изготовлению и игре на музыкальных инструментах».

В проектах для детско-юношеской аудитории и семейного посещения мероприятия задействованы следующие направления: народное и декоративно-прикладное, изобразительное искусство, уличное граффити, вокальное, хореографическое и театральное искусство, фольклор.

Проведение интерактивных программ, творческих лабораторий, мастер-классов демонстрирует обмен мастерством, знаниями, технологиями ремесленных практик, что позволяет укреплять преемственность поколений, повышать мотивацию школьников к изучению истории и культуры края, научному исследованию, воспитанию патриотизма, выводит творчество детей и подростков на иной уровень.

Жители и гости автономного округа смогут познакомиться с работой мастеров по изготовлению резной посуды и утвари из дерева, бересты, музыкальных инструментов, этнической одежды и украшений, плетению и ткачеству, гончарству, традиционных кукол, игрушек, а так же приобрести изделия народного и декоративно-прикладного искусства народов мира.

Праздничная уличная программа «Культурные коды Югры», ярмарка «Северный мир. Фольк. Арт» фестиваля с представлением изделий народного искусства, национальной кухни и быта народов Югры, регионов Российской Федерации, стран зарубежья на площадках г. Ханты-Мансийска будут сопровождаться выступлениями творческих коллективов, играми, песнями, танцами.

Предполагается, что проведение творческих лабораторий, семинаров, конференций, ярмарок, выставок помогут:

· выбрать эффективные стратегии сохранения и развития забытых традиционных промыслов и ремесел;

· переориентировать специалистов народных художественных промыслов и ремесел;

· сформировать оптимальную модель коммуникационного пространства, где центральное место будет занимать «Центр народных художественных промыслов и ремесел» г. Ханты-Мансийска;

· поднять престиж мастера народного и декоративно-прикладного искусства, развивать предпринимательства в сфере народных художественных промыслов и ремесел.

Возрождение забытых ремесел в настоящее время имеет не только национальную, но и культурную международную значимость. Проведение Фестиваля вызывает интерес исследователей (историков, этнографов, культурологов) различных стран мира, занимающихся проблемами культурной инфильтрации, в частности, ученых коренных народов России и зарубежья, интересующихся этими проблемами.

Фестиваль послужит расширению связей и сотрудничества в сфере культуры Российской Федерации и стран зарубежья, способствовать популяризации лучших традиций народного искусства коренных народов мира.

Ожидаемый конечный результат:

· выработка общих приоритетов и стратегий сохранения и развития народных художественных промыслов коренных народов региона, Российской Федерации, зарубежья;

· установление творческих и деловых контактов с учеными, специалистами, сотрудниками других ведомств, общественных организаций, потенциальными спонсорами;

· разработка предложений для модернизации деятельности Центров ремесел;

· разработка концепции новой модели Центров ремесел как ресурсных Центров реконструкции и реставрации народного искусства;

· расширение инновационной практики учреждений культуры округа с другими регионами, странами;

· формирование новых моделей подготовки кадров в сфере народных художественных промыслов и ремесел;

· создание проекта развития информационной структуры автономного округа;

· проведение широкого обсуждения региональных, международных проблем возрождения, сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел коренных народов мира.

Бубновене Ольга Дмитриевна – директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел»

Берендеева Елена Андреевна – заместитель начальника управления – начальник отдела музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко-культурного наследия Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, +7(3467)32-17-05, BerendeevaEA@admhmao.ru.

Григоренко Екатерина Михайловна – консультант отдела музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко-культурного наследия Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
+7 (3467) 35-02-28, GrigorenkoEM@admhmao.ru

Контакты

По вопросам участия в научно-практической конференции, семинаре:

По вопросам участия в выставках:

По вопросам участия в Международном конкурсе мастерства, выставочно-ярмарочных мероприятиях:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *