Traction a на шине что означает
195 — это ширина шины в мм.
65 — это процентное отношение высоты профиля шины к её ширине (в нашем случае 75%). Этот параметр определяет высоту шины при данной ширине шины.
Обратите внимание, что при увеличении ширины шины, при том же значении профиля, увеличивается и высота шины!
15 — диаметр диска в дюймах, т.е. внутренний диаметр шины (именно диаметр, а не радиус).
R — означает конструкцию шины (радиальная). Многие автолюбители ошибочно думают, что R — означает радиус шины. Легковых шин с диагональной конструкцией уже практически не выпускается.
91 — индекс нагрузки шины. Это условный показатель, определяющий максимальную нагрузку на шину.
На некоторых шинах написано MAX LOAD (максимальная нагрузка) и далее стоят значения в килограммах и фунтах.
Для микроавтобусов и легких грузовиков выпускаются специальные, многослойные усиленные шины с высокими индексами нагрузки. И обозначаются в зависимости от индекса нагрузки — надписью REINFORCED (6 слоёв, усиленная шина) или буквой «С» после диаметра шины, например: 195/70 R 15 C, (8 слоёв, грузовая шина).
T — индекс скорости. Этот условный параметр определяет максимально допустимую скорость движения автомобиля, разрешённую при использовании данных шин.
На боковине так же можно найти информацию о том какой тип корда применен в брекере и боковине. В данном примере мы видим что в брекер (TREAD) состоит из 2-х слоев стального корда и 1-го слоя синтетического корда. Боковина (SIDEWALL) состоит из 1-го слоя синтетического корда.
Дополнительные обозначения, применяемые производителями шин
M&S ( Mud + Snow — грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.
All Season — всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.
Rotation — направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой на боковине шины.
Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.
Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.
Tubeless — бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.
Tube Type — шина должна эксплуатироваться с камерой.
MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.
RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.
Ликбез: о чем говорит маркировка шин
Американская маркировка
Первыми осознали, что покупателям необходима помощь в выборе шин, в американском департаменте транспорта (DOT) более трех десятилетий назад. И обязали производителей проводить тесты, «публикуя» результаты на боковине покрышки: на ней указаны цифровые и буквенные символы износостойкости, сцепления на мокрой поверхности и стойкости к перегреву.
Treadwear — Износостойкость
Первый параметр — износостойкость. В самых авторитетных изданиях при тестах шин именно этот, самый важный для рядового потребителя параметр, обходят стороной. Но для продажи в США (и в России бонусом) производители шин обязаны проводить этот тест.
Методика такова: два (или четыре) автомобиля едут караваном по заданному маршруту, который не меняется десятилетиями и проложен вдоль окрестностей американского города Сан-Анджело, штат Техас. На одной машине установлены испытуемые шины, на другой — эталонные (с известными характеристиками износа), которые выпускает американское сообщество стандартизации (ASTM). Во время испытаний у покрышек постоянно измеряется износ, а после пробега в 11 520 км шинные компании, оценивая изменения глубины протектора, прогнозируют будущий ресурс своего продажного образца.
Сколько же проходит шина с показателем, допустим, Treadwear 200? Можно утверждать, что в два раза больше, чем эталонная, а сколько конкретно в километрах — не могут сказать даже сами производители. Конечно же, все зависит от водителя и дорог. Мы сделали небольшую расшифровку по значениям износостойкости. Ведь чем мягче резиновая смесь, тем больше сцепления с дорогой и тем быстрее изнашивается шина.
Значение Treadwear легко сравнивать внутри одной марки шин, так как методика интерпретации результатов в компании одинакова. Но вот износостойкость покрышек разных компаний можно сравнивать с большой натяжкой (хотя если разница двукратная, вроде Treadwear 200 и 400, то ответ очевиден).
Итог: Безусловно, показатель Treadwear полезен потребителю и характеризует износостойкость шины. Но сколько километров проходит шина, перед тем, как рисунок протектора достигнет минимума, — ответить однозначно не может даже сам производитель.
Traction — Сцепление на мокрой дороге
Параметр Traction определяет сцепление шин на мокрой дороге в продольном направлении при торможении. Параметр никак не характеризует сцепление шины в поперечном направлении, управляемость, сопротивляемость аквапланированию и т.д. Насколько он полезен для потребителя?
Тест на сцепление на мокрой поверхности проходит на бывшем военном аэродроме Гудфеллоу, что недалеко от города Сан-Анджело. На прицеп массой 492 килограмма надевают тестируемые шины, накачивая их до 1,65 бар.
Автопоезд, проезжая на 64 км/ч мокрый участок сначала на асфальте, а потом на бетоне, кратковременно блокирует колеса прицепа. С помощью динамометрического устройства замеряются перегрузки при замедлении, которые создал трейлер. Именно это и характеризует сцепление шины на мокрой поверхности.
Постойте-ка, а как же тормозной путь? Недостаток данного измерения в том, что при блокировке колес рисунок протектора никак не работает при водоотведении, и по сути при таком тесте проверятся лишь состав резиновой смеси.
К тому же современные технологии ушли далеко вперёд, и теперь большинство шин имеют маркировку AA или A. То есть потребитель никак не сможет увидеть разницу между сцепными продольными свойствами покрышек. Если вы обнаружите маркировку Traction B для легковых автомобилей, стоит серьёзно подумать — покупать ли такую шину.
Итог: Тест traction проверяет сцепные качества шины на мокрой поверхности лишь с блокировкой колес (без учета работы рисунка протектора). На сегодняшний день подавляющее число покрышек с лёгкостью проходят этот тест и потому имеют маркировку AA или A.
Temperature — Сопротивляемость перегреву
В отличие от первых двух тестов, это испытание проводится в лаборатории на испытательном барабане. Шину под нагрузкой (в 88% от максимальной) раскручивают до определённой скорости и смотрят за температурным режимом. После испытаний проверяют на предмет трещин, разрывов и других дефектов. Шина, выдержавшая самую большую скорость барабана 575 об/мин (что эквивалентно свыше 184 км/ч) — получает рейтинг А.
Итог: Главный посыл теста — проверка шины на разрушение в случае экстремальных нагрузок. Однако этот тест дублирует стандартную маркировку скоростного индекса шины (например 94T — означает грузоподъемность в 670 кг и лимит скорости в 190 км/ч)
Европейская маркировка
Европейская маркировка, информирующая покупателя о свойстве конкретной шины, появилась сравнительно недавно — 1 ноября 2012 года. На протектор приклеивается наклейка с указанием данных, которые помогли бы покупателю определиться с выбором.
В ЕС решили, что для рядового потребителя цифровые обозначения будут слишком сложны и зашифровали данные в буквенных индексах. Давайте разберёмся, что означают буквы и поможет ли нам это в выборе шин.
Топливная экономичность (сопротивление качению)
Во главу угла европейские чиновники поставили сопротивление качению. Именно этот показатель характеризует топливную экономичность шины. Когда она тратит часть кинетической энергии на деформацию в пятне контакта с дорогой, энергия превращается в тепловую безвозвратную, и тем самым тормозит колесо. Примерно 20% расхода топлива автомобиля уходит как раз на преодоление сопротивления качению!
Испытания проходят в аккредитованных лабораториях, где шину помещают на большой беговой барабан и раскручивают до 80 км/ч, а после высчитывают накат. Сопротивление качению измеряют в кг/т — сколько необходимо усилия, чтобы сдвинуть автомобиль массой в 1 тонну.
Коэффициент сопротивления качению
Разница между индексом A и G почти в два раза. Если применить это к расходу топлива, то, по расчетам ученых, шина с индексом G будет на 7,5% менее экономична, чем с индексом A.
Сцепление на мокрой дороге
Как и в случае с американской маркировкой, европейский тест на сцепление на мокрой дороге сравнивает шины именно с точки зрения продольного «зацепа» при торможении. Однако, в отличие от американской системы, в европейской предусмотрены два варианта тестирования. Первый — на прицепе с блокировкой колес, второй — на стандартном автомобиле при торможении с 80 до 20 км/ч. В европейских испытаниях высчитывают не абсолютные цифры сцепления (так как, в отличие от США, мест для тестирования несколько), а сравнивают испытуемую модель и стандартизированную шину-эталон (Uniroyal Tiger Paw).
Индекс G рассчитывается по сложной формуле с несколькими коэффициентами. Он показывает отношение тормозного замедления испытуемой шины к стандартизованной шине-эталону. Если на покрышке индекс F — это самый худший показатель, который примерно равен шине-эталону с рисунком и типом смеси из далеких 90-х.
Итог: В отличие от американских тестов, европейские имеют более строгую шкалу, и не все современные шины могут показать лучший результат — А. Следовательно, у потребителя есть возможность увидеть понятную картину по сцеплению на мокрой поверхности.
Не только размерность: что ещё можно прочитать по надписям на шинах
Ну вот и настало для вас время озаботиться покупкой нового комплекта шин. Конечно, окончательное мнение о выбранной модели у вас сложится только после того, как вы проедете несколько тысяч километров. Возможно, вас все устроит, а может быть, некоторые аспекты вас разочаруют… Тем не менее массу полезной информации можно было получить еще в шинном салоне. Достаточно было просто прочитать надписи на боковине.
Увы, большинство из нас ограничивается тем, что читает название фирмы-производителя, наименование модели, ну и размерность. И если с идентификацией шины по производителю и модели никаких проблем ждать не стоит, то с размерностью на самом деле все не так просто…
Как правило, размерность обозначена тремя цифрами в формате XXX/XX R XX. Первые три цифры – это ширина профиля в миллиметрах. Профиля, а не протектора! И если приложить рулетку к шине, то ширина протектора, как правило, окажется меньше приведенного трехзначного числа. Второе двузначное число – это высота профиля, но не абсолютная его величина, а отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах. Однако любители внедорожной техники прекрасно знают, что столь уважаемые ими грязевые шины имеют, как правило, совсем другое обозначение. В этом случае первая цифра – это общий диаметр шины в дюймах, а вторая – ширина профиля, причем опять же в дюймах, например, 33/12,5 или 31/10,5. Ведь для них критически важно, чтобы шина имела достаточную ширину: чем больше ширина и внешний диаметр, тем больше площадь пятна контакта, меньше давление на грунт и выше способность накатываться на препятствие. Но при этом шина все-таки должна помещаться в колесные арки, пусть даже с техническими ухищрениями в виде лифтовки…
Далее следует буква R. Вопреки широко распространенному мнению, она означает вовсе не слово «радиус», а то, что шина имеет радиальную конструкцию (что не отменяет того, что на другом участке боковины вы увидите слово RADIAL). Кстати, изначально все шины имели диагональную конструкцию, при которой нити корда, из которого состоит внутренний каркас, шли от борта к борту по диагонали. Но в 1914 году Гамильтон и Слопер запатентовали конструкцию шины, у которой нити корда шили в поперечном направлении. Такая конструкция оказалась сложней в производстве и ремонте, но давала целый ряд преимуществ: и ходимость таких шин стала выше, и склонность к уводу при боковых нагрузках меньше, и напряженность нитей под нагрузками ниже, что позволило уменьшить количество слоев каркаса. Так что, хотя освоение серийного производства таких шин потребовало почти 25 лет, на сегодняшний день практически все шины имеют радиальную конструкцию. Тем не менее для общего развития уточним, что диагональные шины сегодня все-таки выпускаются, например, для мотоциклов, грузовиков и спецтехники. В этом случае вместо буквы R в размерности будет стоять буква D или тире, а если шина имеет диагонально-опоясанную конструкцию, то на этой позиции будет стоять буква B. Кроме того, для внесения полной ясности производитель может нанести на боковину надпись RADIAL или DIAGONAL.
Две следующие за буквой R цифры означают ДИАМЕТР посадочного обода шины в дюймах, так что расхожее выражение «шины такого-то (например, 16-го) радиуса» является абсолютно безграмотным.
Неподалеку от размерности обычно размещается индекс нагрузки и скорости: двузначное число и буква латинского алфавита. И вот тут для того, чтобы понять, что означает сочетание 92T или 99W, все-таки придется заглянуть в таблицу (если, конечно, вы не обладаете эйдетической памятью или не закончили разведшколу, где вас специально тренировали запоминать большие массивы информации). Полная таблица начинается с нуля (который соответствует максимальной нагрузке 45 кг на колесо), а заканчивается значением 279 (13 600 кг на колесо), но нас интересует диапазон от 62 (265 кг) до 126 (1700 кг/колесо), поскольку в этот диапазон укладываются все мыслимые нагрузки, которые могут испытывать шины легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников.
Нагрузка на шину, кг
Нагрузка на шину, кг
Нагрузка на шину, кг
Стоит также учесть, что для ряда шин допускается превышение нагрузки на 10% по сравнению с номинальной, но тогда за индексом должны следовать буквы XL, которые может заменять надпись EXTRALOAD или REINFORCED («Усиленные»), а производители, ориентирующиеся на американский рынок, могут разместить на боковине дополнительную надпись MAX LOAD («Максимальная нагрузка») с двумя цифрами – значениями предельно допустимой нагрузки на колесо в килограммах и фунтах. Рядом может размещаться и информация о максимально допустимом или рекомендованном давлении MAX PRESSURE в американской нотации (то есть в PSI, фунтах на квадратный дюйм) или в более привычных нам единицах СИ, например, килопаскалях (kPa).
На боковинах шин можно увидеть и другие надписи, говорящие об их конструктивных особенностях. Так, бескамерные шины обозначаются надписью Tubeless или TL, шины, требующие установки камер, – Tube Type, просто Tube или ТТ. Так называемые «самонесущие» шины, способные проехать после прокола порядка 80 км, обозначаются надписью Run Flat или RFT.
Есть еще одно обозначение, связанное с конструктивными особенностями шины: на боковины шин с направленным рисунком протектора обязательно наносится маркер направления вращения (Rotation), а у шин с асимметричным рисунком маркируется наружная (Outside или Side Facing Out) и внутренняя (Inside или Side Facing Inwards) стороны, а на внутреннем периметре, у самого обода, указываются количество слоев и тип корда каркаса и брекера. Например, надпись Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.
Но вернемся к расшифровке индекса нагрузки и скорости. Таблица индексов скорости несколько короче:
Собственно говоря, на буквы, стоящие в латинском алфавите до буквы J, тоже можно не смотреть. Ну а приведенные выше примеры можно расшифровать так: первая шина рассчитана на нагрузку до 660 кг на колесо, при движении на скорости до 190 км/ч, вторая – 775 кг при скорости до 270 км/ч. При этом нужно четко понимать, что индекс скорости W или Y не подразумевает того, что вы можете безопасно ездить со скоростью 270 или 300 км/ч даже по прямой, не говоря уж о совершении каких-то маневров. Он свидетельствует лишь о способности шины выдерживать возникающие на таких скоростях нагрузки.
Далее рассмотрим надписи, говорящие о предназначении той или иной шины. Американский стандарт маркировки однозначно предписывает наносить на поверхность боковин знаки, обозначающие целевую принадлежность того или иного продукта: шины для пассажирских легковых автомобилей должны нести знак P (Passenger), шины для легких грузовиков обозначаются буквами LTP или LT (Light Truck Personal и Light Truck соответственно), а запасные колеса – «докатки» – должны нести обозначение Т (Temporary).
Европейская маркировка не имеет таких жестких стандартов, однако и здесь на шинах может быть обозначено их назначение или особенности эксплуатации. Например, на шинах, предназначенных для внедорожников и полноприводных автомобилей, указывается «4х4», на шинах для коммерческого транспорта – C, то есть Cargo или Commercial. При этом префикс С находится между индикатором размерности и индексом грузоподъемности, например, 31×10.50R15 C 109R.
Буквенные обозначения, говорящие о предназначении той или иной шины, могут входить и в название модели. Так, буквами M/T (Mud Terrain) обозначают грязевые шины, A/T (All Terrain) – универсально-внедорожные, H/T (Highway Terrain) – шоссейные, U/T (Urban Terrain) – городские, H/P (High Performance) – скоростные, гоночные. К примеру, в семейство Open Country марки Toyo есть шины всех этих категорий, за исключением H/P.
Следующая группа обозначений связана с сезонностью. Шины могут быть зимними, летними или всесезонными. Маркировка зимних шин включает в себя пиктограмму с изображением снежинки, а также надписи Winter. Что же касается маркировки M+S (Mud + Snow, «грязь и снег»), то тут все не так просто. Чаще всего шины с маркировкой M+S оказываются не чисто зимними, а скорее всесезонными, а зима в этом случае подразумевается скорее «европейская», нежели «скандинавская» или «русская». В России же на зимние шины указывает исключительно «снежинка». Но и реально внедорожными или грязевыми такие шины считать тоже не стоит! Как правило, они имеют недостаточно разреженный рисунок протектора, а поэтому на слабых грунтах они мгновенно «замыливаются», превращаясь в «слики». Множество неофитов внедорожной езды испытали крупное разочарование, посчитав, что шины категории M+S – это как раз то, что им нужно…
На боковины шин, которые не только являются, но и позиционируются как всесезонные, наносятся три пиктограммы: с изображением снежинки, тучки с каплями дождя и солнышка. Кроме того, такие шины могут нести на боковинах дополнительную маркировку AW (All Weather, «всепогодная»), A.G.T. (All Grip Traction, «сцепление в любых условиях») или AS (All Season, «всесезонная»).
Ну а на боковины летних шин могут наноситься дополнительные знаки в виде пиктограммы с изображением зонтика, а также слов Aqua, Aquatred, Water, Aquacontact или Rain. Эта маркировка показывает, что данная модель шины имеет повышенную устойчивость к гидропланированию и может считаться «дождевой».
Важной информацией является и страна, в которой изготовлена шина. Обратите внимание: это именно та страна, где расположен тот завод, на котором была сделана шина, а не та, в которой зарегистрирована фирма-производитель. Так что на шинах, несущих на боковинах наименование всемирно известных итальянских, французских, немецких и японских марок, можно найти надпись Made in Russia, шины тайваньской марки могут быть изготовлены во Вьетнаме или Таиланде, а шины Toyo могут быть промаркированы как Made in Japan, так и Made in Malaysia.
Почему это так важно, спросите вы, ведь шины – это не овощи или колбаса… Увы, в случае нарушения условий и правил хранения в течение длительного срока шины вполне исправно теряют свои качества. Так что, купив абсолютно новенький на вид комплект шин, произведенных 5-7 лет назад, которые после этого хранились в неотапливаемом складе, да ещё и не в тех положениях, что рекомендованы, вы с высокой вероятностью столкнетесь с проблемами балансировки, а затем – с очень быстрым износом.
А еще на боковинах может размещаться разнообразная дополнительная информация, например, коды омологации. Омологация означает, что данная модель шин одобрена одним из автопроизводителей для применения на автомобилях своего производства. Например, код МО1 означает, что данные шины предназначены для автомобилей Mercedes, шины с кодами N0-N3 рекомендуется устанавливать только на Volkswagen Touareg и Porshe, код AO говорит, что данные шины одобрены Ауди, код A – что перед вами шины для Toyota Auris, а звездочка (*) – что рекомендуется установка этих шин на автомобили BMW.
Помимо надписей на боковинах есть и еще один важный источник информации. С 2012 года все продающиеся в Европе шины получают специальную этикетку, которую положено наклеивать на рабочую поверхность шины. На этой этикетке, помимо артикула, QR-кода и информации о производителе, модели шины и ее типоразмере, можно найти информацию о целом ряде важнейших параметров, таких как топливная эффективность и сопротивление качению, уровень внешнего шума и показатель сцепления с мокрой поверхностью. Вся эта информация приведена в виде наглядных пиктограмм и буквенных обозначений. Например, топливная эффективность обозначается буквами от A до G. Шины с маркировкой А будут иметь самый низкий коэффициент сопротивления качению (порядка 6,5) и самую высокую топливную эффективность, а шины с маркировкой G – коэффициент сопротивления, равный 12. Для одинаковых автомобилей, оснащенных такими шинами, разница в расходе топлива на 1000 км составит порядка 6 литров!
Аналогичным образом буквами от A до F ранжируется и коэффициент сцепления на мокром покрытии. Чем хуже сцепление, тем выше тормозной путь, так что разница длины тормозного пути автомобиля, движущегося со скоростью 80 км/ч и оснащенного шинами с оценкой A и шинами с оценкой F, составит 18 метров.