служба святых отец шести вселенских соборов

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть фото служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть картинку служба святых отец шести вселенских соборов. Картинка про служба святых отец шести вселенских соборов. Фото служба святых отец шести вселенских соборовслужба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть фото служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть картинку служба святых отец шести вселенских соборов. Картинка про служба святых отец шести вселенских соборов. Фото служба святых отец шести вселенских соборовслужба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть фото служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть картинку служба святых отец шести вселенских соборов. Картинка про служба святых отец шести вселенских соборов. Фото служба святых отец шести вселенских соборовслужба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть фото служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть картинку служба святых отец шести вселенских соборов. Картинка про служба святых отец шести вселенских соборов. Фото служба святых отец шести вселенских соборовслужба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть фото служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть картинку служба святых отец шести вселенских соборов. Картинка про служба святых отец шести вселенских соборов. Фото служба святых отец шести вселенских соборов

служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть фото служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть картинку служба святых отец шести вселенских соборов. Картинка про служба святых отец шести вселенских соборов. Фото служба святых отец шести вселенских соборов

Главные новости

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту

Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

Богослужебные указания за 26 июля 2020 года

Неделя 7-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Память святых отцов шести Вселенских Соборов.

Собор Архангела Гаврии́ла. Прп. Стефа́на Савваи́та. Собор преподобных оте́ц оби́тели Хиланда́рския, иже во Святе́й Горе́ Афо́нстей просия́вших.

Совершается воскресная служба Октоиха вместе со службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля)31.

Примечание. «Ве́стно бу́ди, я́ко в сей 16-й день па́мять соверша́ем святы́х Вселе́нских шести́ Собо́ров: прилучи́вшагося же свята́го па́мять пое́м на повече́рии. А́ще случи́тся Неде́ля, слу́жба пое́тся святы́х оте́ц в сию́ Неде́лю. А́ще же в сре́ду, пое́тся слу́жба их в мимоше́дшую Неде́лю. А́ще в четверто́к, пое́тся слу́жба их в прииду́щую Неде́лю» (Типикон, 16 июля).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 4, и отцов, глас тот же – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – отцов, глас тот же: «Та́йныя днесь Ду́ха трубы́…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе́ не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3.

На литии стихира храма. «Слава» – отцов, глас 3-й: «Апо́стольских преда́ний…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – отцов, глас 4-й: «Моле́бную па́мять днесь…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь отцов, глас 8-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь отцов, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные32.

Непорочны33 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и отцов (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й; седален отцов, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос отцов, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен отцов, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Ра́дуйся, Бо́жия пала́то. ».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и отцов, глас тот же – 4 (первая стихира – дважды; с припевами своими). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Святы́х отце́в лик…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 7-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондаки воскресный и отцов34 читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и отцов, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь отцов. «Слава» – кондак отцов, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь отцов; кондак воскресный. «Слава» – кондак отцов, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь отцов; кондак воскресный. «Слава» – кондак отцов, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и отцов.

Апостол и Евангелие – дня и отцов.

31 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250.

32 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благослове́нную нареки́й…».

33 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

34 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 280.

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть фото служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть картинку служба святых отец шести вселенских соборов. Картинка про служба святых отец шести вселенских соборов. Фото служба святых отец шести вселенских соборовслужба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть фото служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть картинку служба святых отец шести вселенских соборов. Картинка про служба святых отец шести вселенских соборов. Фото служба святых отец шести вселенских соборовслужба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть фото служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть картинку служба святых отец шести вселенских соборов. Картинка про служба святых отец шести вселенских соборов. Фото служба святых отец шести вселенских соборовслужба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть фото служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть картинку служба святых отец шести вселенских соборов. Картинка про служба святых отец шести вселенских соборов. Фото служба святых отец шести вселенских соборовслужба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть фото служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть картинку служба святых отец шести вселенских соборов. Картинка про служба святых отец шести вселенских соборов. Фото служба святых отец шести вселенских соборов

служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть фото служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть картинку служба святых отец шести вселенских соборов. Картинка про служба святых отец шести вселенских соборов. Фото служба святых отец шести вселенских соборов

Главные новости

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту

Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

Богослужебные указания за 28 июля 2019 года

Неделя 6-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. князя Влади́мира, во Святом Крещении Васи́лия.

Мчч. Ки́рика и Иули́тты (службу зри 14 июля). Блгвв. кн. Влади́мира и кн. Агриппи́ны Ржевских (службу зри 14 июля).

Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой равноап. вел. кн. Владимира и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля50)51. Богослужение совершается по уставу великого праздника52.

При совершении богослужения можно руководствоваться 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О то́мже подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в Неде́лю 7-ю по Па́сце, святы́х оте́ц. », и главой Типикона под 25 мая, 1-е «зри»: «Ве́стно бу́ди, а́ще случи́тся Обре́тение главы́ Иоа́нна Предте́чи в Неде́лю 7-ю по Па́сце, святы́х оте́ц»53.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 3, отцов, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды), и равноап. Владимира, глас 4-й – 3. «Слава» – отцов, глас 6-й: «Та́йныя днесь Ду́ха трубы́. », «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

Примечание. Учитывая богослужебный статус праздника равноап. Владимира, допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом: воскресные, глас 5-й – 3, отцов, глас 6-й – 3, и равноап. Владимира, глас 4-й – 4; «Слава» – отцов, глас 6-й: «Та́йныя днесь Ду́ха трубы́. », или равноап. Владимира, глас 8-й: «Прииди́те, стеце́мся вси. », «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и равноап. Владимира – 3.

На литии54 стихира отцов, глас 3-й: «Апо́стольских преда́ний. », и равноап. Владимира, глас 2-й. «Слава» – равноап. Владимира, глас 6-й: «Прииди́те, стеце́мся вси ве́рно…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».

Примечание. На литии перед славником равноап. Владимира, глас 6-й: «Прииди́те, стеце́мся вси ве́рно…», может быть спета хвалитная стихира равноап. Владимира (глас 4-й), которая в стихирах на хвалитех будет опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»), а также славник равноап. Владимира со стиховных стихир великой вечерни, глас 8-й: «Нача́льника благоче́стия. ».

На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – отцов, глас 4-й: «Моле́бную па́мять днесь…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь равноап. Владимира, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (единожды), тропарь отцов, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь равноап. Владимира, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка. ».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные55.

Полиелей. Величание равноап. Владимира56 и избранный псалом (например, «Блаже́н муж…», см. в Ирмологии 29 августа)57. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален равноап. Владимира по 1-м стихословии, глас 1-й: «Яко нача́льнику…», седален равноап. Владимира по 2-м стихословии, глас 8-й: «Научи́вся неизрече́нною…», седален равноап. Владимира по полиелее, глас 4-й: «Ско́рое и тве́рдое. ». «Слава» – ин седален равноап. Владимира по полиелее, глас тот же: «Ско́ро предвари́…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Сло́во О́тчее…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), равноап. Владимира на 4 и отцов на 6.

Примечание. Учитывая богослужебный статус праздника равноап. Владимира, допустимо каноны петь следующим образом: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), равноап. Владимира на 6 и отцов на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й, кондак и икос равноап. Владимира, глас 8-й; седален отцов, глас 4-й. «Слава» – седален равноап. Владимира, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Богоро́дице Безневе́стная. ».

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке равноап. Владимира, глас 8-й: «Изря́дному воево́де. », и о кондаке и икосе, глас 4-й: «Оте́ческу пре́лесть. ». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 145 об.) эти тексты также отсутствуют.

По 6-й песни – кондак и икос отцов, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен отцов. «Слава» – светилен равноап. Владимира, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

Примечание. Типикон умалчивает о светильне равноап. Владимира: «В Руси́ днесь. ». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 150) этот светилен также отсутствует.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 3, отцов, глас 6-й – 2, и равноап. Владимира, глас 4-й и глас 2-й – 3 (со славником58 и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе равноап. Владимира, на стиховне вечера). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Святы́х отце́в лик…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 6-я.

На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондак воскресный.

На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь равноап. Владимира. Кондак равноап. Владимира (или отцов)59.

На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондак отцов (или равноап. Владимира).

На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь равноап. Владимира. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 4, отцов, песнь 3-я – 4 и равноап. Владимира, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь равноап. Владимира; кондак отцов. «Слава» – кондак равноап. Владимира, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь отцов, тропарь равноап. Владимира; кондак воскресный, кондак отцов. «Слава» – кондак равноап. Владимира, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь равноап. Владимира; кондак воскресный, кондак отцов. «Слава» – кондак равноап. Владимира, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен и аллилуиарий – отцов60 и равноап. Владимира.

Апостол и Евангелие – дня, отцов (под зачало) и равноап. Владимира.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода. », и равноап. Владимира.

После Литургии совершается молебен по особому чину.

Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в праздник святого равноапостольного князя Владимира надлежит ежегодно по окончании Литургии совершать в честь воспоминания Крещения Руси молебен по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»).

50 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250.

51 «Ве́стно бу́ди, я́ко в сей 16-й день па́мять соверша́ем святы́х Вселе́нских шести́ Собо́ров: прилучи́вшагося же свята́го па́мять пое́м на повече́рии. А́ще случи́тся Неде́ля, слу́жба пое́тся святы́х оте́ц в сию́ Неде́лю. А́ще же в сре́ду, пое́тся слу́жба их в мимоше́дшую Неде́лю. А́ще в четверто́к, пое́тся слу́жба их в прииду́щую Неде́лю» (Типикон, 16 июля).

52 Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля богослужение следует совершать «по уставу великого праздника». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день надлежит ежегодно совершать торжественные богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви с совершением по окончании Литургии молебна по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»).

53 Ср.: 52-я Храмовая глава Типикона: «А́ще храм свята́го случи́тся в Неде́лю 7 по Па́сце святы́х оте́ц»; 58-я Храмовая глава Типикона: «А́ще ли храм свята́го, или святы́я, случи́тся в Неде́лю Всех святы́х»; 13-я Храмовая глава Типикона: «А́ще ли случи́тся храм свята́го или́ святы́я, в Неде́лю святы́х пра́отец»; Маркова глава Типикона под 17 декабря: «Подоба́ет ве́дати: а́ще случи́тся свята́го проро́ка Дании́ла, и святы́х трие́х отроко́в, в Неде́лю святы́х пра́отец».

54 Ср.: Типикон, 24 и 29 июня.

55 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

56 Величание святых отцов поется только в храме их имени.

57 Ср. со службой равноап. Ольги в Минее (11 июля).

58 В соответствии с указанием 7-й Марковой главы Типикона под 8 мая, в счет трех стихир равноап. Владимира входит славник, глас 2-й: «Не от челове́к зва́ние прия́л еси. ». Пропущенная хвалитная стихира равноап. Владимира в этом случае может петься в стихирах на литии (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»).

59 Поскольку Типикон, указывая на чередование кондаков, не закрепляет каждый из них за определенным часом, допустимо на 3-м часе прочитать кондак отцов, а на 6-м часе – кондак равноап. Владимира.

60 Прокимен отцов, в силу своего Господского характера, позволяет опустить воскресный прокимен гласа (ср.: Типикон, гл. 50-я, «Неделя 7-я. »).

Источник

Отцы шести Соборов

Слово в день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов

Скачатьслужба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть фото служба святых отец шести вселенских соборов. Смотреть картинку служба святых отец шести вселенских соборов. Картинка про служба святых отец шести вселенских соборов. Фото служба святых отец шести вселенских соборов
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Первым, кто стал обращаться со словом поучения и наставления к пастве Христовой с амвона – этого возвышения в храме для чтецов, был святитель Иоанн Златоуст. До него, то есть до конца IV века, архипастыри и пастыри проповедовали с Горнего места в алтаре, которое устраивалось наподобие ступеней амфитеатра и было весьма высоким, так что человека, сидящего на нем, было видно молящимся в храме, к тому же и алтарная преграда была низкой. Престарелому и больному священнослужителю стоило большого труда взобраться на Горнее место после пения Трисвятой песни, и даже сейчас в последовании Божественной Литургии сохраняется благословение Горнего места – Горнего Престола, – испрашивание у Господа сил и помощи взойти на него.

Сегодня же с этого амвона – редкого элемента убранства современных православных храмов в нашем Отечестве, но освященного древней традицией – с благодарностью и теплотой вспомним тех, кто многократно восходил на амвоны и Горняя места для проповеди, для отстаивания и сохранения истины веры Христовой, – вспомним отцов шести Вселенских Соборов.

Плеяда примерно из 1500 мужей – архипастырей и пастырей, непорочных, трезвых, целомудренных, благочинных, честных, страннолюбивых, учительных, – на протяжении трех веков формулировала и облекала в словесное выражение то, о чем должен знать каждый человек, называющий себя христианином, создавала церковное вероучение, определяла догматы веры – «превосходящие разум Богооткровенные истины, обладающие неисследимой глубиной».

Спросим мы: для чего же трудились столь многие люди, для чего они занимались этими сложными и отвлеченными от необходимых потребностей делами? Ведь есть же Священное Писание, в котором находим слова Христа Спасителя, которыми и руководствуемся в своей жизни, ожидая спасения и наследия вечных благ. Для того, чтобы показать свой ум и красноречие? Для тщеславия и гордости?

Нет! Не ради славы и не по причине праздности трудились вспоминаемые нами отцы Вселенских Соборов. «Только злоба еретиков вынуждает нас говорить о том, о чем лучше бы молчать», – сказал один из них – святитель Иларий Пиктавийский.

«Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16: 17–18), – такими словами предупреждает апостол Павел римских христиан I века. Но как часто забываем мы это и поддаемся соблазну, в том числе и соблазну льстивого ложного учения и лжи.

Ересь чаще всего является плодом горделивого сердца и высокомерного ума

«Не собирают с репейника смокв» (ср.: Мф. 7: 16), и не может из нечистого сердца вырасти ничего доброго и хорошего. И если посмотрим на сложный противоречивый период жизни Церкви, который называется эпохой Вселенских Соборов, то мы убедимся, что ересь чаще всего является плодом горделивого сердца и высокомерного ума.

Строгий аскет и известный духовник, у которого было только дочерей духовных более 200, пресвитер александрийский Арий поставил своей задачей соединить христианство и язычество. Безумствуя, что вторая Ипостась Пресвятой Троицы – Христос Спаситель – сотворен Богом Отцом, он вряд ли пытался соблазнить еще неокрепшие умы христиан, совсем недавно еще бывших язычниками, наоборот, его желание было по сути благим – облегчить именно язычникам понимание веры Христовой. Как Геб и Нут рождают доброго Осириса, как от Зевса и Лето появляется Аполлон, так и, по Арию, Бог Отец творит Бога Сына. Страшное искажение учения о Пресвятой Троице и о предвечном существовании каждого из Ее Трех Лиц должно было, по мнению пресвитера-ересиарха, стать самым эффективным миссионерским приемом, но стало своевольным попранием Превечной Истины и богохульством. Многие, очень многие жители Александрии и Египта обольстились проповедью Ария, этого прекрасного даровитого поэта, изложившего свою ересь в виде поэмы «Талия» и песен-рапсодий. Простой народ был в восторге: приятного напева и мелодичные, песни эти были написаны специально для моряков, для мельников, для путешественников и стали очень популярны и любимы. Но помним, что выражение «Vox populi vox Dei» («Глас народа – глас Божий») ошибочно, «ибо непостоянство толпы всегда граничит с безумием».

Несторий, архиепископ стольного града великой империи Константинополя, родом из отдаленного сирийского города Цезарии Германикейской на Евфрате, человек незнатного происхождения, небольшого роста, с большими выразительными глазами и светло-рыжеватой шевелюрой, был одержим огромным честолюбием и гордостью. Может ли кто из нас, учеников Христовых, сказать, обращаясь к правителю, как обратился Несторий к императору: «Дай мне землю, очищенную от ересей, и я за то дам тебе небо; помоги мне одолеть еретиков, и я помогу тебе в борьбе с твоими земными врагами»? Мы надеемся на милосердие Божие о себе и не дерзаем даже подумать, что в нашей власти кому-то давать небо. Если Арий видел себя великим проповедником и миссионером, то Несторий взял на себя обязанности самого ревностного борца с злоучениями и ересями. В итоге же сам стал основателем ереси, отвергающей Божественную Сущность Господа Иисуса Христа.

Желание абсолютной власти и преобладания над своими ближними, а именно быть первым среди всех восточных епископов, побудило архиепископа Александрийского Диоскора поддержать ересь архимандрита Евтиха, отвергающего человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Нося титул Тринадцатого Апостола и Судьи вселенной, он приехал в город Ефес для разбирательства злоучения монофизитов, но вместо этого осудил на лжесоборе праведного святителя Флавиана Константинопольского. Увидев же, что в борьбе за власть проигрывает, – разорвал общение не только с Вселенской Церковью как институтом, но и с Истинной Верой и увлек за собой в ересь почти весь Египет и Сирию.

Малодушные и боящиеся противоречить императору патриархи Сергий Константинопольский, Кир Александрийский, папа Гонорий, оправдывая свою трусость и подобострастие высокой целью служения отечеству и народу, раздираемому монофизитством и несторианством, стали ложно учить о единой воле Спасителя. Но не принесло никакой пользы их еретическое соглашательство, и погибла память их с шумом.

Мы верим, дорогие братия и сестры, что есть только одна Святая Соборная и Апостольская Церковь, и тело ее не может быть рассечено, не переставая жить. Еретики и раскольники подобны зараженным членам, отпавшим от этого Тела и находящимся в состоянии духовной смерти, не нарушая этом единство и целостность Святой Церкви.

Посмотрим вокруг и увидим, что же сейчас происходит с этими древними ересями. Когда-то треть Александрии и Египта распевала «Талии» Ария, варварские племена готов, вандалов, бургундов были арианами. От Месопотамии до Китая простирались епархии Несторианской церкви Востока. Монофизитские церкви Сирии, Египта, Армении и Эфиопии давно утратили и интерес, и способность к богословской полемике в отстаивании доктрин Евтиха и Диоскора, а стали лишь замкнутыми национальными церквами для христианских народов, окруженных враждебным мусульманским миром.

Знаем мы, что всегда «злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3: 13), и, покуда живет в людях грех, будут появляться и новые ереси. Но они «не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми» (2 Тим. 3: 9), – утешает нас апостол Павел. Ему вторит святитель Григорий Богослов: «Нет беды, если еретики отогрелись и с весною осмеливаются выползать из нор… Очень знаю, что недолго пошипят, потом спрячутся, низложенные и истиною, и временем; и тем скорее, чем с большим упованием предоставим всё Богу».

Вместо ненужных споров с еретиками потрудимся над изучением своей веры и истории Святой Церкви

Так и мы с вами, дорогие братия и сестры, предоставим всё Богу, и Он Сам истиной и временем истребит все безумия сомневающихся в вере Христовой. Сами же мы воздержимся от подливания даже под благовидным предлогом греховного масла в огонь нашего гнева, раздражения, осуждения и злословия, который сначала и горит против заблуждающихся еретиков, а затем попалит и наших ближних и в конце концов превратится для нас самих в бесконечный огонь адского пламени. Вместо же ненужных споров с еретиками (а мы помним, что «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся». – Тит. 3: 10) потрудимся над изучением своей веры и истории Святой Церкви, чтобы имена святителей Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Григория Богослова, Максима Исповедника, Мины Константинопольского и прочих отцов шести Вселенских Соборов стали для нас близкими и дорогими.

Сегодня, в день памяти этих истинных архипастырей и пастырей, для удержания себя от крайностей и для духовного назидания не забудем простое и мудрое слово преподобного Силуана Афонского: «Дух Святой, сказано, поставил в Церкви епископов пасти стадо Господне; и если бы люди понимали это, то любили бы пастырей до великой любви и радовались бы душою при виде пастыря. Кто носит в себе благодать Святого Духа, тот знает, о чем я говорю. За их смирение и любовь к народу любит их Господь. Они пребывают в великом труде и подвиге и за то обогащены разумом святых, которым подражают житием своим. Братья, пребудем в послушании нашим пастырям, и тогда будет общий мир, и Господь Духом Святым пребудет со всеми нами».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *