сколько в питере храмов и церквей
Соборы и храмы (церкви) Санкт-Петербурга – духовные центры северной столицы
Город на Неве невозможно представить без Эрмитажа, Петропавловской крепости и великолепных соборов. В Санкт-Петербурге насчитывают более 200 храмов. Это православные церкви, костелы, кирхи, мечети, синагоги и даже буддийский дацан. Самые старые религиозные постройки появились при закладке первых улиц города, в начале XVIII века. Сегодня в северной столице есть действующие храмы и храмы-музеи, где любят бывать туристы. Мы расскажем о самых известных соборах и храмах Санкт-Петербурга.
Исаакиевский собор
Самый большой храм города появился на месте маленькой церкви, где Петр I венчался с Екатериной I. Здание, которое сохранилось до наших дней, возводили около 400 тысяч строителей. Всеми работами руководил талантливый зодчий Огюст Монферран.
Храм построен в лучших традициях классицизма и увенчан огромным восьмиугольным куполом. Это самая красивая и высокая постройка на главных площадях Санкт-Петербурга.
Казанский собор
Казанский собор в ночной иллюминации
Одно из лучших творений архитектора Андрея Воронихина давно превратилось в городскую легенду. Величественный храм напоминает знаменитый собор Святого Петра в Ватикане. Он возведен в лучших традициях стиля ампир и имеет высоту 71,6 м. Когда-то это была самая большая церковь в России.
Туристы приходят к собору, чтобы полюбоваться изящной анфиладой и высокими гранитными колоннами. Внутри можно увидеть великолепные росписи и серебряный иконостас.
Спас-на-Крови
Вид Спаса-на-Крови с набережной канала Грибоедова
Разноцветные луковичные купола и затейливое оформление фасадов напоминают Покровский собор на Красной площади в Москве и старинные храмы Ярославля. Внутри находится целый музей мозаичных икон, площадь которых превышает 7000 кв. м.
Петропавловский собор
Вид Петропавловского собора с Дворцовой набережной
До середины прошлого века храм в Петропавловской крепости был самым высоким зданием в нашей стране. Собор имеет длину 61 м, ширину 27,5 м, а его шпиль поднимается на 122,5 м.
Прекрасный образец петровского барокко – уникальная императорская усыпальница. Под тремя мощными нефами покоятся русские цари, начиная с Петра I. Последнее погребение здесь было совершено в 2006 году. В соборе перезахоронили прах матери Николая II – Марии Федоровны, которая скончалась в 1928 году в Дании.
Троице-Измайловский собор
Украшением Адмиралтейского района считают храм лейб-гвардии Измайловского полка. Долгое время он служил главной гарнизонной церковью Санкт-Петербурга. Собор, который сохранился до наших дней, был построен в 1828 году в традициях позднего классицизма на личные средства императора Николая I. В 2006 году старинный храм сильно пострадал от пожара. Сегодня пятиглавый собор на Троицкой площади полностью восстановлен.
Спасо-Преображенский собор
Вид на Спасо-Преображенский собор
Мощный световой барабан с главным куполом поднимается на 41,5 м, и его окружают четыре главки-колокольни. Туристы приходят посмотреть на красивые интерьеры, лепные панно на фасадах и необычную ограду, которая сделана из 102 стволов трофейных турецких пушек.
Князь-Владимирский собор
Князь-Владимирский собор ночью
Первая деревянная церковь на месте собора появилась в 1708 году. Строительство и реконструкция каменного здания растянулись на полтора века. Его возводили до конца XIX столетия, поэтому в архитектуре церкви прослеживается смешение двух стилей – позднего барокко и классицизма.
С 1845 года собор выполнял роль главного храма ордена Святого Владимира. Сегодня это действующий храм, где хранится много почитаемых верующими икон.
Сампсониевский собор
Сампсониевский собор с высоты птичьего полёта
В 1709 году, после сражения под Полтавой, Петр I собственноручно заложил деревянную церковь в честь победы русских войск над шведами. Спустя 30 лет на ее месте появился пятиглавый каменный храм с высокой шатровой колокольней.
В облике собора угадываются черты западноевропейского зодчества и допетровской архитектуры. Сюда приходят, чтобы полюбоваться золоченым иконостасом, высота которого достигает 11 м. Резное чудо было создано российскими мастерами в первой половине XVIII века. Самые старые иконы относятся к этому же периоду.
Никольский морской собор
Общий вид Никольского морского собора
На берегу Крюкова канала красуется великолепный барочный храм, посвященный победам русского флота. По преданию Петр I увидел в Астрахани храм Святителя Николая и пожелал, чтобы в Санкт-Петербурге построили точно такую же церковь.
Живописный двухэтажный собор в форме равноконечного креста появился уже после кончины царя. Чуть в стороне от него возвышается огромная четырехъярусная колокольня. Внутри можно увидеть резную колоннаду и образы, написанные в традициях византийских иконописцев.
Андреевский собор
Вид Андреевского собора с Большого проспекта Васильевского острова
На Васильевском острове расположен один из старейших и почитаемых православных соборов города. До революции он играл роль капитулярного, то есть главного, храма ордена Святого Андрея Первозванного.
Собор состоит из приземистой трапезной, пятиглавой церкви и двухъярусной колокольни. Его внутреннее убранство впечатляет. Стены украшены росписями и лепниной. Особую ценность представляют трехъярусный иконостас XVII века, старинные иконы, серебряное напрестольное облачение и Евангелие в дорогом окладе.
Владимирский собор
Общий вид на Владимирский собор с колокольней
Храм, посвященный одной из самых почитаемых на Руси икон, находится на Владимирской площади. Он появился в 60-е годы XVIII века и был окончательно достроен в середине XIX столетия.
Пятиглавый собор демонстрирует переход от традиций пышного барокко к строгому и лаконичному классицизму. На сводах главного купола сохранились скульптурные изображения апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, которые составили четыре Евангелия. Внутри находится старинный иконостас, перенесенный сюда из Аничкова дворца.
25-главая деревянная Покровская церковь
Вид на Парковый комплекс «Усадьба «Богословка» с 25-главой деревянной Покровской церковью
Одно из главных чудес Санкт-Петербурга расположено в зеленом Невском лесопарке. Это точная копия Покровского деревянного храма, который с 1708 по 1963 год стоял в Вытегорском погосте Вологодской области.
Потом случился страшный пожар, и архитектурный шедевр был уничтожен огнем. В начале XXI века храм отстроили заново в юго-восточных пригородах Санкт-Петербурга. Церковь имеет 25 глав и поднимается на 19 м. Внутри установлен большой четырехъярусный иконостас.
Фёдоровский собор
Вид Фёдоровского собора с Миргородской улицы
В начале прошлого века, когда вся страна отмечала 300-летие императорского дома, в Санкт-Петербурге появился памятный собор, похожий на допетровские церкви Верхневолжья. В годы советской власти храм-памятник лишили куполов, а в здании устроили молокозавод. Возвращение святыни верующим произошло в 2005 году. Не так давно его полностью отреставрировали, и сегодня в соборе ежедневно проводят церковные службы.
Чесменская церковь
Вид Чесменской церкви с улицы Ленсовета
Рядом с Чесменским дворцом находится один из красивейших храмов города, посвященный Иоанну Предтече. Легкое изящное здание представляет традиции петербургской псевдоготики – стиля, который был характерен для эпохи правления Екатерины II.
Бело-розовая церковь украшена остроконечными башенками, стрельчатыми окнами, пятью куполами и оригинальным зубчатым парапетом. Это действующий храм, который напоминает о победе России в нелегком Чесменском сражении.
Крестовоздвиженский собор
Вид на главный вход Крестовоздвиженского собора
В Центральном районе города, на Лиговском проспекте находится праздничный барочный храм, который был построен в середине XVIII века. В годы Великой Отечественной войны он сильно пострадал от попадания артиллерийских снарядов.
В 1991 году собор передали казачьему приходу города. Сам храм и территорию вокруг него украшают бюст последнего императора России Николая II, памятники Цесаревичу Алексею и царице Александре Федоровне.
Соборная мечеть
Вид на Соборную мечеть с Кронверкского проспекта
Из мусульманских храмов Санкт-Петербурга выделяется величественная Соборная мечеть. Огромное здание на Кронверкском проспекте было заложено в начале прошлого века в традициях восточной архитектуры и северного модерна.
Католическая церковь Святой Екатерины
Вид базилики с Невского проспекта
В Санкт-Петербурге и его ближайших пригородах открыто около 10 католических храмов. Особенно хороша базилика, посвященная Святой Екатерине Александрийской. Один из старейших костелов нашей страны был заложен по распоряжению императрицы Анны Иоанновны и достроен в 1783 году.
Сегодня в отреставрированный храм приходят верующие и туристы. Церковь известна воскресной школой и детским центром. Кроме месс, здесь проходят концерты и выступления приходского хора.
Буддийский храм
Вид Буддийского храма с Приморского проспекта
Культурная столица России приютила дацан «Гунзэчойнэй». Буддийский храм в Санкт-Петербурге создали в 1909 году по просьбе тибетского Далай-ламы. При советской власти монастырскую школу распустили, часть монахов расстреляли, а оставшихся сослали в Сибирь.
В 1990 году историческое здание на Приморском проспекте, 91, что возле станции метро «Старая деревня», вернули Обществу буддистов. Сюда приходят, чтобы послушать лекции по философии буддизма и увидеть красочные витражи, созданные по эскизам Рериха.
Большая хоральная синагога
Вид Большой хоральной синагоги с Лермонтовского проспекта
Еврейская община города объединяет около 100 тысяч человек. Более 120 лет центром общественной и религиозной жизни иудеев Санкт-Петербурга является Большая хоральная синагога. Она появилась в конце XIX века и до сих пор остается самой большой синагогой России.
Уникальная акустика этого храма известна во всем мире. На расстоянии 10 м прекрасно слышны любые звуки и даже слова, сказанные шепотом. В синагоге проводят службы и праздники, получают религиозное образование и оказывают благотворительную помощь нуждающимся. Здесь открыты детские сады и школы-пансионы для мальчиков и девочек.
Сколько храмов в Санкт-Петербурге? Часть 1
Можно ли представить себе Санкт-Петербург без храмов, соборов и церквей, так же как без Невы и Эрмитажа? Конечно, нет! Ведь церкви всегда были самыми красивыми сооружениями в России. А на вопрос: «Сколько всего храмов в Петербурге?» сразу и точно вряд ли вам кто-то ответит.
В настоящее время, если верить адресному справочнику Санкт-Петербурга, в Северной столице насчитывается более 200 храмов, с учетом подворий монастырей и домовых церквей (т.е. при больницах и других общественных учреждениях), а также костелов, кирх, мечетей, синагог. Конечно, больше всего православных храмов. И идет очень интенсивное строительство новых церквей и часовен в каждом районе города, потому что тяга к религии у народа в последнее время сильно возросла.
В нашем городе есть просто Храмы, чтимые и церковью и прихожанами, куда вход свободный для всех желающих. И есть храмы-музеи, те, что в то или иное время ХХ века были музеями и до сих пор сохраняют музейные функции, и куда, чтоб войти, надо приобрести билеты, порой довольно дорогие.
Храмы-музеи
Храмы-музеи Санкт-Петербурга у всех на слуху — информации более чем достаточно и в путеводителях, и в Интернете. Расскажу о них вкратце, для тех, кто не бывал в Петербурге и собирается поехать туда.
Самым большим православным храмом Санкт-Петербурга, который не обходит стороной ни один турист, является Исаакиевский Собор — воздвигнутый во имя преподобного Исаакия Далматского по проекту архитектора Огюста Монферрана, который отдал этому своему «детищу» сорок лет жизни — столько времени строился собор. Его освящение состоялось в 1858 году, и он стал главным храмом императорской фамилии и центром городских празднеств. «Господи, силою твоею возвеселится царь» — эта надпись на северном фронтоне собора является выражением идеи всего сооружения. Исаакиевский собор является четвертым по величине христианским храмом, уступая лишь соборам святого Петра (Рим), святого Павла (Лондон) и Санта Мария дель Фиоре (Флоренция). Внешний вид и интерьеры поражают воображение, а со смотровой площадки колоннады на высоте 43 м открывается восхитительная панорама Невы и Санкт-Петербурга. Его высота 101,5 метр, длина и ширина по 100 метров. О. Монферран уникально решил архитектурную проблему — огромный золоченый купол поддерживают массивные 100-тонные колонны из цельных глыб гранита. В соборе есть макет, на котором показано, как устанавливали колонны во время строительства.
Собор имеет богатейшее внутреннее убранство. В его отделке использовалось более двадцати видов камня, среди которых малахит, мрамор, лазурит и порфир, а также золоченые и медные скульптуры работы П. Клодта, И. Витали, Ф. Лемера. Всего на отделку храма затрачено 400 кг червонного золота, 16 т малахита, 1 тыс. т бронзы, 11,2 кв. м ляпис-лазури. В росписи купола и стен принимали участие Карл Брюллов Федор Бруни, Василий Шебуев, Петр Басин и другие выдающиеся художники. Большое место в интерьере занимает мозаика, общая площадь которой составляет около 600 квадратных метров. В мозаичной технике выполнены иконы «Тайная вечеря», «Страсти Господни», изображения святых и многое другое.
Долгие годы Собор был просто музеем, и кто постарше, помнит, что там до 1992 года висел маятник Фуко на подвесе длиной 98 метров, демонстрировавший суточное вращение Земли. Функции музея собор сохраняет и сейчас, но 17 июня 1990 года в Храме вновь состоялось торжественное богослужение и теперь богослужения совершаются регулярно, по всем Великим праздникам и воскресным дням.
Собор строился десять лет и был освящен в сентябре 1811 года. Отличительной особенностью собора является окружающая его колоннада. Со стороны Невского проспекта слегка изгибающаяся колоннада состоит из 96 колонн коринфского ордера, поставленных в четыре ряда. Эти огромные колонны составлены из блоков камня, привезённого со специальных каменоломен в Гатчине, пригороде Петербурга. Есть колоннады с северной и западной сторон, всего вокруг собора 136 колонн. Высота каждой 13 метров, толщина внизу около 4 метров, наверху — 3 метра. После Отечественной войны 1812 года собор превратился в хранилище реликвий войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамёна и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоёванных городов, маршальские жезлы. 13 июня 1813 года в соборе был похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов. В 1837 году рядом с собором установлены памятники и М.Б. Барклаю-де-Толли.
Я уже писала в статье о музеях, что долгие годы ХХ века собор являлся Музеем истории религии и атеизма. Но в 1998 году Казанский собор был освящён вновь и ныне является кафедральным храмом Санкт-Петербурга. О богатстве внутреннего убранства собора, его алтаре, иконах надо писать отдельную статью, все там великолепно, но лучше ведь один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Нельзя пройти мимо еще одного уникального Храма-музея, расположенного между каналом Грибоедова и Михайловским садом — Храма Воскресения Христова, который большинство называет «Спас на крови». И это название стало уже настолько привычным, что официальное название употребляется очень редко. Храм Спас на Крови (архитектор А. Парланд) построен по указанию Александра III и решению Синода в 1907 г. на месте трагической гибели императора Александра II. Храм возведен как общенародный музей-памятник Александру II, которого часто называли царем-освободителем. Своими разноцветными куполами он напоминает храм Василия Блаженного в Москве. В храме установлена сень как раз на том месте, где был смертельно ранен император. И для того, чтобы это место на набережной оказалось внутри храма, строители часть канала засыпали. Главный купол церкви возносится на высоту 81 метр. В советское время этот многострадальный храм использовали как склад, даже для хранения овощей, несколько раз пытались стереть с лица земли, поскольку он, якобы, не вписывается по архитектуре в классический стиль центра города.
Многоконфессиональный Санкт-Петербург — 15 храмов разных религий в Северной столице
Санкт-Петербург — многонациональный и многоконфессиональный город. Более 3-х столетий в городе на Неве бок о бок дружно живут люди многих национальностей и мировых вероисповеданий.
Культурная жизнь представителей разных народов в значительной степени определяется религиозными традициями. Благодаря гармоничному развитию отношений между носителями различных религиозно-культурных традиций, Санкт-Петербург постоянно архитектурно обновляется и духовно обогащается.
В городе представлены мировые, национальные, а также новые религии. Наиболее распространены — христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам, иудаизм, буддизм.
При всем многообразии вероисповедания петербуржцев в городе на протяжении всей его истории исподволь формировался особый климат религиозной жизни, характеризуемый согласием многих исповеданий.
В настоящее время в религиозной жизни города сохраняются и развиваются традиции поликонфессионализма. Понятно, что люди, оказавшиеся за пределами родной земли, особенно дорожат сохранением своих традиций.
В российской Северной столице рядом с православными христианскими храмами издавна соседствуют католические и протестантские (лютеранские, реформатские, англиканские) церкви.
Здесь были построены самая большая в Европе мечеть, самый северный буддийский храм и одна из самых крупных в Европе синагог. Не случайно посетивший Петербург в середине XIX века французский писатель Александр Дюма назвал Невскую перспективу «улицей Веротерпимости».
Сейчас традиционные религии, сохраняя в целом этническую окраску, не замыкаются в себе — происходит интенсивное накопление и обмен культурной информацией. Огромнейшим достоянием Петербурга является сохранение и почитание культурных обычаев и религиозных святынь его мульти-этнических народов.
Разнообразие культовых сооружений украшает архитектурный облик великого города на Неве. Многокультурное наследие великого града Петрова объединяет его жителей. Любовь к родному городу делает каждого гражданина общей национальности.
Численность храмов в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге насчитывается 268 конфессий и религиозных объединений:
229 культовых зданий находятся в собственности или ведении религиозных объединений. Среди них памятники архитектуры федерального значения:
Исаакиевский собор, Казанский собор, Сампсониевский собор, Смольный собор, Петропавловский собор, Николо-Богоявленский морской собор, Владимирский собор, Софийский собор, Троице-Измайловский собор, Феодоровский (Государев) собор, собор Спас-на-Крови, Троицкий собор Александро-Невской лавры, православные монастыри (Александро-Невская лавра, Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, Воскресенский Новодевичий монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь), Армянская Апостольская церковь Святой Екатерины, католический Храм Святой Екатерины Александрийской, Католический монастырь Святого Антония Чудотворца, Лютеранская церковь Святых Петра и Павла, Голландская реформатская церковь, Соборная и кафедральная мечеть, Большая Хоральная Синагога, Буддийский дацан и др.
В городе работают Санкт-Петербургская духовная академия и Санкт-Петербургская духовная семинария Русской православной церкви, и католическая высшая духовная семинария «Мария — Царица Апостолов». В городе находятся мощи святых: Александра Невского, Иоанна Кронштадтского, Ксении Петербургской.
Понятно, что обо всех храмах города на Неве сразу и не рассказать. В этой публикации расскажем лишь о некоторых культовых сооружениях Санкт-Петербурга, о храмах разных религий — больших памятниках истории и архитектуры Северной столицы.
1. Спас на Крови
Одним из знаковых мест Санкт-Петербурга является Храм во имя Воскресения Христова, в народе называемый «Спас на Крови». Храм был построен этот мемориальный храм на том самом месте, где 1 марта 1881 года было совершено последнее покушение на Александра ІІ, стоившее государю жизни.
Собор Спаса-на-Крови является одной из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его расположение, в буквальном смысле, «нависает» над каналом, разрывая набережную. Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Фёдоровны.
Интерьер собора — это великолепное сочетание мозаичного и каменного убранства. Площадь, которую покрывают мозаичные работы, равна 7 тыс. м2. Храм является неоспоримым рекордсменом Европы по количеству мозаик. Большинство мозаичных работ были выполнены мозаичной мастерской Александра Александровича Фролова.
Мозаичные произведения были строго продуманы. Так, в центральной части представлен земной путь Спасителя: от рождения младенца до чудес и исцелений. Над алтарем расположен образ «Спас в силах», выполненный по эскизам Николая Николаевича Харламова.
2. Большая хоральная синагога
Здание синагоги построено в восточном, мавританском стиле. Вестибюль обладает уникальной акустикой — слова, произнесённые шёпотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров.
Сегодня Большая хоральная синагога живет и действует в нескольких направлениях. Здесь проходят крупные иудейские праздники и повседневные молебны. В образовательных учреждениях при заведении обучаются одновременно около 500 детей — от малышей до молодёжи. В настоящее время при синагоге действует центр знакомств, благодаря которому ежегодно образовываются десятки еврейских семей.
8 декабря 2013 года синагога отметила своё 120-летие. К этому событию был написан новый свиток Торы, выпущен «Почтой России» конверт, юбилейная медаль в трёх вариантах: золотая, серебряная, простая. В 12:00 выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости впервые в истории Санкт-Петербурга был дан в честь юбилея Синагоги. Его произвели главный раввин Санкт-Петербурга М.-М. Певзнер и председатель петербургской еврейской общины М. Д. Грубарг. Памятные медали также выпускались к 100 и 110-летиям Синагоги Санкт-Петербурга.
3. Санкт-Петербургская Соборная мечеть
Практически с момента основание Санкт-Петербурга, в районе Петропавловской крепости образовалась татарская слобода и исламская община, которая к концу XIX века разрослась до 8 000 человек. Однако, несмотря на внушительное количество последователей ислама, ни одной мечети в городе не было.
В 1881 году муфтий петербургских мусульман обратился к русскому правительству с ходатайством о постройке мечети. Несмотря на то, что этот запрос получил официальное согласие, средств на строительство выделено не было.
Соборная мечеть — действующий памятник исламской религиозной архитектуры. Долгое время Соборная мечеть в Санкт-Петербурге была крупнейшей в России, и до сегодняшнего дня остается самой северной мечетью в мире.
4. Грузинская Православная церковь
В Санкт-Петербурге есть немало храмов и церквей, которые в течение длительного времени были закрыты, а в настоящее время возвращаются верующим, возрождаются буквально из небытия благодаря вере и труду неравнодушных людей. Одной из таких церквей является Грузинская Православная церковь, что на Старорусской улице, 8/2.
В православной святыне проводятся служения на грузинском и церковнославянском языках. Сюда идут на службу не только представители грузинской диаспоры, но и люди других национальностей, находя здесь утешение. Хотя постройка возведена в русском стиле, внутреннее убранство наполнено грузинским колоритом.
5. Базилика св. Екатерины Александрийской
Петербург католический представлен несколькими храмами и приходами общим числом около десятка. Наиболее крупный католический храм города – Базилика святой Екатерины Александрийской. Это один из первых западно-христианских приходов в России, основанный в первой четверти XVIII века. Более двадцати лет католики города на Неве не имели собственного храма, и лишь в 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоанновны, было принято решение о строительстве католического собора на Невском проспекте.
Один из самых старых католических храмов в России, который был заложен в 1738 году при императрице Анне Иоанновне, но его строительство завершилось лишь 45 лет спустя, при Екатерине II. Собор Святой Екатерины — единственный в России католический храм, который имеет высокий статус базилики.
6. Буддийский храм
Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» долгое время являлся самым северным буддийским храмом мира. Лишь в 2014 году открылся первый дацан Якутска, отнявший «северное» первенство у города на Неве.
По свидетельству летописцев Санкт-Петербурга, первые буддисты на берегах Невы появились во времена строительства Петропавловской крепости, с которой начиналась новая столица России.
Это были волжские калмыки, подданные Калмыцкого ханства, вошедшего в состав России в 1609 году, трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости после 1706 г.
В 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. 16 марта 1909 года Доржиев приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 м²), уплатив за него 18 тысяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов.
Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года.
7. Коломяжская мечеть
Часто даже коренные петербуржцы на вопрос о мечети, говорят о Санкт-Петербургской Соборной мечети, расположенной рядом со станцией метро Горьковская. Но в 2009 году на севере Санкт-Петербурга, в историческом районе Коломяги, открылся второй по величине мусульманский храм.
Появление нового храма на севере города не только обогатило мусульманскую культуру, но и дополнило архитектурный образ Санкт-Петербурга. В комплекс зданий входит двухэтажная мечеть с минаретом и двухэтажный корпус администрации. Над главным, северным, входом в храм располагается трехметровый полумесяц, западный вход оформлен изречениями из Корана, высеченными на мраморных досках.
8. Храм Лурдской Божией Матери
Четырехгранная башня взлетает в высоту на 32 метра. Окна на разном уровне, затейливое крыльцо, маленькие башенки по углам, фасад, облицованный грубо отесанными гранитными плитами. Сразу и не поймешь. Старинный замок? Или родовое гнездо благородного семейства? И только кресты, расположенные на крыше необычного здания, открывают секрет: перед нами католический храм.
Храм был возведён в начале ХХ века для французской католической общины Петербурга, и его архитектурные формы представляют яркий образец традиционного для французских соборов романского стиля. Здесь есть духовой орган немецкой компании E. F. Walcker 1910 года производства.
9. Кафедральный собор святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге
Кафедральный собор святых Петра и Павла — самая крупная Лютеранская церковь в России. Имеет выгодное расположение — на Невском проспекте Санкт-Петербурга, а также сложную архитектуру — классицизм и неоготика, и крайне любопытную судьбу.
10. Лютеранская Церковь Святого Михаила
На Среднем проспекте знаменитого Васильевского острова в старинной части города есть красивая островерхая церковь евангелическо-лютеранского вероисповедания. Она носит имя Святого Архангела Михаила. Знаменитый собор находится по адресу 18/3-я линия, 32. Архитектором церкви был военный инженер Карл Бульмеринг, а знаменитый фасад в псевдоготическом стиле создал архитектор Рудольф Бернгард.
Община евангелическо-лютеранского вероисповедания была основана в Санкт-Петербурге еще в 1731 году, но собственный храм у нее появился только во второй половине ХIХ века. Месса в церкви проводится на русском языке. Кроме евангелистов, здание церкви Святого Архангела Михаила используют для богослужений представители других протестантских конфессий – методисты, адвентисты и др.
11. Храм Святого Станислава
Переезжая в новую усадьбу, первый католический митрополит России Станислав Богуш-Сестренцевич отдал Санкт-Петербургу участок своей земли и выделил средства для постройки на нём нового храма. Выполнить проект взялся итальянец Давид Висконти. Архитектор выбрал классический стиль постройки: прямоугольное здание, светло-желтые стены, белые колонны. Внутреннее убранство решили в таком же строгом стиле — без излишеств и вычурности.
Римско-католический храм восемнадцатого века постройки, выполнен в стиле классицизма. В настоящее время в храме идут службы, действует библиотека духовной литературы, проходят органные концерты.
12. Чесменская церковь
Государыня Екатерины II любила Чесменскую церковь и посещала ее на Масленицу и в храмовый праздник. Для нее было обустроено под красным бархатным балдахином царское место, украшенное двуглавым орлом. После Божественной Литургии устраивались праздники для народа и гулянья.
13. Собор Успения Пресвятой Девы Марии
На 1-ой Красноармейской улице, в глубине квартала, скрытое за католической семинарией, расположено скромное двухэтажное здание. Стены из желтого кирпича, арочные окна, коричневая крыша. И только кресты на стене и на маленьком куполе указывают на то, что перед нами католический храм.
В конце ХIХ — начале ХХ века собор Успения Пресвятой Девы Марии был резиденцией архиепископа, возглавлявшего католическую церковь России, количество прихожан храма составляло около 20 тысяч человек. В наши дни при храме работает единственная в России Высшая католическая семинария, в его стенах проходят концерты духовной музыки.
14. Кирха в Приозерске
Пожар, вспыхнувший на чердаке здания ночью 21 августа 2002 года, довершил разрушение внутреннего убранства десятой кирхи Приозерска. А когда-то она по праву считалась одной из самых удивительных лютеранских церквей Карельского перешейка.
Кирха — самый первый Лютеранский Собор. Он был возведен шведами в Приозерске, бывшем Кексгольме, в 1581 году. Здание — одно из самых интересных на Карельском перешейке, хранящее стиль финского национального романтизма, который является северной разновидности модерна. Сегодня «детище» профессора Линдберга — символ города, привлекающий туристов.
15. Исаакиевский собор
Завершим наше путешествие по многоконфессиональному Петербургу рассказом об Исаакиевском соборе, так как он имеет мировую известность и является одним из символов Санкт-Петербурга. Сегодня храм — один из самых величественных, красивых и крупных храмов не только Северной столицы, но и России, один из высочайших купольных сооружений мира.
Однако Храм ожидала участь быть четырежды построенным заново на одном и том же месте. Исаакиевский собор всего лишь на 4 года младше Санкт-Петербурга. Своим появлением, как и славный город на Неве, он обязан Петру Великому.
Родился император 30 мая, в день почитания византийского монаха, причисленного к лику святых, Исаакия Далматского. Эта дата стала определяющей для имени собора. В тот день 1706 году Пётр Первый приказал возвести на месте чертёжного амбара, расположенного в 20 метрах от Адмиралтейства и около 50 от Невы, деревянную церковь для рабочих верфи.
Спустя год её освятили в честь Исаакия Далматского — святого покровителя императора. Здесь он венчался с Екатериной Алексеевной. Церковь постоянно улучшали и реставрировали, пока, наконец, не решили возвести новую. В 1717-м Пётр Первый сам заложил 1-ый камень в основание 2-ой Исаакиевской церкви. Увы, ей не довелось долго простоять. Воды Невы, размывая берег, разрушали фундамент. Плюс, от удара молнии в 1735 году в ней возник пожар, который нанес ей большой урон.
Возведение третьего, храма началось при Екатерине Второй. Работами руководил архитектор Антонио Ринальди. Но его гениальный проект не был доведен до успешного завершения. Строительство закончилось на карнизах. Вставший на трон Павел Первый приказал Винченцо Бренну срочно достроить храм. В спешке он получился напрочь неудачным. Роскошное мраморное основание Ринальди венчали низкие кирпичные стены Бренна.
Собор вызывал волны смеха у жителей Петербурга. Масса ироничных эпиграмм современников было посвящено этому памятнику “архитектурной нелепости”. Однако во 2-ой год 19 века 3-й храм в честь Исаакия Далматского был освещен.
Через 7 лет Александр Первый объявил конкурс на строительство 4-го храма с сохранением престолов и фундамента прежнего. Но выполнить указ императора удалось не сразу. Лишь в 1818 году началось строительство по проекту молодого архитектора Огюста Монферрана, который с энтузиазмом принялся за дело. Ему принадлежит не только проект храма, но и разработка концепции обустройства. В храме установлен бюст Монферрану, выполненный из различных образцов камней, используемых в отделке.
Огюст Монферран в начале XIX века покинул родину и более 40 лет своей жизни посвятил России. Сразу по приезду в российский стольный град молодой француз показал Александру Первому альбом с рисунками уникальных храмов, отчего царь пришел в восторг и назначил Монферрана придворным архитектором, а также дал ему заказ на создание проекта нового храма.
Торжественно заложили его в 1818-м. Однако спустя 3 года пришлось приостановить работы. Причиной тому стала неопытность Монферрана. Возведение здания возобновили в 1825 году. К тому времени техническая часть документации подверглась качественным изменениям.
Чтобы исправить ошибки проекта, и внести в него значимые коррективы, собралась комиссия Академии художеств, состоящая из 13 выдающихся архитекторов той эпохи, включая Росси, Стасова, братьев Михайловых, Мельникова и прочих творческих личностей. Возвели храм в 1841 году. А на продолжении семнадцати лет работали над его обустройством.
Строительство Исаакиевского собора, который предстает перед нами сегодня, длилось 40 лет. Идея его возведения заключена в словах, выписанных над северным портиком:
Господи, силою твоею возвеселится царь.
Исаакиевский собор утверждением величия и непоколебимости власти императоров, и планировался местом для их служения Господу.