ндс в беларуси что это
Налог на добавленную стоимость (НДС)
НДС (налог на добавленную стоимость) – косвенный налог, который включается в итоговую стоимость товара или услуги. В бюджет страны он перечисляется продавцом, однако на самом деле оплачивает его покупатель.
НДС предполагает многоступенчатую оплату налога, так как производство товара проходит несколько стадий (покупка сырья, производство материала, изготовление товара и т.д.). Он взимается только с добавленной стоимости, то есть с суммы, превышающей себестоимость.
Налог на добавленную стоимость товара в Беларуси
Основной законодательный акт, регулирующий действие НДС, – Налоговый кодекс РБ. В 2019 были внесены изменения и дополнения в кодекс, в том числе относительно налога на добавленную стоимость.
Плательщиками НДС, согласно кодексу, являются:
Согласно закону ИП признаются плательщиками при реализации товаров (работ, услуг), если сумма доходов за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40 000 евро по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком Республики Беларусь.
Иностранные предприятия, которые не должны отчитываться перед белорусской налоговой службой, но работающие на территории РБ, не являются плательщиками и не должны совершать уплату НДС. За них бюджет пополняют белорусские организации, которые приобретают у них товары или услуги.
Основные объекты налогообложения – это обороты по реализации товаров, услуг или имущественных прав.
С 2019 года больше не являются объектами налогообложения товары или услуги плательщика, который официально признан банкротом. Также – безвозмездное оказание услуг или передача товаров бюджетным медицинским учреждениям, образовательным или спортивным организациям. Еще один аннулированный с 2019 года объект – передача профсоюзным организациям товаров или услуг, которые были приобретены на средства отчислений нанимателя.
Полный список товаров или услуг, которые не являются объектом налогообложения, можно найти в статье 115 Налогового Кодекса РБ.
Налоговый период в белорусском законодательстве – календарный год. Отчетный период – квартал или месяц.
Ставка налога на добавленную стоимость
Ставки налога на добавленную стоимость могут быть разные – 0%, 10%, 20%, 25%. Ставки 0% и 10% являются льготными, основное значение – 20%.
10% – это реализация:
25-процентная ставка относится к реализации услуг электросвязи.
Все остальные случаи – 20%.
С 2019 года ставки 9,09% и 16,67% больше не действуют.
Некоторые товары полностью освобождаются от НДС:
Предприятия, в которых 30% сотрудников являются инвалидами, не обязаны платить НДС.
В Беларуси с 1 января 2021 года начал действовать обновленный Налоговый кодекс. В нем увеличена ставка НДС с 10% до 20% на отдельные импортные продовольственные товары, а также детские товары, начинает действовать ввозная ставка НДС в размере 10% на некоторые лекарственные средства и медицинские изделия.
Как вернуть налог на добавленную стоимость?
В некоторых случаях может быть уменьшена часть суммы налога на добавленную стоимость. Уменьшение суммы связано с тем, что предыдущий продавец уже заплатил НДС на своем этапе. Чтобы не платить уже уплаченный процент НДС вновь, предоставляется налоговый вычет.
Согласно статье 107 Налогового кодекса РБ налоговыми вычетами признаются суммы:
Для того, чтобы сделать возврат НДС, плательщики обязаны предоставить в налоговую первичные учетные и расчетные документы от продавцов или документы о уплате НДС при импорте продукции в РБ.
Иногда сумма вычета превышает сумму налога, которую нужно заплатить. В этом случае разница возвращается плательщику.
Что говорит закон о НДС в РБ?
Краткие выводы
Основные вопросы о НДС
Как рассчитать налог на добавленную стоимость?
Расчет НДС – сложная процедура. Поэтому лучше всего обратиться к специальным онлайн-калькуляторам, в которых уже встроены математические алгоритмы расчета.
Какой НДС в Беларуси?
Основная ставка – 20%, однако в некоторых случаях, указанных в Налоговом кодексе, действует ставка 0%, 10%, 25%. С 2019 года ставки 9,09% и 16,67% не применяются.
Кто платит налог на добавленную стоимость?
Плательщиками являются в первую очередь юридические организации, зарегистрированные в налоговых органах РБ, доверительные управляющие, а в некоторых случаях ИП и физические лица.
Что такое НДС простыми словами?
Это налог на сумму, превышающую себестоимость товара. С некоторой натяжкой можно назвать НДС налогом на прибыль, но с многоступенчатой системой оплаты.
Что означает «в том числе НДС»?
Если указана такая фраза, то в сумму уже включена сумма НДС. В некоторых чеках или прайс-листах указаны суммы с учетом НДС («в том числе НДС»), а в некоторых – нет («без учета НДС»).
Кто платит налог на добавленную стоимость?
Непосредственно платеж в бюджет страны осуществляет продавец товара или услуги. Но расходы ложатся на покупателя, потому что НДС включен в итоговую стоимость.
НДС в Беларуси: общие правила
НДС относят к категории косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара (работ, услуг), имущественных прав (далее — объектов). Отличительной чертой косвенных налогов является то обстоятельство, что основное бремя их уплаты переносится плательщиком на конечных потребителей объектов. Иными словами, НДС, являясь косвенным налогом, добавляется к стоимости объекта и предъявляется к уплате покупателю.
Законодательство по НДС содержит множество нюансов, без знания которых (особенно если предприятие осуществляет различные виды деятельности) сделать правильно расчет НДС будет непросто.
Кто является плательщиком НДС
Плательщиками НДС признаются :
— индивидуальные предприниматели (ИП);
— физлица, ввозящие товары на территорию Беларуси.
Объект налогообложения
Операции, осуществляемые плательщиком, могут признаваться либо не признаваться объектом обложения НДС. Вместе с тем наличие объекта налогообложения необязательно влечет за собой необходимость исчисления налога. Оборот, признаваемый объектом налогообложения, может быть освобожден от налогообложения либо от уплаты НДС или может облагаться налогом по нулевой ставке. Кроме того, налоговая база, от которой исчисляется налог, может быть равна нулю, т.е. налог соответственно также будет равен нулю.
К операциям, признаваемым объектом обложения НДС, относятся:
— обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларуси ;
Отдельные хозяйственные операции по реализации (передаче) объектов не признаются объектами обложения НДС, следовательно, по ним не требуется начислять НДС на сумму соответствующих оборотов. Эти операции определены в п. 2 ст. 115 НК.
Формула расчета НДС
При реализации объектов общая сумма НДС исчисляется:
— нарастающим итогом с начала календарного года по истечении каждого отчетного периода;
«НДС по реализации» исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки и рассчитывается по формуле :
где НДС — исчисленная сумма налога;
НБ — налоговая база;
Ст — установленная ставка налога.
Соответственно, чтобы выделить НДС из суммы налоговой базы, используют следующую формулу :
НДСисч = НБ x Ст / (100 + Ст),
где: НДСисч — исчисленная сумма налога;
НБ — налоговая база;
Ст — установленная ставка налога.
Налоговыми вычетами по общему правилу признаются суммы НДС:
— предъявленные белорусскими продавцами к оплате плательщику (покупателю) при приобретении им объектов на территории Беларуси (продавец должен выделить НДС) ;
— уплаченные при ввозе товаров на территорию Беларуси ;
Для того чтобы вычесть НДС (включить суммы НДС в состав налоговых вычетов), необходимо, чтобы:
— объекты были приобретены для операций, облагаемых НДС ;
— предъявленные при приобретении объектов либо уплаченные при ввозе товаров суммы НДС были отражены в бухучете и книге покупок (если осуществляется ее ведение) ;
Что такое НДС: объясняем простыми словами, как он появился и зачем нужен
Налог на добавленную стоимость — один из самых распространенных сборов в мире. В Беларуси доля НДС составляет четверть от всех налогов — больше, чем у подоходного. На самом деле его платят потребители — даже те, кто освобожден от других налогов, и те, кто вообще ничего не зарабатывает и думает, что не имеет дела с государством. А организации — плательщики НДС только передают его в бюджет. Рассказываем историю НДС и объясняем, как работает этот налог.
Что было до НДС и почему с течением времени налоги не падали, а только росли
Самые первые налоги государство взимало с имущества граждан: упомянутые в летописях подати с дыма (дома), рала (сохи) и тому подобные. Так платили веками, но справедливости и эффективности здесь было немного. Бедные платили непосильно много, богатые отдавали меньше, чем могли. А государство страдало от недоимок бедных и косвенной недоплаты богатых.
Потом стали вводить налоги на доходы. Например, подоходный налог современного типа пробовали в Англии конца XVIII столетия. Сначала ставка составляла 10%, потом ее снизили до 5%. В итоге собрали порядка 60% от ожидаемой суммы. Как правило, подоходный налог во многих странах собирался с трудом. Например, во Франции начала XX века взимали 3—4% от дохода, и то не со всех, а только с богатых.
С развитием торговли в разных странах Европы стало появляться все больше косвенных (вмененных) налогов или акцизов, которые включались в цену товара. Их назначали на соль, табак, чай и другие товары. Соответственно, эти товары дорожали. Покупатели копили недовольство, а продавцы скрывали количество и доход от продаж.
Еще больше раздражали налоги с продаж и оборота, которых стало особенно много во время Первой мировой войны и после нее, когда экономика отчаянно нуждалась в финансовой подпитке. Иногда налогом с продаж облагали только розницу — тогда росла цена для потребителя, а платили налог торговцы. А иногда вводили налог со всех продаж. Это было бедствием и для покупателей, и для бизнеса. Такой подход увеличивал цену на каждом этапе от начала производства до потребителя: платили производители сырья, потом переработчики, производители готовой продукции, все торговцы от крупного опта до розницы. Недовольство оказывалось массовым, и такие сборы быстро отменяли.
Примечательно, что с течением времени совокупные налоги не падали, а только росли. Все дело в производительности труда: в прошлые времена она была гораздо ниже, человек едва мог прокормить себя и семью, поэтому на подати оставался лишь небольшой процент дохода. Так что теперь мы платим больше налогов, чем наши предки, но и зарабатываем больше.
Как появился НДС и почему в США его нет
НДС в современном виде и с таким названием появился в Европе на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Хотя сама идея оформилась еще до Второй мировой войны.
В 1954 году француз Морис Лоре, директор подразделения министерства экономики, финансов и промышленности, предложил законченную концепцию НДС в современном виде. Вначале новый налог решили проверить в Кот-д’Ивуаре, тогдашней французской колонии. Опыт вышел на редкость удачным.
В 1958 году НДС официально ввели во Франции. Но важнее другое: в 1967 году Совет ЕЭС (Европейского экономического сообщества) установил, что НДС будет основным косвенным налогом входящих в него государств. К 1972 году налог вели все страны сообщества, а после распада Советского Союза так поступили все новые члены ЕЭС.
При этом в самом Советском Союзе привычного НДС не было. Вместо него взимались налог с оборота и другие сборы. Впрочем, экономика была полностью государственной, поэтому и налоги с предприятий были скорее перекладыванием денег из одного государственного кармана в другой. В постсоветских государствах налог на добавленную стоимость ввели после 1991 года. Каждая страна действовала самостоятельно, но по общемировым стандартам.
Сейчас НДС есть, по одним данным, в 135 или, по другим, в 160 странах (разброс цифр здесь из-за того, что некоторые государства взимают налоги, которые, по сути, являются НДС, но определяются и называются иначе).
Самой значимой экономикой, где до сих пор нет НДС, остаются США — в первую очередь потому, что подобные налоги в Америке определяет не федеральное правительство, а сами штаты. В каждом штате действует свой налог с продаж. Система вызывает много критики, есть мнение, что НДС был бы эффективнее.
Изобретатель НДС Морис Лоре не получил за это каких-то особенных наград. Через некоторое время он перешел с государственной службы на работу в частные банки. Лоре дожил до 83 лет и умер в 2001-м. А в 2011-м учредили международный приз его имени за достижения в области косвенного налогообложения.
Как работает НДС?
Разбираться, как действует налог на добавленную стоимость, лучше на простых примерах. Представим, что какая-то организация производит что-то не из покупного сырья, а полностью самостоятельно. Ставку НДС примем за 20%.
К примеру, предприятие выращивает ягоды и продает их консервному заводу. Цена партии товара — 100 рублей, к ней продавец добавляет 20% НДС, то есть продает за 120. Из них 100 рублей остается продавцу, а 20 он платит в бюджет государства как НДС.
Переработчик создает из этого сырья что-то свое, например моет, чистит, маринует и делает варенье. Стоимость продукта вырастает до 200 рублей. При продаже к ней добавляется еще 20% — выходит 240 рублей. Но этот плательщик не отправляет в бюджет все 40 рублей, а вычитает из них указанный поставщиком НДС в 20 рублей и сам платит еще 20, но только с той стоимости, что он добавил к закупочной цене.
Следующий покупатель — торговая организация. Торговля добавляет к цене еще 100 рублей и 20% к своей наценке. Получается розничная цена в 360 рублей. Общий НДС тоже составляет 20%, или 60 рублей. Торговая организация вычитает из них входной НДС в 40 рублей, а остальные 20 переводит в бюджет.
Конечный же потребитель (то есть мы с вами) платит продавцу все 360 рублей, из которых 60 рублей налога, который нам никто не компенсирует, и 300 рублей за сам товар. Потому и говорят, что НДС платит потребитель. Цифры условные, на практике бухгалтерия сложнее, но принцип расчета и изъятия налога именно такой.
Некоторые предприятия работают без НДС, чаще всего это малый бизнес с небольшим оборотом. Теоретически те, кто имеет право не платить НДС, не увеличивают продажную цену на величину налога, поэтому их товар дешевле. На практике же цена будет рыночной в любом случае, а неплательщик налога просто заработает больше. Тот, кто работает с НДС, все равно платит его только с той суммы, что добавляет к цене товара. Но, купив что-то у неплательщика, он не получат права на вычет, то есть при равных рыночных ценах вносит больший налог.
А вот для продавца совершенно неважно, платит его покупатель НДС или нет. У поставщика налоговый расчет заканчивается с продажей товара.
В чем преимущество НДС перед другими налогами?
Налог на добавленную стоимость не распространился бы так широко и быстро, если бы не имел явных преимуществ перед другими системами налогообложения. На это есть много причин. Например, платежи с имущества обычно были несправедливы: велики для одних и малы для других. Подоходный налог трудно собирать, потому что скрывать доходы заметно проще, чем деятельность.
Кроме того, косвенные налоги на всех этапах продаж слишком взвинчивали цену при длинных цепочках от производителя к потребителю. Однократный налог с розничной продажи вроде как ложится на потребителя, но фактически его платил из прибыли розничный продавец. Поэтому соблазн оставить всю прибыль себе велик, а цена для конечного покупателя при этом не упадет, но останется на уровне рынка.
И напоследок: налоги, взимаемые на каком-то одном этапе, не обеспечивают регулярных поступлений в бюджет. Товар может пройти весь цикл от сырья до прилавка, но не будет продан. На нем уже заработали все, кроме розничного продавца, но налогов никто не заплатил.
Обобщив все причины, можно сказать, что благодаря НДС государство берет под контроль все этапы производства и торговли. Это самый неизбежный и, пожалуй, справедливый из всех налогов. По сути, это тоже подоходный налог, но взимаемый не при получении дохода, а при потреблении.
А вот оценить утверждение, что НДС платит покупатель, трудно. С одной стороны, конечный потребитель покрывает все издержки производителя и продавцов в любом случае. Все продавцы ориентируются на какую-то минимальную чистую прибыль и без нее в долгосрочном периоде работать не будут.
С другой — плательщики и неплательщики этого налога торгуют по одинаковым ценам, но одни зарабатывают больше, чем другие.
Какие ставки НДС бывают?
В Беларуси сейчас применяется всего три ставки налога на добавленную стоимость: 10, 20 и 25%.
А некоторые виды деятельности могут вообще освобождаться от НДС. Так, при продаже товаров и услуг на экспорт НДС не применяется. Это обычная международная практика: так государства делают свои товары более привлекательными в цене.
Зато импортные продукты облагаются НДС при ввозе, налог начисляет и платит импортер. А дальше, при перепродаже, идет обычная цепочка вычетов.
Система НДС других стран организована по такому же принципу. Практически везде есть пониженные ставки — обычно для продуктов, а также особо значимых для общества товаров и услуг. Так государство делает некоторые цены ниже или дает заработать больше некоторым видам бизнеса.
10 государств с самым низким НДС:
Страна, территория | Обычная ставка | Льготная ставка |
Джерси | 3% | 0% |
Малайзия | 5% | — |
ОАЭ | 5% | — |
Сингапур | 5 или 8% | — |
Таиланд | 7% | — |
Швейцария | 8% | 3,8 или 2,5% |
Япония | 8 или 9% | — |
Австралия | 10% | 0% |
Вьетнам | 10% | 5 или 0% |
Ливан | 10% | — |
10 стран с самым высоким НДС:
Страна, территория | Обычная ставка | Льготная ставка |
Польша | 23% | 8, 5 или 0% |
Португалия | 23% | 13 или 6% |
Уругвай | 23% | 14% |
Финляндия | 24% | 14 или 10% |
Греция | 24% | 13 или 6,5% |
Исландия | 24,5% | 14,3% |
Дания | 25% | — |
Норвегия | 25% | 14 или 8% |
Швеция | 25% | 12, 6 или 0% |
Венгрия | 27% | 5% |
Примечательно, что в сравнительно благополучных европейских странах чаще бывают высокие ставки, а развивающиеся экономики стимулируют бизнес низким налогом. Однако высокая или низкая ставка НДС может компенсироваться высокими или низкими налогами на доходы и другими видами сборов.
ГЛАВА 14. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
С 2019 г. признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость НДС отгрузка возвратной тары продавцом товара и ее возврат продавцу покупателем товара по аналогии с операциями по товарным займам.
В 2018 г. операции с возвратной тарой не облагались НДС в случае, если возврат тары был осуществлен в установленный договором срок.
Однако в контексте отмены с 2019 г. особенности определения налоговой базы при реализации многооборотной тары (реализация возникает, если тара не возвращена в установленный срок) администрирование отсчета этого срока и отслеживание применительно к этой дате возникновения объекта налогообложения и срока выставления электронного счета-фактуры (далее — ЭСЧФ) повлекут дополнительные трудозатраты плательщиков. В связи с этим такие затраты с 2019 г. будут минимизированы через механизм налогообложения возвратной тары исходя из факта ее отгрузки, а не факта ее невозврата.
С 2019 г. установлено, что у экспедиторов не признаются объектом налогообложения НДС только те обороты по возмещению сумм понесенных расходов, получаемых от клиента, которые определены договором транспортной экспедиции.
С 2019 г. не будет признаваться объектом налогообложения НДС безвозмездная передача товаров (работ, услуг) бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта. Одновременно у передающей стороны ограничивается вычет сумм НДС по безвозмездно переданным товарам (работам, услугам) в адрес таких бюджетных организаций.
С 2019 г. из объектов налогообложения НДС исключаются также:
С 2019 г. согласно Общей части НК предоставление имущества в аренду и лизинг не признается услугой, если иное не установлено НК. Учитывая, что такие операции являются объектом налогообложения НДС, — иное установлено в Особенной части НК для целей НДС. Так, для целей НДС эти операции признаются услугой, а в случае, если предусмотрен выкуп предмета лизинга или выкуп объекта аренды, — возникает оборот по реализации товара.
Принимая во внимание, что действующие нормы Общей части НК, устанавливающие порядок определения места реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, применяются преимущественно для целей НДС, с 2019 г. соответствующие нормы перенесены из Общей части НК в главу 14 «Налог на добавленную стоимость» Особенной части НК.
Одновременно уточняется, что во взаимной торговле работами (услугами) с государствами — членами Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) место реализации определяется согласно международным договорам ЕАЭС, в иных случаях — согласно положениям НК.
Кроме того, с 2019 г. порядок определения места реализации товаров дополнен нормами о порядке определения места реализации товаров по договорам комиссии, поручения.
В порядке определения места реализации работ, услуг, имущественных прав:
В целях обеспечения комплексного регулирования вопросов налогообложения в НК включены нормы действующих решений Главы государства, определяющих перечни отдельных видов работ и услуг, освобождаемых от НДС. Это касается:
Перечень таких товаров, освобождаемых от ввозного НДС, как технические средства, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов, перенесен в НК из Указа Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107.
Кроме того, в НК с 2019 г. включена норма Указа Президента Республики Беларусь от 9 июля 2001 г. № 374, предусматривающая льготу по НДС при реализации товаров (работ, услуг) ассоциацией общественных объединений «Белорусская конфедерация творческих союзов», творческими союзами Республики Беларусь и их фондами по перечню таких организаций, установленному данным Указом.
С 2019 г. облагаются НДС в общеустановленном порядке (упраздняется льгота по НДС):
В целях упрощения порядка применения льготы по НДС предприятиями, использующими труд инвалидов, с 2019 г. из числа условий применения такой льготы исключается наличие сертификата, подтверждающего отнесение продукции (работ и услуг) к продукции (работам и услугам) собственного производства.
С 2019 г. НК установлено освобождение от НДС:
В соответствии со статьей 61 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» клиническая ординатура — это форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, лиц, получивших высшее медицинское образование за пределами Республики Беларусь, основанная на принципе индивидуального обучения, в целях углубления профессиональных знаний и совершенствования практических навыков, освоения передовых медицинских технологий, решения задач кадрового обеспечения здравоохранения;
Продлена по 31 декабря 2019 г. льгота по НДС, установленная Указом Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29, при реализации работ по технической инвентаризации (проверке характеристик) принадлежащих юридическим лицам незарегистрированных эксплуатируемых капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест и землеустроительных работ в отношении земельных участков, на которых такие объекты расположены.
При этом уточнено, что под эксплуатируемыми капитальными строениями (зданиями, сооружениями), изолированными помещениями, машино-местами понимаются соответствующие объекты недвижимого имущества, использовавшиеся до 8 мая 2003 г.
В НК включены положения пункта 10 Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29, установившие с 1 января 2018 г. порядок определения налоговой базы в ситуации, когда величина обязательства по договору выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте.
Порядок определения налоговой базы в ситуации, когда величина обязательства по договору выражена в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте, с 2019 г. не изменился.
Закрепленный в НК порядок определения налоговой базы по указанным договорам предусматривает также механизм корректировки налоговой базы у продавца в сторону уменьшения в зависимости от даты подписания (неподписания) покупателем дополнительного ЭСЧФ.
Дополнительно НК структурирован и уточнен порядок определения налоговой базы:
Также установлены особенности определения налоговой базы:
С 2019 г. НК установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, увеличивается на суммы, фактически полученные ими (причитающиеся к получению ими):
Дата отгрузки товаров.
Дата выполнения (оказания) работ (услуг)
При реализации товаров по розничным ценам в розничной торговле и (или) общественном питании с использованием кассового оборудования, осуществляемой в течение смены, начинающейся в один календарный день и заканчивающейся на другой календарный день, датой отгрузки товаров, реализованных на другой календарный день, является дата открытия этой смены, отражаемая в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), формируемом таким кассовым оборудованием.
В целях сближения порядка определения даты выполнения работ и оказания услуг для целей бухгалтерского учета и уплаты НДС с 2019 г.:
Действующий в 2018 г. порядок определения даты выполнения (оказания) разовых работ (услуг) зависел от того, какую дату поставит (или не поставит) при подписании акта заказчик. При этом при проставлении даты заказчиком она не всегда соответствовал фактической дате подписания;
С 2019 г. изменен порядок определения дня передачи имущественных прав (исключена привязка к дате наступления права на получение платы в соответствии с договором).
Определены даты передачи предмета лизинга в финансовую аренду (лизинг) в части авансового платежа, в части выкупной стоимости.
Порядок определения даты выполнения строительных работ не изменился с 2019 г. Определено лишь, что днем выполнения строительных работ, стоимость которых в соответствии с законодательством выражена в иностранной валюте и которые выполнены в месяце приемки объекта строительства в эксплуатацию, признается день подписания акта принимающей стороной, если этот день предшествует дню утверждения акта приемки объекта строительства в эксплуатацию.
Учитывая специфику деятельности международных перевозчиков и практику перевозки сборных грузов, НК с 2019 г. определены даты оказания услуг при перевозке груза автомобильным транспортом.
Дата оказания услуг будет единообразно определяться всеми перевозчиками в зависимости от даты получения груза грузополучателем или иным уполномоченным на получение груза лицом. В случае если перевозка предполагает выполнение одной заявки по доставке грузов с их разгрузкой в нескольких местах, то дата оказания услуг будет определяться по дате получения груза в последнем (конечном) пункте разгрузки.
С 2019 г. исключено право выбора дня оказания услуг:
С 2019 г. упразднены ставки НДС в размере 9,09 % и 16,67 %.
Продлен срок применения нулевой ставки НДС по 31.12.2020 (т.е. на 2 года) при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц, за исключением граждан Республики Беларусь.
В целях обеспечения исполнения международных обязательств Республики Беларусь, обусловленных пунктом 5 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., и установления равных подходов в применении косвенного налогообложения в части ввозимых и произведенных на территории Республики Беларусь товаров с 2019 г. установлено применение ставки НДС в размере 10 % также при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенной на территории государств — членов ЕАЭС продукции растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства.
С 2019 г. плательщикам предоставлена возможность контролировать перевыставление сумм НДС по возмещаемым расходам через механизм исчисления НДС по договорам аренды, лизинга, безвозмездного пользования имуществом. При использовании плательщиками такой возможности:
Применение этого механизма исчисления НДС предусмотрено реализовать как право, а не обязанность плательщика. Выбор указанного порядка налогообложения должен быть отражен в учетной политике организации (решении индивидуального предпринимателя) и не подлежит изменению в течение налогового периода.
Подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС
С 2019 г. упрощен порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых транспортных услуг: упразднено заполнение и представление реестров как приложения к налоговой декларации (расчету) по налогу на добавленную стоимость. Вместо них в качестве основания для применения нулевой ставки НДС по экспортируемым транспортным услугам, оказываемым с 1 января 2019 г., перевозчики (экспедиторы) обязаны указать в ЭСЧФ:
С 2019 г. НК определено, что к экспортируемым транспортным услугам не относятся:
В целях упрощения порядка подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов) из числа условий применения такой ставки НДС исключено наличие документа, подтверждающего принадлежность выполненных работ к работам собственного производства, выданного в установленном порядке.
Налоговый и отчетный периоды НДС
На 2019 г. сохраняется право выбора плательщиками отчетного периода по НДС — календарный месяц или календарный квартал.
При этом в целях устранения вопросов, возникающих на практике, плательщикам предоставляется возможность однократно изменить (аннулировать) свое решение о выборе квартального отчетного периода. Таким правом можно будет воспользоваться до 20 февраля 2019 г.
Кроме того, уточнен порядок выбора отчетного периода для:
В целях упрощения и единообразия выбора отчетного периода как для НДС, так и для налогов, уплачиваемых при применении плательщиками особых режимов налогообложения, предусмотрено изменение порядка информирования о выборе отчетного периода плательщиками, перешедшими на режимы налогообложения с уплатой НДС. Вместо письменного информирования в произвольной форме такие плательщики будут признаваться избравшими в качестве отчетного периода квартал исходя из факта непредставления ими налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный месяц, с которого ими принято решение об изменении режима налогообложения.
Порядок корректировки оборотов, исчисленной суммы НДС
С 2019 г. исключена норма, предусматривающая необходимость уменьшения оборота по реализации у продавца при возврате ему товара для замены, например, в период гарантийного обслуживания.
Определен порядок отражения корректировок в сторону уменьшения оборотов или исчисленных сумм НДС продавцами в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость в зависимости от даты подписания (неподписания) покупателями ЭСЧФ.
Совершенствование механизма выставления ЭСЧФ
Усовершенствован механизм предъявления плательщиками сумм НДС и выставления ЭСЧФ по требованию покупателя при реализации товаров по розничным ценам и при реализации товаров (работ, услуг) через подотчетных лиц.
Во-первых, установлен пресекательный период, в течение которого может быть заявлено требование о выставлении ЭСЧФ, — 30 дней.
Во-вторых, нормативно закреплен срок выставления ЭСЧФ по заявленному покупателем требованию в привязке к дате получения продавцом такого требования (не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено требование покупателя о выставлении ЭСЧФ).
В-третьих, продавцу предоставлена возможность выставить один итоговый ЭСЧФ по нескольким заявленным требованиям от одного покупателя, что также будет способствовать сокращению документооборота и трудозатрат плательщиков.
Смещен срок выставления ЭСЧФ плательщиками, исчисляющими НДС «по оплате»: ЭСЧФ будет выставляться не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации (поступила оплата или истекло 60 дней с даты отгрузки (при отсутствии оплаты)).
Установлены сроки выставления ЭСЧФ при ликвидации организаций (филиалов) и при реорганизации организаций.
Исключена обязанность выставления ЭСЧФ в адрес плательщиков (ЭСЧФ будут направляться только на Портал электронных счетов-фактур (далее — Портал)):
Это коллегии адвокатов, адвокатские бюро, Белорусская нотариальная палата и ее организационные структуры, Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения;
К таким плательщикам отнесены: индивидуальные предприниматели, не исчисляющие НДС с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), а также индивидуальные предприниматели и организации, применяющие особые режимы налогообложения без уплаты НДС.
Уточнен порядок выставления ЭСЧФ по ввозному НДС:
Предоставлена возможность создания одного ЭСЧФ при ввозе товаров по нескольким товаросопроводительным документам от одного продавца, если такие товары приняты на учет одной датой по одному транспортному документу и отражены в одном заявлении о ввозе товаров;
Закреплены случаи, когда дополнительный ЭСЧФ можно выставить без ссылки на исходный или исправленный ЭСЧФ. Предоставлена возможность выставления такого ЭСЧФ в целом за месяц не только на суммы увеличения налоговой базы, но и на суммы уменьшения налоговой базы.
Учитывая специфику издательской деятельности, определены особенности создания ЭСЧФ редакциями по периодическим изданиям, реализуемым по подписке через оператора почтовой связи.
Такими редакциями будет создаваться один итоговый ЭСЧФ за календарный месяц, направляемый в адрес оператора почтовой связи, а в случае если подписчиками являются физические лица (индивидуальная подписка) или нерезиденты, то ЭСЧФ будет направляться только на Портал.
Совершенствование порядка применения налоговых вычетов по НДС
Уточнены основания применения налоговых вычетов по НДС и определены отчетные периоды, в которых суммы НДС принимаются к вычету.
Отчетный период зависит от наличия у плательщика всех оснований для принятия к вычету НДС, в том числе от подписания (неподписания) ЭСЧФ до срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный период, на который приходится дата совершения операции, указанная в ЭСЧФ.
В связи с этим предоставлена возможность ускорить принятие сумм НДС к вычету, если ЭСЧФ будет подписан после представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный период. В таком случае сумма НДС будет приниматься к вычету за тот отчетный период, срок представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за который следует после подписания ЭСЧФ (в настоящее время сумма НДС в таких случаях подлежит вычету за тот отчетный период, в котором подписан ЭСЧФ).
Пересмотрены положения, ограничивающие налоговые вычеты по НДС в случае порчи, утраты товаров. С 2019 г. налоговые вычеты ограничены в случае порчи, утраты товаров только в результате хранения, транспортировки, реализации товаров.
Определен механизм расчета налоговых вычетов, не подлежащих вычету, плательщиками, одновременно применяющими особые режимы налогообложения без уплаты НДС и осуществляющими иные виды деятельности, облагаемые НДС.
Определен порядок распределения налоговых вычетов методом раздельного учета и уточнен порядок распределения налоговых вычетов методом удельного веса, в том числе с приведением формул для расчета.
Введена обязанность распределения налоговых вычетов методом раздельного учета:
Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №2 за 2019 год.
В части для индивидуальных предпринимателей опубликовано в журнале «Консультант предпринимателя» №1 за 2019 год.