скаффолдинг в обучении примеры
Педагогическая технология «скэффолдинг»
О.Г. Князева,
преподаватель
ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедколледж», р.п. Голышманово
Термин «скэффолдинг» появился в работах Д. Вуда, Дж. Брунера и Г. Росса [2]. Такой вид помощи предполагает вмешательство преподавателя только в случае, когда студент совсем не может справиться с заданием. Провоцируя (challenge) студентов, преподаватель отпускает их за пределы безопасной зоны, где они сталкиваются с новыми, неожиданными, но интересными задачами. Они работают в зоне ближайшего развития (ЗБР).
Технология построена на основе идеи Л.С. Выготского о ЗБР, когда заложено расхождение между уровнем актуального развития (когда студент может самостоятельно решить учебную задачу) и уровнем потенциального развития (которого обучающийся способен достичь лишь при помощи преподавателя или в сотрудничестве с другими обучающимися).
Суть технологии заключается в следующем: преподаватель с помощью специальных познавательных либо проблемно-поисковых заданий и инструкций помогает и направляет обучающегося к открытию нового знания, опираясь на имеющийся у него опыт, причем эта поддержка на практике может выражаться в различной форме, например, в виде блок-схемы, ключевых или наводящих вопросов («сократическая беседа»), рекомендаций и т.д.
Технология скэффолдинга рассматривается современными авторами, как особый тип процесса инструктирования, которая имеет место в ситуациях взаимодействия педагога (или другого более осведомлённого источника) и обучающихся по решению учебных задач. Основной характеристикой стратегии скэффолдинга (scaffolding), является «угасающая помощь» (fading help) со стороны педагога в ходе самостоятельной работы. «Угасающая помощь» со стороны педагога в начале обучения может быть частой и содержательной, а к завершению курса значительно уменьшается или вообще отсутствует [1, 2].
Авторы выводят два основных правила: помогать обучающемуся в выполнении заданий, с которыми он пока не может справиться; позволять студенту выполнять такой объем или такое количество заданий, с которыми он уже может справиться самостоятельно. Основной характеристикой, показателем скэффолдинга является «угасающая помощь» со стороны преподавателя, т.е. уменьшение степени интенсивности оказания помощи до момента, когда студент становится совершенно самостоятельным и автономным.
Можно выделить пять основных характеристик стратегии скэффолдинга: намеренность действий, уместность действий, структура действий, сотрудничество в процессе выполнения заданий, натурализация (усвоение) действий.
Таблица 1
«угасающая помощь»
авторитетный специалист, педагог-источник, тренер
служит источником информации, организует самостоятельную работу студентов с использованием четких инструкций и рекомендаций, контролирует результаты
инструктирует и указывает альтернативные пути организации самостоятельной работы, корректирует процесс ее выполнения
помогает в планировании, проведении и оценке результатов самостоятельной работы, облегчает процесс обучения, направляя студентов
— опытный специалист в психолого-педагогической сфере деятельности, наблюдает, при необходимости помогает советом, напоминает, совместно с обучающимися обсуждает и корректирует результаты их самостоятельной деятельности
-термин используется в индивидуальном обучении и в учебных ситуациях, когда заключается учебный контракт между педагогом и обучающимся
— термин используется в дистанционном обучении, но сегодня получил широкое распространение и в других областях образования
Статья на тему » «Скаффолдинг» как условие повышения развивающего потенциала учебного процесса.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
учитель русского языка и литературы
КГУ «Кенаральская СШ»ООА Федоровского района
«Скаффолдинг» как условие повышения развивающего потенциала учебного процесса.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости эффективной системы управления образованием, обеспечивающей формирование профессиональной компетентности личности, конкурентно-способного специалиста, умеющего самостоятельно и творчески решать задачи, нести ответственность за результаты, привели меня к поискам инновационных технологий.
Из опыта работы, мною было замечено что скаффолдинг — это важное условие повышения развивающего потенциала ученика. Я хотела сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными, скаффолдинговое обучение, на мой взгляд,является таковым. Но не стоит забывать, что настоящие изобретения рождаются на стыке наук, поэтому интегрированное обучение яркий пример новых подходов в обучении.
Актуальность: Вспомогательные конструкции( скаффолдинг) — это важное условие повышения развивающего потенциала ученика.
Настоящие изобретения рождаются на стыке наук, поэтому интегрированное обучение яркий пример новых подходов в обучении.
Новизна: Интерактивные технологии повсеместно внедряются и используются в современном обучении, интеграция наук является приоритетным направлением для развития образования
Цель: Создать учебный комплекс для проведения интегрированных занятий по русскому языку и литературе с применением ИКТ, предназначенный для развития знаний, умений и навыков, учащихся по предметам гуманитарного цикла.
Задачи: 1.Изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме, в том числе изучить существующие решения из опыта педагогов по использованию практических навыков на уроках русского языка и литературы
2.Выявить уровни мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников
3.Провести опытно-экспериментальную работу с использованием системы межпредметных связей, направленную на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, их успеваемость
Объект исследования: образовательный процесс в школе
Предмет исследования : активизация учебно- познавательной деятельности школьников посредством вспомогательных конструкций
1.повышение активности, мотивированности и эффективности образовательного взаимодействия всех субъектов образования;
2.успешность социализации и самореализации учащихся;
3.проведение занятий на качественном, новом уровне
Социально практическое значение:
1.Создание мер и условий для использования данного пособия в учебном процессе;
2.Организовать совместную интеграционную деятельность учителей предметников, обеспечивающую повышенную мотивацию к обучению;
3. Использовать интерактивные технологии, как важнейший стимул развития непосредственного интереса к предмету;
4.Способность учащихся самостоятельно формировать навыки познавательного интереса в урочное и во внеурочное время;
Вспомогательные конструкции ориентированы на формирование следующих умений:
выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений;
Вспомогательные конструкции являются важным средством для развития того,что Кэрол Дуэк назвал «гибким образом мышления», когда учащиеся используют активно обратную связь, неудачи, ошибки, а также собственный успех и успех других людей в качестве возможностей для обучения[2,стр.10]
Система использования вспомогательных конструкций располагает возможностями для полного ознакомления и овладения методами филологической науки ( описательный, статистический, моделирование, прогнозирование, мониторинг, методы исследований).
Выполнение работ с помощью вспомогательных конструкций вызывает
положительные эмоции у школьников, поэтому все задания составляю так, чтобы они были интересны, увлекательны и не были тяжёлой обязанностью для ученика.
При проведении интегрированного урока русского и английского языка по теме «Путешествия », учащимся были предложены задания, имеющие профориентационное направление. Будущим инженерам и механикам собрать детали конструктора корабля для морского путешествия, медикам собрать аптечку для похода и перечень лекарственных растений с двойным названием (на русском и английском языках) данной природной зоны. Остальным учащимся оформить памятки по правилам обращения с огнем, правилам поведения на воде, правила безопасного социального поведения.
На уроках русского языка написание ключевых слов на доске служат вспомогательной конструкцией, так как данная работа позволит сфокусировать внимание на материале предстоящего урока.
Использование графических органайзеров, служащих вспомогательными конструкциями ( «Сюжетная таблица», «Таблица-синтез», «Гора истории», «График эмоций», «Все органы осязания», «Дерево осязания» помогают организовывать информацию на листе бумаги(или на экране компьютера),чтобы улучшить ее запоминание, усвоение, анализ или применение.
В условиях современного нравственного кризиса и социально – экономического напряжения страны ценность нравственной культуры возросла. Современные подростки контингент с активной жизненной и гражданской позицией. Ее необходимо развивать через творческую, исследовательскую и социально-практическую деятельность. Работая над проектом «Тайна происхождения казахских и русских фамилий», автор смог найти точки соприкосновения филологии, краеведения и исторического наследия своей малой Родины.
Интервью, проведенное учащимся, позволило проанализировать группы и периоды происхождения казахских и русских фамилий жителей своего села и создать пособие, которое внесет значительный вклад в повышение уровня ономастических знаний, так как фамилии- это история. Без личностей история не творится, и их фамилии остаются в ней.
В обучении русскому языку и литературе метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в развитии самостоятельного освоения школьниками учебного материала и получения конкретного результата в виде конкретного продукта. Как сказал Пиаже: «Мозг ребенка не тождественен мозгу взрослого»[3 стр.34], поэтому перед началом научного проекта мозг ребенка должен взрослеть. Выбирая учеников для написания научных работ, я считаю данное условие самым важным. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Вспомогательные конструкции состоят из вспомогательных средств, которые помогают учащимся достичь более высоких результатов, чем они могли бы сделать это самостоятельно.
Если ребенок впервые провёл операцию, которой его специально не обучали, то можно говорить о творческой деятельности ученика.
В ходе работы получен следующий результат:
Создано электронное сопровождение к интегрированным урокам русского языка и литературы ;
Создано методическое пособие для проведения интегрированных уроков русского языка и литературы с использованием вспомогательных конструкций
Урок русского языка 1 класс с казахским языком обучения «Моя семья » Получил Диплом за 2 место в работе областной творческой лаборатории учителей русского языка «Поликультурный аспект содержания образования Я2»
1. «Скаффолдинг» в контексте предметно-языкового интегрированного обучения CLIL Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» Астана,2018,с.5
2.Развитие языковых навыков при предметном языковом интегрированном обучении CLIL Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» Астана,2018,с.10
4.Материалы областной научно-практической конференции слушателей уровневых курсов «Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников» Костанай, 2013г.
Скаффолдинг: что такое теория строительных лесов и как применять её в обучении
Эта американская методика с советскими корнями помогает постепенно сформировать у учеников самостоятельность.
Из этой статьи вы узнаете:
Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании.Ведёт Telegram-канал «Работник культуры».
Что такое скаффолдинг
В переводе с английского слово «скаффолдинг» (scaffolding) означает «строительные леса». В англоязычных образовательных медиа и литературе этим термином называют процесс, при котором обучающийся решает задачу при поддержке учителя или другого более опытного человека. При этом задача настолько сложна, что в одиночку ученик точно не справится, но при поддержке она оказывается ему по силам.
Эту поддержку и обозначают метафорой «строительных лесов», или «подпорок». Чем лучше ученик овладевает новым навыком или знанием, тем меньше он нуждается в этих «подпорках», и в конце концов учитель убирает их.
Чтобы сделать концепцию скаффолдинга ещё понятнее, американская преподавательница Ребекка Албер объясняет, что является его противоположностью: «Сказать ученикам: „Прочитайте научную статью на девять страниц, напишите подробное эссе на тему этой статьи и сдайте его в среду“».
Если учитель хочет, чтобы ученики поняли статью и запомнили главные тезисы, то, следуя логике скаффолдинга, перед тем как задавать написание эссе, он просмотрит материал вместе с обучающимися и объяснит ключевые термины. Ещё лучше разбить текст на части и прочитать каждую из них на занятии, обсуждая всем классом, считает Албер.
Главные принципы и критерии скаффолдинга
Теорию скаффолдинга в обучении впервые сформулировали в 1976 году американские психологи Джером Брунер, Дэвид Вуд и Гейл Росс в работе «Роль тьюторинга в решении задач».
«Процесс скаффолдинга, — писали авторы, — состоит по большей части в контролировании взрослым тех элементов задачи, которые поначалу выходят за пределы возможностей ученика, таким образом позволяя тому сконцентрироваться только на тех составляющих, которые ему по силам».
Стоит отметить, что в этой работе описывалось обучение детей дошкольного возраста, и речь шла не об учителе, а просто о более опытном взрослом — воспитателе, тьюторе, наставнике. Тем не менее описанные Брунером и его коллегами принципы вскоре стали считаться универсальными, а уже в 1979 году появилась первая научная работа, в которой главными участниками взаимодействия в рамках скаффолдинга названы уже не ребёнок и взрослый, а ученик и учитель.
Принципы скаффолдинга, описанные Брунером и его соавторами, звучат так:
Эти принципы в 1983 году Артур Эпплби и Джудит Ленджер дополнили пятью критериями скаффолдинга:
Таким образом, скаффолдинг — это временная поддержка ученика, которая постепенно должна сходить на нет. Ответственность за выполнение задания сначала разделена между учителем и учеником, а затем полностью переходит к последнему.
Советские корни теории скаффолдинга
Тем, кто знаком со взглядами на обучение советского психолога Льва Выготского, теория скаффолдинга может напомнить идею о зоне ближайшего развития. Задачи, с которыми сталкивается человек при обучении, Выготский поделил на три типа:
Задачи первого типа не учат нас ничему. Браться за задачи третьего типа бессмысленно, потому что они нам не по силам. И только при выполнении задач второго образца происходит обучение. Метафорическую область, в которой лежат такие задачи, Выготский и обозначил как зону ближайшего развития.
Теория Выготского получила широкое распространение на Западе: например, только в базе ResearchGate находится около ста материалов на эту тему. А близость её к концепции скаффолдинга привела к тому, что профильные ресурсы зачастую стали отождествлять эти две теории и даже приписывать изобретение скаффолдинга Выготскому. Однако, хотя скаффолдинг как раз и представляет собой обучение в зоне ближайшего развития, сам Выготский никогда не использовал термин «строительные леса» в контексте образования.
Тем не менее, как выяснили исследователи Анна Шварц и Артур Баккер, связь между концепцией скаффолдинга и Львом Выготским действительно существует. Оказывается, один из создателей теории строительных лесов Джером Брунер дружил с советским психологом и невропатологом Александром Лурией. Они вели переписку и несколько раз встречались на европейских конференциях. Лурия же, в свою очередь, находился в тесных отношениях с Львом Выготским и психофизиологом Николаем Бернштейном. И последний действительно упоминал в своих работах идею «деревянных лесов», описывая освоение человеком двигательных навыков.
«Деревянными лесами» Бернштейн называл функцию, которую выполняет так называемый ведущий уровень навыка — отвечающий за общий смысл двигательной задачи, но не за её нюансы. Суть этой концепции в том, что, когда мы только осваиваем какое-то умение, уловив его идею, мы можем рассчитывать только на примерное воспроизведение действия и лишь впоследствии благодаря практике доводим его до автоматизма.
«…Движение поначалу выполняется кое-как, „на костылях“: те виды чувствительности, какие имеются в инвентаре ведущего уровня, могут обеспечить коррекции, хоть временно, приблизительно выполняя роль деревянных лесов, с помощью которых в дальнейшем возводится каменный дом. И действительно, пока движение, хотя и с трудом, выполняется на этих суррогатных подпорках, успевают выработаться в низовых уровнях автоматизмы».
«О ловкости и её развитии»,
Николай Бернштейн
Использовал метафору «лесов» и сам Лурия, описывая психофизиологию ходьбы:
«…Ребёнок начинает ходить. Обычно это происходит не сразу. Сначала он пользуется внешними предметами, держится за них; он пробирается, держась за край кровати, за руку взрослого, за стул. Короче — его ходьба ещё не готова, она ещё „в лесах“ тех внешних орудий, с помощью которых она создаётся. Ещё месяц-другой — и ребёнок, выросши из этих „лесов“, отбрасывает их…»
«Этюды по истории поведения»,
Александр Лурия, Лев Выготский
Впрочем, книга, в которой Лурия использовал этот образ, была переведена на английский лишь в 1990-е. А вот одну из работ Бернштейна к моменту переписки Лурии и Брунера уже перевели. По рекомендации советского друга американский психолог её прочитал и остался в восторге.
Так, через переписку и беседы при личных встречах идея «строительных лесов», ходившая в кругу советских психологов и педагогов, в конце концов перекочевала в Америку.
Что об эффективности скаффолдинга говорит наука
Ещё в 1975 году коллега Брунера Дэвид Вуд в соавторстве с Дэвидом Миддлтоном опубликовал работу, в которой описал процесс, напоминающий скаффолдинг. В этом исследовании матери обучали своих детей собирать конструктор. У тех детей, которые строили в паре с мамами и получали от них советы, получались значительно более сложные конструкции, чем у тех, кто строил в одиночку. Успешнее всего были те дети, чьи матери корректировали стратегию поддержки с учётом того, как успешно ребёнок справлялся с заданием. Когда работа продвигалась легко, помощь становилась минимальной. Когда дети сталкивались с трудностями, матери давали более чёткие указания или показывали, как выполнить задачу.
В 1990-м похожие результаты были получены в исследовании, в котором сравнили скаффолдинг с обучением через открытия (когда ребёнок самостоятельно находит решение поставленной задачи). В эксперименте часть детей работала над заданием, поддерживая диалог с матерями, а другая часть — в одиночку, лишь иногда получая корректирующую обратную связь. В результате первая группа справлялась с заданиями значительно успешнее.
Исследование 2000 года, в котором, правда, участвовал всего один человек, показало, что скаффолдинг может быть полезен при обучении новому языку. Шестилетний участник эксперимента, говоривший на фарси, изучал английский язык. Сначала его обучали отдельным словам и фразам, затем задавали закрытые вопросы, а затем вопросы, требующие более содержательных ответов. Такое постепенное повышение сложности помогло ребёнку совершенствовать своё владение языком без лишнего стресса и фрустрации.
Наконец, автор исследования 2003 года отмечает, что, применяя принципы скаффолдинга, нельзя воспринимать учеников как пассивных исполнителей учительских инструкций. Это также противоречит идее Выготского о зоне ближайшего развития, согласно которой ученик — это в первую очередь самостоятельный исследователь.
Как применять скаффолдинг
Британский преподаватель Сол Маклеод со ссылкой на исследовательницу Дебби Силвер даёт такие рекомендации:
Авторы учебного пособия «Методы, стратегии и технологии преподавания, отвечающие потребностям всех учеников» (оригинальное название на английском — Instructional Methods, Strategies and Technologies to Meet the Needs of All Learners) дополняют этот список описанием основных методов скаффолдинга, ссылаясь на работу исследователей образования Кэтлин Хоган и Майкла Прессли.
Так, первый шаг в использовании скаффолдинга обычно моделирование, то есть демонстрация «поведения, которое показывает, как [ученик] должен чувствовать себя, думать или действовать в предложенной ситуации». Примером моделирования может быть методика «мысли вслух» (по-английски — think-aloud): учитель проделывает задание и озвучивает свои мысли, относящиеся к этой работе. Например, педагог может «думать вслух», пока будет разбивать новое для учеников слово на части, чтобы им стало легче его прочитать.
Не менее важны разъяснения о том, что изучается, зачем, когда и как это использовать. В начале пояснения должны быть подробными и часто повторяться. Но по мере прогресса ученика они могут становиться всё менее многословными и содержать только основные подсказки.
Кроме того, важно просить учеников активнее участвовать в процессе обучения — это будет повышать их сопричастность и ответственность за результат. А учитель после этого может давать позитивную обратную связь или вносить в действия ученика корректировки.
Далее авторы пособия приводят несколько конкретных примеров скаффолдинга.
обложка: Катя Павловская для Skillbox Media
Мастер-класс по теме «Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга в обучении иностранному языку»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7
Аннотация к мастер-классу
В условиях перехода на ФГОС и личностно-ориентированное обучение перед учителями встает вопрос, какие современные технологии и методы помогут индивидуализировать процесс обучения, что может способствовать развитию личности каждого обучающегося.
Среди известных педагогических приемов при обучении иностранному языку можно выделить стратегию скаффолдинга и формирующее оценивание для повышения качества образования и развития положительных личностных качеств обучающихся. Работая на протяжении 4 лет в составе региональной инновационной площадки «Использование технологии оценивания достижения планируемых результатов как ресурса эффективного обучения школьников иностранному языку» при ТОИПКРО, мы адаптировали и применяли на практике стратегию скаффолдинога, внедряли технологию формирующего оценивания. Так как работа в данном направлении оказывает положительное влияние на рост мотивации обучающихся, по данным анкетирования уровень мотивации учащихся вырос с 36% до 82%, привела к снижению уровня тревожности с 61% до 32%, и повышению качества обученности с 57% до 89%, мы решили обобщить опыт своей работы и поделиться им с коллегами города и области.
Данный мастер-класс предназначен для учителей иностранного языка, занимающихся как урочной, так и внеурочной деятельностью. Содержание теоретической части нашего мастер-класса дает возможность сообществу учителей иностранного языка познакомиться с преимуществами применения технологии формирующего оценивания и разновидностями скаффолдинга. Практическая часть рассчитана на групповую форму работы, с целью применения полученной теории на практике.
Цель мастер-класса: Знакомство с технологией формирующего оценивания, её инструментами и стратегией скаффолдинга, выделение их основных преимуществ, направленных на повышение мотивации и качества обученности обучающихся.
познакомить учителей с понятием чек-листов, алгоритмом работы с формирующей оценкой, дать рекомендации по разработке чек-листов;
организовать работу в группах по применению стратегии скаффолдинга по материалам УМК «Английский в фокусе», 5 класс.
Основные понятия: формирующее оценивание, критериальный подход, портфолио ученика, таблицы образовательных результатов, чек-листы, алгоритм работы с формирующей оценкой, стратегия скаффолдинга, учебный скаффолдинг, «выученная беспомощность», строгий скаффолдинг, умеренный/условный скаффолдинг.
Оборудование: УМК Spotlight 5 («Английский в фокусе 5») В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина. Модуль №6 “ Round the Clock ” («Распорядок дня»);
компьютер, проектор, операционная среда – Microsoft Windows XP, 2000, Microsoft Power Point;
Авторы:
Мастер-класс «Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга в обучении иностранному языку»
В начале нашего мастер-класса мы предлагаем педагогам ответить на следующие вопросы:
-Знакомы ли вы с такими понятиями как «формирующее оценивание», «скаффолдинг»?
-Что вы ожидаете узнать на нашем мастер-классе?
-Чему вы хотите научиться?
-Готовы ли вы к переменам/работать по-новому?
Для того, чтобы ответить на первый вопрос нам необходимо познакомиться (вспомнить) с понятиями «формирующее оценивание» и «скаффолдинг».
Формирующее оценивание — современная международная образовательная стратегия, где внутреннее (формирующее) оценивание противопоставлено внешнему (суммирующему)
Формирующее оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает, как сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Термин «формирующее оценивание» относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения.
Принципы формирующего оценивания:
— Оценивание является постоянным процессом .
— Оценивание может быть только критериальным .
— Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
— заранее известные критерии.
Использовать критериальный подход оценивания.
Формирующее оценивание-это тщательно разработанные критерии для организации работы обучающихся. Использование критериев позволяет учащимся объективно оценивать качество своей работы, а само оценивание становится понятным и доступным.
2)Балльная система оценивания.
— итоговая аттестация в формате ЕГЭ оценивается в баллах;
— тесты, как форма контроля знаний, оцениваются в баллах;
100-балльная или 80-балльная система, используемая учителями в работе по УМК «Английский в фокусе», позволяет более точно определить успехи учащихся в обучении за счет тщательной градации отметок. Так, при оценивании выполненных самостоятельных и контрольных работ, учитываются вес задания и уровень усвоения учащимися знаний. Балльная система оценивания значительно расширяет «границы» оценки. Учащиеся сами могут просчитывать и прогнозировать свои оценки.
3) Разноуровневые задания (базовый, повышенный, максимальный).
4) Портфолио ученика.
Учащиеся демонстрируют компетентность в работе на иностранном языке, описывая собственный опыт общения на неродном языке, и умение обсуждать социальные и культурные проблемы, связанные с важностью использования различных языков. Как правило, ученики начинают работать с портфолио со 2 класса. Существует разные способы защиты и оценивания ученического портфолио. Самооценивание, оценивание сверстниками и родителями в дополнение к оцениванию учителями занимает важное место в процедуре оценки портфолио.
5) Таблицы образовательных результатов составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи, даются словесные, знаковые комментарии.
6) Таблицы самооценивания (чек-листы)
По П. Блэку и Д.Уильяму улучшение обучения зависит от пяти ключевых условий:
— эффективной обратной связи;
— активного включения учеников в процесс собственного учения;
— учета в преподавании результатов, полученных при оценивании;
— понимание того, как от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников;
— способности учеников к самооцениванию.
Одним из основных инструментов оценивания является технология выстраивания обратных связей, в основе, которой лежит использование чек – листов по изучаемым темам.
Чек-листы, или проверочные листы – это перечень заданий с различными уровнями успешности их выполнения (план действий ученика при изучении темы). Он разбит по видам деятельности и может варьироваться от очень подробного – вплоть до конкретных упражнений, до примерного, где обозначены основные навыки и умения, которыми обучающиеся должны овладеть при изучении темы (модуля).
Использование чек – листов позволяет обучающимся:
— ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;
— получать информацию о результатах своей деятельности без окончательной отметки, и, следовательно, сохранять мотивацию для дальнейшей деятельности по освоению учебного материала;
— получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению более высоких результатов;
— и, наконец, овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.
Чек-листы можно разрабатывать для каждого конкретного урока или для целого модуля (раздела), в зависимости от цели, которую ставит перед собой учитель.
Предлагаем вам вариант чека-листа, разработанного на целый модуль, на урок, на основное (итоговое) задание урока.
I can read and understand the information about …
I can listen and understand the information about….
I can ask and answer the questions about….
Tick and count your score.
Чек-лист по всем заданиям урока
Student’s Check Form Module 5e
Write, say and explain
Read, match and explain
Read and match with the help of the partner/teacher
Read with the help of the partner/teacher
“ Help protect endangered species”
Arranged the sentences in logical order without any help and explain
Arranged the sentences in logical order without any help
Arranged the sentences in logical with the help of the partner/teacher
Write without any help
Write with the help of or in group
Write with the help of the teacher
Tick and count your score, please
Чек-лист по основному заданию.
Student’s Check Form Module 4
Choose the correctitemsabout Harry Potter’s daily routine .
Match the parts of the sentences about Harry Potter’s daily routine.
Tellabout Harry Potter’s daily routine by plan (8-7 sentences).
Act out a dialogue about Harry Potter’s daily routine (6-5 exchanges).
Поскольку разработка чек-листов очень трудоемкое занятие, для экономии времени учителя, в этом году мы решили разработать электронные варианты чек-листов по основным видам деятельности.
В последнее время учителя все чаще сталкиваются с понятием «выученной беспомощности». Выученная беспомощность наблюдается, когда задание кажется выполняющему настолько трудным, что начинаются сомнения в своей способности найти правильное решение.
На выручку педагогу приходит стратегия скаффолдинга. В переводе с англ. scaffolding – строительные леса.
Учебный Скаффолдинг – процесс, который дает возможность ребенку или новичку решить проблему, выполнить задание или достичь целей, которые находятся за пределами его индивидуальных усилий и возможностей.
Теория Скаффолдинга была представлена в педагогике в 1950-х годах когнитивным психологом Джеромом Брунером. Впервые данная теория применялась для развития у детей навыков владения языком. В настоящее время границы применения расширились, скаффолдинг пользуется большой популярностью в Америке и Европе, подтвердив свою эффективность на практике.
Учебные «леса», это различного вида временные опоры, которые являются необходимой поддержкой учащихся в процессе обучения, помогающими каждому ученику достичь поставленных целей. По мере продвижения учащихся эти опоры постепенно убираются. Скаффолдинг основан на постоянной диагностике учащихся, благодаря которой учитель анализирует свою деятельность и планирует ее так, чтобы помочь учащимся усвоить знания и навыки, быть способными их применить после того, как опоры будут убраны.
Основные преимущества скаффолдинга – мотивация и эффективность.
Как только уровень навыков повышается, появляется чувство незавивисимости в обучении, что мотивирует учеников к дальнейшему совершенствованию навыков.
Основные приемы стратегии скаффолдинга:
Обращение к личному опыту учащихся.
Попросите учащихся поделиться собственным опытом по содержанию обучения и как это к ним относится. Начинайте обучение, основываясь на личном опыте своих учащихся.
Как гласит пословица лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Всегда показывайте учащимся конечный продукт, что именно они должны делать.
Время на обсуждение.
Всем учащимся требуется время на осмысление новой информации. Необходимо создать условия для обсуждения нового материала учащимися друг с другом, в парах или группах.
Предварительное снятие трудностей.
Перед тем как дать учащимся новый текст, необходимо отработать с учащимися сложную лексику и грамматические структуры этого текста, чтобы они не потеряли интерес в процессе работы над ним, постоянно мотивируя учеников. Используйте фотографии, метафоры, проведите аналогии или введите слова в контексте, который интересен учащимся.
Пауза, вопросы, пауза, обсуждение.
Этот прием позволяет проверить понимание учащимися текста или темы. Сначала учащиеся читают текст, затем обсуждают его, после этого дается время на осмысление полученной информации. Далее учитель задает вопросы направляющие и открытые. Задав вопрос, следует выдержать паузу и потом дать возможность ответить.
Поддержа обучения заключается в следующем:
Справочная литература, грамматический справочник, словари, аудио и видео ресурсы, ресурсы Интернета.
-задания в соответствии уровню (ЗБР)
Разноуровневые задания с критериями оценки
-примеры, образцы, инструкции и руководства
Учителю важно уметь применять скаффолдинг на практике. Рассмотрим это на примерах.
Примеры практического применения стратегии скаффолдинга на уроках ИЯ:
( Порядок слов в предложении)
Высказывания по тексту.
Disjunctive question/tag questions
1 Определить 1 часть утверждение или отрицание.
2 Определить в каком времени употребляется глагол.
3 Вспомнить вспомогательный глагол для данного времени.
4 Поставить в конец предложения вспомогательный глагол в нужной форме (+/-)
5 Добавить в конец предложения местоимение заменяющее действующее лицо.
Mind map
Кластер (Рассказ о школе).
Карточки типа “flow chart”
( При чтении текста разместить картинки в нужном порядке или подобрать части текста к ряду картинок).
Визуальные образы
Чек-лист (как план действия по освоению темы или заданий урока.)
Существует два вида скаффолдинга:
-строгий скаффолдинг (предопределение сопровождения обучения)
-умеренный/условный скаффолдинг (поддержка относительно индивидуальных потребностей обучающихся)
На практической части мастер-класса учителям предлагается поработать по группам и выполнить практическое задание.
Перед вами страница из УМК «Английский в фокусе», 5 класс авторов В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина модуль №6 “ Round the Clock ” («Распорядок дня») урок 6 d раздела « Culture corner ». Предположите свой вариант использования стратегии скаффолдинга и формирующего оценивания.
На работу в группах отводится 10 минут. После обсуждения в группах, участникам мастер-класса предлагается защитить групповую работу. На защиту одной групповой работы предполагается 2-3 минуты.
Выступление каждой группы обсуждается остальными, участники мастер-класса обсуждают предложенные варианты скаффолдинга, выделяют наиболее удачное применение, дорабатывают не совсем удачные предложенные варианты.
После обсуждения работ, ведущие семинара проводят рефлексию и предлагают участникам вернуться к тем вопросам, которые были поставлены в начале мастер-класса.
-Оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса?
-Готовы ли вы применить новые знания на практике?
-Чего вы опасаетесь?
Данная рефлексия помогает организатором мастер-класса проанализировать был ли мастер-класс эффективным и полезным для учителей, принимавших участие в мастер-классе, а также внести необходимые коррективы. Ведущие просят заполнить листы-отзывы на мастер-класс.
Самоанализ проведенного мастер-класса
Мастер-класс «Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга в обучении иностранному языку» проводился 25.10.2016 для учителей иностранного языка на семинаре-практикуме «Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга в обучении иностранному языку» в рамках курсов повышения квалификации при ТОИПКРО «Профессиональное мастерство учителя иностранного языка в условиях перехода на ФГОС».
Волкова Е.В. представила участникам семинара преимущества технологии формирующего оценивании, рассказала о практическом применении формирующего оценивания на уроках и внеурочной деятельности, познакомила с алгоритмом работы с формирующей оценкой, предложила участникам некоторые практические рекомендации по разработке чек-листов, привела примеры чек-листов по отдельному заданию, уроку и модулю учебника.
Лазарева С.В. познакомила педагогов с основными приёмами стратегии скаффолдинга, ввела понятие «выученной беспомощности», также разъяснила какие виды скаффолдинга существуют и как учителю повысить мотивацию учеников, показала примеры практического применения скаффолдинга- схемы, диаграммы, инструкции, карточки-подсказки, карты памяти, кластеры и т.д.
Затем ведущие мастер-класса предложили участникам семинара разделиться на группы и предложили учителям принять участие в практической части мастер-класса. На работу в группах было отведено 10 минут.
Групповая работа была выбрана для того, чтобы в целях экономии времени, дать возможность всем участникам мастер-класса выступить в роли проектировщика современного урока. Участники, используя страницу из УМК «Английский в фокусе» предположили свой вариант применения стратегии скаффолдинга и формирующего оценивания при проектировании урока. Педагоги получили возможность обсудить и предложить разнообразные формы и методы организации учебного процесса с применением стратегии скаффолдинга, включая не только визуальную поддержку, но и эмоциональную (например, постучать по краю стола, когда обучающимся необходима поддержка). Представление групповых работ бурно обсуждалось участниками мастер-класса, с внесением критических замечаний и полезных советов. Общий настрой участников мастер-класса был позитивным и плодотворным.
В конце мастер-класса ведущие мастер-класса провели устную рефлексию, предложили участникам семинара ответить на вопросы, поставленные в начале мастер-класса. Таким образом, педагоги смогли проанализировать свои ожидания и провести саморефлексию.
Опираясь на положительные отзывы участников семинара, считаем данный мастер-класс успешным.
Отзывы: