системно деятельностный подход в обучении географии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Клеменкова Наталья Александровна

Сколь трудные времена ни переживали бы мы сегодня, для учителя школы, как и всегда, актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы школьники знали географию и любили ее? Как правильно организовать познавательную деятельность ребят на уроке? Как помочь ученику учиться?

Учителя стараются строить свою работу так, чтобы методы обучения, применяемые на уроке, помогали им решать задачи, предусмотренные ФГОС ООО. Как это лучше сделать? Как усилить теоретическую и практическую направленность в обучении географии? Как активизировать учащихся? Как привить им интерес к предмету? Эти и другие вопросы задают себе все учителя, в том числе и я.

Цель работы: изучить положительный опыт проектирования уроков на основе системно-деятельностного подхода в обучении в условиях обновления содержания образования.

Найти способы проектирования урока, соответствующего требованиям ФГОС ООО

с наименьшими временными затратами.

Систематизация и алгоритмизация собственной деятельности при подготовке к уроку.

Системно-деятельностный подход положен в основу Федеральных государственных образовательных стандартов. Его реализации в обучении стала обязанностью учителя и требует перестройки учебного процесса и профессиональной деятельности учителя. Системный подход — это универсальный инструмент познавательной деятельности.

Он выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь с окружающим миром.

Главная особенность Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) – это повышенное внимание к результатам о бразования. Все эти результаты заданы в деятельностной форме, а значит для их достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению.

Деятельностный подход в обучении предполагает, что школьник в процессе обучения

должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения дела.

Задачей обучения, таким образом, является формирование способов действий, обеспечивающих результаты учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Основной из главных задач учителя географии является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в

осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Основными требованиями к уроку, построенному на системно-деятельностной основе, являются:

Постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных результатов (формирование УУД и предметных действий);

Отбор содержания урока, на материале которого будут формироваться предметные и универсальные действия;

Применение алгоритма действий: педагогическая цель – учебная задача – мотив – учебные действия – самоконтроль – самооценка – рефлексия;

Использование интерактивных методов и форм обучения, предполагающих самостоятельность обучающихся;

Создание психологически комфортной обстановки на уроке;

Вариативность домашнего задания;

Наличие рефлексии как осознания себя в деятельности.

Разбиение учебного процесса на уроках разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Рассмотрим дидактические требования к современному уроку в рамках системно-деятельностного похода.

Тему урока, цели и задачи формулируют сами учащиеся, самостоятельно определяя границы знания и незнания. Учитель не сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели, планирование способов достижения цели осуществляется самостоятельно самими учащимися.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), осуществляется само- и взаимоконтроль.

По итогам выполненной работы ребята в индивидуальном порядке формулируют затруднения и самостоятельно осуществляют коррекционную работу под руководством учителя. Тут приветствуется самооценивание результатов работы или взаимооценивание работы товарищей.

При подведении итога урока учитель не выясняет, что запомнили учащиеся, а проводит рефлексию.

Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание, а учащиеся самостоятельно

выбирают уровень с учетом индивидуальных возможностей.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках географии создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.

Все эти направления отражены в содержании «Технологических карт». Технологическая карта позволяет: реализовать стандарт образования; понять и в системе применить предложенную технологию по формированию у учащихся универсальных учебных действий; сформировать целостную картину мира за счет реального использования «межпредметных связей»; полностью использовать воспитательный потенциал; определить уровень раскрытия материала и соотнести его с изучаемым материалом в последующих классах; реализовывать региональный и школьный материал; реализовать свой творческий потенциал; индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс. Конструирование технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

В настоящее время уже разработаны электронные конструкторы урока, которые позволяют минимизировать временные затраты на составление технологических карт уроков, отвечающих требованиям ФГОС ООО.

Преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании географии:

1. Изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию.

2. Сокращается время, необходимое для изучения материала.

3. Развивается мотивационно-ценностная сфера личности.

4. Реализуются развивающие цели урока. Урок, основанный на принципах системно деятельностного подхода прививает такие навыки учащимся, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

5. Использование электронного конструктора урока позволяет учителю систематизировать и алгоритмизировать свою деятельность по подготовке урока.

Поэтому, сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов.

5. Список литературы:

1. Винокур М.С. Использование методики В.Ф. Шаталова в преподавании географии: Методические указания. М., Новая школа, 1992.

2. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. Уфа, 2004.

3. Шаталов В.Ф. «Соцветие талантов». М., 2002.

4. Швиндт В.В. Изучение курса географии крупными структурно-целостными блоками. Новосибирск, 2002.

5. Л.Г. Петерсон. «Деятельностный метод обучения», ACADEMIA АПК и ППРО, Москва 2007.

6. М.А. Кубышева «Реализация технологии деятельностного метода», ЦСДП, Москва 2005.

7. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

Опыт организации деятельности учащихся 7-го класса на интегрированном уроке (географии, истории) по теме: «Эпоха Великих географических открытий» в рамках ФГОС.

1. Итак, деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Посмотрим, как можно организовать деятельность обучающихся при изучении темы: « Эпоха великих географических открытий»

Цель урока: Развивать познавательную активность учащихся через «погружение в исторический период».

Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять общее из отдельных фактов.

Развивать умение работать с картой, расширять умственный кругозор.

Углубить полученные знания в области истории и географии о путешествиях мореплавателей Нового времени.

Через исторические личности развивать в детях потребность быть собранными, решительными,
мужественными, отважными.

Картографические и географические представления античности и средневековья.

Причины географических открытий.

Путешествия 3 мореплавателей: Х.Колумба, В. Да Гамы, Ф.Магеллана.

Последствия Великих географических открытий.

«Никогда, ни до, ни после, не знали география, космография, картография таких бешеных,
опьяняющих, победоносных темпов развития, как в эти 50 лет, когда впервые с тех пор, как люди живут, дышат и мыслят, были окончательно определены форма и размеры Земли, когда человечество
впервые познало круглую планету, на которой оно уже столько тысячелетий вращается во
Вселенной».

Карта «Великие географические открытия».

Глобусы на каждой парте.

Раздаточный материал — картосхемы.

Портреты великих мореплавателей, нарисованные семиклассниками.

Опережающее домашнее задание:

Детям дано задание изготовить форматки на бумаге А-3 по 3 мореплавателям.

Изучить дополнительный материал и параграфы 1,2 учебника по новой истории.

Распределить роли: купца, кораблестроителя, картографа-гравировальщика карт, мореплавателя.

В начале урока дается познавательное задание: «Что двигало великими мореплавателями прошлого
на столь рискованные подвиги?

Учитель истории: Ребята, мы прошли тему Великих географических открытий. И сегодня мы с вами углубим наши знания о предпосылках открытий, их значении и последствиях.

Учитель географии: Какими качествами обладали люди, открывшие Новые земли, не побоявшиеся лишений и невзгод, можно ли назвать их героями?

Учитель истории: Люди путешествовали и совершали географические открытия во все времена, но эпохой Великих географических открытий считают период истории с конца 15- до середины 17 веков. И это справедливо. Но почему именно тогда это началось? В 14-15 веках Европа вступила в новую эпоху: росли города, развивались ремесла и торговля.

Появились предприимчивые люди, для которых деньги стали зримым воплощением успеха. Денег не было, все утекало на Восток. Восточные товары поступали в Европу по Великому шелковому пути и через Аравийское и Красное моря довозятся до средиземноморских портов, а оттуда через Венецию и Геную товары распространяли по всей Европе. Цена возрастала в несколько раз.

А сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое, зададим интересующие вопросы купцу и мореплавателю, кораблестроителю и картографу. А вы, заслушав интервью, ответите на вопрос: В чем причины географических открытий?

Учитель истории (торговцу): Какие товары вы привозите из Индии и Китая?

Купец: Драгоценные камни — рубины, изумруды, алмазы. Бархат, атлас, золотую и серебряную парчу, шелк, ювелирные изделия из золота и серебра.

Вопрос: Привозили ли в Европу пряности и какие?

Купец: Корицу, гвоздику, мускатный орех, имбирь, ладан.

Вопрос: Дорого ли они стоили? Много ли вы за них получили денег?

Купец: Очень дорого.

Вопрос: Почему после 1453 года цены на морском Пути ароматов возросли во много раз?

Купец: Османская империя перехватила все торговые пути.

Учитель истории (кораблестроителю): Откуда ваши корабли? Где их производят?

Кораблестроитель: Генуя, Венеция.

Вопрос: Как называются ваши корабли?

Вопрос: Сколько мачт на ваших
кораблях?

Кораблестроитель: 3-4 мачты.

Вопрос: Что делает их такими быстроходными и маневренными?

Кораблестроитель: Сочетание прямых и треугольных парусов. Корабли быстроходные и маневренные.

После интервью заслушать детей и выделить причины географических открытий.

Учитель географии: А сейчас вспомним о таких важных для любого мореплавателя предметах как карты, компас и других морских приборах. Еще древнегреческий философ Пифагор первый определил, что Земля имеет форму шара. Он и его последователи научились распознавать пять планет: Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн. Античные ученые полагали, что Земля — шар, вокруг которого вращаются небесные сферы и планеты. Античные ученые хорошо представляли себе
очертания Европы, Малой и Передней Азии, Северной Африки, Индии и народы населяющих их.

Согласно гипотезе древнегреческого астронома и географа Клавдия Птолемея, вокруг неподвижной шарообразной Земли, находящейся в центре Вселенной, вращаются планеты. Птолемей создал карту известного в то время мира и составил к ней описание в труде «Географическое Руководство».
Из карты следует, что в Африке Птолемею были известны местности не только в северном, но и в южном полушарии, где, по его представлению, берут начало истоки Нила. Индийский океан он представляет замкнутым бассейном, ограниченным с юга Южной Неведомой Землей, а Атлантический океан занимал весьма скромное

положение на северо-западе. Географический труд Птолемея оставался неизвестным в средневековой Западной Европе до начала 15 века.

В средние века монахи-картографы при любых вариантах карт обязательно помещали в середине карты Иерусалим, как место «гроба господня» Это приводило к сильному искажению контуров и размеров материков или отдельных стран. Пример такой карты — это круглая карта 10 века, хранящаяся в Турине. А теперь зададим вопросы средневековому картографу и мореплавателю:

Учитель географии (картографу): В чем особенность карт-планисфер?

Картограф: Карты, составленные без меридианов и параллелей.

Картограф: Карты, подробно изображающие береговую линию морей и имеющие
сетку компасных линий.

Вопрос: Какие изменения в технических картах появились с конца 15 века?

Картограф: К сетке направлений стали прилагать линию меридиана (с севера на юг).

Вопрос: Что вы делаете для публикации карт?

Картограф: Гравируем карты на медных досках. Помогло изображение книгопечатания наборными металлическими литерами.

Учитель географии (мореплавателю):
Какими приборами пользуетесь во время плавания?

Мореплаватель: Это, прежде всего астролябия, секстант, квадрат. Затем был усовершенствован компас. Мы научились определять скорость движения корабля с помощью специального прибора — лаглиня, известного к началу 16 века.

Вопрос: Когда появились морские карты?

Мореплаватель: Первые карты-портолланы обозначали только линию побережья с указанием мысов, устьев рек, бухт. На позднейших — отмечали уже розу ветров и наносилась сетка, при помощи которой отмечался путь от одного места до другого.

Учитель географии: Какие новые знания пригодились мореплавателям в их многодневном морском путешествии?

Заслушиваются ответы детей.

Дети отмечают деятельность Энрике-мореплавателя, Путешествие Бартоломеу Диаша.

Учитель географии: Какие острова,земли были открыты?

Дети показывают вновь открытые земли на карте.

Учитель географии: Осенью 1492 года пришло потрясающее известие. В гавань маленького
португальского городка вошли, потрепанные бурей, испанские корабли. Их командующий — некий Христофор Колумб утверждал, что в плавании на запад по Атлантическому океану он достиг Индии. Рушилась национальная цель Португалии-добраться до Индии южным путем. Именно у Колумба родилась дерзкая мысль: убежденный в шарообразности Земли, он решил пересечь Атлантический океан, чтобы добраться до Азии.

Свой план он обсуждал с учеными, и вместе с ними он принимал за истину две ошибки науки того времени. Во-первых, опираясь на сообщение Марко Поло о том, что Восточный Китай омывается океаном, Колумб был убежден, что Европу от Азии отделяет лишь один Атлантический океан.
Во-вторых, как и все, он думал, что суша Земли по площади многократно превышает ее воды.

Поглощенный одной-единственной мыслью об Азии, Колумб, четыре раза плававший к берегам Америки, так и не понял, какое великое открытие он сделал. Он был убежден, что приплыл в Индию, не заметив по пути Японию. Но открытые им земли мало походили на ту Индию, которую представляли себе европейцы по «Книге Марко Поло». А главное — в то первое заокеанское плавание испанцы не нашли столько золота, сколько ожидали. А вы, современные начитанные люди, по каким признакам сумели бы определить, что находитесь в Центральной Америке, а не в Индии?

Заслушиваются ответы детей.

Учитель истории: Ребята на дополнительном материале подготовили творческие задания на форматках, сейчас они расскажут о замечательных мореплавателях Нового времени и покажут на карте их путь к новым землям.

Три команды учащихся с красочно оформленными форматками, начинают рассказ о замечательных мореплавателях: Васко да Гаме, Христофоре Колумбе и Фернане Магеллане.

Заслушав сообщения детей, учитель географии подводит итоги всех трех путешествий и оценивает труд учащихся.

Учитель географии: А сейчас поиграем в игру «Черный ящик». В этом волшебном ящике находятся предметы, которые вы должны отгадать, они необходимы были каждому мореплавателю.

1. Что с собой брали наши путешественники? Без чего невозможно было находиться в открытом море, что хранили как зеницу ока? ( пресная вода).

2. Без чего невозможно плавание в открытом океане? (астролябия).

3. Каким образом моряк увидел Америку? (подзорная труба).

Учитель истории: А сейчас ребята вы встретитесь с замечательными мореплавателями, послушаете отрывки из путевых заметок и отгадаете — Кто они?

Выходит первый ученик с бейджиком «мореплаватель» и пересказывает текст:

«12 октября 1492 года о. Туанахани. Поскольку они держали себя дружественно по отношению к нам, и поскольку я сознавал, что лучше обратить их в нашу святую веру любовью, а не силой, я дал им красные колпаки и стеклянные четки, что вешают на шею, и много других малоценных предметов, которые доставили им большое удовольствие. Они так хорошо отнеслись к нам, что это казалось чудом.
Они вплавь переплавлялись к лодкам, где мы находились, и приносили нам попугаев, хлопковую пряжу в мотках и дротики, а мы обменивали их.

Второй ученик зачитывает: 25 сентября 1513 года. Отряд испанцев из 67 человек подошел к тому месту, откуда поднявшись на гору, можно было, по словам индейцев увидеть «необъятное море».
Достигнув пика, он увидел фантастическую панораму. Казалось, за этой горой лежит последняя полоска земли, а далее — беспредельная водная стихия, уходящие в бесконечность волны.
Потрясенный увиденным, он упал на колени, и воздев руки к небу, горячо благодарил его за подаренную радость открытия. Завоеватели водрузили массивный деревянный крест и священник Андрее де Вера отслужил мессу. В довершение всего был составлен документ об открытии Южного моря. Как сейчас называется Южное море, о кто автор этого названия?

Третий ученик читает письмо отважного путешественника: «Ваше величество, через четыре с половиной месяца после отплытия мы обогнули Африку и вышли к ее восточному побережью. Нога европейского путешественника здесь еще не ступала. Сильные бури и встречные течения затрудняли плавание. Матросы страдали от жары,

умирали от болезней. Но мне удалось найти опытного лоцмана, который провел корабли через Индийский океан.

С радостью в сердце сообщаю Вам, что в мае 1498 года португальские корабли бросили якорь у индийского города Каликут. Меня принял раджа. Я приказал матросам закупить пряности на берегу.
Пряности, которые мы привезли, в 60 раз дороже суммы, затраченной на организацию путешествия».

Учитель заслушивает ответы учащихся, оценивает ответы по полноте и обоснованности.

Учитель географии: Мы знаем, что Америку открыл Колумб. Но почему она называется Америкой, а не Колумбией?

В 1503 году у читающей публики того времени появилась книжка «Новый мир». Автор — некий Америго Веспуччи в письмах к своему знакомому рассказывал о своем путешествии в 1501-1502 годах на запад к Атлантическому океану. В этой книге впервые была высказана мысль, что за океаном открыта не Индия, а совершенно новая земля — Новый мир. Автор привел решающее географическое
доказательство. Известно, что Азия нигде не достигает экватора. Веспуччи проследил побережье новой земли на протяжении семи тысяч км. Как в Северном, так и в Южном полушарии, далеко за экватор. Значит, это была не Азия.

Здесь мы коснулись с вами такой интереснейшей науки — топонимики, которая раскрывает исторические тайны географических названий. Можно вспомнить и такие названия как Берег Слоновой Кости, Золотой берег, мыс Доброй Надежды и т.д.

Заслушав ответы детей, учитель задает вопрос по проблемному заданию, поставленному в начале урока: Какие положительные качества этих Великих людей вы возьмете себе на вооружение? А какие нет?

Заслушиваются ответы ребят, дается нравственная оценка.

Учитель географии: Какие две ошибки совершил Колумб, что привело к открытию новой части света?

В качестве закрепления изученного материала детям по группам дается задание по определенным мореплавателям на картосхемах определить их маршрут путешествия.

Учителя благодарят ребят за активное участие на уроке и подводят итоги.

Подготовить кроссворд на тему «Великие географические открытия 15-17 веков

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»

«Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового» С. Пейперт

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» А. Дистервег (1790-1866)

При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

В основе реализации ФГОС лежит системно – деятельностный подход, и спользование которого в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.

В чём же сущность деятельностного подхода?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

— изучить теорию системно-деятельностного подхода и технологию деятельностного метода в обучении учащихся;

-систематизировать полученные знания о системно- деятельностном подходе;

— организовать в практической деятельности внедрение технологии деятельностного метода в обучении географии в 5 классе.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором реб ѐ нок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

уроки «открытия» нового знания;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

предъявление контролируемого варианта;

наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *