система обучения сочинениям в 4 8 классах под ред т а ладыженской м 1973
Система обучения сочинениям в 5-8 классах (Ладыженская) 1967
Скачать учебник времен СССР
Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Книгоиздательство: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Москва 1967
Авторство: Под ред. Т. А. Ладыженской
Формат: DjVu, Размер файла: 8.87 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Чему и как учить в работе над сочинением
Сочинения, их виды и значение
Недостатки работы над сочинением а школе
Система обучения сочинению
Умения и жанры сочинений
Решение задач воспитательного характера
Усвоение элементарной теории сочинения
Сочетание обучающих работ и сочинений самостоятельного характера
Глава I. Тема сочинения
Глава II. Основная мысль сочинении
Глава III. Собирание материала к сочинению
Собирание материала по картине
Собирание материала на основе наблюдений над действительностью
Собирание материала по книге
Глава IV. Систематизация материала
Глава V. Совершенствование написанного
Начало работы над описанием
Описание отдельных предметов (вещей)
Описание по воображению
Рассказы о случаях на жизни автора
Рассказы на свободную тему
Конкурс ка лучший рассказ
Глава VIII. Рассуждения
Начало работы над сочинением-рассуждением
Глава X. Заметка в стенгазету
Скачать.
Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год
— Следовательно, когда мы хотим выразить развернутую мысль (обратите внимание на это словосочетание), нам недостаточно (в очень многих случаях) одного предложения — для этого мы используем текст. Конечно, нам понятно, что речь идет о первых признаках наступления утра уже из первого предложения «Звезды еще сверкали остро и холодно», но, чтобы описать картину пробуждения природы, чтобы высказанная вначале мысль получила развитие, нам нужен текст. Значит, текст состоит из ряда предложений. Их может быть больше или меньше, т. е. тексты бывают большие и маленькие. А для чего, как вы думаете, вам предложили озаглавить текст? («Когда мы ищем заголовок, мы устанавливаем, о чем говорится в тексте»; «Если можно найти заголовок, значит, предложения связаны между собой по смыслу».)
— Теперь вспомним текст, над которым мы уже работали — на с. 31 («Сказка о двух раках»). Слушайте, я напомню его вам — мы будем его анализировать.
— Как иначе можно было начать этот рассказ? (Как-то раз) один раз.)
— А если мы начнем так: «Жил-был. » или «В некотором царстве, в некотором государстве. »? (То станет ясно, что мы начинаем рассказывать сказку.)
— Какое слово в предложении «Так раки и сделали» показывает, что его место в конце текста? (Слово гак.)
Остается установить, как же связываются между собой самостоятельные предложения.
— С помощью какого повторяющегося слова второе предложение связывается с первым? (Десяток раков — раки.) Третье со вторым? (Раки — два рака.)
Начатая работа продолжается при закреплении на материале упр. 109 (где требуется выписать предложения, которые соединяются повторами слов, местоимениями, словами, близкими по значению).
Подводя итоги урока, учитель предложит ученикам сказать, что они узнали о признаках текста. Затем они ответят на вопрос (поставленный в начале объяснения), можно ли назвать текстом их запись (см. упражнение 105). Обсуждение этого вопроса позволит подчеркнуть, что именно в тексте особенно важно — просто необходимо — обозначать границы предложения.
Обучение написанию сочинения 15.3
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
федерального государственного автономного образовательного учреждения
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Факультет филологии и массовых коммуникаций
Кафедра филологического образования и массовых коммуникаций
Итоговая аттестационная работа
ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ 15.3, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЮ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ
Исполнитель: Лубенец Наталья
Николаевна, слушатель ПП
профиль «Русский язык и литература»
Руководитель: Чудакова Н. М.,
ВВЕДЕНИЕ
Мы считаем ее актуальной, так как данный вид сочинения-рассуждения входит в перечень заданий на итоговой аттестации выпускников 9 класса по предмету русский язык.
Частота проведения сочинений тоже вызывает споры. Традиционная методика предполагает проведение письменных сочинений и изложений намного реже, чем устных, и они носят контрольный характер. Современные методисты считают, что эффективным является проведение 5-10 минутных письменных работ практически на каждом уроке русского языка. Проблемы возникают и на уроках, когда проводится анализ детских работ.
В нашей работе делается попытка исследования и решения указанных проблем. Традиционная методика обучения написания сочинения требует изменений, поэтому проведен анализ методических источников и опыт современных учителей, а также применение новых тенденций в развитии методики преподавания русского языка будут способствовать методическому решению возникающих проблем.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений при написании сочинения-рассуждения.
Предмет исследования – методика обучения школьников сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9-м классе (выполнение задания 15.3).
Цель исследования – разработка теоретически обоснованной методики обучения написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему на уроках русского языка в 9 классе.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучить и проанализировать опыт современных учителей.
3.Выявить проблемы, возникающие в процессе обучения написанию сочинения 15.3 и представить возможные пути их решения.
4. Провести мониторинг результатов исследования.
Мы использовали следующие методы исследования: метод теоретического анализа, метод изучения школьной документации, метод классификации и анализа ошибок, метод наблюдения, статистический метод. Исследование проводилось на базе МОУ «Килачевская СОШ». В исследовании принимали участие учащиеся 8 «б» класса.
Наше исследование опирается на следующие идеи: соблюдение методологических позиций, научный анализ и обоснование каждого выдвигаемого положения, опора на современные достижения филологических наук, опора на педагогический опыт учителей.
Практическая значимость состоит в том, что будут представлены наиболее эффективные средства, методы и виды работ по обучению написанию сочинений. Данные материалы предназначены для подготовки к итоговой аттестации обучающихся 8-9 классов.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и приложений. В приложении представлены фрагменты конспектов уроков; системы упражнений и критерии оценивания сочинений; классификация ошибок, встречающихся в творческих работах обучающихся; классификация упражнений, предложенная в учебниках Т.А.Ладыженской и сборниках подготовки к ОГЭ по русскому языку Г.Т. Егораевой и И.П. Цибулько.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Сочинение как вид речевой деятельности учащихся
Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником, реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и т.д., т.е. определенное речевое произведение, текст. При этом каждое из обозначенных в программе речевых произведений выступает и как предмет обучения (т.е. то, чему учат специально), и как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные умения. Так, обучая строить текст типа рассуждения-доказательства, учитель помогает школьникам осознать особенности этого типа текста, овладеть определенными умениями, и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений, коммуникативных способностей человека. Именно поэтому большое значение имеют четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.
В следующем определении, данном в учебном пособии Т.А. Ладыженской, И.П. Фроловича «Система обучения сочинениям в 4-8 классах» отражены несколько точек зрения ученых-методистов на понимание «сочинения».
Методист А.Д. Алферов писал, что сочинение – это не только «упражнения в форме и стиле», что «упражнения, преследующие только задачи стиля, то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки… Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных». В этом определении, методист подчеркивает тот факт, что сочинение это свободное выражение своих мыслей, но по заранее продуманному плану – «мысль, основанная на достаточных данных».
Методист В.А. Никольский отмечает, что «школьное сочинение» есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя». Здесь подчеркивается мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны учителя.
Известный методист Львов говорит, что «школьное сочинение – учебная работа, упражнения в развитии речи, в построении текста; в тоже время оно является средством самовыражения личности, его жизненной позиции, его внутреннего мира. В этом смысле школьное сочинение – творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника.
Такого же мнения придерживался и Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» [Львов М.П., 1985: с.110]
Т.А. Ладыженская считает, что сочинение – это один из видов работы по развитию речи и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Так же методист говорит о двух основных разновидностей сочинений, практикуемых в 5-8 классах:
— это сочинения, связанные с изучением литературы;
— сочинения, не связанные с литературными произведениями.
«Нелитературные сочинения» называют свободными сочинениями, творческими. Им отводится большое место в программах по русскому языку [Ладыженская Т.А., 1975: с.255.]
Это обуславливается тем, что в общеобразовательной школе основными задачами при обучении русского языка являются формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и лингвокультурологической компетенции школьников, развитие орфографической и синтаксической грамотности, интенсификации устной и письменной культуры речи учащихся. Воспитание всесторонне развитой личности невозможно вне совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Поэтому задача развития речи учащихся является в настоящее время одной из главных задач школы, а в первую очередь уроков русского языка. К сожалению, дети, приходя в среднюю школу, по возможностям, по своей речевой подготовленности необычайно различны. Это объясняется и обстановкой в доме ученика, и его собственными психологическими особенностями, и уже сложившимся объемом его активного словарного запаса. Но это разнообразие не отменяет общих требований, которые трудны, но вполне выполнимы. Задача уроков родного языка в средней школе в том и состоит, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки во всех четырёх видах речевой деятельности. Успешно совершенствовать же речь учащихся можно лишь тогда, когда ученик начнёт относиться к ней сознательно. Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать весь арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами литературной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учётом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника. Также школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирования коммуникативно – речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.
Методист Львов считает, что «сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил». Дети любят писать сочинение, любят именно за его творческий характер, за то, что в нём можно проявить свою самостоятельность, своё отношение. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношение к жизни. Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления.
Опираясь на слова Т.А.Ладыженской, можно рассматривать рассуждение как важнейшее средство развития самостоятельного логического мышления. Рассуждение – это средство расширения кругозора учащихся, обогащение их знаний, оно способствует развитию знания, т.к. предполагает не просто высказывания о том, что предмет, или человек, или явление обладают такими-то свойствами, но и обоснование, доказательство конкретными аргументами. [Ладыженская Т.А., 1975: с. 255].
Вообще все уроки русского языка открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А. Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её» На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству».
Также особую роль в воспитании речевого развития составляет культуроведческий аспект. Поэтому наиболее эффективной формой работы для развития речи является сочинение по картине русских художников. Именно картина, подчеркивал А.Д. Алферов, учит детей видеть, «дает основу для всякой умственной работы учащихся и особенно для сочинений» В комплексе решения задач развития речи учащихся при работе над сочинениями по картинам, по нашему убеждению, отводится важное место нравственному воспитанию школьников, развитию их творческих способностей, формированию мировоззрения, воспитанию уважения к нашей русской культуре, в первую очередь, и знакомству с известными мировыми полотнами живописи. Это обуславливается тем, что живопись – часть культуры народа, и в этом плане использование в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания. Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них мышления и речи, причем духовно ориентированного мышления, обогащению словарного запаса. Это особенно актуально в наше время, когда происходит упрощение и опошление родной речи. Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного, связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.
Наряду с этим живопись отображает и обобщает реальную действительность при помощи своих художественных средств, воспитывает любовь к родной природе, уважению к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Насколько богаче и красочнее становится мир, окружающий учеников, как внутренне и внешне меняются они сами, когда познают искусство. Язык живописи, как и всякая знаковая система, по- своему отображает окружающую действительность, передает информацию о людях или предметах, природе или событиях, изображенных на полотне. Картина специфически аккумулирует окружающий мир в контексте конкретной эпохи. Произведение живописи, используемое в качестве учебного средства, является достоверным источником информации о быте и культуре народа, поскольку художник отбирает из жизни самые существенные, типичные явления национальной культуры, особенности характера своего народа, его быта, традиций. Вот почему картина имеет огромный культуроведческий потенциал, позволяет соединить в учебном процессе изучение языка с изучением истории и культуры народа. Но в школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции).
Работа по картине имеет образовательно-воспитательное значение: воздействуя на мышление и эмоции учеников, она вызывает у них определённое отношение к действующим лицам и даёт возможность сделать оценку их поступков. Также необходимость обучению сочинениям по картинам художников диктуется следующими причинами:
1. Как говорилось выше развитие речевых умений, обеспечивающих восприятие и создание письменных высказываний о произведении живописи, способствуют эффективности формирования речевых умений, предусмотренной действующей программой по русскому языку.
2. Без сформированного умения передавать свои впечатления о произведении живописи нельзя говорить о наличии подлинной эстетической, мыслительной и речевой культуры, а следовательно, и об общей культуре подрастающего поколения.
Исходя из утверждения Ладыженской Т.А. о том, что система работы по картине опирается на жанровый принцип, следует рассматривать ее с учетом определенного жанра. Если мы хотим сформировать у учащихся умение строить сочинение-описание, где объектом речи являются признаки предмета или явления, его особенности, свойства, состояния, то эффективнее всего использовать натюрморт или пейзаж. Объектом высказывания в повествовательном типе речи может служить жанровая картина, поскольку работа по ней предполагает ответ на вопросы: кто? что? как? где? когда? то есть, сообщение о последовательных действиях изображенных лиц и предметов, их взаимоотношениях, о времени и месте действия. При обучении учащихся рассуждению, предполагающему обоснование основной мысли (выступающей в качестве тезиса) рядом аргументов для доказательства высказанного мнения о каком-либо факте, установление связи между предметами и явлениями, полезно использовать любой жанр живописи.
Натюрморт как жанр живописи специфичен. Он выявляет выразительность, которая таится в образах предметов. Уже сам факт изолированного от контекста быта изображения вещей заостряет и обновляет их образ, привлекает к ним внимание. Как правило, художники выбирают для натюрмортов старинные вещи, сохраняющие аромат эпохи, или, напротив, предметы современной жизни, привлекающие романтикой новизны. Художники, стремящиеся передать дух времени, запечатлевшийся в вещах, предельно точно передают « физиономию» вещи вплоть до мельчайших деталей, поэтому они легко узнаются и в этом плане доступны учащимся для восприятия и описания. Использование натюрмортов для создания речевых произведений учащихся на родном языке помогает развитию наблюдательности, эстетического восприятия окружающей жизни, воспитанию бережного отношению к миру вещей, среди которых мы живем, мастерство живописца открывает новое знание о предметах, которые могли казаться давно известными в силу своей привычности. Богатство форм и красок воздействует на эмоции детей и возбуждает у них желание облечь свои мысли и чувства в слова.
Таким образом, высказывания учащихся по натюрморту способствуют расширению их словарного запаса, активизируют уже имеющийся пассивный словарь, обогащают их речь изобразительно-выразительными средствами.
Анималистический жанр и описание животного. Программа по развитию связной речи предусматривает обучение учащихся V класса описанию животного. Для этой цели используются картины, которые, отвечая требованиям программы по развитию связной речи, имеют познавательно-воспитательное значение. Наблюдения свидетельствуют о том, что учащиеся этого возраста проявляют большой интерес к произведениям художников-анималистов (от англ. – animal – животное), т.е. художникам, изображающим животных. Подготовку к сочинению-описанию животного желательно начать на уроке изобразительного искусства, где учащиеся могут познакомиться с творчеством художников анималистов.
Работа, которая проводится после просмотра репродукций на уроках русского языка, подчинена задачам развития речи. Не отрицая важности этого направления работы, необходимо отметить, что самостоятельно школьник сможет составить содержательный рассказ по картине только при двух условиях: 1) если он будет понимать содержание картины; 2) если он будет обладать специфическими знаниями, необходимыми для разбора любого объекта изобразительного искусства. Поэтому рассматривание картин и анализ увиденного должны стать неотъемлемой частью каждого урока развития речи, чтобы в конечном итоге урок, полностью посвященный описанию картины, прошел продуктивно.
Также на успешное написание сочинений влияет тематика сочинения. Именно она определяет содержание сочинения, поэтому всякая новая тема – это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает системообразующим фактором, определяющим назначение сочинения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, что исключает всякую возможность самостоятельного раздумывания над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции. Это, в свою очередь, сказывается на общем развитии ребенка, на формировании его мировоззрения.
Е.П. Гиматова и Л.П. Короткова в статье «Связь уроков русского языка с внеклассной работой» показали, что уроки русского языка превращаются в уроки нравственного и интеллектуального формирования школьников при условии, если устанавливаются связи между классной и внеклассной работой, между языком и реальностью, между знаниями, приобретенными на уроках труда и на внеклассных мероприятиях, и обогащением словарного запаса на уроках русского языка. [Л.А.Троснецова. Современный урок русского языка. – М.: Просвещение, 1984.- с.5]
1.2. Анализ программы и учебников по русскому языку для 5-9 классов под редакцией Т.А.Ладыженской
Программа по русскому языку для 5-9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
Пояснительная записка разъясняет основные моменты в программе и помогает правильно организовать учителю свою деятельность в реализации педагогического процесса для достижения наибольшего успеха.
Главная цель педагога – научить детей свободному владению родной речью, т. к. это «. надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности». Также в записке указаны основные задачи преподавания русского языка и основная цель – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Познавательные задачи: (формирование научно-лингвистического мировоззрения, вооружение основами знаний о родном языке) и практические (формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса). Также выделяются общепредметные задачи: воспитание учащихся средствами данного предмета, развитие логического мышления школьников, обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, формирование обще-учебных умений.
В пояснительной записке изложено содержание школьного курса по русскому языку в 5-9 классах. Программа содержит систему понятий из области фонетики, лексики, фразеологии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества. Сведения о графике, орфографии и пунктуации; основные направления работы по русскому языку в 5-9 классе: организация работы по овладению школьниками прочными и осознанными знаниями; формирование у учащихся навыков грамматического письма. Указывается необходимость использования имеющегося фонда учебно-наглядных пособий. Следует совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком также формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют наиболее активного самостоятельного изучения материала.
В пояснительной записке имеются межпредметные связи на уроках русского языка, которые наиболее тесно осуществляются с литературой, так как в школе изучается в основном русский литературный язык. А также важны и связи с историей, географией, иностранными языками, биологией и музыкой.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
и распределение часов и разделов
Учебный план предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе:
в V классе – 204 ч., из расчета 6 часов в неделю
в VI классе – 204 ч, из расчета 6 часов в неделю
в VII классе – 140 ч, из расчета 4 часа в неделю
в V Ш классе – 102 час, из расчета 3 часа в неделю
в I Х классе – 68 час, из расчета 2 часа в неделю
В 5, 6 и 7 классах внимание уделяется на изучение морфологии и орфографии, в 8 и 9 классах на изучение синтаксиса и пунктуации, а на изучение фонетика, графика, лексика, фразеология, морфемика и словообразование выделено меньшее количество часов. Важное место в программе занимает повторение. Проводится оно в начале и конце учебного года. Пятая часть всего времени в каждом классе выделяется на развитие связной речи. С учетом этих особенностей часы распределены следующим образом:
На повторение в 5 классе отведено 22 часа. Разделы: Синтаксис. Пунктуация. – 29 часов. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. – 15 ч. Лексика. – 8 ч. Морфемика. Орфография. – 22 ч. Морфология рассматривается более подробно. На этот раздел выделено 69 часов. Из них на имя существительное – 20 часов, на имя прилагательное – 12, на глагол – 36 часов. Эти части речи изучаются в два этапа: в 5 и 6 классах. На развитие связной речи выделено 34 часа.
На повторение – 16 часов. Разделы: Лексика и фразеология.- 10 часов. Словообразование. Орфография. – 24 ч. Морфология. Орфография. – 91 ч. Здесь части речи рассматриваются более конкретно. Так, на имя существительное выделено 18 часов, на прилагательное – 18ч., на глагол – 24 ч. Изучаются новые части речи. Это имя числительное (12 ч.) и местоимение (19 ч.). Развитие связной речи – 28 ч.
На повторение – 11 ч. Разделы: Весь курс посвящен изучению синтаксиса и пунктуации. На это отведено 74 часа, из них на изучение словосочетания – 2 часа; простое предложение и его виды – 26 часов, однородные члены предложения – 12 часов; обращения, вводные слова и междометия – 9 ч., обособленные члены предложения – 18 ч., прямая и косвенная речь – 6 часов. Развитие связной речи – 17 ч.
Повторение проходит только в начале года и выделено на него 5 ч. А в конце года идет раздел «Систематизация изученного по фонетике, лексике…» (4 ч.). Изучается один большой раздел «Сложное предложение» (40 ч.), в него входит изучение союзных сложных предложений (6 ч.), сложносочиненных предложений (3 ч.), сложноподчиненных предложений (19 ч.), бессоюзных сложных предложений (6 ч.), сложных предложений с различными видами связей (5 ч.). И 3 часа отведено на тему «Общие сведения о языке». Развитие связной речи – 15 ч.
Программа Т.А. Ладыженской имеет линейный принцип распределения тем, оснащена списком средств обучения по русскому языку и списком справочной литературы по русскому языку для учащихся.
В программе выделены часы на развитие речи, имеется список требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса.
Достаточно внимания уделяется повторению в начале и в конце учебного года.
В программе 5-7 классов изучают морфологию, а в 8-9 синтаксис и пунктуацию, также выделены часы на систематизацию и обобщение изученного материала.
Распределение часов на развитие речи
Если посмотреть внимательно таблицу, то мы увидим, что часов программе обучения русскому языку в 5-9 классах на развитие речи достаточное количество. Основную часть этих уроков занимают изложения и сочинения – описания. И в то же время на обучение написанию сочинения – рассуждения отводится всего 8 часов за 5 лет обучения.
Обратившись к материалам учебников по русскому языку 5-9 классов Т.А.Ладыженской можно увидеть упражнения для выполнения, которые позволят ученику научиться писать сочинение-рассуждение.
1 урок 75 тема «Рассуждение».
Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов. Обычно в рассуждении делается вывод.
Рассуждение может быть самостоятельным типом текста и может входить как необходимая часть в другие типы текстов (описание, повествование и т.д.)
2 урок 90 тема «Доказательства в рассуждении».
Дан текст – письмо С.Я.Маршака. Дети читают текст и отвечают на вопросы: Можно ли назвать данный текст рассуждением? Какой тезис раскрывает автор? Какие доказательства (аргументы) приводит автор? Какую часть можно назвать выводом?
Упр.477 Сочинение-рассуждение «Почему нужно беречь книгу», «Какой школьный предмет я больше всего люблю и почему».
1 урок 76 тема «Рассуждение»
Упр.436 Сочинение – рассуждение. Прочитайте текст.
Есть у меня внучка. Однажды она говорит:
— У Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить?
Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:
— А у моих друзей в детстве был неписаный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.
Задание. Напишите, кто, по-вашему, прав – дедушка или внучка. Озаглавьте сочинение, составьте план. Свое мнение постарайтесь убедительно доказать. Доказательства начинайте с красной строки. Используйте в сочинении, если потребуется, синонимы из рамок.
2 урок 79 тема «Морфологический разбор местоимения»
1 урок 60 тема. Морфологический разбор союза.
1 урок. 36 тема «Рассуждение»
Упр. 207. Часто ли вы принимаете какие-то решения? Посадить, например, дерево, навестить больного друга. И если вы выполнили свой собственный наказ, у вас спокойно на душе. Если вы научитесь быть верным своему слову в малом, научитесь этому и в большом. Всегда ли вы держите слово? Напишите рассуждение на эту тему. Озаглавить сочинение можно словами «Слово делом крепи»
2 урок 49 тема «Рассуждение на дискуссионную тему».
Упр.302. Выживете в городе или в сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом – в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей»?
Напишите сочинение-рассуждение в форме ответа писателю. Продумайте основной тезис рассуждения; аргументы – факты, примеры, ссылки на авторитет; концовку, которая должна подвести итог изложенному.
1.Основная мысль (тезис).
2. Доказательства (аргументы):
Данной композицией мы пользуемся и сейчас при работе с сочинением 15.3.
Также она говорила о том, что рассуждения, требующие раскрытия понятий, различны по трудности. Это зависит от: сложности самого понятия, которое нужно определить; особенностей формулировки темы.
Есть понятия, для раскрытия которых дети располагают достаточным жизненным опытом или могут найти нужный ответ в толковом словаре (упорство и упрямство, гордость).
1.3. Общая характеристика работы написания сочинения на ОГЭ (15.3)
Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.
Для того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями, которые к ней предъявляются, необходимо:
перечитать текст, убедиться в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием;
сформулировать и записать определение, которое станет началом вступительной части, тезисом сочинения;
завершить вступительную часть пояснениями к определению;
перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;
завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.
Требования к структурным элементам
При определении предполагаемой структуры текста важно помнить, что вы пишете рассуждение, соответственно, в сочинении должны присутствовать:
1. Вступление (тезис). Его основой выступает собственное понимание определенного явления, качества (это могут быть человечность, доброта, гуманизм, патриотизм и т.д.). Дав определение характеризуемому понятию, стоит пояснить его одним-двумя предложениями. При этом можно использовать конструкции: «на мой взгляд», «исходя из этого», «по моему мнению» и подобные им.
2. Далее стоит перейти к основной части, в которой приводятся аргументы. Один из них необходимо взять из текста, второй – из собственного жизненного опыта. При написании этой части стоит избегать:
простого пересказа содержания;
включения информации, не относящейся к делу, «воды».
Ваша задача: представить аргументы логично и грамотно. Для этого нужно заранее определить фрагменты текста, которые хорошо иллюстрируют мысль, вынесенную в качестве тезиса, сформулировать их содержание кратко и своими словами. Помните, что:
аргументов должно быть два;
они должны иллюстрироваться разными примерами — из текста и собственного опыта;
пример должен соответствовать аргументу.
При использовании примера из текста, можно:
передавать его смысл собственными словами;
использовать полное или частичное цитирование;
просто обозначить номер конкретного предложения.
Для связи мыслей можно использовать конструкции: «подтвердить сказанное можно примером из … предложения», «подтверждая это, автор пишет, что «…», «в доказательство сказанного, могу привести пример из своего опыта» и т.д.
3. Заключение. Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр.
В соответствии с выделением трех структурных частей, в сочинении должно быть как минимум три абзаца. Основная часть может быть дополнительно разделена на два абзаца согласно числу аргументов.
Требования к тексту
Кроме требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать ряду критериев:
цельность текста, последовательность, связность;
соблюдение орфографических правил;
соответствие пунктуационным нормам;
отсутствие речевых и грамматических ошибок;
фактическая точность написанного текста.
Выводы по 1 главе
1.В учебниках русского языка для 5-9 классов под редакцией Т.А.Ладыженской недостаточно времени уделяется выполнению упражнений на обучение написанию сочинения – рассуждения 15.3.
2. Необходимо включать в урочную деятельность учащихся 8-9 классов, задания из сайта ФИПИ и учебные пособия по русскому языку, допущенные к использованию в образовательных организациях.
3.Особое внимание уделить на уроках, работе с различными видами словарей.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
2.1. Уроки развития речи
Для исследования был взят 8 б класс МОУ «Килачевской СОШ». В классе обучается 11 учеников, из них 3 отличника (Никифорова Екатерина, Степанова Дарья, Трофимова Юлия), 3 ударника (Кузьминых Роман, Федоренко Татьяна, Шориков Антон) и 5 учеников учатся удовлетворительно. Среди учащихся 8 б класса, есть дети, которые обучаются по программе ЗПР (7 вида), таких 2 человека: Гужавин Михаил и Колясников Александр.
Для того чтобы выявить проблему при написании сочинения 15.3, в начале учебного года с учащимся 8 б класса МОУ «Килачевская СОШ» был проведен урок развития речи. Тема урока «Сочинение – рассуждение «Жестокость».
Русский язык. Развитие речи
Тип урока : урок развития речи
Вид учебных занятий: комбинированный урок с применением информационных технологий
Тема урока: Подготовка к написанию с очинения – рассуждения «Жестокость»
Цель урока: Совершенствование умения конструировать текст – рассуждение
Развитие умения составлять текст-рассуждение, учитывая опознавательные признаки каждой части такого типа текста.
Способствовать развитию мышления и речи.
Способствовать процессам самопознания и воспитания.
Оборудование : проектор, компьютер, раздаточные материалы
1.Повторяется структура текста-рассуждения по памятке, используемой при работе с данным типом текста
2. Раздает текст «Не пускайте Рыжую на озеро».
3.Вопросы: Какие впечатления у вас от прочитанного? Какие слова вы хотели подобрать для того, чтобы описать свои чувства? Запишите их на доске.
1.Дети знакомятся с памятками.
Дети пишут слова: жестокость, малодушие, злость, жалость.
Учитель раздает на столы памятки и текст для работы.
1.Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ?