система эльконина давыдова кратко развивающего обучения
Методики раннего развития: система Эльконина-Давыдова
Теория деятельности (о психологическом развитии детей разного возраста), основоположником которой стал советский психолог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР Д. Б. Эльконин, а впоследствии продолжена и развита его последователем, академиком В. В. Давыдовым, легла в основу создания учебных программ и предметных учебников, которые до сих пор используются в общеобразовательных школах.
Дети, рожденные в 80-е годы прошлого столетия, начинали учить азбуку в трехлетнем возрасте, играя в кубики. Современные малыши учатся читать, ходить и говорить, одновременно осваивая азы компьютерной грамоты, и их интерес к окружающей действительности намного шире.
Педагогическая наука и практика должны шагать в ногу с эволюцией – это непреложный факт. Однако только немногим ученым в этой области удалось разработать методику развития детей, ставшую основой школьных учебников на несколько десятилетий вперед и не потерявшую своей актуальности в эпоху цифровых технологий. Одной из таких методик является система Эльконина-Давыдова, о которой мы сегодня поговорим.
Несколько слов об авторе методики
Выдающийся советский психолог, Дмитрий Борисович Эльконин (1904-1984 г.г.), посвятил свою жизнь изучению факторов, влияющих на развитие детей в процессе игры. Его научная деятельность тесно переплеталась с практической педагогикой. Ученого интересовали условные рефлексы и нервная система человека: эти темы легли в основу его первых научных монографий, которые писались под руководством одного из основателей советской психологии – М. Я. Басова.
Много научных работ Д. Б. Эльконина было посвящено проблемам возрастной психологии и психодиагностики, которыми он занимался с Л. С. Выготским и его известными учениками – А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, А. Р. Лурией (один из основателей советской нейрохирургии).
Д. Б. Эльконин, опираясь на идеи Л. С. Выготского, разработал систему развивающего обучения, которая была признана не только в советской педагогике, но и во всем мире. Суть его работы об историческом развитии детства доказывает, что каждый ребенок развивается внутри общества, под влиянием исторических процессов, культуры и искусства, этнических особенностей и т.д. Эта теория ценна тем, что она стала толчком для развития новых форм и содержания, а также индивидуального подхода в обучении.
Прогрессивные взгляды Д. Б. Эльконина в период второй волны политических репрессий (1949 – первая половина 1953 г.г.) были подвергнуты резкой критике, и более сурового наказания ученому удалось избежать лишь из-за смерти И. В. Сталина.
Ученому вернули докторскую степень и звание члена-корреспондента АПН СССР, и он до конца жизни (1984 г.) работал в РГПУ им. А. И. Герцена и преподавал психологию в МГУ.
Не менее бунтарским духом и прогрессивными взглядами на педагогику обладал последователь и ученик Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдов (1930 – 1998 г.г.), советский педагог и психолог, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии им. К. Д. Ушинского. Ему удалось воплотить идеи своего учителя, сломать старую систему обучения, основанную на эмпирическом мышлении, которая стала малоэффективной в условиях стремительно надвигающейся эпохи цифровизации.
В.В. Давыдов так же, как его учитель, подвергался политическому давлению за резкую критику устаревших догм советской педагогики, был отстранен от работы, исключен из партии и лишен возможности работать в экспериментальной школе, где на практике проверялась теория Д. Б. Эльконина и создавались новые развивающие программы обучения. Однако вскоре, через 3 года (1986 г.), его разработки признали лучшим достижением советской педагогики и В. В. Давыдов был восстановлен в должности и в партии, благодаря чему смог продолжить работу. С 1991 г. и до самой смерти академик работал Научном Совете по философии образования при РАО.
Особенности методики Эльконина-Давыдова
Методика развивающего обучения, созданная выдающимися советскими учеными, в 1996 году была признана новой государственной системой. Ее задачи четко сформулированы в логической последовательности:
Руководствуясь этими тремя принципами, учитель создает на уроке непринужденную, творческую или исследовательскую атмосферу, в которой каждый ребенок имеет возможность раскрыться, тогда как в прежней образовательной системе центральной фигурой на уроке был учитель, а дети в тени его авторитета выполняли роль послушных исполнителей.
Как проходят занятия по системе Эльконина-Давыдова?
Теория развивающего обучения или развитие теоретического мышления вовсе не означает полного отказа от эмпирических элементов в развитии. Последние имеют большое значение для детей раннего возраста, когда мир познается через окружающие предметы и формируется речь. У младших школьников уже есть накопленный опыт, и постепенный переход к абстрактному восприятию действительности – необходимое условие развития.
Например, ученик предлагает собственный вариант решения задачи, руководствуясь ранее накопленным опытом узнавания предметов и явлений, но высказывает ошибочное суждение. В этом случае учитель просит его дать пояснения, почему он так считает.
Дальше к решению проблемы подключается весь класс, каждый из детей предлагает свои варианты ответа. Таким образом, поставленная задача выполняется коллективно, а каждое высказывание учеников, в случае неверного ответа, оценивается как степень участия в коллективной работе – не ошибка, а попытка найти нужный вариант.
Недостатки методики Эльконина-Давыдова
У родителей сохранился в памяти основной ориентир, служивший нескольким поколениям советских школьников – оценка. И они понимают, как надо реагировать, видя определенную цифру в дневнике ребенка. Новая методика смущает отсутствием баллов в дневнике: родители обеспокоены тем, что не могут проследить, чем занимается ребенок на уроке, насколько хорошо усваивает материал. А баллы в это время накапливаются на основании выполненных работ, учитель их суммирует, но объявляет уровень успехов только по итогу изученной темы.
Взрослым сложно отказаться от стереотипной модели поведения. Ясно, что ими движет ответственность за ребенка и самые благие побуждения. Но родителям нужно понять, что «воспитательные мероприятия» за оценки не входят в методическую систему, направленную, в том числе, на развитие самостоятельности и ответственного отношения к учебе.
Сложности при работе по методике Эльконина-Давыдова есть и у учителей «старой закалки», по тем же причинам, что у родителей. К тому же, значительно возрастает степень ответственности учителя за оценивание знаний: ему необходимо с особой тщательностью следить за активностью каждого ребенка на уроке, чтобы фиксировать каждый ответ. Это сделать не сложно, при условии, что наполняемость классов будет незначительной. Но этот вопрос решить сложнее, и он не зависит от учителей: проблема нехватки кадров и школ пока сохраняется.
6 главных вопросов о системе Эльконина-Давыдова
В 2014 году учебные пособия для системы Занкова исключили из перечня тех, которые ФГОС рекомендует использовать в школах. Получилось, что вот уже четыре года единственной одобренной развивающей программой остается система Эльконина-Давыдова. Она существует уже более 50 лет, но всё ещё вызывает множество вопросов. Для родителей, готовых к экспериментам, мы ответили на самые распространённые.
1. Кто такие Эльконин и Давыдов?
Даниил Эльконин — советский учёный, автор теории изучения детства, член-корреспондент Академии психологических наук. Свою работу он начал в Ленинградском государственном педагогическом институте. Вместе с выдающимся психологом Львом Выготским он занимался проблемами детской игры. В 1978 году вышла его монография «Психология игры», которая до сих пор остаётся базовой для детской психологии и педагогики.
Но самым большим вкладом Эльконина в советскую и мировую педагогику стала разработка и внедрение новой системы так называемого развивающего обучения. Термин ввёл Василий Давыдов — ученик Эльконина, советский педагог, психолог, вице-президент АПН СССР. Программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам были разработны по его теориями.
Идеи образовательной системы развивающего обучения начали формироваться ещё в конце 1950-х годов. Тогда в педагогическом и психологическом сообществе активно критиковали содержание и методы традиционного обучения, а главной проблемой называли отсутствие связи между обучением и психологическим развитием детей.
В 1959 году в московской школе № 91 была образована лаборатория, где под руководством Эльконина и Давыдова занимались исследованием возможностей младших школьников. В 1963 году она получила статус экспериментального общеобразовательного учреждения Академии Педагогических наук РСФСР. Сегодня это обычная общеобразовательная школа, но она продолжает оставаться главной площадкой развивающего обучения. В отличие от других школ (а в Москве их около десятка), здесь учат по системе Эльконина-Давыдова не только с 1 по 4 класс.
2. В чём суть системы?
Главное отличие системы Эльконина-Давыдова от остальных — это содержание обучения. Оно основано на том, что у каждого изучаемого предмета есть своя история развития и ребёнок должен пройти все этапы.
Чтобы создать что-то новое, ребёнок должен сначала освоить всё то, что было разработано, узнано, придумано до него. Система развивающего обучения направлена на то, чтобы он получил этот культурный багаж.
«Школьный предмет в системе Эльконина-Давыдова — это не просто набор правил, это культурная деятельность человека, которая имеет свою историю и базовые понятия. Если ребёнок хочет прийти к культурной деятельности, то это путь. Независимо от иллюзий родителей по поводу „гуманитариев“, „технарей“, „визуалов“ и „левополушарных“ — всем, кто пройдёт этим путём, будет интересно смотреть на мир глазами химика, биолога, лингвиста», — так объясняет суть Анастасия Лобанова, методист школы № 2101, где ведётся обучение по системе Эльконина-Давыдова.
3. Чем отличается от обычной начальной школы?
Чаще всего знание в школе передаётся в готовом виде. В системе Эльконина-Давыдова учителя предлагают детям такие задания, которые позволяют самостоятельно понять основные принципы предмета, который они проходят. «Мы стремимся дать ученикам возможность почувствовать себя творцами, когда они открывают для себя, к примеру, принцип построения таблицы умножения или художественной композиции», — так объясняют суть системы родителям, которые решили отдать ребёнка в 91-ю школу.
Очень многое в развивающем обучении рассчитано на то, что задания делаются в паре, в группе. С этим связана одна из главных причин, почему детям из обычной школы бывает сложно влиться в систему Эльконина-Давыдова. Они часто оказываются не готовы к совместной работе, не умеют работать в группе без постоянного контроля учителя, воспринимают групповую работу как возможность расслабиться. Бывает, что боятся оказаться неправыми, показать, что не знают что-то.
Развивающая система Занкова: в чём суть, за что критикуют и почему исключили из школы
Детям, которые начали учиться по системе Эльконина-Давыдова, тоже бывает непросто перейти в традиционную школу. Программа начальной школы серьёзно отличается от обычной. Например, в первом классе очень долгий «добуквенный» период в изучении русского языка и долгий «дочисловой» период в изучении математики. Когда «обычные» дети складывают и вычитают в пределах десяти и закончили букварь, ученики системы Эльконина-Давыдова ещё сравнивают «больше-меньше» и учат буквы.
Система Эльконина-Давыдова не воспитывает у детей безоговорочного доверия к текстам и суждениям. Она приучает каждое мнение анализировать, задавая вопросы: «Всегда ли это так? Есть ли исключения из этого правила? Может ли быть по-другому?». Тексты в учебниках бывают сложными, неадаптированными.
Среди заданий в учебниках и рабочих тетрадях встречаются «ловушки» — намеренно сделанные ошибки
Они нужны для того, чтобы тренировать бдительность ребёнка и не позволить ему решать задачи по накатанной. Система учит его видеть чужие, а потом и свои ошибки.
Перед учителями стоит задача, чтобы у выпускников начальной школы сформировалась способность к рефлексии. Именно её считают основой теоретического мышления, которое состоит в умении отличать известное от неизвестного, понимании, каких знаний не хватает для решения задачи, и способности оценить свои действия и мысли со стороны. Учителя стремятся объяснить детям, что их точка зрения не может быть единственно верной.
Если ребёнок это освоил, значит, он обладает важным навыком — умеет учиться.
4. Правда, что в системе Эльконина-Давыдова не ставят оценки?
В школе № 91 до пятого класса детям действительно не ставят оценки в привычном понимании. Они есть в другом виде — это может быть процентная, стобалльная шкала или другие системы. Сами оценки не нужны, чтобы дать обратную связь. «Система оценивания может быть разной, зависеть от школы и педагогов. Но главное, что критерии должны быть понятны ребёнку, он должен знать, за что он получил ту или иную оценку. Тут не важно количество баллов. Если дети бегут учителю с вопросом: „Правильно я сделал?“ — значит, они не могу оценить себя и это не очень по-давыдовски», — объясняет Дмитрий Чумаченко, учитель математики школы № 2101.
Система учит ребёнка самостоятельно оценивать свою работу, видеть улучшения, которые происходят изо дня в день. Он сосредоточен не на «тройке» или «пятёрке», а на том, что сегодня стал делать что-то лучше, чем позавчера. Этому учатся и родители, которым нужно приложить усилия, чтобы перестать мыслить классической пятибальной шкалой. К ней, кстати, относятся и все флажки, звёздочки или утята, которые иногда ставят в начальной школе вместе цифровых отметок. Грустное лицо вместе привычной «двойки» не делает систему безоценочной.
Хотя оценки до 5 класса ученикам не ставят, перевестись в обычную школу всё равно можно. В таком случае учитель просто проставляет в дневник отметки, руководствуясь принятыми критериями.
5. Кому она подходит?
Девиз системы Эльконина-Давыдова — «мы должны научить всех». Пётр Гальперин, у которого учился Давыдов, считал, что педагог должен создать особые условия для обучения. Такие, при которых ребёнок не может не приобрести нужные навыки и знания. Поэтому никто не отбирает детей в первый класс по умественным способностям, но учителя стараются встретиться и пообщаться с родителями. Ведь ценности, которые лежат в основе системы Эльконина-Давыдова, могут расходиться с ценностями семьи.
Система обучения ориентирована на любого ребёнка, но не на любого взрослого
«Родители иногда приходят, опираясь на распространённые иллюзии, и оказываются не готовы к тому, что у нас всё не так, как они привыкли. Мы обязательно проводим дни открытых дверей, мастер-классы, урок для родителей, — рассказывает Анастасия Лобанова. — Мы можем вообще не знакомиться с детьми, иногда я впервые вижу их 1 сентября. Но на родителей я должна посмотреть, убедиться, что они правильно понимают, как и зачем выстроено развивающее обучение. Несовпадение ценностей семьи и школы может сделать обучение невозможным».
Разделение на классы и свободное мышление: как иезуиты придумали идеальную систему образования
Считается, что школьники, учившиеся по системе Эльконина-Давыдова, лучше действуют в нестандартной ситуации. Они могут найти лучший способ решения проблемы, получить нужное знание, спрогнозировать развитие ситуации чаще и быстрее, чем школьники из традиционных школ. Но в тех областях, которые связаны только с усидчивостью, памятью и длительной работой, они часто показывают средние результаты.
6. За что её критикуют?
Сложность (и одновременно сила) системы Эльконина-Давыдова заключается в том, что в её основе лежат серьёзные психологические и философские основания. Помимо работ её авторов, она опирается на труды Льва Выготского, Алексея Леонтьева, Петра Гальперина, а также диалектику Гегеля и марксизм.
Учителя, привыкшие работать по традиционной системе, должны полностью переучиваться, а главное — пересматривать устоявшихся ценности и приоритеты.
Учителям сложно быть не истиной в последней инстанции, а лишь направлять
Их задача помогать в поиске, действительно стремиться научить ребёнка понимать, а не просто соответствовать формальным требованиям.
Сложно и родителям, им приходится менять свои взгляды. Например, многие современные мамы и папы хотят, чтобы ребёнок учился не сильно напрягаясь, чтобы ему было интересно. Если этого не происходит, родители винят учителя. В системе развивающего обучения считают, что ребёнок должен понимать ценность учёбы.
«Современные порывы родителей к тому, что ребёнку надо непрерывно показывать фокусы, приводят к тому, что дети не готовы к реальному научному методу. Учёба — это не только красивые опыты, когда всё взрывается и искрится. Это вдумчивое чтение текста, активная работа мысли. Она может быть интересной с самого начала, но чаще всего она станет интересной только в тот момент, когда ребёнок увидит предмет глазами культурного взрослого», — объясняет методист Анастасия Лобанова.
Ещё одна сложность для родителей — домашние задания. Они пытаются помочь и не могут — их учили по-другому. Но в системе Эльконина-Давыдова дети должны делать домашнее задание сами, это их зона ответственности. Многих родителей этому нужно специально учить.
Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)
Борис Эльконин: система Эльконина – Давыдова помогает развивать мышление
Об особенностях программы образования Эльконина — Давыдова, ее плюсах и минусах, а также о том, как родителям выбрать школу для ребенка, рассказал ведущему «Правды.ру” Игорю Буккеру доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией Психологического института Российской академии образования Борис Даниилович Эльконин.
Система для развития мышления
— Борис Даниилович, ваш отец, Даниил Эльконин является одним из основателей программы образования Эльконина — Давыдова. Вы бы могли рассказать, что собой представляет эта система и каковы ее плюсы и минусы?
— Эта система, в отличие от системы традиционного обучения, выстроена не как акцентирование правильного результата какого-либо действия, а как акцентирование способа действия, то есть способа ориентировки в возможностях действия.
Даниил Борисович Эльконин начал эту работу в 91-й школе Москвы в 1958 году, а в 1961-м передал заведование лабораторией психологии младшего школьника Василию Васильевичу Давыдову. Василий Васильевич считал, что подлинное мышление — это так называемое теоретическое мышление. Он был гегельянец и марксист. Теоретическое мышление выкапывает сущность:
Эта система претендует на развитие мышления. В противовес конкретно практическому, результативному действию.
В связи с этим занятия проходят по-другому, чем занятия при традиционном обучении. Есть приоритет групповой деятельности в младших классах. Дети постепенно осваивают, как вместе выполнять какие-то действия, решать задачку. Сначала они целой группой к доске выходят и что-то творят. Можно вызвать и каждого индивидуально.
Соответственно, способ общения учителей и учеников тоже меняется. Оценивание меняется.
Для первых двух классов отменена традиционная система оценивания. Культивируется самооценивание по определенной шкале.
— Эта программа обучения рассчитана на начальные классы?
— С 2000-х годов мы сделали проект «Подростковая школа развивающего обучения». Выработаны предметы до 8-го класса, естественно-научные в основном:
Их ведет на удаленке председатель правления Ассоциации развивающего обучения Алексей Борисович Воронцов.
— Борис Даниилович, нет оценок в этой системе. А как она состыкуется с ЕГЭ?
— Мы не брали старшую школу. Но у нас нет не оценок, а отметок.
Мы просим учителей хвалить и не хвалить (не ругать, ругать у нас запрещено) не человека, а действие: «Вот тут еще подумай», «Вот это, на мой взгляд, верно, покажи другим».
А отметка — это завершение. Кстати, маленьким легче с отметкой жить, чем с таким оцениванием.
— Таким образом отчасти снижается авторитет преподавателя.
— Власть и авторитет не одно и то же. Вынужденный авторитет и действительный авторитет — это разные вещи. Ремень, угол, «выйди из класса», «иди к директору» — это было правильно с точки зрения ребенка. Но, к сожалению, не всегда с точки зрения семьи.
— Вас отец не воспитывал по своей методике? Вы в обычную школу ходили?
— Да. Но 91-я школа ведь на бывшей улице Воровского, около Нового Арбата. А мы жили в коммунальной квартире в Лефортове. И он меня отправил в самую обычную лефортовскую школу, на окраину московскую.
— То есть хуже от этого не стало?
— Стало лучше оттого, что я там увидел. Поэтому я решил идти в психологи и потом заниматься обучением, чтобы это все прекратить. Совсем прекратить не удалось, но в некоторых местах удается.
— На международном уровне есть контакты? Кто-то, может быть, заимствовал методику?
— Шведские учителя часто приезжают к нам. В 2000 году мы вместе с красноярской школой «Универс», в которой тогда был директором нынешний руководитель Института образования Вышки Исак Давидович Фрумин, ездили в школу на Гавайи, и там учителя пытались делать нашу программу по математике. По языку — трудно, потому что перенос с русского на английский труден. Еще были последователи:
Обучение без отбора
— Помимо положительных сторон, у этой системы есть и отрицательные. Это программа не для всех?
— Обучение начиналось без отбора во всех наших школах. Разумеется, дети успевают в пределах класса по-разному. Наша разработчица и автор Галина Анатольевна Цукерман выделила группу-лидер и группу, идущую за ней, — не аутсайдера, а «идущую за ней». Это норма любого группового действия. Дети на детской площадке: одни (темпераментные) играют в прятки или в салочки, а другие играют менее темпераментно, но тоже играют, бояться риска быть осаленным. Но они как бы вокруг первых. А третьи маленькие, и их родители стоят и во все глаза смотрят на это. То есть в любой групповой работе есть ядро энергии и темперамента, которое вокруг себя собирает.
Когда мы говорим обо всех, то находимся в презумпции массовидного обучения. Строим: первая шеренга, вторая, третья. Я всем сотрудникам и на лекции учителям говорю, что мышление передается бацилльно, а не строево, им заражаются. Бацилла — это хорошо, а вирус — это плохо.
Другая черта (не отрицательная, а недо-) — это то, что учителям с их видом образованности, как сейчас, конечно, трудно. Даже на наших ежегодных курсах повышения квалификации. И процент школ за 20 лет уменьшился существенно.
Если в 1997 году 12-13% всех школ в России именовали себя как учащиеся по этой системе, то сейчас их 2-4%. Это связано с общей энергией жизни: энергия мышления не очень модна. И с ужесточением административно-контрольных функций.
Сколько бумаг эти учителя должны писать — это отдельный разговор.
— Как понять родителям, годится ли для их отпрысков система Эльконина — Давыдова?
— Надо смотреть не только в наши методические рекомендации, а с учителем глаза в глаза разговаривать и по чутью видеть, тот ли это человек, с которым ребенку будет хотя бы относительно комфортно, или не тот. Родитель на то и родитель, чтобы это прочувствовать, помимо всех своих фантазий о том, что ребенок должен быть обязательно как Эйнштейн или как хоккеист Фирсов.
— А другие дисциплины в системе есть, кроме русского языка и математики?
— Окружающий мир, то есть основание биологии, сделан Еленой Васильевной Чудиновой с 1-го по 4-й класс. А дальше уже идет сама биология по другим программам: ботаника, зоология, общая биология. Ее курс до 9-го класса. География сделана Алексеем Борисовичем Воронцовым. Химия сделана Еленой Викторовной Высоцкой. Но это уже разговор о подростковой школе, так называемой основной. Старшую школу, то есть два последних класса, мы не брали.
Мы считаем, что там нужен вообще другой формат обучения, даже не классно-урочный, а занятийно-клубный.
— А в среднем сколько учеников в классе?
— Оптимально надо 20-22. Меньше — хуже. Я работал с частной школой, где было 5-6 человек в классе. Там нет группы и нет энергии действия.
— Борис Даниилович, могли бы вы что-нибудь пожелать нашим зрителям?
— Я хотел бы пожелать их детям и им самим хорошей дороги, пусть и с поворотами, но с их преодолением. И интересного пути.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.