система эффективного обучения и технология ее развития в современных условиях ответ на билет
Управление развитием системы эффективного обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и принципы системы эффективного обучения
Эффективная система обучения – это система, которая способна в запланированные сроки достигнуть всех поставленных целей и задач обучения.
Для того, чтобы организованная система обучения была эффективна, необходимо в первую очередь правильно и точно поставить ведущие долгосрочные цели обучения. На основании поставленной цели следует подобрать максимально соответствующие и эффективные методы, средства, формы и приемы обучения. Важным является и взаимосвязь каждого учебного элемента (модуля) между собой. Только в этом случае можно достичь поставленной цели, получить ожидаемые результаты и сказать, что созданная система действительно является эффективной.
Большое значение при построении эффективной системы обучения является опора на ряд принципов:
Готовые работы на аналогичную тему
Основные направления системы эффективного обучения и управление их развитием
Каждая система эффективного обучения имеет свое индивидуальное направление, от которого зависит управление ее развитием и совершенствованием.
Выделяют следующие направления систем эффективного обучения и типы управления их развитием:
Система эффективного обучения, направленная на долгосрочное усвоение необходимой учебной информации – предполагает такое усвоение учебной информации, при котором за основу берется не ее быстрое заучивание, а ее понимание, умение использовать на практике, умение строить на основании данной информации делать выводы и рассуждать. В основе управления данной системы обучения заложено использование разнообразных тренингов, тестирований и иных проверок, проводимых практически на каждом учебном занятии.
Система эффективного обучения, в основе которой заложен поиск смысла и назначения каждой новой учебной информации – данная система предполагает такую подачу учебного материала, при которой педагог вначале объясняет ее значимость, то есть вызывает у учащихся интерес и только после этого уже излагает. Это необходимо для того, чтобы учащиеся были сразу настроены на ее усвоение и сохранение. В качестве главного инструмента управления данной системой обучения выступает «смысл» и «значение» изучаемой информации, то есть то, что может оказать влияние на учащихся.
Система обучения, основанная на организации учебных занятий, которые делятся на три части – это объясняется тем, что первая треть учебного занятия является наиболее эффективной для усвоения новой учебной информации, в связи с чем, вначале урока педагог занимается только изложением новой темы, оставшаяся часть занятия должна быть посвящена проверке домашнего задания, выполнению упражнений и т.д. Управление развитием данной системы является прайм-тайм и даун-тайм, в рамках которых педагог и передает учащимся новую учебную информацию.
Система эффективного обучения, основанная на подходе к учебному материалу с точки зрения его значимости в данный временной период – каждый учебный материал следует учить по мере необходимости, только в этом случае можно достичь его максимального усвоения. То есть, для усвоения каждого учебного материала отведено свое время, которое является наиболее эффективным для его понимания и усвоения детьми. Управление развитием этой системы эффективного обучения являются знания о сенситивном периоде развитии детей школьного возраста.
Система эффективного обучения, основанная на стимулирующей обстановке и эмоциональном восприятии учебного материала – усвоение учебного материала будет эффективнее, если оно происходит не в рамках скучного и однообразного учебного кабинета, а в интересной и познавательной обстановке, созданной специально под тему учебного урока. Это может быть не только созданная педагогом окружающая обстановка, но и организация экскурсий, походов, встреч и т.д., в соответствии с тематикой изучаемого учебного материала. В качестве управления развитием данной системы эффективного обучения выступает контроль за окружающей образовательной средой и естественными условиями обучения.
Рабочая программа по дисциплине «Управление развитием системы эффективного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Великолукская государственная сельскохозяйственная академия»
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Программа профессиональной переподготовки
«Менеджмент в образовательной организации»
Рассмотрена и рекомендована к использованию заседанием кафедры «Экономика, менеджмент и торговое дело» (протокол № 1 от «30» августа 2018 г.), учебно-методической комиссией экономического факультета ФГБОУ ВО Великолукской ГСХА (протокол № 1 от «31» августа 2018 г.).
П.Н. Кондратьев – к.э.н., старший преподаватель кафедры «Экономика, менеджмент и торговое дело» ;
Т.О. Лозницкая – начальник Управления образования города Великие Луки Псковской области.
Предназначена для слушателей Центра дополнительного образования.
1 Цель освоения дисциплины
2 Планируемые результаты освоения дисциплины
В процессе освоения дисциплины формируются (развиваются) следующие компетенции:
ОПК-2 – способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений;
ПК-6 – способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений;
В результате изучения дисциплины слушатель должен:
основные требования к современному образовательному процессу с позиции ФГОС;
основные отрасли педагогики, классификацию отраслей по различным основаниям, связи педагогики с философией, психологией, физиологией и др.;
системы и технологии проектирования эффективного образовательного процесса ;
выделять существенные признаки понятий «обучение», «образование», «воспитание», «дидактика», «педагогические технологии» и др.;
рассматривать в историко-сопоставительном аспекте ряд ведущих педагогических проблем ;
умениями выстраивать логику педагогического исследования, устанавливать соответствие между методами исследования и задачами, которые они решают;
3 Содержание раздела дисциплины
Тема 1 «Современные нормативно-правовые требования к педагогическим работникам» (3 часа)
Анализ основных понятий, сопоставление положений закона об образовании в новой и предшествующей редакции, особенности новой редакции. Трудовые функции, ориентированные на обеспечение эффективность образовательного процесса в профессиональном стандарте «Педагог», «Руководитель образовательной организации» (проект).
Тема 2 «Требования к современному образовательному процессу с позиции Федерального государственного образовательного стандарта» (4 часа)
Общие положения, требования к личностным, метапредметным, предметным результатам их классификация. Структура личностных и метапредметных результатов, их связь со стратегиями переработки внутренней информации и универсальных учебных действий (УУД). Определение возможности реализации требований ФГОС обучающимися курса.
Тема 3 «Технология проектирования эффективного образовательного процесса» (2 часа)
Изменения содержания образовательного процесса в связи с реализацией новых ФГОС.
Тема 4 « Система эффективного обучения и технология ее развития в современных условиях» (1 час)
Современная образовательная парадигма и ее влияние на образовательный процесс. Понятийный аппарат современного эффективного обучения. Критерии эффективного обучения. Развитие профессиональной компетентности учителя в рамках технологии «Достижение прогнозируемых результатов» как основание развития системы эффективного обучения обучающихся. Эффективная технология поэтапно-пошагового усвоения содержания образования обучающимися. Содержание образования ее состав и структура в соответствии с требованиями ФГОС. Технология структурирования содержания образования на основании карт содержания: дедуктивный и индуктивный подходы. Понятия, понятийный аппарат как компонент содержания образования. Стратегия подведения под понятие ‒ универсальное учебное действие ориентации в понятиях.
Тема 5 « Технология конструирования учебных действий» (1 час)
Деятельность и ее структура по П.Я. Гальперину. Подходы к технологизации конструирования предметных и УУД. Управленческий цикл как основание управления развитием регулятивных УУД. Понятия «цель», «результат», их взаимосвязь. Стратегия проектирования операционально-определяемых целей.
Стратегия ориентации в проблемном пространстве как основание развития познавательных УУД. Нейрологические уровни как основание развития коммуникативных УУД. Проектирование операционально-определяемых целей: учебных, воспитательных, развивающих, управленческих. Моделирование пути разрешения проблемы. Конструирование учебных действий в виде деятельностно-смысловых схем.
Тема 6 « Технология конструирования мониторинга успешности учения обучающихся» (1 час)
Содержательно-критериальная система оценивания успешности учения обучающихся. Технология конструирования прогнозируемых результатов учения обучающегося. Мониторинг успешности учения обучающихся в рамках реализации технологии эффективного обучения «Достижение прогнозируемых результатов».
Тема 7 « Технология проектирования системы личностно развивающих учебных занятий, ориентированных на достижение прогнозируемых результатов» (4 часа)
Системно-деятельностные учебные занятия по теме, их структура с позиций управленческого цикла.
Технология проектирования системы учебных занятий по теме, ориентированной на эффективное достижение учащимися прогнозируемых результатов в личностно ориентированном образовательном процессе в рамках ФГОС. Мониторинг эффективности образовательного процесса, роста профессиональной компетентности педагога.
Тема 8 « Мультимедийное сопровождение учебных занятий как механизм управления эффективным учением обучающихся» (3 часа)
ИК-технологии – инструмент реализации современного эффективного учебного занятия. Структуризация содержания образования в программе VISIO. Эффективная организация содержания и процесса обучения в среде PowerPoint. Разработка мультимедийного сопровождения (презентации) системы учебных занятий (тема по выбору слушателя).
Тема 9 « Технология экспертизы эффективности образовательного процесса, развития образовательной деятельности педагога» (2 часа)
Содержательно-критериальная система оценивания эффективности деятельности учителя, эффективности образовательного процесса.
Технология рейтингового оценивания результатов проектирования системы учебных занятий. Оценивание компетентности на основе новой парадигмы образования.
Перечень практических занятий
Виды самостоятельной работы слушателей (СРС)
Закрепление и систематизации знаний по теме 5: работа с конспектом лекции (обработка текста).
Закрепление и систематизации знаний по теме 6: работа с конспектом лекции (обработка текста).
Закрепление и систематизации знаний по теме 7: работа с конспектом лекции (обработка текста).
4 Организационно-педагогические условия реализации дисциплины
4.1 Материально-технические условия реализации дисциплины
специализированных учебных помещений
Занятия лекционного типа
Мультимедийный проектор, экран, ноутбук
Компьютерный класс аудитория 280
10 ПК, подключенные к сети «Интернет»
4.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Теория обучения и воспитания
[Электронный ресурс]: учеб. и практикум для академического бакалавриата / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 230 с. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/E116B4FB-449B-4443-B32F-840C6CF3C782, по подписке. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Кадровое обеспечение дисциплины осуществляет к.э.н. доцент кафедры «Экономика, менеджмент и торговое дело» Квашина О.Н.
6 Оценка качества освоения дисциплины (раздела, модуля)
Оценка качества освоения дисциплины проводится в отношении соответствия результатов освоения дисциплины заявленным целям и планируемым результатам обучения.
Задания для текущего контроля (тесты, практические задания – все формы работы, завершающие изучение темы) приводятся в фондах оценочных средств.
Промежуточная аттестация – форма контроля, которая завершает изучение дисциплины. Формой контроля является экзамен.
Задания для промежуточной аттестации (тематика вопросов для экзамена):
Трудовые функции, ориентированные на обеспечение эффективность образовательного процесса в профессиональном стандарте «Педагог», «Руководитель образовательной организации» (проект).
Общие положения, требования к личностным, метапредметным, предметным результатам их классификация.
Структура личностных и метапредметных результатов, их связь со стратегиями переработки внутренней информации и УУД.
Определение возможности реализации требований ФГОС обучающимися курса.
Современная образовательная парадигма и ее влияние на образовательный процесс.
Понятийный аппарат современного эффективного обучения.
Критерии эффективного обучения.
Развитие профессиональной компетентности учителя в рамках технологии «Достижение прогнозируемых результатов» как основание развития системы эффективного обучения обучающихся.
Эффективная технология поэтапно-пошагового усвоения содержания образования обучающимися.
Содержание образования ее состав и структура в соответствии с требованиями ФГОС.
Технология структурирования содержания образования на основании карт содержания: дедуктивный и индуктивный подходы.
Понятия, понятийный аппарат как компонент содержания образования.
Подходы к технологизации конструирования предметных и универсальных учебных действий (УУД).
Управленческий цикл как основание управления развитием регулятивных УУД.
Понятия «цель», «результат», их взаимосвязь.
Стратегия проектирования операционально-определяемых целей.
Стратегия ориентации в проблемном пространстве как основание развития познавательных УУД.
Нейрологические уровни как основание развития коммуникативных УУД.
Проектирование операционально-определяемых целей: учебных, воспитательных, развивающих, управленческих.
Моделирование пути разрешения проблемы.
Конструирование учебных действий в виде деятельностно-смысловых схем.
Содержательно-критериальная система оценивания успешности учения обучающихся.
Технология конструирования прогнозируемых результатов учения обучающегося.
Мониторинг успешности учения обучающихся в рамках реализации технологии эффективного обучения «Достижение прогнозируемых результатов».
Системно-деятельностные учебные занятия по теме, их структура с позиций управленческого цикла.
Технология проектирования системы учебных занятий по теме, ориентированной на эффективное достижение учащимися прогнозируемых результатов в личностно ориентированном образовательном процессе в рамках ФГОС.
Мониторинг эффективности образовательного процесса, роста профессиональной компетентности педагога.
ИК-технологии – инструмент реализации современного эффективного учебного занятия.
Структуризация содержания образования в программе VISIO.
Эффективная организация содержания и процесса обучения в среде PowerPoint.
Содержательно-критериальная система оценивания эффективности деятельности учителя, эффективности образовательного процесса.
Технология рейтингового оценивания результатов проектирования системы учебных занятий. Оценивание компетентности на основе новой парадигмы образования.
Составитель рабочей программы:
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Великолукская государственная сельскохозяйственная академия»
Виды учебно-познавательной деятельности
Предметы видов учебно-познавательной деятельности
Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них
Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них
Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе
Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний
Элементы реализации учебно-исследовательской деятельности
1. Учащиеся по описанию самостоятельно проводят процедуру демонстрационного эксперимента (но без предварительного объяснения учителем теоретического материала). Цель такой работы – обнаружение нового свойства или нового эффекта.
Первично предполагается возникновение у подростка вопросов-удивлений: «Как это возможно?», «Почему это происходит?», «За счет чего это возможно?».
Затем они обязательно должны быть переформатированы в вопросы проблемного характера (например: «Почему вес груза на воздухе имеет одно значение, а в воде – другое?», «Почему цитоплазма клетки сжимается при добавлении солевого раствора и восстанавливается при добавлении воды?», «Почему одно тело тонет, другое – всплывает, а третье может зависать в толще воды?»).
2. Проведение «опыта» по предложенной учителем процедуре. «Опыт» здесь понимается как исследовательская процедура, опирающаяся на эмпирический опыт и интуиции исследователя; опытные процедуры не опираются на предварительные теоретические построения.
В практическом плане это выглядит как, например, опытное изготовление всеми учащими класса собственных моделей кораблей (из фольги одинакового для всех размера) с максимальной грузоподъемностью и совместная формулировка вопроса, в котором зафиксирована содержательная проблематика обнаруженного эффекта.
3. Следующий шаг работы с исследовательским заданием – работа с текстом учебника как текстом-ответом на сформулированные самими школьниками вопросы. Предварительно возможно высказывание гипотез о природе данного эффекта, самостоятельное (в масштабах класса) выявление общих закономерностей.
4. В завершении обязательным этапом учебной работы в рамках исследовательского задания является проведение рефлексивного анализа проделанных шагов, выделение этапов работы и, тем самым, норм исследовательской деятельности.
В рамках социально-гуманитарной предметности при решении исследовательского задания от учащихся ожидается готовность самостоятельно действовать в соответствии с заданной нормой исследования (исследовательской процедурой) и предложить собственную интерпретацию изучаемого события, текста (например, описание битвы на Куликовом поле глазами путешественника-исследователя из Китая, Западной Европы, Ближнего Востока).
Учебные приемы исследования:
Учебные исследования
Независимые линии в рамках учебных исследований:
— открытие и освоение этапов исследования, методов исследования как внешне заданных норм на предметном материале учебных дисциплин;
— мини-исследования (дидактическая игра «в исследователей» на эмпирическом материале; исследовательская задача сформулирована взрослым; теоретические основания скрыты от участников [ср. различение цветов животными]);
— исследовательское творчество (лично мной сформулированный вопрос, лично мной выделенная проблема, лично мной сформулированная гипотеза и др.)
Исследовательское задание
Исследовательская задача
Если говорить о характеристике использования исследовательской практики на уроках, то по уровню самостоятельности учащихся можно говорить о том, что исследование задаёт уровни:
Роль и функции педагога при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся существенно отличаются от тех, которые учитель выполняет при традиционной трансляции информации ученикам [3]. В исследовательском и проектном обучении педагог из ментора превращается в консультанта, помощника, соратника начинающего исследователя. Все это изменяет и расширяет предметно-профессиональное поле педагога, требует от него хорошую не только предметную, но и общую эрудицию, умения, необходимые для осуществления исследовательской и проектной работы (видение проблемы, сбор и обработка информации, выдвижение и проверка гипотезы, планирование, проектирование и прочее), способности инициировать актуальные для учащихся проекты, вовлекать ребят в учебное исследование или проект и увлекать их активным способом познания.
В связи со сказанным возникает необходимость целенаправленной подготовки и методического сопровождения практикующих учителей, организующих учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся в школе.
Перед педагогами, организующими учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся, стоят следующие проблемы:
— диагностика исследовательских и проектных способностей и умений обучающихся, выявление сферы познавательного интереса ребенка, психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;
— адаптация предметного или межпредметного содержания для учебного исследования или проекта;
— отбор эффективных средств, форм, приемов организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
— управление учебно-исследовательской деятельностью учащихся, проектной деятельностью;
— разработка системы оценивания процесса и результата учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Исследовательская и проектная деятельность тесно связаны с индивидуальными возможностями и особенностями учеников. Действительно, от того, какими исследовательскими, проектными и другими познавательными умениями владеет учащийся, зависит оптимальный вариант его включения в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, учитывающий готовность к отдельным этапам деятельности, степень его самостоятельности, рекомендуемые формы исследования, а значит, и целенаправленное создание условий для эффективного развития ученика. Поэтому, прежде чем включить учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, необходимо определить их начальный уровень, отражающий природные способности, приобретенные опыт и умения осуществлять отдельные элементы исследовательской или проектной деятельности.
Наиболее типовыми для учащихся являются недостаточно развитая потребность в преодолении познавательных затруднений, слабая мотивация к проведению исследования и работе над проектом. Мотивационными стимулами от содержания могут быть новые для обучающихся факты, исторические сведения, практическая значимость, внутри- и межпредметные связи, дополнительные исследовательские вопросы, самостоятельно выбранные обучающимися в соответствии с собственными интересами и возможностями. Благоприятны для развития мотивации также разнообразные формы учебного исследования, различные виды проектов и проектных продуктов, учет сферы интересов учащихся, исследовательских возможностей учеников, подчеркивание учителем значимости исследовательской и проектной деятельности и результата учебного исследования, одобрение одноклассников, родителей, администрации школы, общественности. Создавать в школе соответствующую мотивирующую атмосферу помогает и взаимодействие с социальными партнерами ― вузами города, другими организациями образования и культуры. Преподаватели, аспиранты, магистранты, прочие сотрудники могут осуществлять экспертизу исследовательских проектов учащихся школы, консультировать по выбору актуальных проблем исследования и тем проектов, осуществлять совместные проекты в рамках внеурочной деятельности [3].
Для системного включения в образовательный процесс целостных учебных исследований и проектов необходимо разработать и апробировать:
— каталоги аннотированных тем проектов по различным дисциплинам и на межпредметном содержании;
— систему оценивания, учитывающую не только полученный результат (продукт проекта), но и процесс работы над проектом, самооценку учащимися своей деятельности;
— различные схемы работы учащихся над проектом в зависимости от их возможностей;
— управленческие документы, например, типовое положение об организации и проведении конкурса проектов, положение о проведении школьной научно-практической конференции, устав и программу работы школьного научного общества, договор о взаимодействии с социальным партнером и прочее [10].
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, методики проведения урока должна решаться учителем с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности учебного занятия.