схимонахиня сепфора клыково спаса нерукотворного пустынь
Схимонахиня Сепфора
М атушка в конце своей жизни ( а она пожила сто один год ) вспоминала: « Жили мы хорошо с родителями, ходили в храм…, икона на вратах…, монахи были в родне моего отца: один монах, а другой жил как монах все знал…. В маминой родне были три монахини и один монах». Дед Дарьи крестьянин Алексей, много ездил по святым местам. В 1903 году привез внучке четки. Матушка вспоминала также, как учили ее Иисусовой молитве жившие в Глухове при храме Покрова Божьей Матери монахини, обучая ее шитью и ткачеству, они говорили, что во время работы нужно произносить молитву «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную»…
Д олог был этот по истине узкий и каменистый путь для Матушки Сепфоры! Господь, сотворивший обитель в ее сердце, не оставлял ее. Она любила Господа и знала, что тот есть любящий Его истинно, кто исполняет его заповеди.
К огда после кончины отца, в 1916 году, к ней посватался молодой односельчанин Дмитрий Шнякин, человек верующий, бывший в Сарове и Дивееве, мать Дарьи благословила этот брак. Девушка безропотно подчинилась. Она вошла в большую зажиточную семью: У свекра старосты сельского храма, было четверо сыновей и дочь, большое хозяйство. Он не позволял своим детям после женитьбы отделяться от него и вот в доме собралось пять снох, пять молодых женщин. Дарья стала старшей снохой, которой по чину полагалось за всем следить, всем распоряжаться, словом, домоправительницей. Матушка вспоминала, что ей тогда « лапти некогда было снять, не то что отдохнуть». Она справлялась со всеми делами, и все были ею довольны. И совсем не уставала. Господь давал силы, так как она постоянно помнила о Нем.
М атушка в 1933 году перенесла страшное раскулачивание сопровождавшееся убийством ее родных, ее дом разобрали по бревнышкам. Свекра и свекровь сослали на Соловки. До раскулачивания в период с1917 по 1928 годов у Дарьи родились четыре дочери Александра, Параскева, Лидия и Иулия. Наступила зима, жить стало негде. Дарью с детьми приняла бедная вдова Агафья, которая жила на краю села и была нелюдима. Еще до раскулачивания муж Дарьи уехал в Болохово, что в Тульской губернии строить шахту в надежде заработать и перевезти семью. В Болохове, надо сказать семье не намного стало легче. Та же скудость во всем. Жили долгое время в проходной комнатушке, спали вшестером на полу, соседи через них перешагивали. Отцу чаще всего доставались случайные заработки: то щиты для снегозадержания на железной дороге сколачивать, то на хлебозаводе дрова колоть, то истопником трудиться. Александра и Параскева тоже где могли работали. Сюда, в Болохово, приехала мать Дарьи, Матрона Герасимовна, пожила два месяца и скончалась. В 1937 году семье дали отдельную комнату в коммуналке, стало хоть немного удобнее.
З а то время что Матушка прожила в Клыково много монахов и мирян получили духовное окормление и утешение в скорбях. Для всех Матушка открывала дверь ко спасению.
Матушка почила 13 мая 1997 года. На могиле Матушки происходят многие чудеса.
Смотреть полное жизнеописание схимонахини Сепфоры «МАТУШКА»
Схимонахиня сепфора клыково спаса нерукотворного пустынь
МАТУШКА СЕПФОРА
Чудеса, пророчества, духовные наставления.
Схимонахиня Сепфора (†13.05.1997) преставилась на 102-м году. Ей, великой молитвеннице, прозорливой старице, отошедшей ко Господу в конце ХХ века, в мае 1997 года, было дано прожить долгую жизнь. Верно, для того, чтобы донести до людей нового времени традиции старинного благочестия, подлинной праведности, крепкого стояния в вере. Матушка Сепфора духовно подкрепляла оптинских монахов и послушников. За советом и наставлениями к ней ехали из других обителей, миряне из Москвы, Тулы, Тамбова, Смоленска. Среди ее чад – настоятели, игумены, монахи, послушники, миряне, которым она помогла выправить путь к Богу, а иногда переродиться, начать жизнь сызнова.
Воспитание детей, советы женщинам
Схимонахиня Анастасия (Мария, монахиня Пантелеимона):
— Матушка Сепфора часто говорила, что нельзя ругать детей, кричать на них. Дитя – воск сырой. Из него можно слепить, что хочешь. А когда дети совершают какие-то проступки, когда выходят из повиновения родителей, матери надо молить Бога, чтобы Господь помиловал, направил их на добрый путь. Женщина же часто бывает больше занята собой. И это одна из болезней века. И еще. Теперь зачастую мать и жена упивается самодостаточностью, в своей гордыне желает первенствовать. Матушка сокрушалась: «Ты подумай – не подчиниться мужчине… Вот пришел пьяный, а ты ему: «Миленький мой! Ты немножко выпил, устал. Ну, ляг полежи». Если голодный – накорми его. Обойдись с ним ласково. Вот тогда мирно все будет, ладно». И действительно, со мной, например, так и было. Старалась следовать советам матушки, и в семье все менялось (это еще до того, как овдовела). Мне, да и другим, она не упускала случая напомнить, что в Священном Писании сказано: «Жена да убоится мужа своего». Не трепетать надо, но уважать. Спрашивала у нас: «Как называла мужа Сарра?» И тут же отвечала: «Господин мой!»
Из воспоминаний игумена отца Никона (тогдашнего послушника Сергия), в связи с его новым послушанием, сбором пожертвований для Оптиной:
— Никогда не проси: «Пожертвуйте». Говори: «Сотворите святую милостыню». Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы»…
Молитва. Иисусова молитва. О молитве Святым
Из воспоминаний игумена отца Михаила, настоятеля монастыря Спаса Нерукотворного пустынь: «Она молилась так, что для меня было явно: слепая старица видит ангельский мир так же ясно, как вот мы с вами друг друга. И каждый день, общаясь с ней, я старался выведать тайну старицы. Как научилась она такой сильной, дерзновенной молитве.
В земле копалась, корову обихаживала, стряпней занималась, в поле работала, а про себя – Иисусову молитву. Так, чтобы под образа встать и часами молиться – в молодости такой роскоши она не знала. Минуты не было, чтоб без дела в руках.
Хочется, …чтобы люди узнали, как, живя обыденной мирской жизнью, до краев наполненной тяжкой, иногда непосильной работой, человек может достигнуть подлинно ангельской высоты – праведности».
Вспоминает монахиня-иконописец Ксения: «…Матушка не уставала повторять, что надо чаще обращаться к святым. Если висит у тебя дома пять икон, каждой надо знать тропарь, житие святого, чтобы это не было чужим. Иначе это не иконы, а выставка картин. Говорила также, что надо все время обращаться к миру горнему.
Сама матушка Сепфора пребывала в непрестанной молитве. Долго не разговаривала, не терпела пустой болтовни.
Из воспоминаний схимонахини Анастасии
Чад своих матушка Сепфора учила усердной молитве, благоговейному почитанию святых и часто повторяла:
— Иконы не выставка картин. Перед ними молиться надо, надо знать тропари, каждодневно обращаться к святым, что на иконах. Если вначале трудно запомнить тропарь, выучи хотя бы припевы из акафиста.
Не раз говорила матушка, что в тропарях раскрывается Священное Писание, раскрываются образы тех угодников, к которым мы обращаемся.
— Я старалась безпрекословно исполнять все послушания, …но тут попыталась возразить: «Когда же их учить? У меня же мама больная, трое детей. Работа от восьми до восьми».
А матушка советует:
— Возьми листочек тетрадный, напиши на нем тропарь, сложи гармошечкой. И пока мы в церковь ехать будем – в Тулу, держи его в руке и читай незаметно.
— Так я начала учить тропари… А еще, бывало, спрашивает: «Что ты сегодня читала?» Я отвечаю: «Евангелие». А матушка дотошно выясняет: «Евангелие от кого?» А я и забыла, конечно. Она вздохнет укоризненно: «Нет. Не пойдет так. Ты должна знать, кто написал такие святые евангельские слова…» И представляете? Начинает слово в слово повторять мне то, что я дома читала. Стою и слушаю в оцепенении. Опять матушка знает обо мне больше, чем я сама. Она не любила, чтобы просто читали, надо было вникать в каждое слово, понимать каждый стих Псалтири. Допустим, девятая кафизма Псалтири – о послушании сынов Адамовых. Матушка говорит мне: «Кафизма-то о послушании. Вот и учись у них, запоминай, как они слушались отца своего». Сколько раз было – прочитаю дома, а матушка уже знает, что читала. Проверит, как я поняла, и поправит, если надо.
— Я держусь матушкиного благословения. 13-й год в Оптиной. Стараюсь исполнять молитвенное правило, которое дала мне матушка Сепфора. Она часто напоминала: «Молись Богородице 150 раз, читай Евангелие, пятисотницу, Псалтирь»…
Если я расслаблялась, позволяла себе ослушаться, искушения просто сыпались на меня. Например, был такой период, когда я перестала читать 150 «Богородиц». Вскоре я совсем остыла к молитве. И напало на меня такое давящее уныние. Стало невыносимо тяжело. Приехала в очередной раз к матушке. И первые слова ее были: «Ты почему не молишься?» Прямо с порога стала приводить меня в чувства. А еще матушка дала мне понять, что знает: есть вещи, которые я скрываю от своего духовного отца. Стыжусь рассказывать. Матушка Сепфора учила, что надо говорить все, с самого донышка доставать, ничего не скрывая.
Нечистая сила. О бесовских нападениях – «Надо быть борцы». О крестном знамении
Монахиня Ксения рассказывала, да и другие тоже, что у матушки было несколько посохов. Она натирала их водой с Иордана, лампадным маслом от святых икон, пред которыми молилась. И ходила ли, стояла ли в храме – опиралась на одну из своих палочек. А когда к ней приходили (чаще всего это были ее чада), слегка била посохом по рукам – ногам, по спине. Те, кто лучше других знал матушку, утверждают, что так она бесов отбивала, очищала человека.
Да, с нечистой силой матушка повоевала, за что бесы люто мстили ей. Однажды послушник Сергий зашел к матушке после очередного бесовского нападения на нее.
А ведь не пустыня Сахара. Неоткуда ему было взяться: окно закрыто, ни одной щели, даже форточки нет. Двери тоже закрыты, да и вокруг домика песка не было.
А в другой раз Сергий, собираясь в Москву, зашел к матушке благословение взять на дорогу.
Он понимал, что матушка молилась за преумножение любви, за покой и мирность в душе человека. Ну а духи зла воевали с ней, мстили за каждую победу. Она же не страшилась и не уступала, всегда оставалась воином Христовым. Иногда говорила чадам своим, что надо быть стойкими, уметь бороться, произнося на свой лад: «Надо быть борцы». У него же иной раз кровь стыла от страха. Вот и тогда, почти не дыша, оглянулся по сторонам:
— Матушка, а ты видишь их?
— А как же. Вон он, рогатый, стоит.
О.Никон признается, что тогда был потрясен и напуган. Понимал, что это не театр, не игры, что матушка тут, как боец на передовой. Но, увы, защитить он ее не мог, вообще мало чем мог помочь ей.
Из воспоминаний схимонахини Анастасии (Марии, монахини Пантелеимоны) о нападениях бесовских:
…В родном Киреевске в советское время не было ни одного храма. Ездили в село Панино, нередко – в Тулу, где, как правило, оставались на ночь… Именно там, в Туле, случилось событие, приоткрывшее для монахини Пантелеимоны завесу тайны над зловещим присутствием в мире вездесущих «соседей».
В окна уже ночь смотрела. Время было позднее, давала знать о себе дневная усталость. Постелили им в отдельной комнате. …В полночь матушка с трудом разбудила ее: «Пантюш, посмотри, что там бегает? Вроде двое копошатся…» Пантелеимона испуганно посмотрела в темный угол (она мало еще знала, как близка матушка к ангельскому миру). А у самой мысли забегали: «Боже мой, матушке плохо». А та продолжает: «Они четки у меня вырвали. Иди ищи». И тут для Пантелеимоны словно занавес приоткрылся. Целых несколько мгновений она ясно видела злокозненную возню, затеянную в комнате, со страхом наблюдала, как зловещие тени метались от стены к стене. Впрочем, нет, она видела их так же ясно, как себя и матушку… Когда встала, перекрестившись, с постели, картинка поблекла, она перестала видеть незваных «гостей», но всей душой, всей кожей чувствовала присутствие нечистой силы. Искала почти на ощупь, с трудом подавляя страх, доверяясь матушкиным молитвам. Четки нашла в самом неожиданном месте: у противоположной стены за новыми шкафами новомодной тогда мебельной стенки. И долго еще не могла забыть о зловещих пришельцах.
Спустя годы в присутствии монахини Пантелеимоны случилось еще одно нападение бесовское на матушку Сепфору. Приехали они в Клыково (это было первое появление матушки в новом монастыре) 5 января – как раз под Рождество. Легли спать, и вдруг раздался громкий стук в окна. С каждой минутой он усиливался. Вскоре громыхало и звенело так, что, казалось, вот-вот стекла вылетят. Матушка позвала ее: «Пантюша, вставай. Молись, детка». Немало времени прошло с той памятной ночи, а до сих пор схимонахиня Анастасия с содроганием вспоминает: «Встали на молитву. Я стою, дрожу как осиновый лист. А матушка – само спокойствие. От одного ее крестного знамения (а налагала она его крепко, словно впечатывала) столько силы исходило! Помолилась, покрестилась, и все затихло. Как будто и не было ничего…
Трепетали, боялись ее бесы и при жизни, и после преставления… Помню, принесла я однажды в храм (это в Туле было) с могилки матушки Сепфоры освященное масло. В храме как раз всенощная шла. Ну, я и раздала всем маслице матушкино. А там у нас была женщина бесноватая, Валентина, ей не досталось. И я пообещала принести на следующий день. Ну, обещала – сделала. Вышли мы на водосвятный молебен святителю Николаю, стоим у часовенки. Тут подходит ко мне Валентина. Я протягиваю ей масло, но она вдруг меняется в лице и буквально вопит странным, нечеловеческим голосом: «Ты зачем это сюда привезла? Я боюсь ее! Не люблю! Отойди от меня!» Все на нас смотрят, не понимают в чем дело. Я сначала растерялась, а потом молиться стала: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…» Осенила ее крестом и маслом помазала. Она сразу сникла, покраснела: «Простите, матушка. Видите, что он делает во мне?» И взяла масло.
Осуждение – «Никогда не смей говорить ни о ком плохо»
Схимонахиня Анастасия (Мария, монахиня Пантелеимона): «…Матушка очень не любила, когда порицали кого-то. Она запрещала мне: «Никогда не смей говорить ни о ком плохо. Каждый человек стоит перед Богом. Господь знает, как управить его жизнь. И кто мы такие, чтобы осуждать!»»
Пост. О воздержании в пище и постничестве – «Обильная пища не приближает к Богу»
Схимонахиня Анастасия вспоминает, какой постницей была схимонахиня Сепфора:
— В день перед причастием питалась только просфорой. В Страстную седмицу пищи не вкушала. Ничего, кроме чая. Только чай, и то холодный…
У матушки Сепфоры была такая маленькая чашечка, и ела она одну-единственную разливную ложку первого. Любила рыбку соленую. Кусочек съест и чаем запьет. Кстати, чай только назывался так. Чаще всего это была простая вода. Сладкое вовсе не ела. Если приносили что, делила на кусочки. А еще конфетки, печеньица собирала. И видно, освящалось все это сильной молитвой. Потому что замечали мы: угостит матушка больного такой конфеткой (конфеты и всякие сладости называла она «пустячками»), тот съест и исцелится. От простуды ли, от головной, от зубной боли или еще от чего…
Была она редкой постницей. Но держала это в тайне. Только те, кто совсем рядом был, видели, какой подвиг она несет. Однако других никогда не позволяла себе неволить, хотя и считала, что обильная пища не приближает к Богу. Чад же своих учила поститься тайно. Еще и потому, что время было такое. Однажды я пожаловалась: «Как быть, матушка? По роду своей работы приходится мне встречаться с большими начальниками. И если уж обедаем вместе, пост не пост, ничего, кроме скоромной пищи, не подают». Она мне и говорит: «Ешь, потом поговеешь. Не показывай себя, чтоб никто не знал».
Послушание. Как исполнять послушание
— Вот все, что тебе скажут, исполняй как для Господа. А главное – с Господом надо все время быть. Будешь с Ним, и Он с тобой будет.
О Божественной литургии и поведении в храме
Схимонахиня Анастасия (Мария, монахиня Пантелеимона) вспоминает, что матушка Сепфора все время напоминала, что, входя в храм, надо благоговейно предстоять Богу, обязательно знать Божественную литургию. И если служба уже началась, не бегать от иконы к иконе, а молиться вместе со всеми. Она рассказывала: «Наш Архипка (блаженный сельский) всегда говорил: «Козы полезли. Тропарей не знают, не читают, че прикладываются?»» Сама она, когда заходила в храм, делала поклоны иконе праздника, Божьей Матери, Кресту, святителю Николаю, иконе «Всех святых». Чадам своим не уставала повторять: «Надо знать Священное Писание, уметь думать над ним, размышлять». Читают, к примеру, Часы. А в это время кто по храму ходит, кто свечи ставит. Она, бывало, сокрушается: «Ты понимаешь, что делается? Идет проскомидия, вынимаются частички за усопших, за живых. Молиться надо, а не «дай я поставлю свечку сама». Это же грех великий. А когда тропарь читаю
Матушка Сепфора (Шнякина)
Матушка Сепфора и монастырь Спаса Нерукотворного в Клыкове
Множество святых прославлено Церковью, но многие подвижники не узнаны людьми. Их знает небольшой круг почитателей, которые свидетельствуют о святости человека: о том, что это был не просто «целитель» или экстрасенс, или «бабка», а истинный молитвенник и чудотворец. Именно такой была матушка Сепфора (Шнякина).
Она прожила длинную жизнь, полную духовных подвигов. Многие годы провела она в обители в честь Спаса Нерукотворного образа в селе Клыково, неподалеку от Оптиной Свято-Введенской пустыни. Матушка Сепфора стала одним из немногих проводников между Святой Русью, подвижницами духа дореволюционной России, и нашими современниками.
Чудеса возле могилки матушки Сепфоры продолжаются и по сей день. Каково житие (биография) матушки Сепфоры (Шнякиной) из Клыкова, какие пророчества оставила матушка Сепфора и почему ее зовут птичкой небесной, мы расскажем в нашей статье.
Дореволюционная жизнь матушки Сепфоры
Будущая святая родилась 19 марта 1986 года в Тамбовской губернии, в селе Глухово, в благочестивой крестьянской семье. При рождении девочку назвали Дашей. Мать Дарьи родила 13 детей, но большинство умерли во младенчестве. Даша была одной из троих выживших ребят.
В этой православной семье была прекрасная наследственность: и со стороны отца, и со стороны матери были лица духовного сана, среди родственников – монашествующие. Поэтому тяга к молитве сопровождала будущую матушку Сепфору с детства. Известно, что она бывала при местном женском монастыре, обучаясь школьной науке и женским рукоделиям, ткачеству, шитью. Уже тогда, во время работы, Даша читала молитвенное правило по наставлениям монахинь.
По словам односельчан, Дарья с детства желала монашества, но по благословению родителей вышла замуж за односельчанина. Эта крестьянская семья также была большой и верующей. Будущая матушка Сепфора в замужестве родила четырех дочерей, к 1933 году с мужем они выстроили большой хороший дом.
Но в 1933 году началась коллективизация и раскулачивания. Известно, что при этом многие зажиточные крестьяне гибли, будучи сосланными и даже расстрелянными. Муж Дарьи решил перебраться к Туле, в местечко Болохово, чтобы работать на шахте. Однако сразу по отъезде мужа (который хотел сперва устроиться на новом месте, и только потом вывезти семью) Дарью с детьми раскулачили: дом был разрушен, имущество отобрано, родителей супруга сослали на Соловки и многие односельчане отвернулись от одинокой матери. Приютила ее некая вдова Агафья. Пока семья не смогла накопить на дорогу, Дарья с детьми голодали и мерзли, просили милостыню и тяжело работали, где придется. Около 1936 года они перебрались в Болохово, а в Великую Отечественную войну, когда муж Дарьи ушел на фронт, переезжали на Тамбовщину. Трудные военные и послевоенные годы семья спасалась молитвой.
Монашество матушки Сепфоры
В 1955 году муж Дарьи скончался. С Тамбовщины она с дочерьми переехала в город Киреевск, стали вновь посещать храм в селе Панине (ведь большинство храмов в советской России было разрушено, и матушке Сепфоре было подчас некуда прийти).
В небольшом домике на окраине Сергиева Посада и было ей видение: во время молитвы она узрела ангелов, спустившихся с небес и совершавших над ней некий обряд, а затем надевших на нее монашеское одеяние. Об этом она на следующий же день рассказала на исповеди в Лавре. Иеромонах, принимавший исповедь, выслушал ее и благословил на постриг в монашество. 20 октября 1967 года ее постригли в монашество с именем Досифея. Однако она оставалась тайной монахиней в миру – это была обычная для советского времени практика, ведь монастырей было мало, монахи преследовались.
Матушка долго жила в Сергиевом Посаде, уехав оттуда лишь после смерти дочери Александры. В Посаде к ней, как и к ее современнице – блаженной Матроне Московской, приходили многие люди, даже монахи Троице-Сергиевой Лавры. Соседи удивлялись, говорили, наверно, «лечит бабушка Даша».
Клыково и матушка Сепфора – птичка небесная
После пострига матушка Сепфора с Божией помощью ездила по святым места, побывав в Киево-Печерской лавре и Оптиной пустыни. В декабре 1989 ее постригли в схиму – она стала схимонахиней Сепфорой. В переводе с иврита это имя обозначает «птичка».
Жизнь подвижницы продолжалась в келии, где она молилась, постничала, принимала многих людей. Она переживала из-за своего положения монашества в миру, желая служить Богу в монастыре. Известно, что по молитве к Матери Божией матушке Сепфоре явилась Сама Она – Царица Небесная, и открыла, что молитвенника скончается в монастыре. Очевидно, Богородица назвала село Клыково, поскольку у приезжающих матушка спрашивала, не священники ли они из Клыково.
Это село неподалеку от Оптиной пустыни, где братией обители было построено архиерейское подворье с храмом. Однажды духовник Оптиной пустыни, схиигумен Илий (он жив и поныне) благословил восстанавливавшим Клыково монахам быть под духовным оформлением некой схимонахини Сепфоры. Разумеется, братия удивилась, но матушку разыскали и поехали к ней просить совета и молитв. После ее молитвы строительство ускорилось, и братия сразу сделала небольшую избу для матушки. Так подвижница переехала в Клыково.
Кто такие старцы и старицы
Старчество – великое явление в Православии. Издревле святые принимали людей, приходивших к ним за советом. Люди узнавали о святости подвижника по его дару чудотворения и прозорливости. Именно после долгих аскетических подвигов принимали людей и Оптинские старцы. Они изгоняли из одержимых людей бесов, исцеляли, пророчествовали и утешали людей в любых бедах.
Их традицию наследовала и матушка Сепфора. Она говорила не от себя, а от своего молитвенного опыта общения с Богом.
Сегодня почитается самым известным Собор Оптинских старцев – собрание великих святых подвижников, живших совсем недавно в Оптиной Свято-Введенской пустыни. Это аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи – Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации.
В Соборе прославлены 14 преподобных старцев Оптиной Пустыни. Эта монашеская обитель была основана еще в XIV веке, но истинный духовный расцвет ее пришелся на XIX век. Находится Свято-Введенская Оптина Пустынь недалеко от города Козельска. Здесь два века назад был возрожден опыт духовного наставничества мирян – старчества. Ранее, после реформ Петра Великого, в России было принято лишь коротко исповедоваться, причем с недоверием к священнику – Петр Первый повелел духовенству под страхом наказания доносить на преступников.
Возрождение старчества в Оптиной пришлось на Золотой век русской литературы. Некоторые старцы повлияли на жизнь и творчество русских писателей: Николая Гоголя, Федора Достоевского, Льва Толстого, Константина Леонтьева (последний жил в обители долгое время).
Самый известный Оптинский старец – преподобный Амвросий. Святому Амвросию по воле Божией должно было стать важным звеном непрерывной цепи Оптинских старцев. После смерти одного из первых старцев, Макария, в обители почти воцарилось уныние: умер духовный наставник, братия не знала, как обходиться без духовных советов. Святой Амвросий смог стать на его место духовника, и в течение 30 лет, несмотря на тяжелые болезни, помогал советом и укреплял дух не только братии, но и всех приходящих к нему людей России.
Сам великий Достоевский нашел утешение у старца Амвросия Оптинского после семейной трагедии – смерти маленького сына. Многие эпизоды величайшего романа писателя «Братья Карамазовы» стали итогом размышлений в этой поездке, а в литературном образе святого старца Зосимы все современники узнали самого святого Амвросия. В романе «Братья Карамазовы» вы можете прочитать о ежедневном приеме людей святым Амвросием, его помощи им и прочитать описание его внешности и поведения: Достоевский оставил поистине неоценимый подарок всем почитателям Оптиной.
Как добраться до Клыкова, Калужская область?
До местечка лучше добираться автомобилем по трассе Калуга-Козельск. За указателем на Оптину пустынь поворачивайте в направлении Мещовска, затем сверните у таблички с указателем на Клыкова. Вашим ориентиром будет заметная часовня святого Олега Брянского.
Молитвы исцеления на могиле матушки Сепфоры
Многие люди после посещения Клыкова оставили свидетельства и в интернете, и в Спасовском храме о выздоровлениях по молитве к матушке Сепфоре. Случаи исцеления и спасения:
Одна женщина болела гнойной мастопатией, ей необходима была операция. Перед хирургическим вмешательством она долго молилась матушке Сепфоре. И уже накануне операции с молитвой же она пошла на УЗИ, на исследовании ничего не обнаружили. Поэтому с благодарностью исцеленная поехала на могилку матушки Сепфоры.
О необъяснимом чуде свидетельствовала и некая Елена. Ее супруг-шофер отправлялся в командировку. Все время поездки жена беспокоилась за супруга и попросила матушку Сепфору помолиться за мужа. Действительно, вернувшись из командировки, супруг показал рану, которая осталась после страшной аварии, в которой он не покалечился.
Елена же рассказывала о помощи подвижницы сыну при тяжелой болезни и температуре. После молитвы к матери Сепфоре температура почти мгновенно спала.
Одна женщина из Киреевска рассказывала о дружбе с матушкой Сепфорой и совместной молитве в церковь в Панино. Уже тогда матушка Сепфора имела дар прозорливости, хотя скромно не проявляла его. Этой женщине матушка Сепфора рассказала о судьбе ее детей: дочери женщины тали матушками (женами священников), а сын – священником, который даже причащал мать.
Молитвами матушки для храма в Клыково нашелся автомобиль. Она подсказала, как выбрать машину по приметам, и чудом ее отдали монастырю.
Удивительные вещи творились по ее слову на стройке. Размораживались и выходили из земли целые блоки, которые не могли вытащить сильные строители. Взрослые мужики, для которых сквернословие было частью жизни, успокаивались и слушались матушку.
Матушка благословляла рабочих, строителей и монахов своим посохом, окропленным водой из реки Иордан и помазанным освященным маслом.
После смерти матушки, от масла из лампадки на могилке подвижницы исцелился от рака крови – лейкемии мальчик. Исцеленный увидел матушку во сне, благословляющую, и поцеловал ее руку.
В этой же семье от неизлечимой болезни исцелилась бабушка мальчика.
Смерть матушки Сепфоры – святой подвижницы
Чудесным было и завершение земного пути матушки Сепфоры. Она предвидела кончину и накануне многим дарила подарки, раздавая имущество. 13 мая 1997 года матушка упокоилась в своем домике-келье, похоронили же ее возле алтаря Никольского придела, на братском кладбище. Ей было 102 года.
И сегодня на могиле матушки происходят необъяснимые великие чудеса. Так, вскоре после смерти старицы увидели миро на ее фотографии, стоявшей в келии матушки: сначала казалось, что фото запотело, но вскоре от обилия миро фотография прилипла к стеклу. Об этом чуде свидетельствовали сами оптинские монахи.
Миро – это чудесная маслянистая жидкость, появляющаяся сама собой от мощей и святых православных икон по всему миру. Никто не знает ее состав, ученые говорят, что состоит она из эфирных масел неземных растений! Миро исцеляет и благоухает.
Пророчества старицы Сепфоры
Матушки Сепфора была прозорливицей и ясно видела каждого человека, его судьбу и жизнь, прошлое и будущее.
Зачастую предсказания ее касались и судеб мира:
Множество пророчеств о России: матушка предсказывала, что если страной будет править царь, Россия не примет печать антихриста и все будет хорошо. По мнению многих наших современников-политологов, это возможно. Ведь и род Романовых вернулся в Россиию, приезжает в нашу страну, старается возрождать ее.
Матушка пророчествовала о грядущем Апокалипсисе. Она наставляла людей читать Откровение Иоанна Богослова и толкования на него, просила больше верить в Бога и молиться.
По предсказанию матушки Клыково будет переименовано в город Спасск, монастырь расшириться, будет больше строений и насельников.
Советы и наставления матушки Сепфоры
Слова матушки Сепфора были вдохновлены ее подвигом молитвы, а значит, Самим Духом Святым.
Матушка повторяла слова молитвы и предлагала молиться самой: “Господи, утверди сердце мое по тебе горети!”
Подвижница заповедала молиться о начальствующих и родителях. Постоянно совершала и просила совершать Богородичное правило, то есть не забывать молиться Богородице, читать молитвы «Достойно есть» и «Богородица Дева, радуйся», а также и святым, и Господу – наш Отец Небесные и Его святые слышат все молитвы.
Матушка говорила о том, что маленьких детей нельзя бить и сильно ругать, ведь они являются воском сырым: нужно растить их с любовью и мягкой строгостью, не позволяя лишнего, но и не крича на них жестоко. При ошибках, шалостях, проступках детей нужно не только вразумлять ребенка, но и молиться о нем ко Господу, чтобы Сам Господь направил его на праведный жизненный путь.
Старица запрещала порицание и осуждение людей, напоминая, что осуждение – большой грех. Суд – дело Господа, который знает, что делать с жизнью человека.
Многие шли к матушке за советом, а она просила перед посещением всегда и самостоятельно молиться Богу, чтобы Он через матушку открыл просящему Свою волю. Этот завет выполняют и сегодня все, идущие в Клыкова; так же советуют поступать многие современные старцы.
Об иконах в доме матушка Сепфора говорила, что ко всем иконам, которые имеются в доме, надо знать молитвы (например, краткие тропари) и житие изображенных святых или историю явления образа Богоматери. Без знания, без молитвы иконы становятся «выставкой картин».
Матушка советовала меньше думать о делах житейских, оставляющих на волю Божию, и больше – о Царстве Божием и добродетели.
Матушка говорила о важности молитвы для спасения души человеческой, молитвенный подвиг – общение с Богом, просьба о Его благоволении на наши дела. Все дела нужно творить для Господа, в сердце быть с ним.
Как и многие святые, матушка считала главной молитвой Иисусову. Подвижница заповедовала повторять такую молитву сюда – в поездках, общественных местах, при монотонной работе. Можно заменять слова молитвослова Иисусовой молитвой по четкам перед иконой: нужно мысленно или вслух произнести слова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» и передвинуть бусину на четках. Так следует делать в течение 10 минут утром и вечером – это и будет вашим молитвенным правилом. По четкам также можно молиться в дороге. Иисусова молитва – одна из наиболее известных православных молитв. Это очень краткая молитва с очень глубоким смыслом. Удивительно, но это и первая ступень на пути становления в вере, и молитва святых подвижников благочестия. Ее благодать и сила очень велика. Молитва – обращение к Богу-Сыну, Господу Иисусу Христу о помощи и милости. В любых жизненных трудностях, во всякий день эту молитву можно читать, чтобы Бог оградил Вас от от всякого зла.
Перед молитвой Господней и Иисусовой, как и перед любой, нужно соблюсти несколько несложных правил:
Каждое наставление и слово старицы Сепфоры было простым, говорилось без гордости и было исполнено любви. За советом, благословением шли и ехали к ней люди.
Матушка Сепфора наследовала традицию преподобного Амвросия Оптинского в том, как говорить с людьми. Главная мысль заветов старца – необходимо оставить свою жизнь в Божиих руках, довериться Богу во всех проблемах, а со своей стороны – трудиться подвигом молитвы, помогать близким, воздерживаться от излишеств, жить просто. Преподобный Амвросий и матушка Сепфора давали свои советы людям всех сословий, а значит, каждый из нас может последовать им.
Божии заповеди просты; молитва как общение с Богом – тоже делание обычное; просто и радоваться каждому дню жизни, и благодарить за него – все это вместе подарит вам совершенно иное качество жизни духовной и обыденной.
Молитва матушке старице Сепфоре и фильм «Птичка небесная»
Матушка Сепфора пока не прославлена в лике святых. По традиции Православной Церкви должно быть зафиксировано много чудес, создано много свидетельств о помощи. Прославление в лике святых подвижника совершается через несколько десятилетий.
Сегодня можно молиться ко Господу и ней так:
«Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей, схимонахини Сепфоры, даруй ей Царство Небесное, ее же молитвами и меня грешного (грешную) помилуй».
Обращайтесь и своими словами к матушке, как к живой. Акафиста и молитвы к ней пока нет, Церковь не благословляет читать их – просто разговаривайте с подвижницей.
Чудеса матушки Сепфоры долгие годы записываются в Клыково. Снят фильм, который повествует о святой нашего времени, созданный в 2011 году по инициативе игумена Михаила (Семенова) – наместника мужского монастыря «Спаса Нерукотворного пустынь». В нем можно увидеть фотографии, записи из жизни матушки, услышать ее советы и наставления. Засняты интервью с с духовными детьми, которых окормляла матушка Сепфора, и даже с родными подвижницы.
Да хранит вас Господь молитвами матушки Сепфоры и да успокоит ее в селениях праведных!