схимники псково печерского монастыря сегодня
Старцы Псково-Печерского монастыря
Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель хорошо знают во всем мире. Основой такой широкой известности стали великие старцы, праведники, жившие в разные периоды истории монастыря.
Пещеры Псково-Печерской обители
Название связано с присутствием пещер на территории монастыря. Первая пещерная церковь была названа в честь Успения Божьей Матери. Ее выкопал собственноручно преп. Иона в холме, состоящем из песчаника, в 1473 году. Этот год и считается датой основания обители.
Все монастырские пещеры делятся на дальние и ближние. Протяженность последних — около 15 метров. Здесь покоятся мощи великих преподобных отцов. Дальние пещеры состоят из семи галерей, общая протяженность которых составляет примерно 200 метров. К ним примыкает пещерный храм Воскресения Христова.
Здесь же находится монастырское кладбище. Монахов хоронят на 5 и 6 улице, а остальных — в других галереях. Умершие тела помещают в гробы, которые не засыпают землей, а обустраивают в нишах пещерных стен. Общее число захоронений здесь довольно велико, — около 10 тысяч.
Великие святые Псково-Печерской обители
Монастырь подарил миру череду святых отцов, чья жизнь и подвиги протекали в разные годы существования монастыря. В череду прославленных церковью Псково-Печерских подвижников входят девять имен:
Преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божью приходящим людям всех сословий России. Учили жить по совету старцев.
Современные старцы обители
Старцем в православии считается человек, имеющий богатый духовный опыт, осуществляющий наставничество других людей, менее искушенных в духовной науке. Псково-Печерский монастырь породил целую плеяду таких богатырей, приводящих людей к Богу, утешающих и назидающих не только словами, но и своим примером.
Ещё интересные статьи о православии:
В 20-м веке многочисленные подвижники благочестия украшали своей жизнью Псково-Печерскую обитель. Среди них:
Подвижники того времени говорили о духовной жизни: «Это наука из наук и искусство из искусств». А о себе скромно добавляли: «Мы не ученые, но толченые». Искание Царства Божьего в своем сердце, обучение Иисусовой молитве, терпение всех бед и скорбей ради Христа, — составляли суть их духовной науки.
Подвизались в обители и ученые-монахи: митрополит Вениамин (Федченков), оставил богатое просветительско-литературное наследие, например, «Божьи люди», «Небо на земле» и др.
Было много и других старцев:
Отец Иоанн Крестьянкин
Псково-Печерская обитель подарила миру одного из самых почитаемых старцев современности — отца Иоанна Крестьянкина. Это был истинный подвижник, знающий волю Божью, исполненный духовной силы и мудрости. К нему съезжались люди со всей России. Находился батюшка постоянно в окружении толпы паломников, жаждущих от него мудрого, прозорливого совета.
Батюшка никогда не диктовал никому своей воли, но те, кто противился и не выполнял старческих советов, как правило, ожидали разочарование и искреннее раскаяние. Отец Иоанн терпеливо, с любовью принимал таких людей и старался помочь исправить все совершенные ими ошибки.
Отец Иоанн Крестьянкин — это особое, удивительное и прекрасное явление в церковной жизни 20-го века в России. О нем можно говорить очень много. Его называли старцем старцев. Он отсидел годы в тюрьмах, в ссылках, но ничто не могло сломить ни его веры, ни его радости о Божественной жизни.
Старец Адриан (Кирсанов)
В прошлом 2018 году на 97 году жизни скончался старец Адриан. В свое время он изгонял бесов, был одним из самых загадочных монахов Псково-Печерского монастыря того периода. К нему стекались страждущие и нуждающиеся в духовном утешении со всей России, всего мира. Он был ветераном Великой Отечественной войны, постриг принял в Троице-Сергиевой лавре. В Псково-Печерской обители подвизался с 1975 года.
Старец Никон (Антонов)
Иоанн Крестьянкин перешел в вечные обители, но в настоящее время в обитель вернулся его ученик, старец схиархимандрит Никон. Начиная со школьных лет, он трудился в Псково-Печерской обители на различных послушаниях. С детских лет общался с Иоанном Крестьянкиным, который стал ему духовным отцом.
Затем поступил в обитель на постоянное жительство (1973 г.), вскоре принял монашество. Но через несколько лет монастырской жизни ему пришлось покинуть святые стены. Был назначен настоятелем храма в одном из сел Псковской области. В 2012 году вернулся в родную обитель, и с тех пор подвизается там. Тогда же стал схимником.
Архимандрит Нафанаил (Поспелов)
Был казначеем Псково-Печерского монастыря. Его детство протекало в условиях принудительной коллективизации. Великую Отечественную войну прошел летным механиком. Его отец, Николай Поспелов, был расстрелян в 1937 году и причислен впоследствии к сонму новомучеников Российских.
До вступления в монастырь арх. Нафанаил вел трудную, подвижническую жизнь, полную трудностей и лишений. Это его подготовило к будущему монашескому пути. Тщательно скрывал свои духовные дарования как от монастырской братии, так и от всех остальных.
Был духовным чадом о. Алипия, защищавшего монастырь и веру в Бога во время хрущевских гонений. Перенял от своего наставника дар мудрого слова. Перед смертью отказался ставить себе кардиостимулятор, чтобы продлить жизнь. Когда умирал, позвонил в колокольчик и тем самым известил братию о своей кончине.
Архимандрит Тихон (Секретарев)
Возглавлял монастырь с 1995 года по 2018 год. Умер от тяжелой болезни в конце того же года. Олицетворял собою целую эпоху. Благодаря его подвижническим трудам был известен не только в России, но и далеко за ее пределами.
Много времени и средств уделял благоустроению обители и сделал ее одной из самых посещаемых в России. Вел активную просветительскую деятельность, особенно уделял большое внимание воспитанию молодежи. Президент его лично наградил орденом св. Александра Невского в 2017 году.
Как доехать в монастырь
Добраться в монастырь совсем нетрудно, — туда регулярно ходят экскурсионные и рейсовые автобусы. Добраться можно поездом через Москву или Санкт-Петербург, далее в город Печоры. А оттуда рукой подать.
Монастырь находится недалеко от этого старинного живописного городка, и каждый его житель укажет к нему дорогу.
Успенский Псково-Печерский монастырь, история и фото, где принимает старец Никон
На бескрайних луговых просторах за мощными крепостными стенами утопает в зелени многовековых сосен и дубов белостенный златоглавый Успенский Псково-Печерский монастырь. Это один из самых прославленных и известных монастырей России. Воздвигался он столетиями над «печорами» – пещерами, в которых укрывались и молились Господу иноки.
Из истории
Одним из первых затворников принято считать некоего Марка. Упоминание о нем отмечено в летописи 1932 годом. Марк, как и многие его единоверцы, бежал сюда от гнета монголо-татар с южных земель Руси. Вместе с несколькими богомольцами поселился он в пещерах. «Богом зданными» называют их – то есть «Богом созданными».
Псково-Печерская обитель
Как знать, может, никогда не суждено было бы стать этим пещерам великой духовной обителью, не поселись здесь священник Иоанн с женой. Именно эту супружескую пару принято считать основателями монастыря. В 1470-м году батюшка Иоанн в одном из подземелий устроил церковь Успения Святой Богородицы. Именно благодаря ему иноков начали хоронить в подземельях, не закапывая в землю.
К слову, на то время территории эти принадлежали некоему Ивану Дементьеву. По некоторым данным – простому крестьянину, который использовал территорию как вырубку. Узнав о поселении здесь богомольцев, Дементьев отказался от своего участка земли в их пользу.
Периодом расцвета обители принято считать середину 16-го века, время управления монастырем преподобномучеником Корнилием. Один за другим возникали при нем здесь новые храмы, уже над поверхностью земли.
Географическое положение монастыря – в приграничье Ливонии – послужило необходимостью превратиться Божьему дому в самую настоящую неприступную крепость. Не одну оборону пришлось ей выдержать!
Успенский Псково-Печерский – единственный в России монастырь, деятельность в котором не приостанавливалась в годы советской власти даже в 1920-м году, когда на территории СССР закрылись двери абсолютно всех монастырей. Территории же, на которых находился Успенский Псково-Печерский, в это время отошли, согласно Тартускому мирному договору, независимой Эстонии.
В январе 1945 года территория, на которой расположен монастырь, перешла в состав РСФСР.
Сегодня Успенская Псково-Печерская обитель является действующим монастырем, двери которого открыты для посещения паломниками.
Официальный сайт монастыря: www.pskovo-pechersky-monastery.ru.
Легенды и предания
«Богом зданные» пещеры
Подземный комплекс включает в себя ближние и дальние пещеры. Первые открыты для паломников постоянно. Чтобы попасть в дальние, нужно договариваться заранее.
В ближних пещерах захоронены основатели монастыря и те, кто стоял у его истоков. Протяженность галереи – 15 метров.
Дальние же располагаются на семи так называемых подземных улицах. Их общая длина – более 200 метров. Здесь находятся открытые захоронения более чем 10 тысяч усопших – как монахов, так и благочестивых паломников, защитников монастыря.
Здесь также захоронены потомки Модеста Мусоргского, Александра Пушкина, Михаила Кутузова.
К сожалению, в ближайшее время постоянный поток паломников в дальние пещеры может быть приостановлен. Постоянное присутствие живых людей провоцирует поднятие температуры в пещерах до +10-15 град. Идеальной же для нетленного сохранения тел считается температура около +5 град.
Святые пещеры
Собор святых отцов
На Святой горе, неподалеку от входа в подземные пещеры, воздвигнут храм Псково-Печерских преподобных старцев. Мудрыми святыми отцами и подвижниками Успенский Псково-Печерский монастырь славен как мало какой другой. Их великое множество – умевших утолить жажду духовных исканий, боль сердца пришедших к ним чад, некоторые славились умением творить чудеса телесного исцеления. А такие чудеса, кстати, и по сей день происходят у нетленных мощей святых старцев.
Один из последних наиболее почитаемых святых отцов, практически наших современников, — отец Иоанн Крестьянкин. В 1970-90 гг. к нему потоками направлялись паломники за мудрым, прозорливым советом. Тяжелая жизнь, годы, проведенные в лагерях, не сломали его душевную суть, напротив – закалили, наполнили мудростью, терпением и любовью, которой батюшка с радостью делился со всеми пришедшими к нему.
Еще об одной из главных достопримечательностей России – Свято-Троицком Ипатьевском монастыре можно прочитать здесь.
Старец схиархимандрит Никон
Попасть к отцу Никону, услышать его мудрый совет и благословение, считается великой духовной благодатью. Он всегда находится в окружении паломников.
В миру старец Никон носил имя Владимир, по батюшке – Владимирович, фамилии – Антонов. Еще совсем маленьким мальчиком, проживая в городе Касимове, убегал в церковь и там с радостью и благоговением простаивал службы. Став школьником, не смотря на процветавший в те годы атеизм, во время каникул приходил и трудился в стенах Успенского Псково-Печерского монастыря.
В своем родном городе он и познакомился с батюшкой Иоанном Крестьянкиным. С проникновенным вниманием прислушивался он к мудрым советам священника, который впоследствии стал его духовным наставником и водителем.
В 1973 году, окончив среднюю школу, Володя Антонов ушел в монастырь навсегда. Здесь через год его постригли в монашество и нарекли именем Никон.
Отец Никон
Но не отречение от мира и заточение в келье ждали его. Пару лет спустя рукоположенный в сан иеромонаха священник Никон отправляется руководить приходом Святого Великомученника Георгия Победоносца в селе Заполье (Плюсский район Псковщины). Прихожане очень любили своего батюшку, всегда готового помочь добрым советом, душевной щедростью. Нелегко было ему служить в глухой деревне, поддерживать в надлежащем состоянии храм, направлять к нему стопы местных селян, которых становилось все меньше и меньше – деревенское население катастрофически убывало.
Батюшка предпринимал неоднократно попытки возродить чудодейственный святой источник преподобномученицы Анастасии Римляныни, который невежественное население превратило в самую настоящую свалку…
В 2012-м году батюшку Никона перевели с прихода в стены Успенского Псково-Печерского монастыря уже навсегда. Здесь его постригли в великую схиму, оставив прежнее имя – Никон.
Сегодня к отцу Никону выстраиваются толпы паломников. Кто-то просит помолиться батюшку о даровании в семье чада, кто-то болью душевной спешит поделиться и ищет поддержки. Всем открыта душа мудрого старца, любовью и Божией милостью всех пришедших к нему врачует и одаривает.
Старцы Псково-Печерского монастыря
Старцы Псково-Печерского монастыря и собор святых Псково-Печерских
Множество обителей просияли на Руси, однако лишь некоторые стали известны своими старцами – так называют праведников-монахов, которым Господь даровал прозорливость и чудотворнее при жизни, которые принимают всех людей, подавая каждому совет.
Традиция старчества в Пскова-Печерском монастыре продолжается, но многие из них уже канонизированы в лике святых – ведь монастырь имеет древнюю историю. Он ни разу не закрывался, несмотря на многие исторические перипетии. Красива обитель и духовной жизнью, прекрасна и внешне: здесь сохранились шедевры архитектуры и иконописи, насчитывающие по пятьсот-шестьсот лет, бережно почитаются великие святыни.
Собор преподобных отцов Псково-Печерских – это изображение великих святых подвижников, живших совсем недавно. Это аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи – Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации.
Пещеры Псково-Печерского монастыря
Полное название монастыря – Свято-Успенский Псково-Печерский, а такое особое название он имеет благодаря древнему слову «печеры», то есть пещеры. В Пскова-Печерском монастыре они носят название «Богом зданные», то есть «созданные».
Это уникальное природное образование. Первый и главный храм монастыря носит название Успенского и был освящен в честь этого праздника в 1473 году преподобным Ионой, основателем обители. Он пришел сюда из земель современной Эстонии (Тарту) скрываясь от нападений немцев-католиков на православных. Святой Иона был женатым священником и жил поначалу вместе с женой. Вскоре оба они приняли монашество – гроб супруги святого Ионы также находится в «Богом зданных» пещерах. Она канонизирована в лике святых как преподобная Васса.
Они жили и молились в найденных ими пещерах, а после основания храма и мужского монастыря святым Ионой гора, в которой находятся пещеры, получила название «Святая». Традиционно окончивших свой земной путь насельников обители хоронят в пещерах. Сегодня здесь насчитывают более десяти тысяч захоронений всех веков существования обители.
Уникальной особенностью пещер является их чистый и сухой воздух: здесь нет запаха тления. Многие тела похороненных в пещерах стали святыми мощами: от них происходят чудеса.
Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних, подобно Киевским лаврским пещерам:
– Ближние, длина которых составляет лишь около 15 метров. Сюда перенесены мощи прославленных и почитаемых святых.
– Дальние, из семи длинных галерей протяжённостью примерно 200 метров. Именно здесь находится основное монастырское кладбище. На 5 и 6 галереях похоронены монахи, а на других улицах есть место и захоронениям мирян – благодетелей монастыря. Некоторые части галерей закрыты для посещения: здесь открыто стоят гробы похороненных. В конце 6-й улицы к ним примыкает пещерная церковь Воскресения Христова – удивительный храм, где под землей возносят молитву Богу.
Гробы, хранящиеся в пещерах, помещают в стены, а не засыпают землёй.
Святые Псково-Печерского монастыря – собор преподобных отцов
В честь святых Псково-Печерской Успенской обители совершается день памяти их всех в 4 неделю после праздника Святой Троицы. Он установлен в 1980-е годы по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена, бывшего в свое время настоятелем Псково-Печерского монастыря. Также в обители при его настоятельстве был составлен акафист всем Псково-Печерским святым.
В Соборе Псково-Печерских святых прославлены:
Не прославлены в лике святых, но почитаются и известны следующие Псково-Печерские старцы:
В 2000-х годах появилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) – он ныне епископ Егорьевский, викарий Патриарха, управляющий Западным викариатством города Москвы. В них описаны случаи и чудеса из жизни старцев Псково-Печерского монастыря. Так, описаны духовные наставления, реальные чудесные события из жизни наместника монастыря, архимандрита Тихона и схиархимандрита Никона Печерского.
Важнейший дар, объединяющий всех старцев Псково-Печерских, да и всех православных святых – любовь к людям. Сам Господь сказал, что главная заповедь – любить ближнего, как себя, и любить Бога. В этих заповедях – «весь закон и пророчества».
Святыни Псково-Печерского монастыря
Важнейшие святыни обители – чудотворные мощи всех перечисленных нами ее святых насельников.
Кроме того, обитель прославлена иконой Успения Пресвятой Богородицы, которая висит над Царскими вратами пещерного храма обители. Она ежегодно износится для поклонения крестным ходом через всю обитель в день праздника Успения Богородицы.
Во все времена обитель привлекала к себе паломников. И сегодня в монастырь едет множество людей, чтобы приложиться к святыням и получить совет праведных насельников обители.
В чем помогают Псково-Печерские старцы
Можно сказать, что святые Псково-Печерской обители помогают во всех трудностях. Нет такой беды, в которой не обращались бы к ним люди. Однако традиция их почитания говорит, что они имеют особую благодать в наставлении человеческой души на путь, предназначенный Богом для нее:
Как доехать в Псково-Печерский монастырь
Сегодня в обитель регулярно ходят экскурсионные автобусы. Вы можете также совершить паломничество самостоятельно.
Молитву святым старцам Псково-Печерским можно читать онлайн по тексту ниже
О, преподобные и богоносные отцы наши: Марк, Иона, Корнилий, Вассиан, Дорофей, Лазарь, Симеон, Александр и блаженная мать Васса!
Смиренно припадаем к вам, к великим праведникам, в Псковской земле просиявшим славно – украсили вы обитель Печерскую жития вашего чудного сиянием пресветлым; к вам приходим и, с любовью хваля вас, просим вашего представительства перед Богом за нас, многогрешных: попросите Господа Сил и Пречистую Матерь Его, чтобы сохранили они Российскую страну нашу мирной, утвердили в благочестии землю Псковскую и покровом благодати Своей города России покрыли, монастыри да укрепят и всем подвизающимся в ней подадут спасение и вечную жизнь в Царствии Небесном.
Помогите нам, о угодники Божии, создать храм Божий в сердцах наших и украсить его добродетелями, чтобы жил в нем Сам Господь! Оградите нас стеной молитв побеждающих всех от искусительных стрел врага рода человеческого и от всех злых его соблазнов, чтобы богоугодно жили мы на земле, а по смерти вечное Царство Пресвятой Троицы унаследовали, прославляя всегда и бесконечно Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.
Молитвами святых старцев Псково-Печерских да хранит вас Господь!
Академия печорских старцев
Вышел в свет новый номер журнала «Монастырский вестник» – № 2 за 2017 год. Его тема – игумен, отец, наставник, духовник. С любезного разрешения редакции публикуем одну из статей номера – о Псково-Печерском монастыре.
Оказывается, иной раз разглядеть мир небесный удобнее из глубины пещеры. В окружении десятков погребенных подвижников и простых мирян, чьи тела не источают запаха тления, – и воздух кругом чист и свеж, – в приятной прохладе, в темноте подземелья как-то естественно даются человеку мысли о том, что прах он и в прах возвратится. В пещерах Псково-Печерского монастыря ум становится яснее, взгляд глубже, сердце покойнее.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь уникален уже тем, что ни разу не закрывался. Традиция монашества, старчества не прерывалась здесь насильственно в годы советского атеизма, как это трагически случилось практически со всеми монастырями Русской Церкви. Дух обители, ее уклад, отношения наместника с братиями, общение между насельниками – все это драгоценное сокровище, которое Бог по Своему особому Помыслу сберег здесь, в небольшом городке Печоры, на самом западном порубежье России.
Псково-Печерский монастырь расположен на стыке государственных границ, границ цивилизаций. Это положение как бы подчеркивает его неземное гражданство, вознесенность горе. Нет здесь материковой прочности Урала и Сибири, с Балтийского моря приходят ветры Европы, так что земному в Печорах не веришь, остается только корнями врастать в небесное. Так поступали и подвижники этих мест более полутысячи лет.
Впрочем, корни уходят и в глубь земли – но направление это не люди выбирали, а Бог указал. Потому что пещеры местные – «Богом зданные», то есть данные самим Господом свыше. И в пещерах – надежнее, основательнее, чем на равнинах большой дороги с Востока на Запад и обратно.
Глубокая, незыблемая тишина этих пещерных «улиц», не нарушаемая даже десятками идущих по песку паломников, их постоянный «микроклимат» – зимой и летом одна температура, одна влажность – будто вновь свидетельствуют: есть в жизни изменчивое, преходящее, а есть – Вечность.
«Опорный пункт»
История монастыря начинается в 1473 году, с момента освящения преподобным Ионой Успенской церкви, выкопанной в песчаном холме у ручья Каменец. Этот ручей сохранился до наших дней и протекает аккурат под громадой обители.
Однако и до указанного момента на святом месте происходили знаменательные события. Так, согласно летописи, в конце XIV века изборские охотники – отец и сын Селиши – слышали «гласы поющих неизреченно и прекрасно» у ручья Каменец, а также ощутили благоухание, подобное фимиаму. Вскоре местный крестьянин Иван Дементьев, приобретший эти земли по жребию, рубил лес на склоне горы. Под корнями одного из поваленных деревьев открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».
В этих местах жили выходцы из Киево-Печерского монастыря, переселившиеся в псковские земли в поисках убежища от частых набегов крымских татар. Сохранилось имя лишь начального инока – преподобного Марка.
Сам будущий преподобный Иона был до пострига священником в Георгиевском храме Юрьева Ливонского (нынешний город Тарту), по имени Иоанн, по прозвищу Шестник, то есть пришелец, потому как пришел в Ливонию из московских пределов с миссией.
Вместе с семьей – женой Марией и детьми – отец Иоанн переселяется в Псков, спасаясь от немецко-латинянских гонений. Узнав о чудесных пещерах, они обживают их окрестности. Тяжко заболевшая Мария решает принять монашеский постриг – так монахиня Васса становится первой насельницей монастыря. Ее примеру вскоре последовал и супруг.
И тут произошло чудо: изшедший из алтаря храма огонь изгнал захватчиков из обители
Преемник Ионы, иеромонах Мисаил, выстроил на горе кельи и храм, но вторгшиеся лифляндцы сожгли деревянные постройки, разграбили все ценности. Однако тут произошло чудо: изшедший из алтаря храма огонь изгнал захватчиков из обители.
Набеги происходили регулярно: монастырь воспринимался не столько местом монашеских подвигов, сколько опорным пунктом русского влияния в регионе.
Расцвет обители связан с игуменом преподобномучеником Корнилием. В 1541 году он соорудил трапезную Благовещенскую церковь, расширил Успенский собор, прокопал далее монастырские пещеры. Всего за семь лет – в 1558–1565 годы – были воздвигнуты вокруг монастыря каменные стены, что являлось редкостью в те времена. В 1570 году обитель-крепость посетил царь Иоанн Грозный. Охваченный «манией вездесущей измены», он не принял игуменского приветствия и, согласно преданию, тут же, у врат монастыря, обвинил Корнилия в государственной измене (в частности, в укрывательстве беглого князя Андрея Курбского) и привел смертный приговор в действие. Правда, как это часто бывало, царь в это же мгновение раскаялся и понес тело убиенного игумена в Успенский собор. С того дня путь от надвратного Никольского храма до Успенской церкви именуется «Кровавой дорожкой».
Каменные стены весьма пригодились и служили обороне вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году. Обитель выдержала осаду польского короля Стефана Батория (1581), шведского короля Густава II Адольфа (1611–1614, с перерывами) и шведского короля Карла XII (1703).
В 1758–1759 годах над Успенским храмом была возведена Покровская церковь, в 1792–1800 годах построена церковь в честь Лазаря Четверодневного, в 1815–1827 годах – Михайловский собор в память избавления Пскова от наполеоновских войск, в 1870 году устроена Сретенская церковь.
С 1785 по 1824 годы в обители подвизался преподобный Лазарь Прозорливый, находившийся «как бы совершенно мертвым» трое суток. В 1822 году с ним беседовал император Александр I.
Лихое столетье
В 1920 году Печерская обитель по Тартускому мирному договору была отнесена к Эстонии и пребывала ее частью до присоединения Эстонии к СССР в 1940 году. Этот факт – в иных случаях весьма скорбный – на самом деле сохранил обитель от антирелигиозных гонений и разрушений большевистской власти.
Но началась самая кровопролитная война в истории человечества. После немецкой оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому).
С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). После него руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырем до ареста советскими спецслужбами в конце 1944 года.
Весной 1942 года в монастыре поселился оказавшийся на оккупированной территории схиепископ Макарий (Васильев).
Есть свидетельства, что в монастыре разыскиваемых гестаповцами людей прятали под куполами
C августа 1941 по февраль 1944 года братия монастыря вместе с игуменом Павлом (Горшковым) участвовали в Псковской православной миссии, целью которой было возрождение духовной жизни на захваченных немцами территориях. Священнослужители оказывали внешнюю лояльность оккупационному режиму для возможности совершать богослужения. Есть свидетельства, что в Псково-Печерском монастыре разыскиваемых гестаповцами людей прятали под куполами.
После освобождения советскими войсками Псковщины игумен Павел (Горшков) был включен в комиссию по расследованию преступлений оккупантов. Однако в октябре 1944 года его неожиданно арестовали по обвинению в сотрудничестве с оккупантами. Осудили на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер он в 1950 году. Реабилитирован в 1997 году.
«Прислушайтесь!»
Наш провожатый – игумен Хрисанф, катехизатор с большим стажем. Он же частично отвечает в обители за внешние сношения, в частности взаимодействие со СМИ. Поэтому мы – по его части.
Первое место, куда обычно отправляются паломники, – сами пещеры, отмеченные и в названии обители.
Мы побывали в монастыре в середине декабря. Нас ждало не только полное отсутствие снежного покрова, почти положительные температуры, но и не очень большое количество прихожан и туристов. Это было, прямо сказать, весьма кстати для нас. В противном случае появление журналистов могло остаться незамеченным – настолько здесь в пиковый период обильно людей, что нагрузка на всю братию, разумеется, возрастает в разы. Но здесь всем гостям всегда рады.
В пещерах также почти нет экскурсий – можно свободно пройтись по подземным улочкам (в сравнении с зимней погодой здесь тепло), помолиться, просто помолчать. Но мы на задании, поэтому говорим.
– Отец Хрисанф, как копаются эти могильные ниши в стенах пещер? Есть какая-то специальная технология?
– Да нет, думаю, технология обычная для подобных случаев: пешнами разбивается песчаник, вынимается грунт лопатами, потом снова рыхление, вынос лишнего объема песчаника. Обычно это делают два-три человека, одни и те же. Вообще понятно, что процесс требует много усилий и при этом весьма деликатный – место святое, кому угодно это дело не поручишь.
– Кого сейчас здесь хоронят?
– Отдельные захоронения для духовников, а для братии вообще есть свое большое захоронение.
– На данный момент какое захоронение самое позднее?
– Отца Нафанаила, казначея обители. Для него новую нишу не копали, гроб вложили в уже имевшуюся, но ее лицевую часть заменили.
Над тобой – цельная громада песчаника. Ничего нигде не сыпется, но, тем не менее, песчаник – это не гранит.
– Были ли здесь аварийные ситуации?
– Нет. Постоянный мониторинг стен ведут специалисты из Санкт-Петербурга.
– Кстати, вопрос отсутствия характерного для столь многочисленной усыпальницы смрада как-то интересует ученых? Они пытаются это объяснить с научной точки зрения?
– Такие попытки рационального объяснения были во времена Хрущева. Однако присланной комиссии пришлось констатировать факт, что научно этот феномен никак не объясним. Такие результаты, конечно, подрывали веру во всесилие науки и не соответствовали тогдашнему политическому курсу. Поэтому они замалчивались. Больше никаких исследований не проводилось.
Отец Хрисанф продолжает экскурсию по подземному некрополю:
– Само братское кладбище было устроено, как считается, в 1700 году. И со временем оно наполнилось до предела. А старое – то, что основано ранее 1700 года, – было расчищено, дерево там рассыпается. И теперь братию мы хороним в старом, которое таким образом стало новым. Почему мы думаем, что это 1700 год? Потому что тогда вышел указ царя Петра I о том, чтобы православных людей хоронили в тесаных гробах, а не в колодах, как было ранее. С каждого гроба брали налог. Так утилитарная задача пополнения казны помогла посчитать, сколько здесь захороненной братии.
Табличек – кто именно, годы жизни – в большинстве случаев нет.
– Да, мы ставим гроб и молимся: «Упокой, Господи…» Потому что нахождение здесь – это только до Страшного суда, а там мы все узнаем друг друга.
Во влажности дерево все равно разрушается, и верхние гробы давят нижние, сминая их. Навести порядок в таких условиях, понятно, почти невозможно.
Иногда могилы навещают родственники насельников, местные священномонахи служат панихиды.
«Стойте. Тише!» 20 секунд молчим – ничего не слышим. «Вот ради этого мы сюда приходим. Ради тишины».
– Стойте. Тише. Прислушайтесь.
20 секунд стоим молча, ничего не слышим.
– Вот ради этого мы сюда так часто приходим. Ради тишины.
Впрочем, есть среди паломников и те, кто неблагосклонно относится к экскурсиям по фактически кладбищенским улицам пещер. Но такова многолетняя традиция монастыря, приносящая духовную пользу верующим. По заметно закопченным стенам становится ясно, что поток верующих сюда не иссякает…
На дровах
Максимальное количество действий в монастыре можно отыскать чаще всего на кухне. Здесь и звуки стука половников о большие кастрюли, и шипение жарки, и густые ароматы, и обмен фразами о текущем процессе. Почти непрерывно и почти всегда звучно. Яркий диссонанс с пещерами.
Монах Евтихий, келарь. Родом из Волгограда, в монастыре с 2000 года:
– Старец Василий (Швец) как-то приехал к нам в город и сюда нас позвал. Благословил остаться здесь. А в миру… в миру, как обычно, выбор был: что делать дальше? Работа у меня была хорошая, занимался коммерцией. Но потом мне так все это надоело, просто невыносимо. Помню: еду на работу, а состояние такое, будто меня на смертную казнь ведут. Ну и бросил все. На приходе в Волгограде два года жил, трудился, молился.
– То есть к монастырю более-менее подготовились?
– Ну, скажем так, никаких неожиданностей здесь для меня не оказалось. Послушание, молитва, труд.
– Семьи у вас не было?
– Знаю, что в монастыре готовят на дровах.
– Да, готовим на дровах, это наша традиция, завещанная старцами. Поэтому отключения электричества мы не боимся. Супы варим – щи, рассольники; каши – гречка, перловка; грибная подливка, в воскресные дни – жареная рыба. Часть рыбы покупаем у рыбаков с Чудского озера.
– Готовите из учета того, что всего вас здесь…
– Из учета того, что всего нас здесь 78 насельников. Но мы еще человек 200 кормим благотворительными обедами. Каждый день.
– Есть у Псково-Печерского монастыря фирменное блюдо?
– Трудно сказать… Простая здоровая пища – вот наша традиция. Хлебы печем большие – 80 на 40 см. За неделю съедается 40 таких батонов. Но у нас ведь еще паломнический центр хлеб берет и гостиницы. Квас делаем, покупаем для этого на заводе квасное сусло. Все на дрожжах у нас.
– То есть бывшую недавно модной тенденцию бояться дрожжей вы не разделяете?
«У нас все идет своим чередом, главное – про молитву не забывать»
– Нет! Это не про нас. У нас все идет своим чередом, главное – про молитву не забывать. И кушать все по благословению. А по большим праздникам и в воскресные дни у нас чин о панагии совершается.
За спиной отца Евтихия пробегает то один брат, то другой с вопросами касательно будущего обеда. Отец Евтихий – человек занятой, скоро вон рыбу с Чудского привезут, принимать надо. Не до разговоров ему. Ладно, мы тоже на обед пойдем.
На некоторое время покидаем пределы обители и направляемся в губернский центр – Псков. Чудом сохраненные храмы в центре города, Псковский Кром (Кремль), Довмонтов город, река Великая – без этого старинный град потерял бы свое историческое лицо. Но лицо это – даже сквозь серую зиму, советскую застройку и новые высотки – все равно обретается.
На берегу Великой, несущей свои воды в Балтику, по-над стенами Старого города, глядя с которых вспоминаешь его военное прошлое, приютилось подворье Печерской обители.
Территорию подворья в советское время и до последнего момента занимал областной онкологический диспансер. На сегодня де-юре историческая справедливость восторжествовала и территория диспансера возвращена Церкви, но в помещениях продолжает работу больничный стационар с некоторым количеством пациентов.
– Как вообще складываются отношения с музейным сообществом, которое – так уж получилось – когда-то заняло многие церковные пространства?
– У нас в области, в епархии, слава Богу, отношения совершенно конструктивные, действительно есть взаимопонимание. Вообще закон-то прост на самом деле: для того, чтобы музей или санаторий, допустим, освободили территорию, епархия должна найти ему равноценную замену. Когда такая замена найдена, то, по большому счету, никаких трудностей уже не возникает.
На подворье будет действовать паломнический центр и частично будут проводиться занятия кафедры теологии.
А на самой кафедре теологии Псковского государственного университета в момент нашего там появления – в разгаре заседание преподавательской корпорации с участием наместника монастыря архимандрита Тихона и некоторых насельников обители. В самом ПГУ стараниями митрополита Псковского и Порховского Евсевия был открыт храм.
Плеть для доброго пастуха
Следующий день было решено начать с «дружного мычания». Обоняние нас не подвело: впереди коровник.
– Правило простое: как ты к коровам, так и они к тебе. Если ты их любишь, ласкаешь, заботишься о них, они это точно чувствуют и к тебе относятся так же. У нас один послушник был, он коров бил. Одна ему доильный аппарат опрокинула. Но он наш монастырь покинул. Нельзя так с коровами – они существа добрые, мягкие.
– Уход тщательный требуется?
– Следить надо внимательно, чтобы вымя чистое было. А иначе может грязь всякая или еще что-нибудь, чего в коровнике много, в молоко попасть. Потом кто это молоко пить будет?
Владимир ласково хлопает коровку:
– У нас есть свой дояр, инок Георгий. Его брат – монах Кирилл – тоже коровами занимается. Ночью дежурит, охраняет, кормит. Они оба из Чувашии приехали. А всего нас четыре человека на коровнике занято, иногда трудника дают в помощь на некоторое время.
– А какие форс-мажорные случаи могут ночью с коровами произойти?
– Да всякое может быть! Заболеть может: переесть, например. Оглянуться не успеешь, а она с раздутым брюхом лежит – объелась уже из тазика корма! И все, ее лечить надо, отца Афанасия вызываем. Аппетит у них часто совершенно неконтролируемый, в поле как танки идут, съедают все на своем пути, даже мусор иногда. Бутылку пластиковую ухватит и жует! А чтоб отнять – это побегать за ней надо.
За всеми не набегаешься…
– Раньше 20 голов было, сейчас 9. Нам этого вполне хватает, остальных фактически раздали тем, кому они нужнее. Из молока стараемся сыр делать, творог вкусный получается, сметана. Но братия съедает очень скромную часть молочных продуктов.
Владимир выводит трех буренок на огороженный пятачок – небольшой загончик. Ноги размять, воздухом подышать.
Гордость стада – бурая латвийская порода, мясомолочная. Жирность их молочка – 5%.
Отец Афанасий, ветеринар по образованию:
– Таких пород даже в Латвии-Эстонии почти не осталось, да и у нас на Псковщине они переводятся, потому что при всей своей адаптированности к местности, с точки зрения экономической целесообразности, дают молока маловато.
– Вы как «скорая помощь» для коров?
– Да, лечим, когда надо: бывают у них неприятности. Если переедание, то обычно кваса им даем. Если хромает, то тут разные варианты помощи возможны.
На первый план в мизансцене выходит отец Кирилл, с широкой белоснежной бородой и такой же широкой улыбкой. В руках у него «оружие» пастуха – мощный кнут. Расположившись в центре загона, он делает круговой взмах плетью (тот пролетает в критической близи с камерой нашего фотографа) и звучно, сильно щелкает ее концом над самой своей головой. Потом еще раз и еще. Щелчки звучат, как выстрелы. Что ж, плеть доходчиво намекает, что такого пастуха лучше слушаться.
Сам «мастер кнута» скромно умалчивает, но рассказывают его собратья, что таких пастухов, как отец Кирилл, считай, в России-то единицы. Всю жизнь он ведет за собой коров. В мороз, в жару. Бесценный опыт. Будет ли он передан.
– Что едят? Осоку не будут. Любят клевер, ветловник – очень хороший, питательный.
– Такого качественного корма достаточно в окрестностях?
– Нет! Хорошей травы очень мало осталось, еще где-то на опушках коровки себе пропитание найдут, а если не озаботиться поиском места прокорма, то и голодные могут вернуться. А вообще формула питания такая: 2 часа интенсивного жора утром, 2 вечером – и довольно будет.
Отец Кирилл в монастыре уже 22-й год.
– Какие приметы, что буренки сыты? Начинают лизать друг друга, играть.
– Если сжато и емко (как инструкция для новичков), то каковы правила хорошего пастушества?
– Чужих коров не приучать, в чужие огороды не загонять. Если потравят твои коровы чужие наделы – это твоя головная боль, придут жаловаться.
Упитанный игривый бычок проявляет неподдельный интерес к нашему фотографу, стоящему внутри загончика. Автор этих строк, предусмотрительно стоя вне загона, проявляет неподдельный интерес к этой сцене. На фоне зрелища отец Кирилл начинает рассказ о психологии быков.
– Бык – это особая история. Он «чужаков» за версту чует, агрессию по отношению к себе. Такого бык может повалить с ног и начать катать. Это катание по земле часто оканчивается трагически.
Отец Афанасий подтверждает:
– Да, у быка же прекрасная реакция. Умножить это на его мощь, скорость – он может разгоняться до 40 км/ч. В результате человек, даже самый спортивный, просто физически не успеет подняться. Пока ребра не переломает бедняге, бык не успокоится, а то и вовсе затопчет человека.
Монастырский бык никого катать желания не имел. Это была очень хорошая новость для нашего фотографа.
Отец Кирилл не может не вспомнить эпизод из профессионального прошлого:
– В колхозе до 300 голов пас. Был у меня напарник. Дал ему кнут. А он ни кнутом работать не умеет, ни с быком поладить – боится. Бык его и повалил, катать начал. Насилу того работничка спас. Спрашиваю: «Тебя кто заставил коров пасти?» – «Жена…» Вот так, без любви, без желания нельзя на такую работу идти…
Подъемная сила
Отец Хрисанф поясняет:
– Здесь различная строительная техника базируется: краны, грузовики, самосвалы, даже бульдозеры есть. Она задействована на строительстве храмов, паломнических центров, гостиниц, других объектов монастырской инфраструктуры. Для того, чтобы реализовать множество планов, необходимо иметь такую технику – это снижает затраты на выполнение работ.
– То есть капитальное сооружение своими силами?
– Ну, частично своими, частично подключаются мирские специалисты – строители, прорабы.
Есть еще пилорама, выпиливающая доски для дальнейшей сборки мебели паломнического центра. В столярном цеху работают местные умельцы, могущие собрать любую мебель. Столам и диванам из магазина они не доверяют. Рассказывают между делом о том, что раньше Печоры были прекрасным, образцовым городком с высокой культурой, чистым, ухоженным – любо-дорого посмотреть. Кризис 1990-х сильно перекосил жизнь городка не в лучшую сторону. Монастырь стал для Печор «градообразующим предприятием».
Для воинов Христовых
Бывшая воинская часть Печор несколько лет назад была передана монастырю. Некогда передовую и современную часть постиг тот же кризис, спровоцированный развалом Союза.
Теперь в главном здании на втором этаже располагается храм Всем святым. А Знамя части передано в архив, сама часть расформирована.
Сюда ходят местные жители, которым трудно добираться до монастыря. Зал для собраний сохранил свою функцию, в нем регулярно проводятся духовные беседы со всеми желающими. А многие из работающих в паломническом центре – военные в запасе, которые ранее служили в части. К ее перерождению относятся благожелательно – они люди верующие.
Кроме всей необходимой гостиничной инфраструктуры на территории центра возводится собор. А также действует многофункциональный зал, где проводится военно-патриотическая, спортивная и воспитательная работа с печорской молодежью.
Келья старца Симеона
Она находится фактически в тех же пещерах. Когда он только пришел в нее, здесь было холодно и сыро, условия были суровыми. Отец Симеон – будущий преподобный старец – сам привел все в порядок.
Здесь маленькая кухонька, место для хранения дров, есть и комната для приема паломников. В «зале» – личные вещи преподобного, иконы, облачения, фотографии разных лет.
В келье можно увидеть и интересную деревянную модель храма авторства отца Серафима (Розенберга)– внутри все как в настоящей церкви: алтарь, иконы, даже лампады горят.
В житии святого Симеона (биографию он написал сам в зрелые годы) есть много примечательных эпизодов. В родительский дом часто приезжал монах Крыпецкого монастыря Корнилий (ныне причислен к лику святых Псковской земли). Отрока Василия (так звали святого в миру) брал с собой на сбор средств монастырю и всегда точно предсказывал, где дадут, а где – нет.
В 10 лет Василий нашел большой камень в поле и стал творить на нем молитву, подражая преподобному Серафиму Саровскому.
В 20 лет он изъявил желание поступить в монастырь, но отец не соглашался, решив его женить. Василий воспротивился. В итоге он выстроил себе отдельный домик в родительской усадьбе, где жил и молился в уединении до 25 лет.
Но вскоре произошел удивительный случай. В дом родителей пришел некий старец Симеон, почитавшийся за блаженного, и заявил отцу, что «пришел сюда умирать». Василий спросил у старца благословения на монастырь. Вместо ответа Симеон взял веревку, начал бить ею Василия, выгнал из дома и гнал его до конца деревни, а потом вернулся, лег на лавку и умер. Все свидетели восприняли это как однозначное указание на монашеский путь задержавшегося дома взрослого сына. Вскоре и отец смирился и отпустил Василия в Псково-Печерскую обитель.
В 1896-м Василий стал послушником монастыря, в 1900-м принял постриг с именем Вассиан, через год рукоположен в иеродиакона. Отец Вассиан обильно потрудился для восстановления монастырского хозяйства. После революции настоятель обители епископ Иоанн (Булин) хотел поставить отца Вассиана наместником монастыря, но тот по смирению отказался и просил постричь его в схиму. В 1927 году его желание исполнили: он был пострижен с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников. Кельей его стала сырая пещера, которую мы и посетили. При этом настоятель сказал: «Здесь и умрешь». Так и случилось.
В первую же ночь схимнической жизни явились ему видимым образом злые духи и хотели прогнать из кельи, устрашить. Старец только молвил: «Господи, прими дух мой». Эти «посещения» происходили и далее, но отец Симеон научился их преодолевать силою Божией.
Господь даровал рабу Своему дар прозорливости и врачевания, впрочем, свои дарования он скрывал, приписывая свои способности простой житейской мудрости и опытности.
«Всяческой малостью, суетой, слепотою люди омрачают чудо: дивный дар Господень – человеческая жизнь!»
Старец говорил: «Всяческой малостью, суетой, неведением, слепотою люди омрачают чудо: дивный дар Господень – человеческая жизнь! Не купишь ее, не заработаешь. Радость, радость, великая радость. »
Преподобный ждал смерти по Божиему откровению 2/15 января 1960 года, в день памяти Серафима Саровского. Однако наместник архимандрит Алипий забеспокоился, что его кончина может вызвать переполох в день праздника Крещения Господня, и попросил старца, чтобы тот помолился об отсрочке кончины. «Хорошо. Ты наместник, а я послушник, пусть будь по-твоему», – ответствовал смиренный старец. Почил он в крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения.
1 апреля 2003 года состоялось прославление иеромонаха Симеона в лике преподобного – местночтимого святого Псково-Печерского. Его мощи хранятся в Сретенском храме монастыря.
Мыслить нематериально
В небольшом отдалении от монастырских стен изящно расположен бывший усадебный дом баронессы Софьи Михайловны Бюнтинг. Его вид таков, что почему-то ожидаемо встретить здесь иконописца за работой.
– Уверовал в 19 лет, познакомился в Херсоне с батюшкой, который был духовным чадом отца Иоанна (Крестьянкина). Приехал в монастырь впервые в 1991 году, пообщался с известным старцем. В 2003 году он меня благословил готовиться к монашеству – до этого я 11 лет прожил в приходе под Николаевым. В 2006-м постригли в монашество.
Мой отец – художник, жили мы в Одессе, пошел учиться в художественное училище. Уверовав, я отверг все мирское, в том числе искусство на светские темы. Ушел из училища. Для папы все мои метаморфозы стали шоком, оно и понятно: он столько сил в меня вложил. Теперь-то я понимаю, что моя ревность была не по разуму, надо было быть спокойнее и тактичнее. Но, тем не менее, после этого долгое время не брал в руки кисти и краски.
Потом я понял, что это было все по Промыслу Божию: во мне должны были выветриться те дрожжи мирского искусства, которые в меня вложили на первых порах. Потому что прежде, чем перейти к иконописи, надо очиститься от светской школы. Надо научиться мыслить и видеть нематериально. Это путь собственного духовного преображения, молитвы, мучительного труда.
Даже когда мне предлагали раньше писать иконы (для храма), я отказывался, потому что просто физически не мог приступить к этому – был не готов. И первые три года здесь, в монастыре, я даже никому не говорил, что имею хоть какое-то отношение к художественному искусству.
Потом начал потихоньку. Получалось не сразу, давалось все тяжело, да и сейчас не менее тяжело. Я ведь еще служу. Не получается так просто – прийти со службы и начать тут же писать образ. Это слишком большое напряжение сил.
В память о прошлом
Архимандрит Марк, помощник древлехранителя:
– Монастырская ризница начала собираться издревле. В середине XX века некоторое время сокровища находились в Германии – их вывезли нацисты с целью «сохранить произведения искусства от большевиков».
Здесь хранятся рукописные книги XVI века (переписывание книг было делом монашеским), богослужебные (Минея, Евангелие), деревянные богослужебные сосуды. А также личные предметы царя Иоанна Грозного: походные приборы – ковши, вилочка, ложка, кстати, очень изящной работы, что говорит не только о материальном статусе их обладателя, но и о его характере и воспитании; мошна – кошелек, его пороховница (носимая на груди), горн – сигнализатор всех важных собраний и критических ситуаций; плащаница, вышитая его женой Анастасией Романовой. Вышивалась она с образца XII века (плащаница не традиционна для своего времени, так как выполнена в динамической стилистике – сюжет передает процессию погребения Христа в пещере).
Разумеется, «результат» встречи с монастырем во многом зависит от духовного настроя самого паломника. Ожидать сразу же столкнуться с прозорливым старцем и решить «с его помощью» какие-то личные проблемы – это один настрой. Просто приехать «посмотреть, походить» – совершенно иной. Впрочем, присутствие Божие и покровительство старцев – как уже почивших, так и здравствующих – чуткий человек ощутит в любом случае.
И как бы устоял мир без молитвенного подвига монахов?
Пройдя вдоль и поперек, вряд ли мы смогли проникнуть в глубину монастырской жизни. Она глазом не видится, камерой не фотографируется, даже в разговорах тщательно скрывается.
Часто благодать места начинаешь ощущать, когда уже окажешься вне его. Удаляясь от древних стен, от сокрытых в глубине пещер, постепенно представляешь себе всю осмысленность этого дивного места, стройность монашеской жизни, порядок и дисциплину, которыми так обильно питается и мир вокруг него. И как бы устоял мир без молитвенного подвига монаха?
Псково-Печерский монастырь – это обитель, вобравшая в себя духовную крепость многих поколений подвижников и дарящая эту прочность всем с верою сюда приходящим.
Журнал «Монастырский вестник» – № 2 за 2017 год