Что такое калым за невесту у мусульман

Махр и никях vs калым и чемоданы

Что такое калым за невесту у мусульман. Смотреть фото Что такое калым за невесту у мусульман. Смотреть картинку Что такое калым за невесту у мусульман. Картинка про Что такое калым за невесту у мусульман. Фото Что такое калым за невесту у мусульман

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَمْ نَرَ لِلْمُتَحَابَّيْنِ مِثْلَ النِّكَاحِ

«Мы считаем, что для двух влюблённых нет ничего лучше, чем женитьба (никах)». (Ибн Маджах, 1847)

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) также говорится:

النِّكَاحُ مِنْ سُنَّتِي، فَمَنْ لَمْ يَعْمَلْ بِسُنَّتِي فَلَيْسَ مِنِّي

«Вступление в брак относится к моей Сунне, а кто не поступает в соответствии с моей Сунной, не имеет ко мне отношения». (Ибн Маджах, 1846)

Из этих благородных хадисов мы делаем вывод о важности создания семьи. Род человеческий начался от одной семейной пары – наших прародителей Адама и Евы.

Арабское слово «никях» означает брак, но почему-то в Дагестане в простонародье принято использовать другое арабское слово – «махр», и часто можно услышать фразу «поставить махар», то есть заключить брак по нормам Ислама. По сути «махр» – это подарок невесте при вступлении в брак, который выплачивает супруг.

Важной сунной при бракосочетании является выплата махра, даже если он незначительный. Его уплата установлена законом как подарок для невесты.

В Исламе нет выкупа за невесту (калыма) и нет «чемоданов»

Нельзя путать махр с калымом – выкупом, выплачиваемым за будущую супругу её отцу и членам семьи. В Исламе нет калыма, это является пережитком доисламских обычаев разных народов, который всё же сохранился и по невежеству практикуется в народе и сегодня.

Также нельзя считать махром те дагестанские добрачные церемонии, согласно которым к невесте приходит родня с многочисленными «чемоданами» и дорогими подарками. Этого тоже нет в Исламе, это всё традиции, порой усложняющие жизнь людей.

А махр – это брачный подарок для невесты от жениха. Махр выплачивается жене и принадлежит только ей. Выплата махра является обязательным условием для мужа, и его размер определяется при обоюдном согласии. В качестве махра будущая жена может попросить любое имущество.

Обычно размер махра устанавливается в соответствии с нормой, принятой женщинами в данном населённом пункте. При этом учитываются хорошие качества девушки – внешность, непорочность, интеллектуальные возможности, возраст, благонравие, воспитание, целомудрие и т. д.

В хадисе Пророка Мух’аммада (мир ему и благословение Аллаха) сказано, что лучшая из женщин – это та, которая и сама красива, и назначает лёгкий махр. Поэтому представителям прекрасной половины человечества не стоит назначать большой махр и вгонять суженного в трудное положение.

Если будущие супруги не смогут решить, какой размер махра установить, то его может предложить тот, кто проводит акт бракосочетания.

Согласно сунне рекомендуется, чтобы махр был равен сумме, соответствующей не менее 34 граммов и не превышающей более 1700 граммов серебра.

Известны случаи, когда женщины давали согласие вступить в брак без махра или сразу говорили мужу, что прощают выплату оговорённого махра и не брали его. Бывало и такое, что девушка просила у будущего супруга в качестве махра научить её Корану и исламским наукам, когда они станут супругами. Такой прецедент был во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) с одним из сподвижников. Естественно, это осуществляется при согласии невесты.

Конечно, каждой девушке хочется получить от жениха красивый подарок в качестве махра, но бывают и исключения.

От Сахля ибн Са‘да ас-Са‘иди (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

انْظُرْ وَلَوْ خَاتَمًا مِنْ حَدِيدٍ

«Поищи для махра хотя бы железное колечко». (Бухари, 5087; Муслим, 1425)

Ислам – религия облегчения и не создаёт трудностей для людей. Отсутствие хорошего материального положения не может быть причиной не создавать семью.

Махр – это один из первых шагов к созданию семьи, которой предполагает, что два любящих друг друга сердца, следуя повелению Всевышнего создают прекрасную семью, где царит взаимопонимание, искренность, любовь и милосердие, слышен детский смех и, конечно, есть надежда на милость Создателя.

И дай Бог, чтобы всегда и у всех было так.

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Алимчулов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Источник

Калым и приданое: сколько платят за невесту и жениха и как эти традиции создают проблемы в Центральной Азии

За что платят родители невесты и жениха в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане и как эти свадебные традиции влияют на отношения в семье, кредитную историю и следующие поколения

«Свекровь называла меня нищей, плохо отзывалась о моих родителях и спрашивала, куда я потратила все деньги, которые они мне принесли в качестве приданого», – это история Азизы из Душанбе, и она не уникальна. Приданое, которое родители невесты дают дочери, а также калым (плата за невесту) со стороны жениха остаются неотъемлемой традицией в странах Центральной Азии. А нередко – еще и источником семейных проблем.

Замуж Азиза вышла год назад, когда ей было 20 лет. Родственники мужа в качестве калыма принесли две тысячи долларов. Отец Азизы – военный, мать – преподавательница. Чтобы собрать приданое и сыграть свадьбу, они взяли в банке кредит на три тысячи долларов. Родители купили бытовую технику, ювелирные изделия, курпачи (расшитые национальными узорами матрасы), одеяла и подушки, обустроили спальню в доме жениха и выбрали подарки семье будущего супруга.

«На первый день после свадьбы свекровь и сестры мужа зашли ко мне в комнату и начали проверять все, что я с собой привезла. Мое присутствие их ничуть не смущало: они трогали руками мебель, открывали коробки, проверяли посуду. Свекровь спросила, почему моя семья не купила конфорочную печь. Я сказала, что денег не хватило и что она в доме все равно есть. После этого начались ежедневные упреки», – вспоминает Азиза.

«Я рассказала об этом родителям. Чтобы меня больше не мучили, папа купил конфорочную печь и привез. Но и после этого ничего не изменилось, упреки продолжаются и по сей день. Муж никак не защищает, говорит, сама виновата, нужно было сразу купить, так как они принесли в качестве калыма большую сумму», – продолжает она.

Азиза вышла замуж еще студенткой: «Когда его родители пришли к нам свататься, моя семья им об этом сказала, они ответили, что не против моей учебы в университете. Но спустя две недели муж начал со мной ругаться, чтобы я бросила учебу. Я отказалась, так как это был мой последний год».

По ее словам, во время сватовства будущая свекровь сказала, что у него есть высшее образование. «Но позже я узнала, что она нам соврала. После школы он уехал на заработки в Россию и так никуда и не поступил. Если бы мои родители знали, что он нигде не учился, они бы никогда не выдали меня за него. Но уже поздно. Сейчас я на седьмом месяце беременности. Уйти от них я не могу, так как потом обо мне все будут говорить плохо, и второй раз я уже не смогу выйти замуж с ребенком на руках».

Цена невесты

В Таджикистане приданое невесты начинают собирать, когда девочка еще учится в школе. Жених в свою очередь должен заплатить калым родственникам девушки. Эти традиции сохранились в основном в сельской местности и на юге страны.

Раньше в северной и восточной части страны невесте приносили сарупо – комплекты одежды и обуви. Эта традиция в некоторых регионах соблюдается и сейчас. Но теперь зачастую вместо предметов гардероба предлагают деньги – как правило, от одной до трех тысяч долларов.

«Не такой жены я хотела сыну»

У Зебо трое сыновей. Ни у одного из них нет высшего образования. На свои свадьбы они копили деньги, работая в России.

Для младшего сына, Далера, Зебо выбрала невесту из сельской местности. Он вернулся в Душанбе из России этим летом и сразу женился. Впервые будущую жену Далер увидел во время никаха (исламского свадебного обряда). В качестве калыма семья отдала родителям невесты 15 тысяч сомони (около полутора тысяч долларов).

«Так как семья девушки была бедной, мы им сказали, что обустраивать спальню не надо: пусть купят одежду, курпачи, домашнюю утварь, ковер, бытовую технику и все остальное для себя», – рассказывает Зебо.

«Но она приехала совсем без ничего. Купила для себя одежду, пару курпачей, подушки, один ковер, посуду и сундук. Из бытовой техники была плитка, духовка и все. Она даже стиральную машину не привезла с собой. Хотя мы отдали калым 1500 долларов. Для сельской местности это немалые деньги», – возмущается она.

«Я сразу позвонила ее матери и высказалась. Она сказала, что денег у них нет, мы с ней поругались. Не такой жены я хотела своему сыну», – жалуется Зебо.

«Свекровь всегда мучила невестку»

Робия и ее будущий муж начали встречаться еще студентами, через год решили пожениться. Родители договорились о небольшом по меркам Душанбе приданом – 1500 долларов. Семьи решили, что за эти деньги невеста должна купить себе одежду и бытовую технику, но комнату в доме мужа обставлять не будет.

«Так предложили родители мужа. Они сказали, что к свадьбе дом полностью отремонтируют и обустроят нашу комнату. Моя семья согласилась. На эти деньги мы купили бытовую технику, какую-то часть материалов, чтобы сшить национальные платья, и потратили на какие-то мелкие расходы, остальное мои родители купили за свои деньги», – рассказывает Робия.

«Мы сыграли свадьбу, я приехала к ним домой. Захожу в нашу комнату, а они там ничего не обустроили. Моя мама подошла к его родителям и подняла этот вопрос, но его мать в ответ сказала, что это наши обязанности, что комнату должны были обустроить мои родители», – говорит она.

«При каждом удобном случае его родственники пытались меня задеть из-за того, что я привезла с собой мало вещей для дома. Это заметил муж и всех отругал», – вспоминает Робия.

По ее словам, отношения с родственниками мужа у нее не складываются: «Со свекровью не очень хорошо ладим. Она меня пытается задеть и напоминает при каждом случае, что я пришла к ним в дом с пустыми руками. Муж знает об издевательствах, просит еще немного потерпеть, пока мы переедем на съемную квартиру».

«Я не злюсь на семью мужа. У нас всегда так было принято: свекровь всегда мучила невестку. Наши бабушки терпели, мамы тоже, но новое поколение уже другое. Девушки уже начинают понимать, что терпеть издевательства – это глупо. Если бы я не любила мужа, то давно бы ушла».

«Думал, принесут турецкую одежду, но они помелочились»

Похожие традиции соблюдаются и в Узбекистане. Там семья невесты в качестве приданого должна купить одежду будущему мужу и его родственникам.

Год назад в соцсетях обсуждали случай в Навои, когда жених бросил невесту из-за того, что ему не понравилась одежда, подаренная ее родственниками.

«Моим друзьям на сарпо (приданое – Ред.) приносили турецкую одежду. Я думал, мне тоже так сделают, потому что у нее обеспеченная семья. Но они помелочились и принесли непонятные вещи – узбекский трикотаж из Гиждувана», – рассказал несостоявшийся жених на видео, которое показал узбекский государственный телеканал «Ёшлар».

«Мать не купила пылесос, свекровь устроила скандал»

Проблемы в семье Наргизы начались из-за бытовой техники. «Моя мать не купила пылесос, поэтому свекровь устроила скандал. Я ей тоже грубовато ответила. После этого она сказала мужу: «Отвези ее домой, она нам не нужна».

Сейчас Наргизе 23 года. Они с дочерью живут в доме родителей в Ташкенте. Муж, за которого девушку принудительно выдали замуж в 19 лет, бросил ее беременной.

«Когда родители жениха приходили знакомиться, то пообещали луну и звезды, поэтому моя мать сказала, что ты выйдешь за него. Мне муж был противен. Я пыталась избегать близости, но он меня насиловал», – вспоминает Наргиза.

«Когда все началось, я была беременна. Родила уже без мужа. После того, как муж меня бросил, он по шариату взял другую жену. Развод мне не дает. Про ребенка не пытается узнать, никаких алиментов», – рассказывает она.

Наргиза работает медсестрой в детской больнице. Она закончила колледж и хотела поступать в институт: «Но после замужества планы накрылись. У меня нет высшего образования, зарплата – 50 долларов, на которую нужно содержать ребенка и помогать родителям».

Сначала деньги, потом – сватовство

В Кыргызстане и Казахстане минимальной суммой калыма сейчас считается тысяча долларов. Приданое невесты должно быть соразмерно этой сумме или больше. О сумме калыма семьи договариваются заранее, и только после этого родственники жениха едут свататься в дом невесты.

Подготовка приданного начинается сразу же после сватовства. Раньше мать невесты устраивала чаепитие, на которое ее родственницы приносили вещи для приданого. Сейчас родители невесты или сама невеста может собрать себе приданое. Оно может быть самым разным, но стандартный набор включает в себя: спальный гарнитур, посуду, бытовую технику, одежду и украшения.

«Драка за приданое»

Сейчас Бакыту 36 лет, он женат и живет в Кыргызстане. Его первая свадьба не состоялась – семьи рассорились из-за калыма и приданого.

«Мне было 22 года, ей – 18. Я был влюблен, да и она не имела карьерных планов. Она была единственная дочь из богатой семьи. Я – одним из четырех сыновей родителей-мигрантов», – рассказывает Бакыт.

По его словам, отец начал отговаривать от свадьбы, но он настоял: «Все родственники помогли с калымом, и мы с трудом собрали 10 тысяч долларов».

Невеста Бакыта ушла к своим родителям: «А на следующий день они приехали и начали загружать ее приданое. Потом ее дядя спросил, отнял ли я ее девственность. Разумеется, мы спали. Тогда он заявил, что приданое они заберут, но калым не вернут, поскольку я отнял у ее «чистоту». В этот момент моя родня начала драку за приданое, раз не вернут калым – не отдадим».

«Это было для меня сюрреалистично. Я смотрел на свою невесту и понимал, что не смогу с ней быть, то же самое я видел и в ее глазах», – вспоминает он.

«Приданого мне не надо»

Когда кыргызка Жылдыз выходила замуж за британца, ее семья потребовала 20 тысяч долларов калыма. «Я была в шоке. Мой муж не из богатой семьи, его мать умерла, когда ему было десять, отец растил один его и сестру. У них нет золотых люстр и пяти машин, как у моих родителей», – говорит она.

Жылдыз тогда было 30 лет. Она жила и работала в Великобритании, где окончила магистратуру. Когда невеста с женихом приехали в Бишкек, собралась вся ее родня: «Всех, конечно, очень смущало то, что я выхожу замуж в 30 лет. Все выражали благодарность моему партнеру, что «берет меня такой несвежей».

«Напряженность достигла пика, когда мой отец посоветовал своей сестре не отправлять дочь, которая выиграла стипендию, в Германию. Сказал, чтобы она лучше выдала дочь замуж, чтобы та родила и была счастлива. Я ушла с этого собрания. Мне передали, что родственники решили собрать мне приданое – кто-то купит холодильник, кто-то микроволновку, но условие: мой жених должен дать калым как минимум 20 тысяч долларов», – вспоминает Жылдыз.

«Я рассказала все своему партнеру. Он сказал, что у него есть эти деньги, и он даст, если это меня не унизит. Он положил 30 тысяч долларов, я добавила свои 50 тысяч из личных сбережений на квартиру», – говорит она.

Деньги отцу Жылдыз передали с письмом: «Вы никогда не думали, почему ваши сыновья торопились жениться, а дочери – нет? Посмотрите тогда, кто из ваших шести сестер и маминых трех, включая ее, счастливы? Разве вы не изменяли ей, разве дед не изменял бабушке, разве дяди не избивали при нас и без нас своих жен? А теперь посмотрите на мужчин, начните с дедушек и дядь – упитанные, влюбленные в свои профессии, накормленные женами, идут сексуально удовлетворяться к другим женщинам, которые тоже надеются на их внимание и любовь. Вы можете говорить что угодно, даже советом поломать жизнь девочке, которая три года учила немецкий, чтобы поехать учиться, просто потому что вы – старший брат ее матери, мужчина, мудрец. Это не образование отталкивало нас от замужества, образование просто дало нам возможности. Вот деньги, надеюсь, вам за меня не будет стыдно. Приданого мне не надо, микроволновка и холодильник у нас есть».

«Перед свадьбой бабушка подарила мне свой сундук, мама и тети положили туда свои старые национальные украшения, жена моего дяди сшила мне национальное платье, другая бабушка связала свитера нам с мужем. Это было лучшее приданое, большее, чем я хотела и ожидала», – говорит Жылдыз.

«Дочь забрали, а приданое муж не хотел отдавать»

Дочь Арката из Казахстана похитили, когда ей было 17 лет. «Мы поехали к жениху – оказалось, что он на десять лет ее старше, но семья хорошая, родители – врачи, семья небедная, и дочка, оказывается, его знала. Она не хотела оставаться, но моя жена настояла, мол, позор будет, и вообще зачем тогда на свидания ходила, раз замуж не собиралась».

Несмотря на похищение, семья девушки собрала ей приданое. «Раньше в приданое давали только самовар, сундук и ковер, но сейчас это вся бытовая техника, бриллиантовый набор, посуда и одежда. Мы взяли кредит в банке. Нам это обошлось в пару тысяч долларов. Они (семья жениха – Ред.) сделали «сут акы» – подарок за молоко матери – тысячу долларов и покрыли расходы на свадьбу. Кредит мы еще потратили и на подарки его родне», – рассказывает Аркат.

«Через год мы узнали, что муж бьет нашу дочь, и у нее был выкидыш из-за избиений. Мы предложили ее забрать, но она решила остаться. А еще через год он захотел себе вторую жену и привел ее знакомить домой с нашей дочерью. Мы ее забрали. А приданое забирали пару месяцев. Ее муж не хотел его отдавать. Из спальни, где он уже жил с другой женщиной, мы забирали вещи нашей дочери», – говорит он.

Имена некоторых героинь изменены по их просьбе

Поделиться

Радио Азаттык © 2019 RFE/RL, Inc. | Все права защищены.

Источник

Калым (махр) в исламе и реальности

Обзор о традиции калыма (махре).

Что говорит

ислам о калыме (махре)

Что такое калым за невесту у мусульман. Смотреть фото Что такое калым за невесту у мусульман. Смотреть картинку Что такое калым за невесту у мусульман. Картинка про Что такое калым за невесту у мусульман. Фото Что такое калым за невесту у мусульман

В некоторых обществах до сих пор распространен обычай выплачивать калым за невесту. В исламских странах это также принято. Более того, ислам обязывает выплачивать выкуп за невесту. В арабских странах калым обозначается словом «махр». Однако понятие махр в исламе отличается от первоначальной практики калыма, т.к. махр уходит не в семью невесты, но будущая жена оставляет его себе.

Исламский закон считает харам (запретное) для мужа, семьи жениха или семьи невесты принять махр от невесты без ее разрешения. Однако во многих частях мусульманского мира этот аспект исламского права упускается из виду в пользу практики, которая имеет происхождение в доисламских временах – т.е. заплаченный выкуп переходит семье невесты, не спрашивая согласия самой невесты.

«Выплачивать махр (приданое) муж жене в Исламе должен обязательно, но его размер не определен. Чаще всего махром бывает что-то материальное, но может быть и выполнение какого-нибудь условия, например, обучение супруги чему-либо (чтению Корана, ремеслу и т.п.). Размер махра может устанавливаться в зависимости от материального положения мужа или согласовываться обеими сторонами (мужем и женой). Но Ислам призывает к тому, чтобы махр не был слишком мал и слишком велик. Порицается назначать большой махр, из-за чего молодые лишаются возможности вступить в брак, так как не имеют возможности выплатить его из своего дохода.

В проповеди Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не преувеличивайте в назначении приданого. Если бы это восхвалялось в мирской жизни и означало богобоязненность, то Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сам так делал бы» (Асхабу Сунан).

В другом хадисе Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Поистине благоденствием женщины является облегчение ее сватовства, приданого и родства» (Ахмад).

Махр является обязанностью мужчин, поскольку они сильнее и у них больше дохода.

Всевышний в Коране говорит: «Даруйте женщинам приданое от чистой души» (сура «ан-Ниса», аят 4).

В другом аяте Всевышний говорит: «Давайте им вознаграждение (приданое)» (сура «ан-Ниса», аят 25).

Также Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Просите даже кольцо из железа» (Бухари, Муслим). Имеется в виду: требуй что-нибудь и сделай это приданым, если даже это кольцо из железа.

Во время заключения никяха (брака) желательно упомянуть о размере махра, потому что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) об этом также упоминал. Ибо это отстраняет ссоры между мужем и женой, а также для того, чтобы не показалось, что жена дарит мужу себя. Также желательно, чтоб супруг не вступал в половую близость с женой, не выплатив приданого, дабы не противоречить некоторым ученым, считающим выплату махра обязательной до вступления в половую близость. Можно и без упоминания махра заключать брак, но это уже будет карахат (нежелательно).

по теме: Хадисы о калыме

«Хадисы о калыме, женах и качествах достойной жены»

Посланник Аллаха (Мухаммад) (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Не жди добра, если женщина требует богатого калыма и обладает дурным характером». «Бихар аль-анвар», т. 58, стр. 321);

(Шиитский) Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Воистину, одно из достоинств женщины – это малый калым. Если же она требует большого калыма, то это дурной знак». («Ман ля йахзуруху аль-факих», т. 3, стр. 387);

Повелитель правоверных (один из четырех первых халифов, последовательно возглавлявших общину мусульман после кончины Пророка Мухаммеда. Прим. Portalostranah.ru) Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Не назначайте за женщину большого калыма, поскольку дорогой калым может стать причиной раздора». («Васа’ил аш-ши‘а», т. 21, стр. 253);

Посланник милости и любви его светлость Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Чем менее накладен брак, тем меньше расходов, и такой брак угоднее Аллаху». («Канз аль-‘уммал», т. 16, стр. 299);

Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Женись даже в том случае, если твое обручальное кольцо будет из железа». («Канз аль-‘уммал», т. 16, стр. 321);

Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Достаточно подарить невесте горсть зерна или фиников, чтобы брак считался законным». («Канз аль-‘уммал», т. 16, стр. 321);

Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Когда Посланник Аллаха выдавал (свою дочь) Фатиму замуж за (своего двоюродного брата) Али (да будет мир с ними!), за калым сошли боевые доспехи стоимостью тридцать дирхемов». («Васа’ил аш-ши‘а», т. 21, стр. 251);

Великодушный Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Женщине достаточно подать своему мужу стакан воды, и Аллах воздаст ей за это щедрее, чем за дневной пост и ночное бодрствование в течение года». («Васа’ил аш-ши‘а», т. 20, стр. 172);

Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Джихад женщины состоит в том, чтобы муж был доволен ею». («Нахдж аль-балага»);

Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Будь трижды проклята женщина, которая огорчает своего мужа и причиняет ему неприятности. И трижды благословенна та, что уважает своего мужа, не досаждает ему и в любых обстоятельствах послушна его воле». («Бихар аль-анвар», т. 103, стр. 252;

То, что оценивается, что можно продать и купить, может быть махром, а то, что не оценивается, что нельзя купить и продать, махром быть не может. Если брак заключен и махром стало то, что не оценивается, то тогда нужно выплатить махр мислий (махр, соответствующий ее уровню и статусу) вместо оговоренного при заключении брака.

Уровень определяется по родственницам жены со стороны отца: сестра, племянница, тетя, двоюродная сестра. Рассматривается возраст, разум, состоятельность, девственница или нет, и в зависимости от этого определяют махр мислий.

Желательно, чтоб размер махра был не меньше десяти дирхамов, потому что Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) сказал, что не разрешается, чтоб махр был меньше 10 дирхамов и превышал сумму в 500 дирхамов, подобно махру Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) его женам (Муслим). (См. в книге «Канзу рагибин»).

В другом хадисе Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Первое, за что спросят верующего в Судный день, это махр, выплачиваемый жене». В другом хадисе Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Тот, кто не выплатил жене махр в Судный день, будет считаться прелюбодеем» (Имам Ахмад, Байхаки, Табарани). (См. в книге «Сиражу вахаж»).

Также Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Никях (т.е. бракосочетание) того, кто дозволил дирхам в качестве махра, считается дозволенным» (Байхаки, №45662).

Анас ибн Малик передает: «Абу Талха женился на Умму Салиме, махром в их браке было принятие Ислама».

Ученые посчитали желательным не увеличивать калым, хоть увеличение и не считается макрухом (нежелательным).

Информация по теме:

Калым в современном Туркменистане

Традиционно у туркмен считалось, что дочь принадлежит другим, а сын всегда будет с родителями. Мало того, он приведет в дом невестку. Таким образом, с рождением сына семья приобретает, а с рождением дочки непременно теряет. С другой стороны, в пользу рождения девочки, особенно в последнее время, говорит калым. Многие семьи, у которых растут сыновья, впадают от его непомерного размера в уныние. Где взять на него деньги, чтобы женить сына или сыновей?

Когда-то считалось, что родители жениха платят матери невесты за то, что та вскормила дочь своим молоком. Другими словами, это плата за воспитание дочери, за подготовку ее к семейной жизни. В те времена сваты в виде калыма приводили в дом девушки верблюдицу или дойную корову. Позже за животных в размере их стоимости стали давать деньги.

Но с годами калым видоизменялся. Постельные принадлежности, кухонная и домашняя утварь, ковры, мягкие подстилки из ваты, швейная машина, мебель, дорогие отрезы ткани, золотые украшения – вот неполный перечень того, что добавлялось к оговоренной денежной сумме.

Сегодня плата за «материнское молоко» в денежном исчислении в разных регионах выглядит по-разному. Например, на севере и востоке Туркмении минимальный размер калыма в пределах 4 тысяч манат, это порядка 1000 евро. Максимальный размер калыма в тех же регионах доходит до 10 тысяч манат. К калыму в придачу сторона жениха отправляет в дом невесты грузовую машину, забитую импортной мебелью и другими дорогостоящими вещами. Калым идет в ногу с эпохой. Сейчас в бюджет калыма, помимо денег, стали закладывать домашние кинотеатры, компьютеры, DVD-плееры.

Если же породниться решили состоятельные люди, то сторона невесты старается добиться от стороны жениха как можно большего, а та торгуется за каждый доллар, за каждую голову животного. Торги при таком сватовстве обычно длятся долго и напряженно, пока стороны наконец не бьют по рукам.

За высшее образование девушки ее родители могут взвинтить цену. Сторона жениха это встречает с пониманием, ведь потом новоиспеченная невестка, работая в госучреждениях и получая зарплату, сможет помочь своей новой семье возместить расходы на калым за нее. В некоторых регионах особенно приветствуется, если у будущей невестки медицинское или педагогическое образование, так как эти сферы находятся на бюджетном финансировании.

Самые дорогие невесты продаются и покупаются на юге, у ахалских и марыйских текинцев. Тот калым, что считается максимальным на севере и на востоке страны, в этих регионах Туркмении воспринимается как средний и даже минимальный. В этрапе (районе) Сакарчага в ноябре 2010 года был отмечен случай, когда за невесту уплатили калым в размере 6,5 тысяч долларов.

Калым также своего рода барометр статуса, уровня жизни семьи или отдельного человека. Тот, у кого, помимо законной жены, имеется еще одна, он за нее, как правило, тоже заплатил немалый калым. Двоеженство весьма распространено в среде государственных чиновников, представителей правоохранительных органов, преуспевающих хозяйственных руководителей и местных бизнесменов.

В то же время тысячи молодых ребят в сельской местности, не имеющих работы, не могут скопить денег на калым. Такие ребята долго не женятся, а если и берут в жены девушку, то часто близкую родственницу. Наиболее отчаянные парни из бедняцкого сословия крадут невест и без калыма живут вместе. Родители невесты не идут на контакт с новой семьей, не признают «зятя», часто отторгают и дочь.

Со временем, когда у молодой семьи рождаются дети, стороны все же идут на мировую и начинают родниться. Считается, что кража невесты в Туркмении не столь распространена, как, скажем, в Киргизии, однако мониторинг в республике никто не проводит, а факты из реальной жизни свидетельствуют, что этот старый обычай опять набирает обороты…

Обновлено 19/09/2011; Обновлено и дополнено 15/03/2013

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *