сербский монастырь святой троицы г любовия
Монастырь Святой Троицы: Первая литургия через двенадцать лет после погрома
Возрождение древней святыни Косово и Метохии
Монастырь Святой Троицы до разрушения |
Монастырь Святой Троицы в Мушучиште – одна из тех древних святынь Косова и Метохии, чья трагическая судьба не может оставить равнодушным ни одного христианина.
Эта обитель была основана в XIV веке. Синодик монастыря начинался с 1465 года, и раньше здесь хранилась библиотека ценных рукописных книг XV–XVIII веков. Во время турецкого владычества монастырь не раз терпел поругание, но монашеская жизнь здесь не угасала. Неподалеку в лесу до сих пор можно найти кельи-«испостницы» – свидетельства молитвенных подвигов насельников обители.
Обитель оказалась под угрозой нападения, которое могло произойти в любой момент. 12 июня 1999 года в монастыре была совершена последняя Божественная литургия. Сестры обители причастились и по благословению правящего архиерея были эвакуированы в Грачаницу, успев забрать с собой святые мощи и антиминс. В тот же день сербское население села Мушучиште покинуло родной край, спасая свои жизни.
Предпринимавшиеся на протяжении двенадцати лет попытки посетить поруганную святыню были связаны с опасностью. Сейчас обитель Святой Троицы является одной из двух обителей, наряду с монастырем Бинач, которые до сих пор лежат в руинах. Став епархиальным архиереем, епископ Рашко-Призренский Феодосий приложил немало усилий для того, чтобы началось возрождение святыни.
12 июня 2011 года, в день Святой Троицы, впервые за двенадцать лет на развалинах монастыря была совершена Божественная литургия. По благословению владыки Феодосия иеромонахи Андрей и Петр из монастыря Высокие Дечаны отслужили ее на том самом антиминсе, который когда-то спасли монахини. Помолиться у поруганной святыни собралось более 500 сербов, большинство из которых – выходцы из местной общины Сува Река. После литургии был отслужен водосвятный молебен и преломлен праздничный Славский колач.
Район Сува Реки и окрестных сел – это край с богатой христианской традицией. Помимо монастыря Святой Троицы и разрушенного храма Богородицы Одигитрии в Мушучиште, здесь было еще девять средневековых церквей. В близлежащем селе Речани до 1999 года стояла средневековая церковь святого Георгия, ее развалины в 2003 году посещали представители ЮНЕСКО. После трагических событий лета 1999 года во всей общине Сува Река не осталось ни одного серба, а все сербские дома и церкви были методично разрушены. Несмотря на предпринятые усилия и горячее желание вернуться на малую родину, сербские беженцы так до сих пор и не вернулись сюда.
– Остается надежда, – говорится в сообщении Рашко-Призренской епархии, – что за Божественной литургией, молитвенно оживившей монастырь Святой Троицы, последуют и другие шаги, которые приведут к народному и духовному возрождению и возвращению сербов этого края.
Предлагаем вниманию читателей небольшой фоторепортаж, подготовленный информационной службой Рашко-Призренской епархии.
Монастырь Святой Троицы: Первая литургия через двенадцать лет после погрома
Возрождение древней святыни Косово и Метохии
Монастырь Святой Троицы до разрушения |
Монастырь Святой Троицы в Мушучиште – одна из тех древних святынь Косова и Метохии, чья трагическая судьба не может оставить равнодушным ни одного христианина.
Эта обитель была основана в XIV веке. Синодик монастыря начинался с 1465 года, и раньше здесь хранилась библиотека ценных рукописных книг XV–XVIII веков. Во время турецкого владычества монастырь не раз терпел поругание, но монашеская жизнь здесь не угасала. Неподалеку в лесу до сих пор можно найти кельи-«испостницы» – свидетельства молитвенных подвигов насельников обители.
Обитель оказалась под угрозой нападения, которое могло произойти в любой момент. 12 июня 1999 года в монастыре была совершена последняя Божественная литургия. Сестры обители причастились и по благословению правящего архиерея были эвакуированы в Грачаницу, успев забрать с собой святые мощи и антиминс. В тот же день сербское население села Мушучиште покинуло родной край, спасая свои жизни.
Предпринимавшиеся на протяжении двенадцати лет попытки посетить поруганную святыню были связаны с опасностью. Сейчас обитель Святой Троицы является одной из двух обителей, наряду с монастырем Бинач, которые до сих пор лежат в руинах. Став епархиальным архиереем, епископ Рашко-Призренский Феодосий приложил немало усилий для того, чтобы началось возрождение святыни.
12 июня 2011 года, в день Святой Троицы, впервые за двенадцать лет на развалинах монастыря была совершена Божественная литургия. По благословению владыки Феодосия иеромонахи Андрей и Петр из монастыря Высокие Дечаны отслужили ее на том самом антиминсе, который когда-то спасли монахини. Помолиться у поруганной святыни собралось более 500 сербов, большинство из которых – выходцы из местной общины Сува Река. После литургии был отслужен водосвятный молебен и преломлен праздничный Славский колач.
Район Сува Реки и окрестных сел – это край с богатой христианской традицией. Помимо монастыря Святой Троицы и разрушенного храма Богородицы Одигитрии в Мушучиште, здесь было еще девять средневековых церквей. В близлежащем селе Речани до 1999 года стояла средневековая церковь святого Георгия, ее развалины в 2003 году посещали представители ЮНЕСКО. После трагических событий лета 1999 года во всей общине Сува Река не осталось ни одного серба, а все сербские дома и церкви были методично разрушены. Несмотря на предпринятые усилия и горячее желание вернуться на малую родину, сербские беженцы так до сих пор и не вернулись сюда.
– Остается надежда, – говорится в сообщении Рашко-Призренской епархии, – что за Божественной литургией, молитвенно оживившей монастырь Святой Троицы, последуют и другие шаги, которые приведут к народному и духовному возрождению и возвращению сербов этого края.
Предлагаем вниманию читателей небольшой фоторепортаж, подготовленный информационной службой Рашко-Призренской епархии.
Отчет о поездке в Сербию. День 3 — Жича, монастыри Овчаро-Кабларского ущелья
Продолжение. Предыдущий день 2 — Витовница, Манасия, Раваница, Любостиня
Сербию — православную страну с тысячелетней историей – российские туристы посещают не часто. На это есть свои причины: в Сербии, после того как в 2006 году она отделилась от Черногории, нет моря, а ее горнолыжные курорты и экотуризм до сих пор привлекает немногих наших соотечественников. Причиной для путешествия стала церковная культура.
Христианство на землях современной Сербии утвердилось еще в VII веке, а уже в начале XIII века Сербская Церковь получила автокефалию. Сербское государство, созданное усилиями династии Неманичей за сто лет до автокефалии, погибло под ударами турок только в середине XV века. Эти триста лет и стали золотым веком сербской церковной культуры.
В начале третьего дня мы посетили наверное самый известный в Сербии монастырь Жича. Располагаясь в обширной и плодородной речной долине между Ибром и Западной Моравой, на перекрестке важнейших путей, Жича никогда не была в безопасности от частых военных нападений. По словам знаменитого владыки Жичского Николая (Велимировича), «Жича есть сербская притча», то есть говорить об истории Жичи — то же самое, что говорить об истории народа, и по самому внешнему виду обители можно судить, в каком состоянии находится Сербский народ и держава.
Основателем и жертвователем этой обители явился в начале XIII века св. Стефан Первовенчанный (в монашестве Симон), а строителем – сам святитель Савва, оба — сыновья великого сербского святого государя Стефана Немани.
В народном эпосе обитель воспета как “седмивратная Жича”, поскольку, начиная со Стефана Первовенчанного, при коронациях первых семи государей каждый раз открывали новые ворота. Всего же в Спасовом доме было венчано на престол сербских королей 19 правителей, последний раз в начале ХХ века.
Обитель многое претерпела. Многочисленные войны сметали стены. Снаряды разрушали крыши. Но остановить монастырь Жича проповедовать христианство не мог ни один враг. Слишком много Дом Святого Спаса значил для каждого жителя Сербии.
В конце 13 века враждебные куманы и болгары разрушили монастырь. Обитель восстановили. Начиная с 1455 года Жичей завладела Османская империя, и оставшиеся реликвии были безвозвратно утеряны. Монастырь был частично восстановлен перед Первым сербским восстанием, но после его подавления в 1813 году турецкая армия в наказание снова его разрушила. Как только монастырь начал расцветать, пришла новая война — Вторая мировая. Немцы бомбили обитель, пытаясь снести её до основания. Она выстояла и впоследствии пережила бомбардировку НАТО в 1999 году. В 1947 году монастырь становится женским, каким и остается до настоящего времени. Свой современный вид Жича приобрел благодаря реставрационным работам, которые велись в период 1925-1935 годов.
На протяжении веков не прерывалась связь между русским и сербским народами. В 1858 году князь Александр Карагеоргиевич при посещении монастыря передал ему от императора Александра II дары, необходимые для проведения священных таинств. В 20-ые годы 20 века в монастыре Жича трудились русские иконописцы Иван Мельников и Николай Майендорф. Они выполнили роспись церкви на монастырском кладбище. В конце 20 века во время реставрации этой церкви на стене под листом бумаги был обнаружен образ Николая II. Его скрыли от посторонних глаз коммунистической власти, которая после войны, подвергала гонению духовенство и русофилов.
Сербский монастырь святой троицы г любовия
Иное житие запись закреплена
«С Р Б Ч Е» – монашеское трио, созданное иеромонахом Серафимом (Петковичем), настоятелем монастыря Святой Троицы в Беле Воде в Сербии.
Монастырь Святой Троицы, в котором возник ансамбль, расположен недалеко от границы Сербии и Боснии. Обитель совсем молодая и только создаётся, но, несмотря на это, она уже привлекает к себе немало паломников.
В основе песен трио «Сербче» – духовная поэзия, автор которой – духовник Троицкой обители схимонах Симон. Музыку к стихам пишет ее основатель отец Серафим.Часть песен коллектива посвящены православным святым, таким как преподобная Мария Египетская, святитель Николай Сербский, преподобный Иустин Попович.
«Наша группа «Србче», – рассказывает иеромонах Серафим (Петкович), – была создана в марте 2013 года по благословению монаха Симона и нашего общего с ним духовника отца Даниила из монастыря Дубраве на горе Златибор. Монах Симон написал книгу «Монашеские четки». В этой книге многие стихи посвящены Господу, Богородице, святым и нашим современникам — старцам и отцам, которые подвизались в сербских монастырях и на Афоне. Отец Симон настаивал, чтобы эти стихи пелись под гитару и были приемлемы для нашей молодежи. Так появилось наше трио.
Первые песнопения мы спели в присутствии наших гостей в монастыре. Их хорошо восприняли, и мы решили продолжить работу. Со временем возникло достаточное количество песнопений для записи нашего первого диска. После этого у нас были многочисленные концерты в Сербии, Боснии, Черногории. В Беларуси мы выступали на православной выставке в Пинске, а также в храме св. Николая Японского в Минске.
Многие из этих композиций можно увидеть на youtube, если ввести «о. Серафим Бијеле Воде» или «Промоција Флавијан» или на сайте «Пријатељ Божји».
«В России есть иеромонах Роман, а в Сербии – отец Серафим», – такое сравнение возникает у слушателей трио «Србче». Эти духовные концерты – ещё одна возможность проповеди о Христе.
/По материалам интернета/
Другие музыкальные страницы ИЗ НАШИХ АРХИВОВ (рубрика «Монастырские песнопения»):
✓ Песнопения Честному Животворящему Кресту: https://vk.com/wall-54923863_4340
✓ Сербские песни в исполнении хора сестер Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга: https://vk.com/wall-54923863_9017
✓ Македонский монастырь в честь иконы Божией Матери «Милостивая»: https://vk.com/wall-54923863_9094
✓ «Всё моя молитва превозможет. » Иеромонах Роман (Матюшин): https://vk.com/wall-54923863_9398
✓ Иеродиакон Феофил (Боголюбов) – певец, музыкант и композитор: https://vk.com/wall-54923863_9179
✓ Хор Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря: https://vk.com/wall-54923863_3444
✓ Хор братии монастыря Нило-Столобенская пустынь: https://vk.com/wall-54923863_3838
✓ Хор Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря: https://vk.com/wall-54923863_3443
✓ «ОБЪЯТИЯ ОТЧА» (Седален по 3-й песни канона на утрене в Неделю о блудном сыне): https://vk.com/wall-54923863_5718
✓ О чудесном происхождении архангельской песни «ДОСТОЙНО ЕСТЬ. »: https://vk.com/wall-54923863_6558
«По ангельскому чину жизни вашей должно быть и пение ваше. »
Преподобный Григорий Синаит
Сербский монастырь святой троицы г любовия
«ВЕДЬ МОЛОДЫЕ СЛУШАЮТ УЖАСНУЮ МУЗЫКУ. »
Серафим (Петкович)
Интервью с протосингелом Серафимом (Петковичем), настоятелем монастыря Святой Троицы в городе Любовия, Бела-Воде (Сербия) (часть третья)
О жизни творческой
Давайте немного поговорим о Вашем творчестве, о песнях. Как они у Вас рождаются? Почему Вы этим занимаетесь? Это своего рода проповедь? Засыпал, конечно, я Вас вопросами…
В молодости я баловался музыкой, это было моим хобби. Но потом поступил в университет, и времени на музыку не осталось. Окончил университет, стал инженером, работал, чуть-чуть играл. Потом стал певчим в церкви, пел и в Свято-Введенском монастыре в Белграде…
Это там, где Дивна Любоевич пела?
Да, я был там певчим в 1990–1993 годах. Потом уехал в Канаду и там тоже пел в храме. И когда я начал петь, то оставил гитару, не играл 20 лет. Потом вернулся и приехал в маленький, очень красивый Свято-Троицкий монастырь в Мачванском округе в общине Любовия. Мне очень понравилось там, и я остался. Строили этот монастырь потихонечку, с нуля, и вот в конце этого года уже будет 10 лет нашей обители.
А что послужило поводом к началу песенной деятельности?
В 1992 году, когда в Югославии начиналась война, я познакомился со старцем Симоном из монастыря Студеница. Он занимался живописью, хорошо рисовал. Но и писал духовные песни, очень сильные. И вот он пришел с этими песнями и попросил меня сделать книгу. Когда мы издали книгу, старец сказал, что эти песни нужно спеть под гитару для молодых людей, чтобы они слушали их и сами пели, — песни о патриархе Павле, о наших старцах, о святых, о Господе и о Богородице. Ведь молодые слушают ужасную музыку.
Он шесть месяцев искал людей, которые могли бы начать это делать, но не нашел. Я рассказал ему, что когда-то играл на гитаре, а старец благословил меня: «Ты будешь это делать». Сначала мы выбрали три песни. Когда венчалась моя дочь, мы сыграли их. Всем понравилось. А потом мы подготовили еще песни, записали диск. Затем отдали его в Белградскую патриархию. Там послушали и сказали, что это хорошо, благословили нашу музыкальную группу трудиться дальше.
А как назывался диск?
«Србче пева Богу», то есть маленький серб (ребенок) поет Богу. Потом мы сделали второй альбом. И вскоре познакомились с протоиереем Александром Ториком, который написал роман «Флавиан». Он нам очень понравился. Мы попросили благословение перевести эту книгу на сербский язык и издать. Отец Александр дал это право нашему монастырю. Мы основали группу «Флавиан», которая начала этим заниматься. Свой гонорар автор отдавал детям Косово. И мы от него научились часть от всего того, что заработаем, отдавать детям Косово или сиротам Сербии. Мы были во многих церквях и монастырях Сербии, проповедовали, пели наши песни. На Youtube есть видео, есть и наш сайт.
А сколько у вас песен на данный момент? Сколько дисков?
Сейчас около 50 песен на трех дисках. А на четвертом — песни из книги отца Симона «Четки». Всего у него две книги. Для всех песен я написал музыку. Со мной Бранко, мое духовное чадо, и Нела Попович. Нела поет, а Бранко играет на маленькой гитаре — гитарлеле. И наши дети участвовали… Бранко и Нела живут в Белграде. Бранко — профессиональный музыкант, очень известный, окончил академию в Голландии по классу гитары. Он дал мне свою гитару.
Есть у нас в Сербии еще священники, которые играют на гитаре. Например, отец Арсений Арсенович из Вознесенской церкви в Белграде, который основал группу «Пирг».
А почему Вы свою группу назвали «Србче»?
Так называется песня с первого диска. Когда мы готовили его, то в записи приняли участие 50 детей. Было очень весело и радостно, и я заметил, что многие дети любят наши песни. А если это так, то уже нельзя сомневаться в том, что делаем хорошее дело. Радостно, что и многие родители говорили нам, что наш диск хочется слушать. Сейчас у нас уже четыре диска. Мы выступаем на концертах. Даст Бог, будут и новые песни, и новые концерты…
Спасибо, батюшка, за то, что уделили время и ответили на мои вопросы. На прощание я хотел бы предложить Вам и посетителям нашего портала посмотреть клип «Люди, ликуйте!», который мы сделали совместными усилиями. Правда, сейчас идет Рождественский пост, и мы в ожидании другого праздника, но ведь без Рождества не было бы и Воскресения…