сербский монастырь на афоне хиландар
ХИЛАНДАР
Хилендар |
Хиландарский [1] монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Святой Горе Афон
История
С 1293 года благодаря своему второму ктитору сербскому королю Стефану Урошу Милутину обитель стала вновь процветать. Хиландар постоянно растил для Сербии боголюбивых патриархов и епископов. Хиландарские иноки всегда были известны своим прилежанием и духовной мудростью. Переводы духовной литературы с греческого на славянский язык, осуществлявшиеся в стенах этой обители, служили основным источником духовного просвещения Сербии, а через нее питали и другие земли.
В отличие от многих других монастырей, потерявших с падением Византийской империи благотворителей, Хиландар процветал на протяжении всего периода турецкого владычества. Ему удавалось поддерживать стабильное существование и много раз прот избирался из числа его братии. Жизнь в монастыре стала приходить в упадок лишь в XVII веке, после того как турки упразднили сербское автономное правление и принудили страну подчиниться Вселенскому патриарху, который исполнял функции как духовного так и светского правителя христианских подданных Османской империи. Монастырь был возобновлен благочестивым венецианским купцом, впоследствии иноком Никанором, и пожертвованиями от болгар. Приток монахов из Сербии постоянно сокращался, но монастырь сохранял славянский характер, и в конце XVIII века Хиландар уже был преимущественно болгарским.
Сербская Православная Церковь вновь стала автокефальной лишь в 1879 году, а в 1896 году царь Сербии Александр I посетил Хиландар и оплатил восстановительные работы, в которых монастырь остро нуждался после пожаров 1722 и 1891 годов. Кроме того, царь прислал сюда много сербских монахов, снабдив монастырь средствами на их содержание, и со временем Хиландар вновь стал сербским.
В конце XX века Устав Саввы Сербского, согласно которому в обители избирался только наместник, а игуменство принадлежало Богородице, был упразднен. Это привело к уходу из монастыря части братии. Вскоре, в 2004 году, в монастыре произошел сильнейший пожар, когда за одну ночь выгорела половина монастыря, причем пожар начался с игуменской келии и быстро распространился на архондарик и братские келии. Ныне насельники монастыря считают пожар справедливым наказанием за отступление от Типика святого Саввы.
Хиландарский монастырь |
Состав
Святыни
В соборном храме обители хранится ряд чудотворных икон Божией Матери. Наиболее прославлена «Троеручица», которая занимает игуменское место в храме, являя настоятельство Богородицы над обителью. Иные чтимые иконы: Акафистная Хиландарская, Попская, «Вразумившая екклисиарха», «Не сгоревшая во время пожара» и «Млекопитательница».
Также в монастыре сохраняется и древняя лоза, выросшая на месте погребения преподобного Симеона Мироточивого. Ее виноград принимают как лекарство от болезней и бесплодия. В начале XXI века лоза выглядит уже очень древней, но продолжает цвести и плодоносить. Виноград с нее высушивают и раздают паломникам, приезжающим помолиться о даровании детей.
В алтаре собора находится Евангелие, написанное золотыми буквами на листах из белой кожи.
Игумены, наместники
Использованные материалы
Монастырь Хиландар (Афон)
Хиланда́р занимает в святогорской иерархии 4-е место; состоит в юрисдикции Константинопольского патриарха, но духовно поддерживается Сербской Православной Церковью, являясь одной из величайших сербских святынь. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова.
Содержание
История [ править ]
Монастырь Хиландар посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Судя по некоторым рукописным источникам, обитель с таким именем существовала уже в X веке, но со временем пришла в запустение. С этим этапом истории монастыря, связано и его название: первоначально он именовался «обитель Георгия Хиландара» – так звали пустынника подвизавшегося в монастыре в конце X века. От первой обители в Хиландаре сохранился только колодец. В 1198 году указом византийского императора Алексия III Ангела монастырь был передан сербским святым Савве и его отцу Стефану Немане (в иночестве Симеону). Их трудами началось восстановление обители. Попечение о Хиландаре продолжил его второй ктитор – сербский король Стефан Урош Милутин, а после него – царь Стефан Душан, именовавшийся самодержцем греков, сербов и болгар (он, между прочим, известен в святогорских преданиях ещё и тем, что поднялся на самую вершину Афона на коне). Став самой значительной славянской обителью на Святой Горе, Хиландар сделался мостом связавшими узами дружбы Сербию и Византию, колыбелью сербской духовности и центром распространения исихастской традиции в славянском мире. Показательно, что с этой обителью были связаны практически все предстоятели Сербской церкви.
Покровительствовали монастырю византийские императоры Андроник II и Михаил VII Палеологи и русские цари. Постепенно Хиландар приобрёл многие земли, так что в настоящий момент его владения превосходят по площади даже наделы Великой Лавры.
В XVIII веке в монастыре преобладали иноки из Болгарии. Среди них стоит выделить Паисия Хиландарского – автора первого текста новейшего периода болгарской письменности – «Истории болгарского народа» (1762).
Насельники Хиландара поддержали восставших против османского владычества греков, и монастырь был занят и разорён турецкими войсками, причинившими ему значительный ущерб. Также Хиландар серьёзно пострадал от пожаров 1722 и 1891 годов. В 1896 году, спустя несколько лет после второго бедствия, обитель была восстановлена на пожертвования Сербского царя Александра.
Соборный храм Хиландара был построен в начале XIII века, на месте и с учётом архитектурных особенностей и пропорций кафоликона, существовавшего здесь в X веке, т.е. в начальный период жизни монастыря. Он считается одним из самых красивых афонских соборов и характерным образцом храмовой архитектуры Византии. Первоначальные фрески датировались 1320 годом и принадлежали знаменитому мастеру Георгию Каллиергию из греческой провинции Македония. К сожалению, позднее храм был расписан ещё раз (1803–1804 гг.), и значительная часть древних фресок была утрачена. Деревянный иконостас кафоликона датируется 1774 годом, а некоторые иконы в нём XVI века. За ним сохранился и древний мраморный иконостас. В западной части литийного притвора можно увидеть изображение сербского царя Стефана V Уроша Милутина и его тестя византийского императора Андроника Палеолога. Там же находится хоругвь, привезённая в монастырь Александром I Обреновичем в 1896 году.
Около 1200 года была построена «башня Святого Саввы», которая в последующие годы несколько раз достраивалась. На четвёртом этаже пирга расположена часовня Иоанна Предтечи, расписанная в конце XVII века. Рядом с башней в XIV веке был построен параклис Архангелов. По соседству с фиалом, расписанным в 1847 году, находятся два кипариса, посаженные самим святым Саввой. Они несколько раз становились убежищем не только для многочисленных певчих птиц, но и для монастырских сокровищ. В минуту опасности иноки прятали там самое ценное. Колокольня Хиландара находится в восточном корпусе обители. На её последнем четвёртом этаже располагается параклис св. Иоанна Рыльского, а к югу от него находится монастырская больница и часовня Покрова Божией Матери, построенная в 1740 году на средства архимандрита Герасима.
19 февраля 2004 года в Хиландаре произошёл страшный пожар. За ночь сгорело более двух третей построек, сохранились в основном лишь те, что были заложены ещё самим святителем Саввой. Сгорел и обширный архондарик. Приходящий в Хиландар может приложиться к иконе Божией Матери «Троеручица», может даже попасть и на трапезу, но рассчитывать на ночлег можно не всегда. Работы по восстановлению обители продолжаются: большую помощь Хиландару оказало сербское правительство и многие организации и частные лица из Греции, Сербии и других стран.
В 1979 года в Хиландаре был открыт двухэтажный музей, включающий в себя экспонаты из монастырской ризницы, библиотеки и архива. Одно из главных сокровищ – царские врата, современные основателю монастыря Георгию Хиландару. Широко известна мозаичная икона Одигитрии XII века, большой интерес представляют и другие уникальные сокровища, хранящиеся в музее.
Хиландару принадлежит несколько келий в районе афонской столицы Кареи. Среди них стоит выделить «Типикарницу» (в ней хранится чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница»), «Патерицу» (хранится посох Саввы Сербского) и келию Успения Пресвятой Богородицы, более известную как «Моливдоклисья» (она расписана мастерами критской школы в XVI веке).
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
В соборном храме справа от клироса находится посеребрённая гробница, в которой почивало нетленное и мироточивое тело преподобного Симеона – основателя монастыря, перенесённое его великим сыном в Сербию для умирения возникшей там смуты. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храма виноградная лоза, плоды которой обладают чудесной целебной силой, особенно для бесплодных супругов. В монастыре хранится множество книг с присланными фотографиями новорождённых детей и писем от их благодарных родителей.
В Хиландаре пребывает чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». История этого образа связана с жизнью прп. Иоанна Дамаскина – богослова, ревностного борца с иконоборческой ересью, насаждавшейся в VIII веке византийским царём Львом Исавром. Император-еретик оклеветал Святого, служившего при дворе дамасского эмира. Император подделал письмо, в котором христианин Иоанн якобы предлагал императору способ нападения на своего правителя-мусульманина. Эмир приказал отсечь Святому кисть правой руки. Ночью Иоанн приложил отсечённую кисть к руке и, стоя перед иконой Богородицы, просил у Неё исцеления. Совершилось чудо: кисть приросла! В благодарность за исцеление Иоанн заказал серебряную кисть и приложил её к иконе. (Его примеру следуют и поныне благочестивые греки, получившие исцеления молитвами Богородицы или Святых: на многих чудотворных иконах можно видеть привешенные серебряные ручки, ножки, монеты, часы, ордена и т.п.) После этого Иоанн принял монашеский постриг и удалился с этим образом в Лавру прп. Саввы Освященного. Там «Троеручица» пребывала пятьсот лет, пока Лавру не посетил будущий великий сербский святитель Савва, которому она и была передана. Сначала свт. Савва отнёс образ в Сербию, но, когда там возникла смута, икону возложили на осла и пустили его странствовать по воле Царицы Небесной. И осёл пришёл к святогорскому Хиландару.
Поначалу «Троеручица» пребывала в алтаре собора. Но через некоторое время в обители возникли нестроения, связанные с выбором нового игумена: монастырские отцы никак не могли прийти к единому решению. И вот однажды братия увидела, что образ «Троеручицы» перенёсся из алтаря и стоит на игуменском месте. Икону перенесли обратно, а собор тщательно закрыли. Однако, несмотря на это, на следующий день «Троеручица» опять оказалась на месте игумена. Когда это повторилось в третий раз, братия поняла, что Пресвятая Дева желает Сама игуменствовать в их монастыре. С тех пор в Хиландаре не выбирают игумена, а перед всяким важным делом иноки берут благословение у своей Игуменьи – «Троеручицы». Интересно что эта икона двусторонняя: на одной стороне изображена Богородица, на другой Святитель Николай Чудотворец.
В обители хранится величайшая святыня – окаменевшая Кровь Спасителя. Также здесь пребывают части Животворящего Креста Господня, Его тернового венца, трости и пелен; часть смирны из даров волхвов. В монастыре также хранятся честная глава пророка Исайи, мощи вмчч. Пантелеимона и Феодора Стратилата, мчч. Евстратия и Марины, свтт. Григория Богослова, Евтихия и Никифора, патриархов Цареградских, прп. Симеона Столпника, вмч. Артемия и других святых.
Монастырь имеет одну из крупнейших библиотек славянских и греческих рукописей. В библиотеке хранятся около 700 славянских рукописей, из которых 25 написаны на пергаменте, и более 6600 томов книг.
Престольные праздники [ править ]
Паломнику [ править ]
Проезд: Монастырь Хиландар находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Паломники могут добраться до Хиландара а)паромом из поселка Иериссос или из монастыря Эсфигмен, б)паромом из Урануполис или из Дафни до пристани монастыря Хиландар, и затем на монастырской машине бесплатно доставляют всех желающих в монастырь Хиландар, в) пешком от монастыря Эсфигмен (40 мин ходьбы); от монастыря Зограф (2ч 30м ходьбы); или от монастыря Ватопед (4ч ходьбы).
Из Хиландара путь лежит в болгарский Зограф, который отстоит километров на десять. В этот монастырь также можно добраться от его причала на западной стороне, удалённого от обители на четыре километра (как правило, паломников прибывших на корабле, подвозят до монастыря на небольшом автобусе).
Хиландар – барометр сербского народа
Беседа с первым епитропом монастыря Хиландар отцом Мефодием
В ночь с 3 на 4 марта 2004 года в величайшей святыне сербского народа – монастыре Хиландар на Афоне вспыхнул страшный пожар, нанесший существенный вред постройкам монастыря. С тех пор прошло три года. Недавно редакция белградского журнала «Православие» направила своих корреспондентов на Святую Гору, чтобы они, ознакомившись с тем, как идут работы по восстановлению царской лавры, рассказали об этом своим читателям. На Святой Горе корреспонденты журнала побеседовали с первым епитропом Хиландара (представителем монастыря в Священном Киноте Святой Горы Афон) отцом Мефодием. Хиландар – великая мастерская в буквальном смысле этого слова, прошедшая сквозь века. Отец Мефодий неутомим, и многообразные его заботы: регулярные службы, многочисленные приемы, постоянный надзор над тем, как идут работы по проектированию восстановительных работ и осуществляются сами эти работы, – не оставляют на его лице и следа усталости.
– Отец Мефодий, в марте 2004 года на монастырь Хиландар и весь сербский народ обрушилась огромная беда – в монастыре вспыхнул пожар. Вы были очевидцем этого несчастья. Расскажите, что происходило в ночь с 3 на 4 марта?
Хиландарский монастырь во время пожара – С той ночи прошло уже более трех лет, и воспоминания о ней поблекли. Ведь монахи должны следовать Святому Писанию, а апостол Павел в одном из своих посланий учит нас: «Я забываю, что остается за мною, и устремляюсь к тому, что ждет меня впереди». Так и мы сосредоточились сразу после пожара на том, что впереди, то есть на возрождении святыни. Но, конечно, постаравшись, можно вызвать в памяти картины того происшествия.
Пожар вспыхнул в комнатах игумена. Трапезная находится ниже этих помещений, и пожар не мог перекинуться туда через крышу. С другой стороны находились две каменные звонницы, и мы думали, что и в эту сторону пожар не будет распространяться. В первые секунды казалось, что огонь захватил только игуменскую, которая была уже очень ветхой – ее и без того планировали обновить. Но огонь, к сожалению, обогнул звонницу и перекинулся на крышу Большого придела. А так как эта крыша представляет собой нечто цельное, огонь мгновенно охватил всю деревянную конструкцию. Затем перекинулся на вход в Белый придел и остановился у пирга святого Саввы. Однако самое страшное началось, когда деревянная крыша, прогорев, обвалилась под тяжестью каменных кровельных плит. Верхние этажи обрушивались на нижние, так что в конце концов выстояли только внешние и основные несущие стены, а все остальное рухнуло. Пожарные задерживались, они смогли приехать только через четыре-пять часов после начала пожара. Пожарные ехали из Кареи по лесной дороге, которая проходит у самого моря, прямо по пляжу; шторм перекрыл там путь, так что им пришлось остановиться. В конце концов к нам направили пожарных с большой земли – на корабле из Уранполиса.
Мы, монахи, тушили пожар как могли и умели. Мы гасили огонь в кельях и даже не догадывались, что из-под покрытия кровли незаметно распространяется самый опасный огонь. Этот огонь разгорелся очень быстро: за 20 минут он добрался до края Большого придела у входа в церковный двор. Только тогда мы смогли оценить реальный масштаб пожара. Вскоре все уже полыхало так, что стало светло как на рассвете. Мы могли только попытаться спасти древние и ценные иконы, мощи, документацию и прочее. Когда мы собирали иконы, мы слышали, как над нами обваливаются крыши. В любой момент потолок мог рухнуть на наши головы. Приехавшие пожарные запретили входить в здание, хотя нижние этажи еще не горели, потому что пожарные сразу оценили реальную степень риска. Но нам все-таки удалось спасти почти все старинные иконы.
Хиландарский монастырь после пожара Все случившееся мы восприняли как волю Божию; уже через несколько дней мы были абсолютно спокойны, ибо знали, что Господь заботиться о нас и посылает нам самое необходимое. И в момент пожара, и гораздо позже, еще не осознавая, почему это происходит с нами, мы все были твердо уверены в том, что так для нас лучше, потому что совершенен только Божий план нашей жизни и нашего спасения, а мы, люди, и не понимая этого плана, должны поступать в согласии с ним. Так ощущение глубокой печали было очень быстро забыто, и мы взялись за дело, то есть стали готовиться к обновлению монастыря. Собственно, мы ведь удостоились благословения своими трудами и молитвами внести свой вклад в возрождение святыни.
– Где конкретно начался пожар и что его вызвало?
– Пожар начался в одном из строений, которое называется Игуменская, потому что там обычно располагаются кельи игумена. Они находятся в западной части монастыря, напротив главного входа в соборный храм. Причины пожара мы выяснили еще тогда и до сих пор своего мнения не изменили. Мы думаем, что из-за проседания всей юго-западной части монастырских строений в стенах появились многочисленные трещины. Трещины появились и в трубах, которые есть во всех зданиях. Через какую-то из этих трещин искры попали на одну из деревянных конструкций, а потом разгорелся большой пожар.
– К июлю планируется завершить восстановление придела 1814 года постройки. Каковы дальнейшие планы реставрационных работ?
– После придела постройки 1814 года мы планируем восстановить соседний придел, возведенный в 1821 году, он находится в северной части монастырского комплекса. Я объясню, почему монастырская братия решила проводить восстановительные работы именно в таком порядке. Придел 1814 года мы выбрали первым, потому что это самый маленький из сгоревших объектов, и находится он у самого входа в монастырь. В процессе работы над ним мы получили опыт как в проектировании, так и в практическом исполнении работ. Кроме того, эта работа была важна и с психологической точки зрения: мы получили ободрение, которое приходит всегда, когда видишь первые результаты своего труда. Выбор этого объекта в качестве первого этапа работ диктовался и общими принципами их проведения, который мы для себя избрали. Ведь собор братии принял решение, что монастырь будет самостоятельно, без помощи подрядчика вне монастыря организовывать и рабочих. Поэтому полезно было сначала попробовать свои силы на таком объекте, где можно быстрее достичь цели, чтобы скорее обнаружились и недостатки, которые необходимо будет устранить. Так с Божией помощью мы обрели уверенность в своих силах, приобрели определенный опыт и теперь, восстановив самую маленькую из монастырских построек, мы планируем восстановить самый большой из всех приделов – придел 1821 года постройки, так называемый Большой придел. Массивные стены Большого придела выстояли во время пожара, и его обновление не будет очень сложным. Между тем реконструкция его, из-за его огромной площади и больших расходов, связанных с этим, потребует большего времени и лучшей организации дела, большего умения в осуществлении работ. Восстановив Большого придел, мы получим много полезного пространства, которого нам сейчас так не хватает. Там находились помещения, памятные для всех паломников: приемная, дирекция монастыря, кельи для ночлега.
– На помощь монастырю, пострадавшему от пожара, пришли сотни жертвователей и благотворителей. Восстановлению Хиландара помогали разными средствами – кто как мог. Кого бы Вы выделили из всех бесчисленных благотворителей?
– Мы благодарны всем, кто нам помог, вне зависимости от суммы пожертвования; мы никого не выделяем, потому что всякий пред Господом сделал, сколько смог. Сербская Православная Церковь сразу после пожара организовала акцию по сбору помощи, которая продолжалась определенное время, и за этот период были собраны значительные средства. Как раз на днях мы ожидаем, что на наш счет поступит последняя часть этих средств, и они нам очень помогут в подготовительных работах, при покупке оборудования и стройматериалов для уже упомянутого нового этапа работ в Большом приделе 1821 года.
Греция сразу же после пожара предоставила нам помощь через КеДАК (Центр охраны афонского наследия). КеДАК работал над укреплением стен, которые выдержали пожар и не обрушились. Это нужно было сделать в первую очередь: сначала укрепить стены, а потом приступить к расчистке завалов и мусора, оставшегося после пожара. После этого поступила помощь от правительства Сербии. До того, как делать что бы то ни было в монастыре, мы, чтобы получить жилые помещения, были вынуждены обновить старые хозяйственные постройки. И прежде всего здание сенного склада, расположенное прямо у монастырских стен, которое было кардинально перестроено и уже больше года используется для размещения паломников. К настоящему моменту уже закончен ремонт и двух других построек этого комплекса. Из них получилось единое целое, функциональное и красивое, без которого Хиландар был бы закрыт для сербских паломников минимум лет десять. Все наши важнейшие начинания – реконструкцию комплекса объектов сенного склада и восстановление придела 1814 года – помогло осуществить правительство Сербской Республики. Мы ожидаем, что правительство Сербии будет и дальше нас поддерживать.
– Много усилий прилагается, чтобы вернуть сгоревшим объектам первозданный вид. Некоторым из монастырских зданий уже много веков. Каким способом можно вернуть монастырю исконный блеск и благородную патину старины, которая так свойственна Хиландару? И как в XXI веке найти для этого подходящую технику?
Хиландарский монастырь после пожара – Это и есть одна из главных целей, которую мы перед собой поставили, когда начинали реконструкцию. Благодаря этому же создается впечатление, что восстановление идет быстро. Но как раз необходимость вернуть монастырю тот облик, что был до пожара, является труднейшей задачей, которая ставится уже на этапе проектирования. Разработка проекта и получение необходимых разрешений соответствующих греческих служб – это, в некотором роде, самая трудная и непредсказуемая часть работы. Когда начинается собственно строительство, становится гораздо легче; разумеется, непредвиденные ситуации случаются и на этом этапе, но все-таки намного легче, когда видно, как работа постепенно продвигается. Нужно много терпения и труда, понимания и согласия. Зато период разработки и утверждения проекта очень динамичен, и он задает весь темп строительству. Мы знаем, как важно вернуть монастырю прежнюю красоту, поэтому мы всегда работаем над проектом терпеливо и тщательно.
– Судьба монастыря Хиландар всегда была связана с судьбой сербского народа. Через две недели после того, как вспыхнул пожар в Хиландаре, в результате организованной акции шиптарских террористов горели сербские православные святыни в Косово и Метохии. Можно ли воспринимать пожар в Хиландаре как предзнаменование великих страданий сербского народа в Косово и Метохии?
– Мы не уверенны, что Господь хотел донести это до нас именно таким способом, но монастырская братия неоднократно повторяла, как важно для нас через эту нашу беду приобщиться к страданию нашего народа в Сербии, это правда. Хотя Хиландар не находится в Сербии, мы почувствовали, что все, что с нами произошло, – это часть общего с нашим народом страдания, по крылатому выражению «Хиландар – сердце Сербии».
– Со времени пожара 2004 года и до сегодняшнего дня монастырь переживает своеобразное духовное обновление. Число монахов за эти несколько лет возросло практически вдвое: в 2004 году вас было 26 человек, а сейчас в Хиландаре почти 50 монахов.
– Духовное обновление для нас – самое главное. Вся эта архитектурная реконструкция не имела бы никакого смысла, если бы она не сопровождалась духовным возрождением. Мне кажется, что только очень крепкая монашеская братия может должным образом закончить восстановление Хиландара. Но нужно сказать еще вот что: мы все знаем, насколько проник в душу сербского народа святитель Николай Жичский и насколько он, официально никогда не принадлежавший к братии монастыря, в своей любви к монастырю и заботе о нем был хиландарец. Поэтому, имея надежного свидетеля и храня в памяти его знаменитое высказывание: «Хиландар – барометр сербского народа», мы обретаем радостную надежду на то, что обновление монастыря Хиландар будет идти в ногу с возрождением сербского народа. Для Господа нет ничего невозможного, так что дай-то Боже!
– Святой Симеон и святой Савва основали монастырь Хиландар как общежительный, согласно традиции Святой Горы. Во времена турецкого рабства монастырь меняет уклад монашеской жизни: из общежительного превращается в особножительный. В начале 90-х годов XX века монастырь возвращается к прежнему общежительному принципу. Расскажите об этом подробнее.
– Все монастыри Святой Горы, благодаря благоприятным обстоятельствам своего основания, придерживались общежительного уклада. Между тем во времена турецкого владычества из-за невозможности жить так, как жили монахи в первые века после основания Святой Горы, по воле обстоятельств монастыри перешли к особножительному укладу жизни. Все монастыри в большей или меньшей степени жили при таком порядке несколько веков. Особножительный уклад означает, что хотя все монахи и живут в монастыре, но живут они независимо друг от друга, каждый имеет собственную трапезу, им даже не обязательно посещать общие богослужения. Такой образ жизни привел к значительному упадку монашеского духа на Святой Горе. Освободившись от турецкого ига, монастыри постепенно начали возвращаться к истинному, исконному образцу монашеского единства. И так один за другим они возвращали общежительный уклад. А так как Хиландар является частью афонского единства, с ним произошло то же самое. Необходимо упомянуть, что и Устав Святой Горы дозволяет монастырям особножительного уклада возвращаться к общежительному, но не дозволяет общежительным монастырям переходить к раздельному укладу. По этому поводу можно вспомнить один документ, который как часть нового архива, к сожалению, сгорел в пожаре (старый архив удалось сохранить полностью) и который мне посчастливилось некогда прочитать самому. Это письмо тогда монаха, а ныне епископа Афанасия (Евтича), который от своего лица убеждал братию вернуть общежительный уклад.
– Хотелось бы спросить Вас и о своеобразной издательской инициативе монастыря Хиландар. Ведь недавно Вы учредили новое издание серии книг о забытых сербских православных мыслителях, начиная с Владимира Велмара-Янковича и Владимира Вуича и заканчивая Тадией Костичем. Как Вы пришли к мысли вернуть сербскому народу этих мыслителях, память о которых титовская власть всячески старалась стереть?
– Эту издательскую инициативу, с благословения собора братии, осуществляет наш фонд в Белграде. Фонд задуман как представительство Хиландара на родине, и в этом качестве он старается указать и представить истинные ценности сербского культурного наследия, в том числе и такие, недооцененные. Из этой просветительской функции фонда родилась и библиотека «Сербская мысль». Сам монастырь, естественно, отдает предпочтение классической монашеской литературе, в то время как фонд осуществляет другую функцию. Сейчас работа фонда полностью посвящена обновлению Хиландара, прекрасен и плодотворен труд их.
Беседовал Бранимир Нешич
Перевод с сербского Анастасии Галаниной