сенсорное развитие 4 класс 2 вариант надомное обучение
Адаптированная рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие», 4 класс (вариант 2)
Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Сравнение трех-четырех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Восприятие запаха. Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).
Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие», 4 класс (вариант 2)»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено Согласовано Рассмотрено Утверждено
на заседании м/о заместитель директора на заседании директор школы №76
учителей нач.кл. по учебной работе педагогического совета _________ Тулаева Н.И.
протокол № 1 ______ Л.Е.Вандышева протокол № 1
Рабочая программа коррекционных занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся 4 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Приложение к АООП,2 вариант
МБОУ «Сергачская СОШ №5»,
утвержденной приказом директора
Адаптированная образовательная программа
по коррекционно му курсу
Общая характеристика коррекционн ого курса
Рабочая программа коррекционных занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся 4 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:
-Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 21 декабря 2012 г.
-Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) –от 19 декабря 2014 г.
Восприятие детей с нарушениями интеллекта характеризуется неточностью и фрагментарностью, получаемый сенсорный опыт не перерабатывается и не дифференцируется, что затрудняет формирование сенсорных эталонов и перцептивных умений. У многих детей отмечается недостаточная сформированность двигательных навыков: скованность движений, плохая координация, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, общая моторная неловкость. Учитывая особенности развития детей данной категории и значимость полноценного восприятия для их успешного обучения, необходимость целенаправленной работы по формированию сенсорных процессов у учащихся коррекционной школы не вызывает сомнений.
Цель программы : расширение спектра сенсорных ощущений у детей с нарушением интеллекта. Реализация данной цели позволит вооружить учащихся различными вариантами установления контакта с окружающим миром и различными способами его познания.
Усвоение сенсорных эталонов.
Развитие мускулатуры тела, общей и мелкой моторики.
Развитие всех видов восприятия.
Формирование пространственных и временных представлений. Содержание программы предусматривает как сенсорное развитие учащихся, так и развитие общей и мелкой моторики. Блок «Повышение функционального уровня систем организма» включает тренировку дыхания, что способствует развитию концентрации произвольного внимания. Массаж и самомассаж повышает потенциальный энергетический уровень, успокаивают психику, обогащают знания детей о собственном теле.
Занятия в блоке «Оптимизация мышечного тонуса» направлены на преодоление замедленной переключаемости нервных процессов, слабости волевых усилий, двигательного беспокойства, на развитие дифференцированных двигательных и психических реакций. Таким образом, работа включает коррекцию как гипо-, так и гипертонуса.
Занятия в блоке «Сенсорные эталоны» направлены на формирование у учащихся понятий об общепринятых образцах внешних свойств предметов. Дети получают четкие представления о свойствах предметов для анализа и выделения этих свойств в различных ситуациях. Такие знания служат базой для осуществления мыслительных операций и развития познавательной деятельности в целом. Поэтому в программе большое внимание уделяется обучению детей различным способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке, осмотру, описанию, выполнению с предметами определенных действий в заданной последовательности. Содержание работы в данном блоке предусматривает использование на занятиях упражнений на развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, собственного тела. Целесообразно в качестве объектов исследования на занятиях использовать вначале реальные предметы, затем их наглядные плоскостные изображения, потом анализировать объект по представлению (без предъявления наглядного образца) – то есть формировать перцептивные действия с постепенным усложнением.
Занятия по развитию вкусовой, обонятельной, тактильной и слуховой чувствительности проводятся только с использованием реальных объектов (включая продукты питания).
В блоке «Формирование сенсомоторных координаций» предполагается работа на развитие способности к межмодальному синтезу. В этом процессе активно задействованы мнемические процессы и, таким образом, активно развиваются все виды памяти. Детям предъявляются объекты окружающего мира в различных модальностях (на ощупь, на слух, зрительно, на вкус). Учащиеся воспринимают предъявленные образцы, запоминают их, а затем переводят в другую модальность – озвучивают, зарисовывают, пытаются узнать на ощупь то, что увидели или то, что было названо.
Работа, предусмотренная в каждом блоке программы, должна проводится комплексно, с включением различных психических процессов. Для реализации темы занятия необходимо подбирать упражнения многофункционального характера, работать над развитием внимания, произвольности, мышления, речи, памяти, воображения.
Материалы различной структуры: вода, вата, нитки для вязания в клубках, ткань, бумага, песок, глина, пластилин, деревянные палочки, металлические предметы, кусочки меха, стекла, свечи, в холодное время года – снег, лед и т.п. Необходимо иметь набор материалов по количеству детей в группе.
Конструкторы: металлический, пластмассовый.
Масла и установка для ароматерапии.
Материалы для изодеятельности: кисти, краски, альбомы, цветные карандаши, клей, ножницы, цветная бумага.
Наборы для рукоделия, бусины.
Предметные и сюжетные картинки.
Наборы геометрических фигур.
Натуральные фрукты, овощи.
10. Емкости для жидкостей и сыпучих материалов.
3. Планируемые результаты освоения программы
Возможные предметные результаты:
Учащиеся приобретают знания:
о функциональном назначении органов чувств;
о свойствах и назначении различных материалов:
жидких (вода, масло, молоко);
текстильных (вата, ткань, мех, нитки);
мягких (глина, пластилин, резина);
сыпучих (крупы, песок, сахар, мука);
твердых (металл, дерево, пластмасса, стекло);
— шести основных цветов и их оттенков.
Учащиеся приобретают умения:
-воспроизводить несложные ритмические рисунки отхлопыванием, отстукиванием;
ориентироваться на плоскости и в пространстве;
классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, величине;
дорисовывать простые изображения;
различать окружающие звуки (название, источник);
определять контрасты во вкусе продуктов;
выполнять односложные инструкции;
озвучивать собственные действия;
коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Раздел 1: Предпосылки восприятия
Восприятие тактильных раздражителей
Восприятие вестибулярных/кинестетических раздражителей
Восприятие вкусовых и обонятельных раздражителей
Восприятие акустических раздражителей
Восприятие и фиксация визуальных раздражителей
Раздел 2: Реагирование на раздражители
Закрепление реакции на известный раздражитель
Узнавание известного материала в новом виде
Раздел 3: Взаимодействие между органами чувств
Связь прикосновения с хватанием
Раздел 4: Повторение воздействия раздражителей
Подражание собственным звукам и движениям
Повторение действий с объектом
Раздел 5: Ожидание и создание раздражителей
Установление причинно-следственных связей
Раздел 6: Зрительный контроль
Зрительный контроль за действиями
Зрительный контроль движений крупной моторики
Раздел 7: Узнавание людей, предметов, ситуаций
Узнавание собственных вещей
Узнавание людей и предметов на расстоянии
Узнавание объекта по его части
Узнавание объектов, которые демонстрируются с помощью технических средств
Раздел 8: Узнавание изображенного объекта
Восприятие отражения в зеркале
Восприятие изображения на картинке
Раздел 9: Связь восприятия и речи
Активизация восприятия речью
Раздел 10: Восприятие формы, цвета, величины
Категории «Большой – маленький»
Раздел 11: Улучшение качества восприятия
Раздел 12: Управление восприятием
Знание своих потребностей
Влияние на восприятие на основе причинно-следственных связей
Раздел 1. Предпосылки восприятия
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами).
Игры с мелкой мозаикой.
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога); вербализация поз и действий.
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье).
Восприятие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее, т.д.); словесное обозначение.
Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху».
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий /высокий/звук».
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук».
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит».
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.
Дидактическая игра «Угадай по голосу».
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.
Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений.
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под
Раздел 2. Реагирование на раздражители.
Цель – учить реагировать на различные раздражители.
Двигательные реакции в ответ на Тактильные, кинестетические, вкусовые обонятельные раздражители
Двигательные реакции в ответ на акустические и зрительные раздражители
Эмоциональная реакция на Тактильные, кинестетические, вкусовые обонятельные раздражители
Эмоциональная реакция на акустические и зрительные раздражители
Узнавание акустического и зрительного раздражителя
Раздел 3. Взаимодействие между органами чувств.
Цель – вырабатывать взаимодействие между органами чувств.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед – один шаг назад); словесный отчет о выполнении.
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку).
Графический диктант с усложненными заданиями.
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).
Дорисовывание симметричной половины изображения.
Ссыпание различных материалов (песок, горох и т.д.)
Пассивное движение руками в воде, песке, горохе.
Самостоятельные действия с простыми музыкальными инструментами
Раздел 4. Повторение воздействия раздражителей.
Цель – учить повторять воздействие раздражителей.
Повторение движений перед зеркалом ( мимических, движений тела)
Подражание звукам животных
Повторение движений с мячом
Раздел 5. Ожидание и создание раздражителей.
Цель – учить ожидать и создавать раздражители.
Поиск спрятанных предметов
Исследование объектов, свойств объектов
Связь игры с сигналом
Раздел 6. Зрительный контроль.
Цель – учить контролировать действия глазами.
Зрительный контроль за действиями
Игра «Что изменилось»
Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/сюжетных/картинок).
Нахождение «нелепиц» на картинках.
Дидактическая игра «Лабиринт».
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти».
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Раздел 7. Узнавание людей, предметов и ситуаций.
Цель – учить узнавать людей, предметы и ситуации.
Узнавание своей вещи среди чужой
Знание своего имени, отклик на имя
Знание имен других детей
Узнавание на ощупь (игра «Волшебный мешочек»
Узнавание на запах или на вкус
Узнавание звучания инструмента, находящегося за ширмой
Раздел 8. Узнавание изображенного объекта.
Цель – учить узнавать людей, предметы и ситуации на изображении.
Восприятие отражения в зеркале
Знакомство с фотографией
Соотнесение реального объекта с фотографией
Показ себя на фотографии
Узнавание себя в зеркале
Соотнесение объекта с изображением
Соотнесение рисунков с рисунками, которые связаны функцией: автомобиль – колесо, молоток – гвоздь и т.п
Составление разрезанных на полоски картинок, мозаики
Понимание причинно-следственных связей (что было до, что было после; если. то)
Раздел 9. Связь восприятия и речи.
Цель – учить связывать восприятие с речью.
Сопровождающая речь учителя («Ах, как вкусно!»);
Стимулирующая речь учителя («Смотри, какая кукла»)
Направляющая речь учителя («Горячо»)
Дифференцирующая речь учителя (Большой – маленький)
Стимуляция называния, проговаривания/обучение использованию средств альтернативной коммуникации
Раздел 10. Восприятие формы, цвета, величины.
Цель – учить воспринимать предметы разной формы, цвета, величины.
Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом.
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет».
Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы).
Узнавание предметов по одному элементу.
Узнавание предметов по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Раздел 11. Улучшение качества восприятия.
Цель – улучшать и дифференцировать восприятие.
Развитие точности восприятия
Увеличение объема восприятия
Раздел 12. Управление восприятием.
Цель – учить управлять восприятием.
Учить совершать действия с целью повлиять на собственное восприятие (например, включить свет, если темно).
Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному». Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений учащихся, актуализацию их собственной активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Учащиеся учатся не только распознавать свои ощущения, но и принимать их, перерабатывать получаемую таким образом информацию, что в будущем поможет им лучше ориентироваться в окружающем мире.
Предмет: Сенсорное развитие
Класс: 4 (класс для детей с тяжелой умственной отсталостью: II вариант учебного плана коррекционных школ VIII вида)
Количество часов в неделю по учебному плану: 3 часа
Общее количество часов в соответствии с программой: 10 2
Раздел 1 Предпосылки восприятия
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами).
Игры с мелкой мозаикой.
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога); вербализация поз и действий.
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье).
Восприятие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее, т.д.); словесное обозначение.
Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху».
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий /высокий/звук».
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук».
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит».
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.
Дидактическая игра «Угадай по голосу».
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.
Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений.
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом).
Раздел 2 Реагирование на раздражители
Двигательные реакции в ответ на Тактильные, кинестетические, вкусовые обонятельные раздражители
Двигательные реакции в ответ на акустические и зрительные раздражители
Эмоциональная реакция на Тактильные, кинестетические, вкусовые обонятельные раздражители
Эмоциональная реакция на акустические и зрительные раздражители
Узнавание акустического и зрительного раздражителя
Раздел 3 Взаимодействие между органами чувств.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед – один шаг назад); словесный отчет о выполнении.
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку).
Графический диктант с усложненными заданиями.
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).
Дорисовывание симметричной половины изображения.
Ссыпание различных материалов (песок, горох и т.д.)
Пассивное движение руками в воде, песке, горохе.
Самостоятельные действия с простыми музыкальными инструментами
Раздел №4 Повторение воздействия раздражителей.
Повторение движений перед зеркалом (мимических, движений тела)
Подражание звукам животных
Повторение движений с мячом
Раздел № 5 Ожидание и создание раздражителей
Поиск спрятанных предметов
Исследование объектов, свойств объектов
Связь игры с сигналом
Раздел №6 Зрительный контроль
Зрительный контроль за действиями
Игра «Что изменилось»
Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/сюжетных/картинок).
Нахождение «нелепиц» на картинках.
Дидактическая игра «Лабиринт».
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти».
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Раздел №7 Узнавание людей, предметов, ситуаций
Узнавание своей вещи среди чужой
Знание своего имени, отклик на имя
Знание имен других детей
Узнавание на ощупь (игра «Волшебный мешочек»
Узнавание на запах или на вкус
Узнавание звучания инструмента, находящегося за ширмой
Раздел 8 Узнавание изображаемого объекта
Восприятие отражения в зеркале
Знакомство с фотографией
Соотнесение реального объекта с фотографией
Показ себя на фотографии
Узнавание себя в зеркале
Соотнесение объекта с изображением
Соотнесение рисунков с рисунками, которые связаны функцией: автомобиль – колесо, молоток – гвоздь и т.п
Составление разрезанных на полоски картинок, мозаики
Понимание причинно-следственных связей (что было до, что было после; если. то
Раздел № 9 Связь восприятия и речи
Сопровождающая речь учителя («Ах, как вкусно!»);
Стимулирующая речь учителя («Смотри, какая кукла»)
Направляющая речь учителя («Горячо»)
Дифференцирующая речь учителя (Большой – маленький)
Стимуляция называния, проговаривания/обучение использованию средств альтернативной коммуникации
Раздел № 10 Восприятие формы, цвета, величины
Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом.
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет».
Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы).
Узнавание предметов по одному элементу.
Узнавание предметов по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Раздел 11. Улучшение качества восприятия.
развитие точности восприятия
увеличение объема восприятия
Раздел 12. Управление восприятием.
учить совершать действия с целью повлиять на собственное восприятие (например, включить свет, если темно).
Повторение пройденного за год.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение коррекционных занятий во вторую половину дня. Занятия проводятся 3 раза в неделю. На занятие отводится 20-30 минут.
Количество часов, предусмотренных учебным планом – 10 2 часа ( 3часа в неделю)
Критерии оценки умений и навыков обучающихся
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Ожидаемые результаты освоения программы
Учащиеся должны знать:
точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;
выполнять выразительные движения;
согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;
различать и называть основные цвета и их оттенки;
конструировать предметы из 4—5 геометрических фигур;
узнавать предмет по части;
определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;
находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;
различать вкусовые качества;
сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении
Учащиеся должны уметь:
выполнять действия с различными предметами;
выполнять действия с различными материалами.
выполнять простые подражательные движения за учителем по инструкции, по показу, самостоятельно
Формы промежуточной аттестации по итогам года
Освоение основной адаптированной образовательной программы
сопровождается прохождением промежуточной аттестацией обучающихся,
проводимой в формах, определённых учебным планом, и в порядке,
установленном образовательной организацией: м ониторинг овладения вербальными и невербальными средствами.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – Б.Г. Ананьев., М., 1984.