сенсорная стимуляция мозга сущность метода
Сенсорная стимуляция – формирование чувственного опыта
Точно так же, как всем нам нужно есть и пить, в течение дня нашему телу важно получать разные ощущения: смотреть на красивое и яркое, слушать приятные нам звуки, прикасаться к приятным на ощупь вещам,ощущать прикосновение ветра и воды к нашей коже, вдыхать приятные запахи, пробовать разные вкусы, хрустеть морковью и яблоками, чувствовать, как тает во рту мороженое, испытывать наслаждение от движений и изменения положения тела в пространстве (бегать, прыгать наклоняться, кататься на качелях, кружиться).
Для того, чтобы успокоиться или взбодриться, кто-то съедает шоколадку или пьет кофе. Кому-то может быть, необходимо покачивать ногой или жевать резинку, чтобы не заснуть, кто-то погружается с головой в горячую ванну, чтобы успокоиться.
У каждого из нас свой набор ощущений, которые нас успокаивают или тонизируют.
Людям с возбудимой нервной системой нужны успокаивающие воздействия. Тем, кто быстро устает, напротив, необходимы возбуждающие воздействия.
Научно набор ощущений, которые приводят человека в равновесное состояние, называют «сенсорной диетой». «Сенсорная диета» — это индивидуальный план занятий и процедур, которые обеспечивают ввод телесных ощущений (стимулов), необходимых человеку.
Результаты сенсорной диеты наступают достаточно быстро. Эффект от сенсорной диеты ощущается в течение длительного времени. Правильно подобранные стимулирующие телесные ощущения фактически помогают перестраивать нервную систему. Благодаря этому организм лучше: переносит незнакомые ощущения. У человека улучшается внимание, любые перемены переносятся с меньшим стрессом.
Однако телесный опыт детей менее богат, чем у взрослых. Большинству детей нужно расширение сенсорного опыта.
Какой сенсорный опыт нужен детям и как его можно получить, читайте в статье Елены Каминской — практического психолога высшей категории, «психолог-методист», специалист в направлении кататимно-имагативной психотерапии по методу символдрамы, монтессори-педагог.
Проприоцептивный опыт (ощущения от суставов, мускулов и соединительных тканей, которые дают представление о границах собственного тела и его положении в пространстве) может быть получен при поднимании, толкании или перемещении тяжелых предметов, включая собственный вес.
Человек может получить проприоцептивные ощущения, выполняя действия, которые приводят к сжатию суставов, как при толкании чего-то тяжелого, или к растягиванию суставов, как при висении и подтягивании на турниках, брусьях, планках, кольцах, рукоходах и прочем.
Вестибулярный опыт — ощущения от движений, воспринимаемых вестибулярным аппаратом, расположенным во внутреннем ухе.
Любой тип движения будет стимулировать вестибулярные рецепторы, но вращение, раскачивание и висение вниз головой обеспечивают наиболее интенсивное и наиболее продолжительное воздействие.
Осязательный (тактильный) опыт – распознавание ощущений от воздействий легкого прикосновения, глубокого давления, текстуры, температуры, вибрации и боли). Область восприятия этих ощущений включает как кожу, покрывающую тело снаружи, так и слизистые оболочки внутри полости рта. Повышенная оральная чувствительность может способствовать избирательности в еде и трудностям с кормлением.
Никогда не заставляйте ребенка, если он к этому не расположен, трогать неприятные субстанции. Позвольте ему использовать кисточку, стек, палочку или даже любую небольшую безделицу для осторожного исследования непривычного материала.
Слуховой опыт
Мы воспринимаем оба вида ощущений: ЧТО мы слышим и КАК мы слушаем, наш слух физиологически связан с вестибулярным аппаратом. Важно помочь детям успокоить и упорядочить слуховое восприятие.
Зрительный опыт
Подумайте, каким образом вы сможете упорядочить зрительную среду чувствительного ребенка, с целью достижения успокаивающего, организующего эффекта. Некоторых детей яркие зрительные стимулы возбуждают. Другим наоборот нужны яркие цвета, чтобы привлечь зрительное внимание.
Ребенка, который с трудом откликается на предложение поиграть, может привлечь ярко раскрашенная упаковочная коробка с игрушками привлекательных цветов.
Обонятельный опыт (ощущения запаха) – запахи проходят через нос и воздействуют на наиболее примитивную, эмоциональную часть мозга.
Вкусовой опыт
Расширяйте и используйте насыщенные вкусы.
Неинвазивная стимуляция мозга
В отделении нейрореабилитации и физиотерапии используются следующие методы неинвазивной стимуляции мозга:
транскраниальная магнитная стимуляция
транскраниальная электрическая стимуляция
определения возбудимости моторной коры и проведения по кортикоспинальным трактам;
картирования (определения локализации) моторных и немоторных функций в коре головного мозга;
направленного влияния на возбудимость коры и нейропластичность (ритмическая ТМС)
Определение показаний и противопоказаний к ТМС, продолжительности курса терапии возможно при очной консультации сотрудника отделения.
Проведение транскраниальной магнитной стимуляции также возможно в рамках научных исследований.
Транскраниальная электрическая стимуляция (ТЭС) – метод неинвазивной стимуляции мозга, основанный на воздействии на кору головного мозга слабым электрическим полем. ТЭС используется для направленного изменения активности регионов коры головного мозга.
Проведенные исследования показали потенциал для применения этого метода при депрессии, болевых синдромах, фибромиалгии, двигательных, речевых и зрительных нарушениях после инсульта, паркинсонизме и ряде других заболеваний. В нашем отделении при отсутствии противопоказаний ТЭС применяется при следующих состояниях:
Определение показаний и противопоказаний к ТЭС, продолжительности курса терапии возможно при очной консультации сотрудника отделения.
Проведение транскраниальной электрической стимуляции также возможно в рамках научных исследований.
Сенсорная стимуляция мозга сущность метода
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Статья:
Сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения и обоняния, вкуса. Это основа для работы сенсорных систем нашего организма.
Метод сенсорной интеграции подходит ребёнку, если родители или педагоги наблюдают в его развитии определённые особенности:
Отсутствие или резкое снижение мотивации к речевому общению, речевой негативизм, немотивированное нежелание говорить;
Нарушение целенаправленности и концентрации внимания;
Недостаточность зрительного и слухового восприятия;
Трудности усвоения последовательности артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы;
Нарушения слоговой структуры слов;
Трудности усвоения лексико-грамматической стороны речи;
Особенности нейропсихических процессов:
— нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения;
Невозможность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить полноценную картину окружающего мира.
Задача учителя-логопеда помочь детям с нарушениями речи использовать различные сенсорные системы для использования как в учреждении, так и дома.
Вот несколько приемов сенсорной интеграции, которые может использовать учитель-логопед в работе с детьми.
1. Упражнения для языка с использованием метода сенсорной интеграции.
Сенсорно-интегративная гимнастика (М. И. Лынская) [3].
Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе).
Таким образом, выполняя упражнения, решаются следующие задачи:
— активизируется небно-глоточное смыкание;
— растягивается подъязычная уздечка;
— дифференцируется носовой и ротовой выдохи;
— улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений;
— повышается качество обратной связи от артикуляционных органов.
• облизывание кружка лимона (апельсина, ребристого печенья) по кругу;
• слизывание языком варенья с ложек, тарелок;
• слизывание мёда с верхней губы;
• слизывание крышечки от йогурта, сметаны;
• «лакание» молока (воды) без помощи рук;
• сбор ягод (конфет) губами со стола без помощи рук;
• перекатывание леденца (сухарика, ягоды) во рту от щеки к щеке;
• удерживание капелек сока (воды) в язычке-чашечке;
• снятие зубами (губами, языком) кусочков фруктов с зубочистки;
• сплевывание с губ (языка) круп, зелени;
• сдувание кокосовой стружки;
• просовывание языка в дырочку сушки, удержание маленькой сушки в «чашечке», удерживание сушки на широком языке;
• прижимание круглой конфетки к твердому небу с удерживанием;
• удерживание риса (гречихи, перловки) кончиком языка, придерживая внутри рта у нижних зубов;
• удерживание хлебной палочки между верхней губой и носом, кончиком языка на носогубной складке;
• сглатывание капелек сладкой воды, капнутой из пипетки на корень языка.
Этот вид деятельности необходим для детей, испытывающим трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Регулярные упражнения по «утяжелению» помогут детям успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на тело, мышцы и суставы, помогая детям получить необходимую нагрузку. Детям важно научиться чувствовать своё тело, им полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление или «нагрузка сверху». Именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ребёнок сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.
Приспособления для «утяжеления»:
• утяжелитель на запястье;
• утяжелитель на ноги.
3. Игры с сыпучими и пластичными массами. Игры с сыпучими (песок, галька и т. п.) и пластичными (пластилин, тесто, также очень полезны для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами. Детям полезно трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ребёнок отказывается играть с пластилином и подобными массами важно подобрать текстуру, приятную для ребёнка.
Виды пластичных и сыпучих материалов:
• пластилин (шариковый, плавающий, восковой);
• глина (природная, полимерная);
• паста для моделирования;
• масса для лепки («холодный фарфор»);
• слайм (лизун, флаффи, жвачка для рук);
4. Массажёры, вибрирующие игрушки.
Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. Вот некоторые идеи:
• ручные массажёры для массажа тела;
• массажёры для полости рта;
• мочалка-перчатка для душа;
• коврик для прихожей.
5. Приспособления для вестибулярных движений.
Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Вот несколько предложений для получения ребенком подобного опыта:
• яйцо Кислинга (сенсорное яйцо);
• большие терапевтические мячи.
6. Ароматерапия.
Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции [7]:
• запах корицы, цитрусовых бодрит;
• лаванда улучшает память, расслабляет;
• запах апельсина расслабляет, успокаивает и восстанавливает жизненные силы организма;
• запах ладана успокаивает тело, расслабляет, снимает перенапряжение;
• запах тмина борется с проявлениями перенапряжения.
7. Игры с туннелями и палатками.
И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции. Они полезны для развития крупной моторики. Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
Тактильный опыт ребенка обогащается, если в тоннеле размещены разные предметы или помещается в него ковровое покрытие.
Можно немного потрясти тоннель когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
Можно использовать палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами.
8. Сенсорная комната.
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека.
Классификация стимулов сенсорной комнаты:
Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение.
Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.
Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.
Наполняемость сенсорной комнаты:
• Магнитофон, воспроизводящий звуки природы;
• Ароматические приспособления (диффузеры, лампы);
• Мягкие подушки и одеяла;
• Массжаные кресла и маты;
• Ночники, особые светильники, лава-лампы. Включение сенсорного компонента в структуру комплексной коррекции положительно влияет на достижение высоких результатов в развитии коммуникативных навыков детей.
Используемая литература.
1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М. : «Теревинф», 2019 г.
2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М. : Просвещение, 1988 г.
3. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М. : Парадигма, 2016 г.
Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной стимуляции (как часть программы коррекции сенсорной дисфункции, алалии, ЗПР, ММД, органического поражения мозга, тиков, логоневрозов, запинок в речи)
Сенсорная комната или, как ее еще называют, комната психологической разгрузки и релаксации, во всем мире используется для лечения многих неврологических и психологических нарушений.
Особенно эффективной «комната-доктор» показала себя в случае коррекции аутичных черт – врачи отмечают явный прогресс в развитии и обучении малышей с этим нарушением.
Сенсорная комната – прекрасный инструмент в руках логопедов, дефектологов, нейропсихологов, ритмотерапевтов, поведенческих и телесноориентированных терапевтов, речевых и арттерапевтов.
Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов.
Сначала они использовались реабилитологами для работы с наиболее тяжелыми больными психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта.
В начале 80-х, кроме Голландии, самым активным пользователем сенсорных комнат стала Великобритания. Одновременно значительно расширяя диапозон возможностей использования СЕНСОРНЫХ КОМНАТ.
Они стали использоваться в качестве незаменимого средства в реабилитации взрослых и детей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами.
Настоящая СЕНСОРНАЯ КОМНАТА – это окружение, которое состоит из множества различного рода СТИМУЛЯТОРОВ.
К ним относятся проекторы, световые и звуковые трубки, фиброоптическое волокно, генераторы света, цвета, запахов и звуков, тактильные дорожки и панели, массажные и фибоэлементы, терапевтические мячи и шары, интерактивные песочницы.
Все это оборудование просто необходимо для того, чтобы активизировать мозг через стимуляцию базовых чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, в этих условиях прекрасно развивается регулирование процессов возбуждения и торможения.
Сенсорная комната – незаменимое оборудование для полноценной работы психологов, дефектологов, нейропсихологов, реабилитологов, и является мощным инструментом сенсорного, познавательного, эмоционального и творческого развития.
В темной мультисенсорной комнате для ребенка достаточно 5-10 минут интегрированного коррекционного занятия с дефектологом, речевым терапевтом или нейропсихологом для того, чтобы ребенок пошел на контакт.
Разнообразное интерактивное оборудование для аудио и визуальных эффектов зарекомендовало себя как очень действенная техника при работе с детьми, страдающими неврологическими нарушениями – гиперактивностью, нарушением внимания, расстройствами коммуникации и взаимодействия, проблемами памяти, внимания, концентрации, нарушениями баланса и координации.
Каждый элемент сенсорной комнаты применяется для решения определенных целей и задач и несет свою терапевтическую функцию.
Например, воздушно-пузырьковая колонна нужна для корректировки зрительно-моторной координации; фиброоптическое волокно (оно совершенно безопасно) можно перебирать, держать и обнимать также как средство расслабления и улучшения концентрации и внимания.
Массирующий и расслабляющий интерактивно-световой бассейн стимулирует тактильную чувствительность, это один из самых популярных у врачей и необходимых видов сенсорного оборудования.
Неинвазивные методы стимуляции слуха и воздействия на работу мозга
Описание:
В статье анализируются публикации, касающиеся методов, которые в последнее время возбуждают интерес родителей детей с синдромом Дауна. Эти методы рассматриваются с точки зрения механизмов их воздействия, эффективности и безопасности. Отмечается недостаточная научная проработка вопросов, связанных с последствиями обсуждаемых процедур. Отечественные и зарубежные специалисты призывают родителей быть крайне осторожными, когда они решают, подвергать ли детей этим процедурам.
Источник:
Автор:
Правообладатель:
В последнее время среди родителей детей с синдромом Дауна наблюдается рост интереса к неинвазивным методам воздействия на определенные области головного мозга с целью улучшения различных показателей развития. Как это часто бывает, новые, подкрепленные мощной рекламой средства кажутся нам той «волшебной таблеткой», которая легко и быстро поможет справиться с трудностями и болезнями. Учитывая этот интерес, а также ряд свидетельств о негативных побочных эффектах, мы хотим рассмотреть неинвазивные методы с точки зрения механизмов, эффективности и безопасности их воздействия. При написании статьи мы постарались опираться только на надежные источники и непредвзятые мнения.
Метод Томатиса
Наиболее популярным стал метод нейросенсорной стимуляции слуха, и поэтому мы рассмотрим его первым и более подробно, чем остальные. Он назван именем своего создателя, доктора Альфреда Томатиса. Метод был предложен Томатисом в конце 1950-х — начале 1960-х годов и развивался по мере совершенствования главного его элемента, известного как «электронное ухо».
Слушать и слышать
По словам самого ученого, задача его метода — восстановить качественное слушание. В чем же разница между понятиями «слышать» и «слушать»? Если слышать — пассивный процесс, который происходит рефлекторно, то слушать — процесс активный, с непосредственным участием аналитических зон мозга. В числе прочего это способность выделять нужную информацию из массы услышанного [1]. Слушание объединяет в себе деятельность органов чувств и восприятие.
Немного о звуковых волнах, частотах и открытиях Томатиса
Известно, что человек способен слышать звук в частотном диапазоне от 16 до 20 000 Гц при передаче колебаний по воздуху и до 220 000 Гц при передаче звука по костям черепа. Звуковые волны в частотном диапазоне 300–4000 Гц соответствуют диапазону человеческого голоса.
Здесь уместно сделать небольшое отступление. Некоторые факты биографии Томатиса сыграли в его работе определенную роль. Отец Альфреда был оперным певцом, и темы пения, голоса и связанных с ними сложностей были его сыну близко знакомы. Одно время Томатис работал с певцами, в голосах которых не хватало частот того или иного диапазона. Он обнаружил, что «зоны молчания» в голосах этих певцов точно совпадают с «зонами молчания» на их аудиограммах. Как мы уже упомянули, доктор Томатис разработал аппарат «Электронное ухо», который способен манипулировать звуковыми частотами так, чтобы можно было подобрать характеристики звука к особенностям кривой порога слышимости[1] или наоборот. Он мог обеспечить усиление в области дефицитных частот, чтобы человек слышал так, как слышало бы идеальное ухо. Корректируя слух певца путем его тренировки, суть которой будет описана ниже, Томатис восстанавливал недостающие голосу частоты. Отметим важное утверждение ученого: «Голос может производить только то, что слышит ухо». А значит, ребенок, прежде чем научиться производить те или иные звуки, сначала должен их услышать. В тех случаях, когда человеку трудно расслышать частоты выше 2000 Гц, его голос бывает тусклым и невыразительным. Ему также трудно отличать друг от друга высокочастотные согласные звуки, такие как «с» и «з», «п» и «б», «т» и «д».
Еще одно теоретическое положение Альфреда Томатиса касается «подзарядки мозга» звуками высоких частот. Он показал, что именно такие звуки дают мозгу больший приток энергии. «Подзарядка мозга» осуществляется и высокими частотами собственного голоса человека. Наличие высоких частот в голосе более всего проявляется в его тембре. Звучание голоса определяется основным тоном и дополнительными звуками — обертонами. Чем больше обертонов, тем ярче и красочнее голос. В плохо артикулированном голосе, что характерно для многих детей с синдромом Дауна, обертонов мало, и его звучание снабжает мозг очень небольшой энергией. Это, по утверждению Томатиса, влияет и на мыслительные процессы, и на двигательные функции, отчего страдает осанка, умение сохранять равновесие, моторика и координация. Плохая осанка вредит дыханию, а оно играет очень большую роль в обеспечении хорошего качества речи и в общей живости ума [4]. Как видим, по Томатису все эти процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Тренировка уха по методу Томатиса
Почему и как нужно тренировать ухо? Подробно эти вопросы разбирает Пол Мэдол (Paul Madaule), директор Центра содействия умению слушать (Канада), в своей статье, посвященной применению метода Томатиса в работе с детьми с синдромом Дауна [7]. По его словам, среднее ухо благодаря работе своих мышц действует как радар, выборочно направляя слух в сторону интересующего нас звука, как и в случае звуков речи, которые мы хотим расслышать. Это активное вовлечение среднего уха — не только первый, но и весьма значимый шаг в процессе переработки слуховой информации. Степень и точность адаптации «слухового радара» во многом определяет качество экспрессивной речи. Внимательное наблюдение нервномышечных связей между средним ухом и голосовым аппаратом проливает свет на эти слухоголосовые связи и объясняет упомянутый выше «эффект Томатиса»: голос может производить только то, что слышит ухо.
В голосообразовании и производстве речи участвуют тройничный и лицевой нервы. Тройничный нерв иннервирует височные и жевательные мышцы, задействованные в процессе закрывания рта. Лицевой нерв иннервирует двубрюшную мышцу, которая участвует в открывании рта, а также в работе мышц губ, играющих существенную роль в артикуляции. Томатис обращает внимание на то, что тройничный нерв иннервирует также мышцу молоточка, напрягающую барабанную перепонку, а лицевой нерв — мышцу стремечка. Эти две мышцы находятся в среднем ухе, и они отвечают за регулирование его работы. Низкий мышечный тонус замедляет движения мышц среднего уха, и, как пишет Мэдол, именно этим, помимо анатомических особенностей, можно объяснить предрасположенность к ушным инфекциям, столь характерную для детей с синдромом Дауна. Эти проблемы, в свою очередь, приводят к дальнейшей дисфункции среднего уха, которая еще больше затрудняет слушание. Тренировка мышц среднего уха может повысить их тонус. Альфред Томатис более 25 лет работал с деть ми с синдромом Дауна в Париже. Подобную работу проводит и канадский Центр содействия умению слушать (The Listening Centre). Пол Мэдол, глава этого центра, утверждает, что результаты работы по методу Томатиса с детьми с синдромом Дауна в 70 % случаев можно назвать удовлетворительными.
Как Пол Мэдол определяет механизм воздействия метода Томатиса и качественные результаты его применения
Применение метода Томатиса позволяет физически упражнять мышцы среднего уха. Как это происходит? Звуки музыки претерпевают модификацию, проходя через «Электронное ухо». Это устройство предназначено для создания уникального перцептивного звукового контраста. Оно представляет собой усилитель с двумя каналами, каждый из которых имеет свою систему фильтров: один — для высоких частот, второй — для низких. Переключение с одного канала на другой с помощью электронного вентиля обеспечивает резкий переход от низких частот, которые не требуют от слухового аппарата какой-либо специальной подготовки, к высоким частотам, которые, напротив, требуют от него особенного усилия, что приводит к сокращению и расслаблению мышц. Возвратнопоступательное движение действует как любое хорошее физическое упражнение. Оно повышает уровень активности и живости слуха ребенка, делая его более настроенным на внешние стимулы и более отзывчивым по отношению к ним. Упражнение также улучшает мышечный контроль, осанку и соматогнозис[2].
В рамках программы ребенка также побуждают повторять перед микрофоном слова и предложения, которые он слышит. Его голос, проходя через «Электронное ухо», обрабатывается и модифицируется и по цепи обратной связи через наушники поступает к его ушам. Он слушает себя, и это способствует более точному контролю голосообразования, артикуляции, интонации и ритма.
Метод Томатиса, как уже было сказано, позволяет снабжать ухо и мозг «заряжающими звуками». Это происходит путем передачи через наушники модифицированной скрипичной музыки Моцарта, из которой «Электронное ухо» отфильтровывает низкие и средние частоты и уплотняет диапазон высоких частот.
О других результатах воздействия метода Томатиса на людей с синдромом Дауна Мэдол сообщает следующее: чаще всего у них наблюдается быстрое улучшение способности закрывать рот, и тогда язык перестает высовываться, слюнотечение останавливается. Артикуляция становится более четкой, а речь — более разборчивой. Улучшаются способность конструировать фразы и предложения, координация, чувство времени и пространства.
В центре, руководимом Полом Мэдолом, как и в большинстве других подобных организаций, действующих в разных странах, применяется одна из наиболее известных в настоящее время программ — The Listening Program (TLP). Разработчиком и производителем всей необходимой для ее реализации электронной аппаратуры является компания Advanced Brain Technologies (ABT). Эта программа и ее варианты применяются в работе с детьми и взрослыми, имеющими самые разные проблемы. Следует заметить, однако, что о широком распространении научно-практических центров, подобных организации, руководимой Мэдолом, в настоящее время говорить не приходится. Но ученые и специалисты, заинтересованные в использовании The Listening Program, предпринимают попытки оценить ее действенность. Спектр показателей, на которые нацелены их исследования, широк и разнообразен. Поэтому имеет смысл обратиться к исследованиям эффективности метода Томатиса, тщательно отобранным и проанализированным американскими учеными Садако Варгас (Sadako Vargas) и Джеем Р. Лакером (Jay R. Lucker) [9].
Обобщенные количественные результаты исследований эффективности The Listening Program
Целью анализа Варгас и Лакера было выявление результатов воздействия метода Томатиса, которые они определяют величиной эффекта, и представление собственных соображений относительно будущих исследований.
При отборе исследований для своего анализа авторы статьи обратили внимание на следующие немаловажные обстоятельства:
Всего Варгас и Лакер рассмотрели 9 исследований, в которых принимали участие дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра, с синдромом Дауна, трудностями в учебе, СДВГ, синдромом Ретта, апраксией, ДЦП, артритом и инсультом. Авторами подвергшихся анализу работ были специалисты, работающие в разных областях, и нацелены они были на оценку разных показателей[3].
Все 9 исследований дали положительные результаты. Варгас и Лакер указывают, что среднее значение величины эффекта[4] по всем исследованиям составило 0,41. Общий разброс ее значений — от 0,23 до 1,28. В двух случаях эта величина оказалась значительно выше, чем в остальных. В одном из них (1,19) участниками были дети с аутизмом. Анализировалось улучшение переработки слуховой информации. В другом исследовании (1,28) участвовали дети, плохо успевающие в школе, и здесь авторы оценивали улучшение академической успеваемости.
Варгас и Лакер указывают на необходимость проведения дальнейших хорошо спланированных, контролируемых научных работ, использующих методы двойного слепого исследования и контрольные группы.
Побочные действия и осложнения
Нам необходимо коснуться очень важной темы — темы безопасности. Приведем наблюдения невролога, руководителя Клиники лечения ДЦП и ЗПРР Е. А. Мельниковой (г. Москва). В этом медицинском центре освоен и не первый год используется метод Томатиса. Мельникова считает своим долгом предупредить потенциальных клиентов:
«Если неправильно подобрать программу, то обязательно будут осложнения: психомоторное возбуждение, агрессия или аутоагрессия. Причем они могут возникнуть в середине курса. Кроме того (но реже) бывает головокружение, ночной энурез и каломазание. Очень осторожно нужно подходить к прослушиванию предлагаемых треков детям с эпилепсией и наличием судорожной готовности. При неправильном выборе музыкальных треков возможно появление или учащение приступов. В Европе перед курсом ребенок обязательно проходит тестирование у нейропсихолога. Хочется предостеречь родителей от шарлатанов и “аляТоматисов”. Если используются старые, иногда списанные приборы (а не дорогостоящее специальное оборудование), то ваши дети не будут застрахованы от осложнений и никогда не получат нужного лечебного эффекта» [1].
Несколько слов в заключение
Итак, мы рассмотрели теоретические аспекты механизма воздействия метода Томатиса на работу уха и областей мозга, отвечающих за различные функции. Эффективность метода, как следует из рассмотренных источников, подлежит дальнейшему, более тщательному исследованию независимыми учеными, не связанными с единственной на сегодня крупной компанией — производителем программ нейросенсорной стимуляции слуха. Безопасность его также остается под вопросом.
Самый важный вывод, который можно сделать в отношении безопасности таких программ, — это повышенная вероятность появления судорожных приступов во время терапии, ведь известно, что от 5 до 10 % людей с синдромом Дауна страдают эпилепсией. А это значит, что необходимо проявлять максимум осторожности при решении вопроса, обращаться ли в соответствующее учреждение для прохождения программы стимуляции слуха по методу Томатиса.
Транскраниальная микрополяризация и биологическая обратная связь
Помимо метода нейросенсорной стимуляции слуха, в мировой практике применяются и другие методы нейротерапии, в том числе транскраниальная микрополяризация и биологическая обратная связь. Коротко рассмотрим каждую из них с точки зрения их применимости и безопасности по отношению к людям с синдромом Дауна.
Транскраниальная микрополяризация
Это сравнительно молодая терапия. В своей современной форме она была впервые описана на пороге нынешнего тысячелетия. В США и Западной Европе этот метод используется довольно активно, хотя пока не является официально одобренным и имеет статус экспериментального.
В чем его суть? Транскраниальная микрополяризация — это воздействие слабым постоянным электрическим током величиной 1–2 мА на клетки коры головного мозга. Использующаяся для этого аппаратура может иметь два или более электродов. Электроды прикрепляются к коже головы в местах, которые определяются зоной, подлежащей воз действию. Анодная стимуляция оказывает возбуждающее действие на соответствующую зону коры головного мозга, а катодная стимуляция, при которой ток течет в противоположном направлении, — тормозящее действие.
Транскраниальная микрополяризация применяется при лечении пациентов, перенесших инсульт, с целью восстановления определенных двигательных функций, а при воздействии на речевую зону — для улучшения речи. Она используется также в работе с больными, страдающими такими психическими заболеваниями, как депрессия, маниакально депрессивный психоз, шизофрения, обсессивнокомпульсивное расстройство. Большинство исследований эффективности этого метода проводилось при участии взрослых людей. Тем не менее есть свидетельства эффективности транскраниальной микрополяризации в случаях работы с детьми с ДЦП, СДВГ или с поведенческими проблемами. Материалов, посвященных использованию этого метода по отношению к детям с синдромом Дауна, почти нет, может быть, за небольшим исключением. Одно из таких исключений — протокол проведения кинезиотерапевтических занятий по развитию умения тянуться к предмету и хватать его, опубликованный группой бразильских ученых. Он предусматривает применение транскраниальной микрополяризации наряду с педагогическими методами, использующими виртуальную реальность [6]. Авторы этого тщательно спланированного протокола уделяют внимание и вопросам безопасности. Они указывают, что в конце каждой сессии с помощью опросников для детей и в начале каждой следующей сессии путем опроса родителей должны оцениваться возможные побочные эффекты. К ним авторы относят появление головной боли, ощущение ожога, покраснение кожи в местах прикрепления электродов, бессонницу, трудности с концентрацией внимания и колебания настроения.
Отметим еще одну публикацию, целиком посвященную вопросам безопасности этого метода.
Японские ученые Х. Мацумото (H. Matsumoto) и Ё. Угава (Yo. Ugawa) в 2017 году опубликовали обзор литературы, касающейся безопасности использования транскраниаль ной микрополяризации [8]. Одна из их целей — предоставить полезную информацию разработчикам руководства по безопасности применения этого метода. В настоящее время такого руководства нет. Согласно проанализированным авторами источникам, большинство негативных побочных эффектов обычно выражены слабо и исчезают вскоре после стимуляции. Однако некоторые из них бывают довольно устойчивыми и дают о себе знать и позже. Чаще всего это кожное поражение наподобие ожога. У пациентов, страдающих депрессией, может развиваться мания или более легкая ее форма — гипомания. Мацумото и Угава упоминают также публикацию, в которой говорится о случае эпилептического припадка у четырехлетнего ребенка после обсуждаемой процедуры [5]. Что касается противопоказаний к использованию обсуждаемого метода, то к ним относятся, в частности, врожденные проблемы с сердечно-сосудистой системой, параллельный прием сильнодействующих психотропных препаратов и процедуры типа иглоукалывания и мышечной электростимуляции.
Приведем также мнение отечественного врача невролога, директора по внедрению новых технологий группы неврологических клиник «Прогноз» И. О. Ефимова из СанктПетербурга о негативных моментах, которые нередко подстерегают пациентов. Отмечая важность точного индивидуального подбора протокола, педантичного следования ему и использования качественной аппаратуры, он говорит: «К сожалению, во многих медицинских центрах проблемы и с тем, и с другим. Прибор стоит 100 000 рублей (а качественный — не менее 10 000 долларов, но к этому мало кто стремится). При этом протоколы лечения используют стандартные, из методички. Как правило, берут оттуда первые два и ставят всем пациентам без разбора. И, казалось бы, при минимальных затратах стоимость терапии для пациентов должна быть невысокой, но с родителей берут огромные деньги — по дветри, а то и четыре и более тысяч за 15минутный сеанс» (цит. по [3]).
Биологическая обратная связь
Еще один метод нейротерапии — использование биологической обратной связи (БОС). Этот метод лечения и реабилитации основан на развитии у пациента навыков самоконтроля и саморегуляции различных функций организма. Он применяется при лечении как психологических проблем и психических заболеваний (хронического стресса, депрессии, тревожных расстройств, нарушения сна, фобий, неврозов, синдрома хронической усталости), так и психосоматических явлений (головных болей, гипертонии, бронхиальной астмы, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, нарушений мышечной регуляции и др.). Оборудование для БОСтерапии — это аппарат с сенсорными датчиками и программное обеспечение. Датчики регистрируют частоту пульса и дыхания, мозговые сигналы и биоэлектрическую активность мышц. Информация о работе сердечнососудистой, двигательной, центральной и вегетативной нервной системы в нормальном состоянии и при имеющихся отклонениях поступает в реальном времени. Полученные сигналы отправляются в преобразователь, который в доступной форме — в виде изображения или звука — выводит их на монитор. Образуется так называемое физиологическое зеркало, позволяющее пациенту управлять некоторыми функциями организма. Человек видит и слышит, как действует его организм, и при помощи специальных приемов волевыми усилиями, сознательно корректирует работу собственного тела.
К противопоказаниям специалисты относят:
Использование этого метода применительно к детям с синдромом Дауна в литературе не отмечено.
Из проведенного анализа публикаций следует, что, поскольку речь идет о методах, оказывающих воздействие на головной мозг, их использование должно осуществляться только в сертифицированных, лицензированных для данного вида деятельности клиниках сертифицированными специалистами на сертифицированной аппаратуре. Воздействие на головной мозг по силе, последствиям и необратимости можно сравнить с оперативным вмешательством, поэтому, как и при принятии решения об операции, необходимо руко водствоваться здравым смыслом, научно обоснованными и подтвержденными данными.
Нам также представляется важным привести мнение одного из самых известных в мире специалистов по синдрому Дауна, директора научноисследовательских программ Международного фонда содействия образованию детей с синдромом Дауна профессора Сью Бакли. Она пишет:
«Я не располагаю убедительными доказательствами того, что перечисленные методы приносят пользу детям или взрослым с синдромом Дауна. Возможно, при соблюдении мер предосторожности метод нейросенсорной стимуляции слуха не наносит ощутимого вреда, но, на мой взгляд, это всетаки напрасная трата денег. Стимуляция методом транскраниальной микрополяризации развивающемуся мозгу потенциально вредна. Обычно этот метод используется для реабилитации больных, перенесших инсульт. Есть определенные свиде тельства того, что биологическая обратная связь способна помочь некоторым детям с СДВГ или аутизмом. Она может улучшить внимание и снизить гиперактивность, но я не видела исследований, в которых участвовали бы дети с синдромом Дауна, и я бы с большим сомнением отнеслась к возможности ее эффективного использования в этих случаях. Развитию ребенка с синдромом Дауна помогает обучение конкретным умениям, которые в силу известных причин даются ему с трудом. Так, если вы хотите улучшить внятность его речи, вы работаете над речью, если хотите усовершенствовать его язык, вы помогаете ему расширить словарный запас и освоить грамматический строй. Если вы стремитесь помочь ему лучше выполнять те или иные движения, вы отрабатываете эти движения. В целом научные исследования говорят нам, что наши дети учатся не поиному, а с задержкой. В каждой области развития они продвигаются вперед теми же путями, что и другие дети, только медленнее».
Литература
[1] Кривая порога слышимости — график зависимости интенсивности звука, способного создать слуховое ощущение, от частоты этого звука.
[2] Соматогнозис — восприятие человеком схемы своего тела как некоей целостности.
[3] Метод Томатиса предполагает глобальное воздействие на мозг — на те его области, которые управляют исполнительными функциями, речью, переработкой слуховой информации, социальной и эмоциональной регуляцией, снижением стресса, координацией движений и творческим самовыражением.
[4] Величина эффекта (англ. effect size) — показатель, характеризующий силу экспериментального воздействия, т. е. влияния независимой переменной на зависимую. Одним из способов оценки В. э. служит показатель d, который определяется как разность между двумя средними значениями (напр., для экспериментального и контрольного условий), деленная на общее стандартное отклонение. Примерные оценки: менее 0,2 — слабый эффект, ок. 0,5 — средний и более 0,8 — сильный эффект.