сень спас на крови
Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли
140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Почему собор назвали Спас на Крови?
Легенда про икону-предсказательницу
Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России.
По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.
Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась.
Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II.
Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?
Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!
Храм Спаса на Крови: Почему храм, возведённый по трагическому поводу, имеет праздничный вид
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Гибель императора Александра II
Это был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.
Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.
Гибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:
« Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство ».
« Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался » (В.О.Ключевский).
История возведения храма
На месте трагедии, где « пролилась священная кровь Государя », соорудили временный памятник и поставили часового.
Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.
Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.
В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.
В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.
Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.
Всепобеждающая красота
Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.
Священным местом в храме является шатер из самоцветов – на четырех колоннах из яшмы воздвигнута сень из горного хрусталя с крестом на вершине. Внутри шатра находятся дошедшие до нас в неприкосновенности кусок брусчатки и часть решетки с набережной, хранящие на себе кровь убиенного царя.
«Заговоренный» храм
В 70-м году храм решили отреставрировать и установили леса, которые простояли целых двадцать лет. Ходили слухи, что пока этот храм стоит в лесах, в стране будет советская власть. Удивительно, но сняли леса в августе 1991 года, накануне путча.
Окончательно реставрацию завершили в 1997 году, и храм открыли для посетителей, а в 2004 году его освятили еще раз.
И теперь этот удивительный храм – гордость северной столицы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Храм Спас на крови. Санкт-Петербург. Окончание 3 части
Сень над местом гибели Александра II и ее каменное убранство
Как известно из истории Спаса на Крови, одним из условий, поставленных Александром III перед строителями храма, было сохранить место смертельного ранения его отца внутри церкви. Архитектор Парланд выполнил это пожелание и уделил мемориальной зоне особое внимание. При строительстве это место бережно сохранялось, а над ним была возведена дивная сень.
Само «памятное место» воссоздано из подлинных фрагментов: здесь в неприкосновенности сохранена часть мостовой, покрытой крупными булыжниками, а также часть решетки Екатерининского канала [2]. Заново уложенная часть мостовой (три плиты тротуара и булыжное мощение) и восстановленные перила набережной находятся на семь ступеней ниже уровня пола храма. Эти священные реликвии, обагренные кровью убитого царя, сохранены для потомков как немые свидетели свершившейся трагедии (источник фото: [6]).
Возведенная над местом убийства Александра II драгоценная 14-метровая сень выполнена в стиле деревянных «царских мест» XVII века (как, например, Мономахов трон в Успенском соборе Московского Кремля). Она символизирует святость памятного места. Сень была создана из уральских и алтайских драгоценных и поделочных камней по рисунку архитектора А. А. Парланда и установлена в 1907 году [31]. Камнерезные работы выполняли с 1893 года мастера Колыванской шлифовальной фабрики, а также Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабрик [4].
А. А. Парланд. Сень над «памятным местом», 1894 год (источник [20]):
Сень представляет собой сложное архитектурное сооружение в виде шатра на четырех колоннах. Колонны выполнены из серо-фиолетовой яшмы, а высокий антаблемент — из ревневской яшмы со стилизованными угловыми вазами из николаевской яшмы [6]. Резной навес (каменные подзоры), соединяющий надкапительные столбики из ревневской яшмы, сделан из благородного уральского змеевика [31]. Столбики дополнительно украшены мозаичными иконами с изображением святых покровителей дома Романовых (источник фото: [33]).
Над антаблементом возвышается собственно шатер, состоящий из трех ярусов кокошников, украшенных резным орнаментом. Промежутки между кокошниками разделены розетками из орлеца в виде подсолнухов. Двадцать четыре кокошника изготовлены из ревневской яшмы. Завершает конструкцию восьмигранная пирамида из уральского змеевика с крестом из 112 граненых топазов (по другим сведениям — горного хрусталя).
При таком богатстве отделки не удивительно, что общая стоимость сени почти равнялась стоимости строительства всего остального храма ([10]; [26]).
Ограждает сень балюстрада из розового орлеца (родонита), дополненная ажурной позолоченной решеткой. Балюстрада была изготовлена на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1911 году, а затем направлена на доработку на Петергофскую гранильную фабрику. Установлена балюстрада была только в 1913 году.
Внутренняя поверхность свода некогда отличалась удивительно богатой отделкой в технике флорентийской мозаики из драгоценных камней более тридцати видов. Свод был инкрустирован сибирским агатом, яшмой, звездами из граненого топаза (согласно другим источникам, это был не топаз, а горный хрусталь). Только на создание фона ушло около 50 кг бухарского лазурита ([10]; [19]; [31]).
К моменту начала реставрации Спаса на Крови стало ясно, что за долгие годы надругательств над храмом сень практически полностью разрушена. Верхняя часть (шатер) отсутствовала вообще. Уцелели лишь яшмовые колонны с надкапительными столбиками и мозаичными вставками, а также часть балюстрады. Реставрация сени закончилась совсем недавно.
Макет Спаса на Крови
Помимо всех вышеописанных достопримечательностей, в соборе можно увидеть макет Спаса на Крови.
Эта модель была выполнена мастерами фабрики бронзы «Бушнев» в 2003 году (бронза, олово, литье, ручная роспись) и передана в дар Государственному музею «Исаакиевский собор» (филиалом которого является Спас на Крови) от компании StanMark.
Использованные источники:
1. Нагорский Н. Спас на крови: Храм Воскресения Христова. СПб., 2013
2. Зуев Г. И. Вдоль канала Грибоедова. — М-СПб: Центрполиграф: МиМ-Дельта, 2006
6. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – музей четырех соборов. Официальный сайт
7. Константин Маковский. Портрет Александра II (1881) и Портрет Александра II на смертном одре (1881)
8. Храм Спаса-на-Крови, статья в Википедии
9. Елена Ляшенко. Легенды Спаса-на-Крови
10. Собор в честь Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге, Православная энциклопедия
11. Архитектор А. А. Парланд, статья в Википедии
12. Голомолзин Е.В. Петербург пешком. Самые интересные прогулки по Северной столице России / Евгений Голомолзин. — М. : Эксмо, 2014
14. Золотая коллекция лучших мест Санкт-Петербурга. – М. : Эксмо, 2012
16. Андрей Зайцев, Арсений Загуляев. Споры о храмовой архитектуре: «наше наследие», или «лучше бы снесли большевики» // Нескучный сад, 15.03.2013
17. Спас-на-Крови: исторические фотографии и описания в журнале suosaari82
18. Мемуары А. Н.Бенуа
19. Очерки / Авсеенко В. Г. – Москва: Директ-Медиа, 2012
20. Спас на Крови на архитектурном сайте Citywalls
21. Панорама Невского проспекта (В. С. Садовникова)
23. Виктор Кельнер. 1 марта 1881 года: Казнь императора Александра II / Сост., предисл. и коммент.- Л., 1991
24. Собор Воскресенский (Спас на Крови) в Петербурге
25. Максименко В.А. Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века. Храм Воскресения («Спас на крови»)
28. Людмила Леусская. Ограда Михайловского сада: Железные цветы не вянут, но ржавеют
29. Реставрация ворот и фонарей ограды Михайловского сада в Петербурге
30. Кружево Михайловского сада
31. Спас на Крови: подробное описание истории, архитектуры и интерьера на сайте Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
32. Спас на Крови: большая подборка фотографий экстерьера и интерьера
33. Искусство мозаики. Спас на Крови
34. Харламов, Николай Николаевич, статья в Википедии
36. «Петербургский альбом». Спас на Крови
37. Троице-Сергиева пустынь на архитектурном сайте Citywalls
38. Архитектурно-градостроительный процесс: Регламентации и свобода / Отв. ред. И.А. Бондаренко. М., 2013
39. О русском художнике Михаиле Нестерове
42. Музей камня в ризнице Спаса на Крови
43. Парланды в Петербурге
44. Реставрация ограды Михайловского сада
45. Юбилей Альфреда Парланда и памятник на могиле
46. К вопросу о месте захоронения А.А.Парланда
47. Сергей Смирнов. Врата Спаса на Крови. // Наука и жизнь, 2011. т.№9.-С.61-64
48. Возвращение утраченных крестов иконостаса Спаса на Крови
49. Воронова В. Н. Воссоздание утраченных технологий при реставрации храма Воскресения Христова (Спаса на Крови)
50. Мозаика внутри Спаса на Крови: фотоальбом
51. Первая частная мозаичная мастерская в России
52. Спас на Крови, фотографии наружного и внутреннего убранства
Восемь удивительных фактов о Спасе на Крови
18 октября исполняется 135 лет со дня заложения храма Спас на Крови – одного из самых красивых и загадочных храмов Санкт-Петербурга. Девятикупольный красавец-храм, построенный в редком для северной столицы стиле русского зодчества, стоит на набережной канала Грибоедова. Чего только не было в его истории! Он трижды мог быть разрушен и чудом уцелел, в нем были морг и овощехранилище, склад театральных декораций и камнедробильная мастерская. А сколько удивительных историй и загадок хранят его стены! К 135-летию с начала строительства «МИР 24» знакомит вас с историей храма и его легендами.
Почему он так называется
Храм Спас на Крови освящен в честь Воскресения Христова (то есть в честь Воскресения Спасителя). Так возникла первая часть названия. Вторая часть объясняется местом, на котором был смертельно ранен император Александр II. Произошло это 1 марта (13 по новому стилю) 1881 года.
Храм-мемориал был возведен по решению императора Александра III в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Он строился на добровольные пожертвования, которые были собраны по всей России. Так что его можно смело считать построенным всенародно.
Мостовая внутри храма
Александр III, сын убиенного императора, сразу задумал храм как мемориал своему отцу. Поэтому внутри можно увидеть место, где было совершено убийство. Справа у самого входа под сенью оно обставлено небольшим богато украшенным каменным куполом. Под ним находится огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной – место, где была взорвана карета Александра II. Сохранены камни булыжной мостовой, на которые пролилась царская кровь, и часть решетки Екатерининского канала (так в те времена назывался канал Грибоедова).
В цоколе храма есть двадцать памятных табличек из красного гранита, рассказывающие про деяния императора.
Даже пропорции храма несут в себе скрытую символику. Центральный купол возносится над землей на 81 метр. Это напоминание о годе гибели Александра II – 1881. Второй по выcоте купол имеет высоту 63 мeтра. Именно столько лет было убиенному государю. Богато украшенный крест колокольни Спаса на Крови венчает маленькая позолоченная царская корона.
Мозаика вместо росписи
Внутреннее убранство храма и сейчас поражает воображение, хотя самоцветы, изначально входившие в декор, утрачены. Из общей строительной сметы собора (4,6 млн рублей) почти половину выделили только на декорирование.
Создатели Спаса на Крови отказались от традиционной храмовой росписи, поскольку в условиях сырого холодного климата она быстро разрушается. Весь храм внутри и снаружи украшен удивительными по своей красоте мозаиками. Над их эскизами работали величайшие мастера того времени – художники Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Беляев и другие мастера Академии художеств. Богатейшая коллекция самоцветов, полудрагоценных камней и специальной ювелирной эмали довершала уникальное даже по тем временам убранство храма.
Фото: Eirik Sundvor/Wikipedia
Трижды избежал разрушения
В советское время Спас на Крови трижды собирались разобрать. Первый раз такое решение в рамках антирелигиозной кампании было принято в 1931 году. Областная комиссия по вопросам культов вынесла постановление о целесообразности разборки Спаса на Крови. При этом было отмечено, что «храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города».
Однако исполнение решения было отложено на неопределенный срок. Про храм удивительным образом словно бы забыли. Закрытый с 1930 года, он использовался как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. В это время многие ценные элементы интерьера были утрачены, но сам храм сохранился.
Вновь решение о сносе Спаса на Крови было принято в 1938 году. План по его разрушению уже был утвержден, и в 1941 году даже начались подготовительные работы. Планировалось разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство, но помешала война. Взрывники буквально от стен собора были отозваны на фронт.
В третий раз вопрос о сносе храма встал уже после войны, в 56 году, когда город стал активно перестраиваться. Тогда дело было уже не столько в антирелигиозной кампании, сколько в том, что Спас на Крови мешал плану строительства новых дорог в северной столице. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход него. Но тут уж уникальный храм отстояли историки, архитекторы и искусствоведы. К тому же за него горой встали руководители сразу нескольких ленинградских музеев.
Морг и овощехранилище
В годы блокады Ленинграда в храме находился Дзержинский районный морг. Именно туда свозили тела погибших от голода и артобстрелов ленинградцев из всего центра города. Когда блокада наконец была прорвана, а тела захоронены, то до конца войны здание Спаса на Крови приспособили под картофелехранилище. Горожане называли храм «Спасом на картошке», причем в таком наименовании не было даже намека на шутку, ведь после страшных блокадных лет картошка спасала от голода тех, кто выжил.
После войны в здании располагался склад декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. Казалось бы, для сохранности уникального памятника архитектуры это уже лучше, чем морг и овощехранилище. Но в какой-то момент декорации загорелись, и пожар нанес значительный ущерб уникальной мозаике собора.
Фугас под куполом
Реставрация длиной в четверть века
К концу 60-х годов храм был в крайне запущенном состоянии, близком к аварийному. Разрушения, нанесенные памятнику советской хозяйственной деятельностью, войной и пожаром оказались катастрофическими. Практически полностью была разрушена сень над местом гибели Александра II. Мрамор цоколя стен, пилонов, иконостаса был закопчен и сильно потрескался. Во многих местах фасадов, а также во внутреннем убранстве, была утрачена мозаика, не говоря уже о самоцветах и полудрагоценных камнях, которых не осталось. Почти полностью был разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором.
Реставрация началась в 1972 году и шла целых 25 лет. Строительные леса, которыми был обнесен храм, простояли почти 20 лет и прочно вошли в городской фольклор. Они упоминаются в стихах и прозе, в том числе в песнях Булата Окуджавы и Александра Розенбаума. Была распространена даже городская легенда, будто бы существует связь между этим долгостроем и судьбой всего советского государства. Мол, когда снимут леса со Спаса на Крови, то тут и весь СССР рухнет. Учитывая, что леса разобрали в 1991 году, легенда оказалась пророческой.
В 1997 году основные реставрационные работы были завершены. Спас на Крови открылся для посетителей ровно в тот день, когда исполнилось 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года.
Легенды и мифы Спаса на Крови
Экскурсоводы храма любят рассказывать поверье о том, будто бы одна из икон храма несет в себе информацию о прошлом и будущем нашей страны. Считается, что если смотреть на икону долго и внимательно, то можно обнаружить в ней даты поворотных моментов в отечественной истории. А именно – годы Октябрьской революции, начала Великой Отечественной войны, смерти Сталина и еще какие-то цифры, относящиеся, скорее всего, к будущему. Но они проступают нечетко.
По другой легенде, когда храм был закрыт, и с него сняли колокола, то прихожане храма, опасаясь, что уникальная святыня – кресты храма – тоже пойдут на переплавку, ночью тайно сняли их и спрятали. Они погрузили их на дно канала Грибоедова, то есть совсем недалеко от храма. Когда же реставрационные работы подходили к концу, то нашелся человек, который рассказал реставраторам, где искать кресты, и указал место. С помощью водолазов уникальные красавцы-кресты были найдены и после реставрации заняли свое место на куполах Спаса.