сень в храме это

Сень (архитектура)

сень в храме это. Смотреть фото сень в храме это. Смотреть картинку сень в храме это. Картинка про сень в храме это. Фото сень в храме это

сень в храме это. Смотреть фото сень в храме это. Смотреть картинку сень в храме это. Картинка про сень в храме это. Фото сень в храме это

Сень (старослав. сьнь) — элемент архитектуры шатрообразной формы или в виде балдахина или навеса. Также шатёр, навес на столбах или колоннах, возводившийся над алтарём, троном, колодцем или завершавший башню.

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Сень (архитектура)» в других словарях:

Архитектура Возрождения — Ренессанс Культура … Википедия

Иконостас — Спасо Преображенского собора в … Википедия

Список проектов и построек Ф. О. Шехтеля — Основная статья: Шехтель, Фёдор Осипович Список проектов и построек Ф. О. Шехтеля включает архитектурные работы (проекты и постройки) русского архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля (1859 1926). В список не включены работы… … Википедия

ЗЕЛЕНЕЦКИЙ [МАРТИРИЕВ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ] ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — (С. Петербургской и Ладожской епархии), находится близ ст. Зеленец Октябрьской железной дороги (Волховский р н Ленинградской обл.). Название мон ря происходит от наименования участка, представлявшего собой зеленый остров в окружении болотных… … Православная энциклопедия

ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ — [Ивирон, Иверон; груз. ივირონ; греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ᾿Ιβήρων], в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон рей Афона, 3 й после Великой Лавры и Ватопеда.… … Православная энциклопедия

Киворий — в Спасо Евфимиевом монастыре Киворий (греч … Википедия

БОГОЯВЛЕНИЯ СОБОР В ЕЛОХОВЕ — [Елоховский], в Москве (Елоховская ул., д. 15), предположительно до 1938 г. приходская церковь III (Трехсвятительского) благочиннического отд ния Сретенского сорока, в 1938 1991 гг. Патриарший собор, с 1991 г. московский кафедральный собор.… … Православная энциклопедия

Шатровая церковь — Шатровые храмы особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространенным в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы… … Википедия

Шатровый храм — Шатровые храмы особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространенным в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы… … Википедия

Шатровые храмы — Шатровые храмы особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы… … Википедия

Источник

Сень над святыми мощами – свидетельство Небесной славы

сень в храме это. Смотреть фото сень в храме это. Смотреть картинку сень в храме это. Картинка про сень в храме это. Фото сень в храме это

Серебряная рака для мощей вмц. Екатерины, почивающих в монастыре на горе Синай, была изготовлена в России

В римских катакомбах верующие совершали богослужения над гробами мучеников. В храме Софии Константинопольской частицы мощей святых были вставлены в капители колонн – в знак того, что угодники Божии являются «столпами Церкви», по слову Откровения: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон» (Откр. 3, 12). Но наиболее традиционным способом почитания мощей в храме стал обычай полагать их в богато украшенные раки. Так рака для мощей – свидетельство Небесной славы угодника Божия и его почитания земным коленом Церкви.

Уже из древнерусского «Сказания» о благоверных князьях Борисе и Глебе мы узнаем, что их святые останки были положены в каменные раки в церкви в Вышгороде, под Киевом. Летописец указывает на это, как на особое благословение храму, городу и Русской земле в целом. При этом Вышгород в тексте уподобляется Солуню – месту пребывания мощей особо почитаемого на Руси греческого святого – великомученика Димитрия Мироточивого. Позднее князь Святополк Изяславович, внук Ярослава Мудрого, приказал изготовить для мощей святых Бориса и Глеба новые раки – из серебра. Владимир Мономах решил превзойти своего родича. Он прислал в храм искусного мастера, повелев ему тайно, ночью, оковать гробницы золотыми листами, что и было исполнено. Произошло это в 1002 году.

К XVI – XVII столетиям создание рак для святых мощей фактически стало делом государственным. В «Пискаревском летописце» – источнике XVII века повествуется о том, что повелением царя Феодора Иоанновича «зачали делати раки серебряные кованные, многоценные великим светильникам, столпам Русской земли Петру и Алексию, Ионе и Пафнутию, и Сергию, и Кириллу Белозерскому, и Макарию Калязинскому, и Василию Блаженному». Изготовлением этих гробниц занимались мастера Оружейной палаты в Кремле. Как правило, гробница святого представляла собой комплекс из собственно раки – ларца, в котором почивали мощи, помоста, на котором эта рака стояла, и величественного кивория, осеняющего святыню. Изготавливали раки и сени над ними из дерева, которое украшали резьбой или обивали листами драгоценных металлов, декорированных басмой, чеканкой, гравировкой, эмалями и каменьями.

сень в храме это. Смотреть фото сень в храме это. Смотреть картинку сень в храме это. Картинка про сень в храме это. Фото сень в храме это

Рака вмц. Екатерины. Фрагмент

Когда Россия стала покровительницей Православия во всем мире, ее государи стали делать вклады для украшения главных святынь Христианства в мире. В 80-е годы XVII столетия в царских мастерских Серебряной палаты в Москве была создана серебряная рака для мощей великомученицы Екатерины, почивающих в далеком Египте, в монастыре на горе Синай. Эта рака стала даром обители от царей Петра (будущего Великого) и Иоанна, а также от их сестры царевны Софьи. Крышка раки украшалась высокорельефным чеканным изображением святой, на ее торцах и переднем фасаде выделялись крупные медальоны с дарственной надписью и молитвой к великомученице, отчеканенные изысканной, замысловатой древнерусской вязью. Интересно что позднее, в XIX столетии, в монастырь святой Екатерины была пожертвована еще одна рака из России – на этот раз от частной благотворительницы, графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, дочери знаменитого соратника императрицы Екатерины II.

Осененная великолепным балдахином, украшенная золотом, серебром и каменьями рака уподобляется тому месту покоя, райскому ложу, которое уготовано угодникам Божиим в Царствии Небесном. В житиях святых встречаются эпизоды, повествующие о том, как Господь показывал мученикам и преподобным места их вечного упокоения и блаженства еще во время их земного подвига. Кивории (сени) издревле устраивали не только над раками святых, но и над царскими местами в храме, и нередко – над Престолом в алтаре. Этим самым рака уподобляется трону, незримо восседая на котором, угодник Божий принимает молитвы верующих и помогает им силой Господней благодати.

сень в храме это. Смотреть фото сень в храме это. Смотреть картинку сень в храме это. Картинка про сень в храме это. Фото сень в храме это

Петр I переносит во вновь основанную столицу мощи блгв. князя Александра Невского

сень в храме это. Смотреть фото сень в храме это. Смотреть картинку сень в храме это. Картинка про сень в храме это. Фото сень в храме это

В годы гонений. Изъятие раки блгв. кн. Александра из Александро-Невской лавры

В годы гонений на веру большинство мощей святых в России было поругано и изъято. Драгоценные раки, памятники церковного искусства, отправляли на переплавку. Когда лихолетье миновало, в храмах вновь стали появляться ларцы с чудотворными святынями. Одни из них изготавливали из драгоценных материалов, другие – из дерева, впрочем, искусно украшенного. Так, мастера Свято-Троицкого братства г. Щигры выполнили раку с увенчанной позолоченными главками шатровой сенью для мощей преподобного Ферапонта Можайского. Небольшая и компактная, она гармонично смотрится в отведенном ей месте около иконостаса. Сень над мощами свт. Тихона Задонского, напротив, величественна и монументальна. Она напоминает древнерусский храм с высоким верхом, обрамленным кокошниками. Сень над мощами прп. Афанасия Серпуховского имеет иную форму. Ее округлый силуэт перекликается с арками, украшающими храм, а пышные резные детали – с написанными в этих арках диковинными райскими растениями.

сень в храме это. Смотреть фото сень в храме это. Смотреть картинку сень в храме это. Картинка про сень в храме это. Фото сень в храме это

Сень и грорбница над мощами прпп. Иулиании и Евпраксии, Зачатьевский монастырь, г. Москва. Работа Свято-Троицкого братства г. Щигры

В 2018 году мастера Свято-Троицкого братства украсили гробницу преподобных Иулиании и Евапраксии, почивающих в Зачатьевском женском монастыре г. Москвы. Собор этой обители, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы, имеет несколько приделов, каждый из которых – самостоятельное произведение церковного искусства. Величествен и просторен главный храм. Малые приделы украшены невысокими иконостасами, декорированными тонкой и мелкой резьбой, радостно подцвеченной яркими эмалями и деликатно украшенной частичным золочением. В этом же стиле выполнены гробница и сень над мощами преподобных основательниц монастыря, почивающими под спудом. Продолжая традиции работы древнерусских мастеров, художники Свято-Троицкого Братства сделали раку и сень деревянными и украсили их металлическими накладками. Цветовое решение композиции затейливо и многообразно: здесь и натуральное дерево, и строгое благородство серебра, и золотые огоньки на глубоком алом фоне. Мастера использовали позолоту разных тонов: белое, желтое золото. Гробница прп. Иулиании и Евпраксии украшена медальонами с иконами, воспроизводящими сюжеты из их жития. На стене над ракой – большой образ в сребропозлащенном обрамлении – часть композиции сени. Металлические элементы выполнены в технике гальванопластики. Серебро оттенено чернением. В сквозной резьбе сложных узорных карнизов – абрисы райских птиц. Опирающаяся на изящные резные колонны сень напоминает то ли сказочный теремок, то ли небольшую церковку – творение старинного московского зодчего, украшенное тремя устремленными ввысь шатрами и двумя рядами кокошников. Взирая на нее, невольно погружаешься умом вглубь истории. Совсем неподалеку отсюда, в Чертолье, на месте Храма Христа Спасителя, стояла похожая церковь, правда, с двумя, а не с тремя шатрами, окруженными рядами кокошников, – Преображенский храм Алексеевского монастыря. Храм этот имел прямое отношение к Зачатьевской обители. Сгоревший во время Большого московского пожара 1547 года Зачатьевский монастырь был переведен царем Иоанном Грозным в Чертолье и отстроен там заново, на старом же месте остались не пожелавшие покинуть его насельницы. Так из общего корня произросли две обители, и сегодня освящающие Первопрестольную: Зачатьевская – на месте подвига прп. Иулиании и Евпраксии и Алексеевская, перенесенная в XIX веке в Красное село.

Источник

Словари

148 сень в храме это. Смотреть фото сень в храме это. Смотреть картинку сень в храме это. Картинка про сень в храме это. Фото сень в храме этосень

1. Лиственный покров деревьев.

Место (какое-либо или где-либо).

Навес, полог в алтаре над престолом.

СЕНЬ, сени, о сени, в сени, мн. (редк.) в том же знач., что ед., жен.

1. Покров (книжн. поэт. устар.). «Под сенью темных ив.» Пушкин. «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.» Пушкин. «От сеней леса над водами волнообразными рядами длиннеет трепетная тень.» Языков. «Под сенью широколиственных деревьев.» Пришвин.

2. Навес, полог в алтаре над престолом (церк.).

Под сень чего, в знач. предлога с род. под укрытие, под защиту чего-н. Под сень закона.

Под сенью чего, в знач. предлога с род. под укрытием, под защитой чего-н. Под сенью закона. Под сенью дружбы.

1. Крона или ветви деревьев, образующие полог, шатёр. В сени ветвей. Отдыхать под сенью лип. * Приди ко мне, любезный друг, Под сень черёмух и акаций (Лермонтов). / О шатре, пологе, навесе. С. шатра. Укрыться под сенью древнего храма.

2. Защита, покровительство. Под сенью дружбы, закона.

-и, предл. о се́ни, в сени́, ж., чего или какая. трад.-поэт.

1. Покров, полог, укрытие, образуемые кронами деревьев, их ветвями, листвой.

Приди ко мне, любезный друг, Под сень черемух и акаций. Лермонтов, Пир.

В полдень я достиг березовых рощ, под сенью которых сохранились еще хутора и заимки. Мартынов, Воздушные фрегаты.

И вдруг над нею сень шатра, Шумя, с прохладой развернулась. Пушкин, Руслан и Людмила.

Ряды моряков вступили под прохладную сень древнего храма. Раковский, Адмирал Ушаков.

Татьяна с ключницей простилась За воротами. Через день Уж утром рано вновь явилась Она в оставленную сень. Пушкин, Евгений Онегин.

1) под покровом, укрытием чего-л.

Как хорошо, как спокойно ей здесь [в монастыре], под сению этих мирных стен! Салтыков-Щедрин, Помпадуры и помпадурши;

2) под покровительством, защитой чего-л.

СЕНЬ, шатер, навес на столбах или колоннах, возводящийся над алтарем, троном, колодцем или завершающий башню (смотри также Балдахин, Киворий).

строит. навес из камня, дерева или металла на колонках или столбах, балдахин.

1. Покров, образуемый кронами деревьев, их листвой.

Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. // Пушкин. Евгений Онегин //; Пред временем рухнет преграда, И вам возвратятся пенаты отцов И сени домашнего сада! // Некрасов. Русские женщины //

И вдруг над нею сень шатра, Шумя, с прохладой развернулась. // Пушкин. Руслан и Людмила //

Блеснет заутра луч денницы И заиграет яркий день; А я, быть может, я гробницы Сойду в таинственную сень. // Пушкин. Евгений Онегин //

4. Защита, покровительство (переносн.).

Под сенью чего, кого. Книжн. 1. Под защитой, под покровительством кого-л. 2. Под покровом, укрытием чего-л. ФСРЯ, 420.

сень, се́ни, о се́ни, в сени́

Три углубленные в земле

И мхом поросшие ступени

Гласят о шведском короле.

А. С. Пушкин, Полтава

Ты здесь на краткий срок в сени́ лесной,

Дабы затем навек, средь граждан Рима,

Данте Алигьери, Божественная комедия (перевод М. Лозинского)

се́нь, се́ни, се́ней, се́ням, се́нью, се́нями, се́нях, сени́

сущ., кол-во синонимов: 17

тент. зонт. балдахин. киворий.

навес. маркиза. козырек.

крыть (# избу соломой). крытый (# повозка).

— Навес из камня, дерева или металла.

— То, что укрывает, покров.

— В древнерусской архитектуре навес, шатёр.

Источник

Храм Преображения Господня, село Сивково, можайского района МО

Храм основан и освящен патриархом московским Иоакимом в 1687 году.

сень в храме это. Смотреть фото сень в храме это. Смотреть картинку сень в храме это. Картинка про сень в храме это. Фото сень в храме это

«Иорданская сень XVII века» в Суздальском кремле

Иорданская сень — уникальный памятник древнерусского искусства конца XVII в. Сооружения подобного типа были хорошо известны на Руси в XVI-XVII вв. Их создание было связано с давней традицией — устройства наверший или сеней над церковными престолами, молельными местами царей, патриархов и знати, царскими тронами.

сень в храме это. Смотреть фото сень в храме это. Смотреть картинку сень в храме это. Картинка про сень в храме это. Фото сень в храме это

19 (6 по старому стилю) января, в праздник Крещения, над прорубью, или «иорданью», устраивался особый декоративный навес, получивший название «иорданской сени».

Вот что пишет в своих воспоминаниях замечательный краевед и старожил Суздаля Снегирев В.М.: «В Суздале в день Богоявления на реку Каменку совершался крестный ход для освящения воды в Иорданской сени. Впереди процессии в сопровождении псаломщика шел священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей мощей. Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на иордань нес священник (протоиерей или архиерей) на голове от самого собора до проруби, которая вырубалась во льду в виде креста. Иордань на реке устанавливалась недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь».

сень в храме это. Смотреть фото сень в храме это. Смотреть картинку сень в храме это. Картинка про сень в храме это. Фото сень в храме это

Создание суздальской Иорданской сени было связано с первым Суздальским митрополитом Иларионом. Так сообщается в «Житии преосвященного Илариона митрополита суздальского» об изготовлении, именно по его указанию, этого сооружения: «…содела же и хоругви великия и высокие образцом хитростным и удивительным о пяти главах со крестами позлащенными, именуется Иордань, — якобы наподобие церкви».

Иларион (в миру Иван Ананьев, 1631-1707 гг.) был первым Суздальским митрополитом с 1682 по 1707 гг. Он являлся духовником царя Федора Алексеевича, поддерживал предпринятое патриархом Никоном исправление церковных книг. В годы его служения на митрополичьей кафедре в Суздале произведена перестройка Рождественского собора, возведен величественный иконостас, завершено строительство Архиерейского дома с роскошной Крестовой палатой, в Суздальской епархии построено около семидесяти церквей. Иларион похоронен в Рождественском соборе Суздаля и является местночтимым святым (память 14/27 декабря).

Иорданская сень ежегодно собиралась в праздник Крещения, а в остальное время хранилась в разобранном виде. Она изготовлена из 260 деталей, вырубленных из сосновых бревен и обтесанных топором. Сень представляет собой навес в виде пятиглавого храма на четырех круглых резных столбах. Высота шатра — 8,5 метров. Навес окружен оградой с четырьмя воротами с килевидными арками. Детали крепятся в пазы, без гвоздей, с помощью кованых железных крюков и пробоев, а между собой отдельные доски соединены шпонками и железными скрепами. Для последовательности сборки на всех деталях сделаны зарубки. На основных деталях шатра буквами обозначены стороны света.

сень в храме это. Смотреть фото сень в храме это. Смотреть картинку сень в храме это. Картинка про сень в храме это. Фото сень в храме это

Сень и ограда расписаны темперными красками, «травами»: орнаментом из сплетенных ветвей, листьев, цветов, растительных завитков. Росписи XVII в. не сохранились на кокошниках сени, в настоящее время они покрыты масляной живописью XIX в., представляющей сюжеты: Господь Саваоф, Господь Вседержитель, Богоматерь «Знамение», Схождение ангела в купель.

Иорданская сень была реставрирована музейными реставраторами в 1969-1973 гг. и в 2005-2006 гг.

В настоящее время Иорданская сень — это единственный сохранившийся памятник подобного рода.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИЛАРИОНА,

МИТРОПОЛИТА СУЗДАЛЬСКОГО И ЮРЬЕВСКОГО

(память 14/27 декабря)

сень в храме это. Смотреть фото сень в храме это. Смотреть картинку сень в храме это. Картинка про сень в храме это. Фото сень в храме это

Святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский, в миру Иоанн, родился 13 ноября 1631 года в семье нижегородского священника Зачатиевского монастыря Анании и его жены Мелании. Отец Иоанна славился глубоким бла­гочестием и начитанностью. Он начал учить сына грамоте в трехлетнем возрасте. Господь даровал Иоанну особенные способности: через год он уже мог читать Псалтирь и другие книги Священного Писания. В пять лет Иоанн читал в церкви и был канонархом. После смерти супруги отец его Анания оставил паству, дом оста­вил на попечение старшим сыновьям, а сам удалился в Спасо-Преображенский монастырь вместе с малолетним сыном Иоанном.
В 1652 году он был одним из трех кандидатов на патриарший престол, изби­раемых вместе с будущим патри­архом Никоном.

В безмолвии монастыря, церковных службах, молитве и посте протекало детство будущего святителя. Братья не сочувствовали аскетическому настроению юноши и уговорили Иоанна жениться на Ксении, дочери священника. Брак был счаст­ливым, но не продолжительным: через полтора года жена его умерла. Это послу­жило указанием Иоанну вернуться на иноческий путь. В этом наме­рении утвер­дил Иоанна его отец —иеромонах Антоний. «Не ищи себе покоя на земле, ни богатства, ни славы», — говорил старец Антоний своему сыну перед кончиной.

Не сразу Иоанн выбрал место для иноческой жизни. При посещении Флорищевой пустыни, где жили всего четыре человека, он дал обет поселиться в ней. Основатель пустыни схимонах Мефодий предсказал, что Иоанн создаст здесь обитель. Место это находилось в девственном лесу на Флорищевой горе, недалеко от местечка Гороховца.

Родные, узнав о намерении Иоанна, стали отговаривать его от иночества. Тот стал колебаться и почти согласился вступить вторично в брак, но неожи­данно ослеп. Так повторялось трижды: как только Иоанн хотел нарушить свой обет, Господь наказывал его слепотою. В удрученном состоянии он отпра­вился в Троице-Сергиеву обитель, где со слезами молился у мощей преподобного Сергия о своем исцелении. Преподобный Сергий явился ему в видении, приказал идти во Флорищеву пустынь и обещал свою помощь. К Иоанну вернулось зре­ние. Из Свято-Троицкого Сергиева монастыря Иоанн поехал к брату жены, Коломенскому епи­скопу Павлу, который 11 декабря 1653 г. постриг его в мо­на­шество с именем Иларион. Епископ Павел хотел оставить его у себя, но молодой инок горел желанием вернуться в указанную волей Божией Флорищеву пустынь.

Трогательна была встреча монаха Илариона со старцами. Они во время его отсутствия построили деревянную церковь в честь Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Ефрема Сирина. 22 мая 1654 года патриарх Никон по просьбе братии посвятил Илариона в сан иеромонаха, признав его «зело искус­ным в Священном Писании».

Иеромонах Иларион удивлял своими подвигами даже духовно-опытных иноков: ночи он проводил в бдении, полагая по тысячи поклонов, пищу вкушал через день, иногда через два-три дня, в посты же оставался без пищи всю неделю. Свое тело он изнурял тяжелой работой по благоустройству пустыни, а короткий отдых посвящал чтению святых книг.

Во время моровой язвы 1654 года умерли все иноки Флорищевой пустыни, кроме Илариона. Некоторое время он жил один, но затем переселился поближе к селению Афанасьеву. Окрестные жители помогли построить келлию, но так как она была срублена из сырых деревьев, то святой Иларион всю зиму терпел сырость и холод. Весной он возвратился в пустынь вместе с присоединив­шимся к нему для совместных подвигов монахом Ионой. Вскоре собралось до 15 че­ло­век братии. Иноки расчистили дороги, устроили мосты через реки и ручьи, и с тех пор обитель начали посещать богомольцы. Была построена теплая зимняя церковь, так как первая церковь, построенная старцем Мефо­дием, сгорела. Вок­руг новоустроенной обители насельники возвели ограду.

Во время беспрерывного труда по устройству обители священноиноку Ила­риону пришлось пережить тяжелые искушения. При строительстве в обители каменной церкви возникли разногласия между строителями. Святой Иларион скорбел об этом и стал сомневаться в начатом деле. С такими мыслями он однажды уснул в храме после службы. Во сне ему явилась Божия Матерь
и ска­зала: «Перенеси Мой образ, называемый Владимирский, из теплой церкви и поставь его в ново­созидаемой каменной — и Я буду тебе там Помощницей». Святой Иларион собрал иноков. Под торжественный звон колокола и молебное пение они принесли икону Богоматери в строившуюся церковь и поставили среди лесов. С тех пор дело пошло успешно. Когда строители ночью отдыхали, иноки помогали в стро­ительстве: они носили кирпичи, песок, тесали доски. Святой хотел сделать икону местной и освятить в честь ее храм. Но ему было видение, по которому он понял, что храм должен быть освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Однажды во время вечернего иноческого правила, которое игумен Иларион совершал вдвоем с иеродиаконом, в церковь ворвались грабители. Они убили иеродиакона, а игумена начали жечь огнем, требуя денег. Они не верили, что
в обители не было золота. Превозмогая боль, святой Иларион обратился к чу­до­­творной иконе и сказал: «О, Пречистая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа! Если они повредят меня огнем, у меня не достанет сил всегда прославлять Сына Твоего и Тебя». Вдруг разбойникам послышались крики лю­дей, искавших их, и они в страхе разбежались.

Однажды св. Иларион, проходя мимо церкви, услышал голос: «Я про­слав­лю тебя по всей земле». Он затрепетал и, пройдя в преддверье, не нашел там нико­го из людей; в притворе была только Владимирская икона Божией Матери. Подвиж­ник со слезами пал перед образом на колени и исповедал свое недостоинство.

В неурожайные годы в обители не хватало хлеба, и братия роптали, что св. Иларион и в это время не отказывал в пропитании странникам и бо­го­мольцам. Но игумен надеялся на помощь Божию и действительно получал ее: когда иссе­кали последние запасы, благотворители привозили в оби­тель хлеб.

Кроме внешних искушений, святому Илариону пришлось перенести и тя­желую внутреннюю брань. Три года помыслы сладострастия и уныния одолевали подвижника. Царица Небесная и святые угодники и в этой брани поддерживали святого. Так, когда под влиянием нечистых помыслов в сновидениях он решил не служить Божественных литургий, святитель Николай явился ему во сне и пове­лел, не смущаясь видениями духа злобы, ежедневно совершать литургию. Когда же ни строжайший пост, ни тяжелый труд не избавили святого от этих помыслов, так что он впал в уныние, во сне явилась ему Пречистая Дева
и укре­пила его.

Но самое тяжкое испытание было связано с событием, которое едва не от­да­лило игумена Илариона от Православной Церкви. В начале пятидесятых годов XVI века под руководством патриарха Никона в Русской Церкви началось исправление богослужебных книг и обрядов по образцу Греко-Восточной Церкви. Были напечатаны и разосланы по всем храмам и монастырям новые Служебники. С одной стороны — сомнение в правильности исправленных книг, а с другой — нежелание ослушаться патриарха с одинаковой силой терзали душу святого Илариона. Он наложил на себя строгий пост и долго со слезами молил Господа открыть ему истину. Молитва святого была услышана, и он удостоился видения. Однажды после потребления Святых Даров он увидел на Чаше Кровь и услышал голос: «Совершается ли служба по прежним книгам или по новоисправленным, сила таинства остается та же». С этой минуты все сомнения Илариона исчезли и он беспрекословно повиновался патриарху.

В обители игумен Иларион ввел строгий устав: все было общее, трапеза сов­мест­ная, кроме больных и немощных все трудились на монастырских послу­ша­ниях. Впоследствии, уже став митрополитом, он в 1694 году отправил во Флорищеву пустынь наказную грамоту о монастырском управлении, в которой вспоминал о своем управлении этой пустынью: «При мне грешном никто своего не имел, но все полагали общим. И сейчас у вас многое осталось на память о том прежнем общежительстве. Помнят же и то, что я предавал огню имущество тех, которые при мне грешном хотели то общежительство разрушать». Во вре­мя богослужения иноки стояли так тихо, что казалось, в церкви никого нет.

За праведную жизнь, кротость и смирение Господь прославил преподобного Илариона даром прозорливости и дал власть над нечистыми духами.

Монастырь святого Илариона привлекал многочисленных богомольцев.
Его посещал царь Феодор Алексеевич, полюбивший душеспасительные беседы с игуменом Иларионом. Он подарил обители несколько икон письма Симона Ушако­ва, родственника святого Илариона.

11 декабря 1682 года святой Иларион был рукоположен в сан архиепископа Суздальского и Юрьевского и вскоре возведен в сан митрополита. В Суздальской епархии святитель Иларион строил, восстанавливал и украшал храмы. Только в Суздале на его средства было построено пять церквей и перестроен древний собор. Богослужение при святителе Иларионе получило особую торжественность.

Он учредил крестные ходы и устроил для них особые иконы и большие фонари, которые и ныне употребляются во время крестных ходов.

В 1697 году суздальский митрополит Илларион поместил мощи в новую раку, украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.

сень в храме это. Смотреть фото сень в храме это. Смотреть картинку сень в храме это. Картинка про сень в храме это. Фото сень в храме это

Москвитин Филипп Александрович. Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в Петербург.

В 1724 г. по повелению Петра I мощи были перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почивают и ныне в Троицкой церкви.

Святитель Иларион часто говорил проповеди и поучал приходивших к нему за наставлениями. Особенную заботу он проявлял о вдовах и сиротах, а также благотворил бедным, кормил нищих и убогих. О нестяжательности святителя свидетельствовало то, что после смерти у него нашли всего три полушки денег.

25 лет управлял святитель Иларион Суздальской епархией. 18 сентября 1698 года, по благословению патриарха Адриана (1690—1700), митрополит Иларион открыл святые мощи преподобной Евфросинии Суздальской (+ 1250; память 25 сентября/8 октября). Незадолго до смерти от многих слез он лишился зрения, но не прекратил служение.

Святитель Иларион скончался 14 декабря 1707 года и был погребен в суздаль­ском соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы. У гробницы святителя Илариона совершались чудеса и многие исцеления; до тридцати из них засвиде­тельствованы в древнем житии святителя. Житие митрополита Илариона состав­лено его учениками, оно было впервые издано в 1868 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *