семинар проблемное обучение как особый тип развивающего обучения дошкольников

Использование технологии проблемного обучения с дошкольниками в образовательном процессе

семинар проблемное обучение как особый тип развивающего обучения дошкольников. Смотреть фото семинар проблемное обучение как особый тип развивающего обучения дошкольников. Смотреть картинку семинар проблемное обучение как особый тип развивающего обучения дошкольников. Картинка про семинар проблемное обучение как особый тип развивающего обучения дошкольников. Фото семинар проблемное обучение как особый тип развивающего обучения дошкольников Елена Ленденева
Использование технологии проблемного обучения с дошкольниками в образовательном процессе

Технология проблемного обучения является одной из современных педагогических технологий, которые обогащают субъективный опыт детей, обеспечивают их самостоятельность, развивают способности и творческий потенциал. Данная технология достаточно изучена, и ее актуальность бесспорна. Использование в образовательной деятельности технологии проблемного обучения помогает всесторонне развивать дошкольника, формировать мотивацию достижения успеха, умение задавать вопросы, находить самостоятельно ответы, развивать коммуникативные навыки у детей. При этом основным видом деятельности остается игра. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, эвристические вопросы;

– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

– ставим проблемные задачи.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. В каждом конкретном случае воспитатель сам решает,в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаю групповым формам работы.

Таким образом, использование данной технологии актуально в настоящее время. Проблемное обучение является одним из способов решения задачи обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка…».

В помощь воспитателям.

Правила создания проблемных ситуаций

1. Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для детей сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации детей.

3. Проблемная ситуация должна вызывать интерес детей своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся или даже специально организованных педагогом с целью большей эффектности проблемной ситуации.

Проблемные ситуации по темам.

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чем к ним добраться.

Тема «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Путешествуя по пустыне дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема «Измерение длины»

Красной Шапочке нужно как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая.

Ивану Царевичу нужно найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы не промочить ноги.

Тема «Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема «Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

Тема «Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу, но не знает как сообщить о себе и выйти из леса.

Знайке необходимо определить уровень жидкостей в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема «Погодные условия»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино, как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

Золушке нужно уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится и думает, что утонет.

Тема «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоиться, что мама не сможет его прочесть из-за маленького шрифта

Тема «Средства связи»

У слоненка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдет ли для этого бумажный кораблик?

Тема «Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день рождения очень много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок.

Тема «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Тема «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

Проблемные вопросы к занятиям.

(по образовательным областям).

Формирование элементарных математических представлений.

-Зачем нужна людям математика?

-Все ли геометрические фигуры имеют углы?

-Что надо сделать,чтобы из квадрата получилось два треугольника?

-Зачем нужны геометрические фигуры?

-Что надо сделать,чтобы узнать какая полоска шире?

-Как можно измерить высоту предмета,если не иметь линейки?

-Что нужно сделать,чтобы разделить фигуру на равные части?

-Можно ли придумать новую геометрическую фигуру?

-Что нужно сделать,чтобы решить задачу?

-Зачем нужно уметь считать?

Введение в грамоту.

-Почему одинаково звучащие слова могут быть разными по смыслу?

-Из чего состоит слово,если мы его произносим?

-Из чего состоит слово,если мы его пишем?

-Может ли слово состоять только из гласных звуков?

-Может ли слово состоять только из согласных звуков?

-Что образует слог?

-Что определяет границы предложения на письме?

-Что определяет границы предложения в речи?

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.

-Что будет,если в сказке появится новый герой?

-Если бы вы оказались на месте героя рассказа,о чем бы подумали?

-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?

-Для чего используются образные слова?

-Можно ли словами «нарисовать» портрет?

-Как бы вы поступили,оказавшись на месте героя произведения?

Изобразительное искусство.

-Можно ли нарисовать портрет без кисточки?

-Что произойдет,если смешать краски между собой?

-Почему цвета называют теплыми и холодными?

-Как при помощи цвета передать настроение?

-Почему рисунок одного и того же предмета у разных людей выглядит непохоже?

-Может ли портрет рассказать о самом человеке?

-Какую картину называют натюрмортом?

-Что получится,если к шарику прикрепить столбик?

-Что будет,если согнуть глиняную палочку?

-Что нужно сделать,чтобы слепить снеговика?

-Что произойдет,если части предмета соединить непрочно?

-Что нужно сделать,чтобы придать образу выразительности?

-Для чего нужно знать правила работы с ножницами?

-Почему говорят : «Семь раз отмерь,один раз отрежь»?

-Что нужно сделать,чтобы за один раз вырезать несколько деталей?

-Можно ли заменить бумагу другим материалом?

-Как узнать,какой материал лучше использовать для работы?

-Что нужно сделать,чтобы вырезать симметричную фигуру?

-Если использовать природный материал,то приемы работы будут такие же как и с бумагой?

-Как узнать,сколько деталей потребуется для постройки?

-Почему шар может катиться,а кубик нет?

-Почему одни постройки из одних и тех же деталей получаются разными?

-Почему одни постройки получаются прочными,а другие нет?

-Можно ли сконструировать поделку из бумаги?

-Что нужно сделать,чтобы из листа бумаги сложить снеговика?

-Какой схеме соответствует постройка?

Развитие элементарных экологических представлений.

-Почему тает снег на ладони?

-Для чего птицы улетают в теплые края?

-Что произойдет,если исчезнут растения?

-Что произойдет,если пересохнут реки?

-Почему зимующим птицам трудно зимой?

-Что произойдет,если времена года наступят не в свой черед?

-Почему хрустит снег под ногами?

-Почему из тучи идет дождь?

-Почему птицы летают,а люди нет?

-Почему днем светло,а ночью темно?

-Можно ли пронести воду в решете?

-Что общего между цифрой четыре и слоном?

-Что нужно сделать,чтобы получить последующее число?

-Зачем кошке мягкие лапки?

Развитие представлений об окружающем мире и о себе.

-Почему при переходе улицы нужно сначала посмотреть налево?

-Что сделать,если надо узнать погоду на улице,не выходя из дома?

-Почему говорят: «Друг познается в беде»?

-Почему холодный снег греет?

-Как можно узнать о времени,если у тебя нет часов?

-Что будет,если изменить материал из которого изготовлен предмет?

-Для чего человек нужны органы чувств?

-Что нужно сделать детям,чтобы праздник прошел весело?

-Для чего придумали ноты?

-Зачем людям нужны песни?

-Можно ли весело петь песню,если у нее грустный характер?

-Может ли музыка быть только грустной или только веселой?

-Почему для танца снежинок используем мелодию вальса,а для солдатиков маршевую музыку?

-Можно ли с помощью музыки передать настроение?

-Зачем нужны правила в подвижных играх?

-Что будет,если не заниматься физкультурой?

-Что надо сделать,чтобы прыжок получился длинным?

-Какие виды спорта вы знаете?

-Что надо сделать,если не получается упражнение?

-При каких условиях команда сможет победить?

-Почему говорят: «В здоровом теле,здоровый дух»?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

(по технологии проблемного обучения дошкольников)

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность ребенка

Постановка проблемы Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формулирует или помогает ребенку сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему). Осознает создавшееся противоречие. Участвует в формулировке проблемы. «Присваивает» проблему. Осознает цель поиска.

Актуализация знаний Побуждает детей к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. Активизирует необходимые для решения проблемы знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний.

Проверка решения Помогает детям соотнести полученный результат с целями поиска. Проверяет полученный результат поиска, его соответствие целям. Доказывает правильность выбранного пути поиска. Оценивает результат. Формулирует выводы на основе умозаключений.

Введение в систему знаний Анализирует конечный результат и процесс деятельности детей. Результаты поиска размещает в уголок открытий. Проводит самоанализ по результатам организации проблемного обучения. Присваивает новые знания и умения. Обогащает субъектный опыт. Участвует в размещении в уголке открытий результатов поиска.

Использование ИКТ в образовательном процессе как средство развивающего обучения Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации.

Конспект НОД по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения «Объемные геометрические фигуры» Тема: «Объемные геометрические фигуры» Цель: научи детей различать объемные геометрические фигуры, получить практические навыки в моделировании.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения Задачи: _ развивать интерес к геометрии; _ закреплять знания детей о геометрических фигурах; _ развивать геометрическое мышление у детей.

Конспект познавательно-коммуникативной деятельности с использованием технологии проблемного обучения «Актёрское мастерство» Конспект познавательно-коммуникативной деятельности с использованием технологии проблемного обучения «Актёрское мастерство – дошколятам…».

Консультация «Формирование творчества в процессе проблемного обучения» Консультация» Формирование творчества в процессе проблемного обучения» Работа с детьми,мы часто используем хитроумные методы и приемы взаимодействия.

НОД с использованием технологии проблемного обучения в младшей группе Программное содержание: • Расширение представлений детей о характерных приметах зимнего периода, словарного запаса детей. • Развитие умения.

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группе по технологии проблемного обучения развитие речи Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группе по технологии проблемного обучения развитие речи Цель приоритетной.

семинар проблемное обучение как особый тип развивающего обучения дошкольников. Смотреть фото семинар проблемное обучение как особый тип развивающего обучения дошкольников. Смотреть картинку семинар проблемное обучение как особый тип развивающего обучения дошкольников. Картинка про семинар проблемное обучение как особый тип развивающего обучения дошкольников. Фото семинар проблемное обучение как особый тип развивающего обучения дошкольниковРоль дидактических игр в образовательном процессе с дошкольниками. Образовательная деятельность с дошкольниками осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Однако.

Сюжетно-игровое занятие по физической культуре «Весёлая ферма» с использованием технологии проблемного обучения Масаты/ Цели: Оздоровление детей посредством корригирующих упражнений подражательного характера. Білімділік/Образовательная :.

Источник

Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №18

имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьева

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение «Детский сад №42»

Семинар-практикум

на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»

Методист Попело О. В.

СП ГБОУ ООШ №18 г.Сызрани

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного обучения.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятием «проблемное обучение»;

2. Углубить знания педагогов о данной методике;

3. Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов в процессе использования технологий проблемного обучения в работе с детьми.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданием на каждый стол, памятки, карточки « Рефлексивнaя мишень», технологическая карта
( таблица ), ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги, зонт, емкость с водой (таз), различные деревянные предметы.

1. Эмоциональный настрой на предстоящую работу.

2. Теоретическая часть

Мы с вами знаем, что у выпускника детского сада должны быть сформированы такие интегративные качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребёнка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов её осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребёнка.

Сегодня мы с вами рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи( 1859—1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Как отмечается многими исследователями (А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин и др.), отвечающим задачам развития личности учащегося является именно проблемное обучение, которое, как еще подчеркивалось С.Л. Рубинштейном, связано с проблемной ситуацией – началом развития мысли человека.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Мини-сценка «Зонт» (с проблемными вопросами)

Так что же такое проблема? (ответы педагогов)

Проблема реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

Структурные единицы проблемного обучения

Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются проблемный вопрос, задача и ситуация. Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?

Рассмотрим их особенности.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

· Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

· Почему утка плавает, а курица нет?

· Почему обувь не делают из железа?

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

· Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему?

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда пе­дагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с науч­ными фактами, объяснить которые они не могут не хватает знаний, жизнен­ного опыта.

Памятка для воспитателей.

Характерные признаки проблемности на занятии:

· Возникает состояние интеллектуального затруднения;

· Возникает противоречивая ситуация;

· Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Роспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:

— подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

— изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

— побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

— постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

— постановка проблемных задач.

Технологическая карта деятельности по проблемному обучению дошкольников ( таблица )

Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.

Задачи проблемного обучения позволяют:

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Педагоги не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях, допустим, по «Окружающему миру», но и на математике, развитии речи, грамоте, конструировании. Творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях.

· Предложить педагогам фрагмент занятия и постараться вместе решить возникшую проблемную задачу.

Воспитатель сообщает детям, что вчера дети другой группы читали сказку «Приключения Буратино» и придумывали другой конец сказки, но у них это получилось не до конца, просят нашей помощи, а остановились они вот на чем: «Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться».

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет.

Что будем делать? (дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы: можно построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь перевезти, но рядом никого нет, а может Буратино не утонет, так как деревянный). Воспитатель предлагает детям проверить последнюю гипотезу: т.к. Буратино деревянный, дети ищут в группе деревянные предметы: кубики, карандаши, палочки, наливают в таз воду и проводят эксперимент.

Делается вывод: дерево в воде не тонет, следовательно, Буратино не утонет, доплывет, потому что он деревянный.

Дети, и какой же будет конец у сказки: «Буратино сложил одежду и азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро ее переплыл. В школу он успел вовремя».

· На каждом столе лежат карточки с заданиями:

1. Придумайте и покажите фрагмент занятия с использованием проблемной ситуации на тему «Вода».

2. Придумайте проблемную ситуацию и способы её решения. На прогулке зимой.

3. Придумайте проблемную ситуацию с любым (и) из этих предметов.

Анализ предложенных вариантов.

3. Заключительная часть

Упражнение «Горячий воздушный шар»

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1.

Постепенно полностью расслабьтесь.

Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу.

Рассмотрите эту картину как можно подробнее.

Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара.

Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.

Упражнение «Рефлексивнaя мишень»

На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на 4 сектора:

1 — оценка содержания; 2 — оценка формы, методов взаимодействия; 3 — оценка деятельности ведущего; 4 — оценка своей деятельности.

Каждый участник «стреляет» в мишень четыре раза – по одному в каждый сектор, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия.

1. Михеева Е.В « Современные технологии обучения дошкольников».

2. Селевко Г.К «Современные образовательные технологии».

3. Брушлинский А.В. «Психология мышления и проблемное обучение».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *