семейные иконы 19 века
Семейные иконы
С давних времен, начиная с момента зарождения христианства в древней Руси, у каждой православной семьи обязательной был так называемый «красный уголок», в котором находились почитаемые образы главных героев священной библии. Данные святыни представляли собой огромную ценность для живущих по тем временам представителей общества. Передаваясь из поколения в поколение, они получили статус «Семейных икон». Таким образом, иконы Семьи представляют собой композиционную серию православных святынь, в которую входят совокупность определенных фамильных реликвий, призванные хранить и оберегать домашний очаг от каких-либо неблагоприятных жизненных обстоятельств. На их священных полотнах обычно запечатлены семейные покровители, относящиеся к тезоименитым святым. При этом их профили, чаще всего, изображались на полотнах по отдельности.
Также следует помнить, что иконами для семьи, как правило, могут являться любые священные образы, которые были задействованы при благословении молодожен во время церемонии венчания.
Иконография
Согласно церковно-православных обычаям, которые всегда были почитаемы в народе, иконы для семьи и дома следует изготавливать на заказ с такими именами главных покровителей, которые носят члены семьи.
История
В основе появления первых икон для сохранения семьи и любви принято считать религиозные образы с изображением трех небесных покровителей. Зарождение данного иконографического типа относят к 6 веку на Синайском полуострове, который расположен в Египте. Тогда, эта территория принадлежала византийскому государству. Позднее, в конце14 века, художественное творчество русских мастеров-иконописцев сумело удивить всех священнослужителей и православных верующих своими уникальными экспозициями с изображением святых покровителей, представленные в Четырехчастной иконе.
Далее, уже в 16 веке появились новые работы с образами главных святых, выступающие в качестве икон для семейного благополучия.
Древнерусские семейные иконы
Главными иконами-хранительницами семейного очага, которые принято особенно почитать в домашнем русско-православном очаге, являются разные священные образы. Среди них, самыми сильными иконами для дома следует отметить следующие:
Святая Троица
На ней изображены лица, отражающие в своём образе важное христианское вероучение, которое является догматом.
Эту икону нужно иметь в доме для семейного счастья. Поскольку Святая Троица способна избавить людей от многих проблем. Она помогает очистить разум и внутреннюю душу от совершенных грешных и негативных деяний, а подрастающих юных членов семьи направить на истинный путь добра и понимая.
Казанская Богородица
Она является универсальной святыней семейного счастья и благополучия. И поэтому данную икону можно просить во время прочтения молитвы о чем угодно. Её колоссальное значение для дома и семьи, прежде всего, выражается в устранении болезней, возникающие у больного с разной степенью тяжести.
Также эта икона оберегает детей, помогая родителям обезопасить их от всевозможных неблагоприятных жизненных напастей, которые могут появиться крайне неожиданным образом.
Спас Нерукотворный
Этот образ принимал участие во многих решающих битвах, в последствие которых, русскому государству удавалось одержать многочисленное количество побед, сохранив при этом жизни многих членов семьи. Это одна из главных причин, благодаря которой, за данной святыней закреплен статус иконы покровительницы семьи.
Мощи Николая Чудотворца
Это икона для защиты дома и семьи от злых людей. Перед ней молятся, чтобы сотворить уникальное чудо, способное переломить и кардинально исправить сложившуюся ситуацию. Она помогает померить враждующих родственников, справиться с различными опасными заболеваниями и помочь в принятии сложного решения.
Икона Петра и Февронии
Она является главным символом семьи любви и верности, помогая молодым супругам, навсегда сохранить любовь и взаимную искренность в отношении друг друга.
Её значение очень велико. Перед ней молятся о появлении и здоровье будущих детей, удачном браке, а также с целью найти достойного будущего мужа или жену.
Находясь прямо перед одной из всех выше представленных икон, члены семьи могут получать благословение дома.
История домашней иконы: коллекция национального заповедника «Замки Тернопольщины»
Семейные иконы передавались из поколения в поколение и всегда находились в доме.
Домашняя икона – это традиция христианской семьи. Домашняя или семейная икона, сопровождала человека на протяжении всей земной жизни. Когда рождался ребенок, ему дарили икону и уже с детства его взращивали в молитве к Богу, к этой иконе. С помощью иконы ребенка воспитывался и пиетет к домашней иконе формировался уже с самого рождения.
Ту же икону, которую дарили ребенку при крещении, давали ему во время торжественного причастия. «Домашняя» и «семейная» иконы стали синонимами. Далее святым образом родители благословляли детей на брак, и после Божьего благословения икона становилась оберегом для новосозданной семьи. Семейные иконы, как правило, передавались из поколения в поколение и всегда находились в доме.
Святой Николай; иконописная мастерская с. Холуй, Ивановской области (РФ), датируется ср. XIX в. С обеих сторон от головы святого Николая надпись: «СТЫЙ Николя ЧУ»
Домашние иконы специально освящались с помощью соответствующих молитв для освящения образов Богородицы, Иисуса Христа и святых покровителей.
Домашнюю икону собственно отличал небольшой размер (высота до 50 см) с резным или писаным изображением наиболее почитаемых святых. Характерными для домашних икон было также то, что на ней могли быть написаны Распятие, Богородица, св. Николай, св. Варвара и другие святые покровители, имена которых носили члены семьи, проживавшие в доме. Особенно редкими и ценными на Галичине были в Галичине домашние иконы, писаные на полотне.
Домашние иконы соединялись друг с другом в сплошную божницу с помощью деревянных резных наличников. Их размещали в углу и украшали ткаными или вышитыми рушниками, целебными травами и цветами. У самых зажиточных крестьян были настоящие домашние иконостасы. Под иконой, традиционно, вывешивался ночник, уподобленный паникадилу. Во время праздников и специальных служб или молитв, преимущественно на Сочельник и всенощную, его зажигали «чтобы ангелы прилетали в дом».
В конце XIX – первой половине ХХ века домашняя икона в Украине пережила настоящую трагедию. В Восточной и Центральной Украине, во времена голодомора, иконы планомерно уничтожались, поскольку в домах они были неоценимым сокровищем и в любое время их можно было обменять на хлеб, зерно или продать. А поэтому иконы принудительно изымались и уничтожались. В результате таких действий икона, на протяжении веков и поколений бывшая святой реликвией семьи, почти полностью исчезла.
В Галичине домашняя икона начала «выживаться» из домов еще быстрее, в конце XIX века. Это было обусловлено тем, что в то время в Австро-Венгрии стали популярными и «модными» олеографии (литографический способ воспроизведения картин, написанных маслом). Такие печатные иконы и изображения были гораздо ярче, четче чем старые иконы, уже потемневшие от времени, закопченные от дыма, горения лампадки, пыли. Евреи «обменивали» олеографии на старые иконы, ходя по домам. И таким образом бесценные семейные образы в галицких и волынских семьях были вытеснены штамповками.
Святой Николай; иконописная мастерская г. Невянск Свердловской области (РФ).
КОЛЛЕКЦИЯ ЗБАРАЖСКОГО ЗАМКА
Наша короткий рассказ – о нескольких домашних икон из коллекции, хранящейся в музее Збаражского замка (Тернопольская область).
Одним из самых почитаемых святых на Руси был великий угодник Божий и чудотворец святой Николай. Он помогал людям в различных бедах: спасал от потопа и выносил на сушу из морской глубины, освобождал из плена, избавлял от ига темницы, защищал от усекновения мечом, оберегал от смерти и многим давал исцеления: слепым – прозрение, хромым – хождение, глухим – слух, немым – дар слова.
Святой Николай для всех во всякой нужде был помощником и заступником. Сейчас он также помогает и избавляет от бед. Его знают и восток и запад, и во всех уголках земли известны его чудеса. В нашей коллекции домашних икон находятся три иконы с изображением святого Николая.
Святой Василий; датируется XVIII в. По обе стороны от святого именная надпись: «Ст. Василій Великій»
Великим учителем всех христиан был и остается святитель Василий. Он написал много книг, в которых изложил истинное учение о Боге, растолковал премудрое устройство Богом всего существующего, а также дал правила и уставы, многие из которых действуют и сегодня. Он был милостив к бедным, молитвой исцелял больных и изгонял бесов, совершил много чудес. В коллекции домашних икон заповедника есть одна икона с изображением святого Василия Великого.
Среди домашних икон с изображением святых есть икона с изображением святого Патриарха Ермогена. Святой Ермоген, который был патриархом с 1607 по 1612 гг., показал пример пастырской твердости и стойкости в православии. Он с большим усердием заботился о спасении христиан и об обращении многих неверных.
Святой Патриарх Ермоген; датируется нач. XХ в. В верхней части иконы по обе стороны от святого – именная надпись: » СВ. Патріархъ Ермогенъ Всея Русєій «
В коллекции домашних икон заповедника находятся иконы с изображением двух святых (пары). Вероятно, что на иконе были изображены святые покровители членов семьи. Одна из икон изображает святых Андрея и Марфу.
Апостол Андрей стал первым учеником Иисуса Христа. Назван Первозванным. Андрей был удостоен слушать пророчества Иисуса о будущей судьбе Церкви и мира. Снизослав на Апостолов Святого Духа, Иисус Христос дал Андрею власть прощать грехи. Проповедовал святой апостол Андрей на наших землях. Придя на место, где теперь стоит город Киев, он благословил Русскую землю и поставил крест.
Святой (вероятно, преподобный Евфимий); датируется XIX в. В руках святого – свиток с надписью » НЄ СКОРБИТЄ УБО БРАТІЄ НО ПОСЄМ «.
Праведная Марфа, мать святого Симеона, была очень милостивой к бедным, ухаживала за больными и шила белые одежды для тех, кто принимал крещение, а также саваны для захоронения бедных и путешественников.
Святые Андрей и Марфа; иконописная мастерская с. Холуй, датируется I пол. XIX в. Над святым надпись – » С. АНДРЕИ АП «, над святой – «С. Марфа. МЧ».
На второй домашний парной иконе из коллекции заповедника – святой Роман и праведная Анна. Судя по дарственной надписи на обороте иконы, на ней изображены святые покровители супружества. Икона была подарена детьми в 50-ю годовщину свадьбы родителей.
Святой Роман был диаконом и составил много церковных песнопений, за что его называли Сладкопевец. Память святого совершается 14 октября / 1 октября (по ст. ст.). Православная церковь чтит еще одного святого с именем Роман – диакона, жившего в Антиохии и во время гонений злочестивого императора Диоклетиана смело проповедовавшего Христа, укрепляя малодушных и призывая всех верных противостоять язычникам. День памяти святого Романа совершается православной церковью 1 декабря/18 ноября (по ст. ст.)
Праведная Анна – мать Богородицы, происходила из рода Ааронова, жена святого Иоакима. Праведная Анна является патронессой всех женщин, нареченных этим именем. К праведной Анне и Иоакиму молились при бесплодии супружеские пары.
Святой Роман и праведная Анна; датируется 1899 г. На оборотной стороне иконы дарственная надпись: «Дрожайшимъ родителямъ Роману Митрофановичу и Анніъ Дамыановнiъ Бычковскимъ от благодарныхъ діътей Стефана и Анісіи Бычковскихъ на добрую память и въ знак искренней почтительности въ пятидестлетнюю годовщину супружеской ихъ жизни. 1899 г. Августа 30 дня».
*** На сегодняшний день домашних икон осталось очень мало, но традиция такой иконы понемногу возрождается. Уже с началом независимой Украине новые иконописцы начали писать иконы такого типа, и они снова стали наполнять украинский дома и сопровождать украинские семьи в их земной жизни.
Татьяна Федорив, младший научный сотрудник Национального заповедника «Замки Тернопольщины»— для «УНИАН-Религии»
Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий
Иконописец Григорий Журавлев осуществил свою мечту — научился рисовать, несмотря на атрофированные с рождения ноги и руки. Одна из его икон даже хранилась в царской семье
«Грозил быть бременем для своего бедного семейства»
Внимательный взгляд умных глаз, традиционная для крестьян борода, губы, готовые к улыбке — таким предстает иконописец Журавлев на редком своем портрете, рядом с братом Афанасием. Достает он брату только до пояса — родился Григорий с руками по локоть и ногами по колено и «грозил быть бременем для своего бедного семейства». Так цветисто писали о Журавлеве в «Самарских губернских ведомостях» в январе 1885 года.
Григорий Журавлев появился на свет в 1860 году в крестьянской семье села Утёвка Самарской губернии. Его рождение стало большим горем для его матери. Вот как вспоминал об этом один из родственников иконописца: «В то время, когда родился Гриша убогим, мать очень плакала и хотела на себя от великого горя наложить руки, вместе с собой умертвить и Гришу».
Этому замыслу помешал дед новорожденного, Петр Васильевич Трайкин. Он пообещал растить мальчика и взять его на свое обеспечение.
«Стал писать образа… удовлетворительно»
Именно благодаря деду Григорий стал посещать сельскую школу, за два года выучился читать. Но когда дед умер, учиться пришлось дома — помогал в этом земский учитель Троицкий. «Затем, познакомившись с употреблением карандаша, принялся учиться письму и рисованию, вставляя для сего карандаш между зубами», — снова сообщают «Самарские епархиальные ведомости».
Когда Григорию исполнилось 15 лет, он вместе с братом Афанасием отправился в губернский город, в Самару. У него была мечта — во что бы то ни стало выучиться писать иконы. С просьбой обучить его приемам живописи юноша обратился к местному живописцу Травкину.
Травкин так поразился необыкновенному ученику, что даже поселил его у себя на квартире и обучил азам иконописи. После этого Григорий Журавлев, запасшись красками, кистями, столом со специальными приспособлениями, а также терпением, вернулся в родную Утёвку и начал набивать… не руку, конечно. Вырабатывать навык, оттачивать мастерство — и создавать кистью и карандашом, зажатыми во рту, удивительные иконы.
Помогала Григорию бабушка, которая чистила кисти, готовила краски, усаживала его особым образом. Брат Афанасий мастерил деревянные заготовки для икон.
«Через пять лет беспрерывного труда этот живописец-самоучка стал писать “образа” настолько удовлетворительно, что решился несколько экземпляров икон своей работы подарить высокопоставленным лицам города Самары», — пишет самарская пресса XIX века.
«Цесаревич милостиво принял икону»
Высокопоставленным лицам города Самары иконы Журавлева так понравились, что он стал получать заказы. Губернское Земское собрание даже назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей — «приняв во внимание бедственное положение семейства Журавлева и его личные труды по части самоусовершенствования в искусстве живописи».
Так безрукий и безногий иконописец стал кормильцем семьи — ведь и за иконы ему платили: например, 50 рублей за образ, что было немало, учитывая, что земские учителя и врачи получали в конце XIX века 10-15 рублей жалованья.
Познакомился Григорий Николаевич и с самарским губернатором Александром Дмитриевичем Свербеевым, состоял с ним в переписке. В 1884 году Журавлев обратился к своему покровителю с просьбой передать цесаревичу Николаю, будущему императору Николаю II, специально написанную для него икону святителя Николая Чудотворца.
Сопроводил иконописец свой подарок таким письмом (сохранился его черновик, сделанный карандашом):
«Ваше Императорское Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего Имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию».
«Цесаревич милостиво принял икону, писанную крестьянином Журавлевым, соизволил пожаловать ему единовременное пособие сто рублей из собственной Его Императорского Величества суммы», — писали самарские журналисты в 1885 году об успехе своего земляка.
Говорят, что иконописец-самоучка даже писал семейный портрет царской семьи, для чего специально ездил в Санкт-Петербург. Однако, никакими документами этот факт не подтвержден — может быть, рассказчиками этой легенды очень бы хотелось верить, что простой крестьянский сын, без рук, без ног, смог дойти до самого царя.
Приветливый, веселый был, шутить умел
В Утёвке о Григории Журавлеве хранят память — здесь есть музей его имени, сюда приезжают со всей страны, чтобы узнать об этом удивительном человеке. А каким он был?
«Он легонький был, маленький. Его принесут мужики в церковь, он сидит и зорко на всех посматривает»,
— рассказывал о Григории Журавлеве утёвец Николай Федорович Корнев, родившейся в 1901 году и заставший иконописца в живых.
По воспоминаниям Корнева, Журавлев составлял «всякие письма, прошения по просьбе сельчан. У него часто в избе кто-нибудь да бывал. Приветливый был человек!».
«Веселый был, шутить умел. Мужики, особенно певчие, рады были брать его с собой. Часто его уносили и приносили на руках… Взяв в руки пастуший кнут, размахивался и хлопал им с оглушительным свистом. Умел красиво мастерски расписываться», — это слова не об инвалиде, а о человеке, живущем радостно и открыто.
Икона в Эрмитаже
Воспоминания современников и другие документально подтвержденные данные о Григории Журавлеве уже несколько десятков лет собирает самарский краевед, писатель и доктор технических наук Александр Малиновский.
В 2013 году у него вышло пятое издание документальной повести об утёвском иконописце «Радостная встреча». Книга дополнена главами о новых находках Малиновского — иконах Журавлева. Точное число икон, написанных Журавлевым, пока неизвестно. Сейчас Александр Станиславович, без устали собирающий информацию об иконописце с 1960-х годов, выяснил местонахождение ста работ Григория Николаевича.
Например, икона святителя Николая Чудотворца, подаренная будущему царю Николаю II, хранится в Эрмитаже. На ее обороте есть надпись: «Из архива цесаревича».
Также была обнаружена икона святителя Алексия, митрополита Московского, написанная Журавлевым для иконостаса Самарского кафедрального собора Христа Спасителя (он был разрушен в 30-х годах) по просьбе самарского губернатора Свербеева. Святитель Алексий считается покровителем Самары (он останавливался в скиту, стоявшем на месте города, когда ездил в ставку к татарскому хану), поэтому для иконописца писать такую икону было большой честью.
Еще одна из икон Журавлева, оказывается, есть в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии — «Святой Лев, папа Римский».
Пять икон хранится в Самарском епархиальном музее — иконы Божией Матери «Взыскание погибших», «Млекопитательница», «Скоропослушница», святителей Кирилла и Мефодия, святых равноапостольных жен-мироносиц. Некоторые из них взяты на временное экспонирование из областного краеведческого музея.
На самом деле, перечислять географию распространения икон Григория Николаевича можно долго. Например, один из написанных им образов был обнаружен в 1963 году в Сербии, тогда входившей в состав Югославии. На нем была подпись: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утеевской волости, того же села, зубами крестьянином Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Почти все свои работы иконописец подписывал примерно одинаково.
Загадка «Утёвской мадонны»
Григорий Журавлев написал еще одну необычную картину — Александр Малиновский называет ее «Утёвской мадонной»: «На иконе небольшого формата изображена крестьянка в белом платке с младенцем на руках. Лицо простое, типично заволжское. Большие темные глаза. На губах чуть наметившаяся улыбка. Нет ни тени церковности. Но все же она воспринимается как икона».
Малиновский усматривает в этом портрете «слияние канонизированного и простого» — и в этом, по мнению Александра Станиславовича, «позиция обостренно чувствующей жизнь души».
Последней известной владелицей «Утёвской мадонны» была жительница села Утёвка Александра Подусова. Она рассказывала, что очень любила эту картину-икону, берегла как семейную реликвию.
Александра Подусова помнила, как ее родственники заказывали «Мадонну» Григорию Журавлеву — ей было тогда 6 лет, она запомнила разговор взрослых. Также она помнила, пишет Александр Малиновский в своей документальной повести, как иконописец «забавно пил из стакана, беря его одними зубами».
Где и у кого сейчас хранится «Утёвская мадонна», неизвестно.
«Величайший пример жизни»
В селе Утёвка стоит храм в честь Святой Троицы. Он был построен в 1892 году, возводился семь лет «тщанием прихожан». Но большую роль в его строительстве сыграл Григорий Журавлев — по его эскизам церковь была расписана.
Старожилы рассказывают, что он просил поднимать себя на специальной люльке на кожаных ремнях под купол, чтобы лежа в ней, писать фрески. И говорят, что так сильно Григорий Николаевич сжимал кисть в зубах, что скулы сводило — разжать их можно было, только положив на них мокрые теплые полотенца.
Журавлев умер в 1916 году, 15 февраля, от скоротечной чахотки. Самарский архиерей благословил похоронить иконописца в ограде храма, благодаря усердию которого тот был построен.
В советское время, в 1934 году, Троицкий храм был закрыт. В нем было устроено зернохранилище. Церкви здание было возвращено в 1989 году.
Сейчас здесь находится 9 икон Журавлева. По словам настоятеля, протоиерея Анатолия Копача, многие из них приносят родственники тех людей, которые хранили образа всю жизнь и тем самым спасли от уничтожения после закрытия и разорения церкви.
Уцелели лишь некоторые фрески — и приход ищет средства для их спасения.
Утёвскому священнику приходят письма из разных городов и стран — люди хотят больше знать о жизни Григория Журавлева. Отец Анатолий говорит об этом так: «Люди черпают от него надежду. Несмотря на свой недуг, Гриша показал величайший пример жизни — что не надо падать духом, что в любом состоянии можно творить».
Иконы XVIII-XIX вв.
Значительную часть музейного собрания XVIII – XIX вв. составляют окладные иконы Троице-Сергиевой лавры. Они активно использовались в обрядовой практике, в частности, во время крестных ходов. Иконная живопись и золотые или серебряные оклады с венцами в виде огромных корон с жемчужными ризами, с привесами из драгоценных камней, как правило, составляли единое целое. Драгоценный оклад превратился в реликварий, «охранявший» сакральное значение иконописного изображения. Потому окладные иконы можно рассматривать не только с точки зрения иконописи, а как произведения русских серебряников конца XVII – начала XX в.
Центральной частью оклада являлся венец. Характерной особенностью венцов XVII в. является «корона». («Богоматерь Казанская» (79)). На рубеже XVII-XVIII вв. венец приобрёл максимальные размеры, превосходящие все прочие части оклада. Узорчатость венца достигла своего апогея. В самом конце XVII в. появилась ещё одна форма венца с лучеобразным «сиянием», состоящего из чередующихся копьевидных элементов («Богоматерь Знамение»).
Но, как и в других видах прикладного искусства, в декоре окладов конца XVII в. использовались уже опробованные схемы и на их основе возникали различные вариации. По орнаментальному декору оклады конца XVII в. можно условно распределить на несколько групп.
1-ю группу окладов характеризует пышность и сложность разработок, подчиненных строгой группировке в виде так называемых штамбов, что отражает стилистические нарышкинского барокко («Богоматерь Смоленская»).
2-ю группу представляют оклады, имеющие в основе декора изогнутую ветвь с отростками, небольшими фигурными листьями и очень крупными цветами и плодами ( «Богоматерь Казанская»).
3-я группа объединяет оклады, орнаменты которых можно условно назвать «виноградная лоза». В основном они выполнены в технике «басмы». («Богоматерь Казанская»).
4-я группа включает небольшое количество гравированных окладов в сочетании с чеканкой и эмалями. На иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» гравированный узор рамы состоит из традиционного, реалистически трактованного волнообразного побега со спиралевидными завитками, что характерно для более раннего средневекового искусства. Так называемые гладкие оклады были новым явлением для конца XVII-начала XVIII в. В собрании Сергиево-Посадского музея имеется около 50 таких окладов. Они отличаются чрезвычайным разнообразием и обилие их в монастырских храмах свидетельствует о сознательном следовании передовой художественной практике («Преподобный Сергий Радонежский», «Богоматерь Страстная»).
Широкое распространение в конце XVII в. получили так называемые сплошные оклады, сделанные из единого листа металла, с вырезанными для ликов и рук или для всей фигуры святого. Сплошной оклад соединил раму, фон и ризы. Накладными деталями оставались венцы и цаты (Богоматерь Казанская). Плоскость рамы и фона, став единой, дала свободу орнаментальной вариативности, и художники создавали своеобразные орнаментальные картины. Практически все сплошные оклады выполнены в технике чеканки, наиболее дорогой сложной, рассчитанной, на непосредственное авторское исполнение. Нередко на них встречается клеймо автора.