Что такое завод машиностроительный
Заводы машиностроения в России
Заводы машиностроения в Российской Федерации
Машиностроение является одной из самых больших и важных отраслей промышленности России. На территории Российской Федерации находится значительное количество больших и средних организаций машиностроительной отрасли. На долю машиностроительной отрасли приходится 12% от всего производства промышленности государства. Экспортный оборот российской машиностроительной отрасли вырос в 2018 год почти до 30 миллиардов долларов.
На сегодняшний день в машиностроении самыми крупными организациями в Российской Федерации являются:
АО «АвтоВАЗ»
20 июля 1966 года Правительством СССР было решено о запуске строительства в городе Тольятти автомобильного завода по выпуску малолитражных легковых машин. В августе этого же года министерство автопромышленности СССР подписало контракт с компанией «Fiat», которая разрабатывала проект завода и его строительство. Первоначально завод производил автомомашины марки ВАЗ с наименованием «Жигули» и «Нива», кроме этого экспортировались за рубеж машины марки «Riva».
В начале 1971 года завод был введен в эксплуатацию, а уже 16 июня этого же года с конвейера сошёл стотысячный автомобиль марки Волжкого автомобильного завода. В 1973 году был произведён миллионный автомобиль. Первоначальная проектная мощность АвтоВАЗа была рассчитана на 220000 автомобилей в год, а на начало 2012 года она была доведена до 900000 машин ежегодно.
В 2016 году ассортимент АвтоВАЗа изменился, и на сегодняшний день в свет выходят машины с собственной торговой маркой «Lada», кроме этого завод выпускает автомобили торговых марок «Datsun», «Renault» и «Nissan». С января 2019 года 100% компании принадлежит Alliance Rostec Auto B.V.
С 2010 года «АвтоВАЗ» начал действовать план по повышению качественных показателей выпускаемых автомобилей под названием «Лада Качество», который был разработан группой иностранных специалистов. К 2013 году качество выпускаемых в свет автомобилей повысилось в 10 раз, о чём свидетельствуют отчёты руководства компании.
Экспортные поставки произведённых автомашин, АвтоВАЗ производит в основном в страны Содружества Независимых Государств, что составляет около 90% экспорта, и только 5% продукции отгружается в государства Европы.
Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)
С 2005 году Горьковский автомобильный завод является структурой холдинга «Группа ГАЗ» и включает в себя два дивизиона: «Легкие коммерческие и легковые автомобили» и «Автокомпоненты».
Первые автомобили завод выпустил в начале 1932 года при помощи разработок компании Ford, но даже у первых автомашин были произведены некоторые изменения. Сотрудничество с компанией Ford продолжалось до 1935 года, затем контракт расторгли по согласию сторон.
Во время Великой Отечественной войны завод полностью работал для нужд фронта, производя боевую технику.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
За годы войны произведено большое количество техники и военного снаряжения:
1958 год ознаменован для ГАЗа признанием на Брюссельской автомобильной выставке и вручением Гран-при, за представленные на выставке автомобили «Волга» и «Чайка».
В начале 1981 года выпущен десятимиллионный автомобиль. В 80-ые годы XX столетия разрабатываются автомашины с дизельным двигателем. В 1984 году произведён первый дизельный автомобиль, а также развернулось строительство предприятия по изготовлению дизельных двигателей.
По окончанию существования Союза Советских Социалистических Республик в промышленности Российской Федерации наступили кризисные годы. В 90-е годы ГАЗ преобразовался в ОАО, и подписал большое число контрактов с зарубежными предприятиями по изготовлению автокомпонентов.
С 2001 года Горьковский автомобильный завод входит в группу компаний холдинга «РусПромАвто», преобразовавшийся в «Группа ГАЗ» четыре года спустя.
Кризисный 2008 год не обошёл и ГАЗ. Было принято множество мер по выходу из кризисной ситуации, вплоть до продажи некоторых активов. А с 2010 года ГАЗ начинает сотрудничество с группой компаний Daimler, начиная производство лёгких грузовиков Mersedes-Benz Sprinter.
В июне 2011 года концерн Volkswagen и «Группа ГАЗ» совершили подписание восьмилетнего контракта по сборке 110000 легковых автомобилей ежегодно на Горьковском автомобильном заводе.
Публичное акционерное общество «КАМАЗ»
«КАМАЗ» создан в 1969 году, как Камский комплекс заводов по изготовлению большегрузных автомобилей (производственное объединение «КамАЗ»).
Первый автомобиль произведён 16 февраля 1976 года. С того времени было произведено более 2,25 миллиона автомашин и примерно 2,85 миллиона двигателей. Треть грузовых автомобилей на территории Российской Федерации и государствах СНГ – это автомобиль КАМАЗ. Автомобили Камского автомобильного завода выполняют свою работу в 80 странах мира.
На сегодняшний день Камский автомобильный завод стоит в перечне двадцати самых больших в мире изготовителей тяжелых грузовых машин.
Основная направленность в функционировании завода:
В структуру завода входит 89 организаций, которые находятся не только на территории Российской Федерации, но и за её границами, а также более 180 дилерских центров. Одной из дочерних организаций КамАЗа является крупная лизинговая фирма.
С 2008 года ведёт свою деятельность корпоративный университет при предприятии, на базе данного университета расположены учебные центры по обучению молодых сотрудников.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Уральский завод тяжелого машиностроения
Уралмашзавод, введённый в эксплуатацию в 1933 году, является самым крупным в Российской Федерации изготовителем оборудования для металлургической, горнодобывающей и энергетической отрасли.
К данному оборудованию относятся:
До Великой Отечественной войны на Уралмашзаводе разработано эксклюзивное оборудование по специфическим проектам для крупных горных и металлургических организаций Советского Союза. Первый электрический карьерный экскаватор, первая отечественная крупная дробилка, первая агломерационная машина – данная техника произведена экспертами УЗТМ в сжатые сроки.
Во время Великой Отечественной войны, как и многие предприятия, Уралмашзавод был перепрофилирован на производство обороной продукции.
В 1946 году была изготовлена последняя самоходная артиллерийская установка, после чего поставлена на площади предприятия, как монумент, прославляющий работников Уралмашзавода.
С 1947 года началось массовое производство карьерных экскаваторов с ковшами. А на следующий год специалистам предприятия за разработку карьерного экскаватора была вручена правительственная премия.
С 1949 года завод начинает производство шагающих экскаваторов.
С 1971 года «Уралмашзавод» становиться головной организацией ПО «Уралмаш».
С 2016 года «Уральский завод тяжелого машиностроения» совместно с ИЗ–КАРТЭКС и ОМЗ – Литейное производство находится в составе машиностроительного дивизиона Газпромбанка – ООО УК «УЗТМ-КАРТЭКС».
В нынешнее время «Уральский завод тяжелого машиностроения» занимает лидирующее место в изготовлении оборудования для горнодобывающей отрасли, металлургии, энергетики. Машины и оборудование, изготовленные на Уралмашзаводе, успешно работают на многих горнодобывающих и металлургических предприятий Российской Федерации.
В нынешнее время «Уральский завод тяжелого машиностроения» занимает лидирующее место в своей отрасли и производит разнообразное оборудование.
Базовой продукцией предприятия является:
Обзор машиностроительной отрасли РФ
Первым машиностроительным предприятием Российской империи можно считать санкт-петербургский завод паровых двигателей, начавший работу к 1804 году. В дальнейшем на нём выпускались пароходы и оборудование для железных дорог.
К окончанию XIX века отрасль бурно развивается, запустив в работу 80 % мощностей на территории тогдашней столицы и в Прибалтике. За прошедшие два с лишним столетия, машиностроение России пережило немало взлётов и падений, обусловленных внешними и внутренними политическими событиями. Однако в 2018 году доля его в промышленном производстве страны достигла 12%, что составило 8 трлн. рублей или 128 млрд. долларов.
Структура объёмов выпущенной продукции по отраслевым направлениям в 2018 году
Направление | Объём выпуска |
Изготовление транспортных средств | 56 % |
Выпуск электрооборудования | 12 % |
Остальные подразделения | 32 % |
Несмотря на финансовые затруднения, в 2019 году произошёл значительный прирост машиностроительного производства на 5,1 % по сравнению с предыдущим годом.
Центры машиностроения в России
Машиностроительные центры нашей страны:
Всего отрасль насчитывает 40 000 предприятий, из которых 2 000 – наиболее крупные. Структура машиностроения России включает в себя: 19 комплексов по различным направлениям, свыше 100 подотраслей и ряд отдельных предприятий узкого профиля.
Состав машиностроительного комплекса
Исторически машиностроительная отрасль включает в себя: тяжёлое, среднее и общее машиностроение. Эти три направления были созданы в зависимости от потребления энергоресурсов, материалов, трудозатрат. Они продолжают существовать и развиваться под направлением прогресса, вбирая в себя новые направления хозяйственной деятельности.
Тяжёлое и энергетическое
Тяжёлое и энергетическое машиностроение возникло для производства:
Отрасль характеризуется повышенным спросом на сырьевые и энергетические ресурсы при незначительных трудовых затратах (по сравнению с другими направлениями). Для её работы необходимо значительное количество чёрного и цветного металла, пластмассы, электрической энергии и большие производственные площади.
Естественно, что столь ёмкое и громоздкое производство располагается: или вблизи металлургических предприятий, или рядом с потребителями продукции.
Ведущими организациями тяжёлого машиностроения являются:
Предприятия-лидеры на рынке изготовителей энергетического оборудования:
Станкостроение
Системообразующая отрасль машиностроения. Основным назначением которой, является производство станков и иного оборудования для обработки разнообразных материалов. К ним относятся: металлы, древесина, пластмассы, минералы.
Кроме станочного парка, отрасль производит:
В настоящее время станкостроение России значительно уступает свои позиции ведущим мировым производителям, лидером среди которых является Китай. Хотя, в последние годы, в связи с рядом политических событий и возрождением военно-промышленного комплекса, появились предпосылки некоторого возрождения отрасли.
Предприятия станкостроительного комплекса можно условно разделить на три группы:
Есть и четвёртое направление – современные предприятия оборонно-промышленного комплекса, базирующиеся на новых перспективных технологиях.
Однако, серьёзных оснований для интенсивного развития отрасли, пока нет. Имеются локальные инвестиционные планы, открываются новые производства, частично модернизируется оборудование. Но принципиальные «прорывные» направления, способные выдвинуть на мировой рынок достойную продукцию, отсутствуют. Более того, претерпел изменения сам принцип формирования отрасли, разделившейся на ряд подразделения, в дальнейшем интегрирующийся под конкретного заказчика, желающего получить определённое количество изделий одной марки.
Крупнейшими игроками станкостроительной отрасли (насчитывающей более 100 действующих предприятий) современной России являются:
Транспортное
Транспортное машиностроение в соответствии с мировой классификацией включает в себя: авиастроение, судостроение, вагоностроение, локомотивостроение, производство автомобилей и подъёмно-транспортной техники. Понятно, что столь широкая отрасль, существующая более двух столетий в России, подразделяется на ряд подотраслей, имеющих в своём распоряжении широкую научно-производственную базу. Десятая часть трудоспособного населения страны работает на предприятиях транспортного машиностроения.
Распоряжением Совета Министров РФ за № 1756-р от 17 августа 2017 года, введена в действие дальнейшая стратегическая развития транспортного машиностроения (подразумевается рельсовый транспорт) на период до 2030 года. Воплощение её в жизнь позволит:
Реализация программы возлагается на 500 предприятий, лидерами среди которых являются:
Прошедший 2019 год для железнодорожного машиностроения был рекордным: объём отгрузки вырос на 12,4 %; производство путевой техники увеличилось на 77,6 %; локомотивов на 56,6 %; моторвагонов на 19,3 %.
Ведущее место среди отраслей транспортного машиностроения занимает производство автомобилей. Доля персонала, задействованного в этой отрасли, составляет 13 % от общего количества машиностроителей.
Предприятиями автопрома в 2019 году было произведено 1,72 млн. автотехнических изделий (в 2018 году – 1 770 545). Причём, почти половина выпущенных автомашин была произведена на предприятиях:
Наша страна обладает большим количеством рек и озёр, её побережья омывает множество морей. Издревле, водные пути были лучшими транспортными артериями для торговли и путешествий. И сегодня они не потеряли своей актуальности.
Не смотря на достаточно жёсткую конкуренцию, российское судостроение, представленное 4000 предприятий, не сдаёт своих позиций. В период с 2010 по 2018 год ежегодное производство судов составляло:
По утверждениям аналитиков, именно судостроение может стать локомотивом, выводящим страну на передовые рубежи высокотехнологичного производства. Крупнейшие предприятия этой отрасли расположены в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске, Волгограде, Тюмени, Калининградской и Амурской областях.
Одно из направлений транспортного машиностроения – это специализированная грузоподъёмная автотранспортная техника, играющая очень важную роль в любой отрасли народного хозяйства. Она производится:
Авиационная промышленность
Одна из важнейших отраслей народного хозяйства, производящая ежегодно, порядка:
В последние годы этот список пополнили беспилотные летательные аппараты. Необходимо также отметить многофункциональность изготовляемой продукции, осуществляющей не только перевозки пассажиров и грузов, но и тушащей лесные пожары, выполняющей монтаж сложных строительных конструкций, оказывающей крупномасштабную санитарно-медицинскую помощь.
Однако в 2019 году произошло значительное снижение объёмов выпуска самолётов.
Статистика самолётостроения в России в 2017÷2019 годах
Год | Получили | |
ВВС (шт.) | Гражданская авиация (шт.) | |
2017 | 49 | 41 |
2018 | 50 | 38 |
2019 | 23 | 20 |
На сегодня авиационная промышленность нашего государства представлена 214 производственными и научно-исследовательскими организациями, структурно объединёнными в «Объединённую авиастроительную корпорацию» и «Оборонпром». Крупнейшие заводы отрасли расположены в городах:
Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение
Отрасль, начало которой было заложено на заре XIXвека в Великобритании, продолжает существовать и развиваться. Что для России, имеющей гигантский аграрный потенциал, является вполне закономерным.
Сегодня в арсенале продукции, выпускаемой сельскохозяйственными машиностроителями, имеются:
Последние пять лет отрасль демонстрирует стабильный рост производства, правда сильно пострадавший от отсутствия финансирования во втором полугодии 2019 года. Первое полугодие характеризовалось выпускомследующих основных позиций сельхозтехники:
Однако сохраняется сильная зависимость от импорта, прежде всего из Белоруссии и Украины, где в своё время были заложены основные предприятия отрасли. Достойную конкуренцию им составляют:
Машиностроение для лёгкой и пищевой промышленности
Удовлетворение самых насущных потребностей населения невозможно без широкой технологической базы соответствующих производственных направлений. Эта сфера машиностроения отвечает за выпуск оборудования для предприятий:
В настоящее время в отрасли задействовано около 60 предприятий, производящих специализированную и бытовую технику. Среди них выделятся:
Анализ последних лет показывает, что отрасль работает крайне нестабильно. Некоторые важные направления свёрнуты. Для преодоления проблем лёгкого и пищевого машиностроения, Правительством России утверждена «Стратегия развития» отрасли на период до 2030 года, предусматривающая трёхкратное увеличение объёмов выпуска продукции.
Точное машиностроение
Самая наукоёмкая отрасль машиностроения, работающая в условиях жесточайшей конкуренции со стороны ведущих мировых производителей. Причём она отличается достаточно широким разнообразием. В списке отраслей точного машиностроения:
Специфика точного машиностроения требует высочайшего уровня специализации, интегрированного в мировую экономику. За передовыми достижениями обычно стоят передовые конструкторские бюро. Поэтому закономерно, что центрами развития отрасли стали:
В настоящее время в России действуют 167 приборостроительных заводов, 154 производителя радиоэлектронной аппаратуры, 123 предприятия «Росэлектроники»;выпускаются 40 тысяч наименований электротехнической промышленности; работает 101 производитель кабельной продукции.
Значение машиностроения
Переоценить роль машиностроения в экономике страны невозможно. Именно оно обеспечивает:
Без машиностроения сегодня не может существовать какая-либо материальная сфера деятельности человека. Оно обеспечивает техникой и оборудованием все отрасли экономики, формирует индустриальную базу военно-промышленного комплекса, служит крупнейшей областью внедрению достижений научно-технического прогресса, открывает перспективы освоения космического пространства.
Развитие машиностроения является фактором экономического благосостояния государства, определяющим его позицию на мировой политической арене. Не удивительно, что такие страны как США и Китай являются лидерами современной мировой машиностроительной отрасли, производящей 3 млн. видов изделий.
Проблемы машиностроительного комплекса России
Ведущая отрасль промышленности в настоящее время испытывает целый ряд серьёзных проблем, требующих принципиально новых методов решения:
Решение проблем износа и технической отсталости машиностроительного комплекса требует: гигантских инвестиций, рассчитанных на длительные сроки окупаемости; плюс государственной политической поддержки отечественных производителей, реализуемой на законодательном уровне.