семейное обучение для детей с овз
Адаптированная программа и семейное образование
Мой ребенок 14 лет обучался в школе-интернате для УО по 8 виду. К сожалению, в силу обстоятельств дальнейшее обучение там невозможно. В нашем районе есть школа, которая пошла нам навстречу, и нам разрешили обучаться на семейной форме. Единственное, в чем мы не пришли к единому мнению, – программа, по которой будет обучаться ребенок. ПМПК мы прошли, в заключении даны рекомендации по обучению: «Обучение в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью. Очная/очно-заочная форма обучения». Могу ли я учить сама своего ребенка по учебникам, по которым он учился в интернате? По обычным учебникам он не учился и многих предметов никогда не знал (химия, физика, алгебра, геометрия, иностранный язык).
Категория:
Комментарии
Отвечает юрист Анна Басова:
Обучение по адаптированной программе в форме семейного обучения возможно, однако условия реализации данной программы должны быть обговорены в школе.
Согласно п. 3 ст. 44 Закона об образовании, родители обучающихся имеют право выбирать с учетом рекомендаций ПМПК формы получения образования и формы обучения.
Что касается учебной литературы, то, поскольку школа обязана создать условия для реализации адаптированной программы на основании предъявленного заключения ПМПК, имеет смысл запросить специальные пособия в данной школе. Конечно, не исключено, что у школы может не оказаться финансирования для приобретения данных пособий для Вас, и тогда можно обратиться в органы власти местного самоуправления. Дети на семейном обучении, испытывающие трудности в освоении образовательной программы, имеют право на получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 9 Закона об образовании, Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»).
Однако необходимо понимать, что ответственность за освоение такой программы ложится практически полностью на родителей, даже при готовности школы оказывать методическую, психолого-педагогическую и иную поддержку. В этом случае ребенок просто прикрепляется к школе для прохождения контрольных мероприятий с целью перевода на следующий год обучения. Возможно, имеет смысл обсудить сочетание различных форм образования, где бы частично Вы сами занимались с ребенком, а частично он мог бы посещать отдельные занятия в школе.
Спасибо огромное за подробный ответ!Занимаемся с сыном дома,определенные успехи есть.Интернат в котором мы учились очень помог нам с учебниками.За что мы очень им благодарны.Много учебной литературы нашли в книжном интернет-магазине.Уже заказали.И напоследок хочу выразить свою признательность вашему сайту, помогающему родителям и их детям.
Семейное обучение для детей с овз
Но родители сами выбирают, какая форма обучения будет комфортной и приемлемой для него. Домашняя форма образования, одна из форм, имеющих смысл для детей имеющих ограниченные возможности здоровья.
При этом следует заметить, что это не говорит о том, что ребенок будет сидеть дома и не учиться. Но большую часть образования он будет получать в удобном для себя темпе, без социальной и эмоциональной нагрузки. Для этого родителям нужно будет оформить документы и разрешение на получение домашнего образования. Ученику надо будет проходить тестирование, контрольные, экзамены, но при этом не придется посещать каждый день школу.
В каких случаях нужно заниматься с детьми с ОВЗ дома?
Дети с ограниченными возможностями здоровья изначально испытывают эмоциональное давление. При этом следует заметить, что психологи и психиатры рекомендует абсолютно всем детям, независимо от их особенностей, учиться в коллективе. Так, как это позволяет приобрести не только заданный по предмету багаж знаний, но и получить социальные и коммуникационные навыки, которые пригодятся им в жизни. Но бывают ситуации, в которых польза от общения в социуме, меньше, чем вред от посещения ребенком коллектива:
Именно родители выбирают форму обучения и решают, как их детям будет лучше. Лучше всего, перед тем как прейти на домашнее образование, проконсультироваться со специалистами и выслушать их рекомендации. Профильный лечащий врач, психолог или невропатолог подскажут как будет лучше.
Организация школой и родителями обучения на дому
Для родителей желающих перейти на домашнее обучение, следует понять юридическую основу данного вида образования. Для детей, нуждающихся в такой форме обучения, государство, в общем, и школа в частности, обеспечивают все условия со своей стороны для полноценного получения образования.
Элементы образовательного процесса и их замена
Элемент образовательного процесса | Альтернатива |
Ежедневные занятия в классе | Занятия на дому с преподавателями лично или с помощью медиаустройств. В том числе дается задание на несколько дней, оно выполняется с родителями и репетитором. |
Контрольные работы, тесты | Итоговая аттестация |
Занятие в коллективе | По желанию ребенок периодически посещает занятия в школе, также родители самостоятельно организовывают общение в социуме, посещая кружки и мастер-классы. |
Факультативные занятия | Ученик имеет полное право, по возможности, посещать факультативы по определенным предметам |
Экскурсии, мероприятия | Школа предоставляет возможность участия во всех мероприятиях, если это физически возможно и удобно для ученика. |
Учебная и методическая литература | Бесплатно предоставляется школьной библиотекой |
Лабораторные занятия | Обеспечиваются преподавателем на дому или ученик посещает их в школе |
То есть такой ученик является полноправным участником учебного процесса. У него есть такой же журнал занятий, он также их проходит и прикреплен к классу, только не будет посещать каждый день уроки в школе.
Со стороны родителей требуется организовать учебное место и доступ ребенка к информации и преподавателям. При возникновении любых сложностей школы оказывают посильную помощь.
Оформление обучения на дому
Для детей с ОВЗ, проходящих длительную реабилитацию или имеющих серьезную инвалидность, не позволяющую получать образование в пределах учебного класса, оформление домашнего обучения будет без препятствий. Для того чтобы его обеспечить, родителям нужно будет:
Документы при этом:
Это решение не одного дня и оформляется оно долго, но в результате, ученик будет получать образование в наиболее комфортной для себя форме.
Плюсы и минусы домашнего образования
Основной плюс в том, что весь учебный процесс строго индивидуально подобран под самого ребенка. Учитывая не только его умственные особенности, но и все медицинские нюансы — время на реабилитацию, быструю утомляемость, скорость усвоения материала, сложность запоминания и т.д. Иногда ему отменяют занятия по таким предметам, как физкультура, музыка, трудовое воспитание или рисование.
Главным минусом можно считать то, что ученик проходит программу вне коллектива. То есть он не общается со сверстниками, не учится общению в социуме. Ему сложнее будет адаптироваться во взрослой жизни и обществе.
Отличия обучения на дому от семейного образования
Семейное и домашнее образование — две формы получения знаний вне школы, имеющее как сходство, так и некоторые отличия.
Основные образовательные вопросы в домашнем и семейном обучении
Вопрос | Домашнее образование | Семейное образование |
Для кого предназначено | Для детей инвалидов или с ОВЗ | Для детей, не имеющих возможность или желание посещать школу |
Кто ведет обучение | Преподаватели и репетиторы | Родители и репетиторы |
Как контролируется посещение уроков | Журнал прохождения уроков | Итоговая аттестация |
Как контролируется усвоение материала | Если ребенок «посетил» все занятия по программе и сдал итоговую аттестацию, считается, что он материал освоил | Итоговая аттестация, собеседование и контрольные работы по каждому предмету |
Программа | Индивидуальная | Общеобразовательная |
Учебники | Предоставляет школа | Предоставляет школа |
Посещение уроков в школе | Не требуется | Не требуется |
Посещение мероприятий | По желанию | По желанию |
Количество предметов изучаемых по программе | Устанавливается в индивидуальном порядке по программе | Ученик осваивает все предметы предусмотренные общеобразовательной программой |
График освоения предметов | Четко по плану | Не устанавливается, ребенок должен просто пройти аттестацию в конце учебного года. |
Оба вида получения образования в итоге дадут школьнику в конце девятого класса получить аттестат. Но их основное различие в уровне ответственности и четкости графика. Если при домашнем обучении, образовательный процесс организовывает школа, то при семейном родители. В первом случае ученик общается с квалифицированным педагогом, во втором — либо с родителями, либо с репетиторами. По желанию он может обратиться в школу и пообщаться с учителями, к которым прикреплен.
Законодательные аспекты обучения на дому
Возможность обучения на дому закреплена законодательно. При получении медицинского заключения, в котором будет вынесена рекомендация обеспечить особый вид образовательного процесса, родитель имеет право претендовать на помощь государства. В отличие от самовольного семейного самообразования, домашнее поддерживается школой, уроки ведет профессиональный педагог.
В основе такого положения лежит Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Исходя из его положений, родитель имеет право сам выбирать форму обучения и учебное заведения для ребенка. Но при этом, он обязан обеспечить получение среднего образования для своего ребенка, так как оно обязательно по всей стране.
Домашнее образование имеет право на существование, в исключительных случаях
Государство позаботилось о том, чтобы каждый ребенок получил возможность освоить полную общеобразовательную программу, даже в случае серьезных осложнений здоровья. При этом практически все специалисты рекомендуют все-таки учиться в школе в коллективе, так, как ученики получают не только основной пакет знаний, но и учатся психологически сосуществованию с окружающими. Но если это невозможно или родители чувствуют, что школьнику будет тяжело, лучше обеспечить ему комфортные условия для получения знаний на дому, тем более государством предоставляется такая возможность.
6 причин выбрать домашнее обучение для ребенка с ОВЗ
Каждый ребенок должен получить среднее образование
Но родители сами выбирают, какая форма обучения будет комфортной и приемлемой для него. Домашняя форма образования, одна из форм, имеющих смысл для детей имеющих ограниченные возможности здоровья.
При этом следует заметить, что это не говорит о том, что ребенок будет сидеть дома и не учиться. Но большую часть образования он будет получать в удобном для себя темпе, без социальной и эмоциональной нагрузки. Для этого родителям нужно будет оформить документы и разрешение на получение домашнего образования. Ученику надо будет проходить тестирование, контрольные, экзамены, но при этом не придется посещать каждый день школу.
В каких случаях нужно заниматься с детьми с ОВЗ дома?
Дети с ограниченными возможностями здоровья изначально испытывают эмоциональное давление. При этом следует заметить, что психологи и психиатры рекомендует абсолютно всем детям, независимо от их особенностей, учиться в коллективе. Так, как это позволяет приобрести не только заданный по предмету багаж знаний, но и получить социальные и коммуникационные навыки, которые пригодятся им в жизни. Но бывают ситуации, в которых польза от общения в социуме, меньше, чем вред от посещения ребенком коллектива:
Именно родители выбирают форму обучения и решают, как их детям будет лучше. Лучше всего, перед тем как прейти на домашнее образование, проконсультироваться со специалистами и выслушать их рекомендации. Профильный лечащий врач, психолог или невропатолог подскажут как будет лучше.
Организация школой и родителями обучения на дому
Для родителей желающих перейти на домашнее обучение, следует понять юридическую основу данного вида образования. Для детей, нуждающихся в такой форме обучения, государство, в общем, и школа в частности, обеспечивают все условия со своей стороны для полноценного получения образования.
Элементы образовательного процесса и их замена
Элемент образовательного процесса | Альтернатива |
Ежедневные занятия в классе | Занятия на дому с преподавателями лично или с помощью медиаустройств. В том числе дается задание на несколько дней, оно выполняется с родителями и репетитором. |
Контрольные работы, тесты | Итоговая аттестация |
Занятие в коллективе | По желанию ребенок периодически посещает занятия в школе, также родители самостоятельно организовывают общение в социуме, посещая кружки и мастер-классы. |
Факультативные занятия | Ученик имеет полное право, по возможности, посещать факультативы по определенным предметам |
Экскурсии, мероприятия | Школа предоставляет возможность участия во всех мероприятиях, если это физически возможно и удобно для ученика. |
Учебная и методическая литература | Бесплатно предоставляется школьной библиотекой |
Лабораторные занятия | Обеспечиваются преподавателем на дому или ученик посещает их в школе |
То есть такой ученик является полноправным участником учебного процесса. У него есть такой же журнал занятий, он также их проходит и прикреплен к классу, только не будет посещать каждый день уроки в школе.
Со стороны родителей требуется организовать учебное место и доступ ребенка к информации и преподавателям. При возникновении любых сложностей школы оказывают посильную помощь.
Оформление обучения на дому
Для детей с ОВЗ, проходящих длительную реабилитацию или имеющих серьезную инвалидность, не позволяющую получать образование в пределах учебного класса, оформление домашнего обучения будет без препятствий. Для того чтобы его обеспечить, родителям нужно будет:
Документы при этом:
Это решение не одного дня и оформляется оно долго, но в результате, ученик будет получать образование в наиболее комфортной для себя форме.
Плюсы и минусы домашнего образования
Основной плюс в том, что весь учебный процесс строго индивидуально подобран под самого ребенка. Учитывая не только его умственные особенности, но и все медицинские нюансы — время на реабилитацию, быструю утомляемость, скорость усвоения материала, сложность запоминания и т.д. Иногда ему отменяют занятия по таким предметам, как физкультура, музыка, трудовое воспитание или рисование.
Главным минусом можно считать то, что ученик проходит программу вне коллектива. То есть он не общается со сверстниками, не учится общению в социуме. Ему сложнее будет адаптироваться во взрослой жизни и обществе.
Отличия обучения на дому от семейного образования
Семейное и домашнее образование — две формы получения знаний вне школы, имеющее как сходство, так и некоторые отличия.
Основные образовательные вопросы в домашнем и семейном обучении
Вопрос | Домашнее образование | Семейное образование |
Для кого предназначено | Для детей инвалидов или с ОВЗ | Для детей, не имеющих возможность или желание посещать школу |
Кто ведет обучение | Преподаватели и репетиторы | Родители и репетиторы |
Как контролируется посещение уроков | Журнал прохождения уроков | Итоговая аттестация |
Как контролируется усвоение материала | Если ребенок «посетил» все занятия по программе и сдал итоговую аттестацию, считается, что он материал освоил | Итоговая аттестация, собеседование и контрольные работы по каждому предмету |
Программа | Индивидуальная | Общеобразовательная |
Учебники | Предоставляет школа | Предоставляет школа |
Посещение уроков в школе | Не требуется | Не требуется |
Посещение мероприятий | По желанию | По желанию |
Количество предметов изучаемых по программе | Устанавливается в индивидуальном порядке по программе | Ученик осваивает все предметы предусмотренные общеобразовательной программой |
График освоения предметов | Четко по плану | Не устанавливается, ребенок должен просто пройти аттестацию в конце учебного года. |
Оба вида получения образования в итоге дадут школьнику в конце девятого класса получить аттестат. Но их основное различие в уровне ответственности и четкости графика. Если при домашнем обучении, образовательный процесс организовывает школа, то при семейном родители. В первом случае ученик общается с квалифицированным педагогом, во втором — либо с родителями, либо с репетиторами. По желанию он может обратиться в школу и пообщаться с учителями, к которым прикреплен.
Законодательные аспекты обучения на дому
Возможность обучения на дому закреплена законодательно. При получении медицинского заключения, в котором будет вынесена рекомендация обеспечить особый вид образовательного процесса, родитель имеет право претендовать на помощь государства. В отличие от самовольного семейного самообразования, домашнее поддерживается школой, уроки ведет профессиональный педагог.
В основе такого положения лежит Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Исходя из его положений, родитель имеет право сам выбирать форму обучения и учебное заведения для ребенка. Но при этом, он обязан обеспечить получение среднего образования для своего ребенка, так как оно обязательно по всей стране.
Домашнее образование имеет право на существование, в исключительных случаях
Государство позаботилось о том, чтобы каждый ребенок получил возможность освоить полную общеобразовательную программу, даже в случае серьезных осложнений здоровья. При этом практически все специалисты рекомендуют все-таки учиться в школе в коллективе, так, как ученики получают не только основной пакет знаний, но и учатся психологически сосуществованию с окружающими. Но если это невозможно или родители чувствуют, что школьнику будет тяжело, лучше обеспечить ему комфортные условия для получения знаний на дому, тем более государством предоставляется такая возможность.
Семейное обучение ребенка инвалида
В ИПРА ребенка-инвалида указано, что он не нуждается в обучении, но школа требует написать заявление на домашнее обучение и прохождение ПМПК, ссылаясь на то, что не обучаемых детей нет. Ст.79 закона об образовании гласит, что обучение ребенка-инвалида должно осуществляться в соответствии с ИПРА. Что делать? И второй вопрос, если ребенок все таки должен обучаться, то имеем ли мы, как родители, выбрать вместо домашнего обучения семейное обучение? Школа утверждает, что о семейном обучении не может быть и речи. Спасибо.
Можно ли ребёнка-инвалида с ОВЗ перевести на семейное обучение? Спасибо.
На какое минимальное время, я могу перевести ребёнка инвалида на семейное обучение?
Могу ли я ребёнка инвалида не отдавать в школу, а оформить на семейное обучение?
Гос-во оплачивает ребенку инвалида за семейное обучение и куда нужно нам обратится?
Положена ли Компенсация за питание ребёнку-инвалиду на семейном обучении?
У меня сын инвалид. Учится в коррекционной школе класс (особый ребенок). По мимо у.о у ребенка ожирение, вторичный иммунодефицит, заболевание сердца. Сейчас в мире пандемия но с первого сентября нужно идти в школу. Ребенок в группе риска. Можно ли перевести ребенка на семейное обучение. Куда с этим вопросом нужно обратиться? И могут ли отказать?
Ситуация вкратце, старший ребёнок инвалид, учится на домашнем обучении. Дело в том, что старшему ребёнку из-за своего заболевания запрещены общественные места, у ребёнка почти нет иммунитета. Мой второй ребёнок в этом году пойдёт в школу. Чтобы не умер старший ребёнок из-за вируса который может принести второй ребёнок со школы. Вот хочется решить правильный выбор образования второго ребёнка.
В интернете прочитала, что у нас в школах есть форма образования очно, очно-заочно, заочное и семейное образование. Но семейное образование много минусов. А вот найти статьи по заочному образованию я не могу, а очень нужно.
В нашей семье есть ребенок-инвалид. Инвалидность дана по зрению. На настоящий момент врачи выдают справку на индивидуальное обучение по индивидуальной программе! (годом раньше давали такую справку с формулировкой обучение по индивидуальной программе на дому). Живем в Ленинградской области и школа, в которой он учится требует предоставить справку, в которой написано, что ему рекомендовано обучение на дому. Но в перечень болезней, по которым дети-инвалиды обучаются на дому наш диагноз не входит. На настоящий момент школа предложила на выбор, либо с ним занимаются индивидуально за плату (что нам сейчас не потянуть), либо перейти на семейное обучение, либо он занимается со всеми в классе на общих основаниях (с доски он не видит. )..
Подскажите пожалуйста, что подразумевает под собой индивидуальное обучение по индивидуальной программе (НЕ на дому) для ребенка-инвалида, правомерны ли действия руководства школы (школа у нас в поселке одна). И что правильнее было бы сделать с нашей стороны?
Ребёнку-инвалиду 16,5 лет. Обучается по семейной форме обучения, т.е. приписан к общеобразовательной государственной школе только для прохождения аттестаций. Соответственно не попадает ни под одну из категорий детей, которым сейчас правительство страны и администрация Краснодарского края провозгласили материальную помощь в связи с коронавирусом. Сейчас многие общественные объединения граждан, имеющих детей с ОВЗ собирают различные списки, чтобы устранить очевидную несправедливость по материальным выплатам на детей в связи с коронавирусом. Можно ли нашей семье рассчитывать на материальную помощь в связи с коронавирусом, если наш ребёнок: а) не попадает в категорию детей в возрасте от 3-х до 16 лет. б) не обучается в государственной школе по очной форме обучения.
Не является ли это нарушением нарушением Конституционных прав нашего ребёнка-инвалида?
Сейчас позвонили из школы в которой ранее обучалась дочь и сообщили: через комиссию прикрепим ее к школе 8 вида, педагоги от этой школы приходить не будут (т.к. у меня уже есть педагоги для нее) она не усвоит программу даже этой школы (дочь очень больна, парализована!) просто прикрепить и все, но при этом я не буду получать компенсацию за ее обучение! Как мне оплачивать педагогов, которые уже занимаются с ней? и на сколько такие требования законны вообще?