семейное обучение для особенных детей
Семейное обучение для особенных детей
В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означают, что об учёбе придётся забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух форматах.
Надомное обучение детей с ОВЗ
Надомное обучение — это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой или в больницу либо проводит занятия дистанционно.
Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.
Количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения ребёнка с инвалидностью устанавливают субъекты Российской Федерации. В некоторых регионах выделяется так мало средств, что у детей с ОВЗ всего 10–12 уроков в неделю. Для сравнения: нагрузка остальных школьников составляет 29–34 академических часа в неделю. Большую часть материала «надомникам» приходится осваивать самостоятельно.
Для перевода ребёнка с ОВЗ на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Перечень заболеваний, дающих право учиться дома, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.
Семейное обучение детей с ОВЗ
Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.
Семейное обучение доступно не только детям с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающим учиться в домашней атмосфере. Право на него зафиксировано в статье 17 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Организация учебного процесса и ответственность за образование детей с ОВЗ лежит на родителях. Мамы и папы решают что, когда, как и в каком объёме будет изучать ребёнок, и они обязаны обеспечивать подготовку к аттестациям.
Переход на семейное обучение осуществляется очень просто. Не нужны никакие комиссии и разрешения — достаточно уведомить органы местного самоуправления и подобрать школу для сдачи аттестаций. Учить ребёнка при этом можно самостоятельно или с помощью репетиторов и интернета.
Обучение детей с ОВЗ в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»
«Домашняя школа Фоксфорда» осуществляет онлайн-обучение с 5 по 11 классы. Мы работаем по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в которую входят как дисциплины, нужные для сдачи аттестаций, так и курсы для углублённого изучения любимых предметов. Мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем наставничество.
Как проходят занятия
Занятия проводятся по расписанию, которое достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Первый урок — не раньше 10-11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть время на отдых и реабилитацию.
Преимущество онлайн-занятий при обучении детей с инвалидностью или ОВЗ состоит в живом общении с преподавателями. Но если ребёнку трудно печатать, нужны более частые перерывы в работе или, к примеру, требуется медленный темп речи, можно просматривать видеозаписи уроков.
Каждое занятие сопровождается интерактивным домашним заданием, которое помогает закреплять пройденный материал и почти полностью выполняется компьютерной мышкой. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.
В течение недели с ребёнком работает наставник. Напоминает о задачах, помогает решать технические вопросы, а главное — мотивирует и поддерживает. По желанию родителей можно выбрать наставника с педагогическим образованием.
Как поступить в «Фоксфорд» детям с ОВЗ или инвалидностью
«Домашняя школа Фоксфорда» рада помочь в организации учебного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью независимо от выбранной семьёй формы обучения. Для «надомников» наши курсы станут отличным подспорьем, компенсирующим нехватку учебных часов. Приверженцам семейного обучения мы даём прекрасные знания и оказываем консультативную помощь.
Учеником домашней онлайн-школы «Фоксфорда» может стать школьник с 1 по 11 класс, не имеющий ментальных нарушений и прошедший входные тестирования. Тесты обычно проводятся дистанционно перед началом учебного года.
Чтобы лучше понять, как дети с инвалидностью учатся в онлайн-школе «Фоксфорда», почитайте историю хоумскулинга семьи Доманиных. У двенадцатилетней Насти детский церебральный паралич, но её мама Елена отстояла право дочери учиться наравне со всеми.
О том, как присоединиться к «Домашней школе Фоксфорда», вы можете узнать на странице зачисления. Заполните заявку, наш сотрудник свяжется с вами и ответит на вопросы об образовании детей с инвалидностью и ОВЗ.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Семейное обучение для особенных детей
Что делать, если ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья? Как поступить родителям, если детям трудно адаптироваться и успеть за темпом всего класса? Центр Речи в городе Зеленоград открывает семейную НЕшколу. Мы пообщались с руководителем Центра, Еленой Свириной и узнали, почему в Москве набирают популярность семейные НЕшколы, как они работают и чем отличаются от надомного обучения.
— Елена, расскажите в двух словах, чем занимается Центр Речи?
Мы оказываем логопедическую и дефектологическую помощь детям и взрослым уже 18 лет. Мы выпустили уже больше 2000 учеников, которые смогли поступить в массовые школы и начать получать образование. К нам приходят детки с задержками психического или речевого развития, с особенностями моторного развития, эмоционально-волевой сферы, с синдромом дефицита внимания и многие другие.
Наша задача помочь ребенку окрепнуть, подтянуть его слабые стороны, чтобы он мог влиться в учебный процесс в обычной школе. Для этого у нас созданы все условия — есть помещение, оборудование, медицинское обеспечение и многое другое. И мы решили на базе нашего Центра создать семейную НЕшколу для детей с особенностями.
— Что такое семейные НЕшколы?
Это новая форма образования детей с особыми потребностями, ослабленным здоровьем и отставаниями в развитии, которым нужен особый режим учебы. Такой формат обучения — это большая помощь семьям, ведь не всем детям комфортно учиться в массовых школах.
В НЕшколах родители могут объединяться, привлекать профессиональных педагогов и обучать детей на свое усмотрение. Цель обучения такого типа — заложить фундамент начальных знаний детям, на котором будет строиться их дальнейшее образование и жизнь в целом. Законодательство позволяет родителям выбирать формат обучения в зависимости от потребностей ребенка. Сейчас этот тип обучения стал очень популярен, уже появилась целая ассоциация семейных школ. Мы тоже хотим подключиться к этому процессу с нашими ресурсами.
— Расскажите поподробнее о вашем проекте и о том, чем он отличается от других?
Мы решили создать проект начальная школа «Здоровое детство», который нацелен на то, чтобы дать возможность детям с особенностями в развитии сохранить свою индивидуальность, окрепнуть и приобрести уверенность в себе.
Мы уже много лет занимаемся с такими детьми и хотим, чтобы они не только освоили разные предметы, но и укрепили здоровье. Это поможет им в дальнейшем пойти в массовую школу и адаптироваться в новой обстановке.
Мы отличается тем, что у нас есть помещение, оборудование, оздоровительные процедуры, например, массажи, ванны, бассейн, фитоароматерапия, фотохромотерапия и многое другое. Мы создали здоровьесберегающую среду в нашем центре, где можно не только обучить ребенка, но и укрепить его здоровье.
Что планируется в нашей НЕшколе:
То есть это не надомное обучение, когда дети живут, играют и учатся в одном и том же помещении. У нас интересная традиционная внешкольная работа с детьми: мы проводим праздники — новогодний, осенний, выпускные и другие, в которых участвуют все наши ученики. И, конечно, у нас квалифицированные специалисты и огромный опыт работы с особыми детьми. Союз родителей и специалистов, здоровьесберегающая среда, — все это является залогом успешной работы и здоровья детей.
— С какого возраста к вам могут попасть дети?
Мы можем поддерживать детей с 1 по 4 класс в условиях, которые дадут им возможность окрепнуть и в дальнейшем даже влиться в общеобразовательную школу.
Учиться можно с любого класса, а потом прикрепиться к государственной школе. Наша задача — дать детям возможность овладеть темами школьной программы по ГОСТам: письмо, чтение, счет и так далее. Мы создаем программу под каждого ребенка, которая позволит окрепнуть до подросткового возраста, а дальше влиться в массовую школу.
— У вас есть лицензия на обучение детей и тестирование по итогам обучения?
Мы являемся общественной организацией, поэтому лицензия нам не нужна. Мы сопровождаем детей, укрепляем их здоровье, готовим по программе начальных классов. По результатам обучения дети сдают независимое тестирование в той школе, которую выберут родители.
— Какие есть преимущества вашей семейной НЕшколы?
Для детей, которым тяжело учиться в массовой школе, есть много плюсов в таком формате обучения.
Во-первых, детям, которые часто болеют, имеют особенности ЖКТ, головные боли и прочие проблемы со здоровьем, сложно каждый день вставать к определенному часу. Тем более, школьная программа рассчитана на то, что в ранние часы ставят самые важные и сложные уроки.
Мы можем обучать детей не ежедневно с 8 утра до определенного времени, а разрабатывать свой режим, обучать столько времени, сколько родители сочтут нужным, например, 2 или 3 урока в день. И начинать занятия мы можем с того времени, с которого будет удобно ребенку, по согласованию с семьей.
Во-вторых, вся программа направлена на здоровьесбережение. Мы планируем давать материал блоками, чтобы он лучше усваивался. Например, одну неделю изучаем блок по математике, а другую — русский язык и письмо.
В-третьих, мы обязательно будем давать детям динамическую нагрузку. Это не только физминутка и гимнастика, у нас есть целый динамический час. Это занятия на воздухе: ходьба, физкультура, йога терапия, окружающий мир.
— Расскажите приблизительно, по какому графику занимаются дети в течение дня?
Мы подбираем график строго индивидуально: кому-то нужно заниматься 2-3 раза в неделю, а кому-то больше. Может быть так, что у родителей нет возможности приводить ребенка в первую смену, поэтому вторая смена тоже возможна. Занятия могут проходить, например, так:
8:30 — дети приходят в центр, мы идем на прогулку
9:00 — первый завтрак, углеводный, который даст заряд энергии
9:15 — 1-й урок длительностью 30 минут
9:45 — перемена
10:00 — 2-ой урок
10:30 — динамический час
11:15 — второй завтрак, белковый после физической нагрузки
11:30 — 3-й урок
12:00 — процедурно-профилактический час, во время которого дети проходят процедуры по индивидуальному назначению
13:00 — окончание занятий
Мы соблюдаем баланс между учебой и отдыхом, не делаем уроки длиннее получаса для первоклассников, чтобы сильно не перегружать детей, даем физическую нагрузку также по согласованию с родителями.
— Сколько человек будет в группах, и как они будут подбираться? Будет ли ребенок социализирован после такого обучения?
На аттестационные предметы — письмо, математику, русский язык и другие — мы набираем малокомплектные классы, максимум 4 человека. В малых группах дети получат достаточно внимания и поддержки от преподавателя, чтобы хорошо разобраться в теме урока и отработать навыки.
Малые группы будут подбираться в зависимости от особенностей детей. В одном классе не смогут заниматься дети с ослабленным здоровьем и с задержкой психического развития. К ним нужен абсолютно разный подход, поэтому мы будем их распределять в разные группы.
На уроки, которые можно изучать для удовольствия и общего развития, например, музыку, физкультуру, йога терапию, лепку, ИЗО и прочие мы будем собирать много детей. Они смогут общаться друг с другом под присмотром педагога, будут постепенно социализироваться и привыкать к большому количеству детей в классе. Также мы проводим праздники — 1-е сентября, Новый год, праздник весны и осени, выпускные и многие другие. В них тоже принимают участие все дети.
— Сколько будет стоить обучение в вашем Центре?
Так как у нас не частная школа, а семейная — финансово это менее затратно. У нас профинансированный центр, готовое помещение. Родители будут оплачивать только услуги преподавателей и процедуры.
Стоимость рассчитывается индивидуально, так как у всех детей свое расписание и график. В середине августа будет проходить родительское собрание, я приглашаю на него всех желающих. Там я буду говорить и про график, и про оплату, и обязательно отвечу на все интересующие вопросы!
Залогом нашей успешной работы является связь с родителями и мечта о том, чтобы школа и семья были вместе. Именно в таком взаимодействии должны расти и учиться дети, в этом залог их гармоничного развития. Мы приглашаем в наш проект родителей и единомышленников, которые хотят укрепить и сохранить здоровье своих детей!
Чтобы записаться на собрание, позвоните нам:+7-499-717-22-24,+7-915-222-02-03,+7-963-715-33-35
Семейное обучение ребенка инвалида
В ИПРА ребенка-инвалида указано, что он не нуждается в обучении, но школа требует написать заявление на домашнее обучение и прохождение ПМПК, ссылаясь на то, что не обучаемых детей нет. Ст.79 закона об образовании гласит, что обучение ребенка-инвалида должно осуществляться в соответствии с ИПРА. Что делать? И второй вопрос, если ребенок все таки должен обучаться, то имеем ли мы, как родители, выбрать вместо домашнего обучения семейное обучение? Школа утверждает, что о семейном обучении не может быть и речи. Спасибо.
Можно ли ребёнка-инвалида с ОВЗ перевести на семейное обучение? Спасибо.
На какое минимальное время, я могу перевести ребёнка инвалида на семейное обучение?
Могу ли я ребёнка инвалида не отдавать в школу, а оформить на семейное обучение?
Гос-во оплачивает ребенку инвалида за семейное обучение и куда нужно нам обратится?
Положена ли Компенсация за питание ребёнку-инвалиду на семейном обучении?
У меня сын инвалид. Учится в коррекционной школе класс (особый ребенок). По мимо у.о у ребенка ожирение, вторичный иммунодефицит, заболевание сердца. Сейчас в мире пандемия но с первого сентября нужно идти в школу. Ребенок в группе риска. Можно ли перевести ребенка на семейное обучение. Куда с этим вопросом нужно обратиться? И могут ли отказать?
Ситуация вкратце, старший ребёнок инвалид, учится на домашнем обучении. Дело в том, что старшему ребёнку из-за своего заболевания запрещены общественные места, у ребёнка почти нет иммунитета. Мой второй ребёнок в этом году пойдёт в школу. Чтобы не умер старший ребёнок из-за вируса который может принести второй ребёнок со школы. Вот хочется решить правильный выбор образования второго ребёнка.
В интернете прочитала, что у нас в школах есть форма образования очно, очно-заочно, заочное и семейное образование. Но семейное образование много минусов. А вот найти статьи по заочному образованию я не могу, а очень нужно.
В нашей семье есть ребенок-инвалид. Инвалидность дана по зрению. На настоящий момент врачи выдают справку на индивидуальное обучение по индивидуальной программе! (годом раньше давали такую справку с формулировкой обучение по индивидуальной программе на дому). Живем в Ленинградской области и школа, в которой он учится требует предоставить справку, в которой написано, что ему рекомендовано обучение на дому. Но в перечень болезней, по которым дети-инвалиды обучаются на дому наш диагноз не входит. На настоящий момент школа предложила на выбор, либо с ним занимаются индивидуально за плату (что нам сейчас не потянуть), либо перейти на семейное обучение, либо он занимается со всеми в классе на общих основаниях (с доски он не видит. )..
Подскажите пожалуйста, что подразумевает под собой индивидуальное обучение по индивидуальной программе (НЕ на дому) для ребенка-инвалида, правомерны ли действия руководства школы (школа у нас в поселке одна). И что правильнее было бы сделать с нашей стороны?
Ребёнку-инвалиду 16,5 лет. Обучается по семейной форме обучения, т.е. приписан к общеобразовательной государственной школе только для прохождения аттестаций. Соответственно не попадает ни под одну из категорий детей, которым сейчас правительство страны и администрация Краснодарского края провозгласили материальную помощь в связи с коронавирусом. Сейчас многие общественные объединения граждан, имеющих детей с ОВЗ собирают различные списки, чтобы устранить очевидную несправедливость по материальным выплатам на детей в связи с коронавирусом. Можно ли нашей семье рассчитывать на материальную помощь в связи с коронавирусом, если наш ребёнок: а) не попадает в категорию детей в возрасте от 3-х до 16 лет. б) не обучается в государственной школе по очной форме обучения.
Не является ли это нарушением нарушением Конституционных прав нашего ребёнка-инвалида?
Сейчас позвонили из школы в которой ранее обучалась дочь и сообщили: через комиссию прикрепим ее к школе 8 вида, педагоги от этой школы приходить не будут (т.к. у меня уже есть педагоги для нее) она не усвоит программу даже этой школы (дочь очень больна, парализована!) просто прикрепить и все, но при этом я не буду получать компенсацию за ее обучение! Как мне оплачивать педагогов, которые уже занимаются с ней? и на сколько такие требования законны вообще?
Адаптированная программа и семейное образование
Мой ребенок 14 лет обучался в школе-интернате для УО по 8 виду. К сожалению, в силу обстоятельств дальнейшее обучение там невозможно. В нашем районе есть школа, которая пошла нам навстречу, и нам разрешили обучаться на семейной форме. Единственное, в чем мы не пришли к единому мнению, – программа, по которой будет обучаться ребенок. ПМПК мы прошли, в заключении даны рекомендации по обучению: «Обучение в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью. Очная/очно-заочная форма обучения». Могу ли я учить сама своего ребенка по учебникам, по которым он учился в интернате? По обычным учебникам он не учился и многих предметов никогда не знал (химия, физика, алгебра, геометрия, иностранный язык).
Категория:
Комментарии
Отвечает юрист Анна Басова:
Обучение по адаптированной программе в форме семейного обучения возможно, однако условия реализации данной программы должны быть обговорены в школе.
Согласно п. 3 ст. 44 Закона об образовании, родители обучающихся имеют право выбирать с учетом рекомендаций ПМПК формы получения образования и формы обучения.
Что касается учебной литературы, то, поскольку школа обязана создать условия для реализации адаптированной программы на основании предъявленного заключения ПМПК, имеет смысл запросить специальные пособия в данной школе. Конечно, не исключено, что у школы может не оказаться финансирования для приобретения данных пособий для Вас, и тогда можно обратиться в органы власти местного самоуправления. Дети на семейном обучении, испытывающие трудности в освоении образовательной программы, имеют право на получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 9 Закона об образовании, Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»).
Однако необходимо понимать, что ответственность за освоение такой программы ложится практически полностью на родителей, даже при готовности школы оказывать методическую, психолого-педагогическую и иную поддержку. В этом случае ребенок просто прикрепляется к школе для прохождения контрольных мероприятий с целью перевода на следующий год обучения. Возможно, имеет смысл обсудить сочетание различных форм образования, где бы частично Вы сами занимались с ребенком, а частично он мог бы посещать отдельные занятия в школе.
Спасибо огромное за подробный ответ!Занимаемся с сыном дома,определенные успехи есть.Интернат в котором мы учились очень помог нам с учебниками.За что мы очень им благодарны.Много учебной литературы нашли в книжном интернет-магазине.Уже заказали.И напоследок хочу выразить свою признательность вашему сайту, помогающему родителям и их детям.
Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло
Наш постоянный автор Андрей Рогозянский, папа, обучающий своих детей дома, делится впечатлениями и выводами о возможностях, которые дает форма семейного образования. Это — частный опыт одной семьи. Мы понимаем, что тема семейного образования — предмет очень многих споров и обязательно продолжим ее в дальнейшем и уже сейчас с благодарностью прочтем мнения и рассказы о вашем опыте семейного обучения в комментариях под этой статьей.
Тема семейного образования для меня как родителя проста и привычна — из пятерых моих школьников только один ходил в класс на протяжении нескольких лет. Старшие сыновья давно отучились экстерном, получили аттестаты и поступили, продолжив свое образование (Санкт-Петербургские музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова и Университет кино и телевидения). Две дочери в скором времени станут выпускницами, младшая, обучаясь также на дому, нынешним летом перешла в 3-й класс.
Результаты, слава Богу, радуют, так что учителя, ранее не имевшие опыта работы с экстернами и поначалу искренне не понимавшие, что это за семейное образование такое, стали выражать одобрение и поддержку. Они потихоньку вздыхают, проводя параллели со сверстниками и размышляя о своей нелегкой учительской доле. Иметь дело с коллективом из современных подростков — и впрямь, требует от педагога недюжинного терпения и напряжения сил.
О том, как войти в реку
Что побуждает маму и папу начать учить детей вне школы? Семейное образование объединяет разных родителей. Дома обучают детей приверженцы свободного воспитания и те, кто убежден: школа размывает консервативные ценности. Семейное образование — это и творчество, и твердость устоев одновременно. К нему естественным образом приходит тот, кто с сомнением относится к общественному мейнстриму. Сбережение детства и незаформализованный подход к развитию ребенка — вот главные ориентиры и цели.
Как в эту реку вошел я лично? Вспоминаю середину 1990-х и единственный, исключительный на то время пример в Петербурге борьбы за право самостоятельно учить детей. Моя близкая знакомая Валентина Петрова, мать пятерых детей, поставила целью добиться от ближайшей школы и руководства департамента образования разрешения на семейное обучение. И добилась, заставив себя уважать и выучив всех своих ребятишек на «отлично»!
А знаете, что значит дружная семья? Это — когда ты заходишь в дом, и все сразу собираются к гостю в прихожую. Один предлагает домашние тапочки, другой отправляется ставить чай и накрывать на стол.
Семья Петровых всегда выделялась своим дружным нравом. Светлые детские лица, живость в характерах, взаимопомощь. Поневоле я стал задумываться. Перед глазами были примеры других православных семей, в которых родители, казалось бы, также хотели воспитать детей правильно, но слишком уж много времени каждый находился вне дома и был занят своим: старшие – на работе, а дети – на уроках.
Сегодня я могу сказать с уверенностью: школьная среда конкурирует с семьёй за душу ребёнка. Хотим мы того или нет, между ними происходит как бы перетаскивание каната, невидимое, но вполне ощутимое. Тем, кому дороги семейные ценности, семейное обучение определенно стоит попробовать!
Педагогом быть обязан
Если линейно перенести рамку общеобразовательной школы на жизнь ученика-экстерна и его родителя, может показаться, что школа на дому — удел высоколобых умников и экспериментаторов, нечто вроде человека-оркестра или синхрофазотрона своими руками. Воображение рисует изнурительный марафон, в ходе которого родитель с частотой одного раза в сорок пять минут меняет обличья, от преподавания рисования до интегрального счисления и от ОБЖ до особенностей экономической географии государств Юго-Восточной Азии.
Это ошибочное мнение. Семейное образование практикуют совершенно обычные родители и дети. Желание и собранность при этом требуются больше, чем особые дарования.
Первый вопрос, обращаемый к нам: «Вы с женой, наверное, педагоги?» Да, у нашей мамы — диплом об окончании педвуза плюс вдобавок научная степень кандидата наук. Хотя, дело не в этом. Выучить детей на «отлично» может родитель, не имеющий высшего образования. А уж курс начальных классов осилит с ребенком практически каждый. Педагогический навык естественен для пап и мам. Любой из родителей для своих детей — природный учитель и педагог.
Особенно теперь дистанционное образование перестает быть экзотикой. При желании легко можно получить самую разную информацию. Специализированные порталы предлагают видеоуроки на любой класс и предмет, обсуждения на интернет-форумах «семейников» проясняют какие угодно нюансы. Сохранится ли в будущем школа в своем привычном виде, мы не знаем. Ясно, что роль школьного учебника и пересказа его содержания учителем в классе уже не столь велика. Возможности для самообразования ширятся с каждым днем.
Меньше да лучше
Одно из открытий, которые делает для себя родитель, решившись на семейное обучение: школьный курс относительно невелик. Сильный ученик почти не заметит времени, затраченного на учебу и ежегодные аттестации. Наши дети звезд с неба не хватают — им, увы, слабовато дается математическое, абстрактное мышление. И, несмотря на это, две трети предметов они могли бы сдавать в режиме «два класса за год». Вопрос, для чего? Вундеркинды, поступающие в ВУЗ в 12-летнем возрасте, с точки зрения педагогической пользы, — достижение весьма специфическое.
Организационно, в жизни общества школа высится этакой громадой. Однако аттестационные требования не содержат в себе ничего сверхъестественного. Особенно в пересчете на длиннейший одиннадцатилетний период, в который дитя плюшевым зайчиком переступает порог первого класса, а встает из-за парты 17-летним, созревшим молодым орлом. От занятий в таком необыкновенно обширном объеме можно было бы, честно говоря, ждать и более впечатляющих результатов.
Школа ужасно громоздка. 90% своих стараний она тратит на обустройство классно-урочного конвейера — оперирование большими ученическими массами, координацию, согласование, администрирование, бухгалтерию, безопасность, учет и контроль. Ненормальная скученность в классах по тридцати и более человек исключает индивидуальную работу.
Различие в способностях и показателях успеваемости разных детей вынуждает педагога устанавливать планку преподавания на уровне среднем и ниже среднего. Классно-урочная система — плод мучительного компромисса, напоминающего известную сказку о дюжине шапок, пошитых из одной овчины. Черепашьим шагом движется учебный процесс, дожидаясь, пока до самых слабых дойдет содержание прописных истин.
Экстернат — это распорядок, больше напоминающий занятия студента-вечерника или студента-заочника: самообразование, консультации, экзамен или контрольная. Загруженным выдается окончание учебного рода. Половина апреля и май в нашей семье — школьные месяцы, в остальное время освоение общеобразовательных предметов проходит как бы само собой, без особого напряжения.
Научить учиться
Сесть и сделать пять-семь уроков русского и по половине раздела географии и истории — это нормально, в самый раз! Новые темы наши дети разбирают без участия старших, исключение составляет лишь английский язык. Периодического просмотра родителя требуют проблемные дисциплины. Этот распорядок постепенно отлаживался у нас в первые годы, ведь для начала следует научить ребенка учиться.
На первых порах домашний ребенок слабо осознает необходимость ехать в чужое место и отвечать на вопросы строгой чужой тети. Но мало-помалу школьные правила игры проясняются. Благо, школы, работающие с экстернами, идут навстречу и предоставляют возможности консультаций и разовых посещений классных занятий в течение года — «сверки часов» родителей, ученика и учителя.
Дети-«семейники», как правило, бывают прекрасно подготовлены к первому классу: свободно читают, считают, пишут и пересказывают, имеют неплохую эрудицию, послушны, внимательны, старательны, собраны. Начало пути, таким образом, проходит на положительном фоне. Формальная сторона сведена к минимуму, школа не наваливается на ребенка всей своей массой, не вызывает стрессовых реакций (в психологии «стресс первого класса» — вполне утвердившееся понятие). Меньше отвлечений, срывов в баловство и дурачение. Ничто не мешает ребенку учиться!
Под конец второго класса он обычно уже входит в ритм, и взрослому не приходится корпеть, организовывая учебу «от и до». В многодетных семьях старшие дети, «эксперты», недавно только освоившие тот же курс, неплохо сопровождают младших и помогают им.
Наконец, наступает момент, когда взрослый замечает, что дети сами начинают ограничивать его участие в обучении. Вместо хождения под родительским оком они предпочитают разбирать материал самостоятельно и задавать отдельные вопросы. С этого момента мотор самообразования заработал, поздравляем!
Семейное означает превосходное
Но это полдела. Облегчив школьное бремя, мы получаем встречную проблему: чем занять детство? Частью чего, какого проекта подготовки к жизни, развития и воспитания таковое является? Мне приходилось встречать семьи, где детям внушалось пренебрежение к образованности, к мирской жизни, а между тем годы и дни протекали беспорядочно и не были заняты сколько-нибудь большим, важным делом. Семейное образование являлось путем наименьшего сопротивления, способом «откосить» от докучливой школы. Дети учились кое-как, скучали, бездельничали, впоследствии же получали от родителей смартфоны, компьютер и, подобно остальным сверстникам, «зависали» в сети.
Печальные примеры, заставляющие меня как родителя раз за разом анализировать собственные действия…
Конечно же, семейное должно означать превосходное, никак не иначе! Важен не сам по себе нешкольный статус ребенка, но практическая деятельность, осуществляемая в близком контакте с наставником, профессионалом и мастером своего дела. Это может быть спорт, может быть искусство, техническое творчество, подготовка к церковнослужению или привлечение к семейному бизнесу даже — почему нет?
Учиться тому, что станет делом всей жизни
У нас в семье главная образовательная миссия возложена на занятия музыкой. Если кто знает, как строится обучение классическому исполнительству, тот понимает разницу со схоластическим, отчужденным характером школьного обучения. Хороший музыкальный педагог воспитывает и развивает ребенка всем своим образом, манерой держаться, высоким настроем, своей преданностью музыке как делу и любви всей жизни. Классическая культура в отличие от других, более легких направлений и жанров, выделяется стройностью, выверенностью, дисциплиной, неприятием всякой поверхностной самодеятельности и дилетантизма. Это одна из наилучших основ для становления юной души во всех ее проявлениях, включая духовные и нравственные.
Одиннадцать лет до окончания школы — период жизни, в который большинство детей, к великому сожалению, монотонно «проходят» тему за темой (подобное обучение философ и учитель по профессии Василий Розанов (1856–1919) называл «уроками ботаники на дровяном складе»). А ведь время это может быть отдано поистине замечательным открытиям, прикосновению к гармонии, к истории культуры, работе над собой и стремлению вперед!
К старшим классам ученик общеобразовательной школы едва только начинает задумываться над тем, кем ему быть. Он слышал о многом, но мало что умеет, знает обо всем и ни о чем. Поверхностные прогулки-экскурсии в различные области знаний, — это слишком расточительный жест для цивилизации, которой известны пятнадцатилетние капитаны и фронтовые медсестры, победители спортивных состязаний и изобретатели, авторы бессмертных шедевров и мученики за веру.
Социальное против стадного
Беспокоятся, не навредит ли семейное образование социализации. Детей, которые учатся дома, представляют этакими угрюмыми молчунами и одиночками. Но это совершенно не так! В своих детях я нахожу потенциал любознательности, открытости, стремления к подлинному в отношениях, к познанию мира. Семейное образование на то и существует, чтобы детство смогло сохранять свои естественные черты.
Сложилось определенное недопонимание по поводу социальности. Странно бывает слышать, что молодой человек, воспитываемый по лекалам массовой культуры, захваченный подростковыми модами и поветриями, якобы соответствует социальным критериям и потребностям. Эгоизм и расслабленность, пошлость и стадность ни в коей мере не могут рассматриваться как общественно положительные явления!
Наши дети непохожие, они меньше склонны делать, как все вокруг. Возможно, что в будущей взрослой жизни они будут проигрывать в чём-то своим напористым сверстникам. Но если человек рос в дружном домашнем кругу, в тесном контакте с природой родного края, с лучшими культурными образцами и церковной традицией, если его обошли стороной голливудские блокбастеры и компьютерные «стрелялки», то с большей вероятностью из него выйдет хороший гражданин и коллега по работе, семьянин и родитель.
Стать семьей благодаря семейному обучению
Семейное образование — штучный товар. В перспективе образование на дому в России останется уделом немногих. Напомним, что в США экстерном учатся около 1,1 миллиона детей. Ассоциации хоумскулеров, активные, деятельные, охватывают всю территорию страны. «Выбор образовательных альтернатив» по отношению к государственной школе дискутируется в числе центральных тем на общенациональном уровне. Нашим «семейникам» подобного успеха не снилось.
Школа удобна. Для современности она играет ровно ту роль, которой не хватает семье, экономике, государству, политике. Это социальная технология, отлаженная и позволяющая родителям ходить на работу, детям быть занятыми, а политикам и правителям кроить нужным образом мировоззрение новых поколений.
Напротив, семейное образование — это не какое-нибудь отдельно взятое решение, но выбор всего направления жизни. Это то, что заставляет старших размышлять и искать, переустраивать себя самих. О нешкольной учебе детей не может идти речи, пока в доме не установлена положительная и плодотворная среда, пока нормой не стали тесные, дружеские отношения с родителем, самостоятельность и сотрудничество, настрой на получение конечного результата.
По крайней мере, один из супругов обязан посвятить себя семье и детям, отказавшись от карьеры и внешнего статуса, от беззаботного проведения досуга. Если не так, ребенок неминуемо будет скучать дома, чувствуя себя отделенным и обделенным общением, событиями, вниманием.
А что, если, в том и соль — чтобы домашней школе выступить заданием, позитивным вызовом, общим для всех? Дорогу осилит идущий, и самостоятельность и товарищество не берутся сами собой, из ниоткуда. Они зарождаются в самопреодолении и развитии. Это достойная награда за месяцы и годы совместного труда.
Семейное образование — поистине замечательная школа для мам и пап, повод к проявлению лучших качеств. Наша семья стала семьей, во многом благодаря семейному обучению. По прошествии времени мы с супругой убеждаемся в этом.