село высокое храм архангела михаила

ВИРТУАЛЬНЫЙ ПАЛОМНИК

село высокое храм архангела михаила. Смотреть фото село высокое храм архангела михаила. Смотреть картинку село высокое храм архангела михаила. Картинка про село высокое храм архангела михаила. Фото село высокое храм архангела михаила

К 1854 году церковь в селе была построена. В том же году, в праздник Архистратига Божия Михаила, состоялось первое богослужение. Архиепископ Самарский Евсевий (Орлинский) объявил, что храм будет называться Михаило-Архангельским. А выступивший затем земский начальник сказал, что отныне деревня Нечаевка будет называться селом Высоким.

Убранство храма было богатым: и купола, и алтари покрыты сусальным золотом, великолепная роспись, удивительная по красоте ограда. В 1897 году храм перестроили, увеличив его. Помещение, рассчитанное на две тысячи человек, не отапливалось, но даже в лютые морозы там было жарко от дыхания заполнивших его людей.

После октябрьского переворота 1917 года храм был закрыт. Власти приспособили его под зернохранилище. И лишь в 1946 году церковь открыли вновь. По всем окружным деревням и селам прихожане собирали иконы и церковную утварь. Особенно в этом преуспел староста Василий Тушин.

После вторичного открытия храма в нем одиннадцать лет прослужил иерей Ананий Чуев. С Высоким связаны имена и таких священнослужителей, как иеромонах Никандр (Сапожников), протоиерей Стефан Акашев, протоиерей Иоанн Державин. С 1973 года настоятелем здесь является архимандрит Владимир (Наумов).

В Высокое приезжали все самарские архиереи, а в декабре 2001 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий после Божественной литургии освятил на высокинском кладбище часовню во имя преподобного Сергия Радонежского.

Возведенная в традициях строительства деревянных храмов «под камень» церковь получила внешний облик в стиле архитектуры классицизма.

В гостях у архимандрита Владимира (Наумова). Фильм о Михайло-Архангельской церкви

Источник

Храм в селе Высоком

«Через этого пастыря многие идут к Богу…»

село высокое храм архангела михаила. Смотреть фото село высокое храм архангела михаила. Смотреть картинку село высокое храм архангела михаила. Картинка про село высокое храм архангела михаила. Фото село высокое храм архангела михаилаЭтот храм виден издалека. И не только потому, что вокруг степь, как ладонь, но и потому, что он величественен и по размеру не уступает Покровскому кафедральному собору в Самаре. А еще потому, что расположен на возвышенности, откуда и название села — Высокое. Храм во имя Архистратига Божьего Михаила.
С этим храмом у меня связаны особые переживания. И не только потому, что это наиболее часто посещаемый мною из сельских храмов. Здесь однажды во время долгой ночной Крещенской службы я от усталости уснул на придвинутой к стене скамеечке. Я спал, но одновременно слышал всю службу, точнее — даже в ней участвовал. А еще: я спал и видел нечто… Что-то подобное со мной случалось лишь раз — в Самарском Иверском женском монастыре.
Этот храм — один из немногих в нашей области, уцелевший в поруху 30-х годов и в хрущевскую оттепель. Здесь служил в свое время духовидец протоиерей Иоанн Державин. Сюда приезжал ловить раков в Иргизе Митрополит Иоанн (Снычев). А теперь уже четвертый десяток лет служит здесь совершенно удивительный пастырь — Архимандрит Владимир (Наумов).
В районном центре Пестравка на центральной площади развернута фотовыставка С.В. Небритова, посвященная 150-летию высокинского храма. На стендах — более тридцати снимков: зима, лето, храм, сельский дворик, часовня… И везде — настоятель Михаило-Архангельского храма Архимандрит Владимир — с Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием, с прихожанами, с послушниками, среди многочисленной паствы…

село высокое храм архангела михаила. Смотреть фото село высокое храм архангела михаила. Смотреть картинку село высокое храм архангела михаила. Картинка про село высокое храм архангела михаила. Фото село высокое храм архангела михаила

Сергей Небритов, художник, директор муниципального музея «Детская картинная галерея» Пестравского района:
— Долгое время в Высокое я возил бабушку, но сам в храм не ходил. Известная болезнь интеллигенции: ищем истину где-то на стороне, хотя она вот здесь, рядом. Так и я: увлекался буддизмом, интересовался магией — и чуть с ума не сошел. И лет четырнадцать назад подготовил художественную выставку, так сказать, духовного содержания. Какой там бесовщины только не было! Пригласил на выставку отца Владимира. Он пришел, посмотрел, что-то похвалил, что-то попытался объяснить и пригласил на службу. И после нескольких бесед и непривычно трудно выстоянных мною литургий я вдруг понял, насколько я глубинно Православен. Через некоторое время впервые исповедался и причастился. Сейчас регулярно посещаю храм, вступил в Волжское казачье войско и к своему художеству стал относится иначе: я понял, что человек не может быть творцом, а только передаточной инстанцией, а Творец у нас один. По благословению отца Архимандрита сейчас пишу иконы. «Спас Нерукотворный» уже находится в одном из приделов храма, а четыре других образа ждут очереди, чтобы занять свое место в часовне во имя Сергия Радонежского, что на высокинском кладбище.

Эдуард Анашкин, член Союза писателей России: село высокое храм архангела михаила. Смотреть фото село высокое храм архангела михаила. Смотреть картинку село высокое храм архангела михаила. Картинка про село высокое храм архангела михаила. Фото село высокое храм архангела михаила
— К сожалению, большую часть жизни я прожил безбожником — сказались и воспитание, и мощная атеистическая пропаганда. И лишь во многом благодаря отцу Владимиру я прихожу к вере. Но речь не обо мне. Приезжая на службу в Высокое, я иногда встречаюсь там с людьми, которых церковными назвать трудно. Иногда от них слышу и такое: я вообще-то в Бога не особенно верю. А вот отцу Владимиру (некоторые вообще называют его по имени-отчеству) верю во всем. Вот и приехал посоветоваться, да и жену (мать, сестру, дочь…) привез». Вот так многие через этого пастыря идут к Богу. Потом встречаю этих же людей — крестятся, истово молятся: в Бога уверовали.

Галина Бузаева, директор средней школы с. Майское Пестравского района:
— Я окормляюсь у отца Владимира со студенческих лет, когда он еще сам был совсем молодым человеком. И за это время я не встречала человека лучше, да и жизнь моя сложилась бы иначе, если бы не этот пастырь. Он откликается на любую беду и едет за десятки верст к человеку, что нуждается в его помощи, помогает малоимущим, берет в послушники детей из трудных семей. Он даже вел уроки литературы у нас в школе, когда для простой беседы пригласить священника в школу было очень трудно. Как он любит Бунина, как знает Достоевского, Лескова! Не стоит село без праведника и, мне кажется, не устоял бы и наш степной край без этого молитвенника, любимого духовного чада покойного Митрополита Иоанна.
После общения с этими людьми я задумался: как же сам могу определить Архимандрита Владимира? И всплыло единое и емкое — МОНАХ. С монахами я общался немало, но в одном видел в первую очередь Архиерея, в другом — наместника монастыря и крепкого хозяина, в третьем — ученого мужа, а отец Владимир — монах, а потом — священник, настоятель, русский крестьянин и жизнерадостный человек…
Многая и благая Вам лета, дорогой батюшка!


На снимках: храм Михаила Архангела в селе Высоком; картина С.В. Небритова «С Рождеством Христовым»; Архимандрит Владимир после службы.

Источник

«Нам надо вернуться к своим духовным истокам»

Интервью с Архимандритом Владимиром (Наумовым), настоятелем храма в честь Архистратига Божия Михаила села Высокое Самарской области.

Интервью с Архимандритом Владимиром (Наумовым), настоятелем храма в честь Архистратига Божия Михаила села Высокое Самарской области.

село высокое храм архангела михаила. Смотреть фото село высокое храм архангела михаила. Смотреть картинку село высокое храм архангела михаила. Картинка про село высокое храм архангела михаила. Фото село высокое храм архангела михаила

У монаха Варнавы (Санина), современного церковного поэта и писателя, есть такие строки: «. того не зная, может, сам, что, на колени опускаясь, я поднимаюсь к Небесам!» В село Высокое Пестравского района Самарской области к Архимандриту Владимиру (Наумову) Господь привел меня на Крестопоклонной неделе. Вот так, преклоняя колена, я оказалась у знаменитого высокинского батюшки Владимира, единственного в нашей Митрополии сельского приходского батюшки столь высокого монашеского сана — Архимандрита! Опять — высокого! В 2013 году Архимандрит Владимир стал лауреатом областной общественной акции «Народное признание» в номинации «Во имя человека», его проповедь на вручении награды запомнилась многим.

Монах, священник, настоятель, крестьянин

Отец Владимир привел мне в интервью слова Владыки Мануила (Лемешевского) о селе Высоком: «Высокое, Высокое, ничего высокого в нем нет!» И все же не хочется в этом соглашаться с Митрополитом Мануилом, который, говоря так, явно смирял своего собрата по монашескому служению. Храм Архистратига Божия Михаила редкостный, он освящен в 1854 году, в праздник Михаила Архангела состоялось первое Богослужение. В то время Правящим Архиереем был Епископ Евсевий (Орлинский), он объявил, что храм будет называться Михаило-Архангельским, а выступивший затем земский начальник сказал, что отныне деревня Нечаевка будет называться селом Высоким. Храм величествен и прекрасен, голубые деревянные стены будто вырастают из небес и с небом смыкаются, колокольня уходит высоко (опять — высоко!) вверх, и батюшка Владимир любит сам порой звонить, созывая в дом Божий. А уж откуда только не идут и не едут! И батюшка принимает всех. Кто предварительно звонит, испрашивая благословение на приезд. А кто и так приезжает. Как сказала матушка Сергия, подвизающаяся при этом же храме, рядом с отцом Владимиром, «он не живет своей жизнью, он живет всеми». Мне же было сказано: «Батюшка благословил на среду». И именно к среде все и сложилось. И машина нашлась, и попутчики. Когда возникали трения и предложения о переносе неблизкой поездки в Высокое на другой день, я говорила волшебное: «Но батюшка благословил на среду», — и все устроилось, слава Богу.

Впервые я увидела отца Владимира при печальных обстоятельствах. В этом году в день Крещения Господня мы приехали в село Высокое на отпевание его духовного чада Андрея Коновалова. Отец Владимир в свое время крестил самого Андрея и его старшего брата. К нему ездили за духовными советами их мать и отец. Пришлось Архимандриту Владимиру отпевать и отца Андрея, Владимира, и его старшего брата Дмитрия, и самого Андрея. Сын Андрея, трехлетний Вовочка, — крестник отца Владимира. Вдова Наташа постоянно ездит к нему напитываться особой высокинской благодатью. А мама Валентина Николаевна Коновалова приехала к своему духовному отцу вместе со мной из Самары. В духовных чадах батюшки — а с некоторыми из них я знакома — сохраняется живая вера и верность Церкви при любых обстоятельствах жизни. Таким был и Андрей Коновалов, кратковременная болезнь и христианская кончина которого многих подняла на молитву.

В последние годы своей жизни прихожанином храма в селе Высоком был и замечательный Православный поэт, журналист, режиссер, друг газеты «Благовест» Владимир Осипов. В своем рассказе «Храм в селе Высокое» он написал так: «Как же я сам могу определить Архимандрита Владимира? И всплыло единое и емкое — монах. С монахами я общался немало, но в одном видел в первую очередь Архиерея, в другом — наместника монастыря и крепкого хозяина, в третьем — ученого мужа, а отец Владимир — монах, а потом — священник, настоятель, русский крестьянин и жизнерадостный человек. »

И это, безусловно, так. Монахи вот уже почти две тысячи лет наряду с основным своим делом — молитвой — почитают рукоделие. Отцы-пустынники в египетской Фиваиде плели корзины из пальмовых ветвей. Русские монахи Фиваиды Северной тоже плели, но из бересты, и другими промыслами занимались. А Архимандрит Владимир ну таким радостным рукоделием занят! Во-первых, он сам катает восковые свечи, они у него необыкновенные, золотисто-светлые и пахнут медом, горят легко, не обжигая рук и не капая, лишь тихо расплавляясь, радуя теплом и светом. Вот сейчас пишу, и надо мной на полочке с иконами горит его свеча и по всей комнате разливается гречишный аромат лета! А еще отец Владимир делает сам оклады к иконам из золотой фольги — иконостас в его келье сияет, и невиданные райские цветы распустились на нем, делая молитву легко-радостной. Отца Владимира этому ремеслу научил ныне покойный иконописец и позолотчик Виктор Константинович Крутилин, что помогал восстанавливать храм.

село высокое храм архангела михаила. Смотреть фото село высокое храм архангела михаила. Смотреть картинку село высокое храм архангела михаила. Картинка про село высокое храм архангела михаила. Фото село высокое храм архангела михаила

Архимандрит Владимир в своем кабинете.

Храм в селе Высокое

— Храм у нас большой, две тысячи человек вместить может. Храм старый, намоленный, но разрушен был очень сильно, крестов даже не было. Очень много было грязи, много помета голубиного. Когда я приехал, храм стоял закрытый, но службы велись с 1946 года, хотя священники менялись постоянно и не очень, признаться, радели, чтобы восстановить приход. Но потихоньку, с Божьей помощью, начали восстанавливать. Виктор Константинович Крутилин тот же был у нас, — ныне он покойный, Царствие ему Небесное! — множество храмов восстановил. Стали восстанавливать иконостас, позолоту, пришел художник Василий Чепрасов, сделал нам орнаменты, потихоньку ризницу обновили. В настоящее время у нас три придела, на всех трех приделах антиминсы. Центральный придел у нас во имя Архангела Михаила, северный — Иоанна Предтечи и южный, зимний, — Николая Чудотворца.

Такой храм создали наши предки! Они не стыдились быть Православными. Всей своей жизнью доказывали, что вера Православная составляет сущность их жизни. Потому и должны мы, сегодняшние, вернуться к своим истокам, к нашей вере.

— В этом спасение для России, батюшка?

— Россию может спасти только Православие, должно ее спасти! Вечный наш путь от состояния зверя к Богу! Что было с нашим храмом! Что было с сотнями храмов нашей страны!

В Куйбышевской епархии при Владыке Иоанне (Снычеве), когда в 1973 году он рукоположил меня в священники, было всего восемнадцать церквей, а в ульяновской — восемь! Вот когда один какой-то человек совершает плохой поступок, то говорят, что бес попутал. Так сколько же надо было наслать на Россию бесов, чтобы чистейший на земле народ превратил свои святыни в тюрьмы, колонии, психбольницы или совсем их разрушил? Я учился в школе, когда Православие еще крепкое было, но пришли хрущевские гонения. Я комсомольцем никогда не был, но общественником в школе был, стихи приходилось со сцены читать. Меня в вере воспитывали и в любви к русской культуре, русской литературе и музыке. Все у нас в семье и названы были по святцам. Окончил я десятилетку и отслужил в армии, в Петродворце служил полгода и затем в Твери (тогда Калинин).

Когда демобилизовался из армии, то поработал на почте некоторое время, а потом познакомился с Митрополитом Иоанном (Снычевым).

Митрополит Иоанн

— Как произошло ваше знакомство с Митрополитом Иоанном?

— В 1967 году я приехал в Самару. Митрополит Мануил был еще живой, он умер в 1968 году. Но в 1965 году состоялась Епископская хиротония будущего Митрополита Иоанна. И в то время в церковной двадцатке кафедрального Покровского собора был мой дядя, Виктор Наумов. И когда я приехал — я был еще мальчиком, мне было пятнадцать лет, — то говорят, что в Петропавловской церкви будет служить молодой Владыка. Я говорю: а как же Владыка Мануил? Мне отвечают, что Владыка Мануил уже не служит, он старенький и немощный. И вот первая служба Владыки Иоанна была на Петров день в 1967 году. Я тогда впервые увидел Владыку Иоанна, тогда он был Епископ. Разве я мог подумать, что через шесть лет стану священником? И потом, уже после армии, была новая встреча с Митрополитом Иоанном. Он был человеком необыкновенно сильной веры. Столь же глубокой веры был его духовный отец — Митрополит Мануил (Лемешевский), только он был дворянин, а Владыка Иоанн — из простых…

Он благосклонно принял меня, очень хорошо. И в 1973 году с будущим нашим Митрополитом Самарским и Сызранским Сергием мы поступали в Московскую Духовную семинарию. Время было тяжелое — осмеяние веры, гонения очень сильные. Церквей было тогда мало. А мы приехали в семинарию поступать! Будущий Владыка Сергий приехал из Рязани, я — из Ульяновска. Будущий наш Владыка Сергий сразу поступил и стал учиться. А у меня сложилось иначе. Уже осенью того же года, на Покров Божией Матери, Владыка Иоанн рукоположил меня во священники — не стал ждать, пока я семинарию закончу. Я диаконом был всего один вечер, 13 октября стал диаконом, а уже на следующий день — священником. Мне был двадцать один год.

село высокое храм архангела михаила. Смотреть фото село высокое храм архангела михаила. Смотреть картинку село высокое храм архангела михаила. Картинка про село высокое храм архангела михаила. Фото село высокое храм архангела михаила

Михаило-Архангельский храм в селе Высокое.

— То есть вас без духовного образования рукоположили?

— Да. И 16 октября у меня на руках был указ — в село Высокое Пестравского района Куйбышевской области. Так что я здесь уже больше сорока лет. Я рано стал священником и рано стал монахом. Постригая меня, Владыка Иоанн оставил мое имя — Владимир. Сказал: «Сам я Ваня всю жизнь, и в миру был, и в монашестве, и ты Владимиром останешься. Мы с тобой родились, наверное, монахами!» И я так рад, что мне осталось мое имя!

Вот я сейчас Архимандрит. А давно-о-о такой случай был — приехал я в Оренбург к схиархимандриту Серафиму (Томину), тогда еще игумену, и он меня встречает так радостно и говорит: «Володя, я тебе мантию приготовил, вот!» А мантия-то архимандричья. «Ой, да как же, какой же я архимандрит! Ну неужели я архимандритом буду?!» — «Будешь, будешь, надевай. Походи по избе». Ну, надел. Хвост-то какой длинный, полы у мантии какие! А батюшка Серафим мне раз! — ногой и наступил на этот хвост. «Батюшка, а это еще зачем?» — «А вот затем, чтоб когда архимандритом стал, не гордился!» На всю жизнь запомнил!

А сейчас сам в монахи постригаю. Вот и Владыка Софроний, Епископ Кинельский и Безенчукский, мой постриженик, я его постригал здесь, в высокинском храме. Двадцать лет назад это было, и ему двадцать лет всего было тогда. Я сейчас духовник Кинельской епархии и в церковном суде Кинельской епархии, вот как ответственно. А меня постригал Владыка Иоанн. Я написал ему. нет, не акафист, он же не канонизирован, а «словесный венок от благодарных духовных чад святителю нашему», так я это назвал. В этом славословии я так к нему обращаюсь: «Ты бо исповедниче и печальниче Земли Российския и молитвенниче Отечества нашего. Како в древнюю годину искушений и соблазнов Всемилостивый Господь воздвигал смиренных защитников Русския Земли, тако и ныне, како во времена древняя, воздвиг тя Господь защитника и поборника за Правду Божию».

— Владыка Иоанн к вам сюда часто приезжал?

— Да, он часто бывал у нас в Высоком, любил ловить рыбу. Любил ловить в Иргизе раков. Приезжал запросто, с ночевкой. Мы ему поставили памятный знак около нашего храма, Орел — Символ Евангелиста Иоанна, у Владыки день Ангела был 9 октября, на Иоанна Богослова. Спал Владыка вот здесь, за стенкой, на моей кровати железной.

«Грех извратил природу человеческую. »

— Да, духовенства было мало в те времена. Отец Николай Фомичев был духовником кафедрального Покровского собора, отец Димитрий — настоятель собора, протодиакон Анатолий. Хорошие были священнослужители, все они уже отошли в мир иной. Отец Стефан Акашев был очень хороший батюшка, я хоронил его. два раза! Он умер 11 мая в 1975 году в селе Заплавном Борского района. А потом в 1992 году сатанисты украли из могилы его череп.

— Надо же такое совершить. Батюшка, а не больше ли зла стало в мире?

— Да нет, наверное, не больше. А вот невежества больше стало. До революции грамотных было меньше, а сейчас народ грамотный вроде бы, но невежества больше. Вот у великого Пушкина была Арина Родионовна, и всему русскому народу сейчас такой Арины Родионовны не хватает. Мы не знаем обрядов, мы не знаем традиций.

— Да просто сказок русских не знаем! Что сейчас читают дети? Сплошную гаррипоттерщину!

— Да. Вот писатель Валентин Распутин скончался. Он был настоящим Православным человеком, мы потеряли такого защитника Православной культуры! У него есть хорошие слова: «Уберите из мировой цивилизации русскую музыку — мир оглохнет, русскую литературу — мир онемеет, русскую живопись — мир ослепнет!»

— «Плохие люди — это те, у кого не получилось стать хорошими», — прочитала как-то в книге. Так ли это, батюшка?

То ли зависть людская, то ли чувственность наша, непонятная нам самим, но что-то темное захламляет наш разум, и человек попадает не в то русло и делает непреподобное, даже сам себе. Господи, кто извратил так естество человеческое, которое так совершенно было создано? Создано по образу и по подобию Божию! С точки зрения нашей веры, с точки зрения святоотеческой литературы — грех и только грех может развратить человека. Как известный поэтический диалог Митрополита Филарета и Александра Сергеевича Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана. » — И ответ Митрополита: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана. » Помните? Его стихи, Пушкина, все его творчество было вначале пронизано вольнодумством, которое шло из Франции и привело к попытке декабрьского переворота 1825 года. Но ведь в зрелые годы Пушкин одумался! И в 1836 году пишет «Отцы пустынники и жены непорочны. », стихотворение по той самой молитве Ефрема Сирина, с которой и преклоняем мы колена сейчас, во время Великого поста. И его кончина была христианской, он ушел примиренным с Господом.

село высокое храм архангела михаила. Смотреть фото село высокое храм архангела михаила. Смотреть картинку село высокое храм архангела михаила. Картинка про село высокое храм архангела михаила. Фото село высокое храм архангела михаила

Памятный знак Митрополиту Иоанну у храма в селе Высокое.

— Батюшка, знаю, что вы никуда не выезжаете, даже и в паломничества не стремитесь, и говорите, что здесь, в Высоком, для вас и Иерусалим, и Дивеево. А нам что посоветуете? Нам тоже лучше сидеть на месте и спасаться, где Господь определил?

— Если поездки для ротозейства просто, для праздного любопытства, то такие поездки не нужны. Когда посещаешь храм Божий, то надо чтобы обязательно так было, как будто из чистого родника воды напился, а если ты пришел поглазеть в церковь, то тогда и в церкви-то делать нечего. Ко мне приезжает много людей. Почти все берут благословения: «Батюшка, благословите!» — «Куда вас?» — «На Афон!» А я им так и говорю: «Афонями только оттуда не приезжайте». Афон — великая святыня! Но нам важнее российское свое начало не потерять, знать свою историю, культуру, литературу, тогда поездки обязательно принесут пользу. Тогда и на Афон можно ехать по благодати. А если с пустой душой куда-то едешь, то и привезешь с собой лишь пустоту. Надо, чтобы от этих поездок была польза для души и для спасения. А для этого надо и дома хорошо помолиться.

«Есть еще время для покаяния!»

— Батюшка, расскажите об источнике рядом с храмом.

— Воздвиженский источник, освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Копали мы колодец в советское время, власть нам препоны ставила, запрещала. Помню, приехали из райкома, чуть было нашими же лопатами нас не зарубили. А копал прихожанин один, фронтовик, так он тоже лопату взял и пошел на них! Испугались, уехали. Освятили мы источник, стали молебны служить, люди стали воду домой набирать. И замечают, что исцеления пошли, особенно у тех, кто тягой к винопитию страдал. Так что вода наша целебная.

— Вашим прихожанином в последние годы жизни был поэт Владимир Осипов. Помните вы его?

— Конечно! У него стихи прекрасные, и фильмы, и повести. У него есть рассказ «Блаженная Елена», о нашей подвижнице, она умерла в прошлом году. Он писал и о высокинском храме: «Этот храм виден издалека. И не только потому, что вокруг степь, как ладонь, но и потому, что он величественен и по размеру едва ли уступит Покровскому кафедральному собору в Самаре».

— Батюшка, как вы считаете, у нас еще много времени впереди? Для покаяния есть время?

— Мне кажется, есть для покаяния время. И сегодняшние беды минуют Россию! Россия должна выстоять! Ее спасти должно Православие. Мы должны обязательно вернуться к своим историческим корням. Весь XIX век — золотой век русской культуры, русской литературы, русской живописи, русской музыки, в настоящее время мы его не ценим, но мы этот родник, о котором забыли на время, обязательно раскопаем и к нему приобщаться будем. И чистой водички обязательно попьем! Если уж монгольское иго пережили, триста лет, — и те испытания, которые сейчас у нас, тоже переживем. Ну, пусть тоже немало лет для этого понадобится, но переживем. Нужно смотреть вперед, в будущее, и всегда нужно думать не отрицательно, а положительно. Благоразумие должно спасти Россию. Благоразумие должно спасти мир.

В настоящий исторический момент человечество стоит на перепутье. Оно должно окончательно определиться в ту или другую сторону. Что же победит в нем — антикультурный зоологизм или то «сердце милующее», которое горит любовью ко всей твари, по слову святого Исаака Сирина? Чем надлежит быть Вселенной — зверинцем или храмом? Кто готов ответить на этот вопрос? Чудом Божиим уцелевшая наша Церковь хранит доныне истинную духовность. И этой духовностью, я верю, спасется мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *