село выбуты псковской области храм пророка
Выбуты: родина святой княгини Ольги
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Паломнические маршруты на Псковскую землю нередко ограничиваются Псковом, Печорами, Изборском или Пушкинскими горами. Но здесь есть и другие замечательные места, которые стоит посетить тем, кто интересуется историей страны и Церкви. Сегодня наша «Дорога к храму» ведет в Выбуты.
Выбуты — погост в 15 км от Пскова. Родина равноапостольной княгини Ольги, святой Православной Церкви.
Святая равноапостольная княгиня Ольга
По преданию, святая Ольга именно в Выбутах познакомилась со своим будущим мужем — князем Игорем. Охотившийся неподалеку князь попросил девушку перевезти его на другой берег реки Великой и был поражен ее красотой. Вернувшись в Киев, Игорь отправил посольство за Ольгой и женился на ней.
Церковь называет святую Ольгу равноапостольной — то есть «равной апостолам». Это особый лик святости для тех людей, которые способствовали распространению христианства. Во время дипломатической поездки в Константинополь Ольга приняла крещение с именем Елена. После этого в Киеве начали строиться первые храмы и возникла христианская община.
Кстати, именно святая Ольга упорядочила налоги и создала систему погостов — особых «опорных пунктов» центральной власти по всей стране. Это была основа экономики Руси. Имя святой Ольги особо значимо для псковичей, которые считают ее небесной покровительницей Пскова и всей Псковской земли.
Церковь пророка Илии у Брода в Выбутах
Современную постройку датируют XV веком, но, скорее всего, на этом месте раньше стояла деревянная церковь.
Храм Илии Пророка в Выбутах — одноглавый, четырехстолпный, одноапсидный, с 8-скатной кровлей, — классика псковской и новгородской храмовой архитектуры.
Двухпролетная звонница
Такая колокольня — характерная черта псковского и новгородского зодчества.
Икона Илии Пророка
Храмовая икона конца XIII века — свидетельство того, что на месте нынешнего раньше стоял более древний храм. Икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Это древнейшая из известных русских житийных икон.
Ольгин камень
Один из огромных камней времен ледникового периода недалеко от ильинского храма. По преданию, на нем сохранился отпечаток стопы княгини Ольги. Подобные камни — не редкость в этих краях. В 1930-е храм Илии Пророка в Выбутах закрыли, церковь святой Ольги (1914) разрушили. А камень-следовик взорвали. Сейчас на его месте установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный крестом.
Кладбище
Захоронения XX века соседствуют здесь с крестами времен постройки храма.
Река Великая
Чуть ниже по течению остров разделяет реку на два рукава. Правый, более глубокий, называется «Ольгины ворота», а левый, мелкий и каменистый, — «Ольгины слуды». По преданию, именно на этом месте была переправа Ольги.
Фото: Роман Дмитриев и Андрей Кокшаров
Рисунки: Галина Воронецкая
Церковь Ильи Пророка в Выбутах (Раздолье)
Церковь Ильи Пророка в Выбутах построена не позже XIII века; по преданию Выбуты считаются родиной святой равноапостольной княгини Ольги. Престольный праздник: 2 августа, день памяти Ильи Пророка.
Содержание
История [ править ]
Село Выбуты — родина святой равноапостольной великой княгини Ольги. В окрестностях этого села из поколения в поколение местные жители показывали те или иные места и называли их Ольгин камень, Ольгины ворота, Ольгин дворец, Ольгина церковь, Ольгины слуды. Источник на берегу реки Великой до наших дней носит название Ольгин ключ, вода в нем считается целебной. Недалеко отсюда, на берегу реки Черёхи, село Буденик (современное название Будник), предполагаемая родина святого крестителя Руси князя Владимира.
Ильинская церковь каменная, построена из плиты в XV веке. Двухпролетная звонница построена в XVI-XVIIвеках. Предположительно, здесь стоял более древний храм, т.к. в Третьяковской галерее в Москве имеется икона Святого пророка Ильи из церкви в Выбутах, датированная XIIIвеком. Церковь стоит на берегу реки Великой. Колокольня каменная, в связи с притвором церкви. На ней четыре колокола: первый весом 17 п. с надписью: «1836 года старанием священника Иродиона Кудрявцева»; второй весом 11 п. 9 ф. с надписью «Старосты Илии Анисимова»; третий — 1 п. 20 ф.; четвертый без обозначения веса. В 1875 году маловместительный холодный придел Святого Николая на средства прихожан перестроен в теплый, при этом увеличен вдвое. Увеличен также и притвор. В 1898 году для укрепления алтаря церкви по совету архитектора г. Пскова Нестурха сделаны два каменных упора и подобран бут. 11 июля 1878 года на обедне в храме присутствовали сыновья Императора Александра Великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович и их двоюродные братья, Великие князья Константин Константинович (будущий поэт К.Р.) и Дмитрий Константинович. После окончания церковной службы они вместе с народом крестным ходом проследовали к Ольгину камню. Выслушав здесь краткое молебствие, они вернулись в погост, завтракали у местного священника, затем на крестьянских телегах отправились к месту переправы через реку Великую. Переправившись на другой берег, великие князья, несмотря на начавшийся дождь, занимались раскопками древних курганов. Работы прекратились только из-за надвигавшейся темноты. В Псков они вернулись поздно вечером.
Престолов в церкви два: главный — во имя святого пророка Божия Илии, придельный — во имя святителя и чудотворца Николая. Близ церкви находится кладбище.
В 1888 году Псковским археологическим обществом вблизи погоста, на месте, называемом Ольгин камень, сооружена каменная часовня в память 1000-летия Святой княгини Ольги 11 июля 1883 года и 900-летия Крещения Руси Святым князем Владимиром 15 июля 1888 года. В часовне установлена икона святой Ольги и святого Владимира. Вторая каменная часовня сооружена в селении Выдор во имя Святой Преподобномученицы Анастасии, память которой празднуют 29 октября. В селении Покрутище — деревянная часовня Святителя Николая, две часовни в селении Снигирево: во имя Святой Преподобномученицы Анастасии и Святого Иоанна Крестителя. Деревянная часовня в селении Пятиново освящена в честь святой мученицы Параскевы, пятая часовня — в селении Барановка, в честь Святого Великомученика Димитрия; шестая часовня — в селении Решетово — во имя Покрова Божией Матери и седьмая часовня — в селении Неклочь — во имя Святого Архистратига Михаила.
В 1910 году в приходе было 3643 прихожанина.
Церковь была закрыта в советское время. Финансовый отдел Псковского окрисполкома 15 декабря 1927 года направил в окружной отдел народного образования (ОКРОНО) письмо с грифом «Не подлежит оглашению», в котором сообщал о намерении «реализовать Госпромцветмету 14 штук разного размера колоколов с закрытой Выбутской церкви». В ответ ОКРОНО сообщил, что «продажа колоколов немузейного значения может быть произведена лишь Главнаукой».
В годы Великой Отечественной войны церковь была повреждена. В 1955-1957 годах реставрирована по проекту В.П. Смирнова.
Современное состояние [ править ]
В 1999 году в церкви начались богослужения. В настоящее время в церкви совершаются богослужения в субботу, воскресенье, а также в дни больших церковных праздников. Ольгинская часовня разрушена. В 1993 году перед Ильинским храмом установлен памятный знак, посвященный святой Ольге. Селение Выбуты не сохранилось, вокруг дачи жителей города Пскова. По благословению архиепископа, ныне митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, настоятелем церкви с мая 1999 года является настоятель церкви святого Александра Невского в городе Пскове протоиерей Олег Тэор. В восстановлении церкви самое деятельное участие приняли воины Псковского гарнизона, курсанты школы милиции.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Родина святой княгини Ольги: взорванный камень, целебный источник и невидимый дворец
Ольга и Игорь: история знакомства
Погост Выбуты в 15 км от Пскова вверх по Великой считается родиной великой княгини. Добраться сюда не так уж сложно: на нужном повороте есть пусть единственный, но указатель. По утрам ходит рейсовый автобус, навигатор и яндекс-карты, пусть не с первой попытки, находят это местечко.
Чуть ниже погоста Выбуты остров разделяет реку Великую на два рукава. Правый рукав реки, более глубокий, носит название «Ольгины ворота», левый (мелкий, с каменистым дном) — «Ольгины слюды» (из-за наслоений известняка на дне реки, слуда — подводный камень). В этом месте, по преданию, и произошла встреча юной Ольги с князем Игорем.
Житие повествует, что однажды князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь заметил на другой стороне реки место, очень удобное для охоты. Ему хотелось переправиться туда, но не было лодки. Вскоре он увидел на реке юношу в лодке и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они ехали, Игорь, взглянув на гребца, увидел, что это не юноша, а молодая красивая девушка в мужской одежде. Красота девицы возбудила в князе нечистые желания.
«Прошу тебя, князь, послушай меня и оставь свои дурные мысли, которых следует стыдиться», — отвечала Игорю девица на его постыдные предложения. «Вспомни, что ты князь и тебе, правителю и судье народа, следует быть примером добрых дел. Как ты, делая сам зло, можешь запретить другим делать зло и справедливо судить в своем княжестве? Оставь же свое постыдное намерение, за которое тебя, хотя ты и князь, осудят и возненавидят все честные люди. Знай и то, что хотя я здесь одна и бессильна в сравнении с тобой, но ты меня не одолеешь и не достигнешь того, чего желаешь. Моею защитою будет глубина этой реки: я не допущу обесчестить себя».
Такой ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во все время остального пути от стыда не смел говорить с Ольгой. Потом, когда князь собрался жениться, к нему приводили множество девушек, но он помнил ту, которую встретил на реке, и послал сватов к ней.
Выбуты: брод и разрушенные мосты
Под Выбутами веками находилось очень важное для Пскова место — брод. Смотришь с берега — кажется, что вот он, его видно. Только, кроме мелководной переправы, есть тут и пороги. Не зная брода, соваться в воду мы не стали, хотя рассказывают, будто местные жители пользуются им до сих пор, а нам было как раз нужно на другую сторону.
В старые времена во время военной опасности псковичи посылали сюда заставы. Например, тут в 1407 году псковичи встретили немцев, поставив для заграждения («затвора») бродов переносные ограды из жердей. Такие ограды в старину назывались «вор», «ворон», или «воры» («а броды всибяху затворены ворами»). Здесь же, по преданию, князь Игорь впервые увидел свою будущую жену Ольгу.
Гораздо легче, чем брод, найти тут разрушенные мосты. Выше и ниже по течению стоят могучие остовы опор, когда-то по этим мостам могли ездить весьма габаритные фуры. Может быть, даже танки. Въезд на один из таких мостов кончается огромной воронкой: явно разрушился он не от запущенности, а от снаряда или мины. Местные рассказывают, что ближайший к погосту Выбуты мост— немецкий, взорванный советскими войсками.
Выбуты: храм
Основная достопримечательность Выбут сегодня — храм пророка Илии. Он виден издалека на подъезде к деревне (кстати, до поворота на Выбуты ходят аж три автобуса из Пскова:«Псков –Покрутище», №107 «Псков – Палкино» и №137 «Псков – Филатова Гора»).
Церковь в Выбутах классическая «псковская» — одноглавая, с щелевидными окнами-бойницами. Только на боковых стенах вверху оставлены большие окна. Дата строительства Ильинской церкви неизвестна, и только по архитектуре ее относят к XV веку (табличка на храме говорит о XV веке без всяких сомнений). Однако в Третьяковской галерее есть образ пророка Илии из церкви в Выбутах, датированный XIII веком, а значит, церковь (например, деревянная предшественница нынешней) здесь стояла и раньше.
Сейчас в храме идет реставрация, внутрь не то что не пускают — не войти, да и пыльно. В проем видно только, что белые стены храма испещрены «дырочками» — отверстиями голосников, улучшающих в храме акустику. Паломники пишут записки и ставят свечи рядышком в небольшом деревянном Никольском храме. Иконы здесь довольно своеобразные, стилистически не очень подходящие ни к древности белокаменного храма, ни к деревенской простоте деревянного. Зато запоминаются. Смотритель храмов по имени Владимир объясняет, как заказать требы, и обсуждает с паломниками пророчества старцев о грядущих бедствиях.
Всем разрешают подниматься на двухпролетную звонницу — она стоит обособленно и отодвинута от реки, чтобы не заслонять храм. Можно даже позвонить в колокола, но мы не решились: все же не Пасха.
Когда поднимаешься на звонницу, прямо перед глазами оказываются новодельные мозаики с образами пророка Илии, святой княгини Ольги и ее внука, равноапостольного князя Владимира, на стенах Ильинского храма.
У храма — кладбище (хотя исторически слово «погост» означает место сбора дани для князя). Вдоль оградки лежат древние каменные кресты. Дальше — небольшой археологический раскоп. Кстати, об археологах. Сотрудники Псковского археологического центра копают в Выбутах ежегодно уже 25 лет. Найдены остатки древнего неукрепленного поселения и курганного могильника X – начала XI века, расчищены остатки жилищ и хозяйственных построек. Среди находок оказались орудия труда, ремесленные изделия, предметы рыболовного и охотничьего промысла, гребни, перстни, украшения, а также многочисленные осколки древней глиняной посуды. Считается, что поселение в Выбутах существовало с IX–X до XVIII века. Здесь жили балтские племена, а затем их сменили славяне.
Ольгин камень
Всего лишь с третьей или четвертой попытки мы опытным путем выяснили, что дорожки, уходящие чуть левее деревни, виднеющейся за алтарем храма Илии Пророка, в принципе к остаткам камня и ведут. Путь автомобилю преградила непонятного назначения борозда, проделанная трактором поперек дорожки, и чуть меньше километра мы прошли пешком между низкорослых сосенок. На высокой сосне непосредственно у монумента кто-то повесил игрушечных ангелочков — так высоко, словно они сами туда залетели, и так по-детски наивно, словно украшал новогоднюю елку.
Если пройти от Выбут 4,5 км вверх по Великой, то можно попасть в село Покровское. По преданию, это село было вотчиной Ольги. Тут когда-то был основанный ею монастырь, но в одно из нападений разорили литовцы, затем развалины монастыря были смыты рекой.
Ольгин колодец
Во времена, когда переправа вброд считалась делом обычным, а сама будущая княгиня Ольга ездила по реке на лодке и могла послужить перевозчиком охотившемуся князю, могло быть и правда не важно, по ту сторону реки живет человек или по эту. Есть версия, что святая Ольга родилась не в Выбутах, хотя об этом и говорят все мемориальные таблички, а на правом берегу реки Великой, в нынешней деревне Вольженец (или Ольженец).
Берег вдоль деревни назывался Ольгинским. На этом берегу, под крутым речным обрывом вытекает из скалы Ольгин ключ, вода которого, по преданию, помогает при глазных болезнях. Согласно легендам, Ольга, «будучи еще крестьянской девицей, ходила за водой и умывала в нем каждое утро «свое светлое личико».
С той поры источник приобрел свойство исцелять верующих, умывших в нем лицо и глаза. До середины XIX века сюда был большой наплыв паломников со всей России.
Здесь же в районе Волженца раньше показывали также места Ольгиных садов и Ольгиных погребов, но где точно — предание не сохранило. Есть версия, что юная Ольга воспитывалась у богатой тетки ниже по реке в деревне Пристань. В Вольженце неподалеку от источника есть место, где установлена божница с иконами, но что она отмечает, непонятно. Живущая рядом старушка оказалась настолько древней, что никак не могла разобрать наши вопросы.
Говорят, что если пройти от берега (от колодца) 200 метров перпендикулярно по дороге, а потом еще чуть-чуть вправо, можно найти невидимый Ольгин дворец. Кто-то даже проводит на этом месте ночь с 23 на 24 июля, чтобы увидеть эти постройки воочию, но большинство людей любовь к княгине Ольге все-таки приведет вечером и утром в храм. Если на том месте и были видны следы фундамента, сейчас окончательно заросли травой. Там не пашут и не строят, поскольку, по рассказам местных жителей, все бытовое, что строилось на этом месте, вскоре сгорало: это Ольгина земля.
Найти Вольженец
Яндекс-карты не знают и навигаторы не ведают, как ехать в Вольженец. Понятно только, что если не рискуешь пересекать реку вброд, придется вернуться в Псков и начать поиски с его окраины.
Рейсовый автобус в Вольженец не ходит, указателей на повороте с дороги Псков-Остров тоже нет. Мы несколько раз проскакивали нужную развилку, а уже за пару километров от нее никто из местных жителей и не подозревал о существовании деревни Вольженец. Лишь безуспешно облазив лесные тропы, доступные скорее трактору, чем автомобилю, мы поняли, что всего лишь неправильно оценили масштаб карты. Сворачивать к реке нужно буквально через пять минут после выезда с трассы, а не через 10-15, причем не на тропы или асфальт, а на широкую грунтовку. По ней в Вольженец может проехать не только трактор, но и большой автобус. Но, видимо, деревню со святым источником святая Ольга показывает только тем, кому хочет, или в награду за упорство: мы ведь не зря искали Вольженец два дня.
В Выбутах у княгини Ольги
Псковский таксист Вадим расспрашивает своих коллег, как нас везти в Выбуты. В сущности, это рядом, не так уж и далеко от автобусного круга, который на улице маршала Рокоссовского, между прочим уроженца Псковщины – Великих Лук. Путеводитель объясняет: Выбуты находятся на левом берегу реки Великой в полутора десятках километров от Пскова вверх по течению. Но, видать, туда редко кто ездит.
Объяснения просты. Однако с наскока почему-то не получается, петляем по маловразумительной грунтовке, упираемся в лес, затем находим крайнюю избушку какого-то поселка. Пожилой хозяин, рубящий дрова, разводит руками: ну чего тебя сюда принесло, когда надо было прямо!
Начало хорошее, кроме шуток: сбои всегда предвещают удачу. И пользительны для легкого волнения.
Для тех же, кто отправится «после нас», сообщаем: из Пскова ехать по трассе нужно через Кислово в сторону Палкино. После деревни Раздолье – поворот налево с указателем «Выбуты», оставшиеся два километра – плотная грунтовая дорога.
Выбираемся куда надо, а тут и ехать уже всего ничего. У-у-у, какая красота-а-а-а! Поля, усеянные лиловым иван-чаем и дивными фиолетовыми люпинами – чуть ли не до горизонта.
Ширь, поля, река… Лучше – не бывает. Среди дерев пробивается по курсу темный куполок да белая стеночка.
И вот над дорогой среди дерев пробивается по курсу темный куполок да белая стеночка – прямо на берегу. Он, Ильинский храм в Выбутах.
– Останови, – говорю, – погляжу минутку отсюда.
С такого расстояния – глядеть отрадно. Да и отовсюду. Ширь, поля, река, кучевые облачка, деревья здесь, лес на той стороне. Лучше – не бывает.
Нельзя ж вот так, сразу «вкатываться». На быстрых колесах-то. Нужно предвосхищение, собранность и несуетная строгость момента.
Отчего-то всегда зналось, что рано или поздно попаду сюда. И вот – здесь.
Что за место такое особенное? Подарило нам святую равноапостольную княгиню Ольгу, ревнительницу византийского Православия, бабку Владимира Крестителя. Символично их изобразил Вячеслав Клыков на псковском памятнике: маленький внук, княжич, словно покоится внутри высокой Ольги. Скульптор использовал тот же стилистический ход, что и в памятном знаке преподобному Сергию Радонежскому, который он изваял для подмосковного Радонежа. Но если там монах-холм, монах-ракета стоит, как бы укрыв в себе свой исток – нестеровского отрока Варфоломея, который вырастет потом в столп Земли Русской, то псковская Ольга укрывает собой свое продолжение – в том числе и в первую очередь – духовное: внука Владимира Красное Солнышко. Белый цоколь памятника основоположнице русского христианства окружают очень красивые барельефы псковских святых, выполненные в стилистике древнерусской резьбы, каковой Клыков воспользовался и в украшении стен Звонницы на Прохоровском поле.
Что за сила такая в Православии, коль его столь ненавидят сегодня всякие американские бжезинские, слюной ненависти исходят, «великие шахматные доски» изобретают! Но у нас на их лукавые «великие шахматы» – имеется река Великая. И великая вера предков. Завещанная через великого Киевского равноапостольного князя Владимира великой Киевской равноапостольной княгиней Ольгой.
Трудно объяснить и самому себе, отчего так тянуло сюда, в место, где родилась и бегала к реке девочка, а потом девушка, которая знать не знала о грядущей участи и собственной грандиозной роли в судьбе огромной Руси. Всё было уже предначертано, но ничто еще не проявлено.
Предание сообщает, что именно деревенька Выбуты подарила «дивную в девицах» «начальницу веры» и «корень Православия», принявшую христианство около 957 года, за три десятилетия до крещения Руси ее внуком. Иоакимовская летопись уточняет: Ольга (Хельга, Вольга) в переводе с варяжского означало «святая».
Уверяют, что в этих местах однажды охотился князь Игорь и, чтобы переправиться через Великую, окликнул с берега правившего лодкой юношу. Уже на середине реки князь понял, что это девушка, и «красота девицы возбудила в князе нечистые желания». У девушки обнаружился сильный северный характер, ей удалось вразумить и устыдить князя, апеллируя и к высокому званию, и к людскому мнению, и, наконец, пригрозив, что ее «защитою будет глубина этой реки».
Автор «Степенной книги» потом заметит: «Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». А преподобный Нестор Летописец напишет так: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа».
По преданию, Ольга воспитывалась у богатой тетки в деревне Пристань, ниже по реке.
Все окрестности с тех пор привязаны к памяти о великой княгине, о Православии, которое она принесет на Русь.
Если пройти от Выбут 4,5 км вверх по Великой, то дойдешь до села Покровское. Считают, что оно являлось отчиной Ольги и тут когда-то был основанный ею монастырь, который был разорен литовцами, а развалины смыло рекой.
На противоположном от Выбут берегу Великой расположена деревня Ерусалимка, а чуть выше по течению, в полутора километрах от деревни Горы, находится деревня Ольгенец. Долгое время, рассказывают, здесь были видны развалины большой каменной постройки – вроде бы, Ольгина дворца, а возможно, и церкви. Крестьяне считали место святым и не распахивали его, хотя развалины находились посреди поля. У людей было даже намерение на этом месте устроить часовню в честь святой. В Ольгенце до сих пор пользуются колодцем, выдолбленным в крутой береговой известняковой скале. Он заполняется прозрачной холодной водой из Ольгина ключа: здесь, по преданию, брала воду княгиня. В 1998 году около фундамента и у колодца прихожанами псковского храма святого Александра Невского и военнослужащими Псковской десантной дивизии установлены киоты с иконами святой княгини Ольги.
В погост Выбуты была пожертвована икона «Святая Ольга», написанная девятилетним болгарским иконописцем Георгием. Иконы с образами княгини Ольги и Владимира Крестителя, а также большое постовое Евангелие передал архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
В 903 году Ольга стала супругой Игоря, великого князя Киевского. После его убийства в 945 году восставшими древлянами вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. И вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный. Ей было наречено в крещении имя Елена в честь святой равноапостольной царицы Елены, матери святого Константина, обретшей Крест Господень.
По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы.
Материнские усилия княгини имели драматический и даже трагический результат: ее сын Святослав, вполне успешный воин, оставался язычником, по его распоряжению был убит племянник Ольги Глеб. Ольга горько пеняла сыну: «Сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти – вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото ко святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню». Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить всё завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры.
Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Как святая равноапостольная – великая княгиня Ольга была канонизирована Русской Церковью на Соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси, сложившееся еще в домонгольскую эпоху. Ее нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве.
Древнерусская летопись в записи, сделанной спустя 140 лет по преставлении княгини, исполнена поэтичных слов любви к Ольге: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».
Вадим остается нас ждать, а мы подходим к Ильинскому храму.
9 июня, Свято-Духов день, но кто-то – труждается. Труженик со строительных лесов, сверху, в ответ на поздравления с праздником Святой Троицы и пожелания «Бог в помощь!» словоохотливо рассказывает, что реставрационные работы ведутся по благословению настоятеля псковского храма Александра Невского, к коему Ильинская церковь в Выбутах и приписана. Мне дозволяют протиснуться сквозь леса в приоткрытую дверь храма, где молодой парень шпаклюет белые опорные столбы.
Храм не очень велик, но давно подмечено: внутри пространство такого храма оказывается гораздо большим…
Храм не очень велик. Приземист и уютен, как все псковские церкви. Давно подмечено: внутри пространство такого храма оказывается гораздо большим, чем можно было ожидать, глядя на него снаружи.
Выныриваю в боковой ход. На мгновение замираю, прислонясь спиной к стене, утекая глазами в синеву неба, белизну облаков, в невозможно распахнутую речную долину. Да, раздолье. Пространства и сердца. И духа?
При Ольге этого храма, понятно, не было. Православия на Руси еще не было, вот в чем дело. Как сказал бы поэт, место зияло отсутствием. Теперь оно заполнено важным: церковью Илии Пророка. Каменной, двухпрестольной, одноглавой. Уверяют все-таки, что церковь эта возведена не позже XIII века. Ныне храм реконструирован в формах XV века. Рядом, по псковской традиции, стоит двухпролетная звонница, выстроенная на протяжении XVI–XVII веков. В писцовых книгах того периода местность называлась Выбутскими губами Завелицкой и Прудской засад Псковского уезда.
«Засады», понимаете ли. На страницах псковских летописей Выбуты появляются в связи с походом новгородцев на Псков в 1393 году и их поражением здесь. Выбуты были для Пскова стратегически важным пунктом. Через выбутские пороги – а здесь с тех времен и поныне мелководье – проходила одна из дорог, позволявших подойти к городу. В случае военной опасности с запада псковское войско всегда стремилось «затворить» броды, как это случилось в 1407 и 1480 годах. В 1503 же году, как сообщает летопись, стычка у бродов не предотвратила прорыва ливонского войска к стенам Окольного города.
В безбожное время Ильинскую церковь закрыли. В годы Великой Отечественной войны храм был сильно поврежден. В 1955–1957 годах проводилась реставрация по проекту архитектора В.П. Смирнова.
Воины-десантники Псковской дивизии построили в Выбутах храм святителя Николая Чудотворца.
В 1999 году Ильинский храм возвратился Церкви. Именно с этого времени по благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия настоятель храма святого Александра Невского митрофорный протоиерей Олег Теор является одновременно и настоятелем храма Илии Пророка в Выбутах. И поскольку Александро-Невский храм окормляет воинов-десантников Псковской дивизии, они построили в Выбутах своими руками рядом с кладбищем деревянный храм святителя Николая Чудотворца и оказывают помощь в восстановлении древнего храма Илии Пророка. Никола тоже неслучаен: тут прежде существовал Николин придел, до наших дней не сохранившийся. В былые времена рядом с Ильинским храмом был и двухэтажный Ольгинский храм, от которого остались лишь заросшие руины. А в километре к северо-востоку от храма Илии Пророка был и «Ольгин камень», взорванный в ХХ веке. Сегодня можно увидеть лишь основание этого камня, некогда огромного. Что тут скажешь: построенная рядом с камнем в 1888 году кирпичная Ольгинская часовня местными жителями была разобрана. «Мы рушим на века, и лишь на годы строим», – сказал про нас южнорусский поэт.
До 1917 года место назвалось так: погост Выбуты Псковского уезда Псковской губернии.
Маленький погост возле храма утопает в зелени деревьев, есть новые захоронения. Покойтесь с миром, братия и сестры. Лучшего места для упокоения не придумаешь. Вспоминаю Семена Гейченко и Савву Ямщикова, на могиле которых мы были накануне, в день Троицы, – в селе Тригорском, на небольшом погосте горы Воронич, у стен Георгиевского деревянного храма. Тоже ведь дивное место избрали себе эти русские люди: меж огромных дерев, над живописной долиной Сороти.
Спускаюсь по каменным ступенькам к реке, вхожу по щиколотки в Великую, омываю лицо. Должно быть, тут и проходят обряды Святого Крещения.
К берегу мчится огромная серая немецкая овчарка, а за ней появляется из-за храма бородач. Он кричит, улыбаясь:
– Не бойтесь! Не тронет!
И строго окликает пса:
Мухтар – большеголовый симпатяга, общительный и радушный. Однако спустя десяток минут беседы ревнует хозяина к нам, даже делает вид, что обижается. Но сам тоже общается с нечастыми гостями с удовольствием.
Бородач называется Владимиром, предлагает задержаться, попить чайку, «а вообще – приехать бы вам сюда 23 июля; к самому Ольгину дню всегда народу сто-о-олько съезжается – и из Питера, из Москвы, отовсюду. »
– Как там, на Украине? – спрашивает, с тревогой вглядываясь в лицо.
Владимир – уроженец Западной Украины, но сюда Бог привел его десяток лет назад, так человек и остался здесь, присматривать по благословению за Ильинским храмом и погостом да за Николиной церковью. В нее он нас и заводит. Прикладываемся к образу святого Николы и Богородичной плащанице – о которых у Владимира находится для нас особое слово. Он дает нам с собой иконки равноапостольной княгини Ольги, обнимает и крестит на прощание:
– Ну, с Богом, жду 23 июля!
Каменная голова княгини Ольги, словно откинувшись на жердевую ограду, взирает на бревенчатую стенку Никольской церквушки, ко входу в которую прислонился большой деревянный поклонный крест, ждущий своей установки в неведомом для нас месте. Может, княгиня вспоминает, как произошла здесь ее встреча с князем Игорем Рюриковичем? Это чуть ниже Выбут, где Великая разделяется островом на два рукава. Правый рукав, более глубокий, носит название «Ольгины ворота», левый, мелкий, с каменистым дном, – «Ольгины слюды» (из-за наслоений известняка на дне реки, слуда – подводный камень). И хотя достоверность Иоакимовской летописи ставится историками под сомнение, во имя красоты процитируем ее отрадные слова: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга». Не можем мы оставить без внимания ни Прекрасу, ни древний Изборск, ни одну из версий наречения Ольгой выбутской девушки, и пускай себе кто-то считает, что и незнатного рода, «от языка варяжска».
Возвращаясь во Псков, снова проедем по улице имени «десантника № 1» – генерала армии Героя Советского Союза Василия Филипповича Маргелова. Родившийся век назад, это он ввел в Советской Армии форменные голубые береты и тельняшки с полосами цвета неба и морских волн – в воздушно-десантных войсках, коими командовал в 1954–1979 годах. Маргелов – широко почитаем, в том числе и в моем Харькове. В сущности, создатель современных отечественных ВДВ. Для Пскова – это особый человек.
Пока слева видим подъездные железнодорожные пути десантной дивизии. Справа – дивизионный аэродром, полосы препятствий, где обычно тренируются бойцы.
Вслух вспоминаю 6-ю роту 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской (Псковской) дивизии ВДВ, погибшую у высоты 776 на рубеже февраля-марта 2000 года во Вторую Чеченскую войну.
Водитель такси откликается, рассказывает, что на этом поле десантников учат прыгать с парашютом, что у него самого 30 прыжков и он 13 лет прослужил в ВДВ, освоил почти все десантные специальности, в 35 лет вышел в отставку сержантом. Вадиму пришлось повидать всякое, но о страшном русский воин не распространяется.
Он – эстонец, уроженец приграничной с Эстонией псковской деревни. С будущей женой, русской, познакомился на танцах в соседнем селе, что в пяти километрах. В десант пошел, как самокритично признается, «от лени и желания мир посмотреть». Посмотрел: воинский долг пришлось исполнить во многих горячих точках – в Абхазии, Чечне, Сербии, Осетии в 2008-м. «Родители переживали, но разве остановишь!» Вадим растит дочь, получил во Пскове двухкомнатную квартиру. Пять лет назад пенсию ему назначили в 5 тысяч рублей, теперь вот «Путин добавляет», слава Богу; вместе с «боевыми» получается больше 11. Однако приходится таксовать.
– Вот зовут сменным дальнобойщиком в Эстонию, через десять дней по десять, на тысячу евро; может, и попробую.
Я помалкиваю, вспоминая недавнюю историю с «выходным парашютом» в 270 млн. для некоего «менеджера высшего звена». Разные парашюты нынче у русских людей: у воевавших за Родину десантников – одни, у «менеджеров» – другие.
– В нашей десантуре – все православные!
Называет Псков военным городом, западной крепостью России. (Мы помним: Псков – город воинской славы, официально с декабря 2009-го). Эстония – рядом, две сотни километров; Вадим, как эстонец, воспользовался правом получения и паспорта Евросоюза, позволяющего ему с семьей путешествовать по Европе без виз.
– Ну, поездили немного, поглядели, пива попили. Хорошо, красиво. А дома ж, в России, – лучше!
Столкнувшись по долгу службы в Сербии с американцами, в составе миротворческого контингента, Вадим стал относиться к их умственным способностям, мягко говоря, весьма критично.
– Если их водителю во время боевых действий пробьют колесо, он будет ждать технической службы, ему запрещено починкой заниматься, он шофер и всё! А наши бойцы, как правило, все – универсалы, умеют и то, и это.
– Это Америка на Украине воду мутит, америкосы против России всегда что-то затевают. Не знают, что ли, что мы всегда побеждаем?! А украинцы… Нет слов. Как же это они стали нерусскими?
Во время учений поднялся ураганный ветер и пошел снег – летом! Непогодой стало парашютистов разносить далеко по окрестностям…
Молчаливый интроверт, Вадим вдруг не на шутку разговаривается. Рассказывает, что в августе 1999 года батюшка совершил здесь, с десантного учебного парашютодрома, крестный ход на самолете, с храмовыми иконами. Во время учений поднялся ураганный ветер и пошел снег – летом! Непогодой стало парашютистов разносить далеко по окрестностям, но по молитвам священства, вышедшего здесь на трибуну, всё закончилось благополучно. Говорят, за несколько дней до тех событий в храме Александра Невского лик Божией Матери проявился на стекле иконы Успения.
– Давайте я вас в наш храм завезу! – вдруг предлагает Вадим.
И вот мы уже заходим в краснокаменную, просторную Александро-Невскую церковь. Удивительно было бы, если бы мы сюда не попали. Улица Мирная, дом 1!
Будь здрав, русский воин Вадим, православный псковитянин, сын эстонских родителей!
Возвращаемся в гостиницу «Ольгинская», на Ольгинскую ж набережную, что у Ольгинского моста, – именно тут, на берегу реки Великой, буквально в нескольких десятках метров отсюда, как мило писали: «неподалеку от родного села Выбуты», и было княгине видение. Увидев в небе на востоке «три пресветлых луча», Ольга сказала спутникам: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте воздвигнется церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». Здесь Ольга поставила крест, а на противоположном берегу основала храм во имя Святой Троицы. Он на века станет главным собором Пскова, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовной преемственности через четыре столетия это поклонение будет передано преподобному Сергию Радонежскому, который положит, вослед святой равноапостольной княгине, начало особого почитания на Руси Пресвятой Троицы.
Перед гостиницей на скамеечке у новой Ольгинской часовни, лицом к древней церкви Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья, сидит женщина и… разговаривает с воробьем. Тот скачет вокруг сидящей – то по лавке, то по асфальту, то сзади по траве, виток за витком. Видимо, внемлет. Так птицы прилетали к святым. Пытаюсь всмотреться в необычную современницу. Благообразная, блондинка, в брюках, лет сорока пяти…
Гляжу на часовню и псковский Кром, сверкающий купольным золотом Троицкого собора. Нам, русским, важны духовные образы и смыслы. Мы помним, что патриарх Феофилакт благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».