Дневник по производственной практике 1 курса « Помощник младшего медицинского персонала (терапия)»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
« ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздравсоцразвития России
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
по производственной практике 1 курса
« Помощник младшего медицинского персонала
Группы____ Курса ________________
Срок практики: с________по_________
1.Цели и задачи практики «Помощник младшего медицинского персонала».
Целями практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки, приобретение умений по уходу за больными, использованию медицинского оборудования и инструментария, опыта самостоятельной профессиональной деятельности в объеме работы младшего медицинского персонала путем непосредственного участия в деятельности стационара, развитие компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере, направленных на восстановление и улучшение здоровья пациентов.
Задачи учебной практики
— закрепление и углубление знаний об основных этапах (содержании) работы, особенностях наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных органов и систем с позиций младшего медицинского персонала;
— формирование способностей по организации труда медицинского персонала в медицинских организациях, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления;
— формирование способностей по организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, профилактика профессиональных заболеваний, контроль соблюдения и обеспечение экологической безопасности.
— изучение структуры стационара и организационно-функциональной системы основных его подразделений;
— воспитание у студентов принципов медицинской деонтологии и этики;
— анализ научной литературы и подготовка рефератов по современным проблемам ухода за хирургическими больными.
Методические рекомендации по проведению практики.
1. Производственная практика в терапевтическом отделении продолжается в течение 10 дней (60 часов). Студенты выполняют работу младшего медицинского персонала (младшая медицинская сестра, сестра-хозяйка)
2. Студенты должны ежедневно вести дневники для учета проводимой работы. Записывается объем работы, проделанной за день, описываются методики проводимых мероприятий и техника медицинских манипуляций. Дневник ежедневно заверяется подписью медсестры, непосредственным руководителем практики.
3. В последний день практики старшая медицинская сестра отделения, пишет в дневник студентов характеристику, где оценивает их работу и практические навыки, приобретенные во время практики.
4. По окончании практики, согласно расписанию, студенты сдают зачет, при котором учитываются характеристики, качество ведения дневника.
Перечень практических навыков, которые необходимо освоить в процессе
прохождения производственной практики.
1.Контроль за санитарно-гигиеническим режимом палаты.
2.Смена постельного белья.
3.Смена нательного белья.
4. Устройство кровати.
5.Проведение санитарной обработки больных (стрижка волос, ногтей, проведение гигиенической ванны).
6.Контроль за санитарным состоянием тумбочек.
7. Уход за волосами, ушами.
8. Закапывание капель в глаза и промывание глаз. Умение заложить глазную мазь за нижнее веко из тюбика и глазной лопаточкой.
9. Уход за кожей. Ежедневный туалет.
10. Обработка полости рта тяжелобольным.
11 Подмывание больных.
12. Подача судна, мочеприемника, их дезинфекция.
13.Профилактика и лечение пролежней. Применение резинового круга.
14.Уход за больными с недержанием мочи и кала.
15.Наблюдение за внешним видом и состоянием больного.
16.Определение пульса на лучевой артерии, его характеристика, графическая запись.
18. Кормление тяжелобольных.
19.Контроль за посещением больных и передачей им продуктов.
20.Осуществление транспортировки больных.
21. Правила хранения лекарств.
22. Раздача лекарств по индивидуальной схеме.
23. Участие в уборке палат.
24. Участие в раздаче пищи.
25. Приготовление дез. растворов.
30. Пользование карманным ингалятором.
26. Введение капель в глаза, ухо, нос.
27. Постановка горчичников.
28. Постановка местного согревающего компресса.
29. Постановка холодного компресса.
30. Приготовление и подача грелки больному.
31. Применение и подача пузыря со льдом больному.
32. Проведение оксигенотерапии различными способами. Техника безопасности при оксигенотерапии.
33. Измерение артериального давления
34. Регистрация результатов измерения артериального давления и пульса.
35. Измерение температуры тела и регистрация результатов.
36. Антропометрические измерения.
37. Проведение осмотра полости рта.
38. Уход за лихорадящими больными.
39. Проведение пробы Зимницкого.
40. Наложение резинового жгута на плечо.
41. Проведение искусственной вентиляции легких на муляжах.
42. Проведение непрямого массажа сердца на муляжах.
43. Уход за умирающими больными.
44. Констатация смерти и обращение с трупом.
ФИО дежурной медсестры
1.1 Инструктаж по технике безопасности.
1.2 Изучение организации работы терапевтического отделения.
1.3 Изучение организации работы младшей медицинской сестры по уходу (приложение № 1)
1.3.1 Оснащение рабочего места.
1.4 Выполненная работа.
Роспись дежурной медсестры
ФИО дежурной медсестры
1.1 Изучение санитарно-эпидемиологического режима терапевтического отделения (приложение № 2, рис. 1)
1.2 Организация лечебного питания больных (приложение № 3).
1.3. Изучение дез. средств, применяемых в данном ЛПУ ( приложение №2).
1.4 Выполненная работа.
Роспись дежурной медсестры
ФИО дежурной медсестры
1. Организация питания больных в терапевтическом отделении ( приложение №3).
2. Функциональные обязанности санитарки-буфетчицы.
2.1. Правила и виды уборки столовой и раздатки.
2.2. Маркировка посуды в столовой.
2.3. Обработка использованной посуды.
2.4. Кормление тяжелых больных.
2.5. Диетические и лечебные столы.
1.5 Выполненная работа.
Роспись дежурной медсестры
ФИО дежурной медсестры
1. Правила проведения термометрии. Правила заполнения температурного листа. (приложение № 5, рис. 3)
2. Организация работы и функциональные обязанности сестры-хозяйки.
2.1.Правила хранения чистого белья.
2.2.Правила хранения и сдачи грязного белья в прачечную.
2.3.Осуществление руководства за работой санитарок.
1.4 Выполненная работа.
Роспись дежурной медсестры
ФИО дежурной медсестры
1. Функциональные обязанности и организация работы санитарок терапевтического отделения.
1.1. Правила проведения и виды уборки в отделении, в палатах, коридорах, санузлах, подсобных помещениях, (предварительной, текущей, заключительной, генеральной).
1.2. Дезинфекция предметов личной гигиены и ухода за больными.
1.5 Выполненная работа.
Роспись дежурной медсестры
ФИО дежурной медсестры
1. Организация лечебного питания больных в отделении (приложение №3).
2. Мероприятия по обеспечению личной гигиены пациента (приложение №6, рис.5)
1.2 Выполненная работа.
Роспись дежурной медсестры
ФИО дежурной медсестры
1.1. Особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями легких.
1.1.1. Уход за лихорадящими больными.
1.2. Особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями эндокринной системы
1.3. Особенности ухода за тяжелыми больными
1.2 Выполненная работа.
Роспись дежурной медсестры
ФИО дежурной медсестры
1. Особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
1.1. Подготовка больных к рентгенологическим, эндоскопическим и УЗИ-исследованиям органов системы пищеварения.
1.2. Особенности диетического питания.
1.3.Особенности ухода за тяжелыми больными.
1.2 Выполненная работа.
Роспись дежурной медсестры
ФИО дежурной медсестры
1. Особенности наблюдения и ухода за кардиологическими больными.
1.1. Измерение АД, подсчет пульса.
1.2. Измерение диуреза.
1.3. Методика проведения оксигенотерапии.
1.4. Особенности диетического режима.
1.5. Особенности ухода за тяжелыми больными (рис. 6,7,8,9,10,11).
1.2 Выполненная работа.
Роспись дежурной медсестры
ФИО дежурной медсестры
1. Особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями мочевыделительной системы.
1.1. Измерение диуреза и объема выпитой жидкости.
1.2. Измерение АД и подсчёт пульса.
1.3. Проведение пробы Зимницкого и пробы Реберга.
1.4. Подготовка больных к рентгенологическим, радиоизотопным и УЗИ-исследованиям мочевыделительной системы.
Дневник практики медсестры заполненный по дням – один из первых официальных документов, который самостоятельно должен оформить студент медицинского вуза или колледжа. Для молоденькой студентки 1 курса, которая только начала делать первые самостоятельные шаги в жизни, сама практика – огромный стресс и ответственность, а уж как заполнять дневник по практике медсестры – вообще непонятно. Иногда его заполнение откладывается до последнего, восстановить все события не удается. В этом случае даже отлично пройденная практика из-за небрежно оформленного документа может быть оценена незаслуженно низко.
Что такое дневник практики
Целью любой практики является получение возможности превратить теоретические знания, полученные в институте, в реальные навыки, которые и составят основу будущей профессиональной работы. Дневник по производственной практике помогает зафиксировать и понять, что именно умеет делать будущий медик. Каждый день вносятся сведения о том, что практикант наблюдал и в чем принимал участие за рабочее время. К заполнению этого документа нужно отнестись с особой ответственностью, поскольку достоверность выполненных заданий необходимо подтверждать росписью дежурной медсестры.
Образец дневника практики.
Структура дневника практики медсестры
Форма дневника практики медицинской сестры у разных учебных заведений медицинского профиля может иметь свои отличия. Однако структура документа остается неизменной.
В день знакомства с больницей оформляется информационная часть. В ее составе:
Последующие страницы заполняются ежедневно. Фиксируется все, что выполнялось (и наблюдалось) в течение дежурства.
Требования по заполнению дневника практики
Документ необходимо заполнять в соответствии с формой, утвержденной образовательным учреждением, в котором проходит обучение студент.
Готовый план работы и индивидуальные задания согласовываются с руководителем практики от кафедры. Формулировки должны быть подробными, четкими, вести записи надо регулярно, аккуратно, разборчивым почерком.
Сведения о выполненной работе подписываются как самим практикантом, так и ответственной медсестрой в конце рабочей смены. Объем заданий, выполненных в период ночного дежурства, заверяет дежурная медсестра или дежурный врач.
В конце практики необходимо получить отзыв руководителя и составить сводный отчет, который должен соответствовать требованиям программы производственной практики.
Образец дневника практики медсестры
«Дневник сестринской практики по хирургии» отличается от «Дневника по практике сестринское дело в терапии» только по видам манипуляций, которые чаще всего придется совершать практиканту. Предлагаем ниже ознакомиться с образцом:
№
Мероприятия
Дата дежурства
Время
Отметка о выполнении
Примечание
1
Работа в терапевтическом (хирургическом, гинекологическом…) отделении
10.06,14.0611.06,13.06
08.00-14.0014.00-20.00
2
Работа в … лаборатории
18.06
08.00-12.00
3
Работа в кабинете (перевязочном, функциональной диагностики, физиотерапии)
19.06,21.06
08.00-14.00
4
Работа в приемном покое
20.06
10.00-14.00
5
Ночное дежурство
21.06
20.00-08.00
(подпись и ФИО дежурной медсестры)
6
Ознакомление с системой учета, хранения и выписки медикаментов, стерильных растворов, сильнодействующих средств и пр.
22.06
11.00-14.00
7
Мероприятия по выполнению учебно-исследовательской работы на тему «…»
Старшая медсестра ___________ (подпись, ФИО)
Следующие страницы заполняются в свободном стиле, представляют собой перечисление того, что доверили делать практиканту.
14.06.2017 г. 08.00-12.00
Место дежурства (в кабинете…, на сестринском посту)
Список видов деятельности, процедур и манипуляций, в проведении которых студент принимал участие.
Независимо от места прохождения практики существуют базовые навыки, которые должен отработать каждый практикант. Туда входят:
Дневник по практике медсестры в хирургии
Дневник практики медсестры в поликлинике
Дневник практики медсестры в терапии
Дневник практики медсестры в реанимации
Дневник практики медсестры в педиатрии
Дневник практики медсестры в ожоговом отделении
Дневник практики медсестры в приемном отделении
Заказать дневник по практике медсестры по узкому профилю можно на нашем сайте, заполнив форму на главной странице.
Название: Студентов лечебного факультета Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие Добавлен 11:26:23 16 сентября 2011 Похожие работы Просмотров: 691 Комментариев: 13 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
ГОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия Росздрава»
Н.В. Зарытовская, Ю.А. Филимонов
СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Учебно-методическое пособие для руководителей практики академических и академически-производственных комплексов
Рецензент: декан лечебного факультета, Проф. В.А. Батурин
Рекомендовано центральным координационным методическим советом ГОУ ВПО Ставропольской государственной медицинской академииФедерального агентства по здравоохранению и Социальному развитию
Методические рекомендации составлены в соответствии с программой производственной практики для студентов лечебного факультета медицинских высших учебных заведений. Рекомендации включают в себя содержание работы, рабочую программу, обязанности студентов при прохождении производственной практики, перечень практических навыков.
Издание предназначено для руководителей производственной практики на академических и академически-производственных комплексах.
Важнейшей совместной задачей ВУЗов и органов здравоохранения является практическая подготовка врача, поэтому именно производственная практика студентов – важнейшее неразрывное звено учебного процесса.
Задачами производственной практики являются совершенствование полученных в процессе обучения в ВУЗе теоретических знаний, приобретение практических навыков по уходу за больными, диагностике, лечению и оказанию неотложной медицинской помощи, ознакомление с организацией, условиями работы врача лечебно-профилактических учреждений, проведение учебно-исследовательской и санитарно-просветительной работы.
Методическое пособие составлено на основе Закона «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266-1, Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ, государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040100 «Лечебное дело», утвержденного Министерством Образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. (№ госрегистрации 130 МЕД/СП), материалов к итоговой государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических вузов по специальности 040100 «Лечебное дело», утвержденных МЗ РФ (2000 г.), приказа МО РФ от 25.03.2003 г. № 1154 «Об утверждении положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».
СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Производственная практика студентов лечебного факультета проводится в качестве помощника медицинской сестры (палатной, процедурной) по уходу за больными в стационарных отделениях терапевтического или хирургического профиля (2 курс), в качестве помощника медицинской сестры с освоением основ неотложной помощи (3 курс), помощника врача стационара (4 курс), помощника врача по оказанию неотложной помощи в поликлинических условиях (5 курс) в районных, городских и краевых лечебно-профилактических учреждениях.
На 2, 3, 5 курсах общая продолжительность практики 144 часа, на 4 курсе – 216 часов. Студенты работают летом в дневное время по 6 часов ежедневно. На 2, 3 курсах предусмотрено прохождение производственной практики в две смены, на всех курсах обязательны 2 ночных дежурства.
Студенты проходят производственную практику строго согласно списку распределения учебных групп по базам ЛПУ. Производственная практика в лечебно-профилактических учреждениях, не являющихся академическими или академически-производственными базами производственной практики, разрешается деканатом производственной практики только при предоставлении ходатайства, оформленного не позднее, чем за 2 месяца до начала практики. Студенты, не предоставившие ходатайство, проходят производственную практику на общих основаниях по месту распределения своей учебной группы.
Студенты, имеющие договор на целевую подготовку, проходят производственную практику в лечебно-профилактических учреждениях региона, направившего студента на учебу в СтГМА или на академически-производственных базах академии.
Студенты, имеющие среднее медицинское образование, освобождаются от прохождения производственной практики в качестве помощника медицинской сестры. От сдачи экзамена по производственной практики не освобождаются.
Производственная практика начинается с вводной лекции, посвященной организации и особенностям данного курса практики, требованиям, предъявляемым к студентам. Каждый студент получает формализованный дневник производственной практики с перечнем необходимых для усвоения практических навыков.
Руководство практикой осуществляют кафедры пропедевтики внутренних болезней и общей хирургии (2, 3 курс), внутренних болезней № 2, акушерства и гинекологии, хирургических болезней № 2 (4 курс), внутренних болезней № 1 с курсом поликлинической терапии (5 курс).
Непосредственный руководитель практики ЛПУ проводит инструктаж по технике безопасности, распределяет студентов на рабочие места, составляет график работы студента, ведет учет работы и оценивает её. Непосредственными руководителями практики являются старшие медицинские сестры отделений, заведующие отделениями, к которым прикреплены студенты.
Ассистент СтГМА, курирующий практику студентов, составляет расписание работы и дежурств студентов по согласованию с руководством лечебного учреждения, осуществляет методическое руководство практикой, проведение инструктажа и контроль за её прохождением в соответствии с утвержденной программой.
Ежедневно студентами ведутся дневники учета выполненной работы. В дневнике регистрируется весь объем работы проделанный за день, описываются методики сестринских и врачебных манипуляций, в выполнении которых принимали участие. Обязательно отмечается дата и время работы. Дневниковые записи в конце рабочей смены должны заверяться подписью непосредственного руководителя. Добросовестность и правильность ведения дневника систематически контролируется руководителем по производственной практике от медицинской академии с внесением в дневник соответствующей записи, содержащей замечания, предложения и рекомендации.
Во время прохождения производственной практики студентом выполняется УИР по темам актуальным темам. Выбор тем УИР предопределен спецификой отделения ЛПУ, проблемами ухода за больными и оказанием квалифицированной медицинской помощи, принципами научной организации труда медперсонала приемлемыми для данного отделения. Тема УИР может быть выбрана самостоятельно студентом или рекомендована руководителем практики. Текст УИР оформляется в виде печатного или рукописного реферата, который имеет оглавление и список использованной литературы. Объем УИР от 10 до 15 страниц (формат А 4).
В последний день практики непосредственный руководитель, руководящий практикой, пишет в дневник студентов характеристику. В характеристике должны быть отражены а) уровень теоретической подготовки; б) овладение практическими навыками; в) выполнение основ деонтологии (авторитет студентов среди больных, родственников), ставится итоговая оценка по пятибалльной системе. Дневник заверяется печатью лечебного учреждения.
Руководители практики от СтГМА, курирующие качество прохождения практики в соответствующей больнице, в последние дни практики, проверяют дневники и УИР-рефераты, проводят предварительное собеседование и определяют степень готовности каждого студента к сдаче экзамена. Учитывается характеристика непосредственных руководителей практики.
Оценка практики проводится комиссионно во время экзамена с учетом характеристик непосредственных руководителей, качества оформления дневника и демонстрации освоенного навыка на тренажере. Оценка вносится в зачетную книжку студента.
• Если студент получил отрицательную оценку на экзамене или не сдал его до начала нового учебного года, деканаты лечебного факультета и производственной практики принимают решение о возможности повторной сдачи экзамена. Экзамен по производственной практике может сдаваться не более трех раз.
• Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время.
• Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины, считаются неуспевающими.
• Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины, или получившие неудовлетворительную оценку (после предоставленных трех попыток отчитаться) представляются к отчислению как имеющие академическую задолженность.
За период прохождения производственной практики студенты выполняют санитарно-просветительскую работу в объеме 4 часов в форме санитарного бюллетеня и бесед для больных на актуальную санитарно-просветительскую тему. Определение тематики проводит сотрудник базового лечебно-профилактического учреждения, ответственный за санитарно-просветительскую работу. При отсутствии санитарно-просветительской работы или наличии дисциплинарных нарушений работа студента не может быть оценена выше, чем «удовлетворительно».
Название беседы, лекция
ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
1. Знать права и обязанности медицинского персонала, требования к внешнему виду и одежде;
2. Проявлять самостоятельность и инициативу, овладевать знаниями, умениями и практическими навыками, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные программой практики;
3. Соблюдать правила внутреннего распорядка, правила охраны труда, техники безопасности в местах прохождения практики;
4. Нести ответственность за выполняемую работу и её результаты наравне со штатными сотрудниками:
5. Ознакомиться с организацией работы медицинского персонала в стационарных отделениях терапевтического, хирургического и акушерского профилей, в поликлинике.
6. Приобрести практические навыки по уходу за больными с различной патологией; овладеть манипуляциями медицинской сестры; приобрести навыки по оказанию неотложной доврачебной и врачебной помощи, как в условиях стационара, так и в поликлинике.
7. Усвоить основы и соблюдать медицинскую этику и деонтологию: чутко и внимательно относиться к больному и его родственникам, внушать уверенность в правильности поставленного диагноза, плана лечения и благоприятном исходе заболевания, сохранять врачебную тайну, строго выполнять принципы профессиональной этики, правильно строя свои взаимоотношения с персоналом медицинского учреждения;
8. Во время прохождения практики иметь при себе студенческий билет учебного заведения и бейдж клиники, ЛПУ;
9. Пройти практику и прибыть на аттестационную комиссию (экзамен по производственной практике) в установленные сроки.
Студент обязан вести дневник практики и ежедневно заверять его по месту практики. Дневник практики, заверенный администрацией ЛПУ по месту прохождения практики, является допуском к сдаче экзамена.
10. Студент обязан пройти ежегодный профилактический медицинский осмотр.
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ
1.ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ: Практическое овладение навыками и приемами общего ухода за больными в объеме обязанностей среднего медицинского персонала.
2.1. Ознакомление с организацией работы приемного, терапевтического и хирургического отделений:
— правила техники безопасности;
— меры профилактики заражения ВИЧ-инфекцией, вирусным гепатитом;
— санитарный режим отделения;
— лечебно-охранительный режим отделения.
2.2. Освоение навыков общего ухода за больными.
2.3. Изучение функциональных обязанностей и организации работы палатной и процедурной медицинских сестер.
2.4. Освоение принципов медицинской этики и деонтологии.
2.5. Проведение санитарно-просветительной работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1.Работа в отделениях терапевтического профиля
Устройство и оборудование стационарных отделений
Основные типы больниц, функциональные подразделения больниц. Знакомство с режимом лечебного учреждения: графиком работы, порядком приема и выписки больных. Устройство, оборудование и документация приемного покоя, организация приема больных в больнице. Проведение антропометрии (измерение роста, массы тела), осмотр кожных и волосяных покровов, санитарная обработка больного (мытье под душем, приготовление и проведение гигиенической ванны, дезинфекция, дезинсекция, стрижка волос и ногтей). Транспортировка больного в отделение, освоение всех способов транспортировки. Перекладывание больного с каталки на кровать, с кровати на каталку. Оборудование палат, требования к размещению больных в палатах. Боксы, мельцеровские боксы, назначение, оборудование. Палата интенсивной терапии, назначение, оборудование. Особенности работы медицинского персонала в отделениях реанимации. Индивидуальный пост. Уход за умирающими. Пост медицинской сестры, оснащение, документация, передача дежурств, участие в заполнении сестринской медицинской документации. Устройство и оборудование подсобных помещений.
Лечебно-охранительный режим больницы, внутренний распорядок работы отделения, организация посещений, режима дня. двигательного режима и досуга больных. Санитарно-гигиенический режим, температура воздуха, проветривание, дезинфекция воздуха источником ультрафиолетового излучения, вентиляция в палатах, влажная уборка палат и подсобных помещений, правила обработки ванны и мочалок, требования к личной гигиене больного и персонала. Противоэпидемический режим отделения, профилактическая, текущая и заключительная дезинфекция, способы проведения дезинфекции, правила хранения и приготовление дезинфицирующих растворов. Маркировка уборочного инвентаря, использование его по назначению, обеззараживание, хранение. Контроль за посещениями больных, передачами, санитарным состоянием палат, тумбочек, холодильников, столовой, раздаточной.
Обязанности и задачи младшего медицинского персонала. Моральная и судебная ответственность медицинского работника. Нормы поведения, тактичность, осторожность в словах и действиях. Значение психологического контакта между медицинским персоналом, больными и их родственниками. Требования к внешнему виду и гигиене медицинского персонала, использование медицинской гигиенической одежды.
Личная гигиена больного и положение его в постели
Различные приспособления к кровати для создания удобного положения в постели, использование функциональной кровати. Гигиенические требования к нательному и постельному белью. Приготовление постели больному, смена постельного и нательного белья. Правила хранения чистого и использованного белья.
Уход за кожей, обработка пораженных участков кожи, профилактика и обработка пролежней. Уход за волосами, глазами, ушами, полостью носа, подстригание ногтей. Закапывание капель в глаза, уши, нос. Чистка зубов, обработка полости рта, полоскание и орошение рта. Проведение гигиенической и лечебной ванны, мытье под душем, наблюдение за больным во время приема ванны. Гигиена половых органов, подмывание. Сущность герокосметологии. Контроль за физиологическими отправлениями. Использование резинового подкладного круга, горшка, судна, мочеприемника, калоприемника.
Питание больных в больнице
Организация питания в больнице, лечебные и физиологические столы. Обязанности медицинского персонала по контролю за питанием больных. Устройство пищеблока и раздаточной, санитарно-гигиенические требования. Транспортировка приготовленной пищи из пищеблока в отделение. Раздача пищи больным. Кормление больных, тяжелобольных, ослабленных, больных пожилого и старческого возраста, использование поильника, зондовое питание. Санитарная обработка, мытье и хранение посуды. Влажная уборка раздаточной, столовой и палат после кормления больных.
Температура тела и ее измерение
Основные места измерения для проведения термометрии. Техника измерения температуры тела. Мероприятия, обеспечивающие правильное измерение температуры. Время измерения температуры тела, регистрация результатов измерения, составление температурных кривых, заполнение температурных листов. Типы термометров, дезинфекция и хранение термометров. Возрастные особенности температурных реакций. Уход за лихорадящими больными. Физические способы снижения температуры.
Наблюдение и уход за больными с заболеваниями
Создание удобного положения больному в постели, использование подголовников, функциональной кровати. Элиминационный режим, гипоаллергенное белье. Наблюдение за дыханием, подсчет дыхательных движений. Особенности общего ухода при заболеваниях органов дыхания. Наполнение кислородной подушки и подача ее больному, пользование различными кислородными установками, увлажнение кислорода. Отсасывание слизи из носовых ходов, ротовой полости, использование электроотсоса. Проведение ингаляций. Пользование пикфлоуметром, средствами доставки лекарственных препаратов (дозированный ингалятор, небулайзер, спейсер, турбухалер и др.). Постановка горчичников, согревающих компрессов, проведение ручных и ножных горячих ванн, наложение грелки со льдом, техника безопасности при выполнении манипуляций. Сбор мокроты для исследования, хранение, дезинфекция посуды. Оказание доврачебной помощи при насморке, кашле, стенозе гортани, одышке, кровохарканье, легочном кровотечении, инородном теле дыхательных путей, остановке дыхания.
Наблюдение и уход за больными с нарушением функции сердечно-сосудистой системы
Удобное и правильное положение больного в постели, особенности смены нательного и постельного белья. Определение частоты, ритма, наполнения, напряжения пульса. Техника измерения артериального давления, оценка полеченных результатов и их занесение в температурный лист. Особенности общего ухода при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Диета и водный режим, режим двигательных нагрузок. Контроль диуреза. Доврачебная помощь при болях в области сердца, пароксизмальной тахикардии, обмороке, коллапсе, остановке сердца, легочно-сердечная реанимация.
Наблюдение и уход за больными с нарушением функцийорганов пищеварения
Особенности наблюдения, ухода, диеты и водного режима при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у больных. Обработка полости рта. Сбор рвотных масс, направление их в лабораторию. Подготовка больного к промыванию желудка, виды зондов для промывания, техника проведения, уход за больным после процедуры. Контроль за частотой и характером стула, регистрация в истории болезни. Подготовка больного к дуоденальному и желудочному зондированию, рентгенологическому, ультразвуковому, эндоскопическому исследованиям. Забор кала для клинического и бактериологического исследований. Подача больному судна, калоприемника. Виды калоприемников, их фиксация и контролирование наполнения. Метеоризм и техника введения газоотводной трубки. Виды клизм: очистительные, сифонные, капельные, микроклизмы, питательные, гипертонические, масляные, лечебные. Подготовка, техника проведения, положение больного, мероприятия после выполнения процедуры. Дезинфекция зондов, горшков, суден, кружек Эсмарха, резиновых баллонов, наконечников, газоотводных трубок. Особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и старческого возраста с нарушением функций желудочно-кишечного тракта. Доврачебная помощь при отрыжке, изжоге, икоте, тошноте, рвоте, запоре, поносе, метеоризме, копростазе, желудочно-кишечном кровотечении.
Наблюдение и уход за больными с заболеваниями почеки мочевыводящих путей
Особенности наблюдения и ухода при нарушении функций органов мочевой системы у больных. Диета и водный режим, режим физических нагрузок. Наблюдение за частотой и характером мочеиспускания, контроль диуреза. Подача больному горшка, судна, мочеприемника. Подготовка больного к ультразвуковому, рентгенологическому, эндоскопическому исследованиям. Туалет промежности, наружных мочеполовых органов, подмывание. Сбор мочи для клинического, бактериологического исследований, пробы Нечипоренко, Зимницкого, направление в лабораторию. Катетеризация мочевого пузыря, виды катетеров, подготовка больного, мероприятия после проведения процедуры. Дезинфекция посуды для сбора мочи, мочевых катетеров, мочеприемников, горшков, суден. Доврачебная помощь при задержке мочи, вызов рефлекса на мочеиспускание.
2. Работа в отделениях хирургического профиля
Устройство и оборудование стационарных отделенийхирургического профиля
Структура и организация отделения гнойно-септической хирургии. Значение гигиены медицинского персонала в профилактике осложнений у больных хирургического профиля. Цели и объекты личной гигиены персонала хирургических отделений. Гигиенические требования к медицинскому персоналу хирургического отделения. Понятие о госпитальной инфекции. Роль медицинского персонала в её распространении. Пути поступления больных в хирургический стационар. Правила транспортировки больных (на руках, носилках, кресле-каталке, каталке).
Значение поддержания необходимого гигиенического режима в хирургическом отделении. Основные объекты окружающей среды в хирургическом стационаре: воздух, помещения, медицинская мебель, медицинская диагностическая и лечебная аппаратура, санитарно-техническое оборудование, инвентарь. Методы естественной и искусственной дезинфекции воздуха Поддержание оптимальной температуры воздуха в палатах. Виды уборки помещений хирургического стационара. Способы гигиенической очистки и дезинфекции основных объектов окружающей среды в хирургическом стационаре. Приготовление, хранение и использование дезинфицирующих растворов.
Гигиена больных хирургического профиля
Больной как основной объект клинической гигиены. Основные требования к гигиене тела больного хирургического профиля. Частичная и полная санитарная обработка. Гигиенический уход за кожей, волосами, ногтями, ушами, полостью носа, рта, половыми органами больных при постельном режиме. Использование судна, горшка, мочеприемника, калоприемника. Виды калоприемников, их фиксация и контролирование наполнения. Причины появления пролежней, их профилактика и обработка.
Гигиена передач, посещений и питания больного хирургического профиля. Кормление больных с хирургической патологией. Значение гигиены белья для профилактики послеоперационных осложнений. Значение гигиены личных вещей больного хирургического профиля. Принципы санитарной обработки и способы смены нательного и постельного белья у больных хирургического профиля. Особенности планировки палат хирургического стационара, специальные помещения для гигиенических процедур.
Подготовка к оперативному вмешательству
Подготовка операционно-перевязочного материала, медицинского инструментария к стерилизации. Извлечение из бикса стерильного материала. Правила подготовки больного к хирургическим операциям. Санитарная обработка пациентов. Участие в промывании желудка, проведении очистительных клизм. Бритье операционного поля. Перекладывание больного с кровати на каталку. Правила транспортировки пациентов в операционную и перевязочную. Укладывание больного на операционный стол, фиксация рук, ног. Перекладывание оперированного больного с операционного стола на каталку, транспортировка.
Наблюдение и уход за больными после операцийна органах брюшной полости
Принципы наблюдения за больным в раннем послеоперационном (посленаркозном) периоде. Принципы диетического энте-рального, зондового питания. Кормление с ложки, из поильника, через зонд, через гастростому. Уход за наружными дренажами брюшной полости.
Наблюдение и уход за больными после операций
на органах грудной клетке
Особенности технического оснащения палат торакального отделения. Принципы активного и пассивного дренирования плевральной полости, постуральный дренаж. Уход за наружными дренажами грудной полости. Правила сбора и учёта мокроты, отделяемого из плевральной полости. Подкожная эмфизема. Правила постановки компрессов, горчичников. Выполнение оксигенотерапии, ингаляций. Принципы дыхательной гимнастики.
Наблюдение и уход за больными после операций
на органах мочевыделительной системы
Особенности ухода за больными урологического профиля. Подготовка больного к катетеризации мочевого пузыря. Уход за постоянным уретральным катетером и эпицистостомой.
Гигиена выделений больного хирургического профиля
Объекты гигиены выделений: носовые ходы, полость рта, наружные половые органы и задний проход, искусственные и патологические свищи. Основные виды выделений: мокрота, кровь, рвотные массы, моча, кал, отделяемое из свищей и полостей. Правила сбора выделений больного и их дезинфекция. Помощь больному при рвоте. Профилактика аспирации при рвоте и регургитации. Особенности ухода за больными, страдающими энурезом и энкопрезом.
Наблюдение и уход за больными в отделениях
интенсивной терапии и реанимации
Структура и оснащение отделения реанимации, палаты интенсивной терапии. Функциональные обязанности младшего медицинского персонала отделений интенсивной терапии и реанимации. Правила транспортировки больных с системой д.ля длительной внутривенной инфузии, с дренажами, при проведении искусственной вентиляции лёгких. Правила фиксации больных, находящихся в бессознательном состоянии, уход за ними. Наблюдение и уход за катетерами в центральных венах. Неотложная доврачебная помощь, непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
1. Контроль за санитарно-гигиеническим режимом палаты.
2. Смена постельного и нательного белья.
3. Проведение санитарной обработки больных в приемном отделении (стрижка волос, ногтей, проведение гигиенической ванны).
4. Контролирование санитарного состояния тумбочек.
5. Уход за волосами, ушами, глазами и носом.
6. Уход за кожей. Ежедневный туалет.
7. Обработка полости рта тяжелобольным.
8. Подмывание больных.
9. Подача судна, мочеприемника, их дезинфекция.
10. Профилактика и лечение пролежней. Применение резинового круга.
11. Уход за больными с недержанием мочи и кала.
12. Наблюдение за внешним видом и состоянием больного.
13.Определение пульса, его характеристика.
14.Подсчет дыхательных движений.
15. Помощь при кашле. Сбор мокроты.
16 Кормление тяжелобольных.
17.Контроль за посещением больных и передачей им продуктов.
18.Транспортировка тяжелых больных.
19.Правила выписывания и хранения лекарств.
20. Раскладывание, раздача лекарств для внутреннего употребления.
21.Раздача лекарств по индивидуальной схеме.
22.Расчет и разведение антибиотиков.
23.Сбор шприцев однократного применения.
24.Подкожные, внутримышечные инъекции, оказание помощи при возникновении осложнений после инъекций.
25.Внутривенные инъекции. Возможные осложнения.
26.Обработка использованных шприцев дез.средствами и их утилизация.
27. Пользование ингалятором.
28. Введение капель в глаза, ухо, нос.
29 Постановка банок, горчичников, компрессов.
30. Приготовление грелки и ее применение.
31. Постановка пиявок.
32.Применение пузыря со льдом.
33.Подача увлажненного кислорода. Техника безопасности при оксигенотерапии.
34.Катетеризация мочевого пузыря.
35. Постановка клизм. Применение калоприемника.
З6. Введение газоотводной трубки.
37.Подготовка больного к рентгенологическому исследованию желудка, кишечника.
38.Подготовка больного к ультразвуковому исследованию органов брюшной полости, ФГС, колоноскопии, ректороманоскопии.
39.Подготовка больного к радиоизотопным исследованиям.
40.Измерение суточного диуреза.
41.Измерение температуры тела и регистрация результатов.
43.Измерение АД и я.
45.Помощь при рвоте. Собирание рвотных масс.
46.Наложение резинового жгута.
47.Уход и помощь при желудочных, кишечных, легочных и носовых кровотечениях.
48.Помощь при болях в сердце.
49.Помощь при отравлениях.
50.Уход за лихорадящими больными.
52.Уход за умирающими больными.
53.Констатация смерти и обращение с трупом, доставка в патолого-анатомическое отделение.
54.Умение проводить санитарно-просветительную работу.
55. Приготовление дез. растворов для уборки помещений.
Содержание выполненной работы
В течение дня работал в качестве помощника палатной и процедурной медицинской сестры в кардиологическом отделении. Был прикреплен к 1, 2, 3 и 4 палатам. Присутствовал на утренней конференции. Познакомился с режимом и организацией работы приемного отделения.
Производил смену нательного и пастельного белья тяжелого больного с клиническим диагнозом: «Хронический обструктивный бронхит в ст. обострения, средней степени тяжести. Осл.: ДН-ІІІ ст. по смешенному типу».
Обработывал дезинфицирующим раствором освободившиеся после выписки больного кровать, прикроватную тумбочку, поильник и судно.
Помогал постовой сестре при раздаче лекарственных препаратов.
Сопровождал тяжелых больных на обследование в ЭКГ-кабинет, рентгенкабинет и в диагностический центр.