самый северный монастырь в мире
Едем в монастырь преподобного Трифона Печенгского
Путеводитель по святым местам
У кризиса есть свои положительные стороны. Так, он способствует проведению свободного времени не на стране далече (или турече), а узнаванию и изучению страны собственной. Например, Кольского полуострова. Много ли мы знаем о Православии на Русском Севере? Согласитесь, осознанные посещения монастырей делают наши знания лучше, а душу – чище. И если вы едете на Север, то появляется прекрасная возможность увидеть самую северную обитель – России, Европы, может, даже и мира: монастырь преподобного Трифона Печенгского. Мы посмотрели, как можно туда добраться. Будем рады и вашим дополнениям. Итак,
Монастырь преподобного Трифона Печенгского – самая северная обитель России, Европы, может, даже и мира
Адрес: 184410, Мурманская область, пос. Луостари, Трифонов Печенгский монастырь.
Наместник монастыря – игумен Давид (Дубинин). Насельники: наместник игумен Давид (Дубинин), иеромонах Дамиан (Святой), иеромонах Герасим (Иванов), иеромонах Онисим (Шпенёв), монах Досифей и трудники.
Престольные праздники:
Святыни:
Расписание богослужений:
Вторник, среда, четверг, суббота:
17:00 – всенощное бдение или вечерня, утреня, 1-й час;
8:00 – полунощница, 3-й час, 6-й час; исповедь;
9:00 – Божественная литургия.
17:00 – всенощное бдение;
8:00 – полунощница, 3-й час, 6-й час; исповедь;
9:00 – Божественная литургия.
Как добраться
Поезд 016А «Арктика» Москва – Мурманск: 1 сутки 11 часов 14 минут. Отправление из Москвы в 00:41 (с Ленинградского вокзала), прибытие в Мурманск в 11:55. Ориентировочная стоимость билетов: от 3355 рублей – плацкартный, 7380 рублей – купейный, 12 592 рублей – СВ. Плюс для жителей северо-запада России: поезд «Арктика» идет через Санкт-Петербург: 016А отправляется с Ладожского вокзала в 09:50.
Поезд 092А Москва – Мурманск: 1сутки 13 часов 17 минут. Отправление из Москвы в 19:53 (с Ленинградского вокзала), прибытие в Мурманск в 09:10.
Поезд 294С (Анапа – Мурманск): 1 сутки 11 часов 47 минут. Отправление из Москвы в 04:43 (с Курского вокзала), прибытие в Мурманск в 16:30.
Самолетом из Москвы можно добраться, например, рейсами:
Из Санкт-Петербурга есть прямые рейсы компании «Nordavia»: вылет в 09:10 – прилет в Мурманск в 11:05 (примерная стоимость билета – 6500 руб.).
Схема проезда в монастырь из Мурманска:
от ж/д вокзала: автобус Мурманск – Никель, Мурманск – Заполярный, поворот на пос. Луостари, остановка «31-й километр», далее 1,5 км пешком или на попутном транспорте в сторону пос. Луостари. Автобус идет примерно 2,5–3 часа.
Есть возможность поехать и на такси. Стоимость составит примерно 3000 рублей.
Если вы путешествуете на автомобиле, то вам следует ехать по трассе М-18 (Е105) СПБ–госграница до 1531 км, далее поверните налево в пос. Луостари.
Расстояние между Мурманском и монастырем примерно 160 км, в любое время года виды здесь впечатляющие, а в теплое – особенно.
Где остановиться
Как сказал игумен Давид, в настоящее время у обители нет возможности приютить паломников на ночь, поэтому необходимо позаботиться о ночлеге самим. Ближайшая гостиница находится в п. Заполярном, называется «Печенга»: номеров 66, ресторан, парковка, прачечная. Цена номера в сутки 1880–8400 рублей. Но можно остановиться и в Мурманске, где гостиниц, хостелов, конечно, больше. Здесь, кстати, имеет смысл связаться с Паломническим духовно-культурным просветительским центром Мурманской и Мончегорской епархии, где находится не только храм во имя преподобного Трифона Печенгского, но и гостиница для паломников: 5 номеров, цены от 500 до 1000 рублей/ночь. Телефон центра: +7 8152 287522 или +7 908 6057359. Адрес: Мурманск, ул. Траловая, 22. Сотрудник паломнического центра сообщил нам, что здесь можно и заказать автобус для поездки в обитель преподобного Трифона, а также воспользоваться услугами такси.
Что еще посмотреть
Мы упомянули монастырских трудников. Если у вас есть желание потрудиться в этой святой обители, то необходимо обратиться к игумену Давиду – в зависимости от результатов беседы будет принято нужное решение. Полную информацию для паломников и трудников читайте здесь: http://trifon-luostari.cerkov.ru/informaciya-dlya-palomnikov-i-trudnikov/.
Телефон: +7 (911) 317-47-17 (игумен Давид).
Братия самого северного в России монастыря переезжает на новое место
пос.Луостари, Мурманская обл., 23 ноября 2012 г.
Так выглядит обитель сейчас/ фото: Платон ЧЕРНОВСКИЙ |
Чтобы увидеть возрожденный монастырь во всей красе, достаточно повернуть с федеральной трассы «Кола» на дорогу в поселок Луостари и проехать сотню метров. Дорога петляет, поэтому бревенчатые башни и стены обители открываются взору так неожиданно, что сначала тебе кажется, что этого не может быть. На ярком солнце за деревянной стеной хорошо видны главный храм, жилые корпуса, другие постройки. Попасть в монастырь можно через ворота главной башни. Тут гостей громким лаем встречает роскошный пес породы маламут. Внутри обители тихо и безлюдно, только издали слышны звуки стучащего молотка и работающей пилы. Видно, что до наступления зимы строители успели уложить кровлю на построенных зданиях.
Монахи перевозят вещи из Печенги в Луостари, где завершается возрождение обители святого Трифона, пишет Комсомольская правда.
Стройка дает силы для новой жизни
На строительстве обители трудятся 25 человек. Большинство из них живут в соседних поселках, где монастырь снимает для них квартиры, а остальные уже перебрались в новые постройки. Еще немного, и уже все трудники будут жить под одной крышей. Кстати, приехали они сюда в надежде стать другими, начать все заново.
Уголь смешают со стружками
После переезда в новом монастырском храме начнутся ежедневные службы. Таким образом, самый северный монастырь в мире, расположенный недалеко от границы Мурманской области и Норвегии, заживет полноценной жизнью на новом месте и будет готов к приезду патриарха Кирилла. Он собирается лично освятить главный храм монастыря.
Обитель горела трижды
Трифонов Печенгский монастырь – самый северный православный монастырь в мире. Основан в 1533 году святым Трифоном на месте впадения реки Печенги в Баренцево море. В конце XVI века уничтожен шведскими разбойниками: все 116 монахов погибли.
В 1997 году обитель св. Трифона восстановлена снова. Центром монастыря стала единственная уцелевшая от XIX века церковь Рождества Христова в Печенге, возведенная в свое время над местом погребения 116 мучеников. Но в 2007 году сгорела и она.
Сейчас монастырь возрождается снова. Идет активное строительство в Луостари и на Трифоновом подворье в Мурманске.
Хибиногорский монастырь Казанской Божией Матери
Хибиногорский монастырь Казанской Божией Матери запись закреплена
Хибиногорский монастырь Казанской Божией Матери запись закреплена
Хибиногорский монастырь Казанской Божией Матери запись закреплена
Хибиногорский монастырь Казанской Божией Матери запись закреплена
Мурманская епархия
Хибиногорский монастырь Казанской Божией Матери запись закреплена
Хибиногорский монастырь Казанской Божией Матери запись закреплена
Мурманская епархия
О таинственной связи праздника Покрова с Россией
Проповедь митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана после Божественной литургии в Свято-Вознесенском кафедральном соборе, г. Мончегорск, 14 октября 2021 года.
Хибиногорский монастырь Казанской Божией Матери запись закреплена
Хибиногорский монастырь Казанской Божией Матери запись закреплена
14 октября.
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. Величание Покрова Пресвятой Богородицы
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покро́в Твой святы́й:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,// за ны Христу́ моля́щуюся.
Хибиногорский монастырь Казанской Божией Матери запись закреплена
Мурманская епархия
Хибиногорский монастырь Казанской Божией Матери запись закреплена
Спасо-Елеазаровский женский монастырь
Сегодня Православная Церковь вспоминает обретение мощей святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Почти 100 лет назад 11 октября из заброшенной шахты под Алапаевском были извлечены останки алапаевских мучеников: преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары, Великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Феодора Михайловича Ремеза, Великих князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей и князя Владимира Палея.
Показать полностью.
Празднование обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Памятная дата – 11 октября – с 2017 года внесена в церковный месяцеслов. В том же году состоялось первое общецерковное празднование.
ИЗ ИСТОРИИ обретения мощей и всенародного прославления преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары:
В середине сентября 1918 года Алапаевск был освобожден от большевиков. Начальником гарнизона города был назначен полковник И. С. Смолин, который организовал проведение следствия об убийстве Великой княгини Елизаветы и ее спутников. Уже 7 октября была обнаружена искомая шахта. По воспоминаниям очевидцев, шахта была большой и глубокой, заполненной водой примерно на сорок метров. Она была почти доверху забита «разным деревянным хламом (жердями, палками, досками, бревнами и тому подобным), застрявшим на полатях и распорках и лежащим на поверхности воды». В шахте было два отделения: рабочее, через которое добывалась руда, и машинное, куда ставились насосы для откачки воды. Работа по очистке шахты была очень трудоемкой и продолжалась несколько суток.
Вскоре тела мучеников были найдены и подняты на поверхность. Все они были одетыми и при каждом находились многочисленные документы, по которым установили их личность. В разных местах шахты были найдены отдельные вещи и одежда убитых, а также две неразорвавшиеся гранаты, и одна разорвавшаяся, оставившая на стенах шахты следы взрыва.
Тело Великой княгини Елизаветы Федоровны было поднято из шахты 28 сентября/11 октября по новому стилю 1918 года около двух часов дня с глубины 7,5 саженей (16 метров), рядом находилось тело князя Иоанна Константиновича. В кромешной тьме шахты, изнемогая от боли, Великая княгиня как могла старалась облегчить его страдания. Голова князя Иоанна была заботливо перевязана апостольником княгини, а пальцы сложены для крестного знамения. В таком же положении были персты у самой Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. На груди Елизаветы Федоровны была найдена икона Спасителя, на обороте которой была надпись: «Вербная Суббота 13 апреля 1891 года». Этот день – 13 апреля 1891 года – был Днем принятия ею Православия.
Вскоре после этого тела были привезены в катаверную близ Екатерининской церкви, были омыты и положены в гробы. Днем 5/18 октября 1918 года останки Великой княгини и всех мучеников были перенесены в Екатерининский храм на городском кладбище, где в присутствии десяти священников было отслужено Всенощное бдение. Утром 6/19 октября при многочисленном стечении народа останки убиенных были перенесены к Напольной школе, где была отслужена лития. После этого процессия с гробами мучеников на руках направилась в Свято-Троицкий собор, в котором была совершена Литургия и отпевание, и тела были положены в «наглухо замурованном склепе» с южной стороны храма. (РГАСПИ. Ф. 588 Оп. 3. Д. 6. Л.104).
Спустя девять месяцев во время наступления на город Красной армии, стараниями отца Серафима (Кузнецова), игумена Серафимо-Алексеевского скита Свято-Николаевского Белогорского монастыря, духовного друга Великой княгини Елизаветы Федоровны, через генерала Дитерихса им было получено разрешение от адмирала Колчака перевезти тела мучеников подальше от линии фронта. Атаман Семенов выделил для этого вагон и дал пропуск.
1/14 июля 1919 года восемь гробов с алапаевскими мучениками в сопровождении отца Серафима и двух послушников – Максима Канунникова и Серафима Гневашева направились к Чите. Здесь их отвезли в Покровский женский монастырь, где тела страстотерпцев обмыли и облачили Великую княгиню и инокиню Варвару в монашеское одеяние. Отец Серафим с послушниками сняли пол в одной из келий, выкопали там могилу и поставили восемь гробов, присыпав их небольшим слоем земли. После этого отец Серафим остался там жить и охранять тела мучеников.
Спустя шесть месяцев, когда красные стали подходить к Чите, гробы с телами страстотерпцев были погружены в вагон и через китайскую границу доставлены в Харбин. Вызванный для составления протокола опознания князь Н. А. Кудашев вспоминал: «Великая княгиня лежала как живая и совсем не изменилась с того дня, как перед отъездом в Пекин прощался с нею в Москве, только на одной стороне лица был большой кровоподтек от падения в шахту. Я заказал для них настоящие гробы и присутствовал на похоронах. Зная, что Великая княгиня всегда выражала желание быть погребенной в Гефсимании в Иерусалиме, я решил исполнить ее волю – послал ее прах и ее верной послушницы в Святую Землю, попросив монаха проводить их до места последнего упокоения и тем самым закончить начатый подвиг».
Погребение преподобномученицы Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары совершил Патриарх Дамиан в сослужении многочисленного духовенства.
Когда в 1931 году комиссия Русской Православной Церкви За границей, готовившая материалы по канонизации мучеников, во главе с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонием (Граббе) вскрыла гроб с телом Великой княгини Елизаветы Федоровны, все помещение наполнилось благоуханием. По воспоминаниям архимандрита Антония, руководившего вскрытием, по склепу разлился «сильный запах как бы меда и жасмина». Мощи, которые оказались частично нетленными, перенесли из усыпальницы в храм святой Марии Магдалины, где они покоятся до настоящего времен.
Монастыри Русского Севера: какие обители и почему стоит увидеть своими глазами
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Северная Фиваида, жемчужное ожерелье обителей, возникших в глухих лесах и на побережье холодного моря, на берегах рек и озер, посреди топких болот. Список всех монастырей Русского Севера займёт много страниц. Уникальный регион — суровый, труднодоступный, — на многие века стал духовным центром России. У каждой обители — свои особенности, каждая — как самоцвет в большой мозаике. Здесь мы рассказываем только о восьми уникальных обителях, а чтобы с головой окунуться в прекрасный и загадочный мир Русского Севера и его святых мест, приглашаем вас зайти на сайт нашего проекта «Путь на Полночь».
1. Соловецкий монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви видели все. В этом утверждении нет преувеличения — монастырь изображен на 500-рублевой денежной купюре. Без этого одновременно трагического и прекрасного места невозможно представить себе историю России. Сегодня монастырь — известнейший центр паломничества. Даже те счастливцы, кто был на Соловках несколько раз, и, кажется, исходил острова вдоль и поперек, приезжая вновь, уверены, что их снова ждут открытия.
Монастырь — первая достопримечательность, с которой знакомятся все, кто прибывает на Большой Соловецкий остров. Архитектурный ансамбль с 500-летней историей. Оборонительная крепость, веками защищавшая Север России. Осматривать здесь нужно не только Спасо-Преображенский собор и Благовещенскую церковь, боевые башни крепости и одностолпную Трапезную палату — можно рассматривать каждый камень, каждую клеть, каждое, даже самое, кажется, неприметное строение. За всеми — история. А есть ещё скиты, Ботанический сад, храм-маяк на Секирной горе, каналы, множество музеев и удивительная природа Соловецких островов.
Представляем вам десять интересных мест, которые стоит посмотреть туристу на Соловках:
Узнайте десять важнейших мгновений из истории великой обители:
и ещё десять интересных фактов о Соловецких островах:
2. Кирилло-Белозерский монастырь
Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским.
Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории. С ней связан «золотой век русской святости», когда в XV столетии сюда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия». Среди учеников преподобного Кирилла были Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского.
В Смутное время Кириллов монастырь стал единственной обителью на Русском Севере, которую не удалось разорить интервентам. Обитель жаловали цари. Иоанн Васильевич Грозный всю жизнь горячо любил Кириллову обитель и щедро жертвовал ей. В то же время, сюда часто ссылали неугодных и опальных вельмож.
В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться.
Прочтите, к как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель:
3. Троице-Гледенский монастырь
Троице-Гледенский монастырь был основан очень давно, еще в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья, а его уникальный иконостас XVIII века — одна из главных достопримечательностей Великого Устюга.
Этот городской монастырь с древней историей считался одним из самых богатых на Двинской земле. В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на холме построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный Троицкий собор. Освящен он был не ранее 1705–1710 годов. Сначала собор был одноглавым, теперь его венчают пять граненых главок. На фасадах — очень красивые многоцветные изразцы.
В Троицкий собор, который сегодня превращен в музей, туристические группы едут, прежде всего чтобы посмотреть необыкновенный иконостас.
Узнайте, откуда в Троице-Гледенском монастыре XII века взялся этот необычный «светский» иконостас с зеркалами в нашем материале:
4. Успенский Трифонов монастырь
Монастырь основал в 1580 году преподобный Трифон Вятский. Святой пришел в Вятку из чусовских владений солепромышленников Строгановых. Начался монастырь с двух деревянных храмов — Благовещенского и Успенского. Вскоре рядом с обителью появились две монастырские слободки. В последующие столетия деревянные монастырские постройки были перестроены в камне.
В 1918 году монастырь был закрыт. Успенский собор продолжал действовать как приходской храм. Монахов репрессировали, в сохранившихся помещениях размещались коммуналки, общежития, швейная фабрика, пекарня, мазутная котельная… В Успенском соборе, где был архив, по счастью, сохранился дореволюционный иконостас.
Реставрационные работы монастыре начались в 1950-е годы, продолжились в 1980-е. В конце 80-х — начале 90-х Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь был вновь открыт. Успенский собор стал кафедральным храмом епархии. Храмы и постройки монастыря восстановили, Успенский собор заново расписали, в 2004 году на пожертвования отлили самый большой в епархии колокол.
Узнайте больше об этой обители и о других святынях Вятской земли:
5. Спасо-Прилуцкий монастырь
В 1371 году в излучине реки Вологды ученик преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий основал Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Это событие оказало сильнейшее влияние на развитие всего региона на несколько веков.
С момента своего основания Спасо-Прилуцкий монастырь стал основным форпостом Московского государства на Севере Руси. Он очень удобно и выгодно расположен — на пересечении и водных, и сухопутных путей. Его опекали князья и цари, видя в Спасо-Прилуцкой обители важный военно-стратегический и торговый пункт на Севере России. Но при этом обитель всегда оставалась духовным центром Вологодчины, связанным с именами великих святых и с почитанием значимых для всей России святынь.
Как и для многих других храмов и монастырей, XX век стал для Спасо-Прилуцкой обители трагическим временем. Монастырь был закрыт советской властью еще в 1920-е годы.Потом здесь были пересыльная тюрьма, склады, кинотеатр…
И вот в 1991 году, после 67-летнего перерыва, в Спасо-Прилуцком был вновь открыт мужской монастырь. А в 1992 году монастырь полностью возвратили Русской Православной Церкви. Монастырская жизнь возрождается. Ремонтируются строения, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне, ежедневно совершается полный круг богослужений.
Какой знаменитый поэт похоронен в некрополе Прилуцкой обители? Почему башни монастыря так «весело» раскрашены? Читайте в нашем материале:
6. Ферапонтов монастырь
Ферапонтов, а точнее, Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — это и православная святыня, и объект огромной культурной значимости (включен, кстати, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Находится он на Вологодчине, в двадцати километрах от города Кириллова и в ста двадцати — от Вологды. Это один из самых старых монастырей Русского Севера, основан в 1398 году.
Его основал преподобный Ферапонт — ученик и друг преподобного Сергия Радонежского. Фрески в Ферапонтовом монастыре писал знаменитейший иконописец Дионисий. В обители томился в заточении низложенный Патриарх Никон. Сейчас Ферапонтов монастырь — одновременно и монастырь, и музей.
Для вас — шесть интересных фактов о Ферапонтовом монастыре:
7. Печенгский монастырь
В XVI веке в дикой стране «у холодного моря, у Мурманской границы» новоиспеченный монах Трифон устраивал при Троицкой церкви первые кельи будущего Печенгского монастыря. Однажды в одну из лачуг забрел большой медведь и, опрокинув оставленную там квашню, принялся с аппетитом есть приготовленное тесто. Трифон, приблизившись к дикому зверю, сперва запретил ему двигаться, а потом отпустил восвояси. С тех пор ни один лесной хищник больше не тревожил иноков и не нападал на монастырское стадо оленей.
В конце 1550-х годов благочестивый Трифон, которого стали называть «апостолом лопарей», добрел до Москвы и получил от царя Иоанна Грозного жалованную грамоту, объявлявшую Свято-Троицкий Печенгский монастырь новым оплотом русского государства на Крайнем Севере. Царь распорядился «распространить владения монастыря на выброшенных китов и моржей, на морские берега, острова, реки и малые ручейки, верховья рек, тони (рыболовные участки), горы и пожни (сенокосы), леса, лесные озера, звериные ловли», а все местные жители с их угодьями провозглашались подданными государя, приписанными к обители.
Несколько раз монастырь подверался разорению, переезжал и вновь возрождался и расцветал. В наши дни продолжается очередное возрождение самого северного монастыря в России на его исконном месте, где река Намайоки впадает в Печенгу, — там, где его основал преподобный Трифон.
Узнайте, как «апостол лопарей» укрощал медведей в самой северной обители на Руси:
8. Борисоглебский монастырь
Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Монастырь был мощной крепостью, защищавшей Русь от нашествий с Запада. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Великие русские князья и первые русские цари любили Борисоглебский монастырь и считали его своим домашним.
Узнайте больше о Борисоглевском монастыре и его удивительной истории: