самый северный монастырь на кольском полуострове

Едем в монастырь преподобного Трифона Печенгского

Путеводитель по святым местам

У кризиса есть свои положительные стороны. Так, он способствует проведению свободного времени не на стране далече (или турече), а узнаванию и изучению страны собственной. Например, Кольского полуострова. Много ли мы знаем о Православии на Русском Севере? Согласитесь, осознанные посещения монастырей делают наши знания лучше, а душу – чище. И если вы едете на Север, то появляется прекрасная возможность увидеть самую северную обитель – России, Европы, может, даже и мира: монастырь преподобного Трифона Печенгского. Мы посмотрели, как можно туда добраться. Будем рады и вашим дополнениям. Итак,

Монастырь преподобного Трифона Печенгского – самая северная обитель России, Европы, может, даже и мира

Адрес: 184410, Мурманская область, пос. Луостари, Трифонов Печенгский монастырь.

Наместник монастыря – игумен Давид (Дубинин). Насельники: наместник игумен Давид (Дубинин), иеромонах Дамиан (Святой), иеромонах Герасим (Иванов), иеромонах Онисим (Шпенёв), монах Досифей и трудники.

Престольные праздники:

Святыни:

Расписание богослужений:

Вторник, среда, четверг, суббота:

17:00 – всенощное бдение или вечерня, утреня, 1-й час;

8:00 – полунощница, 3-й час, 6-й час; исповедь;

9:00 – Божественная литургия.

17:00 – всенощное бдение;

8:00 – полунощница, 3-й час, 6-й час; исповедь;

9:00 – Божественная литургия.

Как добраться

Поезд 016А «Арктика» Москва – Мурманск: 1 сутки 11 часов 14 минут. Отправление из Москвы в 00:41 (с Ленинградского вокзала), прибытие в Мурманск в 11:55. Ориентировочная стоимость билетов: от 3355 рублей – плацкартный, 7380 рублей – купейный, 12 592 рублей – СВ. Плюс для жителей северо-запада России: поезд «Арктика» идет через Санкт-Петербург: 016А отправляется с Ладожского вокзала в 09:50.

Поезд 092А Москва – Мурманск: 1сутки 13 часов 17 минут. Отправление из Москвы в 19:53 (с Ленинградского вокзала), прибытие в Мурманск в 09:10.

Поезд 294С (Анапа – Мурманск): 1 сутки 11 часов 47 минут. Отправление из Москвы в 04:43 (с Курского вокзала), прибытие в Мурманск в 16:30.

Самолетом из Москвы можно добраться, например, рейсами:

Из Санкт-Петербурга есть прямые рейсы компании «Nordavia»: вылет в 09:10 – прилет в Мурманск в 11:05 (примерная стоимость билета – 6500 руб.).

Схема проезда в монастырь из Мурманска:

от ж/д вокзала: автобус Мурманск – Никель, Мурманск – Заполярный, поворот на пос. Луостари, остановка «31-й километр», далее 1,5 км пешком или на попутном транспорте в сторону пос. Луостари. Автобус идет примерно 2,5–3 часа.

Есть возможность поехать и на такси. Стоимость составит примерно 3000 рублей.

Если вы путешествуете на автомобиле, то вам следует ехать по трассе М-18 (Е105) СПБ–госграница до 1531 км, далее поверните налево в пос. Луостари.

Расстояние между Мурманском и монастырем примерно 160 км, в любое время года виды здесь впечатляющие, а в теплое – особенно.

Где остановиться

Как сказал игумен Давид, в настоящее время у обители нет возможности приютить паломников на ночь, поэтому необходимо позаботиться о ночлеге самим. Ближайшая гостиница находится в п. Заполярном, называется «Печенга»: номеров 66, ресторан, парковка, прачечная. Цена номера в сутки 1880–8400 рублей. Но можно остановиться и в Мурманске, где гостиниц, хостелов, конечно, больше. Здесь, кстати, имеет смысл связаться с Паломническим духовно-культурным просветительским центром Мурманской и Мончегорской епархии, где находится не только храм во имя преподобного Трифона Печенгского, но и гостиница для паломников: 5 номеров, цены от 500 до 1000 рублей/ночь. Телефон центра: +7 8152 287522 или +7 908 6057359. Адрес: Мурманск, ул. Траловая, 22. Сотрудник паломнического центра сообщил нам, что здесь можно и заказать автобус для поездки в обитель преподобного Трифона, а также воспользоваться услугами такси.

Что еще посмотреть

Мы упомянули монастырских трудников. Если у вас есть желание потрудиться в этой святой обители, то необходимо обратиться к игумену Давиду – в зависимости от результатов беседы будет принято нужное решение. Полную информацию для паломников и трудников читайте здесь: http://trifon-luostari.cerkov.ru/informaciya-dlya-palomnikov-i-trudnikov/.

Телефон: +7 (911) 317-47-17 (игумен Давид).

Источник

Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь

САЙТ МОНАСТЫРЯ

самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть фото самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть картинку самый северный монастырь на кольском полуострове. Картинка про самый северный монастырь на кольском полуострове. Фото самый северный монастырь на кольском полуострове

О монастыре

самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть фото самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть картинку самый северный монастырь на кольском полуострове. Картинка про самый северный монастырь на кольском полуострове. Фото самый северный монастырь на кольском полуострове

самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть фото самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть картинку самый северный монастырь на кольском полуострове. Картинка про самый северный монастырь на кольском полуострове. Фото самый северный монастырь на кольском полуострове

Контактная информация

Поделиться:

самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть фото самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть картинку самый северный монастырь на кольском полуострове. Картинка про самый северный монастырь на кольском полуострове. Фото самый северный монастырь на кольском полуострове

Икона дня

Православный календарь

Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408–450).

Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III).

Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева пресвитеров и прмчч. Германа Полянского и Мины Шелаева (1937); сщмчч. Николая Богословского, Николая Ушакова пресвитеров и прмч. Григория Воробьева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Никодима, еп. Белгородского (2012).

Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.

Иконописная мастерская Логос

Восстановим монастырь вместе!

Дорогие братья и сестры!

Пожертвование на нужды монастыря
можно перевести
Наместнику монастыря
игумену Давиду
Более подробная информация на странице «Контакты»

Сердечно благодарим за помощь!

Помощь монастырю!

Записки на поминовение

Дорогие братья и сестры!

Сердечно благодарим за пожертвование.

За молитвы

Заметили опечатку?

Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши
Ctrl+Enter
и введите примечание. Или выделите текст и
нажмите ссылку ниже:

Сообщить об опечатке
Спасибо за содействие!

Источник

Самый северный монастырь на кольском полуострове

Тайные грани монашества

Репортаж из самой северной в мире обители

Антон Скрипунов

Летом здесь нет ночи, а зимой — дня. Нет толп паломников. Нет и суеты мира. Зато в Трифоновой Печенгской обители есть то, ради чего сюда стремятся, невзирая на суровый климат и отсутствие цивилизации. Корреспондент РИА Новости провел несколько дней в самом северном в мире монастыре и выяснил, почему это место влечет наиболее отчаянных и отчаявшихся.

«Не влезай, убьет!»

Дорога к святыне трудна и извилиста, причем буквально. Людей из других регионов тут, на западе Мурманской области, у границы с Норвегией, встретишь нечасто, поэтому по умолчанию ты местный. «Да на 31-м километре выйдешь и спокойно доберешься до поселка Луостари, там и монастырь рядом!» — бурчит водитель автобуса, словно ему задали самый глупый в мире вопрос.

самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть фото самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть картинку самый северный монастырь на кольском полуострове. Картинка про самый северный монастырь на кольском полуострове. Фото самый северный монастырь на кольском полуострове

«Пойдем, чаю попьешь, а то дрожишь весь», — этими словами встречает меня у монастырских ворот ночной сторож: он просидел здесь в ожидании меня до часу ночи.

Трифонов Печенгский монастырь находится за 69-й параллелью, почти на 400 километров севернее Полярного круга. Это севернее Норильска, Исландии и даже Чукотки.

самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть фото самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть картинку самый северный монастырь на кольском полуострове. Картинка про самый северный монастырь на кольском полуострове. Фото самый северный монастырь на кольском полуострове

Летом здесь редко бывает больше плюс 15, а зимой в среднем порядка минус 25 градусов: тепло Гольфстрима, который уходит в Северный Ледовитый океан (а от монастыря до него около 40 километров), дает о себе знать.

Здесь много низкорослых лесов. И комаров — монахи говорят, что кровососы летают в «педагогических целях»: тренируют терпение и смирение. На пару со здешним суровым климатом. Именно сюда 500 лет назад пешком из Торжка пришел монах Трифон.

Об этом мне рассказывает Виктор. Сам он уже семь лет ежегодно приезжает сюда из родного городка Полярный — потрудиться. А в свободное время любит половить рыбу на реке Печенге, что протекает в десятке метров от обители.

«Вот такенную вчера видел! — с восторгом разводит он в стороны руки. — Я ее пытался на блесну взять: пару раз сорвалась. Но ничего, дай Бог, поймаю. Есть у меня одна задумка…»

самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть фото самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть картинку самый северный монастырь на кольском полуострове. Картинка про самый северный монастырь на кольском полуострове. Фото самый северный монастырь на кольском полуострове

Кроме Виктора в монастыре около восьми мирян и монахи. «Шесть монахов. А не, погоди… так… семь!», — загибая пальцы высчитывает Виктор. «Еще отец Онисим — отшельник. Вон в там подвизается», — загадочно произносит он, указывая на деревянную башню с маленьким окошком. Одна из ее стен усеяна скворечниками, а возле двери табличка с черепом. А под ним подпись: «Не влезай, убьет!».

самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть фото самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть картинку самый северный монастырь на кольском полуострове. Картинка про самый северный монастырь на кольском полуострове. Фото самый северный монастырь на кольском полуострове

самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть фото самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть картинку самый северный монастырь на кольском полуострове. Картинка про самый северный монастырь на кольском полуострове. Фото самый северный монастырь на кольском полуострове

«У нас подъем в 5:30, собираемся на молитву в храме. Добрых снов!» — бросает Виктор на прощание. Настенные часы, отбрасывая солнечные зайчики, показывают два часа пополуночи.

Чудо на реке

Молиться, трудиться и таким образом спасать свою душу: эти принципы важны не только для монахов, но и для мирян, временно оказавшихся в монастыре в качестве трудников.

«Я тут уже два года. Периодически езжу домой, в Апатиты. Это в 400 километрах отсюда», — рассказывает Александр. Суровый он лишь с виду — на самом деле постоянно шутит и улыбается. Лишь когда заходит речь о вере, он предельно серьезен.

«Здесь как нигде ощущаешь желание остаться. Я это понял два года назад, когда со мной случилось чудо. Я ведь был заядлым курильщиком, 25 лет смолил. А тут после службы — раз! — и не тянет к куреву, все! Бог хочет, чтоб мы к нему пришли, и поэтому шлет такие чудеса», — рассуждает Александр.

«А кому-то и не такие. Вон, преподобному Паисию Великому, еще когда он только ушел в пустыню, явился сам Христос! Вот как повезло человеку-то!» — в разговор неожиданно вклинивается отец Паисий, который сам стал монахом считаные недели назад. В миру он был священником в одном из мурманских приходов. Трое взрослых детей пошли по его стопам.

самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть фото самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть картинку самый северный монастырь на кольском полуострове. Картинка про самый северный монастырь на кольском полуострове. Фото самый северный монастырь на кольском полуострове

самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть фото самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть картинку самый северный монастырь на кольском полуострове. Картинка про самый северный монастырь на кольском полуострове. Фото самый северный монастырь на кольском полуострове

Вот какое чудо произошло с ним: «Неделю назад решил порыбачить. И прежде чем пойти, помолился со словами: «Господи, Ты повелел апостолам закинуть сеть у лодки, и им удалось поймать много рыбы. Так помоги и мне, грешному, хотя бы одну рыбку поймать для утешения братии!» И знаете что? Только закинул — и клюнула! Блесна, особые крючки — фигня это все! Помогает лишь молитва», — смеется батюшка.

Беседу прерывает звон рынды — корабельный колокол установлен в жилом корпусе монастыря. Братия, кроме таинственного отца Онисима, собирается в трапезной и стоит в ожидании, когда игумен начнет общую молитву. А уже затем все садятся за стол. Кроме одного человека. Как говорится, не хлебом единым: во время трапезы (а здесь это только обед и ужин) собравшимся читают жития святых — вот откуда в монастыре знают, что Паисию Великому являлся сам Христос.

самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть фото самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть картинку самый северный монастырь на кольском полуострове. Картинка про самый северный монастырь на кольском полуострове. Фото самый северный монастырь на кольском полуострове

Все молча слушают чтеца и едят. Овощной салат, чечевичный суп, рис или гречка — вот и все монастырское меню. Предельно простое, но после нескольких часов физического труда чудо какое вкусное! Что давали на обед, то будет и на ужин.

«Житейское море»

Рында созывает братию не только на трапезу. Пробудившись от сна, все идут в храм на общую утреннюю молитву, которая длится около часа. Вечером, около семи часов, то же самое. Кроме того, пару раз в день монахи читают акафисты, псалтирь и служат панихиду.

Источник

Печенгский монастырь: как «апостол лопарей» укрощал медведей в самой северной обители на Руси

В XVI веке в дикой стране «у холодного моря, у Мурманской границы» новоиспеченный монах Трифон устраивал при Троицкой церкви первые кельи будущего Печенгского монастыря. Однажды в одну из лачуг забрел большой медведь и, опрокинув оставленную там квашню, принялся с аппетитом есть приготовленное тесто. Трифон, приблизившись к дикому зверю, сперва запретил ему двигаться, а потом отпустил вовсвояси. С тех пор ни один лесной хищник больше не тревожил иноков и не нападал на монастырское стадо оленей.

Кроткий постник или коварный разбойник

Трудно переоценить заслуги Трифона Печенгского в просветительской деятельности северных народов. Неслучайно преподобного называют «апостолом лопарей». Но если монашеский период его жития, полный благочестивых подвигов, не вызывает сомнений, то сведения о мирской жизни Трифона разнятся.

Классическое «Житие преподобного Трифона Печенгского», написанное соловецким монахом Сергием Шелониным, гласит, что поповский сын из Торжка по имени Митрофан, будущий «апостол лопарей», с ранних лет был «изряден постник, кроток, милостив».

Но современник святого, голландский купец Симон ван Салинген в своем «Сообщении о земле Лопии» утверждает со слов самого Трифона, что до принятия монашества тот слыл «грозным для врагов воином, много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел».

Несмотря на критику версии о «разбойничьем» прошлом, она все же имеет право на существование, о чем подробно свидетельствует исследовательский труд «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления», написанный в 2003 году монахом Митрофаном (Баданиным) (ныне митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан).

Миссия и рейдерский захват

В то же время никто не отрицает, что Митрофан, посвятив себя Богу, отправился с евангельской проповедью к язычникам-лопарям на Кольский полуостров. В 1519 году он повстречал там благочестивого просветителя северных язычников преподобного Феодорита Кольского и стал его духовным сыном и учеником. Еще через пять лет совместных трудов наставник благословил Митрофана на миссионерство, отправив его «на Приморие великого моря-окияна, в часть Норванския земли, в Кольский присуд, на реку Печеньгу, в народ лопарский».

Долгая жизнь Митрофана среди местных саамов (русские называли их лопарями) сопровождалась постоянными угрозами и нападками со стороны шаманов-нойдов, которым, разумеется, не нравилось, что он обращает их соплеменников в христианство.

Несмотря на эти угрозы, число новообращенных аборигенов росло, и в 1533 году Митрофан построил для них первую церковь на реке Печенге по благословению святителя Макария Новгородского. В этом же храме, который освятили в честь Святой Троицы, Митрофан принял монашеский постриг под новым именем Трифон. Со временем здесь образовался первый в Лапландии монастырь, где селились новокрещеные лопари, окормляемые благочестивым Трифоном.

Но в конце 1540-х на Печенгу явились беглые иноки из Свято-Троицкого Усть-Кольского монастыря, недовольные суровым уставом преподобного Феодорита Кольского. Они изгнали Трифона из его родной обители, угрожая ему смертью. Тот был вынужден восемь лет скитаться по Русскому Северу, собирая милостыню для своей обители. А тем временем в его отсутствие захватчики перенесли монастырь в устье Печенги, где им было проще вести хозяйство и заниматься промыслами и торговлей.

Расцвет монастыря

В конце 1550-х годов благочестивый Трифон, которого стали называть «апостолом лопарей», добрел до Москвы и получил от царя Иоанна Грозного жалованную грамоту, объявлявшую Свято-Троицкий Печенгский монастырь новым оплотом русского государства на Крайнем Севере. Царь распорядился «распространить владения монастыря на выброшенных китов и моржей, на морские берега, острова, реки и малые ручейки, верховья рек, тони (рыболовные участки), горы и пожни (сенокосы), леса, лесные озера, звериные ловли», а все местные жители с их угодьями провозглашались подданными государя, приписанными к обители.

Вернувшись после восьмилетнего скитания в новую обитель с грамотой от царя, Трифон нашел в себе силы и возможности усмирить непокорную братию, чтобы вместе исполнить царский наказ. Ведь им всем предстояло решить непростую задачу государственной важности: создать из монастыря северный форпост Русской державы на Кольском полуострове. И это у них получилось.

С тех пор начался бурный расцвет обители Трифона Печенгского: хозяйство крепло, территория увеличивалась и росло его просветительское влияние на Русском Севере. К 1580-м годам Свято-Троицкий Печенгский монастырь обзавелся крупнейшими в регионе морскими и охотничьими промыслами, судостроительными верфями, соляными варницами, скотными дворами и прочим хозяйством.

Печенгские мученики

Трифон Печенгский умер в декабре 1583 года, оставив братии грозное пророчество о страшном разорении обители. Оно сбылось через шесть с лишним лет. В 1590 году вооруженные финны, подданные шведского короля, дотла сожгли монастырь и жестоко убили почти всех его обитателей, не пощадив вместе с ними и окрестных жителей. В 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, «братия Печенгского монастыря, убиенная вместе с игуменом Гурием», была прославлена в лике преподобномучеников. Всего их было 116 человек.

Уцелевшие иноки поселились в Кольском остроге при Благовещенской церкви. После пожара 1619 года братия перебралась на другое место — за реку Колу, где обитель просуществовала до 1765 года, пока не была упразднена в силу указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель.

Второе рождение

В 1883 году исполнилось 300 лет со дня кончины преподобного Трифона Печенгского, и по случаю круглой даты в Святейшем Синоде обсуждался вопрос о возрождении Свято-Троицкого монастыря — в устье Печенги, на месте мученической кончины монастырской братии. Обитель вскоре действительно восстановили.

В XX веке обитель спаслась от большевистского погрома благодаря тому, что Печенгская волость в 1920-м отошла под юрисдикцию Финляндии. В 1944 году монастырь заняли войска вермахта, изгнали оттуда насельников и создали там опорный пункт. Осенью того же года в результате ожесточенных боев во время Петсамо-Киркенесской операции, проведенной советской армией против немецких захватчиков, древняя обитель была полностью разрушена. В результате сражений Печенгская волость присоединилась к СССР.

В наши дни продолжается очередное возрождение самого северного монастыря в России на его исконном месте, где река Намайоки впадает в Печенгу, — там, где его основал преподобный Трифон. На сегодняшний день восстановлен комплекс деревянных монастырских зданий во главе со Свято-Троицким собором, где с 2012 года монахи регулярно совершают богослужения. Ежегодно в обитель съезжаются тысячи паломников со всего мира, чтобы поклониться иконе преподобного Трифона Печенгского с частицей его мощей.

Адрес: Мурманская область, Печенгский район, н/п Луостари, Трифонов Печенгский монастырь.

Проезд общественным транспортом: От Мурманского железнодорожного вокзала на автобусах Мурманск-Никель или Мурманск–Заполярный доехать да поворота на поселок Луостари, остановка «31й километр», далее полтора километра пешком или на попутном транспорте в сторону поселка Луостари. Гостиница отсутствует, поэтому вопрос проживания и питания гостям необходимо решать самостоятельно.

Источник

Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь

САЙТ МОНАСТЫРЯ

самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть фото самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть картинку самый северный монастырь на кольском полуострове. Картинка про самый северный монастырь на кольском полуострове. Фото самый северный монастырь на кольском полуострове

Основатель монастыря

самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть фото самый северный монастырь на кольском полуострове. Смотреть картинку самый северный монастырь на кольском полуострове. Картинка про самый северный монастырь на кольском полуострове. Фото самый северный монастырь на кольском полуострове

Преподобный Трифон Печенгский

Основатель и духовный покровитель монастыря- Преподобный Трифон Печенгский.

Преподобный Трифон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей
(память 15 декабря по старому стилю)

Чудеса преподобного Трифона

Житие преподобного Трифона повествует, что ещё при жизни он являл чудеса богоугодной жизни: власть над зверями, подвиги великой духовной крепости. Сразу после кончины Преподобного стали происходить чудеса его явления людям, помощи в различных бедах, исцелений. Преподобный Трифон никогда не оставлял свой северный край, множество раз являлся по молитвам к нему, спасая погибавших на суше и на море. Притекающие к нему с верой всегда получали и продолжают получать и ныне исцеления от болезней и помощь. Особенно славилась целебная сила мощей Преподобного. Именно поэтому сотни и тысячи паломников ежегодно приходили на могилу к его святым мощам на протяжении более чем трех веков, пока они не были скрыты от народа, впавшего в неверие, гордыню, поправшего тысячелетнюю веру своих предков.

Первое же появление преподобного Трифона было благочестивому царю Феодору Иоанновичу при осаде Нарвы в феврале 1590 года. Осаждённые шведы на рассвете направили свои пушки на царский шатёр, когда царь ещё спал. И вот является ему во сне боголепный старец в иноческой одежде и говорит: «Встань, государь, выйди из шатра, иначе будешь убит». На вопрос царя, кто он, старец ответил: «Я тот Трифон, которому ты подал свою одежду, чтобы твоя милостыня предварила другие. Господь Бог мой послал меня к тебе». Царь проснулся и едва успел выйти из шатра, как ядро из города ударило прямо в царскую постель. Благодарный Феодор Иоаннович, глубоко тронутый Божией милостью, послал в Печенгскую обитель разыскать преподобного Трифона, узнал о его кончине, почтил его как святого и оказал монастырю большие милости.

Память народная сохранила описание многих других чудес, совершённых преподобным Трифоном. В Коле сын стрельца Пастухова по имени Игнатий три года страдал расслаблением тела и глухотой. Уже близкие к отчаянию родители вспомнили врача душевного и телесного преподобного Трифона. Помолившись с верою над гробом Преподобного, они дали обет ехать в его обитель и потрудиться для него целый год. Уже на обратном пути внезапно стал слышать их отрок и совершенно окреп телом. Благодарные родители исполнили обещание и вместе с исцелённым сыном целый год работали в обители.

Монах Печенгской обители Иосаф ослеп от тяжкой головной боли и, сильно страдая, помолился с сердечной верой Преподобному. Ночью явился светолепный инок, назвал себя Трифоном, начальником монастыря, и, прикоснувшись к глазам болящего, сказал: «Во имя Святой Троицы будь здоров и прозри, но держи монашество по обету». Воспрянул инок и радостно воскликнул: «Исцелился я и прозрел явлением преподобного отца нашего Трифона!». На голос его стеклись все обитатели монастыря, изумлённые чудом.

Житель города Колы Илларион во время рыбалки проткнул себе веко и тяжело заболел. Лицо его опухло так, что даже не видно было глаза. Он уже отчаялся не только сохранить зрение, но и саму жизнь. Товарищи на лодке повезли его в город. Когда плыли они в Кольском заливе, Илларион начал с воплями призывать преподобного Трифона, обещая потрудиться в его обители до самой смерти. Товарищи, не видя никакого судна на море, запретили ему говорить, но он внезапно воскликнул: «Прозрел я и вижу!». Тут он рассказал, как один из светлых иноков, бывших на судне, приблизился к нему и воскрилием своей одежды прикоснулся к больному глазу, возвратив ему зрение и прекратив болезнь. Исцелённый Илларион до конца своей жизни трудился в обители преподобного Трифона, занимаясь ловом рыбы на Крестовой тоне.

Старец Иосаф по обету пришёл из Кандалакшской обители в Печенгскую, но потрудившись завещанное время, впал в искушение пьянства. Тогда ему предстал с грозным видом сам преподобный Трифон, укоряя за то, что он нарушает иноческие обеты. Явившийся как бы наложил на Иосафа тяжкие оковы, которые он невидимо чувствовал на себе в течение семи дней, пока, раскаявшись, не был разрешён от них тем же чудным старцем.

Молитва святому преподобному Трифону, Печенгскому чудотворцу

О Всесвятыя Троицы угодниче, о блаженнейший и равноапостольный пастырю, преподобне отче наш Трифоне! Не забуди твоея паствы, поминай во святых твоих и богоприятных молитвах, приносимых в Троице славимому Богу, стадо твое, еже сам, по благовестию от ангела, пришествием твоим собрал и упасл еси. Понеже в сродстве твоего мирскаго жилища, слышав во святей церкви на утрени поющих: «Пустынным живот сокровен есть, божественным рачением воскриляющымся»; и от того восперився божественною любовию, оставль дом и сродство, и пришед вскрай северныя страны, просветил еси святым крещением неведущий Творца, всех Бога, лопарский народ, за еже, во утверждении христианския веры, многа изгнания и злоключения подъял еси. И близ реки Печенги в пустыню вселився, братию из многих градов и весей собрав, велию обитель воздвигл еси, и при отшествии к небесным селением, о посещении твоея обители пророчествия дар от Бога восприял еси, и по смерти на мори и на суши многа чудеса и цельбы с верою просящым сотворил еси и ныне твориши. Темже молим тя, не забуди присещати чад твоих: моли за ны, преподобне отче, приходящыя к тебе с верою, и за вся христианы, яко имеяй дерзновение к Безсмертному Царю Христу всех Богу. Не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас верою и любовию чтущих тя и поминающих святую память твою. Аще бо ты и преставился еси от нас телом, но и по смерти живый духом, всегда чудодействуеши. Молитвами твоими сохраняй нас от стрел и козней вражиих, и всякия прелести бесовския, и от враг видимых и невидимых. Пастырю наш добрый! Аще мощи твоя в раце незрими нам суть, обаче, понеже всегда в Троице славимому Богу, при Престоле Его непостижимаго величествия неотступно в молитвах предстоиши, усердно к тебе прибегаем и просим: умоли и испроси нам время к покаянию, да в час исхода души прейдем от земных к небесным, мытарств же воздушных и вечныя муки избавимся, и Небесному Царствию наследницы будем со всеми от века угодившими. О всеблаженне отче наш Трифоне! Не презри и ныне нас, притекающих к тебе, яко да молитвами твоими и помощию спасаеми, славу и благодарение, хвалу и поклонение за вся в Троице единому Богу, всех Создателю возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Трифона Печенгского, Кольского

Пути, вводящаго в жизнь, наставник и учитель был еси:/ первее бо, преподобне отче наш Трифоне,/ пришел еси в часть Норвегския земли/ и в последних концех северныя страны языки просветил еси,/ породив водою и Духом Святым,/ и священная твоя чада в безплодней пустыни,/ яко древа масличная, насадил еси,/ велию обитель Святыя и Живоначальныя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы создал еси/ и монахов множество собрав./ Тем, яко апостолом и пустынножителем равночестна чтуще тя,/ прилежно припадающе, вопием:/ моли всех Бога за Русскую землю, за область твою и за вся люди,/ почитающия память твою.

Кондак преподобного Трифона Печенгского, Кольского

Все твое умное желание к Богу вперив,/ Того званию невозвратно от души последовал еси,/ в пустыню конечную вселився,/ и, тамо ангельски и равноапостольне пожив,/ многим путь был еси ко спасению./ Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, исповедниче Христа Бога нашего;/ радуйся, граду твоему неколебимое утверждение, Трифоне, отче наш.

Акафист святому преподобному Трифону, Печенгскому чудотворцу

Кондак 1

Избравшу тя Пастыреначальнику Христу во апостола страны северныя, абие отринул еси, досточудне Трифоне, мира сего красная, претерпел же всяко озлобление, благовестил еси седящым во тме и сени смертней Бога явльшагося плотию: темже со апостолы срадуется дух твой в небесных обителех. Имея убо дерзновение ко Христу Богу нашему, от всяких бед избави нас зовущих:

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Икос 1

Ангелы Своя странам и языком предстатели даровавый Бог, егда прииде времен исполнение, моления ради ангела страны, яже близ океана хладна, и народа лопска предстателя, призва тя во благовестие, всехвальный Трифоне, яко да спасени будут людие тии. Поминающе убо сия, вопием ти:

Радуйся, священнаго корене благое прозябение.

Радуйся, пустынным издетска житием сосуд избран себе Богови уготовавый.

Радуйся, зван быв свыше, к океану морю преселивыйся.

Радуйся, во Христе грядущее избавление тамо благовестивый.

Радуйся, поспешествующей ти благодати Божией, приведый ко Христу чад множество.

Радуйся, совершенною Христа любовию уязвився, образ по сем иноческий на себе приемый.

Радуйся, Троицы Живоначальныя обитель устроивый, и яже ко Христу монахов ликостояния.

Радуйся, велия ради смирения от начальства над обителию отрекийся, повелеваяй зверьми дивиими.

Радуйся, течение свое святолепне скончав, благочестне ко Христу отшедый.

Радуйся, яко обитель твоя, от враг разоренная, по словеси твоему паки возставится.

Радуйся, по преставлении твоем царя Феодора спасый и всем потребная скоро подаваяй.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 2

Видяща родителя твоя, досточудне Трифоне, издетска постническое твое житие, аще и стужастася о твоем терпении, обаче радовастася, проразумевающа, яко хощет Господь воздвигнути тебе нова миру светильника, и Тому воспеваста: Аллилуиа.

Икос 2

Разум свыше осени тя, преподобне, всего себе предати Христову изволению, имже в пустыню приведен был еси: тамо бо найде на тя Сила Божия, во еже благовестити Евангелие Христово народу иному. Темже вопием ти:

Радуйся, иереа Божия радосте и матере твоея веселие.

Радуйся, родителей честных чадо, от Бога зело возлюбленное.

Радуйся, девство драгое и чистоту душевную соблюдый непорочны.

Радуйся, издетска в дому Божии, аки Христос отрок, приметатися изволивый.

Радуйся, услышавый тамо слово реченное: пустынным живот сокровен есть, божественным рачением воскриляющымся.

Радуйся, оным гласом, яко воин, на служение Царю призванный.

Радуйся, пустынным житием себе в добрем изволении утвердивый.

Радуйся, во юности плотския страсти умертвивый.

Радуйся, постом душу свою, во еже глас свыше слышати, предочистивый.

Радуйся, от Христа языку лопску избранный благовестниче.

Радуйся, еже о мире сем отложивый попечение и абие вослед Христу последовавый.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 3

Силою во еже благовестити, свыше Христос облече тя, досточудне Трифоне. В пустыни бо, аки Моисеови древле в купине, глас ти бысть: «Иди в землю необетованную и рцы, яко любы обручения Моего не разорится». Егда же рекл еси: «Кто еси Господи»; отвеща ти: «Иисус Есмь, Егоже ты ищеши». Сия же слышав, со умилением преклонься, возопил еси Тому: Аллилуиа.

Икос 3

Имущу ти, аки Моисей, смирение велие, во еже отрещися такова звания, рекл еси, преподобне: «Невежда есмь, Господи, и малокнижен». Обаче Той заповеда ти: «Ничесоже вопреки глаголи, яко на вся послю тя, и идеши. вся, яже заповедаю ти, глаголи, не убойся, с тобою бо Есмь». Сего ради вопием ти:

Радуйся, радости родителей твоих оправдание.

Радуйся, видевый славы Отчия сияние.

Радуйся, яко благодать Божия излияся на тя богатно.

Радуйся, яко разумение ти языков дадеся.

Радуйся, яко найде на тя дух премудрости и ведения.

Радуйся, Духа Святаго приятелище.

Радуйся, силою Божиею аки мечем препоясанный.

Радуйся, яко рыбарь ко океану на уловление душ человеческих во спасение призванный.

Радуйся, Андреа Первозваннаго, на горах Киевских благовестника ревнителю.

Радуйся, Мефодиа и Кирилла избранный последователю.

Радуйся, Гуриа и Варсонофиа, Стефана и Иннокентиа достойный преемниче.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 4

Бури океана хладна не убоявся, любовию Христовою согреваемь, во страну северную преселился еси, досточудне Трифоне, да предложиши тамо народу Лопску огнь любве Божия, хлад и мрак души разгоняющ, во еже чистым сердцем и усты воспевати: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще идолов посрамление от тебе, злочестивии людий сих учителие, кебуни нарицаеми, злобу велию воздвигоша на тя, преподобне, по ланитома биюще, по каменем влачаще, и ины пакости деюще. Мы же зряще тя, со смирением таковая приемлюща, умильно вопием:

Радуйся, яко купец многоценна ради бисера ко океану устремивыйся.

Радуйся, ввергий мрежу свою на уловление душ во спасение.

Радуйся, тщету идолов обличивый.

Радуйся, сего ради аки Павлово от иудей страдание приемый.

Радуйся, яко слово Божие светлостию лица твоего утверждашеся.

Радуйся, яко слово твое пройде в сердца окамененная.

Радуйся, от Бога создание всея твари из небытия народу лопарску возвестивый.

Радуйся, благовестивый сим людем во Адаме наше падение, во Христе же обновление.

Радуйся, отриновенныя Христовым обручением утешивый.

Радуйся, благовестием твоим небесныя лики возвеселивый.

Радуйся, ангела предстателя страны северныя себе явивый.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобився, всю страну северную обтекл еси, досточудне Трифоне. Яко бо денница, солнцу преходящая, от языка лопска привел еси ко Христу чад множество, иже со умилением сердца приимше крещение, возопиша о тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видение бе дивное, егда от мрачна неведения тобою приведеннии Христови сочеташася: земля бо и небо ликоваху, во струях Печенги, аки Иордана и Днепра, зряща множество крещаемых. Поминающе убо сия, восклицаем ти:

Радуйся, гласе вопиющаго, от народа лопска услышанный.

Радуйся, Крестителя Христова собеседниче.

Радуйся, яко тма идольская от тебе разорися.

Радуйся, яко крест, аки знамя победное, тобою зде водрузися.

Радуйся, яко трапеза бесовская ни во что же тамо вменися.

Радуйся, яко вместо тоя утвердися тамо трапеза Христова спасительная.

Радуйся, тобою бо Матерь Божия прославися.

Радуйся, яко святии просвященным тобою людем присни сташа.

Радуйся, яко Владимир святый, зря чад умножение, возвеселися.

Радуйся, в распутиях мира сего обретый на вечерю Христову избранныя.

Радуйся, Церкве от народа лопска создателю.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 6

Егда проповедано бысть Евангелие всей стране северней, ин подвиг приял еси на себе, досточудне Трифоне. Языку бо крещену бывшу, абие прием образ ангельский, создал еси обитель Живоначальныя Троицы, в нюже стечеся инок множество, во еже пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия во мраце Севера, яко светильник света невечерняго, обитель от тебе созданная, светом Троическим вся осиявающая. Темже радующеся вопием ти:

Радуйся, апостолом веселие, преподобным же удобрение.

Радуйся, кукулем, аки венцем незлобия, главу свою увязивый.

Радуйся, поясом чресла своя во умерщвление плоти препоясавый.

Радуйся, Иоанну Богом возлюбленну поревновавый.

Радуйся, нестяжания учителю.

Радуйся, смирения великаго носителю.

Радуйся, каменю, на немже создася жилище Пресвятыя Троицы.

Радуйся, в жилищих тмы селение света невечерняго соделавый.

Радуйся, яко возстена князь мира сего, зря воинства Христова водворение.

Радуйся, яко зде ста колесница, Иезекиилем созерцанная.

Радуйся, яко вознесеся седящему на ней песнь великая, в вышних песнословимая.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 7

Хотяй чада своя препитати и спасти, егда глад стране прилучися, блаженному Гурию предал еси, досточудне Трифоне, обитель от тебе созданную, сам же изшед во Отечествие, осмерицу лет по градом тамо прехождал еси, даяния блага приемля и поя Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую купель Силоамскую яви тя Бог, преподобне, егда странен сый во Отечествии, приемля даяния, многоценна сокровища всем источал еси, тобою бо слепии прозираху, немии глаголаху, недужнии здравие улучаху. Чудящеся сему, ублажаем тя:

Радуйся, Моисеови уподобивыйся.

Радуйся, Товита праведна ревнителю.

Радуйся, яко Товиа в путех ангелом храненный.

Радуйся, святителя Николаа Мирликийскаго подражателю.

Радуйся, Сампсона страннолюбива и Филарета милостива увеселителю.

Радуйся, алчущих питателю.

Радуйся, сирых заступление.

Радуйся, вдовиц ограждение.

Радуйся, младенцев соблюдение.

Радуйся, милосердия учителю.

Радуйся, образе жития богоугоднаго.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 8

Странствие скончавая, к царствующему граду устремился еси, досточудне Трифоне, идеже новое о тебе чудо благоволи Бог сотворити: не сущу бо еще ти тамо, со единем от обители Соловецкия цареви предстал еси дивно. Темже последи той, приемль тя любовию, всякаго исполни даяния, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь благоговеинства исполнився, в тое же время царевич Феодор, изшед от церкве, посла ти, преподобне, одежды своя, яко да милостыня его предъидет царскому даянию, еже и бысть по сем велие. Темже вопием ти:

Радуйся, смирения ради вознесенный.

Радуйся, сильным мира сего явленный.

Радуйся, яко царь пришествию твоему удивися.

Радуйся, яко явлением двою той возвеселися.

Радуйся, от царя достойне почтенный.

Радуйся, от сына царева одаренный и возлюбленный.

Радуйся, от напастей сего выну соблюдавый.

Радуйся, яко милостынею его обитель твоя снабдеся.

Радуйся, яко благочестием его царство Российское увеселися.

Радуйся, яко царство наше цари благочестивыми украшается.

Радуйся, яко святыми мужи оное утверждается.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 9

Всяких дарований исполнен сый, паки во страну северную, аки солнце к захождению, притек, досточудне Трифоне, создал еси церковь благоверных князей Бориса и Глеба, и оставль обитель, в дольней пустыни водворився, остаток дний своих препроводил еси в терпении мнозе, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии от инок дивное еже ти тварей повиновение всюду возвестиша, преподобне: не сущу бо ти единожды в келлии, зверь дивий в ню вниде и начат бывшая ясти. Возвращшу же ти ся и наказавшу сего, николиже паки ко обители твоей от тацех приближатися смеяше. Сему же чудящеся, взываем ти:

Радуйся, ластовице пустыннолюбивая.

Радуйся, Успенския пустыни украшение.

Радуйся, молчания образе.

Радуйся, прилоги лукаваго уразумевый.

Радуйся, гордыни его не приложивыйся.

Радуйся, стрелы того безсильны явивый.

Радуйся, в конец сего посрамивый.

Радуйся, Адаму первозданну уподобивыйся.

Радуйся, яко тя зверие дивии царя себе познаша.

Радуйся, от земнородных прозябение дивное.

Радуйся, кораблю великий, ко пристанищу тихому приблизивыйся.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя собранныя, прежде кончины твоея досточудне Трифоне, паки во обитель твою прешел еси, и Богови служение заповедал еси братии: юже грядущаго ради озлобления Христовым утешив милосердием, в небесныя кровы отшел еси, идеже со святыми поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена был еси чадом обители твоея, преподобне, иже со умилением поюще надгробная, положиша святое тело твое, якоже заповедал еси, в пустыне тобою возлюбленней Зряще же оное токи чудес источающее, радостно возопиша:

Радуйся, Пресвятыя Троицы изрядный почитателю.

Радуйся, Девы Преблагословенныя ублажателю.

Радуйся, святым Зосиме, Савватию и Герману единонравный.

Радуйся, добре Богови поживый.

Радуйся, в старости мастите ко Христу преселивыйся.

Радуйся, яко глава твоя, приклонена сущи, труды извествоваше.

Радуйся, седина бо твою мудрость обличаше.

Радуйся, таланты, от Бога ти вданныя, приумноживый.

Радуйся, благий рабе, вшедый в радость Господа твоего.

Радуйся, честных монахов похвало и украшение.

Радуйся, обители твоея присный Богови предстателю.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, досточудне Трифоне! Обитель бо твоя, аще по словеси твоему от свеев разорися, обаче страданием братий прославльшися, паки возставися. Аще и вторицею опусте, силою же лучшею ныне обновися, в нюже иноцы текуще, о тебе радостно Богови поют песнь немолчную: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарней звезде уподобися обитель твоя, преподобне, егда ю свее разоряху: чада бо, тобою собранная, терпением враги посрамиша, венцы мученическими украсишася, и купно с церковию огнем попалившася, яко жертва угодна Богови принесошася. Поминающе убо таковая, умильно вопием ти:

Радуйся, грядущая в Бозе созерцаяй.

Радуйся, обители разорение предъявивый.

Радуйся, до времене ю вои небесными соблюдавый.

Радуйся, яко ученик твой Иона, молитвами тя выну чтый, в пустыни твоей от меча скончася.

Радуйся, Гуриа, Германа и иных прославленных Богом подвижников веры и благочестия наставниче.

Радуйся, яко вся чада твоя от Христа прияшася.

Радуйся, яко обитель твоя паки возставися.

Радуйся, яко паки тем светильник благочестия страны даровася.

Радуйся, тою лжеучения сокрушаются.

Радуйся, святыя бо твоя мощи аки камень краеуголен являются.

Радуйся, яко вся коемуждо полезная молитвами твоими даруеши.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 12

Икос 12

Поюще Богу песнь благодарения, радуемся о тебе, преподобне, яко вся нам полезная даруеши. Тобою бо пагуба отгоняется, здравие улучается, мир и благоустроение водворяется: понеже на небесех присно ходатайствуеши о нас, взывающих ти сице:

Радуйся, на небесех о нас теплый предстателю.

Радуйся, почитающих тя верный хранителю.

Радуйся, не чтущих тебе вразумителю.

Радуйся, духов злобы отгонителю.

Радуйся, помраченных умы просветителю.

Радуйся, недугов изрядный целителю.

Радуйся, от потопления морскаго спасателю.

Радуйся, яко тобою царю Феодору даровася избавление.

Радуйся, яко тобою небесное царей наших познася соблюдение.

Радуйся, яко тобою всяка печаль отгоняется.

Радуйся, яко тобою благочестие во обители твоей и по всей стране сей утверждается.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 13

О преподобне и досточудне отче наш Трифоне! Живоначальней предстоя Троице, в неприступнем свете и радости неизглаголанней, приими сие от умиленнаго ти сердца возносимое хваление, и не престай моляся о нас, да поживше благочестне, по успении нашем сретени от тебе обрящемся на небесех, и воспоем Богови со ангельскими лики: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *