самый главный метод познания в большинстве наук это опыт практика исследуемая самые разные явления
Как научить учащегося выбрать тему исследования
Реализация ФГОС ООО
КАК НАУЧИТЬ УЧАЩЕГОСЯ ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.
Если не можешь определить сразу тему, задай себе следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
- Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов; Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках. Например: «Кто зажигает звёзды?», «Кто построил пирамиды?», «Почему надуваются мыльные пузыри?».
Цели и задачи исследования.
Ты назвал, сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами работы. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Надо записать цель исследования. Например: узнать, что делает под водой водолаз; выяснить, почему репейник колючий; расследовать, зачем зебре полоски.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Надо записать задачи собственного исследования.
Итак, старт исследовательской работе дан. Вперёд, к поставленным целям и задачам!
- Предположим… Допустим… Возможно… Что, если…
Например. Почему самолёт оставляет в небе след?
Допустим, потому, что он разрезает небо….
Почему цыплята жёлтые?
Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования.
Надо записать свою гипотезу. Если их несколько, их надо пронумеровать, а самую важную поставить на первое место.
Как составить план работы.
Для того, чтобы составить план работы, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого нам надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод – способ, приём познания явлений окружающего мира. Предлагается список доступных методов исследования:
Воспользуйся теми методами, которые помогут проверить гипотезу.
С этого надо начинать любую исследовательскую работу. Зададим вопросы:
- Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования.
- Посмотреть книги о том, что исследуешь.
Если то, что ты исследуешь описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Первыми помощниками станут энциклопедии, информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём». Конечно же, не всегда сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке, нужно посетить школьную, районную или городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
- Спросить у других людей.
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесём всех тех, кто профессионально занимается тем, что исследуем. Неспециалисты для нас будут все остальные люди, но их тоже можно расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.
Фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Надо помнить об этом источнике знаний. Надо вспомнить, какие известные фильмы могут помочь в сборе информации по теме исследования.
Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по разным вопросам. Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.
Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Надо продумать план эксперимента. Может быть необходимо провести не один, а несколько экспериментов.
Подготовка к защите исследовательской работы.
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:
- Выделить из текста основные понятия и дать им определения. Классифицировать (разбить на группы)основные предметы, процессы, явления и события. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи. Предложить примеры, сравнения и сопоставления. Сделать выводы и умозаключения. Указать возможные пути дальнейшего изучения. Подготовить текст сообщения. Приготовить рисунки, схемы, чертежи, макеты. Приготовиться к ответам на вопросы.
Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
Понятия – это краткие и точные характеристики предметов, явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, надо выделить основные понятия исследования и подумать, как можно кратко их выразить.
Как научиться давать определения понятиям? Существуют приёмы, очень похожие на определения понятий, можно воспользоваться ими.
- Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие. Чем дать его строгое определение. Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов. Описать объект – значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты? Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов. Различение помогает установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой.
Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
Классификацией называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.
Ранжировать основные идеи.
Ранжировать – от слова «ранг». В переводе с немецкого языке ранг – это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи – значит выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте и т. д. Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность мыслящего ума.
Предложить сравнения и метафоры.
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.
Сделать выводы и умозаключения.
Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведёт итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения. Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить – значит высказывать суждения. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.
Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Для настоящего исследователя завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше ( по выбранной теме).
Для того, чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:
- Почему избрана эта тема. Какую цель преследовало исследование. Какие ставились задачи. Какие гипотезы проверялись. Какие использовались методы и средства исследования. Каким был план исследования. Какие результаты получены. Какие выводы сделаны по итогам исследования. Что можно исследовать в этом направлении дальше.
Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами. Например, вы исследовали маршруты движения муравьёв в соседнем парке – нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жилой дом будущего – сделайте его рисунок. Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка – склейте макет.
Подготовиться к ответам на вопросы.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и не нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них нужно быть готовым. Для того, чтобы это сделать надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
«Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает» Н. Буало.
Самый главный метод познания в большинстве наук это опыт практика исследуемая самые разные явления
Слово «естествознание» означает знание о природе. Поскольку природа чрезвычайно многообразна, то в процессе ее познания формировались различные естественные науки: физика, химия, биология, астрономия, география, геология и многие другие. Каждая из естественных наук занимается изучением каких-то конкретных свойств природы. При обнаружении новых свойств материи появляются новые естественные науки с целью дальнейшего изучения этих свойств или, по крайней мере, новые разделы и направления в уже имеющихся естественных науках. Так сформировалась целая совокупность естественных наук. По объектам исследования их можно разделить на две большие группы: науки о живой и неживой природе. Важнейшими естественными науками о неживой природе являются : физика, химия, астрономия.
Химия – наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Химия изучает химическую форму движения материи и делится на неорганическую и органическую химию, физическую и аналитическую химию, коллоидную химию и т.д.
Астрономия – наука о Вселенной. Астрономия изучает движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие. Важнейшими разделами астрономии, которые сегодня превратились, по существу, в самостоятельные науки, являются космология и космогония.
Космология – физическое учение о Вселенной как целом, ее устройстве и развитии.
Космогония – наука, которая изучает вопросы происхождения и развития небесных тел (планет, Солнца, звезд и др.). Новейшим направлением в познании космоса является космонавтика.
Биология – наука о живой природе. Предметом биологии является жизнь как особая форма движения материи, законы развития живой природы. Биология, по-видимому, является самой разветвленной наукой (зоология, ботаника, морфология, цитология, гистология, анатомия и физиология, микробиология, вирусология, эмбриология, экология, генетика и т.д.). На стыке наук возникают смежные науки, такие как физическая химия, физическая биология, химическая физика, биофизика, астрофизика и т.д.
Итак, в процессе познания природы формировались отдельные естественные науки. Это необходимый этап познания – этап дифференциации знаний, дифференциации наук. Он обусловлен необходимостью охвата все большего и все более разнообразного числа исследуемых природных объектов и более глубокого проникновения в их детали. Но природа – это единый, уникальный, многогранный, сложный, самоуправляющийся организм. Если природа едина, то единым должно быть и представление о ней с точки зрения естественной науки. Такой наукой является естествознание.
Естествознание – наука о природе как единой целостности или совокупность наук о природе, взятая как единое целое. Последние слова в этом определении еще раз подчеркивают, что это не просто совокупность наук, а обобщенная, интегрированная наука. Это о значает, что сегодня дифференциация знаний о природе сменяется их интеграцией. Эта задача обусловлена, во-первых, объективным ходом познания природы и, во-вторых, тем, что человечество познает законы природы не ради простого любопытства, а для использован ия их в практической деятельности, для своего жизнеобеспечения.
Роль естествознания в жизни людей велика. Естествознание является основой жизнеобеспечения – физиологического, технического, энергетического. Естествознание – это теоретическая основа промышленности и сельского хозяйства, всех технологий, различных видов производства, в том числе производства энергии, продуктов питания, одежды и т.д. Естествознание – это важнейший элемент культуры человечества, это один из существенных показателе й уровня цивилизации.
Существует множество разных определений понятия «наука». Все они сходятся на том, что наука — это особый вид человеческой деятельности, главным приоритетом которого является получение нового знания.
Наука — сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные (естествознание) или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие.
Кроме того, под наукой часто подразумевается вся сложная система знаний, полученных в результате этой деятельности и составляющих научную картину мира.
Науку интересуют самые разнообразные предметы и явления. Она изучает природу, человека, общество, культуру и даже самое себя. Но это не значит, что наука берется за решение любых вопросов. На каждом этапе своего развития наука задается определенным набором вопросов, тогда как другие остаются вне ее поля зрения и рассматриваются как запрещенные. К примеру, вопрос о том, как связаны между собой сила тока, идущего по проводнику, напряжение и сопротивление, является (по крайней мере так было с конца XVIII в.) вполне осмысленным научным вопросом. Ответ на него, как вы знаете, дает закон Ома, но вопрос «Зачем существует закон Ома?» не является научным.
Характеристики научной деятельности:
Чем же наука отличается от других видов человеческой деятельности?
В естествознании доказательность знания связана прежде всего с экспериментом. Если эксперимент воспроизводится при тех же условиях с получением того же результата, то результат является достоверным. Однако теоретическое объяснение результата эксперимента может быть неоднозначным и носить характер гипотезы. Нередко гипотеза требует дополнительной экспериментальной проверки.
Наука подобна живой природе. Жизнь не может существовать, не воплощаясь во множестве форм. Так же и наука. Многообразие ее методов и подходов обусловлено многообразием окружающего мира.
Научный метод познания природы
Метод – совокупность правил и приемов их иcпользования, которые позволяют гарантированно и систематически добиваться поставленной цели.
Цель научного метода заключается в получении научного знания о природных объектах и явлениях. От других видов знания (обыденного, гуманитарно-художественного, религиозного и т.д.) научное отличается систематичностью, объективностью, достоверностью, точностью и практической ценностью.
Систематичность научного знания означает, что данные разных наук не противоречат, а дополняют друг друга.
Объективность научного знания означает независимость от личности исследователя, от его индивидуальности. В отличие от этого оценка достоинств художественного произведения или значимости политического события во многом зависит от субъективных предпочтений и личных убеждений эксперта.
Достоверность научного знания обеспечивается принятой в науке традицией рациональной критики. Ничто не принимается на веру, каждый факт, гипотеза, теория проверяются и перепроверяются.
Точность научного знания связана с использованием особого языка терминов и математических формул. Естественные науки не терпят расплывчатых, двусмысленных, ни к чему не обязывающих утверждений и выводов.
Успехи современного естествознания свидетельствуют об эффективности научного метода познания. Он складывался в течение длительного времени и лишь в конце XVII в. приобрел все свои основные черты. Именно с этого времени начинается история науки в полном смысле этого слова.
Элементы научного метода познания
Научное познание начинается с наблюдения природы.
Наблюдение – целенаправленный, строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены.
Уже этот простейший метод получения знаний требует, как минимум, осмысленной и активной позиции. Наблюдение имеет определенную цель. Место, время и другие обстоятельства наблюдения планируются, а его результаты фиксируются для дальнейшего использования. Часто наблюдение выполняется е помощью технических средств и измерительных приборов.
Результаты наблюдений подвергаются систематизации и классификации, что позволяет сформулировать эмпирические обобщения.
Эмпирическое обобщение — замеченная в природе закономерность, причины которой нам еще непонятны.
Например, эмпирическим обобщением наблюдений восхода солнца является вывод о том, что солнце восходит в восточной стороне горизонта. Это еще не теоретический вывод, но уже и не отдельный факт. Это более общая, чем факт, форма эмпирического знания. «Эмпирический» означает полученный из опыта, из непосредственных ощущений.
Эмпирическое обобщение возникает путем индукции.
Индукция — метод познания, основанный на выведении общих следствий из частных посылок.
Так, если в течение нескольких лет наблюдений солнце каждый день восходит на востоке, возникает основание считать, что оно восходит на востоке всегда.
Эмпирическое обобщение неизбежно вызывает вопрос о причинах установленной закономерности, побуждая к выдвижению гипотез.
Гипотеза — предположение о причине той или иной закономерности, о сущности того или иного объекта или явления.
Гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
1. Быть проверяемой. Гипотеза о существовании всемогущего Бога никакого отношения к науке и научному методу иметь не может, ибо в принципе непроверяема.
2. Обладать общностью, т.е. единым образом объяснять как можно больше разрозненных фактов и эмпирических обобщений. То же требование можно сформулировать «от противного»: число научных гипотез, привлекаемых для объяснения известных эмпирических данных, должно быть минимальным.
3. Обладать предсказательной силой. Предсказательная сила гипотезы заключается, во-первых, в самой возможности делать конкретные и нетривиальные прогнозы на ее основе, а во-вторых, в совпадении выводов с фактами, установленными уже после формулирования гипотезы.
4. Быть логически непротиворечивой, поскольку из противоречивого положения можно вывести любое желаемое утверждение. Если указанные требования к научной гипотезе выполнены, то на ее базе может быть построена научная теория.
Теория— высшая форма организации научного знания, дающая точное и целостное представление о закономерностях определенной области действительности.
В рамках научной теории одни из эмпирических обобщений получают свое объяснение, а другие трансформируются в законы природы.
Закон природы — это выраженная словесно или математически необходимая связь между свойствами материальных объектов и/или обстоятельствами происходящих с ними событий.
Абстракции позволяют упрощать картину явления и рассматривать его как бы в «чистом виде». Они возникают в результате абстрагирования.
Абстрагирование — метод познания, основанный на том, что несущественные стороны и признаки изучаемого явления не учитываются.
С развитием метода абстрагирования стали одна за другой создаваться абстракции все более высокого уровня. Дистанция между ними и их корнями в реальности вскоре возросла настолько, что абстракции в представлении некоторых греческих философов приобрели самостоятельную реальность, порой рассматривавшуюся как первичная по отношению к реальности чувственного мира. Такой, например, стала абстракция числа в трактовке школы Пифагора. «Всё есть число», — утверждал Пифагор. Числа, с его точки зрения, представляют собой самостоятельные сущности, являющиеся первоосновой мира.
Пифагорейцы заложили основы дедуктивного метода.
Дедукция — метод познания, основанный на выведении частных следствий из общих посылок.
Греческие мыслители поняли, что соблюдение определенных правил гарантирует получение правильных выводов из правильного исходного положения. Совокупность правил мышления оформилась в отдельную философскую дисциплину — логику.
Логика – наука о законах и формах мышления.
Основные законы логики сформулировал легендарный Аристотель (384-322 гг. до н. э.).
Понятие абстракции (абстрагирования) тесно связано с понятием модели. Мы не в состоянии охватить предмет изучения целиком, во всем богатстве его неисчислимых взаимосвязей с окружающим миром. Мы можем эффективно работать лишь с моделями, для которых предмет изучения — природный объект или явление — является прототипом.
Модель — это абстракция или материальный объект, которые обладают только основными свойствами и связями прототипа, а в остальном существенно проще его.
Моделирование как метод научного познания основано на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого наблюдения. Сущность моделирования как метода познания заключается в замещении объекта исследования моделью, причем в качестве модели могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения. Возможность моделирования основана на том, что модель в определенном отношении отображает какие-либо стороны прототипа. При моделировании очень важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений при моделировании.
И наконец, в естествознании используется эксперимент.
Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в их ход.
Таким образом методы научного познания можно разделить на:
Учебное исследование Материалы для школьников по самостоятельной исследовательской практике
Материалы для школьников по самостоятельной исследовательской практике
Материалы для школьников по самостоятельной исследовательской практике
I. Как выбрать тему исследования
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
• фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
• экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
• теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.).
II. Цель исследования
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?
III. Задачи исследования
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
IV. Гипотеза исследования
Гипотеза – это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – «основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений». Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».
Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.
V. Организация и методика исследования
Как составить план исследовательской работы?
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.
Предлагаем список доступных методов исследования:
• прочитать книги о том, что исследуешь;
• найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;
• спросить у других людей;
1. Подумать самостоятельно
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:
• Что я знаю по теме исследования?
• Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
• Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
2. Прочитать книги о том, что исследуешь
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.
Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать
книги с подробным описанием.
Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь
4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет
Ни один ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Сохрани найденную информацию в папке.
5. Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь.
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.
Зафиксируй результаты наблюдений.
7. Провести эксперимент
VI. Подготовка к защите исследования
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
1) дать определения основным понятиям;
2) классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
3) выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
4) ранжировать основные идеи;
5) предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
6) выработать суждения и умозаключения;
8) указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;
9) подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
10) приготовить тексты, фото, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
1. Дать определения основным понятиям
Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоем исследовании.
Как научиться давать определения понятиям. Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследовании.
Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов.
Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты?
Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки – это куклы, машинки, кубики, мячи и т. п.; полезные ископаемые – это уголь, нефть, газ и т. п.
Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.
Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и др.
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события
Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы
4. Ранжировать основные идеи
Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая
идея самая главная, какая занимает по значимости второе место,
какая – третье и т. д.
Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность ума.
5. Предложить сравнения и метафоры
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.
6. Выработать суждения и сделать умозаключения
Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.
8. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал
Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.
9. Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.
К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
10. Приготовить фото, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования
VII. От чего зависит успех исследования
1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
2. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
4. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
6. Действуя, не бойся совершить ошибку.
4. Главы основной части
5. Заключение (выводы)
6. Список использованной литературы
Название конкурса
Научно-исследовательская работа:«Название»
Исполнитель:Ф. И.
Анапа
Оглавление или содержание
1. Теоретическая часть…..стр.
Введение
В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной темы, гипотезу, цель и задачи.
Основная или теоретическая часть
В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, обобщаются результаты. Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, выносятся в приложения.
Выводы и заключение
Заключение – это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. Надо обязательно написать подтвердилась или нет ваша гипотеза поставленная в введении.
Каждый литературный источник, включенный в такой список, должен иметь отражение в работе. Если автор делает ссылку на какие – либо факты или цитирует работы других авторов, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Ссылка на источник с указанием страниц может быть вставлена в основном тексте в квадратных скобках.
В приложение выносятся: фотографии, графики, диаграммы и таблицы.