с какой наукой связана методика обучения истории
Связь методики обучения истории с другими науками
В связи с существенным обновлением и расширением методологической базы методических исследований принципиальному пересмотру подлежит вопрос о связи методики обучения истории с другими науками. В прежние годы круг сопредельных наук ограничивался историей, педагогикой и психологией.
Очевидно, что «органическая связь методики истории с сущностью самого преподаваемого предмета» (В.Г.Карцов) в любые времена будет осуществляться в содержании учебного материала, формирование которого происходит на основе данных исторической науки. Сначала методисты отрицали, что эта связь существует также в формах, способах и средствах изучения исторического процесса, используемых наукой и школой. Позднее под влиянием идеи «активизации учебного процесса» было признано, что «исследовательский метод, используемый в обучении истории в старших классах, позволяет в доступных формах и видах частично вводить учащихся в лабораторию учёного» (С.А.Ежова). Сегодня взаимодействие методики обучения истории с фундаментальной наукой рассматривается значительно шире, распространяясь на концептуальные основы и методы деятельности.
Безусловно, что и это далеко не полный перечень наук, имеющих отношение к методике обучения истории в современной школе. Например, появление в содержании курсов истории вопросов по истории и культуре народов России, быта, религии, экономики, социальных движений в разных странах мира и прочего предполагает установление связей с этнографией и этнологией, религиоведением, социологией, политологией, экономической теорией и другими науками. Регионализация школьного исторического образования актуализирует обращение к понятийному аппарату регионоведения и смежных с ним наук. Проектирование содержания исторического образования на профильном уровне ещё более расширяет круг наук, основы которых вливаются в его содержание.
Вопросы и задания
1. Подумайте, какие науки могут быть дополнительно представлены на схеме 3. Перед заполнением пробелов выясните принцип расположения наук на схеме 3.
2. В каких случаях связь методики со смежными науками носит двухсторонний характер?
3. Как в вашей педагогической деятельности проявляется связь методики обучения истории с другими науками?
3. Проблемы обновления учебно-методической литературы по истории в условиях кризиса классической («знаниевой») парадигмы образования и становления гуманистической парадигмы образования
3.1. Кризис классической («знаниевой») парадигмы
Образование в современном мире и в России как субъекте мирового сообщества не в полной мере отвечает потребностям и запросам человека и общества информационной эпохи. В мировой системе образования, а соответственно и в России, элементы кризиса проявляются в том, что человек в своём развитии отстаёт от динамично развивающегося мира, не воспринимает глобальные информационные потоки и не овладевает современной методикой работы с информацией. Выпускник школы за годы обучения не приобретает необходимый ему опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности.
Негативные моменты во многом вызваны тем, что выпускник общеобразовательной школы, как правило, получает формальное академическое образование, целью которого всё ещё остаётся приобретение знаний без должного опыта их применения. А сам процесс приобретения знаний не сопровождается накоплением опыта, связанного с самостоятельным поиском и обработкой информации, с овладением методологией её критического анализа и представления.
Таким образом, есть определённые основания говорить о современном кризисе традиционной («знаниевой») парадигмы образования, который во многом обусловлен изменением самого феномена знания и его соотношения с общественной практикой. Знания устаревают раньше, чем ученик успевает овладеть ими. Тем более устаревают знания, которые не имеют прямого применения на практике, в деятельности человека.
Сегодня в информационно насыщенном мире становится всё более заметной тенденция к снижению роли знаниевого компонента в системе образования и к постепенному возрастанию в ней значимости общих учебных (методологических) умений:
•адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную скрытую информацию);
•различать в социальной и историко-культурной информации факты и мнения, соответствующим образом анализировать и представлять эти данные;
•критически оценивать информацию;
•интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
•создавать разные информационные объекты, в том числе на основе использования информационно-компьютерных технологий;
•соотносить общие историко-культурные процессы и отдельные факты, выявлять в них существенные черты и группировать их по заданным признакам;
•выявлять общее и различное в сравниваемых объектах, объяснять причины различий;
•объяснять своё отношение к изучаемым объектам, самоопределяться в дискуссионных вопросах истории и современности, аргументировать свою точку зрения, проявляя уважение к иным взглядам и оценкам;
•использовать знания в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на принципах гуманизма, толерантности, диалога;
•экологически грамотно вести себя в окружающей среде и т.д.
Отметим, что в этом перечне, во-первых, выборочно представлены требования к уровню подготовки выпускников, включённые в федеральный компонент государственных стандартов школьного образования, т.е. приведены примеры методологических умений, предъявленных в качестве одного из компонентов целей и содержания образования российских школьников. Во-вторых, эти требования относятся к результатам общего образования не по одному, а по целому ряду на первый взгляд несопоставимых учебных предметов (русский язык, математика, информатика, география, иностранный язык, история, химия, обществознание и др.). Однако методологическое единство требований, определяющих результаты общего образования по разным учебным предметам, подтверждает тенденцию к изменению парадигмы общего образования, а не к частным новшествам в ней.
Методики преподавания истории с сопредельными науками
Схема связей
Рассмотрим прежде всего связи методики истории с историей как наукой и как предметом преподавания ее основ в средней школе. Эти связи очень многообразны. Необходимо особо подчеркнуть, что историческая наука в своем развитии несколько опережает те свои основы, которые преподаются в школе. Методика истории, находясь в прямой связи с историей, добивается того, чтобы основы исторической науки стояли на уровне современных достижений мировой и отечественной научной мысли. Учителя истории должны всегда следить за прогрессом в области исторической науки, вносить ее лучшие достижения в школьное преподавание истории. Делать это надо умело и осторожно, не стремясь еще недостаточно доказанные и аргументированные выводы и положения, вносить в школьное преподавание истории. Учителя обычно руководствуются на этот счет следующим правилом: только то, что уже стало прочным завоеванием научной исторической мысли, должно стать дополнительным элементом школьного преподавания. Непроверенные факты, недоказанные выводы, неаргументированные положения, дискуссионные проблемы не должны вносится в школьное преподавание истории.
Одной из главных задач учителя истории состоит в том, чтобы, как писал В.И. Ленин, «… дать живую картину известной формации при строго научном объяснении ее»[3], обеспечить такое изучение исторического процесса, «чтобы не было верхоглядства, чтобы знали факты»[4].
Для успешного и целенаправленного разрешения этих и других задач методика истории анализирует содержание исторической науки, вырабатывает принципы отбора из него (содержания науки истории) фактов, образов, представлений, понятий, важнейших исторических закономерностей, одним словом, всего того, что в своей совокупности и составляет школьную историю, т.е. основы исторической науки. При этом методика истории руководствуется научным пониманием прошлого человечества. В настоящее время подходит к концу определение оптимального содержания всех основ наук, составляющих школьное образование, в том числе и основ исторической науки. Вполне естественно поэтому в наше время и возрастание роли частных методик, следовательно, и методики истории в решении тех ответственных задач, которые поставлены перед школой правительственными документами. Итак, историческая наука органически связана с методикой преподавания истории, придает ей историзм, дает ей содержание для построения учебного предмета истории в средней школе. Именно в этом смысле методика преподавания истории является исторической дисциплиной. Это одна из ее сторон, что и отображено на нашей схеме. Методика истории органически связана с исторической наукой. Эту сторону методики истории тонко подметил французский историк Ланглуа, который назвал методику истории «исторической педагогикой». Однако не надо в данном случае рассматривать методику истории в ее связях с исторической наукой как своего рода потребительницу. Она многое дает и истории как науке. Дело в том, что любая наука движется вперед совершенствованием методики исследования своего объекта. Тут исследовательская методика и педагогическая методика взаимосвязаны: совершенствование одной способствует успехам другой и наоборот. Но это еще не все и, быть может, сказанное не самое главное. Главное состоит в том, что новые концепции национальной и зарубежной истории разработанные учеными, апробируются в школьных учебниках, а затем – усовершенствованные в практике преподавания – становятся достоянием «большой» (университетской и академической) науки. Для иллюстрации высказанной мысли позволю себе привести два факта. Факт первый. В 1859-1862 гг. С.М.Соловьев издал свою знаменитую «Учебную книгу русской истории» (Вып. 1-4). В ней он продемонстрировал свою концепцию русской истории, охватывающую время с древности и почти до конца первой половины XIX в., которую затем воплотил в своей циклопической «Истории России с древнейших времен» (1850-1879. В 29 т.).[5] Факт второй. После Русской революции 1917 г. с огромными трудностями и потерями отечественная историческая наука переводится на марксистскую теорию историю и методологию. Марксистской концепции русской и зарубежной истории к этому времени не существовало. Ее разработка началась в школьных учебниках истории. В мае 1934 г. правительством СССР были сформированы группы ученых историков-марксистов, которым было поручено написать марксистские учебники по истории зарубежных стран и России. Они были подготовлены и изданы в 1940 г.: «История древнего мира» (Руководитель группы проф. А.В.Мишулин), «История средних веков» (Проф. Е.А.Косминский), «История нового времени. Часть I. (1640-1870 гг.)» (Проф. А.В.Ефимов), «История СССР. Часть I-III» (Проф. А.М.Панкратова). После Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) вышел в свет учебник «Новая история (1870-1918). Часть II» (Проф. В.М.Хвостов). Именно в упомянутых учебниках впервые в мировой историографии было продемонстрировано марксистское материалистическое понимание русской и зарубежной истории, которое затем развивалось в монографических исследованиях и многотомных изданиях.
Связь с педагогикой составляет вторую сторону методики преподавания истории.
Методика истории занимается рассмотрением содержания основ исторической науки, изучаемой учащимися в средней школе, в свете тех задач и средств, которые уже определены и разработаны отечественной педагогикой. Методика истории опирается на систему гражданского воспитания и образования, выработанную нашей педагогической наукой, которая охватывает все звенья образования и воспитания подрастающего поколения.
В этой системе определены общие принципы, характер и направленность содержания обучения и воспитания, его методы и формы. В этой системе занимает свое место и история как предметного преподавания, а стало быть, и методика преподавания истории как научная дисциплина, дающая теоретическое обоснование школьной истории и вырабатывающая методы и приемы ее наиболее эффективного изучения.
Связь методики истории с педагогикой составляет ее вторую сторону, придает методики характер педагогической дисциплины. Эти две стороны методики истории – историческая и педагогическая находятся в диалектической связи.
Обратим свой взор на левую часть таблицы. В верхней ее части отмечены взаимные связи методики и дидактики – науки об образовании и обучении. Эти связи очень прочны и органичны, поскольку методику (любого школьного предмета, в том числе, разумеется, и истории) считают частной дидактикой. Отсюда следует, что общая дидактика развивается и движется вперед теми успехами, которые достигают частные дидактики, одной из них является методика истории. Те принципы определения содержания школьных предметов, те закономерности обучения, те эффективные формы учебного процесса, которые разработала дидактика, методика истории (с учетом своих особенностей) приноравливает в своей области знаний.
При разработке наиболее эффективных методов и приемов преподавания методика истории опирается на достижения русской и зарубежной психологии, труды великих русских физиологов И.П.Павлова, И.М.Сеченова и других.
Процесс усвоения и запоминания различного исторического материала учащимися, развитие наблюдательности и внимания, мышления, пути формирования исторических представлений и понятий, развитие суждения об обществе путем анализа и синтеза и т.д. – все эти и многие другие вопросы нельзя разрешить, не используя данные общей, детской и педагогической психологии.
Важное значение в решении многих методических проблем имеет знание учителем особенностей детей разных возрастов. От взаимной связи методики истории и психологии выигрывает не только методика, но и психология. Ведь психология получает важный материал наблюдений и экспериментов по вопросу о влиянии обучения на разные стороны деятельности учащихся. Некоторые работы, посвященные восприятию учащимися исторических понятий и представлений, стоят на стыке методики, психологии и логики[6] (о последней речь позже).
Итак, главное требование, которое психология предъявляет к учителю, к методической науке – это возрастной подход к учащимся при обучении их истории, строгий учет биологического роста и развития ребенка, подростка.
Столь же закономерны связи методики истории с арифметикой. За последние годы снизились знания учащихся хронологии. Ученики плохо запоминают опорные даты истории своей страны и историю зарубежных народов, они подчас не умеют увидеть синхронность событий у разных народов, с трудом соотносят года с веками и т.д. Знания арифметики в данном случае незаменимы. В связи со сказанным весьма своевременно звучат слова великого русского историка В.О.Ключевского (1841-1911): «История без годов все равно, что арифметика без цифр».
Российская методика истории находится в определенных связях и с зарубежной методической мыслью. Отечественная методическая мысль внимательно следит, изучает методику преподавания истории в США, Франции и других странах, поскольку она отражает живой опыт школы, практику преподавания исторического материала самого разнообразного характера.
А теперь свои глаза обратим на правую сторону таблицы.
И в основной (девятилетке), и полной (одиннадцатилетке или двенадцатилетке) средней школе учащиеся изучают (или будут изучать) курс «Обществознание». Его методика в настоящее время находится на этапе становления. Неоценимую помощь в формировании методики обществоведения как научной дисциплины может оказать методика истории. Методика обществоведения, учитывая свою специфику (теоретичность, обобщенность, междисциплинарность) может взять в свой методический арсенал многое из методики истории. Следует хотя бы тонкой линией наметить это «многое»: общие, частные закономерности процесса обучения учащихся обществознанию; методы научного исследования; методы и приемы преподавания упомянутого курса; некоторые типы и виды уроков обществоведения, формы и виды организации внеклассной работы и т.д. Методика истории и методика обществоведения – это, образно говоря, две родные сестры, у которых нежные и сердечные чувства друг к другу: они готовы прийти на помощь одна к другой. Понятно, что по мере совершенствования методики обществознания будет совершенствоваться и методика истории.
Существенное воздействие на методику истории оказывает логика – наука о правильном мышлении, о законах мыслительной деятельности человека. Учителю необходимо знать прежде всего формальную логику. Без знаний логики учителю трудно построить систему доказательств теоретических положений, всесторонне раскрыть опорные понятия школьных курсов истории и обществознания.
Для методики истории очень важны ее связи с географией (физической и экономической). Изучая географическое и экономическое положение стран, учитель актуализирует в учебном процессе не только знания учащихся, но закрепляет их умения и навыки работы с разными типами исторических и географических карт в конечном итоге совершенствуют их представления и знания исторической локальности.
Методика преподавания истории взаимосвязана и с историческим краеведением как научной дисциплиной, ставящей своей целью изучение истории края. Требует систематического привлечения краеведческого материала для показа специфики проявления общестрановедческих и общеисторических закономерностей в тесной связи с местными условиями. Историческое краеведение дает методической науке теоретико-фактический материал местного края, а методика истории должна определить организационные формы, методы и приемы его использования в школьном преподавании истории в соответствии с образовательно-воспитательными задачами, стоящими перед современной средней школой и основами исторической науки.
Взглянем еще раз на таблицу, показывающую связи методики истории с сопредельными науками. Ее основой является современная «Теория и методология истории». Этот курс вы изучили и успешно сдали экзамен в летнюю сессию. Вы помните, что его предметом являются теория истории (Теория исторического процесса) и теория методологии истории (Теория познания истории). Первая часть раскрывает исторический процесс (как совершалась и совершается история), вторая же – как он познается. Обе части этого курса очень тесно связаны не только с методикой истории (последняя определяет содержание школьных курсов на современном научном уровне), но и с другими науками, названными в таблице. Ученики же в процессе изучения истории в школе знакомятся и с тем, как люди познают историю, откуда они добывают свои знания. И тут без методологии истории методике не обойтись.
Как же можно определить методику истории в качестве научной дисциплины? Весь изложенный материал подводит нас к такому определению: Методика преподавания истории есть научная историко-педагогическая дисциплина, которая разрабатывает теорию образования и теорию обучения истории в современной средней школе с целью подготовки молодежи к жизни в обществе.
Тест с ответами по методике преподавания истории и обществознания
Тест с ответами по методике преподавания истории и обществознания
1. (60c.) Кто из методистов рассматривал методику как самостоятельную педагогическую
2. (60c.) В какой период истории развития методики было характерно существование
Концентрического принципа преподавания истории в школе?
3. (60c.) Какой ученый считается идеологом социологического направления в преподавании
4. (60c.) Какая из моделей обучения более всего распространена в школах Западной Европы?
5. (60c.) Кто из методистов 50-70-х гг. занимался проблемой развития умений?
6. (60c.) Выберите из предложенных одно правильное утверждение:
1) Конечным результатом функционального анализа урока является определение его
2) При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те,
Которые вызывают у учащихся бурную реакцию.
3) Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном,
4) Вывод по теме урока является результатом индуктивного способа познания истории.
5) Творческо-поисковая деятель-ность учащихся на уроках отлича-ется новым способом
Действий и новым результатом познания исторической действительности.
7. (60c.) Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории?
8. (60c.) В каком случае можно считать, что у ученика сформировалось умение оценивать
1) Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле.
2) Сравнивает двух личностей.
3) Определяет поступки и главные черты характера.
4) Дает характеристику с общей оценкой.
5) Описывает внешний вид исторического деятеля.
9. (60c.) В каком плане можно поменять местами подпункты?
10. (60c.) Какое средство является лишним в ряду?
11. (60c.) Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает
1) Педагогическая наука
2) Школьная методология
3) Путь исследования
12. (60c.) Предметом методики обучения истории является
1) Процесс обучения истории
2) Процесс познания истории
3) Процесс научного исследования
4) Процесс познания педагогики
13. (60c.) Важнейшим фактором обучения истории является
1) Применение наглядности
2) Наличие программ разного уровня
3) Систематический опрос учащихся
4) Содержание обучения
14. (60c.) Методика истории является
1) Отраслью психологии
2) Отраслью педагогической науки
3) Отраслью социологии
4) Самостоятельной дисциплиной
15. (60c.) Основным методом исследования школьного обучения истории является
16. (60c.) На основе действующего «Закона об образовании» в школах России введено
17. (60c.) В настоящее время в школах России реализован принцип обучения
18. (60c.) Обязательный для школы документ, в котором указаны предметы, их
Последовательность преподавания, количество часов в неделю
3) Школьная программа
19. (60c.) Современное содержание исторического образования предусмат-ривает изучение
Всеобщей истории с древности до наших дней в
2) Полной средней школе
4) 7-8 классах 9-летней школы
20. (60c.) По истории России XIX в. в школах действует учебник
3) Нарочницкого А. Л.
21. (60c.) Современная стратегия исторического образования предусматривает
1) Признание традиции гуманизма в национальном масштабе
2) Сохранение монополии государственной идеологии
3) Переход к плюрализму идеологий
4) Отказ от целостной системы знаний о человеке и обществе
22. (60c.) В госстандарте указана следующая периодизация рубежа нового времени
1) XIV — XV вв. — XVII — XVIII вв.
2) XVI — XVII вв. — XIX — XX вв.
3) XV — XVI вв. — XVIII — XIX вв.
4) XVII — XVIII вв. — середина XIX в.
23. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,
Оборудование урока дается в
1) Тематическом планировании
2) Школьном учебнике
3) Поурочном планировании
24. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,
Оборудование урока дается в
1) Тематическом планировании
2) Школьном учебнике
3) Поурочном планировании
25. (60c.) В структуру программы 10 — 11 классов «история России с древнейших времен до
Наших дней» входит рубрика
1) Межпредметные связи
2) Проблемы обсуждения на занятиях
3) Нормы оценки знаний и умений учащихся
4) Основная методическая литература
26. (60c.) Учебник истории выполняет функцию
27. (60c.) Сложность текста учебника связана с
1) Курсом и периодом истории
2) Психологическим восприятием учащимися
3) Насыщенностью учебника понятиями, терминами, датами
4) Научными взглядами автора
28. (60c.) Задание по учебнику преобразующего характера включает в себя
1) Пересказ прочитанного
2) Составление простого плана по параграфу
3) Анализ документов по выявлению новых знаний
4) Выписывание новых дат и имен
29. (60c.) Построение программ на принципах концентризма означает
1) Параллельное изучение отечественной и всеобщей истории
2) Изучение блоками всемирной истории
3) Последовательное изучение всеобщей и отечественной истории
4) Изучение отечественной и всеобщей истории сначала элементарно, а затем углубленно, на
Более высоком теоретическом уровне
30. (60c.) При первоначальном объяснительном чтении
1) Чтение предшествует беседе
2) Беседа вообще не проводится
3) Беседа предшествует чтению
4) Учитель сам читает текст и объясняет прочитанное
31. (60c.) Одним из приемов устного изложения фактического материала является
1) Конспективное описание
2) Образная характеристика
3) Предметная характеристика
4) Портретная композиция
32. (60c.) К основным факторам процесса обучения не относится
2) Содержание образования
3) Проблемность обучения
4) Результаты обучения
33. (60c.) Российская история появилась впервые в учебном плане народных училищ как
Самостоятельный предмет в … году
34. (60c.) В 70 — 80-н гг. XX в. работал методист
35. (60c.) К репродуктивному относится метод
2) Проблемного изложения
36. (60c.) К главному материалу относятся сведения
37. (60c.) Специально проблемой методов обучения не занимался
38. (60c.) Как называются обусловленные методом конкретные действия учителя и ученика,
Направленные на решение частной задачи обучения
1) Способы обучения
39. (60c.) Как будет называться метод, когда осуществляется устное изложение материала,
Проводится беседа, чтение и разбор учебника, научной литературы, исторического
40. (60c.) Что из данного перечня не относится к теоретическому материалу?
41. (60c.) Какой метод относится к классификации методов обучения по уровню
42. (60c.) Как называются факты, которые имеют большое объективно историческое
значение, передают основное фактологическое содержание темы урока, воссоздают
Важнейшие события и явления, раскрывают их существенные стороны?
43. (60c.) Что относилось в русской школе XVX века к «реальному методу» обучения?
1) Краткое комментирование текста учебника
2) Самостоятельное изучение исторических источников
3) Вопросно-ответная форма обучения
44. (60c.) Какие черты присущи учебникам нового поколения?
1) Преобладание фактов над теорией
2) Формационная версия событий
3) Обязательность выводов
4) Цивилизационный подход
5) Объемный документальный материал
6) Дискуссионные вопросы
7) Вопросы на трех уровнях
8) Преобладание индуктивного изложения
9) Хронологическая таблица
10) Тщательный отбор материала
11) Обобщающие таблицы
12) Подлинные иллюстрации
45. (60c.) Какие факты можно отнести к главным на уроке «Восточные славяне в
1) Славяне — исконные жители Европы
2) Кочевники постоянно угрожали славянам
3) Главное занятие славян — земледелие
4) Главными становились князья
5) Землю славяне обрабатывали сохой
6) Появились первые города
7) Первоначально славяне жили родовыми общинами
8) Славяне обожествляли силы природы
9) В X в. появилась соседская община
10) Славяне жили по земледельческому календарю
11) Славяне жили различными племенами
12) Ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства