с какими науками тесно связана методика обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Методика обучения ИЯ как наука, ее связь с другими науками. Основные понятия и категории методики обучения ИЯ. Цели обучения ИЯ на современном этапе Профессиональная компетентность учителя: знания опыт ценности и наклонности.
Курс «Методика обучения ИЯ» создает благоприятные условия для : · раскрытия теоретических основ методики обучения ИЯ (иностранных языков); · ознакомления с историей развития отечественной и зарубежной методики обучения ИЯ и современными технологиями; · развития творческого методического мышления и методической рефлексии; · совершенствования навыков ведения исследовательской работы
Лингвострановедение Лингвистика текста Социальная психология ЛИНГВИСТИКА Культуроведение Психолингвистик Социолингвистика
: Цель обучения иностранным языкам раскрывается в единстве четырех компонентов: воспитательного, развивающего, общеобразовательного, практического.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1196730
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Связь методики с другими науками
Анализ обучения иностранным языкам. Связь современной методики преподавания с науками лингвистического цикла. Методологическая характеристика отношений педагогики с другими исследованиями. Моделирования процесса обучения с помощью системного подхода.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.05.2015 |
Размер файла | 110,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Связь методики с другими науками
Став самостоятельной наукой, методика обучения иностранным языкам не стала наукой, лишенной связи с так называемыми смежными науками.
Это было бы невозможно. Ф. Энгельс, который совершенно справедливо рассматривал науку как отражение форм движения, писал по этому поводу: «Подобно тому как одна форма движения развивается из другой, так и отражения этих форм, различные науки, должны с необходимостью вытекать одна из другой»
Для того чтобы выработать теоретические основы обучения иностранному языку, нужно хорошо знать теоретические основы естественных языков вообще и теоретические и практические особенности того конкретного языка, теория обучения которого разрабатывается. Так, если имеется в виду французский язык, нужно разработать приемы обучения употребления артиклей, согласования времен, использования инфинитивных конструкций и других явлений, которые не всегда выражены в русском языке. Следовательно, теория обучения иностранному языку во многом зависит от теории само го языка. Это и говорит о тесной связи методики обучения иностранным языкам с лингвистикой, нау¬кой о языке.
Последнее время широкое распространение в обучении языкам получили идеи жесткого управления процессом обучения, в соответствии с которым процесс обучения есть замкнутая система управления со своей программой предъявления нового материала и организации обратной связи (получение информации об уровне усвоения учащимися этого материала). Эти идеи лег¬ли в основу программированного обучения, элементы которого мы находим в современных методах обучения иностранным языкам. Общие законы эффективного управления любым процессом изучает такая наука, как кибернетика. Использование кибернетического подхода в обучении иностранным языкам свидетельствует о связях методики с кибернетикой.
Долгое время методику обучения ИЯ (МОИЯ) самостоятельной наукой не считали.
Методику рассматривали как раздел педагогики, изучающий методы обучения. Однако методы обучения, предусматриваемые педагогикой, для обучения ИЯ не подходили. Они были разработаны на основе процесса обучения вообще, а не процесса обучения ИЯ в частности.
Методику рассматривали и как раздел лингвистики, превращая ее, таким образом, в собрание грамматических правил.
К первой половине XIX века наука методика оформляется как самостоятельная наука.
Задачи методики: раскрывать закономерности м/у явлениями обучения ИЯ на основе их изучения. На основе выявленных закономерностей устанавливать нормативные требования к обучающей деятельности учителя и к познавательной деятельности учащихся.
Став самостоятельной наукой, МОИЯ не стала наукой, лишенной связи с базисными и смежными науками.
Методика обучения иностранным языкам как самостоятельная педагогическая наука в то же время связана с другими науками и использует обнаруженные ими факты и закономерности. В наиболее тесной связи с методикой находятся лингвистика, психология, психолингвистика, педагогика, социология, страноведение и они являются базовыми для методики науками.
1. Методика и педагогика
Из педагогики методика заимствует общие закономерности и принципы воспитания и обучения (цели обучения, общая направленность содержания обучения, организационные формы обучения и т.д.).
Однако механический перенос данных педагогики на процесс обучения иностранным языкам будет неправомерным, так как цель обучения иностранным языкам отличается от целей обучения другим дисциплинам: на первом месте не накопление знаний в определенной области, а овладение иноязычной речевой деятельностью. Хотя методика ИЯ и заимствует у педагогики общие дидактические принципы, однако в процессе своего развития она может выдвигать и собственные принципы, не характерные для других методик и дидактики в целом.
2. Связь современной методики преподавания иностранных языков с науками лингвистического цикла
Развитие методики осуществляется в неразрывной связи с другими науками в основном гуманитарного профиля, в частности, с философией, логикой, педагогикой, с различными науками лингвистического цикла.
Почему именно эти науки в первую очередь влияют на методику преподавания и непосредственно с ней связаны? Это объясняется не чем иным, как сущностью самой методической науки. Если речь идет о методике, то центр нашего интереса сосредоточен, во-первых, на процессе обучения, который не может осуществляться без учета педагогических и психологических закономерностей, обусловливающих необходимую рациональность учебной деятельности; а, во-вторых, на материале самого предмета, самого объекта изучения, т. е. иностранного языка, природу и закономерности развития которого поясняет лингвистика.
Методологическую основу обучения иностранным языкам составляет философия. Методика учитывает ее положения о единстве языка и мышления, языка и общества, о формах познания действительности. Любое явление языка и речи может быть правильно понято и усвоено, если оно рассматривается в связи с другими, ранее осознанными и усвоенными элементами языка. Поэтапное формирование умственных действий основано на том, что каждая освоенная операция становится ступенью для последующей.
Педагогика распространяет на методику свои основные положения теории воспитания, обучения и образования, воплощенные в педагогических принципах.
Связь методики с другими науками
Общее языкознание составляет научную основу методики, так как оно исследует систему разных языков, их взаимовлияние, структуру речи. Частное языкознание предоставляет в распоряжение методики данные о системе родного и изучаемого иностранного языков. Сопоставление систем языков и нормы реализации системы в речи дает возможность определить конкретные трудности в овладении тем или иным языком. Благодаря достижениям языкознания в методике обучения стали по-разному подходить к обучению языковому материалу и речевой деятельности, стали мотивированными системы упражнений, предназначенные для различных условий обучения и с различными контингентами учащихся.
Педагогическая психология исследует закономерности развития психики человека в процессе воспитания и обучения. Педагогическая психология помогает выявить мотивацию деятельности учащихся в процессе изучения иностранного языка, создать установку на практическое овладение иностранным языком, определить и поддерживать интерес к языку и народу, говорящему на нем; выработать правильное отношение к овладению знаниями и развитию речевых навыков и умений. Знание теорий интереса, внимания и запоминания помогает обосновать рациональные методы обучения, обеспечить управление умственной деятельностью учащихся. Интерес и внимание находятся в тесной взаимозависимости с количеством и сложностью материала. Слишком трудные и большие тексты ослабляют интерес к чтению; быстрая речь учителя, изобилующая незнакомой лексикой и грамматическими структурами, отключает внимание учащихся. Напротив, заниженные требования и задачи, развивают безразличие и пассивность. Психология труда применительно к методике помогает выявить профессионально важные качества обучающего и обучаемого. Учет данных психологии труда способствует научной организации обучения: определению объема и рационального соотношения аудиторной, лабораторной и домашней работы, оптимальных норм продолжительности тренировки видов речевой деятельности и языкового материала, эффективного времени применения технических средств обучения и т. д. Инженерная психология исследует взаимодействие человека и машины. Ее данные используются для разработки методики применения технических, средств обучения и программирования. Экспериментальная психология обогащает методику результатами исследований, касающихся закономерностей произвольного и непроизвольного запоминания, объема памяти, особенностей восприятия, функционирования анализаторов и др.
Методика преподавания иностранных языков учитывает данные физиологии высшей нервной деятельности о входных и выходных системах мозга, обеспечивающих речь. Данные физиологии имеют непосредственное отношение к проблеме формирования навыков и умений.
В настоящее время методика все шире использует данные естественных и точных наук. Научные данные информатики позволяют определить количество сведений в сообщении, функциональную нагрузку того или иного языкового материала в том или ином виде речевой деятельности и уяснить причины потери информации при речевом общении.
Некоторые положения кибернетики могут быть использованы в управлении процессом обучения иностранным языкам. Обучение иностранному языку следует строить как целостную систему, элементы которой эффективно функционируют при наличии постоянной обратной связи. методика преподавание наука обучение
Следует обратить внимание и на значение усиленно развивающейся в последнее время лингвистики текста, теоретические решения которой могут сыграть важную роль в существенном повышении эффективности обучения чтению на иностранном языке литературы различных стилей и жанров.
Таким образом, без тщательно разработанной лингвистической основы не может быть создана ни одна сколько-нибудь солидная методика обучения иностранному языку. Рассмотренные вопросы, убедительно подчеркивают значение теории для современного преподавания, раскрывают сущность методики и ее основных категорий, а также подчеркивают наличие связей между методикой и смежными науками, что обеспечивает более быстрое развитие методики как теории обучения и как науки.
3. Связь методики с другими науками
Методика русского языка развивается на стыке многих наук, и методисты, учителя нуждаются в опоре на их достижения. Учитель не может не быть одновременно психологом, лингвистом, литературоведом, дидактом.
Философия. Методика, как и педагогика в целом, принадлежит к числу общественных наук. Она изучает определенные аспекты формирования личности: этим обусловлены ее связи с другими науками. Так, философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучения языку.
Процесс познания завершается проверкой на практике; следовательно, изучение языка должно быть построено таким образом, чтобы изученные его единицы (слова, предложения, тексты) действительно использовались в индивидуальной и общественной практике учащихся: в их познавательной, трудовой, творческой и иной деятельности.
Как видим, на стыке с философией методика определяет свои исходные, методологические позиции, определяет цели и принципы обучения.
В последние десятилетия в методике русского языка стали использоваться психологические материалы по управлению умственной деятельностью учащихся; все более актуальной становится проблема психологии общения школьника с компьютером.
Системный подход требует также моделирования процесса обучения. Исходным моментом такого подхода служит идеальная модель носителя языковых знаний и умений, или модель «языковой личности». Приступая к обучению школьников, учитель должен ясно представлять себе, какие языковые умения, способности будет иметь молодой человек, прошедший нашу систему обучения. В основу модели «языковой личности» положен «социальный заказ», т.е. сложившееся в современном обществе представление об его активном члене,
Связи методики с языковедческими науками носят не только интегративный, но и дифференцированный характер. Методика связана с разделами языкознания, обеспечивающими произносительный и соответствующий ему графический уровни усвоения языка: фонетикой, фонологией, орфоэпией, графикой; с разделами языкознания, отражающими лексический уровень языка: лексикологией, лексикографией, морфемикой, словообразованием, семантикой, а также с фразеологией; с разделами языкознания, обеспечивающими обучение письму: теорией письма и орфографией.
Методика не может обойтись без опоры на историю русского языка (историческую грамматику, фонетику), а также на диалектологию. Последняя, в частности, совершенно необходима в той части методики, где рассматриваются методы и приемы работы над культурой речи учащихся, над усвоением норм русского литературного языка.
Методика как наука очень чутка к новым появляющимся и развивающимся лингвистическим теориям. Так, за последние десятилетия в методике русского языка стали использоваться следующие новые языковые теории: теория словообразования, что дало основу для включения соответствующей темы в школьный курс русского языка; теория типов текста уже прочно вошла в методику сочинения и школьную практику; все глубже проникает в методику синтаксис целого текста и связей внутри компонента текста (ССЦ); делаются попытки применить в методике русского языка теорию актуального членения предложения, фонемную теорию орфографии. Создание трудов по функциональной грамматике русского языка стимулирует адекватный функциональный подход в методике.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Педагогика как наука, ее категории, закономерности, тенденции и перспективы развития, теории и технологии воспитания, принципы, содержания, формы и методы. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Парадигмы образования, его общекультурное значение.
курсовая работа [36,7 K], добавлен 05.11.2014
Предмет и объекты педагогики. Ее основные категории. Сущность образования. Методы исследований, применяемые в педагогике. Связь педагогической науки с другими науками о человеке: юриспруденцией, экономикой, демографией, информатикой, этнографией.
контрольная работа [30,4 K], добавлен 05.03.2008
Определение, предмет, задачи, проблемы и методы методики преподавания математики. Связь ее с другими науками. История развития преподавания математики. Принципы дидактики в ее обучении. Содержание обучения математики. Математика как учебный предмет.
реферат [42,0 K], добавлен 07.03.2010
Изучение взаимосвязи педагогики с философией, психологией, социологией, физиологией. Анализ применения методов других наук: математического моделирования и проектирования, анкетирования, социологического опроса. Обзор общекультурного значения педагогики.
курсовая работа [39,4 K], добавлен 12.12.2011
Идеи Ф. Юнге и О. Шмейля, их влияние на русскую методику биологии. Суть воспитывающего обучения, разработанного В.В. Половцевым. Противоречивость отношений В.В. Половцева к идеям Юнге и Шмейля. Методика обучения биологии и ее связь с другими науками.
контрольная работа [30,4 K], добавлен 02.08.2012
Связь методики с другими науками
Методика обучения иностранным языкам как самостоятельная педагогическая наука в то же время связана с другими науками и использует обнаруженные ими факты и закономерности. В наиболее тесной связи с методикой находятся лингвистика, психология, психолингвистика, педагогика, социология, страноведение и они являются базовыми для методики науками.
Методика и педагогика
Прежде всего методика тесно связана с педагогикой, являясь одним из ее разделов – частной дидактикой.
Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают процессы воспитания, обучения и развития личности. Предмет педагогики – учебно-воспитательная деятельность, которая реализуется в заведениях образования. Дидактика – отрасль педагогики, которая разрабатывает теорию обучения. Если дидактика – это теория обучения любому предмету, то частные дидактики используют положения педагогики применительно к обучению конкретному предмету, в нашем случае – иностранному языку. Таким образом, связь между педагогикой и методикой можно определить как отношения общего к частному.
Из педагогики методика заимствует общие закономерности и принципы воспитания и обучения (цели обучения, общая направленность содержания обучения, организационные формы обучения и т.д.).
Однако механический перенос данных педагогики на процесс обучения иностранным языкам будет неправомерным, так как цель обучения иностранным языкам отличается от целей обучения другим дисциплинам: на первом месте не накопление знаний в определенной области, а овладение иноязычной речевой деятельностью. Хотя методика ИЯ и заимствует у педагогики общие дидактические принципы, однако в процессе своего развития она может выдвигать и собственные принципы, не характерные для других методик и дидактики в целом.
Связь методики с другими науками. Методика обучения экономике развивается на стыке многих наук, и методисты, учителя нуждаются в знаниях
Методика обучения экономике развивается на стыке многих наук, и методисты, учителя нуждаются в знаниях, накопленных другими науками.
Философия.Методика, как и философия, принадлежит к числу общественных дисциплин. Она изучает аспекты формирования личности, снабжает информацией о происходящих в науке и обществе переменах, рассматривает проблемы формирования мировоззрения, взаимосвязь коллектива и личности, мотивы и мотивацию труда, изучает аксеологию и гносеологию сознания.
Физиология.Философами и физиологами установлена взаимосвязь сознания и языка, мышления и языка. Экономическая мысль человека материализуется в речи, в языковых формах, поэтому методика экономики направлена на формирование у учащихся речи. Кроме того, в методике идет учет биологических особенностей развития ребенка на всех этапах его обучения и развития. Физиология и методика определяют цели, задачи и принципы обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Педагогика.Методика взаимосвязана с педагогикой. На стыке этих наук решаются общепедагогические проблемы воспитания, развития и образования.
Процесс воспитания завершается проверкой знаний на практике, следовательно, изучение экономики должно быть построено таким образом, чтобы экономические процессы и экономические закономерности использовались в индивидуальной и общественной практике учащихся, в их познавательной, трудовой, творческой и иной деятельности.
Психология.Методика опирается на психологические процессы восприятия учебного материала, его запоминание, воспроизведение учащимися, учитывает психологические свойства детей при формировании умений и навыков, а также особенности активизации их познавательной деятельности и протекание мыслительных операций (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, определение понятий, сравнение и противопоставление).
В методике широко применяются психические понятия: знания, умения, навыки, развитие, мотивация, ориентировка в новой теме, операционный этап, контрольно-оценочные действия учащихся.
Кроме того, в методике учитываются данные психологии о возрастных особенностях детей, о допустимых умственных нагрузках, процессах восприятия и памяти.
Этика.Изучение норм поведения в обществе,формирование экономической и экологической культуры, нравственное воспитание синтезируется при взаимодействии этики и методики.
Таким образом, методика тесно связана со многими науками на основе строгого отбора основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов, что дает возможность целенаправленно развивать и формировать человека в условиях обучения, образования и воспитания.