Хотите узнать, что же объединяет массажные мячики и машинки, тогда читайте до конца)
Исследования доказывают, что если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии головного мозга у него происходит усиление электромагнитных колебаний в лобной и височной зонах, где находятся речевые центры. То же самое происходит в правом полушарии при выполнении ритмичных движений пальцами левой руки.
У детей дошкольного возраста, и у детей с нарушениями речи особенно, как правило, отмечаются нарушения в развитии пальцев рук, поэтому система упражнений для развития мелкой моторики обязательно должна быть включена в комплекс коррекционных мероприятий, и обязательна к выполнению родителям в своих домашних упражнениях с малышами.
Сегодня я поделюсь с вами несколькими упражнениями с акцентом на тактильную чувствительность. Для выполнения нам понадобятся лишь мячик-ёжик и маленькая моделька машинки.
Итак, приступаем к первому упражнению. Даем в руки ребенку мячик су-джок. Он его ритмично катает в ладонях, потом сжимает, произнося текст. Повторяем упражнение другой рукой.
Мяч колючий, словно ёжик
Нет ни ручек, нет ни ножек.
Покатаем мяч немножко,
И сожмем его в ладошке.
Второе упражнение опять с мячиком-ёжиком. Ребенок начинает катать его сначала в ладонях, затем по столу (как на фото), произнося текст:
Вот колючий мячик-ёжик,
Он без ручек и без ножек.
Мячик круглый и упругий,
Он катается по кругу
Для третьего упражнения даем в руки ребенку маленькую машинку и начинаем ритмично катать сначала по ладошке, а потом по каждому пальчику. Повторяем упражнение другой рукой.
Вот машинка по ладошке,
Едет, словно по дорожке.
На работу утром маме,
В магазин за овощами,
По дороге в детский сад,
В воскресенье в зоосад,
Летом к бабушке на дачу,
Где люблю играть я в мячик.
Ну что, кто дочитал до конца, тот молодец! А кто выполнил со своим ребенком эти простые, но очень полезные упражнения, тот вдвойне молодец!
В написании статьи использованы материалы из пособия Н.В. Нищевой «Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики».
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИван Лапин
Похожие презентации
Презентация на тему: » «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.» — Транскрипт:
1 «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант
4 Пальчиковые игры для развития речи приносят огромную пользу и одновременно радостное общение. Такие упражнения, совмещаемые с разучиванием текстов, стимулируют не только развитие речи, но и пространственное мышление, фантазию, внимание и быстроту реакций. А самое главное, что все тексты представлены в стихотворной форме, которая запоминается маленькими детьми лучше и легче всего. Ритм и особое построение слов воздействуют на них магически, успокаивают и утешают.
6 «Моя семья» Взрослый читает стихотворение, разжимая кулачок малыша по одному пальчику. После 2,5 лет малыш должен выполнять движения пальчиками самостоятельно. Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка, Ну, а этот пальчик – я, Вот и вся моя семья. На последней строчке малыш трясет раскрытыми ладошками.
7 Рыбки весело плескались В чистой светленькой реке. Ладошки как бы ударяют по воде. То сожмутся, разожмутся, Пальчики сжимаются в кулачок, разжимаются. То закружатся в воде. Винтообразные движения кистью.
8 Посмотри: моя ладошка, Как веселая гармошка! Пальцы на обеих руках соединить вместе. Пальчики я раздвигаю, А потом опять сдвигаю. Широко раздвинуть пальцы на обеих руках.
9 Раз-два-три-четыре- пять! Будем пальчики считать – Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. Крепкие, дружные, Все такие нужные… «Посчитаем» Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.
Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно
доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют
более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.
Значение развития мелкой моторики:
Повышают тонус коры головного мозга.
Развивают речевые центры коры головного мозга.
Стимулируют развитие речи ребенка.
Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.
Способствуют улучшению артикуляционной моторики.
Развивают чувство ритма и координацию движений.
Подготавливают руку к письму.
Поднимают настроение ребенка.
1. Пальчиковая гимнастика.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Необходимо помнить, чтопальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические(развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.
Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.
Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.)на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.
Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.
4. Вырезание ножницами.
Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др.
Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.
Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетноролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.
В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно.
Развивающий потенциал оригами очень высок.
Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки.
Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения:
«Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.
На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.
7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.) Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.
Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.
Лепка геометрических фигур, цифр, букв.
Наконец, третий вид шнуровок:
9. Рисование, раскрашивание.
Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.
Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.
Для начала хорошо использовать:
обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
рисование по опорным точкам;
дорисовывание второй половины рисунка;
рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Также можно использовать различные нетрадиционные техники.
Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.
Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.
Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.
Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.
Подходит для создания фона.
Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.
Для маленьких детей хорошо использовать специальные «съедобные краски» (продаются в магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т. д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.
10. Графические упражнения.
В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.
Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Виды штриховки:
раскрашивание короткими частыми штрихами;
раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
штриховка длинными параллельными отрезками.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки.
Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:
Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».
Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного.
Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы.
Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.
Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке;
собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.
«Научный руководитель: Ковалева Тамара Андреевна ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет». Ученая степень, ученое звание, должность: доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры биофизики и биотехнологии.Официальные о. »
«ГЕРБ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «РОМАНОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ» ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 03.03.2015 № 96 пос.Романовка Об утверждении администрат. »
«Особенности питания жителя современного мегаполиса / Т. Л. Пилат [и др.] // Экология и жизнь. — 2012. — № 9. — С. 87—91. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ЖИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА Т. Л. Пилат, профессор кафедры медицины труда Первого Московского государственного медицинского у. »
«Аннотация к рабочей программе дисциплины Б3.В.ОД.8 Биогеография 2015 год набора Направление подготовки 05.03.06 – Экология и природопользование Профиль «Экология и природопользование» Программа подготовки – бакалавриат Статус дисциплины в учебном плане: относится к обязательным дисциплинам вариативной части блока 3 ОП;является дисц. »
«60 ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2016. Т. 26, вып. 4 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ Зоологические исследования УДК 591.9:595.782 И.В. Ермолаев О ТРОФИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЛИПОВОЙ МОЛИ-ПЕСТРЯНКИ PHYLLONORYCTER ISSIKII (KUMATA, 1963) (LEPIDOPTERA, GRACILLARIIDAE)1 Проведен анализ данных литературы, посвященной трофическ. »
«ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 14. Кравченко, Е.Н. Патоморфология плацент при аномалиях родовой деятельности /Е.Н. Кравченко, О.А. Яковлева, А.Е. Любавина //Мать и Дитя в Кузбассе. – 2011. – Спецвып. 1. – С. 54 57.15. Гланц, С. Медико биологическая статистика /С. Гланц. – М., 1999. – 459 с. Кулавский В.А., Зиганшин А.М., Кулавский Е.В., Зиганшина. »
«Публикуется Альянсом по сохранению сайгака SAIGA NEWS лето 2008 выпуск 7 Издается на 6-ти языках для информационного обмена по вопросам экологии и охраны сайгака Природоохранная инициатива «Алтын-Дала»: долговременная СОДЕРЖАНИЕ программ. »
«2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Практика является необходимой составляющей учебного процесса студентов по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование и проводится в соответствии с учебным планом. Форма проведеКурс Название пракИтоговый конния тики согласно троль учебному плану Практика п. »
«ПРИМЕРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ДЕФЕКТОВ, ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ПЕРЕВОДАХ, с указанием возможных способов их устранения и попутными комментариями Ю. И. Лашкевич Настоящая подборка составлена в результате просмотра ряда переводов, поступивших в. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам. Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению
Графомоторные навыки включают в себя: 1. Мелкая мускулатура пальцев — Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез — Упражнения на определение правых и левых частей тела. — Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам. — Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование — Занятия по штриховке по контуру, обводка. — Срисовывание геометрических фигур. — Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры: — дорисовывание незаконченных рисунков; — дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями); — упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей. — Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика — Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Этапы формирования графомоторных навыков.
Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:
В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.
«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.