Табор, кони, вольная бродяжья жизнь и исчезающие за пыльным горизонтом кибитки – всё это давно ассоциируется с цыганами.
Многие ромы в наше время больше не скитаются по свету. Они давно осели в городах, деревнях и основали свои собственные поселения. Однако ромов до сих пор считают кочевым народом. Как и почему цыгане стали кочевым народом? Что подвигло ромов начать скитаться по свету?
История рождения цыганского народа уходит во тьму веков. Считается, что предки цыган переселились из центральных областей Индии на территорию Персидского царства примерно в III веке до н.э. Постепенно часть ромов проникла на территории Малой Азии, Северной Африки и Балкан, на которых владычествовала Византийская империя. Особенно много цыган обосновалось в европейской части Византии.
Цыгане мало чем отличались от других народов, населявших Византийскую империю. Они занимались кузнечеством, коневодством и актёрским ремеслом. Особенно прославились цыгане-кузнецы. Ни о какой кочевой жизни ромы даже не помышляли. Это был обычный оседлый народ.
Но в 14 – 15 веках случилась катастрофа под названием – османская экспансия.
Многие цыгане были вынуждены бежать в Европу. Европейцы с сочувствием отнеслись к беженцам. Как никак, ромы были христианами, бежавшими от мусульманских орд. Им оказывали всяческую помощь и даже наделили определёнными привилегиями.
Однако в Европе наступил экономический кризис. Властям стало не до цыган. Изгнанники оказались предоставлены сами себе. Им было проблематично заниматься кузнечеством, шорничеством и другими ремёслами, потому что в Европе рынок труда был поделён между ремесленными гильдиями. Поэтому цыгане занялись менее пристойными занятиями: попрошайничеством, гаданием и воровством.
Как нетрудно догадаться, ромы стали нежеланными гостями в городах и весях Европы. Поэтому они были вынуждены постоянно перемещаться от селения к селению, часто скрываясь в лесах и пещерах, чтобы спастись от гнева местных жителей и репрессий властей.
Так цыгане стали кочевым народом, который нигде не задерживался подолгу.
Асоциальный образ жизни сослужил ромам плохую службу. Коренные жители Европы начали их бояться и испытывать глубокую неприязнь. Ромов обвиняли в колдовстве, каннибализме и похищении детей.
Не особо лучше дела обстояли у цыган, что остались в той части Восточной Европы, которая контролировалась турками.
Поначалу турецкие завоеватели отнеслись к ромам благосклонно. Цыгане были отличными кузнецами. В них очень нуждалась турецкая армия.
Видя такое отношение, местные народы записали цыган в «любимчики турков». Поэтому когда османы отступили из Восточной Европы, то новые власти сполна выместили на ромах накопленные обиды. В Валахии и Молдавии у цыган прав стало не больше, чем у скота. Их продавали, пытали и убивали ради развлечения.
Такое отношение не могло не подвигнуть цыган к бегству и кочевой жизни. Многие ромы бежали в Российскую империю, где, впрочем, тоже не снискали любви у местного населения.
Как создавались цыганские колхозы в СССР, и смогла ли советская власть заставить работать кочевой народ
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как цыгане восприняли рабоче-крестьянскую революцию
По данным переписи населения, в 1926 году в Советском Союзе насчитывалось около 61 тысячи цыган. Правда, специалисты предполагали, что на самом деле представителей этого народа гораздо больше. Просто не доверяя властям, часто они старались не попадать на глаза статистическим работникам или же выдавать себя за человека другой национальности – грека, румына, венгра, молдаванина и пр.
Кочевой образ жизни делал из цыган аполитичных жителей страны, поэтому к идее всеобщего равенства они относились весьма равнодушно. Более того, цыганский народ не видел ничего зазорного в богатстве, наоборот – иметь много золота и денег считалось для них очень привлекательным делом. При этом большинство ромал в роскоши отнюдь не купалось: гадание на картах, пляски с песнями перед купцами и дворянами, лудильные работы, да просьбы о подаянии – были почти единственными источниками заработка, позволявшими прокормить таборную семью.
Октябрьская революция лишила этих доходов, полностью изменив и ухудшив привычный образ жизни цыган. И хотя коммунисты не относили их к классовым врагам и не подвергали гонениям как «буржуев», кочевники отрицательно отнеслись и к рабоче-крестьянской революции, и к кардинальным переменам, пришедшим в страну после неё.
Как цыган наделяли землёй, и смогли ли эти меры превратить кочевников в оседлый народ
По мнению доктора исторических наук Надежды Деметер, советским правительством изначально не планировалось каких-либо принудительных мер против цыганских таборов. Власти рассчитывали, что достаточно выделить кочевому народу землю, как он естественным образом откажется от группового бродяжничества. С этой целью в 1926 году в стране вышло постановление, в котором говорилось о системе содействия кочующим цыганам для перехода к трудовой оседлой жизни. Два года спустя, дополнительно к этому документу Москва издала другой всесоюзный указ под говорящим названием: «О наделении землёй цыган, переходящих к трудовому оседлому образу жизни».
Постановления подразумевали добровольное приобщение к колхозному и артельному труду: ни о каких возможных репрессиях в случае нежелания отказаться от кочевой жизни в них не говорилось. Тем не менее, особо рьяные исполнители на местах стали записывать цыган в колхозы насильно, передавая туда и отобранных у кочевников лошадей.
Сколько цыганских колхозов было создано в СССР
С конца 1920 до половины 1930 гг. в Советском Союзе было создано 52 коллективных хозяйств из представителей цыганской национальности. Семьям, пожелавшим обзавестись постоянной пропиской, выделялась земля и денежные субсидии в размере 500-1000 рублей для создания личного подворья. В то время многие ромалы воспользовались финансовой помощью, однако большинство из них кочевую жизнь на оседлую так и не поменяло. Лишь пять процентов кочевников стали колхозниками, да и те не слишком обременяли себя настоящим трудом.
Известен случай, когда в артеле «Лолы чергэн» (Талицкий сельсовет, Липецкая область), состоявшей из 50 цыган, для колхозных работ нанимались местные жители. Сами же ромалы на полях не трудились, а выращенный урожай, вместо сдачи в пользу государства, делили поровну между своими. Часто об этом становилось известно вышестоящему партийному руководству, однако оно не реагировало на подобные дела, зная, как неохотно кочевники соглашаются вступать в колхозы.
Все это не означает, что цыгане были против труда, однако им предлагали деятельность, не связанную с традиционным промыслом – выращиванием лошадей, ковкой садового и огородного инвентаря, лужение и паянием, а также торговлей. Если бы советская номенклатура правильно использовала потенциал кочевого народа, страна бы без проблем пополнила трудовые ряды знающими и опытными работниками.
Что ожидало цыган, которые отказывались приобщаться к труду
Репрессии против цыган начались в 1930-е годы и носили не политический, а чаще всего уголовный характер. При этом обвинения строились без учёта специфики традиций кочевого народа, который бы помог понять причину совершенного, криминального на взгляд советского правосудия, проступка. Показательным примером является случай, когда в Ленинграде за незаконную торговлю валютой осудили группу цыганских лудильщиков. Если бы обвинители поинтересовались обычаями народности, к которой принадлежали осуждённые, то узнали бы, что испокон веков его представители весь получаемый доход меняли на золотые монеты различных стран.
Боролся СССР в это время и с кочевыми цыганами, не согласившимися иметь постоянный адрес. Так, с 23 июня 1932 года, в течение 10 дней, Министерством внутренних дел организовывались облавы во всех крупных городах страны – Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, Минске. В результате них было поймано и сослано в сибирские и уральские тюрьмы около пяти с половиной тысяч человек.
К началу 1958 года, как следовало из докладной записки министра внутренних дел СССР Николая Дудорова в адрес правительства и ЦК КПСС, в стране удалось зарегистрировать более 70 тысяч цыган, большая часть которых позже обрела постоянный адрес и работу. В то же время, за отказ перейти к оседлой жизни, было отправлено в ссылку 305 непокорных цыган.
И если в СССР цыган старались просто «исправить», то в нацистской Германии их стремились уничтожить, в прямом смысле этого слова. На то время образовался средний класс из ромал, Гитлер же сделал все, чтобы о нем забыли.
Цыгане да не цыгане: ирландские путешественники, ениши и ньюэйджевые бродяги
Вы знаете про цыган хотя бы из фильма «Большой куш»: они кочуют, непонятно говорят и живут в трейлерных поселках, полных псов и грязных детей. Эти странноватые голодранцы явно связаны с криминалом и, кажется, не заинтересованы ни в чем, кроме пьянства и подпольных боев. Именно по поводу этих ребят Томми и говорит Турецкому свою знаменитую фразу о том, как он ненавидит цыган (чем выражает мнение значительной части британцев). Вот только это никакие не цыгане, а вполне себе европейские по происхождению кочевники — пави, они же «ирландские путешественники».
Цыгане — весьма известная народность: они живут чуть ли не во всех странах, их довольно много, и вы наверняка сталкивались с ними в своей жизни, да и само их название стало почти абсолютным синонимом вечного бродяги. Но кроме этих выходцев из Индостана, в Европе известны еще несколько народов, которые живут во многом схожим образом и из-за этого часто бывают названы «цыганами». Вообще, это неверно, потому что этнически они — типичные европейцы. Те же пави, к примеру, — кельты по происхождению и появились в Европе раньше, хотя известно о них гораздо меньше. Другая история связана с целой группой ньюэйджевых бродяг, типа Housetrucker s, выбравших кочевой образ жизни в эпоху хиппи и с тех пор так и не осевших на одном месте.
Пави: ирландские путешественники
«Ирландскими путешественниками» или пави, а часто и просто «ирландскими цыганами» в Британии называют очень своеобразный кочевой народ. Происхождение этих бродяг до конца не ясно: выглядят они как типичные ирландцы, а их жизнь и обычаи больше похожи на цыганские. Пави известны еще со Средних веков: уже тогда они слонялись своими таборами по Британским островам и жили за счет нехитрых ремесел вроде починки скарба или перепродажи ветхих вещей. Не гнушались и воровством и попрошайничеством, особенно обожая уводить коней, конечно же.
У этого народа есть своя культура, необычные для этих мест нравы и собственный отдельный язык, в основе которого лежит причудливая смесь ирландского, шотландского и английского. Раньше бытовало мнение, что пави — это действительно цыгане, которые долгое время жили в Ирландии, но так сильно перемешались с местными, что стали неотличимы от них. Была даже версия о том, что они — потомки викингов, которые так сильно полюбили скитаться по миру, что уже не смогли остановиться даже на суше. Генетический анализ показывает, что ирландские путешественники все же в большей мере кельты, то есть происходят из этих мест. Что заставило их внезапно сняться с земли и начать кочевую жизнь — неизвестно.
Сейчас почти все пави начали вести оседлый образ жизни, но некоторая часть продолжает скитаться и заниматься тем же, чем их деды, в том числе, подпольными боями. Вот эту особенность как раз обыграл Гай Ричи в «Большом куше». Ирландские путешественники не просто любят размять кулаки на ринге — это их национальный спорт. Многие кланы пави дерутся друг с другом так давно, что это буквально длится на протяжении поколений. Есть очень забавный полудокументальный фильм Knuckle, в котором как раз показана подноготная таких боев. Снимался он двенадцать лет и рассказывает о трех кланах — Джойсы, Невинсы и Квиннсы, — которые нещадно бьют друг другу рожи уже, наверное, лет сто пятьдесят.
Шотландские путешественники
«Шотландские путешественники» — еще более мутные товарищи, чем пави. Если с теми разобраться оказалось не так трудно, то у этих все совершенно запутанно. По всей вероятности, история вышла такая: либо они-то как раз и есть потомки цыган, смешавшихся с шотландцами, либо, такие же пави, но уже местного разлива. Только в отличие от ирландских собратьев, они-то уже точно испытали сильное цыганское влияние. Скорее всего, когда шотландские кочевники встретились с «настоящими» цыганами, то пошли с ними на контакт и начали обоюдно взаимодействовать. Они активно заключали браки и обменивались опытом с похожим по духу народом. Шотландские путешественники говорят на совершенно атомной смеси кельтских диалектов, цыганского и английского языков. Понять их часто не могут даже собратья из другого клана.
Ениши
Ениши — тоже кочевой народ, но уже с материка, из Германии и тоже совершенно европейского происхождения. Сами себя они называют «белыми цыганами» и являются потомками немецких маргинальных групп, которые пустились в вечное странствие где-то веке в XVIII. Даже п ри своем бродячем образе жизни, собственном наречии и устоявшихся обычаях, ениши все же менее напоминают цыган, чем остальные подобные кочевники.
Больше всего они похожи на американских хобо, которые были скорее отдельным классом в обществе. Так же как и хобо, ениши промышляли ремеслами и батрачеством, путешествуя семьями и даже целыми таборами по просторам Германии, Австрии и Швейцарии. Соответственно, при их меньшей тяге к воровству и попрошайничеству и большем трудолюбии, енишей воспринимали более спокойно. Однако это не помешало нацистам подвергнуть их геноциду наравне с евреями и цыганами, хотя этнически они были такими же немцами.
Ньюэйджевые бродяги
В 1970-х, когда революция хиппи была в разгаре, а их идеи на гребне популярности, многие восприняли их весьма серьезно. В странах первого мира начали появляться проповедники кочевого образа жизни, и целые толпы народа бросали цивилизованную жизнь, с головой ныряя в радикальный дауншифтинг, доходивший до бомжевания.
Многие контркультурные персонажи в те времена жили в сквотах, но ньюэйджевые бродяги пошли до конца и практикуют это на протяжении всей жизни, при этом кочуя и не желая пересекаться с миром городов. Возможно, не стоит называть их «народом» в полном смысле этого слова, но они активно стремятся к обособленности, создают свой язык и культуру. Мы можем наблюдать за настоящим социальным экспериментом. Сколько времени нужно людям, чтобы оторваться от корней и стать чем-то вроде новой нации? Оказалось, не так уж и много: желание быть непохожими на остальных сделало их вполне отдельной группой всего за полтора-два поколения.
Housetrucker s
Самая интересная и узнаваемая часть ньюэйджевых бродяг — это housetrucker s, то есть те, кто живут в фургонах и переделанных школьных автобусах. Эти фургоны — и есть их дома, транспорт, главное имущество и центр Вселенной. Большинство из них выглядит нарядно, вычурно и даже выпендрежно: если у тебя нет ничего важного, кроме одной-единственной вещи, то можно вложить в нее действительно много сил и фантазии. По какой-то причине явление больше всего популярно в Австралии и Новой Зеландии.
Никогда не задумывались о том, почему многих из нас так интригуют и даже завораживают все эти цыгане, пави, ениши, бродячие охотники и степные народы? Большую часть своего существования человечество кочевало, слонялось по планете и знать не знало ни о каком доме или родине. Мы все — потомки бродяг, а наша жизнь в городах и на одном месте — это настолько незначительная часть нашей природы, что до сих пор непонятно, как все миллиарды людей не начали новое Великое переселение народов. Человек по своему происхождению — это кочевой примат, вот почему мы иногда непроизвольно завидуем диковатым голодранцам, у которых нет ни гроша за душой; да им и не надо — лишь бы своровать коня побыстрее, найти шляпу понаряднее и умчать подальше.
что Бог так полюбил цыган за их веселье и талант, что не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. А потому цыган можно найти на всех материках, кроме Антарктиды.
• Одно из самых интересных цыганских понятий – это понятие «скверны». Оно связано с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Достаточно ей над чем-нибудь пройтись, как это место становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь автоматически считаются «осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук. И по той же причине, чтобы не быть оскверненными, цыгане предпочитают жить в небольших, одноэтажных домах.
• Только 1% российских цыган кочует.
• Короткие волосы у цыган – это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких стрижек.
•Медицине неизвестны случаи заболевания лепрой в среде цыган. То есть, цыгане не болеют проказой.
• Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому цыгане так любят некоторые индийские фильмы.
• У цыган есть «нежелательные» профессии, которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из цыганского общества. Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика.
• Как и каждый народ, цыгане имеют свои национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него, поэтому питались пойманными на охоте зверями — зайцами, кабанами и прочими. Особенное национальное блюдо цыган – ёж, жареный или тушёный.
• Носители цыганских генов называются романо рат. За романо рат признаётся право, если они захотят, стать цыганами. Романо рат являются гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Сергей Курехин, Юрий Любимов, Чарли Чаплин и Анна Нетребко.
• Слово «лавэ?» в русском жаргоне заимствовано из цыганского языка, где имеет форму «ловэ?» (цыгане не «акают») и значение «деньги».
• Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.
Слово «цыгане» у многих ассоциируется с такими понятиями, как свобода, вольность. На самом деле в цыганской семье царят довольно строгие нравы.
Цыгане, выходцы из Индии, где бы ни появились, вели обособленный образ жизни – они везде чужаки. Но те, кто задерживался надолго в той или иной местности, с годами перенимали обычаи коренного населения. В России живут в основном русска рома (русские цыгане) и сэрвы (украинские цыгане). Цыгане-мадьяры из Западной Украины и среднеазиатские цыгане-люли приезжают в Москву в поисках работы.
Цыгане различаются по вероисповеданию – в России и Украине в основном проживают православные христиане, но встречаются мусульмане и католики.
Браки у цыган заключаются довольно рано: старшие боятся, что молодежь «разгуляется и испортится». К тому же более юная девушка быстрее привыкает к укладу семьи мужа.
У цыган не принято ходить на свидания, на дискотеки. Обычно молодежь знакомится на свадьбах родственников и других торжествах. Родители, разумеется, присматривают будущих супругов для своих детей, но чаще выступают в роли советчиков, а не диктаторов. Каждому отцу, каждой матери хочется, чтобы семья, с которой предстоит породниться, была уважаемой, благородной и порядочной. А если богатой – еще лучше. Но насильно никто замуж не выдает.
Жизнь среди своих предполагает информированность обо всем. «Цыганская почта» знает, где подросла красавица и куда можно засылать сватов. Как только сын намекнул родителям о своем выборе, начинается приготовление к сватовству.
Иногда это отдельное праздничное действо со своими канонами – кому что говорить, где сидеть и так далее. А если семьи договорились, готовится свадьба.
Цыганские свадебные торжества похожи на театрализованные представления. Например, к приготовлению праздничного каравая допускаются только те женщины, чья семейная жизнь удалась. Обязательно благословение жениха и невесты иконами – у христиан, разумеется.
А уж целомудрие невесты – непременное условие. Жениха и невесту торжественно провожают в отдельные апартаменты с песнями, танцами, потом так же торжественно встречают. В знак непорочности девушки гостям прикалывают на грудь красные цветы. Над головами жениха и невесты раскрывают свадебное покрывало, чтобы гости могли удостовериться в невинности невесты, молодым поют другие, уже «взрослые» песни и частушки. Девушка надевает новый наряд, на голову ей повязывают платок.
В некоторых группах цыган-крымов за невесту еще платят калым. А на свадьбах цыган-ловарей не дарят подарки, считается, что любой может прийти и просто порадоваться счастью молодых.
Легенды о том, что цыгане воруют невест, имеют под собой реальную основу. Это происходит и в наше время, если родители не одобряют выбор детей. Но в таких случаях свадебные пиршества, как правило, не устраиваются. Все проходит тихо и скромно.
«БАРО РОМ» И ЕГО ЖЕНА
Молодые в большинстве случаев остаются жить с родителями жениха. Потом, со временем, перебираются под собственную крышу. Только самый младший сын со своей семьей должен остаться с родителями – надо же кому-то за ними ухаживать.
Невестка встает раньше и ложится позже всех. Она выполняет все домашние функции под руководством свекрови. Цыганка никогда не перечит мужчине, не вступает в мужской разговор, пока к ней не обратятся. О верности цыганских женщин ходят легенды, они умеют уважать мужчин, ухаживать за ними, а главное – берегут честь семьи. Никогда вы не услышите, чтобы цыганка позорила мужа при посторонних или говорила о том, что он должен делать. Сама безмолвно пойдет и сделает. Сама заработает и никогда не упрекнет мужа, что он не принес денег.
Однако в большинстве своем цыганские мужчины чувствуют ответственность за семью, детей, родственников. Это в них воспитано с малолетства.
Иногда мужчины, конечно, позволяют себе полениться, полежать на диване перед телевизором. Обожают покрасоваться в обществе в шикарной одежде, пустить пыль в глаза: он большой человек, «баро ром»!
Все мужчины влюблены в лошадей. Перстень с изображением конской головы или подковы – достойное украшение для цыгана. Если уж нельзя иметь в собственности лошадь, то хоть выковать ее изображение на воротах дома! Многие мужчины коллекционируют фигурки этих животных. Сейчас на смену коням приходят автомобили, и любой цыганенок назовет вам десятки лучших иномарок.
Уровень жизни многих цыган очень низкий: это самострой без воды, канализации и газа. Такие места есть по всему постсоветскому пространству. Но в Европе, как, впрочем, уже и у нас, некоторые цыгане живут вполне достойно: путешествуют в уютных вагончиках с прицепом.
Генетика – вещь упрямая. Поэтому в многоэтажных домах цыганам душно, трудно, воли хочется. Они стараются жить ближе к земле – в частных домах или по крайней мере на первых этажах.
Свое жилье цыгане украшают коврами, лепниной, любят дорогую посуду. Еды всегда готовят очень много – мало ли кто заглянет на огонек. Цыганка никогда не выпустит из дома человека, не напоив его хотя бы чаем. Кстати, чай заваривают крепко, добавляя в него дольки лимона и яблока, и пьют из хрустальных стаканов.
Современные цыганки, конечно, не надевают по 12 юбок, как горьковские или толстовские персонажи. Но одежда их часто отличается от того, что носят другие. Больше всего, конечно, цыганки любят черный цвет. Но неравнодушны и к ярким тонам – красному, белому, бирюзовому, золотому. Излюбленные ткани – шифон, бархат, гипюр. Длина – макси или миди, короткие юбки носят разве что городские девушки, и то редко. Обувь в быту – без каблука, но праздничная очень шикарна! Украшения цыгане любят золотые, да чтобы бриллиантов побольше. Любимые камни – бирюза и кораллы.
ЧЕЙ ТЫ, КТО ТВОЙ ОТЕЦ?
У цыган не принято говорить вслух о любви, нельзя прикоснуться к чужой женщине даже в танце. Если ты настоящий мужчина, умей управлять своими эмоциями. Понравилась другая цыганка – не подавай виду, ну разве что в песне или танце выплесни свою страсть. Горячий темперамент мужчин иногда приводит их в объятия чужих, не цыганских женщин. Общество к этому относится снисходительно, хотя и не приветствует.
Смешанные браки тем не менее случаются. И если жена другого роду-племени, она постепенно «оцыганивается»: принимает цыганскую культуру, обычаи, язык. Если супруг иной национальности, то цыганки иногда пытаются взять верх, чтобы построить жизнь по-своему. В конечном итоге так и получается: быт ведь зависит от женщины. Крайне редко происходят в цыганских семьях разводы. Но если мужчина уходит, то он, как правило, заботится о детях или забирает их в новую семью. При знакомстве цыгане спрашивают друг друга: «Чей ты? Кто твой отец?»
Гадание – исконно цыганское мастерство, передаваемое из поколения в поколение, – и радость, и горе для гадалки. Если ты видишь беду и не можешь ничего сделать – это тяжело! Со стороны может показаться, что все просто – глянул на карты и озвучил. На самом деле – тяжкий труд для души, для ума. Чтобы увидеть прошлое, настоящее, будущее, надо настроиться, войти в определенное состояние и сосредоточиться. А после сеанса следует восстановить силы. Но когда тебя благодарят люди, нашедшие свою любовь или победившие недуг, ро дившие малыша или достигшие успехов в бизнесе, – разве это не счастье?
Но настоящее цыганское счастье – это быть ребенком в таборе. Тебе – самое вкусненькое, ты всегда с мамой, тебя все любят, целуют, дарят подарки, балуют. Поэтому если кто-то из «чужих» в вагоне или на улице отказался цыганенку дать монетку, он не огорчится, и его самооценка от этого уж точно не пострадает. Ну а если обидят, то в таборе всегда найдется кто-то – сестра, брат, тетя или крестная, которая утешит, успокоит.
К сожалению, свою задачу цыганская мать видит только в том, чтобы ребенок был сыт и здоров. Необходимость образования понимают далеко не все. Да и трудно цыганским детям учиться в обычной школе. Мешает плохое знание местного языка – малыши просто не понимают, чего от них хотят. К тому же для цыган не существует категории времени, из-за этого научиться приходить на урок вовремя для них не под силу.
Социальные условия тоже иногда против учебы – не во что одеться, обуться, нет места в доме, где делать уроки. Кроме того, у цыган существует предубеждение, что в школе более раскрепощенные сверстники научат их детей чему-нибудь плохому.
Но тем не менее иметь образование становится уже престижным. И многие поощряют учебу своих детей. Из вузов цыгане предпочитают институты культуры и… туристического бизнеса – вот где она проявилась, тоска по кочевью!
ПРИБЕЖИЩЕ ДЛЯ СТРАННИКА
Для того чтобы выжила цыганская семья, требуется чуть больше усилий, чем коренному населению. Яркая, характерная внешность иногда препятствует устройству на работу. Стереотипы («цыган украл – и поет и пляшет!») мешают относиться к человеку объективно. Поэтому семья для цыгана – прибежище, где его выслушают, накормят, приголубят, развеселят. Жизнь вне родины научила моих соплеменников держаться вместе, не оставлять в беде своего брата. Президент Международного союза цыган Стахиро Станкевич однажды сказал: «Если не-цыган приехал в чужую страну, он ищет гостиницу, чтобы поселиться. А цыган найдет другого цыгана, который даст ему и еду, и кров».