розанов устав православного богослужения
Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви
Содержание
Все благообразно и по чину да бывают ( 1Кор.14:40 ).
Предварительные сведения об изменяемых богослужебных молитвословиях и о книгах, содержащих эти молитвословия
В состав богослужения Православной Церкви входят двоякого рода молитвословия (молитвы и песнопения): во-первых, неизменяемые, т. е. такие, которые постоянно или чаще других читаются или поются при отправлении различных служб ежедневного общественного богослужения: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии, какова большая часть молитвословий (главным образом – молитв, разумея здесь и псалмы), содержащихся в Служебнике и Часослове; во-вторых, изменяемые, т.е. такие, которые в зависимости от времени, или дней отправления богослужения, ежедневно или очень часто изменяются, каковы молитвословия (главным образом – песнопения), содержащиеся в Октоихе, Триоди Постной, Триоди Цветной и Минее Месячной.
Октоих содержит в себе изменяемые песнопения седмичного круга богослужения, расположенные по порядку гласов, или напевов, и дней седмицы. Сначала помешены в нем последования 1-го гласа для недели (воскресенья), понедельника, вторника, среды, четверга, пятка и субботы, потом – последования 2-го гласа, далее 3, 4, 5, 6, 7 и, наконец, 8-го для тех же дней и в том же порядке. Так как эта книга содержит в себе именно 8 гласов, ни более ни менее, то ей и усвоено наименование Октоиха, что по-русски значит «осмогласник». При сравнении находящихся в нем песнопений со стороны содержания нельзя не приметить, что 1) некоторые из них во всех гласах усвоены только известным определенным дням седмицы, а именно: воскресные, прославляющие воскресение Христово, и кресто-воскресные, прославляющие вместе и крест и воскресение, недельным дням, умилительные (так названы в Октоихе; им же в Типиконе усвояется название «покаянные»), т. е. оплакивающие бедственное состояние омраченной грехом человеческой души, понедельнику, в честь бесплотных сил, также понедельнику, покаянные (так называются и в Октоихе, и в Типиконе), т. е. выражающие покаянные чувства, вторнику, в честь Иоанна Предтечи, также вторнику, крестный в воспоминание страданий и смерти Христа Спасителя, среде и пятку, в честь апостолов и святителя Николая, четвергу, всех святых, субботе, покойный, или мертвенный, в воспоминание умерших, также субботе. 2) Такие, которые во всех гласах встречаются ежедневно, причем в некоторые дни в особенности, таковы: троичны – песнопения, прославляющие пр. Троицу, и богородичные – песнопения, прославляющие пр. Богородицу. Нет ни одного дня, на который в Октоихе не назначалось бы означенных песнопений, но троичные песнопения усвояются в особенности воскресной полунощнице, на которой полагаются канон св. и живоначальной Троице, особые троичные песнопения: Достойно есть, яко воистину славити тя. (Окт. ч. 1, л. 374), и также особенная молитва ко пр. Троице: Всемогущая и животворящая святая Троице... (там же); богородичные же песнопения чаще и в большем объеме назначаются в среду и пяток, а также в воскресенье. 3) Такие, которые в разных гласах встречаются, если не ежедневно, то во многие дни, и опять в некоторые в особенности. Таковы мученичны – песнопения в честь мучеников, находящиеся в проследованиях седмичных дней понедельника, вторника, среды, четвертка и пятка, но в особенности в проследованиях субботы.
Какие и в каком количестве песнопения из Октоиха должны входить в состав различных церковных служб, это показывает особая богослужебная книга, которая именуется Типиконом и перепечатки из которой встречаются и в других богослужебных книгах, между прочим, и в Октоихе (см. в начале и в конце 1 части сей книги). Но так как из предыдущего мы знаем, что песнопения для богослужения, кроме Октоиха, заимствуются еще из других книг, то для правильного понимания предписаний Типикона необходимо точно определить время богослужебного употребления каждой из них и указать те названия, которые он усвояет песнопениям той или другой книги, что мы и сделаем.
Песнопения Октоиха в Типиконе обозначаются иногда словами:
«Октоиха» (напр., говорится: «стихиры Октопха») и «Осмогласника» (напр., говорится: «седален мученичен Осмогласника»), «гласа» – или просто (напр., говорится: «ипакои гласа»), или с некоторой добавкой, так: «настоящего гласа», «прилучившегося гласа», рядового гласа», «гласа недели», «во глас Октоиха» (напр., говорится: «И ныне, богородичен настоящего гласа»), и «дне» (напр., говорится: «тропарь дне»), – иногда же – по содержанию, напр., говорится: «канон покаянен», «канон креста», «крестный канон», «канон бесплотных», «канон апостолов», «канон св. Николая», мученичен канон», «покоин канон», «стихиры воскресны» и т. д.; наконец, иногда – указанием на составителя песнопения (напр., говорится:«стихиры восточны», т. е. «Анатолиевы», составленные Анатолием, Константинопольским патриархом 5 века). Необходимо, впрочем, заметить, что в некоторых из поименованных названий не всегда содержится указание на песнопения Октоиха. Это в особенности надобно сказать о названии дня, которое, как сказано будет ниже, принимает другое значение, когда говорится о пении Триоди. Еще пример: в 11 гл. Типикона канонами «креста» названы каноны, поемые в среду и пяток из Октоиха, но в последованиях Крестопоклонной седмицы, т. е. в такое время, когда поется Триодь Постная, этим именем названы каноны, находящиеся в сей последней книге.
Песнопения Триоди Постной в Типиконе обозначаются словом: Триоди – иногда просто (напр., говорится: «канон Триоди»), иногда с указанием на составителей, или творцов (напр., говорится: «стихиры на Господи, воззвах Триоди три: две творение господина Иосифа и един господина Феодора»), иногда с присоединением слова: дне (напр., говорится: «Триоди самогласен дне»). Иногда молитвословия и песнопения Триоди Постной обозначаются одним словом: дне, т. е. без поименования Триоди (напр., говорится: «на стиховне самогласен дне»). Так как из предыдущего мы знаем, что словом: дне, в Типиконе обозначаются иногда песнопения другой еще книги, и именно Октоиха; то теперь должны заметить, что когда в Типиконе идет речь о времени пения Триоди Постной, то название: дне, указывает именно на ее песнопения, но – не Октоиха; последние в этом случае обозначаются другими названиями: Октоиха, Осмогласника, гласа, воскресны, анатолиевы и т. д. Песнопения Триоди Постной иногда обозначаются еще словом: практика (напр., в последовании вечерни накануне 5 субб. Акафиста говорится: «стихиры праздника пресв. Богородицы», в последовании вечерни накануне недели Ваий сказано: «на Господи, воззвах поем стихиры праздника»). Но это название усвояется праздничным песнопениям Триоди Постной только в том случае, если одновременно с праздником Триоди Постной не случится праздник Месячной Минеи. В последнем случае название: праздника, указывает на сию последнюю книгу (напр. если в марк. гл.: «аще случится Благовещение пр. Богородицы в субботу Акафиста», сказано: «на Господи, воззвах стихиры праздника на 8», то здесь разумеется праздник Месячной Минеи, т. е. Благовещение, но не Триоди; если далее пишется: «канон праздника со ирмосом тиа 8 и Акафиста на 6»; то здесь первое название указывает на Минею, второе–на Триодь; точно так же надобно понимать выражение марк. гл. «о том же празднице, аще случится в не деле Ваий»: «на Господи, воззвах стихиры праздника 3. и Ваий на 4»).
Триодь Цветная содержит в себе изменяемые песнопения подвижных дней годичного круга богослужения и, между прочим, трипеснцы, от чего и получила свое наименование. Песнопения этой книги расположены по порядку дней недели, начиная с первого дня Пасхи (воскресенья) и кончая неделею Всех святых (воскресеньем). В них в течение 39 дней воспоминается и прославляется великое событие воскресения Христова, а вместе с тем (но не отдельно) и некоторые другие, напр., в неделю Антипасхи (не только в воскресение, но и следующие за ним дни до субботы включительно) осязание ап. Фомою ребер Христа Спасителя, в следующую неделю (опять полную) – события, относящиеся до мироносиц, ходивших ко гробу помазать тело Иисусово и т. д. В 40-й день по Пасхе и следующие за ним 8 дней воспоминается и прославляется другое великое событие – вознесения Господня. В 50-й день и следующие за ним 6 дней – сошествие св. Духа на апостолов. Последняя неделя Триоди Цветной (одно воскресенье) назначена для прославления всех святых.
В последовании гласов одних за другими Триодь Цветная отличается от Октоиха. После первого дня Пасхи, накануне которого на вечерни по Октоиху (но не по Цветной Триоди) поются воскресные стихиры на Господи, воззвах 1 гласа, в понедельник по Цветной Триоди поются воскресные песнопения 2 гласа Октоиха, во вторник – 3, в среду – 4, в четверток – 5, в пяток – 6, в субботу – 8-го. После недели (воскресенья) Антипасхи, в которую воскресные песнопения Октоиха не поются, но только песнопения Триоди Цветной на 1 глас, в следующие за нею дни, вместе с песнопениями Триоди, поются песнопения Октоиха 1 гласа; в неделю Мироносиц, седмичные ее дни и в субботу – 2 гласа, в неделю и седмицу Расслабленного – 3 гласа, в неделю и седмицу Самаряныни – 4 гласа, в неделю и седмицу Слепого – 5 гласа, в неделю св. Отец – 6 гл., в неделю Пятидесятницы песнопения Октоиха не поются, но поются песнопения Триоди на 1 глас, в неделю Всех святых – песнопения 8 гл. Октоиха.
Песнопения Триоди Цветной в Типиконе обозначаются следующими названиями: 1) Триоди (напр., говорится: «блаженна Триоди»); 2) Теми, которые усвоены известным дням или неделям, каковы, напр., Пасхи и пасхальный, Мироносиц, Самаряныни, Слепого, Вознесения и т. д. (напр., говорится: «канон Пасхи», «стихиры Мироносиц», «стихиры Самаряныни», «стихиры Вознесения»). Пасхальными называются те, которые принадлежат первому дню Пасхи и после до отдания повторяются, напр., стихиры с припевами: Да воскреснет Бог. канон: Воскресения день. и т. д. Из следующих за сим названий одни принадлежат неделям (воскресениям) Триоди Цветной, напр., Мироносиц, Самаряныни и т. д., другие – ее праздникам, коих в ней после Пасхи три: Преполовение, Вознесение и Пятидесятница. Поются они как в сии недели и праздники, так и попразднственные дни тех и других. 3) Праздника (напр., говорится: «стихиры праздника»). Этим именем называются песнопения следующих за Пасхою недель (воскресений) – 8 и праздников Триоди Цветной, т. е. те самые, которым усвояются указанные сейчас названия (Мироносиц, Вознесения, и т. д.): но это название не усвояется пасхальным песнопениям. Единственное исключение в этом отношении представляет поемая после Пасхи катавасия пасхального канона: Воскресения день. В последованиях Месяцеслова (23 апреля, 8, 9 и 10 мая) она названа катавасиею праздника, а не Пасхи. Но когда идет речь о богослужении в праздник Благовещения, случившийся в Пасхальную седмицу (см. марк. гл.), то название праздника указывает на песнопения Минеи, а не Триоди. Песнопения в честь святых, память которых празднуется во дни пения Триоди Цветной, напр., 23 апреля, обозначаются словом: «святого» (напр., говорится: «стихиры святого»), или – 8 мая – «стихиры апостола». 4) Дне (напр., говорится: «на стиховне Триоди дне»); но прокимном дне называется прокимен, усвоенный известному дню Служебником и Часословом (напр., в послед. нед. Антипасхи сказано: «прокимен дне: Господь воцарися»). 5) Песнопения Октоиха, внепесенные в Цветную Триодь, обозначаются теми наименованиями, какие усвояются им в Октоихе (напр., говорится: «стихиры воскресни», «стихиры восточны»); к этому иногда присоединяется название сей книги (напр., говорится: «на стиховне стихира воскресна Осмогласника. и умилительный един. и мученичен»).
Минея Месячная содержит в себе изменяемые песнопения неподвижных дней годичного круга богослужения, т. е. назначенные на известные определенные числа в году.
В том случае, если проследование Минеи по какому-либо случаю на известный день отменяется, оно все-таки не остается не пропетым в течение данного года, но переносится на другой день, либо прямо указываемый в Типиконе, либо по усмотрению предстоятеля, переносится иногда полностью, иногда частью (переносится главным образом канон). Примеры: если память Трех святителей 30 января случится в субботу Мясопустную, то служба их поется в предшествующий ей пяток. Если Георгия Победоносца случится в Великие пяток и субботу и в 1-й день Пасхи, то «поются стихиры святого и канон и прочая служба в понедельник Светлой недели со службою дневною» (Типик.). Каноны святых, случающихся в период времени от Лазаревой субботы до Фомина воскресенья, выпеваются на повечериях, начиная с понедельника 2-й седмицы св. Четыредесятницы и кончая четвергом 6 седмицы и т. д.
Песнопения Минеи в Типиконе обозначаются словами: Минеи (напр., говорится «ирмос Минеи»), святого или святой (напр., говорится: «канон святого»); иногда оба эти названия вместе прилагаются к одному песнопению (напр., говорится: «канон Минеи святого»). Последнее название (святого и святой) нередко заменяется названием, обозначающим лик святого (напр., говорится «канон пророка», «канон апостола», «канон Предтечи», «стихиры преподобной» и т. п.). Песнопения господских и богородичных праздников обозначаются словом праздника, когда идет речь о самых праздниках и их предпразднствах и попразднствах; в предпоследнем случае, впрочем, чаще употребляется название предпразднства.
Кроме Месячной Минеи, есть еще Общая. В ней находятся общие последования, напр., апостолу и апостолам, преподобному и преподобным и т. д. Этой книгой пользуются как в тех церквах, в которых совсем нет Месячной Минеи, так и в тех, в которых она есть. В последних она употребляется в том случае, если приходится отправлять торжественное богослужение такому святому, для которого в Месячной Минее или вовсе нет молитвословий (напр., Феодосию Черниговскому), или очень мало. В первых она всецело заменяет собою Месячную Минею. Когда случится память, напр., одного какого-нибудь апостола, то песнопения заимствуются из «службы апостолу»; когда нескольких, то из «службы апостолам» и т. д.
Три периода богослужения
В отправлении служб общественного богослужения Типикон различает три периода времени: а) дни пения Октоиха, б) дни пения Триоди Постной, одной или вместе с Октоихом, в) дни пения Триоди Цветной.
На этой вечерни в числе стихир на Господи, воззвах находятся и стихиры рядового гласа Октоиха.
Богослужебный устав Православной Церкви. Василий Розанов
Admin
Предварительные сведения об изменяемых богослужебных молитвословиях и о книгах,содержащих эти молитвословия
Три периода богослужения.
ЧАСТЬ 1. О БОГОСЛУЖЕНИИ В ПЕРИОД ВРЕМЕНИ ПЕНИЯ ОКТОИХА
ОТДЕЛ 1. О богослужении недельных или воскресных дней
Глава 1. О богослужении воскресных дней, если не случится никакого праздника
Главы 2, 3, 4 О богослужении воскресных дней, если случится праздник святого, имушаго или бдение, или полиелей, или поемый на 6
Глава 5. О богослужении воскресных дней, если случится богородичный двунадесятый праздник
Глава 6. О богослужении воскресных, а равно седмичных и субботних дней, если случится господский двунадесятый праздник
Главы 7 и 8. О богослужении воскресных дней, если случится одно предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника или же будет еще какое-нибудь торжество
Глава 9. О богослужении воскресных дней, если случится отдание господского или богородичного праздника
ОТДЕЛ II. О богослужении седмичных дней периода времени пения Октоиха
Глава 10. О богослужении седмичных дней: понедельника, вторника, среды, четвертка и пятка при одном святом, не имеющем в Типиконе праздничного знака
Глава 11. О богослужении седмичных дней при двух святых, не имеющих в Типиконе праздничного знака
Глава 12. О богослужении седмичных дней при святом, поемом на 6, именуемом шестеричным и отмеченном в Типиконе знаком черными чернилами
Глава 13. О богослужении седмичных дней при святом, имеющем славословие и отмеченном в Типиконе знаком красными чернилами
Главы 14 и 15. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имеющий полиелей и отмеченный в Типиконе знаком, один или с предпразднством либо попразднством господского или богородичного праздника
Глава 16. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имущий бдение и отмеченный в Типиконе знаком
Глава 17. О богослужении седмичных дней, если случится великий праздник святого, отмеченного в Типиконе знаком
Глава 18. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится богородичный двунадесятый праздник
Глава 19. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится отдание господского или богородичного праздника
Глава 20. О постовом богослужении седмичных дней: понедельника, вторника, среды, четверга и пятка
ОТДЕЛ III. О богослужении субботних дней периода времени пения Октоиха
Глава 21. О богослужении субботних дней при святом, имеющем тропарь, но в Типиконе не отмеченном никаким знаком
Главы 22 и 23. а) о богослужении субботних дней, если случатся два святых, б) если при этом случится еще предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника
Глава 22. О богослужении субботних дней, если случатся два святых
Глава 23. Если при этом случится еще предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника
Глава 24. О богослужении субботних дней, если случится святой, поемый на 6
Глава 25. Если при этом случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника
Глава 26. О богослужении субботних дней, если случится святой, имеющий славословие
Глава 27. Если при этом случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника
Глава 28. О богослужении субботних дней, если случится святой, имеющий полиелей
Глава 29. Если при этом случится еще предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника
Глава 30. О богослужении субботних дней, если случится святой, имеющий бдение
Глава 31. Если при этом случится еще предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника
Перечень праздников периода времени пения Октоиха, не относящихся к разряду двунадесятых господских и богородичных и святых со знаками (черными и красными чернилами), и замечания о богослужебном уставе сих праздников
О храмовых праздниках в честь святых и о так называемых храмовых главах Типикона
ОТДЕЛ IV. Дополнительный
Глава 32. О вечерних стихирах на Господи, воззвах
Глава 33. О канонах малого повечерия в период времени пения Октоиха
Глава 34. О тропарях и кондаках малого повечерия периода времени пения Октоиха
Глава 35. О чтении кафизм на вечерне, утрени и часах в течение целого года
Глава 36. О назидательных чтениях на утрени и других службах
О величаниях в течение всего года
Глава 37. Об утренних канонах в течение всего года
Глава 38. О катавасиях, в течение всего года поемых в господские, богородичные и нарочитых святых праздники и в недели в течение всего года (Типик., гл. 19 и др.)
Глава 39. Об утренних хвалитных стихирах
Глава 40. О тропарях и кондаках на часах периода времени пения Октоиха
Глава 41. О литургийных антифонах и блаженнах всего года
Глава 42. О литургийных тропарях и кондаках периода времени пения Октоиха
Глава 43. О кондаках в последовании изобразительных периода времени пения Октоиха, отправляемом тогда, когда почему-либо нет литургии, с предварительным изображением его порядка
Глава 44. О литургийных чтениях из Апостола и Евангелия в течение всего года
Глава 45. О литургийных прокимнах пред Апостолом, аллилуиариях после Апостола и причастнах в период времени пения Октоиха
Глава 46 (дополнительная). О литургийных прокимнах, Апостолах, аллилуиариях, Евангелиях и причастнах при заупокойной службе
Глава 47. Об отпустах при окончании различных служб в течение всего года
ЧАСТЬ II. О БОГОСЛУЖЕНИИ ВО ДНИ ПЕНИЯ ТРИОДИ ПОСТНОЙ
ОТДЕЛ I. О богослужении приготовительных к Великому посту дней
Глава 1. Богослужение недель: I) Мытаря и Фарисея, 2) Блудного сына, 3) Мясопустной, 4) Сыропустной
Глава 2. С попразднством Богоявления Господня (11—13 января)
Глава 3. С отданием Богоявления Господня (14 янв.)
Глава 4. С праздником Трех святителей (30 января)
Глава 5. С предпразднством Сретения Господня (1 февраля)
Глава 6. С праздником Сретения Господня (2 февраля)
Глава 7. С попразднством Сретения Господня
Глава 8. С отданием Сретения Господня
Глава 9. С праздником Обретении главы Предтечи (24 февраля)
Глава 10. О богослужении в недели Мытаря и Фарисея, Блудного, Мясопустную и Сыропустную, если случится храмовой праздник святого
Глава 11. О богослужении Сырной седмицы
Глава 12. О богослужении Сырной седмицы, если случится память Трех святителей 30 января
Глава 13. О богослужении Сырной седмицы, если случится предпразднство Сретения Господня 1 февраля
Глава 14. О богослужении Сырной седмицы, если случится праздник Сретения Господня
Глава 15. О богослужении Сырной седмицы, если случится попразднство Сретения Господня
Глава 16. О богослужении Сырной седмицы, если случится отдание Сретения Господня
Глава 17. О богослужении Сырной седмицы, если случится Обретение главы Предтечи 24 февраля
ОТДЕЛ II. О богослужении во дни св. Четыредесятницы
Глава 18. О богослужении в недели (воскресные дни) св. Четыредесятницы 1, 2, 3, 4 и 5, а также о богослужении недели Ваий
Глава 19. о богослужении воскресных дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи
Глава 20. О богослужении седмичных, или, иначе, постных дней св. Четыредесятницы
Глава 21. О богослужении постных дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи (11 и 12 мр. гл. 24 февр., Типик., л. 190 на обор, и 192)
Глава 22. О богослужении тех субботних дней св. Четыредесятницы, в которые на утрени положено петь “Бог Господь», а также о богослужении Лазаревой субботы
Глава 23. О богослужении субботних дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи (9 и 13 мр. гл. 24 февр., Типик., л. 190 и 192 на об.)
Глава 24. О богослужении во дни св. Четыредесятницы, если случится 40 мучеников 9 марта в срок от вторника 1 седмицы до понедельника 6 седмицы включительно (Типик., л. 196 на об. — 197 на об.)
Глава 25. О богослужении Страстной седмицы
ОТДЕЛ IV. О богослужении праздника Благовещения Пр. Богородицы в период времени пения Триоди Постной
Глава 26. О богослужении в предпразднство Благовещения Пр. Богородицы
Глава 27. О богослужении в самый праздник Благовещения Пр. Богородицы
Глава 28. О богослужении в отдание Благовещения Пр. Богородицы
ОТДЕЛ V. Дополнительный
Глава 29. О молитвословиях: Всесвятая Троице. Буди имя Господне. 3-ды, Слава, и ныне, Благословлю Господа
Глава 30. О конечном трисвятом
Глава 31. О канонах малого и великого повечерий в период времени пения Триоди Постной
ЧАСТЬ III. О БОГОСЛУЖЕНИИ В ПЕРИОД ВРЕМЕНИ ПЕНИЯ ТРИОДИ ЦВЕТНОЙ
ОТДЕЛ I. О пасхальном богослужении
Глава 1. О богослужении первого дня Пасхи
Глава 2. О богослужении седмичных дней Пасхи
Глава 3. О богослужении первого дня Пасхи, если случится праздник Благовещения Пр. Богородицы
Глава 4. О богослужении в понедельник, вторник и среду Пасхальной седмицы, если случится праздник Благовещения
Глава 5. О богослужении в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток и субботу Пасхальной седмицы, если случится великомученика Георгия, 23 апреля
Глава 6. О богослужении Пасхальной седмицы, начиная с понедельника, если случится храмовой праздник святого
ОТДЕЛ II. О богослужении воскресных дней периода времени пения Триоди Цветной
Глава 7. О богослужении недели Антипасхи, или 2 по Пасхе, именуемой Новою или Фоминою
Глава 8. О богослужении в неделю Антипасхи, если случится великомуч. Георгия
Глава 9. О богослужении 3 недели по Пасхе, Мироносиц (Тип., л. 364), 4-й, Расслабленного (л. 367), 5-й, Самаряныни (л. 369) и 6-й, Слепого (л. 371)
Глава 10. О богослужении недель Мироносиц, Расслабленного и Самаряныни, если случится великом. Георгия
Глава 11. О богослужении недели Мироносиц, Расслабленного, Самаряныни и Слепого, если случится св. апост. и еванг. Иоанна Богослова, 8 мая (Тип., л. 233)
Глава 12. О богослужении 4, 5 и 6 недель по Пасхе, если случится храмовой праздник святого
Глава 13. О богослужении 7 недели по Пасхе, св. Отцев Никейского собора
Глава 14. О богослужении 7 нед. по Пасхе, если случится Иоанна Богослова
Глава 15. О богослужении 7 нед. по Пасхе, если случится храмовой праздник святого
Глава 16. О богослужении в неделю Пятидесятницы, 8 по Пасхе
Глава 17. О богослужении в праздник Пятидесятницы, если случится храмовой праздник святого
Глава 18. О богослужении в неделю Всех святых, 9 по Пасхе
Глава 19. О богослужении недели Всех святых, если случится великий святой
Глава 20. О богослужении недели Всех святых, если случится храмовой праздник святого
ОТДЕЛ III. О богослужении седмичных дней периода времени пения Триоди Цветной, не имеющих для себя в сей книге праздничного восследования
Глава 21. О богослужении седмичных дней при одном неполиелейном святом
Глава 22. О богослужении седмичных дней при двух святых
Глава 23. О богослужении седмичных дней при полиелейном святом
Глава 24. О богослужении седмичных дней при двух святых, из которых один — поемый на 6, а другой великий с полиелеем
ОТДЕЛ IV. О богослужении субботних дней периода времени пения Триоди Цветной, не имеющих для себя в сей книге праздничного восследования
Глава 25. О богослужении субботних дней 2, 3, 4 и 5 седмиц по Пасхе, если не случится полиелейный святой (устав изложен в Типик., л. 362 на об.)
Глава 26. О богослужении субботних дней 2, 3, 4 и 5 седмиц по Пасхе, если случится святой, имеющий полиелей
Глава 27 (дополнительная к 3 и 4 отделам). О богослужении пятка и субботы 6 седмицы по Пасхе, понедельника, вторника, среды и четверга 7 седмицы, вторника, среды, четверга и пятка седмицы Пятидесятницы
Глава 28 (дополнительная к 3 и 4 отделам). О богослужении седмичных дней Пятидесятницы, если случится храмовой праздник святого
ОТДЕЛ V. О богослужении седмичных и субботних дней, если случится праздник Триоди Цветной или его отдание
Глава 29. О богослужении в праздник Преполовения, в среду 4 седмицы по Пасхе
Глава 30. О богослужении в среду Преполовения, если случится Иоанна Богослова, 8 мая
Глава 31. О богослужении в праздник Вознесения Господня, в четверток 6 седмицы по Пасхе
Глава 32. О богослужении в праздник Вознесения Господня, если случится Иоанна Богослова
Глава 33. О богослужении в праздник Вознесения Господня, если случится храмовой праздник святого
Глава 34. О богослужении Духова дня
Глава 35. О богослужении Духова дня, если случится храмовой праздник святого
Глава 36. О богослужении в отдание Преполовения, в среду 5 седмицы по Пасхе
Глава 37. О богослужении в отдание Пасхи, в среду 6 седмицы по Пасхе
Глава 38. О богослужении в отдание Пасхи, если случится Иоанна Богослова
Глава 39. О богослужении в отдание Пасхи, если случится храмовой праздник святого
Глава 40. О богослужении в отдание Вознесения, в пяток 7 седмицы по Пасхе
Глава 41. О богослужении в отдание Вознесения, если случится Обретение главы Предтечи
Глава 42. О богослужении в отдание Вознесения, если случится храмовой праздник святого
Глава 43. О богослужении в отдание Пятидесятницы, в субботу пред неделею Всех святых
Глава 44. О богослужении в отдание Пятидесятницы, если случится Обретение главы Предтечи или память Апостола Иуды
Глава 45. О богослужении в отдание Пятидесятницы, если случится храмовой праздник святого
Дополнительный к 1, 2 и 3 част, отдел о заупокойном богослужении субботних и седмичных дней в течение всего года
Глава 1. О субботнем заупокойном богослужении в период времени пения Октоиха
Глава 2. О заупокойном богослужении Мясопустной субботы и субботы пред Пятидесятницею
Глава 3. О заупокойном богослужении суббот 2, 3 и 4 седмиц Великого поста
Глава 4. О заупокойном богослужении седмичных дней
Приложение
- розанов н прот руководство для лиц отправляющих церковные богослужения
- розга ум бодрит и возбуждает память