розанов н прот руководство для лиц отправляющих церковные богослужения
Розанов н прот руководство для лиц отправляющих церковные богослужения
Руководство
отправляющих церковные богослужения
митрополита, епископа, всего собора
и порядок посвящения в священно-церковно-служительские степени с
приложением особенностей, бывающих при отправлении богослужений
в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе
и Московском Большом Успенском
в течение всего года
Составил ключарь Московского Кафедрального Христа Спасителя Собора
протоиерей Николай Розанов
1901 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I.
Совершение богослужений митрополитом, архиепископом или епископом.
Глава II.
Обязанности священно- и церковнослужителей при совершении богослужений архиереем.
Глава III.
Изложение чинопоследований посвящений и возведений в священно- и церковнослужительские степени.
Глава IV.
А) Обычное служение воскресных и праздничных всенощных бдений.
Б) Особенности богослужений, совершаемых в следующие дни:
В) Богослужения великопостные.
Г) Страстная седмица.
а) Понедельник и вторник.
б) Среда.
в) Четверток.
г) Пятница в Кафедральном соборе.
I. Утреня.
II. Царские часы.
III. Вечерня.
IV. Примечание: особенности Успенского собора.
I. Утреня в Кафедральном соборе.
II. Утреня в Успенском соборе.
III. Литургия в Кафедральном соборе.
IV. Литургия в Успенском соборе.
Д) Светлое Христово Воскресение.
I. Утреня.
II. Ранняя литургия.
III. Поздняя литургия.
IV. Вечерня.
б) В Успенском соборе:
Глава V.
Особенности при совершении богослужений в некоторые торжественные дни в Успенском соборе.
Глава VI.
Крестные ходы совершаемые из Московского Большого Успенского собора.
Глава VII.
Глава VIII.
Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора и порядок посвящения в священно-церковно-служительские степени с приложением особенностей, бывающих при отправлении богослужений в Московском кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском в течение всего года, а также церемониалов встреч их императорских величеств, митрополита и епископа
О произведении
Другие книги автора
Устройство для навески косилки на трактор Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Устройство для заброски пластин в изложницы Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Цанговый замок Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Двойной балансный преобразователь частоты Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Пресс для обработки краев швейных изделий, например погонов Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Копнитель к уборочным сельскохозяйственным машинам Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Посадка леса под новые бурава Российская национальная библиотека (РНБ)
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Руководство при чинопоследованиях, бываемых при основании и освящении новосозидаемого храма, совершаемых архиереем, архимандритом или иереем
О произведении
Другие книги автора
Устройство для навески косилки на трактор Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Устройство для заброски пластин в изложницы Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Цанговый замок Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Двойной балансный преобразователь частоты Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Пресс для обработки краев швейных изделий, например погонов Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Копнитель к уборочным сельскохозяйственным машинам Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Посадка леса под новые бурава Российская национальная библиотека (РНБ)
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Свято-Покровский храм с. Белая Глина
Указания на цвета облачений
Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149).
Рождество Пресвятой Богородицы (до отдания включительно)
голубой
Крестовоздвижение (до отдания включительно) И другие праздники в честь Креста Господня.
бордовый1 или фиолетовый
Св. ап. и ев. Иоанна Богослова
золотистый (желтый) или белый
Покров Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
(до отдания включительно)
голубойм
Навечерие Рождества Христова
белый
Рождество Христово (до отдания включительно)
золотистый или белый
Собор Пресвятой Богородицы
белый или голубой
Обрезание Господне
белый или золотистый
Навечерие Богоявления. Богоявление (Крещение Господне) (до отдания включительно)
белый
Сретение Господне (до отдания включительно)
голубой или белый
Благовещение Пресвятой Богородицы
голубой
Подготовительные Недели к Великому посту
золотистый (желтый) или фиолетовый
Великий пост (седмичные дни)
Черный2, темно-фиолетовый или багряный
Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста
фиолетовый
Литургия Преждеосвященных Даров
черный, темно-фиолетовый или багряный
Неделя Крестопоклонная
фиолетовый или бордовый
Суббота Акафиста
голубой или фиолетовый
Вход Господень в Иерусалим
зеленый или белый
Страстная седмица
черный или темно-фиолетовый
Великий Четверг
фиолетовый или багряный (темно-бордовый)
Великая Суббота (на Литургии после чтения Апостола) и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно)
белый
ПАСХА (до отдания включительно)
красный
Вознесение Господне (до отдания включительно)
белый
Пятидесятница (День Святой Троицы) (до отдания включительно)
зеленый
Понедельник Святого Духа
зеленый или белый
Рождество св. Иоанна Предтечи
золотистый(желтый) или белый
Первоверховных апостолов Петра и Павла
золотистый(желтый) или белый
Преображение Господне (до отдания включительно)
белый
Успение Пресвятой Богородицы (до отдания включительно)3
голубой
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи
красный или бордовый
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
белый или красный
Господские средние праздники, седмичный и воскресные дни вне Великого поста
золотистый (желтый)
Памяти4 Бесплотных Сил, святых дев и девственников
белый
Памяти пророков
золотистый (желтый) или красный
Памяти апостолов
золотистый (желтый)
Памяти святителей
золотистый (желтый)
Памяти преподобных
и Христа ради юродивых
зеленый
Памяти благоверных князей
золотистый (желтый), зеленый или красный5
Заупокойные богослужения (вне Великого поста)
белый
Таинство Венчания
Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)
1 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные.
2 В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах, т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совешаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.
3 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.
4 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым.
5 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах.
Примечание. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245.)
Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149). Рождество Пресвятой Богородицы (до отдания включительно) голубой Крестовоздвижение (до отд.
Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви
Содержание
Все благообразно и по чину да бывают ( 1Кор.14:40 ).
Предварительные сведения об изменяемых богослужебных молитвословиях и о книгах, содержащих эти молитвословия
В состав богослужения Православной Церкви входят двоякого рода молитвословия (молитвы и песнопения): во-первых, неизменяемые, т. е. такие, которые постоянно или чаще других читаются или поются при отправлении различных служб ежедневного общественного богослужения: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии, какова большая часть молитвословий (главным образом – молитв, разумея здесь и псалмы), содержащихся в Служебнике и Часослове; во-вторых, изменяемые, т.е. такие, которые в зависимости от времени, или дней отправления богослужения, ежедневно или очень часто изменяются, каковы молитвословия (главным образом – песнопения), содержащиеся в Октоихе, Триоди Постной, Триоди Цветной и Минее Месячной.
Октоих содержит в себе изменяемые песнопения седмичного круга богослужения, расположенные по порядку гласов, или напевов, и дней седмицы. Сначала помешены в нем последования 1-го гласа для недели (воскресенья), понедельника, вторника, среды, четверга, пятка и субботы, потом – последования 2-го гласа, далее 3, 4, 5, 6, 7 и, наконец, 8-го для тех же дней и в том же порядке. Так как эта книга содержит в себе именно 8 гласов, ни более ни менее, то ей и усвоено наименование Октоиха, что по-русски значит «осмогласник». При сравнении находящихся в нем песнопений со стороны содержания нельзя не приметить, что 1) некоторые из них во всех гласах усвоены только известным определенным дням седмицы, а именно: воскресные, прославляющие воскресение Христово, и кресто-воскресные, прославляющие вместе и крест и воскресение, недельным дням, умилительные (так названы в Октоихе; им же в Типиконе усвояется название «покаянные»), т. е. оплакивающие бедственное состояние омраченной грехом человеческой души, понедельнику, в честь бесплотных сил, также понедельнику, покаянные (так называются и в Октоихе, и в Типиконе), т. е. выражающие покаянные чувства, вторнику, в честь Иоанна Предтечи, также вторнику, крестный в воспоминание страданий и смерти Христа Спасителя, среде и пятку, в честь апостолов и святителя Николая, четвергу, всех святых, субботе, покойный, или мертвенный, в воспоминание умерших, также субботе. 2) Такие, которые во всех гласах встречаются ежедневно, причем в некоторые дни в особенности, таковы: троичны – песнопения, прославляющие пр. Троицу, и богородичные – песнопения, прославляющие пр. Богородицу. Нет ни одного дня, на который в Октоихе не назначалось бы означенных песнопений, но троичные песнопения усвояются в особенности воскресной полунощнице, на которой полагаются канон св. и живоначальной Троице, особые троичные песнопения: Достойно есть, яко воистину славити тя. (Окт. ч. 1, л. 374), и также особенная молитва ко пр. Троице: Всемогущая и животворящая святая Троице... (там же); богородичные же песнопения чаще и в большем объеме назначаются в среду и пяток, а также в воскресенье. 3) Такие, которые в разных гласах встречаются, если не ежедневно, то во многие дни, и опять в некоторые в особенности. Таковы мученичны – песнопения в честь мучеников, находящиеся в проследованиях седмичных дней понедельника, вторника, среды, четвертка и пятка, но в особенности в проследованиях субботы.
Какие и в каком количестве песнопения из Октоиха должны входить в состав различных церковных служб, это показывает особая богослужебная книга, которая именуется Типиконом и перепечатки из которой встречаются и в других богослужебных книгах, между прочим, и в Октоихе (см. в начале и в конце 1 части сей книги). Но так как из предыдущего мы знаем, что песнопения для богослужения, кроме Октоиха, заимствуются еще из других книг, то для правильного понимания предписаний Типикона необходимо точно определить время богослужебного употребления каждой из них и указать те названия, которые он усвояет песнопениям той или другой книги, что мы и сделаем.
Песнопения Октоиха в Типиконе обозначаются иногда словами:
«Октоиха» (напр., говорится: «стихиры Октопха») и «Осмогласника» (напр., говорится: «седален мученичен Осмогласника»), «гласа» – или просто (напр., говорится: «ипакои гласа»), или с некоторой добавкой, так: «настоящего гласа», «прилучившегося гласа», рядового гласа», «гласа недели», «во глас Октоиха» (напр., говорится: «И ныне, богородичен настоящего гласа»), и «дне» (напр., говорится: «тропарь дне»), – иногда же – по содержанию, напр., говорится: «канон покаянен», «канон креста», «крестный канон», «канон бесплотных», «канон апостолов», «канон св. Николая», мученичен канон», «покоин канон», «стихиры воскресны» и т. д.; наконец, иногда – указанием на составителя песнопения (напр., говорится:«стихиры восточны», т. е. «Анатолиевы», составленные Анатолием, Константинопольским патриархом 5 века). Необходимо, впрочем, заметить, что в некоторых из поименованных названий не всегда содержится указание на песнопения Октоиха. Это в особенности надобно сказать о названии дня, которое, как сказано будет ниже, принимает другое значение, когда говорится о пении Триоди. Еще пример: в 11 гл. Типикона канонами «креста» названы каноны, поемые в среду и пяток из Октоиха, но в последованиях Крестопоклонной седмицы, т. е. в такое время, когда поется Триодь Постная, этим именем названы каноны, находящиеся в сей последней книге.
Песнопения Триоди Постной в Типиконе обозначаются словом: Триоди – иногда просто (напр., говорится: «канон Триоди»), иногда с указанием на составителей, или творцов (напр., говорится: «стихиры на Господи, воззвах Триоди три: две творение господина Иосифа и един господина Феодора»), иногда с присоединением слова: дне (напр., говорится: «Триоди самогласен дне»). Иногда молитвословия и песнопения Триоди Постной обозначаются одним словом: дне, т. е. без поименования Триоди (напр., говорится: «на стиховне самогласен дне»). Так как из предыдущего мы знаем, что словом: дне, в Типиконе обозначаются иногда песнопения другой еще книги, и именно Октоиха; то теперь должны заметить, что когда в Типиконе идет речь о времени пения Триоди Постной, то название: дне, указывает именно на ее песнопения, но – не Октоиха; последние в этом случае обозначаются другими названиями: Октоиха, Осмогласника, гласа, воскресны, анатолиевы и т. д. Песнопения Триоди Постной иногда обозначаются еще словом: практика (напр., в последовании вечерни накануне 5 субб. Акафиста говорится: «стихиры праздника пресв. Богородицы», в последовании вечерни накануне недели Ваий сказано: «на Господи, воззвах поем стихиры праздника»). Но это название усвояется праздничным песнопениям Триоди Постной только в том случае, если одновременно с праздником Триоди Постной не случится праздник Месячной Минеи. В последнем случае название: праздника, указывает на сию последнюю книгу (напр. если в марк. гл.: «аще случится Благовещение пр. Богородицы в субботу Акафиста», сказано: «на Господи, воззвах стихиры праздника на 8», то здесь разумеется праздник Месячной Минеи, т. е. Благовещение, но не Триоди; если далее пишется: «канон праздника со ирмосом тиа 8 и Акафиста на 6»; то здесь первое название указывает на Минею, второе–на Триодь; точно так же надобно понимать выражение марк. гл. «о том же празднице, аще случится в не деле Ваий»: «на Господи, воззвах стихиры праздника 3. и Ваий на 4»).
Триодь Цветная содержит в себе изменяемые песнопения подвижных дней годичного круга богослужения и, между прочим, трипеснцы, от чего и получила свое наименование. Песнопения этой книги расположены по порядку дней недели, начиная с первого дня Пасхи (воскресенья) и кончая неделею Всех святых (воскресеньем). В них в течение 39 дней воспоминается и прославляется великое событие воскресения Христова, а вместе с тем (но не отдельно) и некоторые другие, напр., в неделю Антипасхи (не только в воскресение, но и следующие за ним дни до субботы включительно) осязание ап. Фомою ребер Христа Спасителя, в следующую неделю (опять полную) – события, относящиеся до мироносиц, ходивших ко гробу помазать тело Иисусово и т. д. В 40-й день по Пасхе и следующие за ним 8 дней воспоминается и прославляется другое великое событие – вознесения Господня. В 50-й день и следующие за ним 6 дней – сошествие св. Духа на апостолов. Последняя неделя Триоди Цветной (одно воскресенье) назначена для прославления всех святых.
В последовании гласов одних за другими Триодь Цветная отличается от Октоиха. После первого дня Пасхи, накануне которого на вечерни по Октоиху (но не по Цветной Триоди) поются воскресные стихиры на Господи, воззвах 1 гласа, в понедельник по Цветной Триоди поются воскресные песнопения 2 гласа Октоиха, во вторник – 3, в среду – 4, в четверток – 5, в пяток – 6, в субботу – 8-го. После недели (воскресенья) Антипасхи, в которую воскресные песнопения Октоиха не поются, но только песнопения Триоди Цветной на 1 глас, в следующие за нею дни, вместе с песнопениями Триоди, поются песнопения Октоиха 1 гласа; в неделю Мироносиц, седмичные ее дни и в субботу – 2 гласа, в неделю и седмицу Расслабленного – 3 гласа, в неделю и седмицу Самаряныни – 4 гласа, в неделю и седмицу Слепого – 5 гласа, в неделю св. Отец – 6 гл., в неделю Пятидесятницы песнопения Октоиха не поются, но поются песнопения Триоди на 1 глас, в неделю Всех святых – песнопения 8 гл. Октоиха.
Песнопения Триоди Цветной в Типиконе обозначаются следующими названиями: 1) Триоди (напр., говорится: «блаженна Триоди»); 2) Теми, которые усвоены известным дням или неделям, каковы, напр., Пасхи и пасхальный, Мироносиц, Самаряныни, Слепого, Вознесения и т. д. (напр., говорится: «канон Пасхи», «стихиры Мироносиц», «стихиры Самаряныни», «стихиры Вознесения»). Пасхальными называются те, которые принадлежат первому дню Пасхи и после до отдания повторяются, напр., стихиры с припевами: Да воскреснет Бог. канон: Воскресения день. и т. д. Из следующих за сим названий одни принадлежат неделям (воскресениям) Триоди Цветной, напр., Мироносиц, Самаряныни и т. д., другие – ее праздникам, коих в ней после Пасхи три: Преполовение, Вознесение и Пятидесятница. Поются они как в сии недели и праздники, так и попразднственные дни тех и других. 3) Праздника (напр., говорится: «стихиры праздника»). Этим именем называются песнопения следующих за Пасхою недель (воскресений) – 8 и праздников Триоди Цветной, т. е. те самые, которым усвояются указанные сейчас названия (Мироносиц, Вознесения, и т. д.): но это название не усвояется пасхальным песнопениям. Единственное исключение в этом отношении представляет поемая после Пасхи катавасия пасхального канона: Воскресения день. В последованиях Месяцеслова (23 апреля, 8, 9 и 10 мая) она названа катавасиею праздника, а не Пасхи. Но когда идет речь о богослужении в праздник Благовещения, случившийся в Пасхальную седмицу (см. марк. гл.), то название праздника указывает на песнопения Минеи, а не Триоди. Песнопения в честь святых, память которых празднуется во дни пения Триоди Цветной, напр., 23 апреля, обозначаются словом: «святого» (напр., говорится: «стихиры святого»), или – 8 мая – «стихиры апостола». 4) Дне (напр., говорится: «на стиховне Триоди дне»); но прокимном дне называется прокимен, усвоенный известному дню Служебником и Часословом (напр., в послед. нед. Антипасхи сказано: «прокимен дне: Господь воцарися»). 5) Песнопения Октоиха, внепесенные в Цветную Триодь, обозначаются теми наименованиями, какие усвояются им в Октоихе (напр., говорится: «стихиры воскресни», «стихиры восточны»); к этому иногда присоединяется название сей книги (напр., говорится: «на стиховне стихира воскресна Осмогласника. и умилительный един. и мученичен»).
Минея Месячная содержит в себе изменяемые песнопения неподвижных дней годичного круга богослужения, т. е. назначенные на известные определенные числа в году.
В том случае, если проследование Минеи по какому-либо случаю на известный день отменяется, оно все-таки не остается не пропетым в течение данного года, но переносится на другой день, либо прямо указываемый в Типиконе, либо по усмотрению предстоятеля, переносится иногда полностью, иногда частью (переносится главным образом канон). Примеры: если память Трех святителей 30 января случится в субботу Мясопустную, то служба их поется в предшествующий ей пяток. Если Георгия Победоносца случится в Великие пяток и субботу и в 1-й день Пасхи, то «поются стихиры святого и канон и прочая служба в понедельник Светлой недели со службою дневною» (Типик.). Каноны святых, случающихся в период времени от Лазаревой субботы до Фомина воскресенья, выпеваются на повечериях, начиная с понедельника 2-й седмицы св. Четыредесятницы и кончая четвергом 6 седмицы и т. д.
Песнопения Минеи в Типиконе обозначаются словами: Минеи (напр., говорится «ирмос Минеи»), святого или святой (напр., говорится: «канон святого»); иногда оба эти названия вместе прилагаются к одному песнопению (напр., говорится: «канон Минеи святого»). Последнее название (святого и святой) нередко заменяется названием, обозначающим лик святого (напр., говорится «канон пророка», «канон апостола», «канон Предтечи», «стихиры преподобной» и т. п.). Песнопения господских и богородичных праздников обозначаются словом праздника, когда идет речь о самых праздниках и их предпразднствах и попразднствах; в предпоследнем случае, впрочем, чаще употребляется название предпразднства.
Кроме Месячной Минеи, есть еще Общая. В ней находятся общие последования, напр., апостолу и апостолам, преподобному и преподобным и т. д. Этой книгой пользуются как в тех церквах, в которых совсем нет Месячной Минеи, так и в тех, в которых она есть. В последних она употребляется в том случае, если приходится отправлять торжественное богослужение такому святому, для которого в Месячной Минее или вовсе нет молитвословий (напр., Феодосию Черниговскому), или очень мало. В первых она всецело заменяет собою Месячную Минею. Когда случится память, напр., одного какого-нибудь апостола, то песнопения заимствуются из «службы апостолу»; когда нескольких, то из «службы апостолам» и т. д.
Три периода богослужения
В отправлении служб общественного богослужения Типикон различает три периода времени: а) дни пения Октоиха, б) дни пения Триоди Постной, одной или вместе с Октоихом, в) дни пения Триоди Цветной.
На этой вечерни в числе стихир на Господи, воззвах находятся и стихиры рядового гласа Октоиха.