роспись храма христа спасителя в москве

Храм Христа Спасителя

В 1999 году Василий Нестеренко становится участником работ по восстановлению художественного убранства Храма Христа Спасителя. Его кисти принадлежат воссозданные монументальные росписи на стенах Храма, четыре иконы Богородичного цикла и плащаница, цикл картин на евангельские сюжеты для Патриаршей трапезной, роспись в Аваназале Зала Церковных Соборов.

Четыре колоссальные росписи предстояло воссоздать Василию Нестеренко. Росписи «Воскресение Христово» и «Святой Апостол и Евангелист Матфей» располагаются на северо-западном пилоне Храма. Оба сюжета композиционно объединены в одно целое, вместе их высота составляет двадцать три метра, что сопоставимо с восьмиэтажным домом. Две другие росписи: «Крещение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим» – располагаются в полукруглых тимпанах северного и западного приделов. Длина каждой из росписей превышает двенадцать метров. Эту грандиозную работу художник выполнил в рекордно короткий срок, всего за семь с половиной месяцев.

В XIX веке Храм Христа Спасителя расписывали в течение десяти лет, трижды снимали леса для того, чтобы художники могли посмотреть снизу как идет их работа, как сочетаются живописные сюжеты друг с другом и с орнаментами. Сейчас не было такой возможности – и художники, и скульпторы, и строители спешили все завершить к 2000-летию Рождества Христова. Таким образом, работа над росписями потребовала огромных усилий. Для Василия Нестеренко задача усложнялась тем, что у него был не один сюжет, а сразу четыре, и тем, что он работал без помощников. Это была уникальная ситуация во время воссоздания Храма. Кроме Нестеренко никто не работал в одиночку над подобными сюжетами. Как правило, расписывали бригадами по пять-шесть, а то и по двенадцать художников в каждой. С тех пор прошло немало лет, сейчас трудно представить, как мог Василий выдерживать такую нагрузку – одновременно работать над всеми четырьмя сюжетами, переходя по лесам из одной части Храма в другую.

(С) профессор, академик РАХ Д.О. Швидковский, «Василий Нестеренко. Живопись.»

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Василий Нестеренко во время работы над росписью северо-западного пилона Храма Христа Спасителя

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве
«Воскресение Христово», «Св. Апостол и евангелист Матфей» 2300х1500х450 см, масло, 1999 г. Роспись северо-западного пилона Храма Христа Спасителя

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Воскресение Христово, фрагмент центральной части росписи

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Св. Апостол и Евангелист Матфей, 550х450 см, масло, 1999 г.

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Крещение Господне, 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись северного тимпана Храма Христа Спасителя

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Вход Господень во Иерусалим, 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись западного тимпана Храма Христа Спасителя

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Вход Господень во Иерусалим. Фрагмент центральной части росписи

З авершение работы над росписями и орнаментами в конце 1999 года явилось окончанием первого, основного, этапа воссоздания художественного убранства Храма. в канун 2000 года состоялось малое освящение Храма Христа Спасителя, а 19 августа 2000 года, в праздник Преображения господня, состоялось Великое освящение. К радости миллионов верующих, в Храме Христа Спасителя возобновились богослужения. Между тем процесс воссоздания внутреннего убранства Храма продолжался, поскольку оставались некоторые детали интерьеров, которые еще предстояло восстановить. Написание серии картин для Патриаршей трапезной на евангельские сюжеты стала следующей работой Василия Нестеренко для Храма Христа Спасителя. Хотя для художника работа началась немного раньше, в 1997 году, написанием картины «Тайная вечеря» в 1997 году, которая была передана Храму в дар Правительством Москвы в 1998 году.

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Тайная вечеря, 300х400 см, холст, масло, 1997 г.

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве
Чудесное умножение хлебов, 300х400 см, холст, масло, 2001 г.

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Чудесное умножение хлебов, фрагмент

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве
Чудесный улов, 300х400 см, холст, масло, 2000 г.

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Брак в Кане Галилейской, 300х400 см, холст, масло, 2001 г.

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве
Христос и самарянка, 300х204 см, холст, масло, 2000 г.

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Плащаница (Икона Храма Христа Спасителя), 172х86 см, дерево, масло, 2002 г.

В центральной части Храма Христа Спасителя располагаются четыре иконы в больших мраморных пристенных киотах. Они образуют цикл, посвященный Богородице. По обе стороны алтаря установлены иконы «Рождество пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Напротив алтаря, возле юго-западного и северо-западного пилонов, помещены иконы «Благовещение Пресвятой Богородице» и «Успение Пресвятой Богородицы». Мраморные киоты были воссозданы в 2002 году. Сложную и ответственную работу по воссозданию икон Богородичного цикла Комиссия по художественному убранству во главе с епископом Орехово-Зуевским Алексием решила предложить Василию Нестеренко.

Первоначально автором этих композиций был профессор Российской Императорской академии художеств Ф.А. Бронников. До наших дней дошли черно-белые репродукции его работ. Съемки производились в разных режимах двумя фотографическими фирмами, что позволило довольно ясно представить как выглядели оригиналы.

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Икона «Благовещение Пресвятой Богородице», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Икона «Успение Пресвятой Богородицы», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.

Когда начались художественные работы в нижней части Комплекса Храма Христа Спасителя, Василий Нестеренко занялся разработкой убранства трапезных, предложив общее решение всей анфилады и создав эскизы нескольких залов, включая Аванзал Зала Церковных Соборов. В.И. Нестеренко работал над созданием художественного убранства Аванзала совместно с художниками В.Ф. Павловым и А.И. Павловой, возглавив творческий коллектив. Орнаментальная часть росписей была сделана бригадой художников-орнаметалистов. А.И. Павлова и В.Ф. Павлов исполнили виды 20 православных храмов в медальонах на колоннах Аванзала. Василий Нестеренко, в свою очередь, создал 10 изображений важнейших монастырей на пятах сводов Аванзала.

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 240х220х120 см, масло, 2000 г.

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Серафимо-Дивеевский монастырь 240х220х120 см, масло, 2000 г.

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Киево-Печерская Лавра, 240х220х120 см, масло, 2000 г.

Источник

Роспись главного купола храма Христа Спасителя в Москве

Главным архитектором храма Христа Спасителя в Москве был Константин Андреевич Тон. Когда появилась необходимость найти художника, который расписал бы главный купол, он не смог обратиться к профессору Петру Васильевичу Басину, имевшему достаточный опыт для такой ответственной работы — объем работы колоссален, а профессор — стар и слеп.

Тон поручил работу профессору Алексею Тарасовичу Маркову, у которого не было ни талантов, ни опыта. Даже из своей поездки в Италию Марков привез лишь только эскиз картины. Его сделали профессором «в долг», приняв его обещание закончить полотно. Однако работу оконченной (или хотя бы начатой) не видел никто.

Этот профессор без единой написанной им самим картины тем не менее имел выраженный педагогический талант. На его занятиях всегда было больше слушателей, чем у любого другого преподавателя. Он взялся за роспись купола только потому, что должен был получить 75 тысяч рублей за работу (стоимость заказа — 100 тысяч, но 25 взял себе Тон в качестве, как мы сказали бы сегодня, «отката»).

Марков сразу начал искать себе помощника: роспись купола — занятие для молодых и сильных. В начале он пригласил своего ученика, Ивана Кузьмича Макарова. Начали роспись. Но объем работы, по мнению Макарова, не соответствовал оплате, которую предложил профессор, и сотрудничество не состоялось.

Марков обратился к другому своему ученику, Евграфу Семеновичу Сорокину. Тот перерисовал фигуру «Бога Саваофа», пока профессор был в отъезде, чтобы она не «вываливалась» из купола.

«Когда Марков приехал обратно, то пришел в ужас и смятение, так что на другой день Евграф Семенович, прибыв рано утром на подмостки, скипидаром смыл все им сделанное и более уже на строение не являлся», — напишет в своих воспоминаниях А. П. Боголюбов.

Сроки уже поджимали, а работа еще даже не началась. Тогда Марков предложил работу еще одному своему ученику, Крамскому, за шесть тысяч рублей. Тот попросил двенадцать, сошлись на десяти. Для Крамского это были огромные деньги, к тому же он никогда не поспел бы выполнить работу сам, поэтому пригласил товарищей по Артели — Николая Андреевича Кошелева и Богдана Богдановича Венига.

Работа была очень утомительна, а официальным автором росписи храма оставался Марков. К тому же, он получил намного больше денег, чем исполнители работы. Это злило Крамского, который называл профессора «скотиной» и говорил, что тот «нерешителен, вял, стар и никуда не годен».

Роспись купола подорвала здоровье Крамского и его помощников, он тяжело переживал разлуку с женой. Кроме того, работу нужно было сдать профессору Тону, а это могло закончиться катастрофой, потому что все изменения, согласно договоренности с Марковым, художники должны были делать за свой счет. Если объем исправлений окажется слишком большим, они могли потратить на них все, что заработали, и даже больше.

Но Константин Андреевич Тон не стал сводить счеты с участниками «Бунта четырнадцати» и принял работу с минимумом правок.

Источник

Российская академия художеств

Возрождение Храма Христа Спасителя в Москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть фото роспись храма христа спасителя в москве. Смотреть картинку роспись храма христа спасителя в москве. Картинка про роспись храма христа спасителя в москве. Фото роспись храма христа спасителя в москве

Возрождение храма стало актом искупления вины пред Русской Православной церковью за его варварское разрушение в прошлом. Оно должно было достойно завершить двадцатое столетие и стать своего рода подарком к встрече двухтысячелетия Рождества Христова.В кратчайшие сроки необходимо было осуществить задачи, поставленные руководством России, Москвы и Патриархии.

Воссоздание художеcтвeнного убранства Храма Христа Спасителя стало одной из крупнейших задач современного российского искусства. Здесь снова, как и при первом cтpoительстве храма, ведущую роль сыграла Академия художеств. Тpудности были огромны: в XIX веке Храм украшался художниками несколько десятилетий, сегодня удалось завершить все менее чем за два года к 2000-лeтию Рождества Христова, что придало всей работе символический смысл.

Стены Храма ныне построены из двух слоев кирпичной кладки с воздушной прослойкой между ними, благодаря чему в храме достигнута великолепная акустика.
Оказалось необходимым создать гранитный стилобат, на котором ныне стоит храм. А также обширную нижнюю часть сооружения, которой ранее не было. Там размещаются: еще одна (помимо верхней части) церковь для богослужений, трапезная на полторы тысячи человек, зал для церковных соборов на полторы тысячи мест, помещение Синода, синодальная библиотека и резиденция Патриарха. Таким образом, при сохранении прежнего внешнего облика храм стал еще более внушительным и обширным, подлинным центром русского православия.
В воссоздании скульптурного и живописного убранства участвовали крупнейшие деятели отечественного искусства.

Бронза оказалась оптимальным для cовременных условий материалом и к тому же соответствующим первоначальным замыслам К.А. Тона. Скульптуры в бронзе органично вписались в экстерьер храма и выглядят убедительно, полны духовности и святости, а несовпадение с оригиналом некоторых второстепенных деталей, вызванное техническими причинами, не снижает художественно-образных достоинств всего облика Храма.
На западном фасаде помещено центральное изображение самого Спасителя и статуи небесных покровителей императоров, при которых строился собор. На восточной стороне, обращенной к Кремлю, расположены сцены Воскрешения и Рождества Христа, изображения прославленных святых русской церкви, сыгравших заметную роль в истории страны. Фигуры, находящиеся на южном и северном фасадах Храма, передают образцу святых в дни празднования памяти которых происходили основные события наполеоновских войн.

Внутреннее живописное убранство Храма осуществлено в основном в технике масляной живописи. Но некоторые части выполнены в технике темперы, которая является древним, освященным традицией материалом настенных росписей.


При подготовке текста использованы материалы В.В.Ванслова «Святыня русского народа» и Д.О.Швидковского «Возрождение Храма Христа Спасителя» для сборника «Храм Христа Спасителя» ( Москва, «Изобразительное искусство».2000)

КЕМ И КАК ВОЗРОЖДАЛСЯ ХРАМ

31 мая 1994 года Правительство Москвы во главе с Ю.М.Лужковым по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления Храма Христа Спасителя. В общественном наблюдательном Совете по воссозданию Храма, возглавляемом святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Ю.М.Лужковым от Российской академии художеств активно работали академики Н.А.Пономарев, М.К.Аникушин, З.К.Церетели, М.М.Посохин.
С целью подготовки кадров художников для работы в Храме Российская академия художеств открыла отделение церковно-исторической живописи в Санкт¬-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Более 70 лет в России иконописных школ не существовало. Всей работой по созданию проектной документации руководил директор управления «Моспроект-2», главный архитектор проекта комплекса Храма Христа Спасителя, член Президиума Российской академии художеств, академик М.М.Посохин. Строительство храма велось под руководством генерального директора АО «Моспромстрой» В.В.Мороза.
Общегосударственное значение Храма Христа Спасителя как национальной святыни определило порядок воссоздания каждого элемента его убранства на конкурсной основе. Президент Российской академии художеств, народный художник России, лауреат Государственных премий, профессор З.К.Церетели стал победителем ряда всероссийских конкурсов. Им воссозданы 6 крестов, 16 врат, большие люстры Храма, осуществлено благоустройство территории и многое другое. Исполненные по историческим материалам кресты Храма образуют своеобразный пластический аккорд, завершают общий архитектурный строй соборного сооружения и придают художественную целостность всему комплексу.

Воссоздание скульптурного убранства
Над воссозданием скульптурного убранства Храма Христа Спасителя под руководством вице-президента Российской академии художеств, народного художника России, лауреата Государственных премий Ю.Г.Орехова работали лучшие ваятели России, члены Российской академии художеств: И.М. Рукавишников, В.Е. Цигаль, Т.М. Соколова, А.М.Белашов, выпускники академических вузов, скульпторы, удостоенные наград Российской академии художеств; И.А. Козлов, В.П. Мокроусов, М.О. Лушников, В.Ф. Гyбко, Д.Н. Тугаринов, А.Н. Ковальчук, А.П. Смынин, М.В. Дронов и другие. По инициативе Ю.Г. Орехова для решения многих творческих организационных, экономических вопросов был созданфонд содействия скульпторам России «Скульптор». В необычайно сжатые сроки помимо лепки рабочих моделей скульпторам пришлось провести большую поисковую работу, и ряд композиций по праву можно считать авторскими.

Воссоздание живописного убранства
Вице-президент Академии, народный художник СССР, лауреат Государственных премии Е.И.Зверьков вел работу по организации и объединению художников, способных на высоком художественном уровне воссоздать живописное убранство Храма Христа Спасителя, участвовал в организации первого и второго туров всероссийских конкурсов.

Заалтарное пространство
Композиция «Рождество Христово (Дева Днесь Пресущественного рождает. )» выполнена академиком РАХ, народным художником РФ Н.А. Мухиным.

Живопись приделов храма
Торжественность, праздничность, звучность колористического решения отличает живопись четырех приделов Храма, воссозданная художниками под руководством З.К. Церетели, А.К. Быстрова, Н.А. Мухина, Е.Н. Максимова, В.П.Псарева, Н.В. Кочетовой, В.Г. Витошнова, В.Ф. Павлова.

Росписи галерей Храма
Большая часть ансамбля росписей располагается на галереях Храма. Композицию «Крещение Господне» на северной стене галереи и «Вход в Иерусалим» на западной стороне исполнил заслуженный художник РФ В.И. Нестеренко. Московский мастер В.М. Ананьев воссоздал на южной стене композицию «Сретение Господне». Исторические и житийные композиции в южном крыле галереи в приделе, посвященном святителю и чудотворцу Николаю, воссоздавали художники под руководством профессора С.Н. Репина. Росписи в северном крыле галереи в приделе во имя святого благоверного князя Александра Невского исполнили художники под руководством профессора А.К Быстрова. Иконы для иконостасов двух приделов написали художники под руководством В.А Черного. Воссоздавать образы святых на стенах галерей было поручено группе художников под руководством профессора, заслуженного деятеля искусств России В.Н. Челомбиева. Чрезвычайно сложная задача успешно решена художниками из Ярославля под руководством опытного мастера монументальной живописи, академика Российской академии художеств, народного художника РФ Н.А.Мухина, которые по описаниям и аналогам создали четыре большие композиции икон с изображением Богоматери на северо-западных стенах галереи. Росписи выполнялись по традиционной технологии в соответствии с концепцией воссоздания Храма.

Орнамент
Орнамент составляет более половины живописного убранства. Он имеет важное значение для композиционного единства росписей с архитектурными формами Храма, обрамляет композиции сводов, пилонов, исторические и житийные картины, оконные проемы, грани подпружных арок, он очень красив и разнообразен по своим мотивам. Многие орнаменты исполнены на золотом фоне (использовано более 50 килограмм сусального золота).

Иконы главного иконостаса
Иконы главного иконостаса воссоздавали художники и реставраторы Межобластного научно-реставрационного художественного управления под руководством С.В.Филатова, С.Р.Брагина и объединения «Арт-Храм» под руководством А.Н.Оболенского, А.В.Артемьева и Н.В.Нужного. Эта работа заставила художников многое переосмыслить в собственной творческой практике, способствовала созданию в Храме глубоко духовной среды. Несмотря на многообразие форм, композиционных и колористических решений достигнуто удивительное единство, гармония внутреннего пространства Храма.
Масштабная, не имеющая аналогов в современной художественной практике работа Российской академии художеств по воссозданию скульптурного и живописного убранства Храма Христа Спасителя завершена в небывало короткий срок и принята с высокой оценкой Государственной комиссией 16 декабря 1999 года.

Л.В.Ширшова

Источник

Живопись на своде главного купола

Верхние части храма, выше мраморной облицовки, и свод купола покрыты живописью, которая, по содержанию своему, в общем должна возбуждать в зрителе мысль о Божественном домостроительстве нашего спасения, о тех путях и средствах, которые Господь Бог избирал для сего, начиная от сотворения мира и грехопадения первого человека до искупления рода человеческого Иисусом Христом. Сообразно с этим, в самой верхней части Храма, в своде купола, на восточной стороне, помещено изображение Господа Саваофа, имеющего в лове Сына Божия в образ младенческом и в персях Духа Святого в виде голубя. На противоположной, западной, стороне – свода возникающая, по слову Господа, земля. Кругом Господа Саваофа сонмы ангелов устремляют благовейные взоры к святому источнику своего бытия. Изображением Господа Саваофа начались живописные работы. Трудность этого изображения происходила оттого, что в нем должна быть выражена мысль о вечности и всемогуществе Божием и притом выражена вполне согласно с духом православия и догматами Церкви. Затем свод купола, имеющий в поперечнике около 14 сажень, представляет собой не плоскую, а вогнутую на 6 саж., линию и отстоит от зрителя на 33 саж. в высоту. Следовательно, самые фигуры должны быть громадны, – большая имеет 7 саж., меньшая 3 саж., – и казаться неизогнутыми и изломанными, а совершенно прямыми и естественными. Наконец нужно было подобрать такие цвета и краски, которые придавали бы фигурам, как того требует самое содержание их, некоторую воздушность, что, при такой громадной высоте, составляет дело слишком трудное. Здесь от художника требовались непременно и талант, и особенная опытность в выполнении. Таким лицом явился шестидесятилетний профессор живописи Алексей Тарасович Марков, который, после слишком пятилетних постоянных трудов, счастливо преодолел все трудности и представил нам свое художественное произведение, исполненное со всей тщательностью и сообразно с строгими требованиями науки и искусства. Живопись купола стоила 100.000 рублей.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *