роспись храмов и церквей в академическом стиле фото
Роспись храмов в академическом стиле
Художники артели «Византия» выполняют роспись в храмах в академическом стиле. Это особое направление церковной живописи, сложившееся в конце XVIII века как альтернатива традиционному иконописному стилю. Мы используем главные преимущества академической росписи, создавая красочные, реалистичные, выразительные образы. Такая живописная техника позволяет точно, ярко, убедительно воспроизводить лики и сюжеты, передавать идеи и отражать смысл религиозного учения.
Чем отличается академический стиль
В отличие от схематических изображений древнерусской иконописи академический стиль — более понятный, жизненный. Он выражает церковные мотивы доступным обычным людям языком, использует средства светской живописи — как отечественной, так и западной традиции. Этот стиль считается ярким и праздничным, оттого он так близок народу, хорошо воспринимается прихожанами.
Академическую роспись храмов часто называют живописной. Для этого есть две причины. Во-первых, для ее создания используется светская художественная техника. А во-вторых, создаваемые изображения получаются выразительными и «живыми», они оказывают сильное эмоциональное воздействие на людей. Именно такая роспись наиболее востребована в храмах сегодня, соответствует современным реалиям.
Разновидности академической росписи
В рамках стиля существуют отдельные направления, такие как модерн, афонское письмо. В модернизме наиболее известна васнецовская техника, для которой характерно гармоничное сочетание фольклорных мотивов, элементов древнерусской и византийской живописи. Афонское письмо, сформировавшееся в XIX веке, характеризуется тонкой проработкой образов на золотом фоне с использованием прозрачных красок, игры светотеней, средств итальянской техники ХVI в.
Мы готовы использовать лучшие выразительные средства для росписи храма в академической стилистике. Художники артели имеют опыт оформления храмовых интерьеров в разных городах Центральной России.
Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Партнерский материал
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Зачем читать письма графа Строганова, готовясь к росписи храма? Какой должна быть эргономика… богослужения? Можно ли защитить стены церкви от копоти?
«Фома» рассказывает о том, как создаются современные проекты храмового убранства. На этот раз — на примере храма Рождества Пресвятой Богородицы в городе Добрянке Пермского края. Автор проекта — художник Дмитрий Трофимов и мастерская «Царьград».
1. Встреча
Сначала была встреча на Каме — там, где возвышается изящный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Проект всегда начинается с разговора настоятеля, донатора-жертвователя (в церковном мире он называется ктитором) и художника. Ктитор и настоятель — это коллективный заказчик, а порой и соавтор художников.
На чем строится первый разговор? Сначала нужно «привязать» будущую роспись к самому храму, а значит, определить стиль постройки. От архитектурных особенностей и объемов здания, от посвящения храма зависит иконография и вся последующая работа. Мастера «Царьграда» стремятся создавать новую иконографию — например, редкие, слабо разработанные житийные циклы, а также символически интересные композиции. По итогам первой встречи составляется техническое задание на роспись и начинается работа над проектом.
Каким быть убранству храма Рождества Богородицы в Добрянке? Дискуссия шла долго. Дело в том, что архитектор С.И. Тунёв построил здание в духе позднего классицизма. А вот что касается икон, то ктитор храма, граф Сергей Григорьевич Строганов, основатель знаменитой художественной академии, не признавал традиционный для середины XIX века академический стиль. Он писал управляющему пермским имением: «Пока я и Наталья Павловна будем живы — не ставить иконы в иконостасах, ни церквях образов академического письма… держаться старого древнего иконописания».
Сергей Григорьевич нарисовал эскиз иконостаса Добрянской церкви и передал для неё фамильные образы «строгановского письма», которое прославилось в конце XVI — начале XVII века. А новые иконы писали с «замечательных по древности и хорошему письму» святынь из церквей Соликамского уезда.
Прошло почти 200 лет. Новые меценаты — энергостроители занялись реставрацией Добрянской церкви. Ктитор храма, директор Пермского филиала компании «Уралэнергострой» Сергей Ложкин, прекрасно зная историю церкви Рождества Богородицы, вдумчиво отнёсся к предложениям художников. В ходе серьёзных обсуждений со всеми, кто болел за проект, родилось решение: взять за основу декора стиль XVII века и соединить его с храмовой архитектурой.
2. Поиск решения: эстетика и эргономика
Что входит в проект? Он может быть узким — только росписи, или комплексным. Мастерская «Царьград» с особым интересом берется за многогранные проекты. Они включают в себя роспись, иконостас, пол, утварь, светильники, мебель и даже двери храма.
Только при всеобъемлющем подходе можно получить цельный образ, в котором не будет разнобоя — неумелого, случайного, хаотичного смешения стилей и колоритов. Не возникнет чувства дисгармонии, когда часть интерьера выглядит чужеродной по окончании росписи. Ведь человек в храме воспринимает его убранство целостно. Во время молитвы он, может быть, и не разглядывает детали, но ощущает и впитывает образ пространства во всей полноте.
Если мастерская делает многоплановый проект, она работает над эстетикой, гармонией, единством цвета и стиля. Но это только одна сторона. Другая, не менее важная, — эргономика, удобство во время богослужений — как для клира, так и для прихожан.
Иногда, заходя в храм, невольно спрашиваешь: а был ли автор проекта в алтаре, хотя бы раз в жизни? Вдруг оказывается, что некуда вешать кадило и облачения. Или нет места для воздуховода дымоудаления. Словом, не предусмотрены важные детали.
В мастерской «Царьград» понимают, что происходит во всех частях храма во время богослужений. В юности Дмитрий Трофимов был алтарником и знает изнутри, как проходит литургия, чинопоследование Крещения, литийные службы. Есть представление о том, как должны распределяться потоки прихожан.
Архитекторы «Царьграда» просчитывают габариты всего, что находится в алтаре, закладывают в проект удобные проходы, оптимальную ширину солеи, царских и диаконских врат. Как будут открываться двери? Куда поставить жертвенник, кадильный шкаф, умывальник? Сколько нужно светильников и где их разместить? Все эти вопросы авторы задают себе и настоятелю, чтобы потом ничто не отвлекало священников и диаконов от богослужения. При таком подходе в храме становится не только красиво, но и комфортно.
«Царьград» внедряет системы дымоудаления для кадильного шкафа и кануна во всех текущих проектах. Для чего это нужно? Чтобы красивая роспись была долговечной, а не покрылась через несколько лет темной пеленой сажи. Проблему отвода копоти лучше решить на этапе проектных работ.
3. Проект иконостаса. Образцы
Самая значимая часть проектных работ — иконостас и роспись. Так как в храме Рождества Богородицы решили отдать дань «строгановскому духу», то и иконостас по силуэту напоминает алтарные преграды конца XVI — начала XVII века. При разработке орнаментов художники обратились к прекрасному образцу того времени — иконостасу из Благовещенского собора в городе Сольвычегодске, который был одним из центров строгановской империи.
Совместно с «Абрамцевскими мастерскими» Андрея Вуколова уже на стадии проекта была разработана уникальная технология. Сначала команда провела исследование. Дмитрий Трофимов показал заказчикам иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, выполненный в стиле XVII века, с соединением литых элементов и слюды. Фоны здесь не покрашены, а укрыты слюдой, что создает интересный оптический эффект.
Этот художественный прием и взяли в работу, немного осовременив технологию: Андрей Вуколов предложил отказаться от слюды в пользу цветных лаков. «Абрамцевские мастерские» создали множество образцов, прежде чем заказчики выбрали лучший.
Иконостас деревянный, резьба покрыта белым золотом, её оттеняют цветные лаковые фоны. Серебристый оттенок иконостаса — принципиальное решение. Внимание сосредоточено на главном — золотофонных молитвенных образах.
Проектные работы — это не только задумка и работа над эскизами. Это большой труд по выбору материалов, цветовой гаммы, колеров. Задолго до так называемого «выхода на стену» мастерская делает образцы деревянных элементов, орнаментов для росписи. Только когда заказчик их утверждает, проект двигается дальше.
4. Иконографическая схема. Проект росписи
Программа росписи начинается с того, что художественный руководитель мастерской приходит в белый храм. Он видит нетронутые стены, столбы, своды, купола. Всё это пространство нужно структурировать, упорядочить, выстроить. Будущая роспись начинается с идеи в голове художника. Он представляет, какими будут стены храма. Дальше возникают ярусы, цветовые пятна, акценты, детали. Первой рождается структура, а потом она наполняется иконографическим содержанием.
Иконографическая схема — своего рода техническое задание, которое утверждает настоятель. Вместе с ним авторы выбирают святых, образы которых будут включены в программу росписи. То есть уже на уровне концепции понятно, сколько в храме будет композиций, медальонов, других образов. Все они символически связаны между собой. Архитекторы и художники создают эскизы, где формы, ритм, колорит уже проработаны.
Почему пишут те или иные композиции? Храм в Добрянке — трёхпрестольный, посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Поэтому на южных и северных стенах центрального четверика располагаются житийные образы Богородицы — от Рождества до бегства в Египет. Рядом с ними — медальоны с образами святых круга Богоматери: праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елизаветы, Иоанна Предтечи.
В центральном куполе размещен образ Спасителя, окруженный херувимами, под ними — восемь архангелов. Ниже — шестнадцать медальонов с ветхозаветными пророками, которые возвещали воплощение Христа. Дальше ветхозаветная тема переходит в новозаветную: под пророками, в парусах храма изображены четыре евангелиста. Это каноническая схема. В подпружных арках размещены медальоны с образами двенадцати апостолов, а также других святых — мучеников, выбранных настоятелем.
Заглянем и в алтарь, который прихожанам обычно видно лишь частично. В нижнем ярусе — «Собор святителей», или так называемая «Служба святых отец». Они как бы сослужат священнику, который совершает литургию. Над фигурами отцов Церкви изображена Небесная Евхаристия, где Спаситель причащает апостолов Телом и Кровью.
Помимо этого, в алтаре находятся композиции Страстного цикла: «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря» и «Моление о Чаше». В алтаре часто пишут Страстной цикл, поскольку он прямо связан с Евхаристией.
На Горнем месте — очень крупный, почти трехметровый витражный образ «Христос Великий Архиерей». Это своего рода список с иконы XVII века, хранящейся в Третьяковской галерее. Написали ее мастера Оружейной палаты, которым Строгановы часто заказывали иконы.
Приделы посвящены святителю Николаю Чудотворцу и благоверному князю Александру Невскому. Поэтому в Никольском приделе мы видим «Чудо спасения на море» и «Чудо о трех девах», а в княжеском — житийные сюжеты «Александр Невский принимает послов папы Римского» и «Успение Александра Невского».
На стенах трапезной — святые Пермской земли. Это дань памяти тем, кто крестил здешних жителей, как Стефан Пермский, кто принял мучения или явил своей жизнью пример христианского подвига.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы — очень цельный, выдержанный, с гармоничной и понятной иерархией смыслов. В росписи отражено посвящение престолов, история храма и местности, на своем месте и незыблемая часть — образы Спасителя, архангелов, связь Ветхого и Нового Заветов.
5. В храме
У проектирования нет четкого начала и конца. Это непрерывный творческий процесс. Концепция, чертежи, образцы утверждены — и коллектив из Москвы приезжает в храм. Перед тем как перенести уже согласованные, казалось бы, эскизы на стену, Дмитрий Трофимов снова отрисовывает их — лично, вручную. Только в этом случае композиции будут соразмерны и роспись будет смотреться гармонично. Впрочем, о том, как художники создают росписи, мы расскажем в следующей публикации.
Росписи нового храма
ФОТОГАЛЕРЕЯ
До великого освящения храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре остается неделя. Портал Православие.Ru знакомит своих читателей с фресками нового храма, которые покрывают практически всё его внутренне пространство.
Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Господь Вседержитель. Роспись центрального барабана
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Пророк Иеремия. Роспись центрального барабана
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Пророк Даниил. Роспись центрального барабана
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Росписи купола
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Хорос
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фрагмент хороса
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фрагмент хороса
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Купол и хоры
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Роспись алтаря
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Господь, преподающий Тело и Кровь
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Причастники. Роспись алтаря
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Причастники. Роспись алтаря
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Роспись алтаря. Господь преподает Свои Тело и Кровь
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Вид из алтаря
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Вид на алтарь с балкона второго этажа
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
«О Тебе радуется». Фреска
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
«О Тебе радуется». Фреска
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Роспись паруса
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Роспись лестниц
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Роспись колонн храма
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Вид на западную стену
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Роспись нижнего храма
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Матерь Божия. Роспись нижнего храма
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Воскресение Христово. Роспись нижнего храма
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Апостол Фаддей
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Святая Троица. Роспись нижнего храма
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Апостол Петр. Роспись нижнего храма
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Художники Дарья Шабалина и Михаил Леонтьев, возглавляющие работы по росписи собора
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Крещение Господне. Роспись нижнего храма
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Нагорная проповедь. Роспись нижнего храма
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Вид с Рождественского бульвара
Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
скрыть способы оплаты
Ольга, а почему вы решили, что с Рождественского бульвара нет открытого доступа к храму?
Конечно же он есть. Просто на последней фотографии виден забор, ограждающий стройку (тёмно-зелёный, за ним строительный кран виднеется), что вполне естественно.
Но этого забора там скоро не будет (а может уже и сейчас нет, мы же не знаем, как давно эта фотография сделана).
Вот представьте, что этого забора нет и вам сразу откроется прямой доступ к храму.
Мне кажется, что последняя фотография сделана с такого ракурса (сбоку) специально для того, чтобы показать, как храм вписывается в окружающую обстановку. И вписывается он замечательно.
Как расписывали храм Московского епархиального дома
Здание бывшего Московского епархиального дома в Лиховом переулке, с Соборной палатой, в которой проходило большинство заседаний Поместного Собора 1917 года, практически полностью отреставрировано и уже в 2015 году должно быть передано Свято-Тихоновскому университету.
Храм святого равноапостольного князя Владимира 6 июля 2015 года торжественно освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В последний момент перед снятием лесов мы попросили руководителя работ по росписи храма, сотрудника ПСТГУ иконописца Игоря Самолыго рассказать о том, как шли работы над росписью храма.
– С чего начиналась работа над проектом росписи?
– Работа начинается с богословской и художественной идеи. Потом делается архитектурный макет внутреннего пространства храма, где в объеме рассматривается, как все части будущей росписи будут взаимодействовать между собой. В проекте мы уточняем тематику, работаем с масштабом, потом художник переходит к цвету, когда ставится последняя точка в проекте, решаются все детали декора – орнаменты. Проект – это целостное решение пространства, от которого зависит образ данного храма.
Проект росписи был сделан в качестве дипломной работы выпускницы Марии Новиковой в мастерской монументальной живописи ФЦХ ПСТГУ. В проекте учитывались особенности архитектуры, посвящения храма и исторических событий, ведь здесь проходил Собор 1917 года, ставший важнейшим событием в жизни Русской Церкви ХХ века. Это отразилось в арках, где в медальонах расположены святые участники Собора. В алтарной конхе изображена композиция «Вознесение Христово», тем самым сделан акцент на апостольском служении, отсылающем к подвигу мучеников ХХ века.
Московский епархиальный дом построен священномучеником Владимиром (Богоявленским), митрополитом Московским и Киевским как центр религиозного образования и миссионерской деятельности Московской епархии. 5 ноября (18 ноября н.ст.) 1902 года состоялось освящение дома.
Так совпало, что ровно в этот день в 1917 году в Соборной палате был избран на патриарший престол патриарх Тихон, и было восстановлено патриаршество, после его уничтожения Петром I. Этот же день теперь стал Актовым днем ПСТГУ.
Патриарх Тихон – один из самых почитаемых святых в России. Он имеет три дня памяти в году: 26 сентября – прославление, 25 марта – преставление, 18 ноября – избрание митрополита Тихона Патриархом всероссийским.
В 2015 году Русская Церковь отметила два юбилея святого Патриарха Тихона – 1 февраля 150-летие со дня его рождения, 7 апреля – 90-летие со дня его смерти.
– Какие иконописные образцы использовались?
– Иконописцы, конечно, всегда используют лучшие образцы канонического, церковного искусства. У каждого художника свой набор любимых образцов, на которые он опирается. В процессе работы происходит их переработка. Есть опорные образцы, которые синтезируются, и получается что-то новое. Большинство образцов взято с византийских и русских фресок или икон. В данном случае в скуфье купола написан Спаситель Пантократор (Вседержитель), который традиционно изображается в самой верхней точке храма, и за основной образец взята византийская икона из Пушкинского музея.
Интересно, что объединились византийская, русская иконописная традиция и модерн. Всё это сплавилось и получился некий синтез, иногда неожиданный для нас самих как иконописцев. На ход работы влияло много факторов, первый замысел претерпел серьезные корректировки.
По проекту на пилонах должны были идти ростовые фигуры, под орнаментом идти поясные фигуры. Потом художественный совет решил нижний ярус расписать зеленоватым мрамором, сделав его свободной зоной, чтобы усилить возвышенный образ верхних росписей. Свободный низ также подчеркивает единство пространства храма с Соборной палатой, делает их единым комплексом.