роль учебной практики в освоении профессии

Роль учебной практики при подготовке практикоориентированных специалистов в среднем профессиональном образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

КБГУ КИТиЭ ИИиУ, г.Нальчик

Роль учебной практики при подготовке практикоориентированных специалистов в среднем профессиональном образовании

Учебной практике в СПО уделяется особое внимание, т.к. ей отводится особая роль при подготовке практикоориентированных специалистов. Учебная практика является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы, обеспечивающая практикоориентированность при подготовке студентов в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах [1].

Основная задача, которая ставится перед образовательными учреждениями, в том числе и СПО, является подготовка компетентного, квалифицированного, профессионального, легко адаптирующегося и конкурентоспособного на рынке труда, специалиста, готового переориентироваться, в случае необходимости, в рамках укрупненных групп направлений подготовки [2].

Учебная практика проводится по модулям, концентрированно, решая задачу сосредоточенного к более глубокому изучению материала. Преподавателю предоставляется возможность обеспечить благоприятный психологический климат, сотрудничество преподавателя и студента. Концентрированное обучение способствует повышению качества знаний.

При концентрированном обучении необходимо тщательно готовить учебно-методический комплекс, при разработке практических заданий желательно привлекать потенциальных работодателей. При разработке методических указании по выполнению практических заданий рекомендуется уделять больше внимание к вопросам, которые вызывали затруднения у большинства студентов при изучении теоретического материала.

Источник

Эссе на тему: «Значение практики в подготовке профессионала»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Эссе на тему: «Значение практики в подготовке профессионала»

Какова роль практики в подготовке профессионала? Какое место в учебном процессе отведено практике? Что даёт практическая деятельность студентам?

Практика — это деятельность, сопровождающаяся вырабатыванием определенных навыков.

Практика студентов – это неотъемлемая часть учебного процесса, как лекции и семинары. Она является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и производится в соответствии с учебными планами и графиком учебного процесса. В ходе практики у студентов закрепляются и углубляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии. Они получают представление о разнообразии задач и направлений работы по изучаемой специальности.

В учебном процессе практическая деятельность занимает далеко не последнее место: прохождение практики обязательно для всех студентов. Практическая деятельность нацелена на формирование у студентов представления о будущей профессиональной деятельности, использование в профессиональной работе современных технологий, сбор необходимой документации и информации для написания отчета по практике.

До начала практики в университете проходит установочная конференция, на которую приглашаются студенты, методисты и руководители практики. Участников знакомят с задачами и содержанием практики, особенностями ее организации, ведением необходимой документации, раздают различные материалы к практике: практические задания, планы практики и другое. Все это направлено на развитие интереса к дальнейшему обучению и получаемой профессии.

Я считаю, что практика играет немало важную роль в подготовке специалиста и является неотъемлемой частью учебного процесса на протяжении всего обучения. Во время её прохождения у студентов пополняется и закрепляется база теоретических знаний, формируются навыки профессиональной деятельности, повышается интерес к учебному процессу и профессии.

По-моему, прохождение практики очень много дает студенту для формирования его и как личности, и как хорошего специалиста. Именно эта часть учебного процесса помогает сделать молодому специалисту первые шаги по адаптации во взрослом коллективе, провести при общении с коллективом некое самопредставление, показать себя как будущего специалиста в данной области. Практика предоставляет студенту возможность выбрать то учреждение, в котором он хотел бы в дальнейшем работать, а так же у студентов появляется хорошая возможность проанализировать и пополнить свои знания, полученные в процессе обучения в университете.

В современных условиях значение практик возрастает. Молодым специалистам необходимы не только хорошие теоретические знания, но и практические навыки и умения, приобретаемые студентами в процессе учебных практических занятий и в период прохождения практики. Это повышает качество образования, позволяет будущему специалисту быть конкурентоспособным на рынке труда.

Источник

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ

Полевой Сергей Александрович,

мастер производственного обучения.

ГБПОУ «Себряковский технологический техникум»

Условия интенсивно развивающегося производства, постоянной смены технологий обусловливают необходимость достижения рабочим-строителем высокой квалификации, развитого образовательного потенциала и сформированной профессиональной культуры для того, чтобы быть востребованным на рынке труда. Технологический аспект сформированной профессиональной культуры составляют технологические знания, умения и навыки. При этом ведущая роль здесь принадлежит профессиональным умениям, так как квалификация работника, прежде всего, определяется именно ими – важно не только то, что работник знает, а то, что он умеет.

При подготовке специалистов среднего профессионального образования в состав профессиональных модулей обучения входят: междисциплинарный курс, учебная и производственная практики.

Учебная практика играет важную роль, как составной части образовательного процесса в техникуме. Практика направлена на комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы.

Задачами учебной практики являются: обеспечение готовности выпускников к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационными требованиями; расширение круга формируемых умений и навыков; обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения, обладание профессиональной культурой.

Цель учебной практики: приобретение первичных умений и профессиональных навыков.

Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования

В результате прохождения практики по профессии обучающийся должен приобрести, общие и профессиональные компетенции по профессии, сформировать представление о культуре труда, потребность бережного отношения к рабочему времени, качественного выполнения заданий.

Учебная практика по профессии 08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ проводится в столярной мастерской, применяется групповая форма проведения. Для проведения урока группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения знаний и умений. В начале урока проводится вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов. Даются указания по выполнению заданий. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки обучающихся по темам. Перед обучающимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Для полного усвоения приемов операций, показ ведется в определенной последовательности, используются операционно-технологические карты.

При показе приемов работ следует обратить внимание:

а) Как держать инструмент;

в) Координация движения с инструментом.

Особое внимание уделяется технике безопасности. Эффективность показа зависит от осознания обучающимся практической значимости и важности изучаемых трудовых действий, необходимости правильного применения приемов в процессе работы.

В ходе текущего инструктажа акцентирую внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказываю помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и они с первого курса привыкают к культуре труда. Появляется процесс соревнования между всеми участниками, который способствует проявлению интереса выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.

По ходу текущего инструктажа комментирую работу обучающихся. В заключительном инструктаже даю объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляю наиболее лучше работы с обязательным словесным их поощрением. Указываю на допущенные ошибки, индивидуальные про­счеты, пути их устранения.

Практическая подготовка выпускника современного уровня требует, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он смог выбрать рациональный способ и обосновать своё решение.

Специфика формирования ключевых компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда он сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.

При отборе содержания практических работ по учебной практике необходимо руководствоваться перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.

Таким образом, в ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии, сочетание процесса теоретического обучения с практикой и потребности в специалистах на рынке труда позволят выпускникам техникума успешно трудоустраиваться по полученной специальности.

Источник

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПИТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Крамаренко Александр Валерьевич,

мастер производственного обучения.

ЕФ ГАОУ АО ВО АГАСУ

На сегоднешний день интенсивно развивается производство, постоянная смена технологий требует от рабочего-электромантера достижения высокой квалификации в его сфере, развитие образовательного потенциала и сформированную профессиональную культуру для того, чтобы пользоваться спросом на рынке труда. Технологический процесс созданный профессиональной культурой составляют технологические знания, умения и навыки. При этом ведущая роль здесь принадлежит профессиональным умениям, так как квалификация работника, прежде всего, определяется именно руками и делом – важно не только то, что работник знает, а то, что он умеет.

При подготовке обучующихся среднего профессионального образования в состав профессиональных модулей обучения входят: междисциплинарный курс, учебная и производственная практики.

Составной частью и важную роль образовательного процесса является учебная практика. Для комплексного освоения всех видов профессиональной деятельности, формировании общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы, служит учебная практика

Задачами же учебной практики являются: обеспечение готовности выпускников к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационными требованиями; расширение умений и навыков; обладание профессиональной культурой, обеспечение неразрывной связи теоретического обучения с практическим.

В результате прохождения практики по профессии обучающийся должен приобрести, общие и профессиональные компетенции по профессии, потребность бережного отношения к рабочему времени, качественного выполнения заданий и сформировать представление о культуре труда.

Учебная практика по профессии 08.01.05 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» проводится в учебной мастерской, применяется как индивидуальная, так и групповая форма проведения занятий. Для проведения урока группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения знаний и умений. В начале урока проводится вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов. Даются указания по выполнению заданий. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки обучающихся по темам. Перед обучающимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Для полного усвоения приемов операций, показ ведется в определенной последовательности, используются операционно-технологические карты.

При показе приемов работ следует обратить внимание:

а) Как держать инструмент;

в) Координация движения с инструментом.

Особое внимание уделяется технике безопасности. Эффективность показа зависит от осознания обучающимся практической значимости и важности изучаемых трудовых действий, необходимости правильного применения приемов в процессе работы.

В ходе текущего инструктажа акцентирую внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказываю помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и они с первого курса привыкают к культуре труда. Появляется процесс соревнования между всеми участниками, который способствует проявлению интереса выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.

По ходу текущего инструктажа комментирую работу обучающихся. В заключительном инструктаже даю объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляю наиболее лучше работы с обязательным словесным их поощрением. Указываю на допущенные ошибки, индивидуальные про­счеты, пути их устранения.

Практическая подготовка выпускника современного уровня требует, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он смог выбрать рациональный способ и обосновать своё решение.

Специфика формирования ключевых компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда он сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.

При отборе содержания практических работ по учебной практике необходимо руководствоваться перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.

Таким образом, в ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии, сочетание процесса теоретического обучения с практикой и потребности в специалистах на рынке труда позволят выпускникам техникума успешно трудоустраиваться по полученной специальности.

Источник

Роль практики в формировании профессионального становления будущих социальных работников

роль учебной практики в освоении профессии. Смотреть фото роль учебной практики в освоении профессии. Смотреть картинку роль учебной практики в освоении профессии. Картинка про роль учебной практики в освоении профессии. Фото роль учебной практики в освоении профессии

Дата публикации: 05.03.2016 2016-03-05

Статья просмотрена: 10053 раза

Библиографическое описание:

Акутина, С. П. Роль практики в формировании профессионального становления будущих социальных работников / С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 723-725. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26663/ (дата обращения: 03.11.2021).

Роль практики в формировании профессионального становления будущих социальных работников

Акутина Светлана Петровна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

The article reveals the importance and the role of practice in professional formation and development of students’ areas of «social work» in connection with the reorientation of higher education in the formation of the person of the future expert of a new type that can be competitive in the labor markets.

Keywords: practice, a social worker, a student, professional development

Современноевысшееобразование в сложных условиях его модернизации переживает новый этап своего развития, связанный с гибкой системой подготовки кадров, предполагающий реализацию личностного образовательного маршрута будущего специалиста, компетентного в своей сфере. Современный специалист (учитель, психолог и др.) должен выступать в роли капитана корабля в многомерном информационно-образовательном пространстве. Подготовка студентов должна учитывать инновационные процессы, происходящие в системе профессионального образования: рассмотрение высшего образования как транслятора культурных ценностей в подготовке педагогических кадров. Процессы, произошедшие в ценностных ориентациях современных студентов (духовности, моральных установок, гражданской идентичности) нацеливают на изменение целевых ориентаций высшего образования, направленные на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование личности будущего специалиста. Возрастает роль субъективного фактора в подготовке специалистов, изменяется рассмотрение содержательного компонента высшего образования с позиций гуманизации и гуманитаризации, культуротворчества и культурной созидательности. Необходима принципиальная смена подходов к организации всего образовательного процесса в вузе, ориентированного на формирование личности будущего специалиста нового типа, являющегося доминирующим субъектом «кристаллизации практических социокультурных инноваций и межкультурного взаимодействия» [3].

В этой связи педагогический процесс в вузе рассматривается как целостная система организации учебного процесса, важнейшим элементом которого выступает педагогическая практика. По нашему мнению, именно практика является системообразующим элементом профессиональной подготовки будущего специалиста. Мы согласны с точкой зрения И. А. Колесниковой, утверждающей, что в условиях педагогической практики обеспечивается переход теоретических знаний в элемент практической деятельности, где осуществляется и реализуется «сущностная способность к созиданию другого» [4].

Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.

Практика как форма профессиональной подготовки студентов по направлению «социальная работа» является частью государственного образовательного стандарта. Она обеспечивает студенту социализацию в профессиональной среде и формирует у него представление о компетентном специалисте социальной работы. Именно в процессе практики все остальные методы и формы формирования профессиональных знаний, умений и владений в области управления социальной работой проверяются и наполняются смыслом. Являясь центральным звеном в системе подготовки социальных работников, практика помогает студентам глубже осознать правильность осуществления своего профессионального выбора, проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, определить профессионально важные качества будущей специальности.

Учебная программа подготовки специалиста по социальной работе предполагает ежегодное прохождение студентами различных видов практики: учебной, производственной, научно-исследовательской, преддипломной. Каждая из этих видов практик вносит ощутимую лепту в процесс профессиональной подготовки специалиста по социальной работе, постепенно формируя у студентов необходимые профессиональные компетенции, помогая им в своем становлении и развитии.

Организация практики студентов, обучающихся по направлению «социальная работа», отличается от других тем, что, во-первых, весьма широк спектр тех учреждений, где будет работать такой специалист.

Основными базами практик студентов являются государственные, муниципальные образовательные учреждения, социальные службы, учреждения здравоохранения г. Арзамаса и Нижегородской области, с которыми у университета оформлены договорные отношения. Имеющиеся базы практики студентов обеспечивают возможность прохождения практики всех студентов в соответствии с учебным планом.

По каждому виду практик преподавателями кафедры социальной работы, сервиса и туризма совместно с работодателями разработаны базовые программы, содержание которых соответствует общим целям образовательной программы, составлены методические рекомендации по написанию и защите отчетов.

Общую цель практики можно сформулировать как формирование профессиональных компетенций будущего специалиста гуманистической направленности. Исходя из цели, можно определить основные задачи практики:

В процессе прохождения практики студенты знакомятся с основными типами и видами учреждений, в которых оказывается социальная помощь клиентам в трудной ситуации жизнедеятельности: общеобразовательными учреждениями, учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детскими домами, социальными центрами), специальными (коррекционными) учреждениями для детей с особыми образовательными потребностями в развитии, ограниченными возможностями здоровья, специальными профилактическими учреждениями (детскими приёмниками и распределителями, воспитательными колониями), социальными службами (социальной помощи семье и детям, центрами для пожилых граждан и инвалидов, медико-психолого-педагогическими, реабилитационными), центрами досуга и творчества детей, физкультурно-оздоровительными и спортивными учреждениями, учреждениями летнего отдыха детей и подростков.

Практика направлена также на освоение современных технологий коллективной, групповой, индивидуальной работы с различными категориями клиентов (многодетными семьями, неполными семьями, асоциальными семьями, инвалидами, молодежью и др.); формирование у студентов творческого и научно-исследовательского подходов к профессиональной деятельности; развитие навыков анализа, обобщения, интерпретации и оценки своего профессионального опыта.

Важно отметить, что практика — это активная индивидуальная форма обучения студентов. В ходе практики у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Это, прежде всего, и отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении. Согласно учебному стандарту минимальный период практической деятельности студентов составляет две недели. От курса к курсу продолжительность практики увеличивается. Достаточно большая длительность практики, особенно на старших курсах, позволяет более грамотно подходить к организации и прохождению практики, снизить трудности, связанные с прохождением практики студентами, минимизировать напряжение, волнение у студентов в процессе прохождения практики, который может быть связан с дезадаптацией будущего специалиста в профессиональной сфере. При грамотной организации практики данная дезадаптация успешно преодолевается в достаточно короткие сроки, при этом у студентов формируется адекватная самооценка и уверенность в своем профессиональном выборе. Кроме того, длительная практика позволяет научиться самостоятельно планировать свою деятельность, дает возможность уже в процессе практики устанавливать конструктивные взаимоотношения и полезные контакты с работодателями и определить ролевую профессиональную позицию студента-практиканта, формирует ответственность за проведенную работу, позволяет студенту почувствовать себя востребованным на современном рынке труда в социальной сфере, создает благоприятные условия для написания курсовых работ и выпускных квалификационных исследований и, возможно, определиться с будущим местом работы. Практика позитивно влияет на процесс профессионального становления студентов, способствует росту эмпатии, тактичности, толерантности, выдержки, психологической устойчивости, развивает коммуникативные и организаторские способности, которые так необходимы социальному работнику.

Важным элементом в образовательном процессе по прохождению практики играет роль в индивидуальном маршруте студентов итоговая конференция. «Итоговые конференции являются рефлексивным этапом, в ходе которого дается краткая характеристика целей и задач практики (удалось ли достичь цели, каков результат, что помогало и что мешало в работе, что получилось, а что не удалось реализовать в ходе практики, какие методы, приемы педагогического взаимодействия оказались эффективными в работе с учащимися, родителями, другими субъектами; в чем состояли трудности и в чем видятся резервы по преодолению этих трудностей). Кроме того, каждая группа готовит отчетное творческое выступление, которое проходит в форме театрализованного действия — сказок, путешествий, постановок со стихами, песнями, музыкальным сопровождением. Итоговые конференции проводятся в нетрадиционной форме — с обязательными выставками стенных газет, которые отражают самые яркие события практики, с мультимедийными презентациями» [1, C. 150].

Таким образом, практическая подготовка будущих специалистов по социальной работе является важной стороной учебного процесса и может рассматриваться как одна из самостоятельных образовательных технологий, обеспечивающих высокое качество подготовки бакалавров социальной работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *