родители собирают подписи против дистанционного обучения
Родители собирают подписи против дистанционного обучения в Воронеже
Читайте также:
Одна из мам, Татьяна Шевцова, выступила с видеообращением:
– Собираем подписи от всех родителей города Воронежа, со всех школ, которые не хотят, чтобы их дети учились на дистанционном образовании, – подчеркивает Татьяна.
Родители и волонтеры планируют написать 4 письма и направить их в разные инстанции. Так они выразят свое несогласие с новыми реалиями. По актуальной проблеме родители общаются в telegram-чате.
Напомним, ужесточение ковидных ограничений в регионе началось с 10 октября. Именно тогда оперативный штаб по борьбе с коронавирусом решил перевести на дистант все организации, независимо от их форм собственности, которые занимаются образовательными и спортивными программами, и, соответственно, школьников. Предварительно такой режим для всех школ был введен на период с 12 октября, и до 24 октября во всех школах. Однако дата окончания зависит от эпидемиологической ситуации и, вероятно, будет еще корректироваться.
Новости на Блoкнoт-Воронеж
«Родители Москвы» подали в администрацию президента РФ 26 тыс. подписей против «дистанционки»
Фото © «Московская газета»
Общественники завершили сбор подписей под письмом к главе государства
20 ноября организатор общественного движения «Родители Москвы» Илона Менькова и пресс-секретарь общества Инна Гориславцева направили два письма президенту РФ Владимиру Путину.
Об этом на своем YouTube канале сообщил один из участников движения Максим Козловский. Подача обращений с подписями обеспокоенных родителей планировалась 3 декабря, однако общественники решили сделать это раньше назначенного срока.
В беседе с корреспондентом «Московской газеты» Инна Гориславцева рассказала, что под письмом, направленных президенту, подписали 26 тысяч московских родителей. Такого результата удалось достичь примерно за 12 дней.
«Фактически, мы закончили сбор 15 ноября вечером, а начали 4 ноября. Затем мы оформили этот документ и сегодня подали. А второе письмо — более свежее и датировано 20 ноября. В нем мы немного актуализировали информацию и конкретизировали наши требования, поскольку с начала сбора подписей и до сегодняшнего дня произошло много событий. Как минимум еще два указа Сергея Собянина о продлении дистанционного обучения для наших детей. Появилась официальная статистика, а в первом письме мы только просили ее предоставить. Поэтому получилось два письма», — уточнила пресс-секретарь.
По словам Ирины Гориславцевой, на 3 декабря у общественников была запись на личный прием в администрацию президента, но они решили подать обращения в порядке живой очереди.
«В администрации президента есть такая возможность. Можно приехать утром, занять очередь и подписать обращение. Мы подумали, что нет смысла ждать личного приема, потому что уже и так все понятно. Пока мы ждем 3 декабря, время идет, наши дети продолжают сидеть дома, что, на наш взгляд, совершенно необоснованно. Будет 26 тысяч или 36 тысяч подписей – принципиальной разницы нет. Родители своё мнение высказали», — добавила собеседница издания.
Пресс-секретарь «Родителей Москвы» также напомнила, что завтра, 21 ноября, пройдет встреча активистов с депутатом Государственной думы Валерием Рашкиным.
«Валерий Рашкин объявил, что он готов завтра под открытым небом устроить публичную приемную, куда он приглашает всех горожан, кому есть что сказать. Разумеется, мы не будем упускать такую возможность, обязательно придем и еще раз передадим депутатам свои наказы. Если в прошлый раз мы просили его помочь в получении информации по статистике заболеваемости, то сейчас наши требования будут более конкретным: мы хотим, чтобы депутаты Государственной Думы выступили с инициативой по внесению изменений в действующий закон об образовании, который должен четко зафиксировать статус дистанционных технологий. В каких случаях они могут использоваться, а в каких случаях нет. Можно ли их считать инструментом, позволяющим реализовывать очную форму образования или нельзя. Мы считаем, что всё-таки нельзя дистанционными формами подменять очные формы образования. Мы готовим соответствующий наказ», — заключила пресс-секретарь.
Как ранее писала «Московская газета», депутат Госдумы от КПРФ Денис Парфенов предложил снизить плату за обучение в ВУЗах на период «дистанционки».
«Эксперименты над нашими детьми»
В московских школах начали тестирование на Covid. Часть родителей считает это «медицинским насилием»
Сегодня в 10 московских школах начинается экспресс-тестирование учеников на коронавирус. Городские власти ссылаются на зарубежный опыт, а некоторые родители в ответ на это собирают подписи против тестов, называя их «экспериментами» над детьми. «Холод» рассказывает, как в других странах власти борются с коронавирусом в школах.
Вчера заместительница мэра Москвы Анастасия Ракова объявила, что с 14 октября ученики 10 городских школ каждые две недели будут сдавать экспресс-тест на антиген к коронавирусу. Введение такой меры власти объясняют тем, что они хотят избежать перевода школ на дистанционное обучение. По данным департамента образования Москвы, более трех тысяч классов городских школ находятся на дистанционном обучении из-за карантина в связи с коронавирусом. Сейчас дистанционно учатся почти 87 тысяч детей, или каждый 20-й московский школьник. В департаменте отметили, что за последние три недели в два раза увеличилось количество введенных в школах карантинов.
«Обращаю внимание, что положительный результат экспресс-теста не является основанием ни для того, чтобы признать ребенка заболевшим, ни для введения карантина в классе. Но он является основанием для незамедлительного направления на дом к ребенку врача из поликлиники», — сказано в обращении Раковой.
Для тестирования в московских школах будут использовать быстрый тест на антиген к коронавирусу. Как и в обычном ПЦР-тесте, для этого берут мазок из носа, но затем ватную палочку сразу макают в специальный раствор, а тот, в свою очередь, капают на контрольную полоску — как в тестах на уровень сахара в крови. Результат проявляется через 15 минут. Если тест ребенка окажется положительным, то его сразу отправят домой, а следом туда же придет врач из поликлиники, чтобы сделать еще один экспресс-тест и обычный ПЦР. Только в случае второго положительного результата (по симптомам и антигену или по ПЦР) ребенка начнут лечить и оставят на изоляции, а также протестируют всех, кто с ним живет.
В зависимости от решения школы тестирование будут проводить ее сотрудники или медики, кроме того, в присутствии сотрудника школы проводить тестирование своему ребенку может и сам родитель. Если же родители не хотят, чтобы их дети проходили экспресс-тестирование в школе, раз в две недели они должны приносить результаты ПЦР-теста ученика, сданного в государственной или частной клинике.
Московский оперштаб по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом также сообщил, что экспресс-тестирование не требует согласия на его проведение, поскольку власти не считают это медицинской процедурой.
Сегодня утром движение сообщило, что группа родителей собирает подписи против тестирования в школе №1788 в Новой Москве. На фотографиях из их телеграм-канала — 15-20 человек. Также сегодня в ютубе на странице некой Ольги Куровской появилось видео из школы №962 в Отрадном, куда группа родителей пришла сдать заявление об отказе от тестирования своих детей. Автор видео в начале записи называет коронавирус «новой модной болезнью» и говорит, что она не хочет, чтобы над детьми проводили эксперименты. Среди родителей был Алексей Плохов, активист «Родителей Москвы», который также представляется сопредседателем Союза «Родительского общероссийского движения». Он передал администрации школы обращение, в котором, по его словам, предупреждает директора об уголовной ответственности за превышение должностных полномочий в случае тестирования детей.
Некоторые участники чата «Родители Москвы и МО за очное образование», созданного движением «Родители Москвы», пишут, что подали заявления в прокуратуру с жалобой на экспресс-тестирование. Один из участников чата прокомментировал скриншот сообщения Департамента образования Москвы о введении тестирования черно-белой фотографией повешенных женщин с подписью «1946 год. Женщины-надзирательницы концлагеря Штуттгоф не думали, что их повесят за жестокое обращение с заключенными».
Как в других странах
В объявлении о начале ограниченного тестирования в московских школах Департамент здравоохранения подчеркивает, что лишь повторяет зарубежный опыт, ссылаясь на похожие практики в Великобритании и Германии. На самом деле в британских школах заражения контролируют гораздо жестче: учащиеся и сотрудники средних классов школ должны делать экспресс-тесты дважды в неделю (с промежутком три-четыре дня), причем тесты выдаются на дом.
Это делается, чтобы сохранить очное обучение, а не проводить второй год подряд на дистанционке. Обычных ограничений вроде масок и проветривания было достаточно, пока не появился в два раза более заразный вариант вируса Дельта, объясняет специалист по моделированию инфекционных заболеваний Меган Фицпатрик из Университета Мэриленда. Поэтому еще в прошлом году начались исследования альтернативных стратегий, которые позволили бы сохранить очное обучение, но не допустить появления очагов заражения в школах.
Стратегия, которую сейчас начинают применять в США, называется «test-to-stay» — тестируйся, чтобы остаться в школе. Модель Фицпатрик и ее коллег показала, что массовое тестирование позволяет вдвое сократить риск распространения вируса в школе. Американские центры по контролю и профилактике заболеваний пока официально не поддерживают повсеместное внедрение этой стратегии, хотя еще прошлой зимой исследование в штате Юта показало эффективность такого подхода, избавив учеников от ненужной самоизоляции.
Их выводы дополняет британское исследование, проведенное весной 2021 года, результаты которого в сентябре опубликовали в The Lancet. Оно отвечает на вопрос, что делать после того, как массовое тестирование выявило зараженного ученика или преподавателя. 162 школы, участвовавшие в эксперименте, разделили на две группы. Первая группа (контрольная) поступала как обычно — всех контактировавших с зараженным отправляли на десять дней домой. Во второй группе учеников оставляли в школе, но с условием, что они каждый день будут сдавать экспресс-тест в течение недели. Школьников не изолируют сразу, если одноклассник заболел, а только если у конкретно этого ученика тест тоже оказался положительным. Количество новых заражений (после первого контакта) в обеих группах оказалось практически одинаковым, а значит «ежедневное тестирование контактных должно рассматриваться как безопасная альтернатива самоизоляции», говорится в выводах исследования.
По словам Фицпатрик, использованная ею модель распространения заболевания показала, что для мониторинга достаточно еженедельно тестировать 10% от общего числа школьников и персонала. Но как только выявлен хотя бы один зараженный, надо на следующий день проверять остальные 90% без исключения, так как среди них могут быть новые инфицированные.
На чем основано московское решение ввести тестирование только в 10 школах из 800 и лишь один раз в две недели, в сообщении мэрии не уточняется.
Радикальные родители начали поход против дистанционки
«Пусть все переболеют, но будут образованными»
Как выяснил «МК», российские дети, те, кто не живет в Москве, продолжат ходить очно в школы, даже если цифры статистики по коронавирусу станут зашкаливать, хотя куда уж выше — уже сегодня ежедневный прирост заболевших составляет около 20 тысяч человек.
Но судя по тому, что повсеместный уход школ в онлайн по России до сих пор не объявили, его и не объявят. Только точечный карантин по классам, где кто-то уже заболел.
Сражаться с массовыми родительскими протестами чиновники от образования не хотят, в конце концов — пока законопроект о дистанционном образовании есть только на бумаге, каждый решает сам за себя и своего ребенка.
Сегодня у родителей есть право выбора — написать заявление и перевести ученика на домашнюю учебу или героически ежедневно отправлять его в школу, гадая, что он оттуда принесет.
В День народного единства на встречу с депутатами в Щукинском парке пришло порядка двухсот человек. Говорили о дистанционке. Такие мероприятия на свежем воздухе в принципе не запрещены. Люди стояли плотно. На большинстве из них масок не было, некоторые чисто формально носили их на подбородке.
Это и понятно, люди, активно борющиеся за свои гражданские права, не обращают внимания на эпидемиологическую обстановку. В коронавирус они особо не верят. В возможность того, что заболеют сами или заразят других, — тем более. Главное зло для них сейчас — это невозможность отправить детей в школу офлайн.
— Понравилась правительству эта дистанционка, — высказал свою точку зрения Валерий Рашкин, депутат КПРФ. — Они уже внесли законопроект об этом. То есть будет пандемия или нет, не важно, все равно дистанционка. Этого допустить ни в коем случае нельзя. На улице нас много, мы улицей можем остановить это безобразие. Не только государства не будет, народа не будет, патриотизма, защиты семьи, все начинается с воспитания.
Родители пишут письма во все инстанции вплоть до президента, в сетях количество недовольных насчитывает десятки тысяч человек.
Противники дистанционки полагают, что формат онлайн-обучения наносит гораздо больший вред школьникам, чем вероятность заболеть и умереть от коронавируса.
«Лично я против того, что если чей-то ребенок заболел, чтобы весь класс не ходил в школу. Никогда такого не было раньше», — считает мама восьмиклассницы. — Даже наоборот, хорошо, если ребенок заболел и все переболели, и у всех тогда появится коллективный иммунитет».
«Дети не болеют или переносят коронавирус легко. Почему им нельзя учиться? Пусть ходят в школы, общаются, как и раньше».
«Весь этот проект онлайн-обучения на самом деле никак не связан с коронавирусом, мы все это прекрасно понимаем. Это проект всеобщей цифровизации общества, который ведет в никуда».
«Я написала заявление об отказе ребенка от дистанционного образования. Пусть изыскивают средства и возможности, чтобы учить его в индивидуальном порядке очно».
От слов — к делу. Повсеместно начались коллективные сборы подписей против дистанционного обучения, так как митинги запрещены, то люди собираются вместе под любыми другими предлогами, готовятся к проведению первые индивидуальные пикеты против онлайн-образования. Они назначены на 7–8 ноября.
Причин для недовольства хватает — родителям приходится заменять во многом педагогов, контролировать детей, при этом они должны сами работать, качество дистанционного обучения несопоставимо с традиционным, дистанционное обучение наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка, педагоги не готовы к такой форме передачи знаний, не работает дополнительное образование: секции, кружки и так далее.
Неудивительно, что против дистанционки выступают те, кто сам и чьи близкие никак не пострадали от инфекции. Из разряда — пока я не умер, смерти нет. Для людей, которые лично отлежали в «красной зоне», как автор этих строк вместе с дочерью, вопрос приоритета, что важнее — иметь живого и здорового ребенка или ходить в школу любой ценой, не стоит.
Я все же забрала свою одиннадцатиклассницу-дочь на полноценное семейное обучение в конце августа этого года. Дорогое и платное. Просто проанализировала ситуацию и поняла, что «второй волны» не избежать, она начнется именно со школ, и потом бессимптомно болеющие (чаще всего, но не всегда) дети разнесут заразу до домам. Это было очевидно сразу. В том же Израиле в конце весны проводились подобные исследования, о влиянии школ на распространение COVID-19 и появление большого количества суперраспространителей именно среди детей и подростков.
Пыталась достучаться до родителей чата нашего класса, но мне было сказано не гнать волну и что все будет хорошо. Идти не в ногу и ломать систему никто не захотел. Мы ушли.
Наша школа федерального подчинения, она имела право не выполнять распоряжение московского мэра о переходе на дистанционное обучение. Весь сентябрь, октябрь и начало ноября одноклассники Полины проучились.
Два дня назад им все-таки провели тесты и выявили большое количество бессимптомных носителей, да и не бессимптомных тоже.
Результат: всех в срочном порядке все же отправили на дистант.
Да, дистанционка не панацея, и это прекрасно все понимают. И никто не хочет получить через пару-тройку лет пару-тройку миллионов недорослей по всей стране, но это все же лучше, чем переполненные ковид-обсерваторы завтра.
Хотя каждый и выбирает сам для себя, в данной ситуации от здоровья одного зависит здоровье миллионов. Увы, чаще всего эти простые истины доходят до людей слишком поздно.
Дискуссии о необходимости введения дистанционного образования в России продолжаются.
Элина ЖГУТОВА, российская правозащитница, общественный деятель, руководитель портала семейной политики «Иван Чай».
— Родители по всей стране возмущены введением дистанционного образования: в Москве во всех школах, в регионах пока частично. Исследование, которое провели в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей», доказало, что первая волна дистанционки негативно повлияла на здоровье детей.
Чиновники не могут не реагировать на такой острый социальный протест, ведь это обычные родители, которых поставили в жесткие рамки, а здоровье их детей подвергли разрушению. Власти должны найти разумное решение, не прячась от родителей, предложить возможность дальнейшего полноценного образования, сообразно нашей Конституции».
«Разберитесь, что у вас там творится». Почему родители выступают против дистанта и что говорят чиновники
На днях родители, и без того уставшие от учебы детей в онлайне, забеспокоились с новой силой: стало известно, что в Думе к первому чтению готовится законопроект, регулирующий статус дистанционного образования. Многие восприняли инициативу как путь ликвидировать очное обучение в школах в принципе. Вместе с чиновниками, врачами и представителями родительской общественности мы разобрались, что происходит на самом деле. И есть ли вообще смысл в дистанционке.
Что случилось?
Разработка законопроекта, регламентирующего онлайн-образование, на самом деле началась весной: группа сенаторов выступила с этой инициативой еще в мае. Тогда школы уже почти месяц работали в удаленном режиме — негативные отзывы родителей, учителей и детей успели накопиться.
На сайте Change.org примерно в то же время появилась петиция «Не допустить законодательного утверждения дистанционного образования в Российской Федерации». Сейчас под ней уже более 215 тысяч подписей, и это число стремительно растет (как растет и число подобных петиций, общий смысл которых — недопущение перехода школ в онлайн-режим).
В тексте петиции авторы подчеркивают: «Дистанционное образование вредит не только здоровью учащихся и учителей, но и не дает усвоить материал, не дает полного понятия предмета. Какие бы платформы ни были разработаны, какие бы видеоконференции ни были использованы, ничто не может заменить очного общения учителя и учащихся».
Параллельно через чаты стали распространять открытое письмо «Против цифровизации образования в РФ»: «На сегодняшний день мы имеем дело с беспрецедентным экспериментом по уничтожению российского образования, сметающим все медицинские и образовательные ГОСТы, экспериментом, априори направленным на дебилизацию нации и подрыв обороноспособности страны, уничтожение педагогов и учителей как класса, экспериментом, направленным на претворение в жизнь идеи его основателя о безликой массе, не обладающей даже возможностью анализировать происходящие в стране и мире события, а тем более участвовать в них».
Сейчас беспокойство родителей только усилилось. Новость о том, что законопроект о дистанционном образовании готовят к первому чтению в Думе, утвердила их в мысли: скоро дистанционное образование будет законодательно уравнено с очным.
Чиновники при этом утверждают — законопроект не призван уничтожить очное образование. Он нужен лишь для того, чтобы упорядочить процессы.
Чтобы разобраться с претензиями родителей, прокомментировать слухи и составить новые прогнозы по ситуации со школами, 13 ноября в Общественной палате Москвы состоялся круглый стол «Дистанционное образование в период коронавируса». Помимо чиновников, среди спикеров присутствовали врачи — они тоже заявили о необходимости учиться дистанционно, чтобы ситуация с коронавирусной инфекцией не ухудшилась.
«Мы прекрасно понимаем, что дети являются «немыми» переносчиками инфекции, поэтому мы можем видеть рост во время второй волны пандемии. Она сопровождается увеличением летальных исходов.
В конце апреля и мая у нас тоже был пик — конечно, не такой, какой мы сейчас видим. Но именно ограничительные меры тогда вывели с этого пика. При этом честно хочу сказать, что в больнице тоже работают живые люди и те 6 месяцев нагрузки и то, что происходит сейчас, дается им непросто.
У меня есть ребенок, она заканчивает школу, находится на дистанционном обучении, и ей тоже очень не нравится система. Эти негативные высказывания о том, что детей перевели на дистанционное образование, качество образования снижается, усложняются внутрисемейные отношения, понятны. Но давайте посмотрим на другую сторону: 1000 пациентов с диагнозом COVID в Коммунарке, 200 из них в реанимации, большая часть на ИВЛ со всеми рисками.
При этом важное наблюдение: количество больных снизилось с 1023 до 957 за сегодняшний день. Как видите, принятые меры работают, нужно только набраться сил и терпения».
Денис Проценко, главный врач городской клинической больницы № 40
На круглом столе пресс-секретарь общественного движения «Родители Москвы» Инна Гориславцева поделилась жалобами на дистанционное образование — их сформулировала родительская общественность, та ее часть, которая категорически против дистанта (в телеграм-канале активистов сейчас около 20 тысяч человек). На претензии ответили председатель Комиссии по образованию и науке ОПМ Мария Лазутова, руководитель столичного Роспотребнадзора Елена Андреева и заместитель руководителя Департамента образования и науки Антон Молев.
О проблемах со здоровьем детей на дистанте
За период использования цифровых платформ для организации образовательного процесса наши дети уже не мифически, а фактически утратили часть своего здоровья, притом что они сейчас реально живы, здоровы, мы знаем, что смертей от COVID среди них нет. Наши родители пошли валом к офтальмологам, потому что у детей тотально падает зрение: после длительного просмотра обучающих программ, после того как они садятся выполнять домашние задания, глаза у них становятся красными, как у кроликов. Наши дети жалуются на депрессию, на головную боль, на плохой сон. У многих детей тахикардия.
Давайте расскажу на собственном примере. У меня дочь-хорошистка, прекрасно учится, здоровая, у нее нормальная здоровая психика.
В какой-то из дней дочь подошла ко мне, начала плакать и говорить, что постоянное присутствие в онлайне ее так вымотало, что она готова покончить с собой
Я сейчас сказала страшные вещи. Конечно же, я как мать нашла слова, чтобы отвратить ребенка от этих действий. И первое, что я сказала: «Наплюй, прекрати заниматься, если ты так устала». Но таким образом я подрываю ее стремление учиться в принципе, она расхолаживается. И я, поверьте, не одинока в своих словах, я привела только свой личный пример, но у нас много таких родителей, которые стали жаловаться на аналогичные суицидальные намерения у своих детей в закрытых домашних пространствах.
С одной стороны, мы бережем наших детей от ковида, бережем жизни наших учителей, бережем наших бабушек и дедушек. Но, с другой стороны, мы калечим будущее нашего поколения конкретными действиями. Поэтому врачи должны взвешенно оценить ситуацию — не только связанную с коронавирусом, но и с долгосрочными последствиями касательно здоровья наших детей. Все, о чем я сейчас сказала: падение зрения, развитие плоскостопия, заболеваний позвоночника, — должно быть принято к сведению.
«Мы не до конца понимали, что нас ждёт». Как студенты заменяют школьных учителей во время пандемии
Давайте посмотрим правде в глаза: когда у нас появляется случай гепатита, для него есть установленный карантинный срок. И в этой ситуации все родители прекрасно понимают, что по окончании назначенного срока карантина дети вернутся к очной форме обучения. И мы готовы терпеть — заболел ребенок, мы идем все вместе на карантин и спокойно сидим ждем. Конкретный класс будет закрыт, при необходимости конкретная школа будет закрыта. Но когда закрывается один отдельно взятый ребенок в одном отдельно взятом классе на карантин, не закрывается весь город. В данном же случае весь город закрыт конкретно из-за наших детей.
Есть дети 6–11-х классов, которые сидят дома. А параллельно есть дети начальной школы, которые ходят в школу, плюс есть дети, которые учатся в колледжах.
Получается абсолютно казуистичная ситуация, когда средний ребенок сидит дома на дистанционном, младший продолжает ходить в школу, а старший — в колледж
Где в этом случае санитарно-эпидемиологические меры, которые должны уберечь семью от инфицирования? Параллельно с этим мама с папой продолжают ходить на работу, прекрасно инфицируются в транспорте, прекрасно инфицируются в магазинах и приносят эту заразу домой. В данном случае именно эта нелогичность предпринятых мер, их комплексность говорят нам о чем? О том, что мы не понимаем, когда закончится этот карантинный период.
Слушайте, ну если стоит задача сберечь здоровье всех, давайте примем какие-то серьезные комплексные меры, только оценивая в том числе перспективы, связанные с утратой когнитивных функций наших детей, зрительных функций; учтем, что заниматься физкультурой в течение этого длительного периода карантина они будут максимум дома на коврике. А потом этим детям идти в армию. А в армию идти будет некому, потому что наши мальчики будут слепыми, как кроты; с какими-то другими дисфункциональными расстройствами.
Антон Молев, заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы:
Зачем мы заперли одних детей, но при этом позволяем ходить в школу ребятам начального образования с 1-го по 5-й? По понятным причинам. В том числе из-за интересов родителей. Совершенно очевидно, что мальчика или девочку семи лет оставить дома одного нереально. А вот ребенка двенадцати лет уже можно оставить.
Понятно, что грань зачастую бывает зыбкой. Но повторяю: это непростые решения. Когда мы понимали, что последствия могут быть крайне тяжелыми для здоровья и жизни людей, мы шли на то, чтобы перевести на дистанционное хотя бы ребят с 6-го по 11-й класс.
Мы понимали, что если закроем начальную школу и 5-е классы, то остановим город наполовину и вас, родители, оставим сидеть по домам
Мы половину ребят оставили дома, и это значит, что при понятном возмущении учителей и родителей мы все-таки реализовывали то, что задумали в самом начале учебного года, — изменили маршруты детей в школах, снизили возможность контактировать с другими. Приходилось передислоцировать раздевалки, придумывать, чтобы дети в разное время приходили и на завтраки, и на обеды, чтобы минимизировать контакты. Тогда это нужно было делать при стопроцентной наполняемости школ. Сейчас школы обладают тем ресурсом, который помогает максимально дистанцироваться с 1-го по 5-й класс.
Дошкольное образование — другое дело. И объемы контактов там меньше, да и организация жизни такова, что дети из разных дошкольных групп почти не контактируют друг с другом. Они фактически уже находятся на условном карантине.
Елена Андреева, руководитель Роспотребнадзора Москвы:
Коронавирус, как и все другие вирусные инфекции, активизируется в определённый сезон. В марте вирусные инфекции, как правило, отступают, и поэтому доминирующий коронавирус тогда тоже отступил, и мы ушли на плато. Осенью же все вирусные инфекции: аденовирусные, риновирусные и вирусы гриппа, коронавирус, — нарастают. И количество заболевших детей тоже растет, только темпы другие.
12 самых частых вопросов о коронавирусной инфекции у детей
Да, дополнительное образование мы сегодня исключаем, чтобы все-таки лишить людей возможности лишний раз контактировать друг с другом. Это временная мера. Родители, услышьте нас! Если мы закрываем детей в школах изолированно, но при этом они могут пойти и коммуницировать с другими людьми на дополнительных занятиях, то, значит, этот блок тоже нужно выключить из общения. Сегодняшняя изоляция временная, ограниченная для многих возрастов. Если мы с вами ее выдержим, это позволит удержать заболеваемость на тех цифрах, которые есть сегодня, не превысить пиковые майские значения. Поверьте, когда мы будем выводить из ограничений разные группы и возвращать допобразование и детей в очную форму, то мы это будем делать с особой радостью.
О несовершенствах образовательной платформы
Существующие нормы СанПиН жестко регулируют время, которое дети могут проводить за мониторами. Платформа МЭШ принуждает присутствовать на уроках по 6 и 7 часов за мониторами. А после этого начинаются домашние задания — тоже в электронном виде.
Никто в настоящий момент не отследил нормативное время на выполнение подобных домашних зданий. Я сама свидетель того, что моему ребенку задают задания по истории, по обществознанию, по литературе: «Подготовьте презентацию на 8–10 слайдов в Power Point». Но сколько времени нужно для того, чтобы нарисовать хотя бы один слайд в этой программе? Так вот я вам скажу. По одному отдельно взятому предмету подобные задания отнимают у нас около часа, иногда полтора. Один из тестов мы вдвоем с дочерью делали 2,5 часа. Мы потратили на него половину субботы. Вместо того чтобы хоть немного погулять, ребенок сидел за компьютером. Как при такой длительной нагрузке сохранить зрение? За месяц у моего ребенка оно снизилось на 1,5 диоптрии.
У меня простой вопрос: я считаю, что все тестовые материалы, которые выкладываются на МЭШ, должны пройти жесткую проверку на предмет соответствия времени, которое отводится на их выполнение, если мы вынуждаем детей делать это через мониторы дистанционно.
И таких примеров, когда дети жалуются на головные боли, на физическую усталость, на нехватку времени, очень много
Второй момент про качество дистанционки. Да, наверное, мы стараемся сберечь здоровье наших детей — физическое, но давайте поговорим о здоровье духовном. Потому что на самом деле качество материалов, которыми эта платформа заполнена, сильно страдает. У нас есть куча нареканий со стороны родителей. Есть фактические, фактологические ошибки. Есть несуразности, когда картинки про древних славян, а на иллюстрациях японцы.
Нам весной сказали, что уроки в зуме — это плохо, потому что он не защищен. И именно по этой причине была осуществлена доработка, для того чтобы дети подключились к системной работе через Teams, который интегрирован в МЭШ. Давайте посмотрим, избавило ли это нас от сложностей.
Сегодняшний день показателен. Из семи уроков сегодняшнего дня мой ребенок не смог подключиться к трем
Это значит, что я должна взять учебник, по которому дети учатся, и пройти с ребенком соответствующие темы, помочь их разобрать. Но я не могу это сделать, потому что тесты на МЭШе никак не корреспондируются с учебником. Если ребенок не присутствовал на уроке в связи с техническим сбоем, то решить он их не сможет. Из чего я делаю вывод, что многие эти тестовые материалы в достаточной степени не соответствуют требованиям ФГОС и тем учебникам, которые рекомендованы в школах.
Мы усовершенствовали систему весной, когда стало понятно, что обращений стало много, разработали кнопку обратной связи. Любой пользователь вправе направить информацию о том, что столкнулся с проблемой в материалах портала. Но мне просто как чиновнику друзья шлют скрины с сообщениями: «Ну разберитесь, посмотрите, что у вас там творится». Я их автоматически направляю коллегам, мы убираем эти недочеты. Мы открыты к диалогу и рады, когда родители приходят к нам с конструктивной позицией.
О приравнивании дистанционки к очной форме законодательно
Скажите, пожалуйста, вот вы взрослые люди, все иногда смотрите телевизор. Сколько времени вам надо для принятия решения, чтобы переключить неинтересную для вас программу, когда в руках есть пульт? Через сколько секунд вы нажмете кнопку, чтобы пройти на следующую программу, с которой больше повезет, будет интереснее? Думаю, считаные секунды. Многие дети, оставшись без присмотра родителей, тоже отключаются от уроков. Это доказанный факт, потому что мамы, которые сидят дома и могут работать с детьми, их концентрируют, настраивают, проверяют, вошел ли ребенок на урок, но те, кто ходит на работу, не могут это сделать.
«Ходила целовать ворота, чтобы школу открыли 1 сентября». Почему мы так возненавидели онлайн
Мне сейчас скажут: «Нужно развивать детскую самостоятельность». Да, надо, но давайте поговорим с психологами. Высокая степень концентрации и самостоятельности есть у считаного количества детей в категории 11–15 лет. Только дети старших, 10–11-х классов настроены на поступление в вузы, потенциально настроены самостоятельно и интенсивно учиться. Им нужно к ЕГЭ готовиться. Остальные дети теряют внимание, и в этом нет их вины.
Нельзя ставить знак равенства между очной и дистанционной формами образования!
Особенно в том виде, в котором сейчас это пытаются внести в качестве инициативы в соответствующий законопроект, легализующий дистанционную форму обучения как приравненную к очной. Это принимать нельзя. Москва — тот субъект Федерации, который является флагманом дистанционного образования в России. Совершенно четко он может занять свою позицию и отозвать положительное заключение на этот законопроект из Думы, для того чтобы занять некоторое время и в большей степени взвешенно подойти к этому вопросу, принять его в большей степени как аргументированный и удовлетворяющий потребности родителей в очном образовании детей.
Мария Лазутина, председатель Комиссии по образованию и науке ОПМ:
Дистанционное обучение — форма, которая позволяет часть учебных материалов передавать дополнительно в рамках офлайн-обучения. Это вынужденная мера, никогда Дума не примет решение, что дистанционное обучение будет равно очному, как вы сказали. Вместе с тем исключить то, что дистанционное обучение уже сегодня является во всем мире и у нас некой дополнительной формой образования, мы уже не можем.
Часто задают вопрос, перейдем ли мы все на дистанционное образование. Нет, не перейдем
Вот три с лишним века мир пытается убрать классно-урочную систему, но три с половиной века мы живем и работаем в классно-урочной системе, где есть учитель, класс, ученик и так далее.
Я не только чиновник, но в прошлом — учитель, понимаю, что мы учим детей принимать решения и нести за них ответственность. Своих детей мы этому тоже учим. Я понимаю, что самые заслуживающие уважения решения — это самые трудные, как правило. И, безусловно, те решения, что принимались весной, и тем более сейчас, осенью, — это не результат каких-то планов или желаний. Это вынужденная мера, за которую мы как правительство города, конечно же, несем ответственность.
Тем не менее неоднократно здесь звучал вопрос, особенно из уст родителей, что на федеральном уровне обсуждаются законопроекты, которые хотят узаконить дистанционное образование. И уважаемые коллеги-депутаты и сами родители задавали вопрос: как сам департамент относится к дистанционной форме? Ну как? Так же, как и любой здравомыслящий человек, как и любой профессионал, как и президент нашей страны, который многократно с большого экрана говорил, что это лишь инструмент, никакого знака равенства с очным образованием тут нет. И никогда, ни при каких обстоятельствах он не может быть поставлен.
Ни в каком страшном сне ни одному здравомыслящему человеку не может прийти в голову, что зачем-то можно целенаправленно перевести детей на дистанционное обучение, кроме одного — когда мы принимаем ответственное, тяжелое решение во имя спасения здоровья и детей, и взрослых, и учителей.
Фото: Shutterstock / Olesya Kuznetsova