результаты обучения на уроках русского языка

Современные средства оценивания результатов обучения на уроках русского языка и литературы.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть фото результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть картинку результаты обучения на уроках русского языка. Картинка про результаты обучения на уроках русского языка. Фото результаты обучения на уроках русского языка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Современные средства оценивания результатов обучения на уроках русского языка и литературы.

Цель учителя +цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.

Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков: 1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; 2. Устный опрос; 3. Письменная проверка; 4. Поурочный балл; 5. Контрольные работы; 6. Проверка домашних работ учащихся.

Современные методы оценки знаний, умений и навыков.

Программированный (учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным).

Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала(учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся; «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию»).

Мониторинг (непрерывные контролирующие действия в системе «педагог – обучающийся», позволяющие наблюдать и, по мере необходимости, корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию;регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе).

Методы и формы проверки и оценки знаний, используемые на уроках литературы.

Кроссворд (только дополнительно к известным методам контроля, но не как альтернатива им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала).

Викторина (имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения).

Проектная деятельность(развивает активное самостоятельное мышление ребенка, учит его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике).

Конференция (подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор).

Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения (проверка не только знания текста, но и понимания учеником особенностей характера героя, его психологию, своеобразия его языка).

Создание словарей (Например: Словарь афоризмов Базарова; словарь «Эзопова языка» в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина).

Создание компьютерных презентаций (такая работа позволяет проверить умение учащегося находить материал, отбирать его, преподносить тот или его иной форм)

Смотр знаний (каждая группа получает задания, а потом распределяют их между собой с учетом интересов способностей каждого ребенка).

Виртуальная экскурсия (развитие творческого подхода к изучаемому учебному материалу; формирование элементов информационной культуры; привитие навыков рациональной работы с компьютерными программами; формирование исследовательских навыков учащихся)

Нетрадиционные формы проведения уроков позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.

результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть фото результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть картинку результаты обучения на уроках русского языка. Картинка про результаты обучения на уроках русского языка. Фото результаты обучения на уроках русского языка

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть фото результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть картинку результаты обучения на уроках русского языка. Картинка про результаты обучения на уроках русского языка. Фото результаты обучения на уроках русского языка

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть фото результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть картинку результаты обучения на уроках русского языка. Картинка про результаты обучения на уроках русского языка. Фото результаты обучения на уроках русского языка

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть фото результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть картинку результаты обучения на уроках русского языка. Картинка про результаты обучения на уроках русского языка. Фото результаты обучения на уроках русского языка

Номер материала: ДБ-164067

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть фото результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть картинку результаты обучения на уроках русского языка. Картинка про результаты обучения на уроках русского языка. Фото результаты обучения на уроках русского языка

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть фото результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть картинку результаты обучения на уроках русского языка. Картинка про результаты обучения на уроках русского языка. Фото результаты обучения на уроках русского языка

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть фото результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть картинку результаты обучения на уроках русского языка. Картинка про результаты обучения на уроках русского языка. Фото результаты обучения на уроках русского языка

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть фото результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть картинку результаты обучения на уроках русского языка. Картинка про результаты обучения на уроках русского языка. Фото результаты обучения на уроках русского языка

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть фото результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть картинку результаты обучения на уроках русского языка. Картинка про результаты обучения на уроках русского языка. Фото результаты обучения на уроках русского языка

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть фото результаты обучения на уроках русского языка. Смотреть картинку результаты обучения на уроках русского языка. Картинка про результаты обучения на уроках русского языка. Фото результаты обучения на уроках русского языка

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Планируемые результаты изучения русского языка в 1-м классе

Планируемые результаты изучения русского языка в 1-м классе

Просмотр содержимого документа
«Планируемые результаты изучения русского языка в 1-м классе»

II.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка ученики начальной школы получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников начальной школы будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускники начальной школы научатся осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеют умением проверять написанное.

Выпускники начальной школы получат первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомятся с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научатся находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка у выпускников начальной школы будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

Планируемые результаты изучения курса «Русский язык»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:

относиться положительно к урокам русского языка;

относиться уважительно к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

проявлять интерес к языковой и речевой деятельности;

представлять многообразие окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

иметь представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность научиться:

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

принимать участие в диалоге;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

принимать участие в работе парами и группами;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Общие предметные результаты освоения программы:

иметь представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

иметь представление о значимости языка и речи в жизни людей;

иметь представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

уметь практически работать с языковыми единицами;

иметь представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

иметь представление о правилах речевого этикета;

адаптироваться к языковой и речевой деятельности.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

составлять текст из набора предложений;

выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать устную и письменную речь;

различать диалогическую речь;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

определять тему и главную мысль текста;

соотносить заголовок и содержание текста;

составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

составлять текст по его началу и по его концу;

составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:

различать звуки речи;

понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;

различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

обозначать ударение в слове;

правильно называть буквы в алфавитном порядке;

различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;

определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

наблюдать над образованием звуков речи;

обозначать на письме звук [й’];

располагать заданные слова в алфавитном порядке;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, житьи др.);

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).

различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);

различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);

определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать слово как единство звучания и значения;

определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;

на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;

подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;

на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

выделять предложения из речи;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);

составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);

писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

устанавливать связь слов в предложении;

сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:

списывать безошибочно текст с доски и учебника;

писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);

писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);

применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.

Источник

Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 5 — 9 классах

Выступление учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Амурзет» Евгении Александровны Самариной.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные ( универсальные учебные действия ) как основа умения учиться.

Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.

Что такое метапредметный подход — мало кто знает. В чем именно состоит суть метапредметного подхода, как сценировать и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредметного подхода? Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями — так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому? Если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от нас ясного ответа.

Такая обособленность разных научных дисциплин и учебных предметов друг от друга досталась нам в наследство еще от XVII века, когда началось бурное развитие научного знания, отдельных научных дисциплин и подготовка специалистов под конкретные области знания. Эта раздробленность сохраняется и усиливается по сей день благодаря использованию тех образовательных моделей и тех образовательных программ, которые достались нам от прошлых веков.
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

Метапредметы — это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая определяет специфику метапредметной интеграции.

Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока.

Наверное, пришел черед обратить внимание не только на взаимоотношение учитель – ученик, но и на взаимоотношение учитель – учитель. XXI век — век рефлексивных форм знания. Это время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись. Метапредметный подход — это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Не найдя межпредметного языка общения, мы так и будем с разных берегов руководить плывущем судном, не знающим, куда ему причалить. Проводить межпредметные мосты – это значит строить новый вид отношений между учителями, ведущий к четкому осознанию общей цели и общего дела.

Для того, что бы ученик прошелся по этим мостам их надо протянуть между учителями. Далее они вставляют эти мосты в свои уроки, т.е. целостность картины мира должна быть сформирована в головах членов педагогического коллектива, а потом уже перенесена в учебный процесс.

Метапредметный подход, чрезвычайно популярный в 20-е годы, учителя школы проходят первыми в современном образовании. Первыми быть трудно…, но и ответственно, ведь за ними идут вторые – ученики.

Таким образом, выходит, мы должны научить ребёнка двигаться по жизни, применяя на практике знания, полученные от нас.

Базовым документом концепции новых образовательных стандартов является программа развития универсальных учебных действий, призванная конкретизировать требования к результатам общего образования и дополнить традиционное содержание учебно – воспитательных программ. Необходимо оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования н только и не столько на основе знаний, умений, навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы должна стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

Уже в действующих сегодня образовательных стандартах 2010 года усилено внимание к формированию общеучебных умений и использованию приоритетных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Однако этого недостаточно. Необходимо, сохраняя лучшие традиции российского образования, переориентировать его на новые образовательные результаты, отражающее не только освоение предметного содержания (знаний, умений, опыта творческой деятельности), но и овладение метапредметными умениями (то есть способами деятельности, применимыми как в обучении, так и при решении проблем в конкретной жизненной ситуации), а также включающие личностные результаты (систему ценностных отношений, мотивации, интересов учащихся).

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психолого – педагогической составляющей фундаментального ядра содержания образования. Поэтому важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий как метапредметных результатов обучения.

В основе ФГОС лежит системно – деятельный подход, который предполагает:

— ориентацию на результаты образования как системнообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий;

— ориентацию на познание и освоение мира как цель и основной результат образования.

Разработкой вопросов системно – деятельностного подхода к образованию занимались такие учёные, как: Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов,

Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б, Эльконин, В. В. Давыдов — в области школьной психологии и педагогики.

Говоря о необходимости приоритетного формирования метапредметных результатов (как совокупности познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД), нельзя не вспомнить различные технологии интенсивного обучения по моделям В. Ф. Шаталова и Т. Я. Фроловой.

Кроме того, следует отметить, что вопрос формирования метапредметных результатов при реализации ФГОС второго поколения освещены в изученных нами статьях

— С. В. Пинжениной «Формирование метапредметных результатов при переходе к реализации ФГОС второго поколения»,

— Л. Ф. Климановой и М. В. Бойкина «Программа литературного чтения школьников»,

— С. М. Шагровой «Метапредметные результаты обучения. Мастер – класс».

Цель данного выступления – теоретически изучить проблему формирования метапредметных результатов в ходе реализации ФГОС второго поколения и выявить возможности их формирования на уроках русского языка и литературы у учащихся 8 – 9 классов с помощью применения метода внутриязыкового сопоставительного анализа.

Методологические основы формирования метапредметных результатов.

Формирование метапредметных результатов как требование ФГОС второго поколения.

Метапредметные результаты — это освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Формировать метапредметные результаты можно двумя способами:

— первый предложил учёный – педагог Громыко который считает целесообразным в связи с введением новых Стандартов образования водить специальные метапредметы и разделил их на четыре большие группы: знание, знак, проблема и задача;

— второй – это собственно метапредметный подход к преподаванию отдельных предметов для достижения метапредметных резултатов, что и является собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Исходя из этого, следует отметить, что метапредметность – это особый тип интегрированности традиционного учебного материала, выстраиваемый на деятельных и мыследеятельных основаниях.

Особенности данного типа интеграции состоят в следующем:

— обязательная работа с деятельностью учащихся, передача учащимся не только знаний, а именно деятельных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания;

-это хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать предметный материал и заново его интегрировать сточки зрения деятельностных единиц содержания;

— развитие предметной формы обучения на рефлексивных основаниях;

Таким образом, метапредметность, как тип интеграции позволяет сформировать следующие метапредметные результаты:

создавать, применять, преобразовывать модели и схемы с использованием разных способов визуализации;

— научиться разрабатывать, проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;

— научиться приёмам самоорганизации;

— осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;

— планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;

— овладеть способами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий;

— самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;

Говоря о методологических основах формирования метапедметных результатов, нельзя не вспомнить, что ещё в 50-е годы 20 века группа американских психологов и педагогов под руководством Б. Блюма разработала классификацию целей, названную «таксономией Блюма». Она построена на следующих принципах:

— психологическом и логическом подходе;

Если сопоставить категории и структуру учебных целей, данную в этом классификации, то мы поймём, насколько он близок нашему сегодняшнему метапредметному подходу, составившему основу, к примеру, технологии раннего всестороннего интенсивного развития:

№ПонятиеСодержание1ЗнаниеЗапоминание и воспроизведение изученного материала, начиная от конкретных фактов до теории2ПониманиеПреобразование, трансляция знаний из одной формы в другую. Интерпретация материала, предположение о возможных последствиях3ПрименениеПрименение изученного материала в конкретных и новых ситуациях4АнализВычленение частей целого, выявление их взаимосвязей и понимание принципов организации целого5СинтезПолучение целого из отдельных элементов, новизна предложенного плана действия, установление обобщённых связей6ОценкаОценка значения учебного материала на основании чётких критериев. Критерии могут определяться самим учеником или даваться ему извне.

Сопоставительный анализ внутриязыкового материала как средство формирования метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 5 — 9 классах.

В свете изученного теоретического материала по формированию метапредметных результатов целесообразно высказать предположение о том, что метод сопоставительного анализа языковых явлений и сопоставительный анализ литературного материала при анализе произведений русской и зарубежной классики могут быть эффективно использованы в этом направление при работе с учащимися средней и старшей школы.

Как отмечали многие ученые – литературоведы, при анализе литературного произведения нельзя останавливаться лишь на том, ЧТО автором в нём сказано. Обязательной оценки и отдельного рассмотрения требует и то, КАК это сказано. Таким образом, обосновывается необходимость проведения лингвостилистического анализа текста. Мы остановимся на том, какие виды такого анализа существуют и применяются в практике школьного преподавания литературы:

межъязыковой анализ (выполнение подстрочных и творческих переводов, сравнение разных переводов одного и того же текста). Такая работа требует знания иностранного языка и интегрированной работы учителей литературы и иностранного языка;

внутриязыковой сопоставительный анализ (сравнение произведений, написанных на одном языке и проводимый по нескольким параметрам)

2) сопоставление произведений, написанных на одну тему одним автором, но в разные периоды творчества,

3) сопоставление образа одного героя в произведениях разных авторов,

4) сопоставление образа одного героя в произведениях одного автора,

5) сравнительная характеристика персонажей произведения (следует отметить, что это самый часто применяемый учителями вид сопоставительного анализа),

6) сопоставление авторских вариантов произведения (в школьной практике применяется редко, так как требует работы с черновыми вариантами произведения, специальной подготовки самого учителя, хотя именно такой анализ наиболее интересен школьникам, потому что позволяет заглянуть в творческую лабораторию писателя, увидеть, как он правил текст, доводя его до совершенства, почерпнуть приёмы рецензирования собственных творческих работ. Именно такая форма сопоставительного анализа рождает самые интересные исследовательские работы учащихся и даёт очень продуктивный результат про выполнении проектных заданий).

Применённый в курсе русского языка, метод сопоставительного анализа позволяет не заучивать длинные определения разных понятий, а, сопоставляя, выводить общие закономерности функционирования стилей речи, правил правописания и так далее, избегая эффекта психологической интерференции (на преодолении которого строит свою систему интенсивного обучения русского языку Т. Я. Фролова).

Таким образом, метод сопоставительного анализа представляется одним из самых эффективных при формировании метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы.

Практическое применение метапредметных результатов

Содержательные и методические аспекты формирование метапредметных результатов на уроках литературы в 8- 9 классах.

Внутриязыковой сопоставительный анализ образов главных героев произведений разных авторов на уроках литературы в 8 классе как средство формирования метапредметных результатов.

Пример . «Образ Емельяна Пугачёва в народных исторических песнях, романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и драме С.А. Есенина «Пугачёв»

ПонятиеСодержание
1Знание— понятие «устное народное творчество», «историческая песня», «исторический роман», «пьеса»

— знание основных черт исторических эпох, в которые написаны произведения,

— исторические сведения о личности Пугачёва,

— почитанный текст романа «Капитанская дочка»(уроки по отдельным планам)

2Понимание— выделение критериев возможного сопоставления образ Пугачёва (отношение к народу, отношение к своим сторонникам, отношение к врагам, личные качества героя)
3Применение— групповая работа по текстам произведений
4Анализ— собственно сравнение образов Емельяна Пугачёва, созданных народом, А. С. Пушкиным и С. А. Есениным(подведение итогов групповой работы)
5Синтез— составление сводной таблицы – сравнения. Выявление причин сходства и различия образа героя в данных произведениях
6Оценка— Оценка возможности использования результатов сравнения для выполнения проектных, в том числе и межпредметных, заданий, творческих заданий и написания исследовательских работ,

-Проведение самостоятельного сопоставительного анализа образа Ермака Тимофеевича в историческом документе, народном предании и думе К. Ф. Рылеева

Нужно отметить, что весь литературный материал для проведения сопоставительного анализа является программным материалом и помещён в учебнике для 8 класса. Учителю лишь остаётся так спроектировать учебный процесс, чтобы создать возможность для подобного рода работы.

Сопоставительный анализ образов героев в разных произведениях разных авторов как нельзя лучше подходит для формирования метапредметных результатов, так как в ходе этой работы учащиеся получают возможность работать в группах и парах, планировать свою работу, производить такие мыслительные действия, как: анализ, сравнение, синтез, речевое оформление выводов и планирование того, где можно применить результаты проведённой работы.

Итак, изучив необходимость формирования метапредметных результатов при переходе на ФГОС второго поколения, мы пришли к выводам:

— метапредметные результаты – это освоенные учащимися познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД;

Опираясь на собственный опыт преподавания русского языка и литературы, мы пришли к выводу, что метод сопоставительного анализа литературных явлений и языковых единиц позволяет эффективно работать над формированием метапредметных результатов по ФГОС второго поколения.

Определение метапредметного урока

Метапредметный урок — это урок, целью которого является:

— ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,

— умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

— создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса. Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.

— формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности

— формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.

Метапредметный урок — это урок, на котором…

происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.

— обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. «Не мыслям следует учить, а мыслить» (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.

— школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

— ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт.

— ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ.

Метапредметный урок — это урок, с помощью которого…

происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;

— обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;

— можно подготовить ребенка к реальной жизни;

— в общее содержание образования включается метапредметное содержание

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *