результат обучения это в педагогике
Определение результатов обучения
Определение результатов обучения
Обзор литературы по результатам обучения позволяет выделить ряд сходных определений этого термина:
• Результаты обучения – это формулировки того, что, как ожидается, сможет делать студент в результате учебной деятельности (Jenkins and Unwin, 2001).
• Результаты обучения – это формулировки, определяющие, что будут знать или в состоянии делать учащиеся в результате учебной деятельности. Результаты, как правило, выражаются в знании, навыках и позиция (Американская ассоциация юридических библиотек19).
• Результаты обучения – это точное и ясное описание того, что должен знать, понимать и быть в состоянии делать учащийся в результате обучения (Bingham, 1999).
• Результаты обучения – это формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и / или будет в состоянии продемонстрировать учащийся после завершения процесса обучения. (ECTS: Руководство пользователя, 2005).
• Результаты обучения – это ясные и точные формулировки того, что мы хотим, чтобы наши студенты знали, понимали и могли делать в результате завершения наших курсов (Университет Нового Южного Уэльса, Австралия20).
• Результаты обучения – это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и / или быть в состоянии продемонстрировать учащийся в конце периода обучения (Gosling and Moon, 2001).
• Результаты обучения – это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и / или в состоянии делать учащийся в конце периода обучения (Donnelly and Fitzmaurice, 2005).
• Результаты обучения – это формулировка того, что, должен будет знать, понимать и быть в состоянии делать учащийся в конце периода обучения, а также того, каким образом это обучение должно быть продемонстрировано (Moon, 2002).
• Результаты обучения описывают, что учащиеся могут продемонстрировать с точки зрения знаний, навыков и установок после завершения программы (Комитет по совершенствованию качества, Техасский университет21).
• Результаты обучения – это письменная формулировка того, что успешный студент или обучающийся, как ожидается, будет в состоянии делать по завершении модуля/курсовой единицы или квалификации (Adam, 2004).
Таким образом, очевидно, что в предлагаемых определениях результатов обучения нет существенных различий. Из этих определений ясно, что:
• результаты обучения фокусируются на достижениях учащихся, а не на преподавателя;
• результаты обучения фокусируются на том, что может продемонстрировать учащийся в конце учебной деятельности.
Хорошим рабочим определением результатов обучения можно считать следующее определение (ECTS(Европейская система перевода и накопления кредитов — общеевропейская система учета учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса): Руководства пользователя):
Результаты обучения – это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или будет в состоянии продемонстрировать учащийся по окончании процесса обучения
Процессом обучения может быть, например, лекция, модуль или целая программа.
Процесс написания хороших результатов обучения на уровне модулей и квалификаций требует времени и размышлений. …Очень важно, чтобы это не был стерильный процесс создания результатов обучения для существующих неизменяемых модулей и курсов. Преимущества создания результатов обучения проистекают из динамичного характера этого процесса, где реально осуществляется новый подход к обучению, когда одновременно обдумываются возможные результаты обучения, способ их достижения и методы оценки.
Все результаты обучения должны поддаваться оцениванию. В противном случае они не отвечают своему назначению и должны быть признаны негодными.
На уровне проектирования курсов и модулей существует очевидная и тесная взаимосвязь между преподаванием–обучением–оцениванием.
Создание результатов обучения не является точной наукой, и их написание требует серьезных размышлений – при неправильном понимании очень легко сделать из них смирительную рубашку. Обычно результаты обучения в дальнейшем подразделяются на различные категории. Наиболее распространенным является подразделение результатов на предметно-специализированные, которые относятся к предметной дисциплине и специфическим для нее знаниям и/или навыкам; и универсальные (иногда называемые ключевыми переносимыми навыками), относящиеся к любой и всем дисциплинам, например, устные навыки, навыки письма, решения задач, использования информационных технологий, совместной работы и т. д.
Формулировки результатов обучения, как правило, начинаются с фразы: «По успешному завершению обучения (единицы/модуля или квалификации) студент сможет. ». Такая формулировка имеет ряд преимуществ, поскольку заставляет разработчика результатов обучения сосредоточиться именно на тех навыках, способностях и знаниях, которые будут приобретены. Для данных формулировок характерно использование активных глаголов. В своей иерархии мыслительного процесса Блум выделяет шесть категорий обучения: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
При этом используются следующие глаголы: знание – воспроизводить, рассказывать, формулировать; понимание – классифицировать, описывать, распознавать, рецензировать; применение – применять, демонстрировать, решать; анализ – вычислять, анализировать, оценивать, критиковать; синтез – составлять, создавать, планировать, формулировать; оценка – оценивать, обсуждать, предсказывать, составлять мнение и т. д.
Результаты обучения
Текст анонса для термина Результаты обучения
Результаты обучения (learning outcomes) — усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции; то, что обучающийся будет знать, понимать и уметь после успешного окончания процесса обучения.
Одна из его целей — «создание системы зачетных единиц как надлежащего инструмента стимулирования наиширочайшей студенческой мобильности». Была запущена ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System) — Европейская система перевода и накопления зачетных единиц. Это ориентированная на обучающегося система накопления и перевода зачетных единиц, основанная на прозрачности результатов обучения и процессов обучения, используется, например, при переходе из одного учебного заведения в другое.
Цель системы — способствовать процессам планирования, реализации, оценки, признания и легализации:
В системе, ориентированной на обучающегося, образовательные организации:
► способствуют и поддерживают обучающихся в формировании их индивидуальных образовательных траекторий и помогают им выстраивать собственный стиль обучения;
►дают обучающимся больший выбор в содержании, способах, скорости и месте обучения;
►используют «результаты обучения» и «трудоемкость для обучающегося» для оценки результатов обучения.
Результаты обучения, включая компетенции, в Европейской системе перевода и накопления зачетных единиц рассматриваются как общие итоги обучения.
Результаты обучения должны:
►отражать связь преподавания, обучения и оценки;
► включать базу для оценки трудоемкости и распределения зачетных единиц;
►содержать четкие критерии оценки, включая как минимальные требования, так и ожидаемый уровень;
►оценивать как теоретические концептуальные знания, так и полученные профессиональные и общие навыки их использования;
►отражать желаемые результаты по окончании обучения, а не средства или процесс.
Основные показатели достижения результата обучения
Знания (knowledge) — это результат процесса познания реальности, обобщающий и систематизирующий полученную информацию, понятия, суждения, теории, представления о предметах и явлениях.
Характеристики знаний
►Глубина — уровень усвоения сущности и взаимосвязей изучаемых предметов и явлений;
►Гибкость — возможности применения знаний в различных условиях;
►Прочность — длительность сохранения знаний;
►Действенность — возможность применять знания в практических целях.
Умения (skills) — усвоенные способы выполнения действий, способность применять приобретенные знания и навыки в практической деятельности в меняющихся условиях.
Навыки (habits, skills) — принимаемые, применяемые, а в ряде случаев и доведенные до автоматизма модели действий сотрудника как совокупность знаний, умений и мотивации применять их в своей деятельности.
Группы навыков
►перцептивные (чувственные) — навыки, направленные на сенсорное восприятие окружающего мира и анализ полученной информации. Например, распознавание лиц и голосов;
►умственные (мыслительные) — способности и методы осуществления мыслительной деятельности, включая концентрацию и распределение внимания, наблюдение, запоминание, целеполагание, образное представление, воображение,саморефлексию. Например, счет в уме;
►двигательные (моторные) — крупная и мелкая моторика и в целом автоматизированное механическое воздействие на среду или предмет с целью его преобразования. Например, игра на музыкальном инструменте;
►поведенческие (социальные) — модели поведения в определенных ситуациях, включая коммуникабельность, обучаемость, взаимодействие. Например, пользование столовыми приборами в заведениях общественного питания.
Сформированные компетенции
►способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области;
►совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающая в себя применение знаний, умений и навыков в качественной продуктивной деятельности.
«Таксономия образовательных целей» Бенджамина Блума (Benjamin Bloom) (1956) 2
Позволяет выразить результаты обучения через когнитивные навыки. Согласно этой классификации, существует шесть уровней (от простейших до сложных когнитивных навыков):
Уровень
результатов обучения
Описание уровня
результатов обучения
Примеры глаголов, описывающих
уровень результатов обучения
1. Фактические
знания (знать)
Помнить и уметь
воспроизводить фактическую
информацию
Знать: определять, перечислять,
указывать, помечать, называть
Демонстрировать понимание
идей и понятий
Понимать: описать, объяснить,
суммировать, интерпретировать,
иллюстрировать
Применять знания
в незнакомых ситуациях
Применять: демонстрировать,
использовать, вычислять, решать,
предсказывать, конструировать,
модифицировать
Структурировать и разделять
на части идеи и понятия
Анализировать: сравнивать,
классифицировать, различать,
идентифицировать, сопоставлять
Изменять и комбинировать
идеи для создания нового>
Создавать: развивать,
предлагать, формулировать,
проектировать, изобретать
Демонстрировать критическое
мышление и отстаивать свою
точку зрения
Оценивать: судить,
рекомендовать, оправдывать,
защищать, критиковать, определять
Наряду с когнитивными навыками Блума психолог Роберт Ганье (Robert Gagne) выделяет пять типов приобретаемых способностей как результатов обучения: интеллектуальные способности, вербальная информация, отношение, моторные навыки и когнитивные стратегии.
Результаты обучения по Ганье как педагогические цели и соответствующие им педагогические рекомендации 3
Соответствующие
условия обучения
1. Интеллектуальные
способности:
►Правила высокого
порядка
Учащийся может вычислить
площадь трапеции
Объяснение правил:
вербальные инструкции
в отношении запоминания
правил и их применения
Учащийся выявляет
характеристики, общие для всех
млекопитающих
Учащийся должен представлять
желаемый результат;
рассматриваются основные
понятия по теме;
рассматриваются конкретные
примеры
Учащийся способен
классифицировать объекты
по цвету и размеру
Даются примеры:
учащийся сам приводит
примеры; подкрепление
Учащийся способен
различить печатные
буквы
Стимулы для различения
даются одновременно;
подкрепление; повторение
►Простейшие типы
обучения (сигнальное,
стимул-реактивное)
Позитивное отношение
к обучению
Подкрепление; модели;
позитивный опыт в
различных контекстах
2. Вербальная
информация
Учащийся перечисляет
пять областей
обучения Ганье
Информация организована
по содержанию; смысловой
контекст; мотивирование
3. Когнитивные
стратегии
Учащийся вырабатывает
собственную стратегию
запоминания
Частое решение задач;
обсуждение и непосредственное
обучение стратегическому
мышлению
Учащийся предпочитает
учебник по психологии,
а не художественную литературу
Модели; подкрепление;
вербальное руководство
Учащийся собственноручно
печатает резюме текста
Модели; вербальные
инструкции; подкрепление
(знание результатов); практика
Навыки, развивающиеся за счет приобретения релевантных знаний и умений, при наличии мотивации применять эти знания и умения в практической деятельности формируют новую, более эффективную модель поведения руководителя.
В результате навыкового обучения формируются первичные навыки, закрепляемые далее в практической деятельности руководителя. При навыковом обучении знания и умения, включаемые в программу, должны быть релевантны и достаточны формируемым навыкам.
При этом мотивация или желание применять их на практике формируются за счет создания соответствующего опыта и установок: до начала программы, во время программы и по окончании программы обучения.
Формирование навыков связано с компетентностным подходом в обучении. Для каждого уровня менеджмента определяется целевой уровень развития компетенций, которому соответствуют определенные навыки.
Два основных подхода к пониманию компетенций в менеджменте:
►Американский подход рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника. Компетенция — это основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе.
►Европейский подход рассматривает компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. Компетенция — способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации.
Необходимо разделять понятия «компетенции» и «результаты обучения» с точки зрения различных ролей участников образовательного процесса. Компетенции — это динамическая комбинация знания, понимания, умений, навыков и способностей. Компетенции сфокусированы на результат, в качестве которого выступает как получение знаний, навыков и умений, так и способность применять их на практике в изменчивой среде. Результаты обучения отражают достигнутый обучающимся уровень компетенций и направлены на процесс.
Виды контроля результатов обучения
►Текущий контроль — наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения, обычно проводится на первых этапах обучения.
►Периодический и/или тематический контроль — проверка усвоения программного материала по каждому этапу / каждой теме курса.
►Итоговый контроль — оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток учебного времени, либо по итогам прохождения всего курса.
Методы контроля 4
Выделяют следующие методы контроля: устный контроль, письменный контроль, практический контроль, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Г.И. Щукина), методы программированного и лабораторного контроля (Ю.К. Бабанский).
Схема навыкового образования
►Во взаимодействии со своими коллегами, партнером, детьми я постоянно говорю им о своей точке зрения и никогда не выслушиваю их мнение.
►Я неэффективен во взаимодействии. Как поменять модель поведения?
Источники
Российское образование для иностранных граждан — Коммюнике Конференции министров высшего образования «Формирование общеевропейского пространства высшего образования», 2003
Bloom B. S. — ‘’Taxonomy of educational objectives: The classiication of educational goals: Handbook I, cognitive domain’’, 1956
Лефрансуа Г. — «Психология для учителя: учебное пособие» — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России,1998
Результаты обучения
Минобрнауки РФ от 13.05.2010 N 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ» (вместе с «Разъяснениями разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»)
Смотреть что такое «Результаты обучения» в других словарях:
Результаты обучения (I) (learning outcomes, I) — Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв ся настолько важной и настолько широкой, что она представлена здесь в двух различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с… … Психологическая энциклопедия
Результаты обучения (II) (learning outcomes, II) — В широком смысле под термином «рез т» понимается то, чему индивидуум научился в процессе своего участия в определенном виде учеб. деятельности. Однако в границах различных исследовательских перспектив этот термин приобретает более специфическое… … Психологическая энциклопедия
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ — диагностируемые и операционально выраженные цели обучения, представленные в виде системы задач [95] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе к рой решаются задачи развития и воспитания личности. В П. о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты учитель и ученик. Как элементы П. о. могут … Российская педагогическая энциклопедия
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — обязательный элемент оснащения уч. кабинетов и их информационно предметной среды, а также важнейший компонент уч. материальной базы школ разл. типов и уровней. К С. о. относят разл. материальные объекты, в т. ч. искусственно созданные специально… … Российская педагогическая энциклопедия
Развитие программ обучения (curriculum development) — Признание того, что структурирование занятий и достижение целей обучения являются важнейшими компонентами программы обучения, способствовало широкому принятию определения ее Джонсоном как «структурированной последовательности предполагаемых… … Психологическая энциклопедия
Коллективный способ обучения — Коллективный способ обучения это общественно исторический этап (общественно историческая стадия, формация) развития сферы образования. Термин «коллективный способ обучения» (КСО) ввёл Виталий Кузьмич Дьяченко. Содержание 1 … Википедия
Формы организации обучения — Философская категория формы используется для описания способа упорядочивания объекта, его внутренней и внешней организации. Форма организации обучения это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования. В … Википедия
Технология парного обучения — Технология парного обучения один из видов педагогических технологий, при котором один участник учит другого (одного) участника. При этом необходимо наличие по меньшей мере трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в… … Википедия
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — в узком смысле применение компьютера как средства обучения, в широком многоцелевое использование компьютера в уч. процессе. Компьютер является одним из компонентов информац. технологии, поэтому вместо термина «К. о.» часто используют в том же… … Российская педагогическая энциклопедия
Результат обучения это в педагогике
В Кыргызской Республике предпринимаются энергичные шаги по реформе системы образования. В целях интеграции высшего профессионального образования в международное образовательное пространство, 2011 году Постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в Кыргызской Республике» введена двухуровневая структура высшего профессионального образования (бакалавр, магистр), утверждены макеты государственных образовательных стандартов, а также перечни направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В 2012 году приняты весьма важные документы – Концепция и Стратегия развития образования до 2020 года, провозгласившие важные ориентиры, ценности и приоритеты для системы образования Кыргызстана. Документ указывает на необходимость перехода на образование, ориентированное на конечный результат.
С целью оптимизации структуры и содержания высшего образования были разработаны государственные стандарты нового поколения, основанные на компетентностной модели. Стандарты нового поколения позволяют обеспечить существование единого в стране образовательного пространства, единый уровень образования.
Разработка и внедрение стандарта образования вызвана стремлением Кыргызстана войти в систему мировой культуры, что требует при формировании образования учета достижений международной образовательной практики. Прежде всего, это вызвано с внедрением принципов Болонского процесса в системе образования Кыргызстана. В связи с разработкой и внедрением стандартов нового поколения получает расширяющее употребление понятие «результат обучения». В разработке образовательных программ, обучающих модулей основным системообразующим элементом будет выступать результат обучения. Данное понятие регулярно обсуждаются на международных форумах. В коммюнике министров 2012 года (г. Бухарест, Румыния) отмечается, что в процессе формировании механизмов прозрачности, оценки и признания образования результату обучения отводится важная роль. Как отмечает эксперт по Болонскому процессу С.Адам, «результаты обучения используются как инструмент реформирования и инновации учебных программ, а также для определения кредитов Европейской системы переноса и накопления кредитов (ECTS), описания модулей и учебных программ и для обеспечения студентоцентрированного, базирующегося на результатах, образовательного процесса. Из скромного второстепенного инструмента результаты обучения превратились в один из основных механизмов радикальной реформы европейского высшего образования» [1].
Таким образом, с провозглашением образования, ориентированного на конечный результат, необычайно возросла роль результата обучения и начаты исследования по определению ее сущности и роли в системе образования. Результат обучения не является чем-то совершенно новым для системы образования. Еще с зарождением феномена обучения было ясно, что любое обучение завершается достижением определенного результата. Результат обучения охарактеризован тогда как итог реализованных усилий по обучению детей. Еще в 50-80-годы ХХ века усилиями психологов-педагогов Б.Блума [2], Р.Ганье [3], Р.Магера [4] были поставлены вопросы о результатах обучения.
Результат обучения является частью структуры обучения и имеет тесную связь со всеми его компонентами. Результат обучения имеет связь с целью обучения. Фундаментальное исследование по разработке целей как планируемого результата обучения было проведено американским психологом Б.Блумом. В его работе [2] педагогические цели систематизированы по нарастающей сложности.
Однако цель еще не сам результат, а предположение о результате. Это своего рода гипотеза, требующая проверки на истинность. Цель обучения как планируемый результат, отвечает на вопрос: Каким должен быть результат? Этот важный методологический вывод послужил основой формулировки понятия о требованиях к знаниям и умениям, как планируемых результатов обучения, позволяющих представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявиться те или иные знания и умения, какими качествами должны обладать ученики.
В структуре процесса обучения, результат обучения тесно связан со средствами и методами обучения, контроля и оценивания.
В годы советской власти в системе образования Кыргызстана понятие «результат обучения» трактовался по-разному. Многие авторы считали его как обретенные учеником знания, умения и навыки. Другие использовали понятия «обученность» и «обучаемость». Обученность – это готовность ученика выполнить определенное действие, в ходе которого проявляются знания, умения и навыки, усвоенные учеником в процессе обучения. А смысл обучаемости заключается в способности учащихся успешно овладевать знаниями, умениями и навыками. В документе Болонского процесса (2005) отмечается, что результаты обучения – «это формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или будет в состоянии продемонстрировать учащийся после завершения процесса обучения» [5]. Стивен Адам определяет результат обучения как письменную формулировку того, что успешный студент или обучающийся, как ожидается, будет в состоянии делать по завершении модуля/курсовой единицы или квалификации [6]. В последних документах Болонского процесса результаты обучения определяются как «наборы компетенций, выражающих, что именно студент будет знать, понимать или будет способен делать после завершения процесса обучения» [7]. В нашей работе результат обучения определяется как усвоенные учеником знания, умения и навыки, интеллектуальные и творческие способности, социально значимые свойства (качества, компетентность), ценностные отношения с окружающей средой, которые выражаются посредством уровней усвоения [8].
Сформулированные определения позволяет констатировать, что результаты обучения фокусируются на достижениях обучающихся и констатируют о демонстрации учащимися своих достижений в конце обучения. Как видно из определения, результат обучения носит системный характер. Это означает, что результат обучения имеет свои элементы, которые органически взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга и нацелены на целостность. Логика подсказывает, что необходимо выявить их компоненты. По нашему мнению, результат обучения состоит из трех компонентов.
В завершении процесса обучения обучающиеся овладевают знаниями о действительности. Параллельно они усваивают знания о способах деятельности. Кроме этого, они информируются об особенностях процесса усвоения таких знаний как мотив, интерес, внимание и т.д. Эти знания составляют содержательный компонент результата обучения.
Однако для усвоения этих знаний и применения этих знаний, необходимы способы деятельности (умения и навыки). В результате действий, усвоенные знания преобразуются, перегруппируются. Эти способы и действия составляют содержание деятельностного компонента результата обучения.
Осваивая знания, применяя способы деятельности, учащиеся делают их личностным достоянием, приобретая компетенции, демонстрируя свои достижения, они сами становятся компетентными. Усвоенные знания и опыт деятельности способствуют формированию личности ученика. Они позволяют успешно решать проблемы, оказать помощь другим, а в дальнейшем – участвовать в создании материальных и духовных благ общества и своих, личных благ. Следовательно, эти личные достояния и качества составляют личностный компонент результата обучения.
Другой особенностью формулировки результата обучения является уровень усвоения. Компоненты результата обучения, рассмотренные выше, охарактеризованы с точки зрения его структуры. Они статичны. А уровни усвоения характеризуют динамичность результата обучения. Компоненты в основном отвечают на вопросы: что представляет собой результат обучения, какова его структура? В отличие от них, уровень усвоения отвечает на вопросы: Как выражается образовательный результат у обучающегося по завершению обучения? Какова его уровень учебных достижений? Следовательно, компоненты и уровни усвоения составляют две стороны одного и того же понятия – результата обучения.
Уровень усвоения детализирует планируемые результаты обучения в виде уровневой деятельности учащихся. Специалисты предлагают решить этот вопрос описанием желаемой модели действия после прохождения курса обучения. Почти все ведущие исследователи в области образования при планировании результатов обучения основываются на таксономии Б.Блума и его различных модификаций. Таксономия Блума стал своего рода инструментом для формирования уровня обученности и для педагогического наблюдения за траекторией развития каждого обучаемого. В своей работе он предложил и обосновал шесть различных уровней, которые располагаются иерархически: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. В качестве основного приема конкретизации предлагаются глаголы, типа: анализировать, высказывать, демонстрировать, интерпретировать, оценивать, модернизировать, синтезировать и т.д.
Своеобразную модель определения результата обучения предлагает В.П.Симонов. Образовательный результат он разделяет на следующие уровни [9]:
1. Различение – выбор информации из числа представленной (4%);
2. Запоминание – неосознанное воспроизведение текста, правил, формулировок и т.п. (12%);
3. Понимание – осознанное воспроизведение (20%);
4. Элементарные умения и навыки – репродуктивный уровень применения теоретических познаний на практике (28%);
5. Перенос – творческий уровень реализации усвоенной теории (36%).
Здесь логика идентично с таксономией Б.Блума: от освоения простой доступной информации следует переходить к освоению более сложной и знанию способов ее упорядочения. На первом уровне (4% обученности), так называемом «различении» обучающийся отличает изучаемый объект или явление от их аналогов. На втором уровне (12% обученности), «запоминании» обучающийся показывает формальное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками. На третьем уровне (20%) «понимании» – обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия и охарактеризовать взаимосвязи. На четвертом уровне (28%) «элементарных навыков и умений или уровне продуктивной деятельности» обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью. На пятом уровне (36%) «переноса» обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний получать новые знания в других предметных областях. Именно эту систему методисты и практики предлагают использовать в образовательном процессе вузов и школ.
Результаты обучения, выраженные на языке компетенций, открывают путь к расширению академической и профессиональной мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций. Ориентация на результат обучения полностью меняет акцент не в пользу преподавания, а в пользу учения. По мнению экспертов, результат обучения составляет основу студентоцентрического подхода к обучению, представляющую новое направление и предполагающее системные преобразования в образовании. Мировой опыт свидетельствует о переходе от традиционного «центрированного на преподавателе» подхода к «студентоцентрированному». Методы, центрированные на преподавателе, делают основной акцент на преподавателя. Методы, базирующиеся на результатах, ставят в центр внимания студента [10]. Таким образом, в образовательном процессе наблюдается смещение акцентов с преподавания на учение, на передний план выходит активная образовательная деятельность студента.
Обучение, ориентированное на результат приводит к пересмотру структуры обучения. Эксперты предлагают следующие этапы обучения [11]:
1. Определить ожидаемые результаты обучения.
2. Осуществить планирование и регулирование (Разработать учебный план, преподавание, обучение и оценивание таким образом, чтобы сделать возможным достижение результатов).
3. Провести оценку результатов (собрать данные по достижению результатов студентами).
4. Усовершенствовать программы на основе оценки результатов.
Формулировка ожидаемых результатов обучения способствует точному пониманию преподавателем того, как планировать обучение, в каком объеме и форме необходимо преподавать и оценивать программный материал. Это с другой стороны предоставляет ясность для учащегося. Он будет знать, какого уровня достижений он должен достичь и как должен демонстрировать свои достижения.
Исходя из этого можно констатировать, что результаты обучения становятся измеряемыми учебными достижениями студентов, выраженные на языке компетенций и проявляющиеся в решении проблемных ситуаций. Акцент на результаты обучения, смена знаниевой парадигмы образования на компетентностную, переход от простой передачи знаний к содействию и поддержке студентов в овладении компетенциями обусловливает множество усилий и принятия кардинальных мер в системе высшего образования.
В своем докладе С.Адам приводит любопытный факт, что обращение к Google дает более 4790000 ссылок для термина «результаты обучения» и 222000 ссылок по теме «написание результатов обучения» [1]. Если учитывать, что доклад был сделан еще в феврале 2008 года, то можно увидеть еще более повышенную заинтересованность педагогической общественности к результату обучения сейчас и столь важную его роль в современной системе образования.
Отсюда виден серьезный масштаб работы, которую предстоит сделать, чтобы результаты обучения могли в полной мере реализовать свой потенциал как средства совершенствования квалификаций, образовательных структур и студентоцентрированного образования.